Научная статья на тему 'Современная бандура в составе Европейского джазового оркестра: обобщение исполнительского опыта'

Современная бандура в составе Европейского джазового оркестра: обобщение исполнительского опыта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
188
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
БАНДУРА / BANDURA / ОРКЕСТР / ORCHESTRA / ДЖАЗОВЫЙ ОРКЕСТР / JAZZ ORCHESTRA / ОРКЕСТРОВЫЕ ФУНКЦИИ ИНСТРУМЕНТОВ / ORCHESTRAL FUNCTIONS OF INSTRUMENTS / ПАРТИТУРА / SCORE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матвиив Георгий Васильевич

В статье анализируются образно-стилистические, фактурно-функциональные, темброво-звуковые особенности применения современной концертной бандуры в партитуре Европейского джазового оркестра. Применяются исполнительский и музыковедческий аналитические подходы. Выявляются оркестровые перспективы бандуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN BANDURA IN THE EUROPEAN JAZZ ORCHESTRA: A SYNTHESIS OF THE PERFORMING EXPERIENCE

The article analyzes the figurative-stylistic, textural-functional, timbre and sonic features of the application of modern concert bandura in the score of the European Jazz Orchestra. Performing and musicological analytical approaches are applied. Orchestral perspectives of the bandura are revealed.

Текст научной работы на тему «Современная бандура в составе Европейского джазового оркестра: обобщение исполнительского опыта»

Matviyiv Georgiy Vasilevich, teacher of the Department of Folk Instruments of the Odessa National Music Academy named A. V. Nejdanova,

E-mail: [email protected]

MODERN BANDURA IN THE EUROPEAN JAZZ ORCHESTRA: A SYNTHESIS OF THE PERFORMING EXPERIENCE

Abstract: The article analyzes the figurative-stylistic, textural-functional, timbre and sonic features of the application of modern concert bandura in the score of the European Jazz Orchestra. Performing and musicological analytical approaches are applied. Orchestral perspectives of the bandura are revealed.

Keywords: bandura, orchestra, jazz orchestra, orchestral functions of instruments, score.

Матвиив Георгий Васильевич, преподаватель кафедры народных инструментов Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой,

E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННАЯ БАНДУРА В СОСТАВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ДЖАЗОВОГО ОРКЕСТРА: ОБОБЩЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ОПЫТА

Аннотация: В статье анализируются образно-стилистические, фактурно-функциональные, темброво-звуковые особенности применения современной концертной бандуры в партитуре Европейского джазового оркестра. Применяются исполнительский и музыковедческий аналитические подходы. Выявляются оркестровые перспективы бандуры.

Ключевые слова: бандура, оркестр, джазовый оркестр, оркестровые функции инструментов, партитура.

Современная концертная усовершенствованная бандура с конца ХХ века прочно заняла свое место в семье академических музыкальных инструментов, проходя в своеобразной «стреттной» форме (в течение нескольких десятилетий) практически все периоды развития, на которые у академических инструментальных культур традиционно уходит до нескольких столетий. Особенность бандурной инструментальной культуры обусловлена локальным характером распространения (территория Украины и отчасти украинской диаспоры в Канаде), а также генетикой вокально-инструментальной природы: бандуристы - сегодня

единственные представители музыкально-академической сферы с «законным» исполнительским синкретизмом одновременного пения и игры на инструменте, что проявляется в методике обучения, концертной деятельности и репертуаре. При этом в учебном, конкурсно- и концертно-исполни-тельском форматах естественно оформились две специализации: бандуристы-инструменталисты и бандуристы-вокалисты. Следует отметить, что в последние два десятилетия эта дифференциация становится все более условной, требования к обеим сферам творчества постоянно повышаются и исполнители вынуждены им соответствовать,

повышая исполнительскую сложность как вокальной, так и инструментальной технологий. Сразу оговорим, что объектом нашего исследования выступает бандурный инструментализм, имеющий собственную специфику исполнительского мышления и слышания. Цель статьи - выявление оркестровых функций и перспектив усовершенствованной концертной бандуры в оркестровом целом джазовой стилистики.

Сегодня бандура переживает период активного поиска новых выразительно-звуковых средств, становления жанровой системы, выхода за пределы традиционной исполнительской практики в сольном (инструментальном и вокально-инструментальном), ансамблевом (в самых разных, «немыслимых» сочетаниях) и оркестровом форматах. Репертуарный «бум» концертного творчества бандуристов включает как переложения музыкальной классики разных жанров и стилевых направлений (с преимуществом барочных и постмодернистских, а также усиливающимся интересом к «третьему пласту», по В. Конен [3]) и оригинальные (написанные специально для этого инструмента с учетом его возможностей и особенностей) композиции в широком жанрово-стилистическом спектре - от типичных вариационных циклов и миниатюр до использования новейших композиторских техник и форм. Среди них имеются произведения бандуристов с выраженной композиторской рефлексией (такой этап прошли в своем становлении абсолютно все инструментальные культуры) - О. Герасименко, Р. Гринькив, Г. Матвиив, Т. Старенков, Т. Гор-дийчук, Н. Хмель и др., а также композиторы-симфонисты, не владеющие бандурой, но создающие свои произведения для этого инструмента в тесном творческом тандеме с исполнителями ввиду мощной актуализации специфических приемов игры-звучания - Н. Дремлюга, К. Мясков, В. Зу-бицкий, Ю. Гомельская, В. Власов, Е. Милка и др.

Автор данной статьи активно применяет в своем композиторском творчестве непривыч-

ные для бандуры стилистические и технологические инструментальные приемы джазового, джаз-рокового и некоторых других актуальных сегодня направлений, такие как синкопы, тернарный принцип, септ-, нон-, терцдецимаккор-ды, самостоятельность-индивидуализация фактурных линий («сольные» голоса фактуры, импровизационность мелодических линий и им-провизационность как первая стадия рождения композиции), что, с одной стороны, расширяет художественные и исполнительские возможности инструмента, в целом способствуя повышению статуса бандуры в сфере профессиональных музыкантов; с другой стороны - вносит свежую темброво-звуковую струю в традиционные и новые стилистические пласты музыки.

Так, в 2012 году был произведен успешный творческий эксперимент по введению бандур-ного тембра в состав (партитуру) Европейского джазового оркестра. Следует указать, что особенностью данного оркестра с 1998 года (от времени его основания) является ежегодная принципиальная смена оркестрантов (по одному участнику из одной европейской страны) и дирижера. Обычно дирижер, отобранный Европейским вещательным союзом (в 2012 году это был украинский композитор, дирижер, профессор Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского, заслуженный деятель искусств Украины Игорь Стецюк), набирает на конкурсной основе исполнителей, руководствуясь их профессионализмом, своими творческими задачами, а также идейно-творческой платформой данного оркестра по исполнению и пропаганде музыки современного «третьего» пласта, что зафиксировано в названии коллектива - джазовый оркестр. Цель проекта - «стирание границ», по заявлению председателя Евро-радио П. И. Боле. Организатор данного проекта - European Broadcast Union (Европейский вещательный союз) - был создан в 1950 году двадцатью тремя телерадиовещательными организациями из Европы и средиземно-

морского региона на конференции в г. Торки, графство Девон, Великобритания. Европейский вещательный союз является организатором конкурсов семейства «Евровидения» (песенного конкурса «Евровидение», Детского песенного конкурса «Евровидение», Танцевального конкурса «Евровидение» и других), а также проекта «Магическое Цирковое Шоу» (2010 году). ЕВ С также является распорядителем лицензий на трансляцию таких событий как: Чемпионаты мира по футболу, турниров УЕФА (Лиги Чемпионов, Лиги Европы и Суперкубка УЕФА, Чемпионата Европы по футболу (Евро)), зимних и летних Олимпийских игр, ралли «Дакар» и других мировых событий. Украина впервые и пока единственная среди восточно-европейских государств завоевала право стать соорганизатором проекта.

Состав Европейского джазового оркестра включает три трубы, три тромбона (в том числе, бас-тромбон), четыре саксофона (сопрано, альт, тенор), флейту и кларнет (на которых играет один из саксофонистов), электро-духовой инструмент с кларнетовой механикой, два клавишных синтезатора, рояль, гитару (акустическую или электро-), бас-гитару, ударную установку, два набора перкуссии, в 2012 г.- бандуру. В последних концертах сезона 2012 года в Киеве оркестр дополнился смычковым оркестром (камерный оркестр Дома Звукозаписи Национальной Радиокомпании Украины). Отбор оркестрантов (18-30 лет) осуществляется на основе прослушивания дирижером аудиозаписи нотного фрагмента соответствующей оркестровой партии под метроном (предварительно авторам заявок высылаются по электронной почте ноты и компьютерная аудиозапись этого фрагмента). После определенных рекомендаций дирижера в результате первого заочного прослушивания с точки зрения интонации, акцентуации, динамики, тембральных свойств звучания, исполнитель высылает вторую - «идеально» выверенную версию своей партии, и если звучание не устраивает дирижера, поиски претен-

дента на данную партию продолжаются. Таким образом, отбор участников производится тщательно и профессионально (в том числе, с учетом понимания оркестрантами дирижера), но экономически мало затратно и довольно быстро. Далее в Дании, где находится репетиционно-студийная база оркестра, осуществляется несколько блиц-репетиций и - большое турне по Европе.

Дирижер Европейского джазового оркестра сезона 2012 г. и автор-аранжировщик музыки И. Стецюк - талантливый и «разностилевой» композитор в сферах симфонической, камерной, джазовой и джаз-роковой, популярной, театральной, электронной, телешоу- и кино-музыки. Соответственно, и его художественно-эстетические композиторские принципы опираются на сочетание контрастных средств музыкальной выразительности, включая традиционные симфонические и джазовые, фольклорно-архаические (прежде всего, украинские) и электронные тем-брально-фактурные. Таким образом, привлечение дирижером бандуры в джазовый оркестр было необычным с точки зрения джазовой стилистики, но органичным с указанных композиторских позиций. К тому же И. Стецюк уже был знаком с творчеством автора данной статьи, активно применяющим стилистические и технологические инструментальные приемы джазового, джаз-рокового и этно-джазового направлений.

Поскольку И. Стецюк предполагал в гастрольном туре оркестра презентовать, в том числе, достижения украинской культуры, в аранжировках дирижера были достаточно серьезно представлены стилистические направления фолк- и эт-но-джаза. Собственно, приглашение исполнителя-бандуриста в оркестр первоначально было продиктовано именно такими задачами. Впрочем, после серьезного ознакомления дирижера с достижениями современной бандурной инструментальной школы в художественно-эстетическом, музыкально-языковом, инструментально-технологическом, темброво-звуковом аспектах, он

убедился, что бандура органично вписывается в общую фактуру и звуковой образ Европейского джазового оркестра. Следует указать, что украинская бандура (в сегодняшнем концертном формате усовершенствованная, разумеется, но с выраженной кобзарской генетикой) обнаруживает определенные поля родственных модусов с джазом: здесь и «корневые» фольклорные истоки, и коммуникативные ресурсы музыки; и им-провизационность, и вокально-инструментальный синкретизм (первые проявления джазового вокала имели место в среде инструменталистов-исполнителей - Л. Армстронг); наконец, синтез различных художественных систем - европейской и неевропейской, универсальной и специфической, процессы взаимовлияния с академической музыкой в целом и даже параллельность исторического становления бандурной и джазовой культур в начале ХХ века. Что же касается стремления современного джаза к «максимально возможной... творческой свободе, активности, стилевой эксклюзивности, профессиональной виртуозности и художественно-драматургической обусловленности» [1, 72] - и современные исполнительские интенции, и фактурно-технические возможности бандуры демонстрируют и здесь свои совпадения. И это тот случай, о котором Е. Назайкинский сказал, что с развитием профессионализма «как раз особую ценность представляют случаи, где малыми средствами достигается художественный эффект» [5, 84]. И если, говоря о проекте 2012 г. в целом И. Стецюк указал на «элементы джаз-роковой музыки, симфонической, базирующейся на интонациях древнего и не очень древнего славянского мелоса», чем она «будет интересна европейскому слушателю», то о бандуре в проекте выразился так: «во-первых: бандура - воплощение национальной ментальности, что весьма необходимо и уместно в контексте той музыки которую я делал; во-вторых: бандура у нас неизвестна как джазовый инструмент, и это будет очень неожиданно» [2]. Итак, элементы национальной

символики, свежести тембра и указанных нами модусов родства бандурного творчества и джаза определили введение бандуры в партитуру джазового оркестра.

Перейдем к анализу функционально-фактурных и функционально-звуковых взаимосвязей оркестрового джазового звучания с бандурой.

Типовыми можно назвать новое тембрально-функциональное сочетание гитары (акустической или электро-) с бандурой в исполнении смежных функций аккомпанемента или подголосков (синкопированные аккордовые риффы, различные подголоски, небольшие контрапункты, фигурации). В то же время при наложении эти функции выявляют тенденцию к квазиполифоническому «расщеплению» родственной щипковой тем-бральности специфического многострунного сонора бандуры и традиционно гармонического сонора гитары. Под «бандурным сонором» мы понимаем специфическое резонирование длинных, близко расположенных в секундовом поступенном соотношении струн инструмента, реагирующих определенной совместно-сонорной вибрацией на извлечение звука одной или нескольких струн, что в целом оказывает влияние на характерную «звонность» (и звонкость) бандурного звучания. Тонкое расщепление с гитарной щипковостью с одновременным «родственным» слиянием тембров создает особое внутриорке-стровое квазигрупповое образование. По аналогии с термином И. Малофеевой, исследующей «оркестровое фортепиано», подобный прием можно назвать уплотняющим, дублирующим, хотя налицо здесь и одновременная «колориру-ющая» функция [4, 17].

Довольно «массивно» представлена в Европейском джазовом оркестре ударная группа - два перкуссиониста с несколькими десятками различной перкуссии и один - на ударной установке. Партия бандуры в аккомпанирующих типах джазовой фактуры (например, характерных синкопах) в некоторых эпизодах накладывалась на партию

ударных, обогащая эту функцию звуковысотными гармоническими интонациями (в том числе, септ-и нон-аккордов) с заметным тембральным расщеплением внутри функции. Подобная дублировка также усложняется колорирующей.

Подобный инструментовочный прием имел место и в сочетании бандурного звучания с медными инструментами, но скорее, как исключение, где колорирование преобладает над дубли-ровкой-утолщением (бандура, как и остальные инструменты джазового оркестра, была усилена электронными средствами, что придает щипковому звучанию дополнительный блеск, звонкость и «металличность» тембра).

В заключительных концертах оркестра в партитуру вводилась смычковая группа, которая функционально представляла как мелодико-со-норные функции, так и джазовый аккордовый аккомпанемент (в том числе, с медной группой), а также педаль. Здесь сочетание с бандурой выражается как в дублировках, так и в противопоставлении (когда бандура может вести собственную линию аккомпанемента).

В целом отдельная мелодическая функция поручалась бандуре в оркестре нечасто (возможно в силу иных традиционных мелодических предпочтений в джазе), однако активно использовались бандурные полиритмические гармонические фигурации (как традиционно бандурные, так и приемом «пицикато» - прижав ребро ладони к подставке) и арпеджированные аккорды (прежде всего, синкопированные риффы), глиссандо по звукам определенного лада (это возможно на усовершенствованной бандуре с полутоновыми переключателями), подголоски. Свежий для джаза тембр многострунного инструмента, его характерные отличия от традиционной меди и ударных, дает возможность усиления рельефности музыкальной ткани в оркестре. При этом джазовая исполнительская стилистика требует, как правило, трасформации естественного «педального» звукоизвлечения на бандуре

в сторону «артикуляционного сокращения». Презентацию этого инструмента в джазовом стиле художественный руководитель решил за счет представления бандуры в сольном качестве (между оркестровыми номерами) в выбранном джазовом стилевом направлении с применением джазовых приемов импровизации (квазиимпровизации), тернарного принципа, брейков, риффов и т.д.

Выводы. Таким образом, введение в состав джазового оркестра щипковой многострунной бандуры предстает, с одной стороны, фолк-элементом, а с другой - интересным инструмен-товочным приемом с точки зрения обновления звукового образа оркестра в джазовом стилевом направлении в целом.

В темброво-фактурном и идейно-звуковом целом оркестровой партитуры бандура художественно убедительно исполняет полиритмические гармонические фигурации и аккорды (как традиционным звукоизвлечением, так и приемом «пицикато» - прижав ребро ладони к подставке), глиссандо по звукам определенного лада, мелодико-подголосочные линии и т.д. Однако почти все они, как правило, требуют специфического «артикуляционного сокращения» в звукоизвлечении - демпферирования струн. Подобное «обандживание» педального по природе инструмента в аккомпанирующих функциях сочетается с сохранением его эмлематично ассоциированной звуковой сущности звонко-протяжных тонов и аккордов в функциях мелодических (собственных риффах и подголосках). Характерной особенностью использования бандуры в джазовом оркестре можно считать наложение дублирующей и колористической функций.

Инструментовочная дивергентность использования оркестровой бандуры свидетельствует о ее перспективах в оркестрах разных составов. Об этом же свидетельствует и современная концертная практика.

Список литературы:

1. Давыдов С. П. Фактурная организация джазового произведения (на материале фортепианного искусства): дис... канд. искусств.: 17.00.03 / Харьк. нац. ун-т иск. им. И. П. Котляревского.-Харьков,- 2015.- 187 с.

2. Свропейський джазовий оркестр - 2012. Презентащя. В^део с сайта телеканала «Tonis». Програма «Страна советов». URL: https://www.youtube.com/watch?v=IpS6EsDKeWA&feature=youtu.be

3. Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века.- М.,- 1994.- 160 с.

4. Малофеева И. В. Фортепиано в составе симфонического оркестра: дис. канд. искусств.: 17.00.02 / Рос. гос. спец. акад. иск.- Москва,- 2016.- 136 с.

5. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции.- М.: Музыка,- 1982.- 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.