Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ АРТ-ЯРМАРКА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ, ЦИФРОВОЙ И ПОСТЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЧАЛА XXI В.'

СОВРЕМЕННАЯ АРТ-ЯРМАРКА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ, ЦИФРОВОЙ И ПОСТЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЧАЛА XXI В. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-ярмарка / арт-индустрия / арт-рынок / цифровизация / локдаун / постцифровая парадигма. / art fair / art industry / art market / digitalization / lockdown / post-digital paradigm

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мисюра Александра Сергеевна

Статья посвящена выявлению новых форматов проведения арт-ярмарок с привлечением значительной аудитории в контексте традиционной, цифровой и постцифровой парадигмы. На основе анализа примеров крупных ориентированных на аудиторию художественных ярмарок и выставочных мероприятий, реализованных во время локдауна, сделан вывод о том, что в этой сфере выбор цифровой трансформации (особенно в ее гибридной форме), а также участие локальных сообществ детерминируют развитие форматов арт-ярмарок, которые, скорее всего, будут продвигаться их организаторами в ближайшее время. Остается дискуссионным вопрос о том, какие из форматов подобных мероприятий могут внести свой вклад в развитие новой модели артярмарки, необходимой для развития арт-рынка в частности, и арт-индустрии в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to identifying new formats for holding art fairs with the involvement of a significant audience in the context of the traditional, digital and post-digital paradigm. Based on an analysis of examples of large audience-oriented art fairs and exhibition events implemented during the lockdown, it is concluded that in this area the choice of digital transformation (especially in its hybrid form), as well as the participation of local communities, determine the development of art fair formats, which will most likely be promoted by their organizers in the near future. The question remains debatable about which formats of such events can contribute to the development of a new art fair model, necessary for the development of the art market in particular, and the art industry in general.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ АРТ-ЯРМАРКА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ, ЦИФРОВОЙ И ПОСТЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЧАЛА XXI В.»

А.А. Меньшикова. Том Часть 1. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. - 140 с.

б.Жесткова, Е.А. Возможности электронной информационно-образовательной среды вуза в организации самостоятельной работы студентов / Е.А. Жесткова, Н.И. Фомина // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2019. - № 11.-С. 75-82

УДК 008:004.946:338.467.6+7.036/.038

СОВРЕМЕННАЯ АРТ-ЯРМАРКА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ, ЦИФРОВОЙ И ПОСТЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЧАЛА XXI В.

Мисюра Александра Сергеевна,

студентка 2 курса магистратуры направления подготовки «Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологии и дизайна Федерального государственного автономного образовательногоучреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена выявлению новых форматов проведения арт-ярмарок с привлечением значительной аудитории в контексте традиционной, цифровой и постцифровой парадигмы. На основе анализа примеров крупных ориентированных на аудиторию художественных ярмарок и выставочных мероприятий, реализованных во время локдауна, сделан вывод о том, что в этой сфере выбор цифровой трансформации (особенно в ее гибридной форме), а также участие локальных сообществ детерминируют развитие форматов арт-ярмарок, которые, скорее всего, будут продвигаться их организаторами в ближайшее время. Остается дискуссионным вопрос о том, какие из форматов подобных мероприятий могут внести свой вклад в развитие новой модели арт-ярмарки, необходимой для развития арт-рынка в частности, и арт-индустрии в целом.

Ключевые слова: арт-ярмарка, арт-индустрия, арт-рынок, цифровизация, локдаун, постцифровая парадигма.

Annotation. The article is devoted to identifying new formats for holding art fairs with the involvement of a significant audience in the context of the traditional, digital and post-digital paradigm. Based on an analysis of examples of large audience-oriented art fairs and exhibition events implemented during the lockdown, it is concluded that in this area the choice of digital transformation (especially in its hybrid form), as well as the participation of local communities, determine the development of art fair formats, which will most likely be promoted by their organizers in the near future. The question remains debatable about which formats of such events can contribute to the development of a new art fair model, necessary for the development of the art market in particular, and the art industry in general.

Key words: art fair, art industry, art market, digitalization, lockdown, post-digital paradigm.

Постановка проблемы. Событийные мероприятия являются эффективными инструментами социального развития и вовлечения в культурную жизнь. В связи с распространением Covid-19 и его последствиями, ивент-сфера оказалась одной из наиболее уязвимых: проблемы, в первую очередь, проявились в возможности выбора локаций, а также специфике мероприятий, в которых подразумевалось активное социальное взаимодействие, - и организаторы были вынуждены искать новые пути работы со своей аудиторией.

Художественные ярмарки, обычно проводимые на крупных выставочных площадках, традиционно собирающие тысячи участников и посетителей, стали одним из тех направлений, которые должна была быстро адаптироваться к новым обстоятельства. В этой связи начиная с 2020 г. - как в среде практиков, так и теоретиков - будущее подобных событий регулярно стало обсуждаться в контексте современных вызовов.

Арт-ярмарки не только играют ключевую роль на современном арт-рынке, представляя наиболее коммерчески перспективные произведения, отобранные искусствоведами и кураторами и стимулирующие конкуренцию среди коллекционеров, которые хотят первыми покупать новые работы: «Преимущества данной посреднической площадки заключаются в предоставлении большого количества различного рода арт-продукции высокого уровня» [2, С. 310].

Художественные ярмарки также предоставляют возможность для общения, повышения узнаваемости и укрепления репутации, как художников, так и их представителей: менеджеров, галерей, дилеров. Кроме того арт-ярмарки зачастую сопровождаются конференциями и форумами, а также являются площадками кооперации музеев и частных художественных собраний и т. п., поэтому их нельзя рассматривать только как коммерческие мероприятия: «Потребности в популяризации культурной жизни являются в свою очередь социальным феноменом, в котором задействована система, направленная на формирование вкусов и предпочтений, отражающих актуальные состояния общества» [3,С. 294]. Изменения, которым ярмарки искусства подверглись с начала 2020-х гг., несомненно, повлияли на разные сферы арт-рынка и специфику работы его акторов: художников, коллекционеров, выставочных пространств и т.д.

Во время самоизоляции организаторы арт-ярмарок разрабатывали креативные решения, чтобы оставаться на связи со своей аудиторией. Зачастую им приходилось заново изобретать формы организации мероприятий, постоянно тестировать различные стратегии, разрабатывать цифровые инструменты, проводить небольшие децентрализованные мероприятия, а также продвигать искусство в рамках международного сотрудничества с галереями и публичными пространствами.

Несомненно, необходимость изменения существующей модели арт-ярмарки уже обсуждалась еще до пандемии, но этот вопрос стал еще более актуальным в постпандемийном постцифровом контексте.

Несмотря на то, что за последнее время было опубликовано определенное количество исследований, посвященных развитию, сетевому взаимодействию и общей роли художественных ярмарок в пространстве арт-рынка, роли их аудитории и стратегиям развития на фоне вызовов было уделено недостаточно внимания.

Цель данной работы - выявление новых форматов проведения арт-ярмарок с привлечением значительной аудитории в контексте традиционной, цифровой и постцифровой парадигмы, для чего были поставлены следующие задачи: рассмотреть зарубежные примеры художественных ярмарок с привлечением значительной аудитории, реализованных с начала 2020-х гг.; обозначить такие их форматы, которые продолжают свое существование в постпандемийный период, способствуя развитию новой модели арт-ярмарки.

Изложение основного материала. До 2020 г. большая часть арт-ярмарок не уделяла достаточно внимания своим цифровым стратегиям. Необходимость взаимодействовать с аудиторией и экспонатами во время локдауна естественным образом подтолкнуло организаторов художественных ярмарок к активной цифровой трансформации. Это развитие напрямую продолжало тенденцию, обозначенную еще до пандемии: цифровую трансформация арт-рынка в целом.

Помимо цели не утратить коммерческую жизнеспособность, арт-ярмарки столкнулись с серьезной задачей - необходимо создать виртуальный опыт таким образом, чтобы это могло быть привлекательным и социально стимулирующий. Хотя даже в современной цифровой парадигме этот опыт несравним с коммуникацией и динамикой в не-цифровой жизни, так как художественная ярмарка - это всегда творческое арт-пространство, где существует «инфраструктура, которая позволяет взаимодействовать людям различных творческих направлений деятельности» [6, С. 57].

Дискуссия о важности быстрой цифровой трансформация в начале 2020 г. в первую очередь велась на уровне директоров арт-ярмарок: одни устраивали мозговые штурмы с целью определения форматов, которые наиболее выгодно представили бы экспонаты онлайн; другие (в меньшинстве) изначально были против «ухода в онлайн», будучи уверенными, что это может отвлекать от деятельности арт-ярмарки оффлайн. Тем не менее многим пришлось достаточно быстро прибегнуть к технологии ОУЯ - онлайн-

просмотровым пространствам, позволяющим привлечь сотни людей с первого дня работы. Такие пространства, вероятно, стали самым распространенным форматом онлайн-ярмарок искусства.

Однако у такого онлайн-формата арт-ярмарки помимо достоинств и есть и недостатки. Примером может служить Art Basel [7], организаторы которой давно встала на путь к цифровой трансформации, запустив свой первый сайт еще в 1995 г. Они также были одними из первых, кто запустил онлайн-альтернативу их ярмарке. Хотя это обеспечило ее доступность для галерей и художников, а также и более широкой аудитории, эта платформа, похожая на торговую площадку, воспринималась скорее как рекламная, а не предоставляющая культурный опыт как арт-ярмарка в контексте традиционной парадигмы. Обилие представленного там контента изначально не курировалось, и он был слишком многочисленным и утомительным для неподготовленной аудитории. Однако, несмотря на очевидные недостатки, такой формат арт-ярмарки быстро был взят на вооружение многими международными художественными ярмарками.

В то же время формат онлайн-просмотровых пространств был вскоре признан не таким универсально удобным, и некоторые из арт-ярмарок развивали более инновационные цифровые инициативы, используя, например, технологии виртуальной или дополненной реальности. Так, ярмарка Untitled.art [13] запустила онлайн-выставку с использованием технологии VR, имитирующая атмосферу художественной ярмарки с целью преодолеть ситуацию, в которой большинству онлайн арт-ярмаркам не хватало элемента открытия и фактора опыта: у посетителей появилась возможность неторопливо просматривать стенды или переходить непосредственно туда на плане площадки, куда они хотели попасть. Кроме того, цифровой формат использовался для замены широкого спектра сопутствующих мероприятий, которые часто проводятся в рамках художественных ярмарок: начиная с увеличения вебинаров и онлайн круглых столов, продолжая съемками видео о художниках, онлайн-перформансами и повышением вовлеченности аудитории через социальные сети.

Хотя в XXI в. ключевая идея многих крупных арт-ярмарок заключается в том, чтобы обеспечить международную известность художникам и способствовать глобализации художественных галерей, в 2020-е гг., когда границы оказались закрытыми, организаторы художественных ярмарок сосредоточили свой интерес на местной аудитории и -соответственно - галереях, переориентируясь на них в надежде, что такое локальное решение поможет выжить арт-рынку. Так, в июле 2020 г. Dallas Art Fair [11] запустила страницу, на которой была представлена группа из 44 галерей - резидентов Техаса, продвигая их для местной аудитории.

Еще одной тенденцией в условиях невозможности оффлайн привлечения международной аудитории стал запуск совершенно новых небольших проектов, не анонсируемых ранее - практически «стихийных». Несмотря на небольшие масштабы таких событий и их локальность, участники-галереи остались удовлетворены знакомством с непривычной новой аудиторией и потенциальными коллекционерами.

Это можно логически объяснить двумя основными причинами.

Во-первых, невозможность выезжать на большие международные ярмарки, а также их отмена способствовали тому, что крупные коллекционеры обратили внимание на местные инициативы и события вокруг них, обычно игнорируемые из-за нехватки времени и перенасыщенности культурной повестки.

Во-вторых, те же рамки предложения способствовали тому, что новая аудитория знакомилась с новейшими форматами культурных мероприятий, благодаря чему зачастую впервые попадая на художественные ярмарки.

Очевидно, что в кризисное время важно объединить усилия и вступать в коллаборации: «Деятельность в рамках коллаборации характеризуется как созидательная, то есть сущностно творческая, интегративная, синтетическая по сравнению с дифференцированной, когда происходит распределение задач и активностей» [4, С. 488]. В случае с арт-ярмарками начало 2020-х гг. отмечены новыми направления сотрудничества и партнерства.

Во-первых, в связи с необходимостью цифровой трансформации значительная часть арт-ярмарок создала свои онлайн площадки в партнерстве с технологическими компаниями и стартапами.

Среди наиболее показательных примеров - уже упоминавшаяся VR-платформа Untitled Art, разработанная в сотрудничество с датским арт-тех-стартапом Artland [8].

Еще одна арт-ориентированная технологическая компания Artlogic [9] работает в партнерство с галереей и ее ярмаркой NADA [12] для разработки индивидуальной платформы онлайн-просмотрового пространства. Интересно, что в этом случае компания пожертвовала платформу для эксклюзивного использования ярмаркой для повышения ее видимости онлайн.

Artlogic была не единственной компанией, решившей помочь художественным ярмаркам. В рамках своей инициативы #ArtKeepsGoing, была запущена онлайн-платформа для художественного маркет-плейса Artsy [10], где были представлены отдельные коллекции произведений, а также страницы, посвященные выставкам и арт-ярмаркам, которые были отменены или отложены, что способствовало поддержанию интереса широкой аудитории к ним.

Менее очевидной является тенденция к сотрудничеству среди кластеров галерей, участвующих в арт-ярмарках. Подобным образом была организована неделя галерей как альтернатива ярмарке ZONAMACO [14] в Мехико. В программе галерейной недели партнерство между галереями стало центральной темой, представляя программы новых галерей в пространствах уже хорошо зарекомендовавших себя и поддерживающих совместные выставочные проекты и коллаборации. Среди других преимущества эта инициатива помогла диверсифицировать аудиторию, привлекая новых посетителей, особенно из местных сообществ, чтобы по-новому посмотреть на привычные выставочные пространства, а также представить их широкой публике.

Несмотря на относительный успех этих инициатив в период кризиса оставался открытым вопрос, являлись ли они временными решениями или могли восприниматься как успешная практика. Хотя очевидна была необходимость активно обсуждать новую модель арт-ярмарки, все же преодолеть устоявшуюся на протяжении уже столетий традицию оказалось достаточно трудно.

Начиная со времен локдауна и отмены социокультурных мероприятий, затем - в течение периода облегченных мер предосторожности, организаторы арт-ярмарок пытались переосмыслить функциональную модель художественной ярмарки. Несмотря на кризисный этап, некоторые творческие решения оказались для него плодотворными, однако не все предложенные инициативы отправятся в постковидное время.

Более глубокий анализ мнения ключевых игроков арт-мира, подкрепленный обзорами и комментариями, а также опыт арт-ярмарок, проходивших во второй половине 2021 г., помогают прогнозировать, какие тенденции имеют больше шансов продолжить свое развитие в будущем.

Можно говорить о двух важных аспектах современной арт-ярмарки в контексте традиционной, цифровой и постцифровой парадигмы:

- посетители уже в 2021 г. постепенно стали проявлять желание вернуться в выставочные пространства (даже с постоянным чувством риска для здоровья и достаточно медленным ростом вовлеченности);

- в конце больших волн пандемии проявились признаки того, что поведение аудитории станет другим в «новой норме» постковидной «эпохи», особенно в отношении более локальной специфики посетителей, более широкого цифрового взаимодействия (наряду с «живой» посещаемостью) и открытостью к изменениям в форматах мероприятий.

Организаторы арт-ярмарок демонстрируют аналогичные поведенческие шаблоны, которые могут предсказать будущие тенденции в этой сфере. Пройдя через этап ограничений в передвижении в целом и международных поездках в частности, и организаторы, и галереи - участники ярмарок вынуждены были признать важность участия местных сообществ в свой деятельности, а также локализации своих инициатив.

Однако это не относится к выбору художников-экспонентов. Наоборот, за подобными тенденциями стоит идея предоставить платформу местным галереям, показать свое международное предложение художников локальной аудитории. Разнообразие

выставочных программ направлено на привлечение местных посетителей, которые ранее, возможно, даже не были заинтересованы в посещении мероприятий подобного рода.

Несмотря на недолгий период доминирования онлайн художественных ярмарок над традиционными оффлайн форматами, этого опыта оказалось достаточно для того, чтобы возник эффект «цифровой ярмарки», вызванный перенасыщением арт-рынка онлайн-активностями.

Это стало популярной темой на специализированных вебинарах и панельных встречах. Обозреватель художественного рынка и дилер Дж. Баер даже ввел хэштег #зоггупо1зоггу в своем информационном бюллетене, посредством которого сообщал, что перестал смотреть онлайн-просмотровые пространства. Это служит иллюстрацией отношения мира искусства к растущему числу художественных онлайн-ярмарок выставок.

Уже в 2021 г. был поднят вопрос об устаревших и «неудобных» репрезентациях большинства арт-ярмарок в сети Интернет с акцентом на том, что это нужно улучшить в будущем. И конечно, мы не должны забывать, что современные арт-ярмарки базируются, в первую очередь, на «природе опыта», который пока что невозможно воссоздать онлайн.

Кажется логичным, что оказавшись уже в постцифровом контексте, организаторы арт-ярмарок должны сосредоточиться на деятельности в реальной жизни и взаимодействии с людьми как существенной частью практики торговли предметами искусства как креативным товаром: «Общими экономически и культурно значениями в креативном продукте становятся его коммуникативная и сигнификативная функции. Его сущностными характеристиками выступают его значения и смыслы, так как на первое место выдвигаются его роль в коммуникации и ценность смыслов, а не только утилитарность» [5,С. 66].

Более того, перенасыщенность сети арт-ярмарками онлайн форматов вызвала призывы сократить их количество кардинально с целью подогревать интерес от ожидания подобных мероприятий. Пресс-релизы крупнейших арт-ярмарок в постковидный период показывают, что действительно после долгого отсутствия люди активно вовлекаются в оффлайн ярмарки, а отчеты демонстрируют стабильный рост числа посетителей.

Однако, очевидно, что уже нельзя говорить о полном восстановлении оффлайн форматов. Фактически до последних трех лет большинство организаторов арт-ярмарок были сосредоточены на развитии своих тактик и стратегий, а не разработке цифровых инноваций в своей сфере.

Выводы. В результате выявления новых форматов проведения арт-ярмарок с привлечением значительной аудитории в контексте традиционной, цифровой и постцифровой парадигмы нами были сделаны следующие выводы.

Рассмотрены зарубежные примеры художественных ярмарок с привлечением значительной аудитории, реализованных в 2020-х гг.

Несмотря на то, что во время локдауна арт-ярмарки должны были выходить в онлайн, нет сомнений, что «постковидный» контекст будет по-прежнему ориентирован на человека для большинства организаторов, поскольку они стремятся наверстать упущенное во время ограничений в сфере практического опыта и работы с аудиторией, включая ее развитие.

Обозначены форматы арт-ярмарок, которые продолжают свое существование в постпандемийный период, способствуя развитию новой модели арт-ярмарки.

Анализ зарубежных примеров арт-ярмарок, реализованных в 2020-х гг., а также мнений представителей мира искусства, включая арт-журналистов, критиков, арт-дилеров и организаторов арт-ярмарок, демонстрирует, что гибридный формат художественной ярмарки кажется наиболее подходящим решением, который охватывает идею постцифрового контекста с вниманием к человеческому взаимодействию, но, в то же время, и сохранении преимуществ, приносимых цифровым трансформациями.

Возможность лично увидеть произведения искусства, взаимодействовать с галереями и художниками, а также посещать сопутствующие арт-ярмаркам мероприятия невозможно заменить онлайн-программой. Однако онлайн альтернатива кажется очень полезной для тех, кто не в состоянии путешествовать, но все же хочет посещать крупные арт-ярмарки и, возможно, даже покупать онлайн произведения искусства на них.

В течение последних лет онлайн-предложение арт-ярмарок развивается и теперь включает в себя персонализированные виртуальные туры по выставочным залам, видеозвонки с представителями галерей и истории от первого лица в социальных сетях, направленные на воссоздание хотя бы частично атмосферы арт-ярмарок традиционных форматов.

Адаптация в реальной жизни программ художественных ярмарок к интересам местных сообществ, и - в то же время - стремление разнообразить их и сделать актуальными для международной онлайн-аудитории - это две тенденции, демонстрирующие, что организаторы принимают глокализацию как первый шаг к новой модели арт-ярмарки.

На основе анализа примеров крупных ориентированных на аудиторию художественных ярмарок и выставочных мероприятий, реализованных во время локдауна, мы делаем общий вывод о том, что в этой сфере выбор цифровой трансформации (особенно в ее гибридной форме), а также участие локальных сообществ детерминируют развитие форматов арт-ярмарок, которые, скорее всего, будут продвигаться их организаторами в ближайшее время.

В свою очередь, остается дискуссионным вопрос о том, какие из форматов подобных мероприятий могут внести свой вклад в развитие новой модели арт-ярмарки, необходимой для развития арт-рынка в частности, и арт-индустрии в целом.

Список литературы:

1. Гамбеева, Ю Н. Роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии территории / Ю.Н. Гамбеева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2021. - № 133. - С. 1-4

2. Золотухина, А.Ю. Современные способы продвижения арт-продукции / А. Ю. Золотухина // Молодая наука: сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых / научн. ред. Н.Г. Гончарова; редкол.: Г.А. Штофер, О.В. Красникова, О.И. Лященко, A.A. Хоришко. - Симферополь: АРИАЛ, 2018. - С. 308-310

3. Золотухина,А.Ю. Функции арт-рынка как социокультурного явления / А.Ю. Золотухина // Молодая наука: сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых / научн. ред. Н.Г. Гончарова; редкол.: Г.А. Штофер, О.В. Красникова, О.И. Лященко, A.A. Хоришко. - Симферополь: АРИАЛ, 2017.- С. 294.

4. Кокорина, Е.Г. Творческие коллаборации как пример синтетического явления современной культуры / Е.Г. Кокорина // IV научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского» / Сборник тезисов участников / Том 2. Таврическая академия / Симферополь, 2018.-С. 460-462

5. Мисюра,А.С. Креативный продукт как товар культурной индустрии / A.C. Мисюра // Молодая культурология: материалы V студенческой научной конференции (13-14апреля2022, Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. - С. 65-67

6. Мисюра, A.C. Понятие и функции арт-пространства / A.C. Мисюра // МедиаУектор. - Научный журнал: - Новосибирск-Симферополь: Изд. АНС «СибАК», 2022. - Вып. З.-С. 56-60

7. Art Basel: сайт. - URL: https://www.artbasel.com/ (дата обращения: 07.09.2023)

8. Artland: сайт. - URL: https://www.artland.com/ (дата обращения: 07.09.2023)

9. Artlogic: сайт. - URL: https://artlogic.net/ (дата обращения: 08.09.2023)

10. Artsy: сайт. - URL: https://www.artsy.net/ (дата обращения: 09.09.2023)

11. Dallas Art Fair: сайт. - URL: https://www.dallasartfair.com/ (дата обращения: 07.09.2023)

12. NADA Gallery: сайт. - URL: https://www.artnada.com/ (дата обращения: 07.09.2023)

13. Untitled Art: сайт. - URL: https://untitledartfairs.com/ (дата обращения: 07.09.2023)

14. ZONAMACO: сайт. - URL: https://zsonamaco.com/ (дата обращения: 10.09.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.