Ксения ШУЛЬГИНА, IMS Health
Совокупный рейтинг
аптечных сетей
64 I Ио°131 PfMEDUUM
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА
ПО ИТОГАМ 2013 г,
Прошлый год наглядно показал, насколько спрос на медикаменты зависит от ситуации с эпидемиологическим уровнем гриппа и простудных заболеваний. С одной стороны, эпидемия гриппа в начале года подарила солидный бонус в виде высоких темпов роста продаж в январе — марте. С другой — теплая осень и экстремально теплое начало зимы свели к нулю шансы для повторения роста начала года в IV квартале 2013 г.
Отсутствие выраженного роста продаж в осенне-зимний период нашло отражение в довольно скромном приросте розничного лекарственного сегмента на уровне 10% (что по большому счету всего на несколько процентов выше инфляции). В общем, лекарства для аптек продолжили быть обязательным атрибутом, но при этом, принимая во внимание наряду со снижающимися темпами роста также проблемы с маржинальностью лекарств, современная аптека по ассортименту становится все ближе к магазину с широким ассортиментом. Справедливости ради стоит отметить, что описанное выше все же имеет отношение к ситуации для 2005—2009 гг. до эры активной экспансии дискаунтеров различных типов.
2013 г. принес также ускорение процесса концентрации крупнейших аптечных сетей. Доля топ-12 мультирегиональных сетей составляет порядка 18%, увеличившись относительно прошлого года на 5%.
За год заметно поменялся лидерский состав сетевого сегмента. Второй год подряд лидером рейтинга становится аптечная сеть «Ригла», в конце января 2014 г. открывшая свою тысячную по счету аптеку. Придерживаясь стратегии органического роста, сеть только за прошедший год увеличила количество аптек на 187, подняв выручку по сегменту ретейла до 20%. Большие надежды сеть возлагает на дискаунтера «Будь здоров!», число которых только за прошлый год выросло более чем в два раза. Мультиформатность сейчас наиболее гибкий инструмент, который позволяет аптечным сетям оставаться конкурентоспособными на локальных рынках, охватывать различные потребительские аудитории.
Продолжая тему развития одновременно нескольких форматов в сети, обратим внимание на аптечную сеть «Доктор Столетов», которая получила в управление одну из наиболее успешных аптек формата «дискаунтер» «Озерки».
Следуя характерной для многих участников рынка аптечного ретейла тенденции, компания вышла на новый для себя сегмент рынка — аптек-дискаун-теров. Питерская сеть «Озерки» на рынке уже более 16 лет, и за это время создала имидж успешного и эффективного дискаунтера с прибылью более чем 400 млн на одну аптеку. По условиям договора «Доктор Столетов» берет на себя разрешение экономических и управленческих задач, вопросов по работе с производителями и поставщиками товаров. В дальнейшем руководство сети не отрицает возможность покупки дискаунтера. На рынке «Доктор Столетов» был представлен в двух форматах — аптеки закрытой формы и фарм-маркет. В результате доля консолидированной аптечной сети по итогам 2013 г. составила 2,39%, что позволило компании занять второе место на рынке продаж ЛС, потеснив динамично развивающуюся «Имплозию» и A5 Group. Значение роста продаж последней за прошедший год составило чуть более 1%. Вероятной причиной столь низкой динамики стала продолжающаяся реструктуризация — А5 Group в течение года закрыла более 150 нерентабельных аптек, многие из которых перешли в собственность сети после покупки лидера аптечного рынка Московской области — «Мособлфармации». В то же
рисунок Динамика прироста товарооборота в аптечных сетях разных категорий (%), 2013/2012
Мультирегиональные
IL
Регио- Аптечные нальные ассоциации
Ц — нелекарственный
ассортимент | | — лекарственный
ассортимент □ — ЛЛО
Источник: IMS Health
рисунок ф^ Структура продаж аптечных сетей в разрезе «Лекарственный/нелекарственный/льготный ассортимент» (%; расчет по стоимостному объему продаж), 2013/2012
Мульти-региональные 2012 2013
-е ¡1 2012
2013
84,2
73,6
76,2
70,4
2,1 5,1 6,5 5,9
Ц — нелекарственный Ц — лекарственный Q — льготный
ассортимент ассортимент ассортимент
Источник: IMS Health
35
31
30
8
7
6
2
СОВОКУПНЫЙ РЕЙТИНГ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ ПО ИТОГАМ 2013 г.
PEMEOUUM
ИТОГИ 2 0 13
65
таблица 1 Комплексный рейтинг мультирегиональных аптечных сетей по доле, занимаемой
на розничном рынке продаж ЛС, 2013 г. (по сетям, участвующим в рейтинге)
№ Покрытие аптечной сети Аптечная сеть Местонахождение головного офиса Количество точек Доля на розничном рынке ЛС, 2013 г. (%) Динамика доли по отношению к 2012 г. (%)
Регионы ФО
1 34 (6) «Ригла» Москва 992 2,90 17%
2 12 (5) «Доктор Столетов» (включая «Озерки») Москва 414 2,39 232% ****
3 28 (5) «Имплозия» *- ** Самара 1 050 2,16 76%
4 12 (3) А5 Group Москва 1 052 2,14 1%
5 17 (5) «Фармаимпекс» Ижевск 496 1,57 30%
6 31 (6) «Аптеки 36,6» *** Москва 622 1,46 -28%
7 21 (3) «Фармакор» С.-Петербург 394 1,25 -2%
8 23 (8) «Радуга» С.-Петербург 565 1,09 14%
9 7 (2) «Вита» Самара 450 1,02 0%
10 51 (8) «Мелодия здоровья» Новосибирск 450 0,66 18%
11 20 (2) «БИОТЭК» ** Москва 361 0,58 -3%
12 15 (5) «Здоровые люди» С.-Петербург 213 0,53 2%
Всего 17,75
* С учетом аптек, работающих с компанией по договорам франчайзинга. - ** Экспертный расчет. - *** С I кв. 2014 г. в связи с объединением аптечных сетей «Аптеки 36,6» и A.V.E Group данные будут публиковаться консолидированно. - **** Прирост консолидированной доли после объединения («Доктор Столетов» и «Озерки») относительно доли аптечной сети «Доктор Столетов» в прошлом году. Источник: IMS Health
таблицаКомплексный рейтинг аптечных ассоциаций, 2013 г.
Покрытие Коли- Место- Доля Динамика
№ аптечной чество Наименование нахождение на розничном доли рынка
ассоциа- точек головного рынке ЛС, по отношению
ции (ФО) офиса 2013 г. (%) к прошлому
периоду (%)
1 6 1 535 UMG Москва 3,43 55%
2 5 1 109 «Алфега Аптека» Москва 2,06 16%
3 6 2 887 «Союзфарма» Москва 1,31 -37%
4 3 295 «АСНА» Москва 1,29 11%
Всего 8,09
Источник: IMS Health
время, занимая достаточно устойчивую позицию на рынке Центрального региона, сеть продолжает стратегию планомерного развития в регионах. Так, за IV квартал сеть увеличила свое присутствие на рынке Санкт-Петербурга с 7 до 18 аптек, собираясь в новом году усилить свое присутствие на рынке Северо-Западного региона. Несмотря на всю значимость сделки между «Доктором Столетовым» и диска-унтером «Озерки», сделкой года эксперты и участники рынка считают слияние «Аптечной сети 36,6» с одним из лидеров Московского региона - A.V.E Group. По оценкам IMS, совокупная доля вновь образованной сети A.V.E Group, которая
включает в себя бренды АУЕ, «ГОРЗ-ДРАВ», «А-фарм», «120 на 80», «Феола», «Пления» и «Аптеки 36,6», будет составлять 2,9%. С точки зрения позиции в рейтинге это означает, что фактически география покрытия составит 31 регион (6 ФО) с количеством аптек 946. Формально закрытие сделки ожидается к лету, еще даже не получено одобрение ФАС, что, однако, не должно стать проблемой.
Былого бессменного лидера — «Аптечную сеть 36,6», ослабленную долговым бременем и недавно лишенную основного элемента вертикальной интеграции — производственного дивизиона «Верофарм», который на протяжении
многих лет был одним из гарантов сети, позволяя ей оставаться на плаву, участники рынка давно уже прочили то одному, то другому инвестору. Наиболее стойкие предположения сложились вокруг возможного союза «36,6» и A5 Group. Почти целый год слухи о слиянии циркулировали в новостных источниках, однако сделка так и не состоялась. A5 Group, занятая собственной реструктуризацией и повышением конкурентоспособности, несмотря на заманчивую перспективу разом расширить географию своего присутствия на российском рынке до 6 ФО, не решилась брать на себя дополнительное долговое бремя. Не исключено, что
66 1ИТо°1г3|РШШиим
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА
таблица Комплексный рейтинг региональных аптечных сетей, 2013 г. (по сетям, участвующим в рейтинге)
Вало-
Покрытие Местона- Коли- вые
№ аптечной Аптечная хождение чество продажи
сети сеть головного точек относи-
(регионы)* офиса тельно лидера
Москва
1 Московская область A.V.E Group Москва 324 1,000
Республика
Башкортостан
2 Республика Татарстан Тюменская область «Фармленд» Уфа 280 0,636
Москва
Московская
область
Владимирская «Старый
3 область Рязанская область Калужская область Ярославская область лекарь» (включая «03 Аптеки») Москва 232 0,598
4 Москва «Самсон-Фарма» Москва 28 0,587
5 Волгоградская область «Волгофарм» Волгоград 73 0,542
С.-Петербург
Москва
6 Ленинградская область Московская область «Первая помощь» С.-Петербург 196 0,538
С.-Петербург
7 Ленинградская область Аптека «Невис» С.-Петербург 244 0,402
Красноярский «Губернские
8 край Красноярск аптеки» Красноярск 267 0,390
Москва Аптека
9 Московская область «Диалог» Москва 16 0,269
Москва
10 Московская область «Нео-Фарм» Москва 116 0,251
Москва
Московская
область
11 Ростовская область Липецкая область Ижевская область Сеть аптек HEXAL Москва 56 0,247
12 Липецкая область «Липецк-фармация» Липецк 129 0,229
13 Брянская область «Брянск-фармация» Брянск 152 0,216
Краснодарский
14 край «Здоровье» Усть-Лабинск 35 0,207
Республика Адыгея
Пермский край
Кировская
область
Республика «Аптека-
15 Коми Тюменская область Республика Удмуртия Таймер» Пермь 121 0,201
№ Покрытие аптечной сети (регионы)* Аптечная сеть Местонахождение головного офиса Количество точек Валовые продажи относительно лидера
16 Алтайский край Республика Алтай Новосибирская область Кемеровская область «Первая помощь» (аптечная сеть Алтая) Барнаул 81 0,194
17 Ижевская область «Фармакон» Ижевск 107 0,193
18 Воронежская область «Здоровый город» Воронеж 47 0,168
19 Москва Московская область Аптека «ИФК» Москва 32 0,139
20 Москва Московская область Владимирская область С.-Петербург «Аптеки Лекрус» Москва 56 0,132
21 Нижегородская область Кировская область «Нижегородская аптечная сеть» Н. Новгород 86 0,128
22 Ставропольский край Краснодарский край «Городская аптека» Ставрополь 89 0,122
23 Тюменская область «Фармация» (Тюмень) Тюмень 131 0,119
24 Смоленская область С.-Петербург Ленинградская область Псковская область Новгородская область Мурманская область Вологодская область Калининградская область Аптечная сеть холдинга «Северо-Запад» С.-Петербург 103 0,102
25 Иркутская область «Авиценна» Иркутск 22 0,100
26 Москва Алтайский край «Эвалар» Бийск 20 0,100
27 Курганская область «Курган-фармация» Курган 132 0,090
28 Самарская область «Биомед» Самара 69 0,090
29 Красноярский край Новосибирская область Тюменская область «Моя аптека» Новосибирск 63 0,088
30 Московская область «ДОМфарма» Коломна 27 0,067
31 Екатеринбург «Новая больница» Екатеринбург 38 0,049
* Регионы расположены по возрастанию в соответствии с долей в общем обороте аптечной сети.
Источник: IMS Health
СОВОКУПНЫЙ РЕЙТИНГ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ ПО ИТОГАМ 2013 г.
PEMEOUUM
ИТОГИ 2 0 13
67
сеть более заинтересована в поиске сильного стратегического партнера, возможно иностранного инвестора, который помог бы осуществить амбициозные планы компании по развитию производства СТМ и расширения регионального присутствия. Однако, учитывая достаточно низкую рентабельность, которую демонстрировал аптечный ретейл последние несколько лет, а также все возрастающую конкуренцию и высокую концентрацию аптек на территории России, задача по поиску инвестора может оказаться довольно непростой.
24 февраля появилась новость относительно начала интеграционного процесса между сетью федерального значения «Радуга» (более 40% продаж при-
таблица^Ф Топ-25 аптечных сетей по объему продаж, 2013 г. (по сетям, участвующим в рейтинге)
Показатель относительно объема продаж лидера
Аптечная сеть Объем продаж
Категория сети Головной офис Валовый Продажи лекарственного ассортимента Продажи нелекарственного ассортимента ЛЛО
1 «Ригла» Мультирегиональная Москва 1,000 1,000 1,000 -
2 А5 Group Мультирегиональная Москва 0,924 0,741 0,568 1,000
3 «Доктор Столетов» (включая «Озерки») Мультирегиональная Москва 0,765 0,826 0,596 -
4 «Имплозия» *- ** Мультирегиональная Москва 0,628 0,744 0,302 -
5 «Аптеки 36,6» Мультирегиональная Самара 0,528 0,504 0,596 -
6 «Фармаимпекс» Мультирегиональная Ижевск 0,509 0,541 0,420 -
7 A.V.E Group Региональная Москва 0,449 0,483 0,351 -
8 «Радуга» Мультирегиональная С.-Петербург 0,421 0,377 0,391 0,179
9 «Фармакор» Мультирегиональная С.-Петербург 0,397 0,433 0,296 -
10 «Вита» Мультирегиональная Самара 0,341 0,352 0,310 -
11 «Фармленд» Региональная Уфа 0,285 0,295 0,259 -
12 «Старый лекарь» (включая «03 Аптеки»)* Региональная Москва 0,268 0,114 0,698 -
13 «Самсон-Фарма» Региональная Москва 0,263 0,285 0,203 -
14 «Волгофарм» Региональная Волгоград 0,243 0,144 0,286 0,270
15 «Первая помощь» Региональная С.-Петербург 0,241 0,235 0,259 -
16 «Мелодия здоровья» Мультирегиональная Новосибирск 0,233 0,228 0,248 -
17 «Здоровые люди» Мультирегиональная С.-Петербург 0,194 0,182 0,226 -
18 «БИОТЭК» Мультирегиональная Москва 0,191 0,202 - 0,186
19 Аптека «Невис» Региональная С.-Петербург 0,180 0,208 0,102 -
20 «Губернские аптеки» Региональная Красноярск 0,175 0,178 - 0,191
21 Аптека «Диалог» Региональная Москва 0,120 0,142 0,060 -
22 «Нео-Фарм» Региональная Москва 0,113 0,128 0,070 -
23 Сеть аптек HEXAL Региональная Москва 0,111 0,114 0,104 -
24 «Липецкфармация» Региональная Липецк 0,103 0,074 0,052 0,149
25 «Брянскфармация» Региональная Усть-Лабинск 0,097 0,070 0,046 0,145
* С учетом аптек, работающих с компанией по договорам франчайзинга. - ** Экспертный расчет. Источник: IMS Health
1сунок Изменение уровня концентрации в секторе фармретейла (лекарственный ассортимент), 2013/2012
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА
68 |ИТ>О1Г3|ршшиим
ходится на Санкт-Петербург и Ленинградскую область), розничного подразделения одного из крупнейших дистрибьюторов — «РОСТА», и «Первой помощью» — одной из лидирующих аптечных сетей Северо-Западного федерального округа (143 точки в Санкт-Петербурге и 15 в Ленинградской области). Сделка вполне ожидаема, принимая во внимание тот факт, что дистрибьютор «РОСТА» недавно завершил строительство крупного завода в Санкт-Петербурге (более 15 тыс. кв. м) и на данный момент нацелен стать лидирующей оптовой компанией СевероЗападного региона с устойчивым вертикально интегрированным бизнесом. Окончательное присоединение «Пер-
вой помощи» к фармацевтической группе «РОСТА» ожидается к концу 2014 г. По оценкам IMS, общая доля консолидированных аптек должна составить порядка 1,8% на рынке продаж ЛС.
В 2013 г. после нескольких лет относительного штиля на рынке аптечного ре-тейла аптечные сети, как и предсказывали эксперты рынка, избрали для себя наиболее выигрышную стратегию консолидации, которая сейчас происходит на всех уровнях, начиная с мультирегиональных сетей и заканчивая региональными, которым в сложившихся условиях отмены ЕНВД и, как следствие, увеличения налогового бремени, все усиливающейся конкуренции со сторо-
ны федеральных аптечных сетей и снижения рентабельности проще объединяться в аптечные ассоциации или заключать договор франчайзинга с уже признанными лидерами рынка. Неудивительно, что государственные аптеки также постепенно проводят процесс объединения. Как, например, «Росто-воблфармация», созданная государством с целью объединения 130 государственных аптек Ростовской области. Баланс несетевого и сетевого ретейла за последние годы значительно сдвинулся в пользу последнего, и на данный момент есть все предпосылки для того, чтобы ждать от сетевой розницы увеличения динамики. *
@
АНАЛИЗ РЫНКОВ