Научная статья на тему 'Совместные проекты и инициативы России и Азербайджана как фактор формирования позитивного имиджа Российской Федерации в мире'

Совместные проекты и инициативы России и Азербайджана как фактор формирования позитивного имиджа Российской Федерации в мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
499
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ИМИДЖ СТРАНЫ / ПОЛИТИКА БРЕНДИНГА СТРАНЫ / ПРОЕКТЫ И ИНИЦИАТИВЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СТРАНЫ / ИМИДЖ РОССИИ / ИМИДЖ АЗЕРБАЙДЖАНА / COUNTRY IMAGE / POLICY OF COUNTRY BRANDING / PROJECTS AND INITIATIVES FOR COUNTRY'S GLOBAL POSITIVE IMAGE FORMATION / IMAGE OF RUSSIA / IMAGE OF AZERBAIJAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фархадова Афаг Руфат Кызы

В статье ставится задача рассмотреть существующие совместные проекты России и Азербайджана в различных сферах и понять, в какой степени они влияют на формирование позитивных имиджей стран. Автор приходит к выводу, что осуществляющиеся инициативы являются основообразующими факторами формирования имиджа, но считает, что странам стоит переходить с двустороннего сотрудничества на сотрудничество на международном уровне, так как это открывает новые перспективы стратегии формирования позитивного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT PROJECTS AND INITIATIVES OF RUSSIA AND AZERBAIJAN AS A FACTOR OF FORMATION OF POSITIVE IMAGE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE WORLD

The article sets a task to examine the existing joint projects of Russia and Azerbaijan in various spheres and to understand the extent, to which they affect the formation of positive images of the countries. The author comes to the conclusion that the initiatives being implemented are underlying factors of the image formation, but believes that the countries should move from bilateral cooperation to cooperation at the international level, as it opens new perspectives for the strategy of forming a positive image.

Текст научной работы на тему «Совместные проекты и инициативы России и Азербайджана как фактор формирования позитивного имиджа Российской Федерации в мире»

Фархадова Афаг Руфат кызы

СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИНИЦИАТИВЫ РОССИИИ АЗЕРБАЙДЖАНА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИРЕ

В статье ставится задача рассмотреть существующие совместные проекты России и Азербайджана в различных сферах и понять, в какой степени они влияют на формирование позитивных имиджей стран. Автор приходит к выводу, что осуществляющиеся инициативы являются основообразующими факторами формирования имиджа, но считает, что странам стоит переходить с двустороннего сотрудничества на сотрудничество на международном уровне, так как это открывает новые перспективы стратегии формирования позитивного имиджа. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -1M6.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 171-175. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 304.2 Культурология

В статье ставится задача рассмотреть существующие совместные проекты России и Азербайджана в различных сферах и понять, в какой степени они влияют на формирование позитивных имиджей стран. Автор приходит к выводу, что осуществляющиеся инициативы являются основообразующими факторами формирования имиджа, но считает, что странам стоит переходить с двустороннего сотрудничества на сотрудничество на международном уровне, так как это открывает новые перспективы стратегии формирования позитивного имиджа.

Ключевые слова и фразы: имидж страны; политика брендинга страны; проекты и инициативы для формирования глобального позитивного имиджа страны; имидж России; имидж Азербайджана.

Фархадова Афаг Руфат кызы

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Лfag.farkhadova@mail. ги

СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИНИЦИАТИВЫ РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИРЕ

Благодаря культурному сотрудничеству между Россией и Азербайджаном, которое существует вот уже много лет, были созданы максимально благоприятные условия для обмена опытом в научной сфере, сфере образования, культуры и искусства на международном уровне [9, с. 48], поэтому нам представляется интересным выяснить, какие совместные проекты и инициативы двух стран осуществляются на данный момент и как они отражаются на имиджах и образах двух стран. Официальные лица государств не скупятся на слова - руководитель межпарламентской группы дружбы Россия - Азербайджан Дмитрий Владимирович Савельев так отзывается об отношениях между двумя странами: «Высокий уровень такого партнерства, без сомнения, свидетельствует о преемственности добрых традиций дружбы и культурного взаимодействия между нашими народами» [18].

О том, каким в «стране огней» представляют будущее отношений культур России и Азербайджана, рассказал Ариф Рагимзаде, председатель комитета по региональным вопросам Милли Меджлиса Азербайджана: «Между нашими странами сложились довольно прочные культурные связи. Азербайджан и Россия активно взаимодействуют в области образовательных и гуманитарных проектов. Во многих российских регионах, так же как и в азербайджанских, открываются скверы и парки Дружбы России и Азербайджана, устанавливаются памятники, символизирующие дружбу двух стран и многое другое» [Там же].

Описываемые ниже проекты по улучшению и формированию благоприятного международного имиджа России, предпринимаемые различными структурами внутри российского общества, демонстрируют необходимость перемен. На сегодняшний день в России особо остро ощущается отсутствие центрального органа, отвечающего за управление информационно-имиджевой политикой, призванного обеспечить и защитить интересы нашей страны в информационном пространстве, состоящего из основных представителей мира политики и дипломатии, бизнеса и журналистики, культуры и искусства. При этом ответственность за учреждение подобной комиссии на высшем уровне для согласования стратегических целей и задач формирования имиджа страны и оценки того, насколько эти цели и задачи достижимы, не должна быть исключительно прерогативой властей страны. В противном случае увеличивается вероятность использования данной организации в политических целях, в целях пропаганды существующего режима [12, с. 24].

Основная задача такого органа может быть сформулирована следующим образом: «разработка национальной концепции по формированию позитивного восприятия страны и координация реализации этой программы по всем направлениям: от правительственных структур, чья деятельность заключается в продвижении имиджа страны внутри и за пределами России, до частных инициатив» [Там же, с. 27]. Совершенно очевидно, что контроль за тем, чтобы все создаваемые и проецируемые в рамках такой программы сообщения и действия были последовательны и логически связаны, является первоочередной обязанностью группы. Для построения единой государственной стратегии информационно-имиджевой политики помимо проведения масштабных социологических и маркетинговых исследований имиджа страны, существующих положительных и отрицательных восприятий России как внутри страны, так и за её пределами среди важных аудиторий (США, страны СНГ, Европы, Азии) необходимо организовать серию обсуждений, конференций и круглых столов среди профессиональных сообществ, представляющих все части социума: искусство, политика, бизнес, массмедиа и т.п.

Мы уверены, что создание эффективного механизма по продвижению позитивного образа Российской Федерации на международной арене невозможно без привлечения субъектов коммуникативных имиджевых связей, каждый из которых выполняет определенные функции и способен внести свой вклад в обеспечение информационно-имиджевой политики страны.

Согласно профессору факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова И. А. Василенко, такими органами могут считаться государство в лице представителей власти, неправительственные организации, зарубежные и отечественные СМИ, специализированные РК-агентства и их отдельные представители в лице имиджмейкеров, пресс-секретарей, спичрайтеров [6, с. 69].

В нашем исследовании мы предприняли попытку описать и систематизировать совместные проекты и инициативы России и Азербайджана, направленные на консолидацию взаимного сотрудничества и укрепления позитивного имиджа двух стран. Мы предлагаем классифицировать эти проекты по таким наиболее значимым сферам, как:

1) экономика;

2) социальная сфера;

3) политика;

4) культура;

5) спорт.

На наш взгляд, такая классификация позволяет в наиболее полном объеме получить представление о совокупности проектов, проводимых в России и Азербайджане, отражающих имиджевую политику двух стран.

1. Экономика

Анализ медиатекстов в рамках заданной тематики показал, что в общем Россия и Азербайджан реализуют глобальные экономические проекты, имеющие огромное значение для этих стран, и как самый яркий пример - проект «Север - Юг», представляющий собой создание международного транспортного коридора. Железнодорожное сообщение, берущее начало в России и проходящее по территории Азербайджана, призвано обеспечить транспортную сеть связи между странами Индии и Балтии. Следующий, не менее важный, проект - проект «Восток - Запад», предполагающий развитие газотранспортной инфраструктуры. Уже сейчас Азербайджан заканчивает строительство железной дороги из Баку в Турцию, а впоследствии этот путь будет соединен с Европой. К тому же Азербайджан находится в исторически значимом регионе, например, здесь как много лет назад, так и сегодня проходит Шёлковый путь, поэтому сотрудничество с любой страной, и особенно с Россией, будет очень тесным и продуктивным [3, с. 77].

В наши дни Азербайджан - это авторитетный член международного сообщества, играющий важную, позитивную роль в своём регионе. Разного рода инициативы Азербайджана направлены исключительно на укрепление сотрудничества стран в рамках региона: в центре сотрудничества находятся политические и экономические вопросы, в том числе и те вопросы, которые связаны с энергетической безопасностью [14, с. 121]. Азербайджан восстанавливает Шёлковый путь в сотрудничестве с соседними государствами, пользуясь самыми современными технологиями. Все проекты Азербайджана, которые затрагивают экономическое и социальное развитие, направлены на усиление регионального сотрудничества и улучшение взаимопонимания между народами и странами [Там же, с. 123]. Из анализа материалов СМИ очевидно, что стране ещё очень многое предстоит сделать, прежде чем Азербайджан добьётся намеченных целей и задач, а именно - стать развитым государством. В то же время, согласно оценке Давосского экономического форума (данные РБК), на данный момент Азербайджан занимает 38-е место в мире по конкурентоспособности экономики [16, с. 37]. И это весьма значимое достижение, т.к. 38-е место Азербайджану удалось занять именно благодаря проведённым реформам, а не за счёт природных ресурсов. Наряду с внутренней политикой в Азербайджане не забывают и о внешней - страна активно занимается гуманитарным и культурным секторами [10]. Ежегодно в Баку проходят Международный гуманитарный форум, Всемирный саммит религиозных лидеров [16, с. 12].

2. Социальная сфера

Социальные проекты правительств России и Азербайджана имеют огромное значение для эффективной имиджевой политики двух стран, так как именно социальная сфера больше всего отражает отношение общественности к тому или иному социальному явлению [20].

К наиболее значимым социальным проектам можно отнести пленарную сессию «Государство и СМИ. Глобальные тенденции нового тысячелетия» XVII Всемирного конгресса русской прессы [22]. Данное мероприятие широко освещалось в прессе, а также было отмечено присутствием одного из первых официальных лиц: Дмитрий Медведев посетил сессию и вручил Почётные грамоты Правительства Российской Федерации представителям русскоязычных печатных изданий из Грузии, Великобритании, Азербайджана, Объединённых Арабских Эмиратов и Чехии [Там же].

Очередной XVII Всемирный конгресс русской прессы, проходивший 9-13 июня 2015 года в Москве, также не был обделён вниманием СМИ. В конгрессе приняли участие примерно 500 издателей, ведущих журналистов и русскоязычных зарубежных СМИ из 65 различных стран по всему миру.

В этом году одной из тем для пленарного заседания стала животрепещущая для всех граждан РФ и Азербайджана тема - «70 лет Победы над фашизмом. Русская зарубежная пресса об исторической правде и тенденциях ревизии истории» [10].

Всероссийский Азербайджанский Конгресс (ВАК) - общероссийская общественная организация, объединяющая азербайджанскую диаспору Российской Федерации [15]. Она имеет огромное значение для развития социальных инициатив и партнерства России и Азербайджана и создана для помощи реализации национально-культурных, социальных интересов, гражданских прав и потребностей азербайджанцев и выходцев из Азербайджана, проживающих на территории Российской Федерации [Там же].

В целом стоит отметить, что проекты социальной сферы хорошо освещаются в СМИ и активнее способствуют формированию имиджей двух стран в отличие от экономической сферы, где в первую очередь уделяется внимание чисто коммерческой стороне вопроса, а аспект отношений двух стран, общей выгоды практически не обозревается.

3. Культурная сфера

Россию и Азербайджан связывает многолетняя история культурного сотрудничества, в которой фигурируют и великие музыканты, и художники, и актёры, и многие другие деятели искусства. На настоящем этапе культурное сотрудничество двух стран как никогда способствует созданию долговременных и тёплых, доверительных связей, способствует сближению двух народов и лучшему пониманию друг друга [4, с. 269].

Отношения стран в сфере культуры регулируют следующие документы, которые составляют собой договорно-правовую базу [7]:

- Программа сотрудничества между Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством культуры Азербайджанской Республики на 2004-2006 годы от 12 июня 2004 года [Там же];

- Протокол между Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством культуры Азербайджанской Республики о проведении и организации Года культуры Азербайджанской Республики в Российской Федерации от 28 июля 2004 года [Там же].

Вышеперечисленные документы предусматривают обмен культурным достоянием двух стран: регулярные гастроли театров, музыкальных коллективов и солистов, участие в театральных и музыкальных фестивалях, совместную работу в области музейного и библиотечного дела, партнёрство в сфере охраны наследия, установление и развитие связей в области художественного образования, совместную научную деятельность [12, с. 23-26]. В рамках своих полномочий обе стороны будут следить за легальностью ввоза и вывоза культурных ценностей.

Проведённые Год Азербайджана в России (2005) и Год России в Азербайджане (2006) представляют собой важный этап в развитии культурных отношений двух стран [18]. 16 февраля 2005 года состоялась церемония открытия Года Азербайджана в России. Торжественную церемонию в Кремлёвском Дворце посетили Президенты двух стран В. В. Путин и И. Г. Алиев.

Широкое освещение в СМИ получил III Всемирный форум по межкультурному диалогу, проходивший в столице Азербайджана в 2015 году.

Желание Азербайджана и далее принимать участие в подобных встречах выразил в своей речи президент страны И. Г. Алиев: «Уверен, что в дни проведения Форума прозвучат ценные мысли для придания позитивной динамики межкультурным отношениям. Азербайджан всегда прилагает усилия в этой сфере, стараясь сплотить народы, государства, цивилизации» [1].

Что же касается культурных и гуманитарных отношений, не стоит забывать о том, какую важную роль играет Фонд Гейдара Алиева - данная организация постоянно реализует крупномасштабные проекты в упомянутой сфере [17, с. 88]. Благодаря активной работе вице-президента Фонда и председателя Организации молодежи Азербайджана в России Лейлы ханум Алиевой осуществляемые проекты способствуют популяризации истинной истории Азербайджана, равно как и культурного наследия страны. В 2011 году при непосредственной поддержке Фонда Гейдара Алиева был открыт Центр азербайджанской культуры во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино. Также Фонд постоянно принимает участие в организации различных конференций, выставок и презентаций, благотворительных акций (оказывается помощь детским домам, школам, строятся парки и аллеи отдыха). Что не менее важно - все эти мероприятия не ограничиваются Москвой и Московской областью, Фонд помогает в организации культурных мероприятий и во многих других регионах России.

Мы полагаем, что проекты данной сферы играют самую важную роль в формировании позитивных имиджей и образов двух стран, так как именно посредством проектов и инициатив культурной сферы формируются общие ценности двух стран. Данные ценности способствуют лучшему взаимопониманию народов двух стран, осознанию культурной «близости». Таким образом, политика «пропаганды ценностей» становится ненужной. В некотором роде партнёрство в культурной сфере заменяет собой значительную ветку стратегии формирования позитивного имиджа России в Азербайджане и наоборот.

4. Образование

Многие факторы играют огромную роль в гуманитарных отношениях, самый значительный из них -это присутствие крупной азербайджанской диаспоры в России и многочисленной русской общины в Азербайджане соответственно. Несмотря на то, что русские составляют всего два процента населения в Азербайджане, русский язык используется несопоставимо шире. Этот феномен можно объяснить тем фактом, что раньше азербайджанцы учили русский язык естественным путём, находясь преимущественно в русскоязычной среде (во времена царской России, Советского Союза). В сегодняшние дни русский язык изучается как иностранный, не так давно Минобразования Азербайджана запустило беспрецедентный проект по преподаванию русского языка в азербайджанском секторе. На данный момент 335 школ в Азербайджане ведут обучение на русском языке, а в целом образование на русском языке получают более 100 тысяч человек. Между тем, по данным Минобразования РФ [19], более 5 000 студентов из Азербайджана проходят обучение в российских учреждениях. Всё это позволяет странам успешно развивать партнёрские отношения в сфере образования, культуры и науки.

Стоит отметить, что проходившие в 2005 и 2006 годах соответственно Год азербайджанского языка в России и Год русского языка в Азербайджане «подогрели» взаимный интерес народов к культуре друг друга, а на фоне роста культурных отношений укрепилось взаимоуважение жителей двух стран. Это ознаменовалось важным событием в сфере образования - в 2008 году в Баку был открыт филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

5. Политика

Наряду с социокультурными и экономическими событиями в прессе особое место уделяется политическим отношениям между Россией и Азербайджаном. В целом можно отметить, что анализ медиаматериалов

показал, что Россию и Азербайджан связывают давние историко-политические отношения, которые развиваются стабильно и довольно гармонично. Единственный аспект, который можно назвать «негативным» или «темным пятном» на странице политических отношений двух стран, - это конфликт, который связан с Нагорным Карабахом [13]. В СМИ отражается тот факт, что в целом азербайджанцы считают, что Россия незаслуженно поддерживает Армению в вопросе отделения региона Нагорного Карабаха [Там же].

В прессе уделяется внимание тесным взаимоотношениям парламентариев двух республик, регулярным обоюдным визитам. В соответствии с соглашением «О сотрудничестве между Милли Меджлисом Азербайджана и Федеральным Собранием Российской Федерации» была создана Межпарламентская Комиссия. В Комиссию входят 15 депутатов Азербайджана, 9 представителей Государственной Думы и 9 членов Совета Федерации. Представители двух стран во время совещаний обсуждают как двусторонние проблемы, так и проблемы регионального характера. Например, в 2009 г. в Государственной Думе был проведён круглый стол, посвящён-ный проблеме урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, под названием: «Актуальные проблемы в межпарламентском сотрудничестве в условиях новой геополитики» [21, с. 316]. К обсуждению были привлечены парламентарии трёх стран: Азербайджана, Армении и России. Каждую сторону представляло по 5 представителей. Подобные встречи, подразумевающие обмен мнениями и активный диалог конфликтующих сторон, могут поспособствовать скорейшему достижению мира в регионе и укреплению безопасности.

На основе всего вышеперечисленного можно сказать, что существующие отношения между Россией и Азербайджаном, поведение руководств двух стран и официальных лиц вполне можно рассматривать как модель дипломатических отношений между другими государствами бывшего СССР. Отношения России и Азербайджана демонстрируют, как совместные усилия и желание договориться непременно ведут к компромиссу, к конструктивным переменам. Однако нельзя так же отозваться об отношениях других стран бывшего СССР -в некоторых государствах «дипломатия» всё так же остаётся на уровне поиска взаимных исторически обусловленных обид, непрестанной конфронтации. В таких государствах принято перекладывать вину и ответственность за собственные неудачи на третьи лица, на «руку Москвы» [5], искусственно создавать у граждан неприязненное отношение к соседнему государству, делать врага из близкого по духу братского народа. Результат такой политики известен и печален - шаткая экономическая система, политический хаос и постоянно изменяющаяся политическая среда (смена режимов, политические интриги, вмешательства третьих стран). Но это лишь сухой взгляд исключительно с политической точки зрения, есть и другая проблема, не менее важная для людей, переживающих за судьбы государства и народа. Эта проблема заключается в том, что подобные конфронтации между странами или нестабильность в государственном аппарате внутри страны могут привести к ужасающим последствиям для граждан обеих стран, в отдельных случаях подобная негативная ситуация между странами и внутри страны может стоить людских жизней (как это произошло на Украине).

6. Спорт

Азербайджан имеет довольно большой опыт проведения международных спортивных соревнований. За последние годы в Азербайджане было проведено множество спортивных мероприятий мира и Европы. Безусловно, при выборе страны-хозяйки значительное внимание уделялось экономическому развитию страны, поэтому выбор в пользу Азербайджана в очередной раз подчеркнул стремительное развитие государства. Такое решение обрадовало население и явилось поводом для гордости.

Самым значительным спортивным событием, которое получило широкое освещение в прессе, был, конечно же, тот факт, что Азербайджан принял первые Европейские игры [2]. Организовать мероприятие, равное по масштабам летним Олимпийским Играм, за 2,5 года было настоящим вызовом для страны. На Играх были разыграны 253 комплекта наград, а участие приняли 5730 спортсменов из 50 стран Европы, состязающихся в самых разных видах спорта, общим числом было заявлено 30 видов спорта.

Официально на проведение Игр было потрачено 1,12 миллиарда долларов, продано более 600 тысяч билетов, а в подготовке к Играм принимало участие около двадцати тысяч волонтёров. На Игры было допущено и аккредитовано 1248 представителей СМИ, а трансляция Игр велась более чем в 50 странах по всему миру.

На этих Играх лучшей командой оказалась команда Российской Федерации с более полусотней медалей, 79 из которых - золото. Второе место по право принадлежало команде страны-хозяйки - сборная Азербайджана завоевала в общей сложности 56 медалей, где 21 - золотые медали. Третье место было отдано сборной Великобритании с 47 медалями, 18 из которых - золотые [11].

Первые Европейские игры были не только спортивным мероприятием, но и мероприятием светлой дружбы и бескорыстного партнёрства. Для Азербайджана же это, естественно, стало хорошей возможностью для того, чтобы показать страну и свое гостеприимство.

Основываясь на изученном материале, можно сказать, что благодаря всем вышеперечисленным проектам имиджи России и Азербайджана постепенно формируются в положительном ключе. В первую очередь, стоит отметить, что на данный момент больший вклад в формирование имиджей внесли проекты гуманитарной и социальной направленностей с привлечением только двух стран, т.е. через диалог культур. Однако нам кажется, что России и Азербайджану стоит уделять больше времени и сил сотрудничеству в экономической, политической и военной сферах, в сфере международной торговли. Мы считаем такие отношения не менее важными, а также более актуальными, так как партнёрство в этих сферах - это партнёрство на международном уровне, т.е. с привлечением других участников на мировой арене. Посредством такого партнёрства открываются каналы для публичной дипломатии, декларации и распространения своих ценностей (как политических, так и культурных), что очень важно для стран, претендующих на место лидера в своих регионах.

Будущее отношений России и Азербайджана вполне ясно: это страны-соседи, и у этих стран могут быть только дружеские взаимоотношения. Обе страны желают друг другу только добра и мира, и сегодня это желание как никогда заметно, а характер взаимодействий набрал достаточный темп [8]. Именно поэтому российско-азербайджанские отношения привлекают внимание третьих стран. Однако и Российская Федерация, и Азербайджанская Республика прекрасно понимают, что будущее отношений двух стран находится исключительно в их компетенции. «Ключевым принципом развития сотрудничества Азербайджана и России является недопущение вмешательства в этот процесс других зарубежных игроков: при всем уважении ни США, ни страны Европы не обладают правом реализации своих политических комбинаций на интересах российского и азербайджанского народов», - считает Гусейнли Али Магомед оглы, председатель конфедерации юристов Азербайджана, председатель комитета Милли Меджлиса Азербайджана по правовой политике и государственному строительству [1].

Список литературы

1. Азербайджан и Россия: стратегическое партнёрство и взаимовыгодное сотрудничество [Электронный ресурс]. URL: http://baznica.info/article/azerbajdzhan-rossiya-strategicheskoe-partnerstvo-i/ (дата обращения: 03.08.2016).

2. Азербайджан принимает первые в истории спорта Европейские игры [Электронный ресурс]. URL: https://www.1tv.ru/news/2015/06/12/19163-azerbaydzhan_prinimaet_pervye_v_istorii_sporta_evropeyskie_igry (дата обращения: 02.08.2016).

3. Байбаков Н. Моя родина - Азербайджан. М.: ГазОилпресс, 2001. 158 с.

4. Березкина О. П. Политический имидж в современной политической культуре: дисс. ... д. полит. н. СПб., 1999. 404 с.

5. В ереванском мятеже снова ищут руку Москвы [Электронный ресурс]. URL: http://www.news.day.az/world/805709.html (дата обращения: 01.08.2016).

6. Василенко И. А. Имидж России: концепция национального брендинга // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Вып. № 4 (24). Т. 5. С. 66-78.

7. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2007 году [Электронный ресурс]: обзор МИД России (Москва, март 2008 года). URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/9b6d03b7dc298e37c325741000339bec (дата обращения: 03.08.2016).

8. Встреча с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/12241_(дата обращения: 06.08.2016).

9. Гамалеева М. Формирование образа России как аспект публичной внешней политики // Международник. 2008. Вып. 8. С. 48-53.

10. Дмитрий Медведев принял участие в церемонии открытия международной выставки «В борьбе с нацизмом мы были вместе» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/17877/ (дата обращения: 04.08.2016).

11. Европейские игры 2015 - Баку: медальный зачёт [Электронный ресурс]. URL: http://olympteka.ru/sport/different/ medals/107.html (дата обращения: 05.08.2016).

12. Ибрагимов И. Стратегия эффективного влияния. М.: Весь мир, 2016. 240 с.

13. Измеряя Армению и Азербайджан «единым аршином»... [Электронный ресурс]. URL: http://www.iarex.ru/articles/ 52931.html (дата обращения: 04.08.2016).

14. Исмаилова А. Россия и Азербайджан: векторы взаимоотношений. М.: Директ-Медиа, 2014. 395 с.

15. История ВАК [Электронный ресурс]. URL: http://www.vakmos.org/vac/the-history-of-the-wac/ (дата обращения: 07.08.2016).

16. Казенин К. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культура. М.: Европа, 2006. 120 с.

17. Казинян А. Полигон «Азербайджан»: политико-культурологическое исследование: в 2-х кн. М.: Ключ, 2015. Кн. 1. Нация. 288 с.

18. Россия и Азербайджан - тандем культур [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravda.ru/news/world/formerussr/ 03-06-2015/1262151-azerbaidzhan-0/ (дата обращения: 05.08.2016).

19. Сколько азербайджанских студентов поступили в российские вузы? [Электронный ресурс]. URL: http://ru.oxu.az/ society/43425 (дата обращения: 07.08.2016).

20. Чернышов Ю. Г. Имидж России и проблемы интеграции на постсоветском пространстве [Электронный ресурс]. URL: http://rapn.ru/in.php?part=in&gr=72&d=137&n=35&p=0&to= (дата обращения: 02.08.2016).

21. Чернявский С. Десять лет истории Азербайджана: 2003-2013 годы. М.: Флинта, 2013. 400 с.

22. XVII Всемирный конгресс русской прессы [Электронный ресурс]. URL: http://warp.pro/c13.html (дата обращения: 03.08.2016).

JOINT PROJECTS AND INITIATIVES OF RUSSIA AND AZERBAIJAN AS A FACTOR OF FORMATION OF POSITIVE IMAGE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE WORLD

Farkhadova Afag Rufat kyzy

Lomonosov Moscow State University Afag.farkhadova@mail. ru

The article sets a task to examine the existing joint projects of Russia and Azerbaijan in various spheres and to understand the extent, to which they affect the formation of positive images of the countries. The author comes to the conclusion that the initiatives being implemented are underlying factors of the image formation, but believes that the countries should move from bilateral cooperation to cooperation at the international level, as it opens new perspectives for the strategy of forming a positive image.

Key words and phrases: country image; policy of country branding; projects and initiatives for country's global positive image formation; image of Russia; image of Azerbaijan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.