Научная статья на тему 'Совместные покупки в РФ: поиск оптимальной системы налогообложения'

Совместные покупки в РФ: поиск оптимальной системы налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1047
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНЫЕ ПОКУПКИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РФ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СОВМЕСТНЫХ ПОКУПОК / СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березина И.В., Тихонова О.О.

Статья направлена на исследование экономической сущности такого феномена в экономике, как «совместные покупки», механизма их проведения в зарубежных странах и РФ. Были выделены преимущества и недостатки их проведения как для участника, так и организатора закупки. В заключение проведен анализ нормативно-правовых актов РФ касательно вопроса легализации данного вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совместные покупки в РФ: поиск оптимальной системы налогообложения»

УДК 658

Березина И.В.

Ст. преподаватель, Севастопольский государственный университет, Институт

финансов, экономики и управления Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Тихонова О.О.

Студентка гр. ЭК/б-44, Севастопольский государственный университет, Институт

финансов, экономики и управления Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

СОВМЕСТНЫЕ ПОКУПКИ В РФ: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья направлена на исследование экономической сущности такого феномена в экономике, как «совместные покупки», механизма их проведения в зарубежных странах и РФ. Были выделены преимущества и недостатки их проведения как для участника, так и организатора закупки. В заключение проведен анализ нормативно-правовых актов РФ касательно вопроса легализации данного вида деятельности.

Ключевые слова: совместные покупки, нормативно-правовое регулирование РФ, преимущества и недостатки совместных покупок, системы налогообложения.

Совместные покупки (СП) существуют не только в России и странах СНГ, но и за рубежом. Такая торговая стратегия, созданная в Китае, носит название командной или групповой покупки. При этом покупатели выигрывают за счет экономии средств, а продавец получает выгоду, продав несколько товаров сразу.

Возможен и другой механизм совершения СП. Люди могут получить скидки, массово выкупая «купоны», которые, при предъявлении их продавцу, дают возможность купить товары или получить услуги на определенную сумму. Большинство купонов продаются за 40-60% реальной стоимости набора приобретаемых товаров или услуг. Хотя эти скидки являются дорогостоящими для продавца, но они окупаются за счет роста количества клиентов (торговцы, по сути, получают рекламу).

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в законодательно установленном порядке. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [1].

В Письме ФНС России от 07.06.2013 N АС-3-2/2057 разъяснено, что совместная покупка заключается в покупке физическим лицом — ее организатором партии товара по оптовой цене с последующей реализацией нескольким конечным покупателям, которые дали предварительное согласие на покупку такого товара у организатора, с определенной наценкой к оптовой цене товара, которую устанавливает организатор (10 — 15% оптовой цены товара) [1].

Особенности развития СП в странах и континентах представлены в таблице 1.

Таблица 1*

Страна Особенности развития СП

Китай СП-движение стремительно развивается в КНР. Для сравнения: количество сайтов для СП в Китае в марте 2010 г. — 100 сайтов, на конец августа 2010 г. — 1215. Сайты СП получили известность и в других уголках азиатского континента: в Сингапуре, Гонконге, Тайланде, Малайзии и Филиппинах.

Европа и Северная Америка Подобный феномен существует в странах Европы и Северной Америке. У заинтересованных покупателей узнают информацию об их кредитной карточке, которая будет дебетирована в том случае, если составлен список из нужного количества покупателей. При этом торговые посредники взимают с поставщиков вознаграждение в размере свыше 50% от стоимости сделки. Но такая модель СП не нашла такой популярности, как аналогичное движение в Китае. Тем не менее, подобные торговые посредничества возникают ежедневно, особенно в Великобритании и Германии. Эти посредники через веб-сайты сотрудничают с местными магазинами розничной торговли и ресторанами, которые имеют купонно-карточную систему. Лидер — веб-сайт «Огоироп».

Южная Америка СП находятся на этапе становления и не получили достаточной популярности. Первые торговые посредничества появились недавно в Бразилии. Существенным отличием от Европы является получение скидки на товар после совершения покупки, как возврат ранее переплаченной суммы вместо предоставления скидки в момент покупки.

*составлена авторами по материалам [1, 3]

Оптовые покупки, всегда выгоднее для покупателей, чем покупки в розницу. Однако мелкий розничный бизнес приобрел в лице совместных покупок серьезного конкурента. Связано это с тем, что, как правило, организаторы СП нигде не зарегистрированы и, следовательно, не платят никаких налогов. Для подсчета оборота «неформального» коллективного шопинга пока возможны лишь экспертные оценки и прикидки по косвенным данным. Основатель онлайн-сервиса совместных покупок «Репка» Андрей Сергеев оценивает их приблизительно в $1 млрд в год. Для сравнения: оборот розничной торговли в РФ в 2014 году составил $52 млрд, по данным Росстата. Масштабами данного движения и недостаточной правовой регламентацией вопроса объясняется актуальность выбранной темы

[4].

В таблице 2 представлены преимущества и недостатки совместных покупок для участников и организаторов покупки

Таблица 2*

Для участника покупки Для организатора покупки

Преимущества - существенная экономия в цене на товар - отсутствие усилий на поиски товара в магазинах - доступность покупок в зарубежных интернет-магазинах - социальная составляющая (общение участников, обмен - возможность сэкономить на собственных покупках в своей СП - СП — средство заработка, в основном для молодых мам и домохозяек. - не требуются первоначальные вложения - отсутствие обязательства

советами т.д.) постоянного ведения своей деятельности.

Недостатки - сложно оценить, подходит ли товар, лишь по фотографиям и отзывам других покупателей - отсутствие чеков и возможности обменять или вернуть товар - длительное ожидание поставки - отсутствие уверенности в получении заказанного товара в нужном размере/цвете и т.д. - правовая незащищенность от недобросовестного организатора - требует много времени - есть вероятность «попасться» на уловки мошенников-участников - не все поставщики согласны работать с организаторами СП - нестабильность и небольшой размер дохода - правовая незащищенность перед поставщиками и участниками (сложность официального решения конфликтов).

*составлена авторами по материалам [3, 4]

Итак, если организатор СП на систематической основе осуществляет продажу товаров, оказывает услуги или выполняет работы с целью получения прибыли, он осуществляет предпринимательскую деятельность. При этом значение имеет не размер получаемой прибыли, а систематичность, то есть неоднократность получения дохода за счет такой деятельности. При осуществлении «совместной закупки» и реализации товаров формируется налогооблагаемая база, с которой должны быть удержаны и уплачены налоги в бюджет.

Гражданин, который периодически организует на специализированном сайте совместные закупки товаров и получает 15 % дохода от суммы закупленных товаров, обязан становиться на учёт в качестве индивидуального предпринимателя, представлять отчетность в налоговый орган и уплачивать налоги в соответствии с применяемым режимом налогообложения.

Если же гражданин организовывает разовую закупку, то ему не следует становиться на учёт в качестве индивидуального предпринимателя, но необходимо уплатить НДФЛ с суммы полученного дохода и подать декларацию по форме 3 -НДФЛ в налоговый орган [5].

Организатор совместной покупки, не декларирующий получаемые доходы, на основании контрольных мероприятий налоговой службы может быть признан лицом, осуществляющим незаконную предпринимательскую деятельность. За данное правонарушение ч. 1 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, а п. 2 ст. 116 НК РФ — налоговая ответственность.

Позиция ФНС понятна. Участники и организаторы групп совместных закупок, в которых организаторы и участники покупают товары только для своего пользования, налоговых обязательств не имеют. Внимание инспекторов направлено на тех, кто сделал такие покупки не средством экономии, а средством заработка.

В данный момент налоговая служба ведет активную кампанию по выявлению организаторов совместных покупок и привлечению их к декларированию полученного дохода. Об этом свидетельствуют сообщения на разных региональных сайтах. Так, УФНС

России по Республике Саха (Якутия) рассказало о выявлении организаторов совместных покупок посредством известной соц.сети «Одноклассники».

Такой конкуренции не рады и владельцы магазинов. Торговцы г. Чебоксары организовали в Интернете группу «Продавцы одежды против совместных покупок» (ПОПСП). Активисты заявляют, что группы совместных закупок подрывают розничную торговлю в городе, но бороться с ними крайне сложно, так как организаторы и участники таких покупок не нарушают законы [3].

Чтобы найти компромисс между требованиями законодательства и интересами организаторов, рассмотрим варианты регистрации СП как предпринимательской деятельности.

При постановке на учет в качестве ИП, вне зависимости от выбранной системы налогообложения, все налоговые платежи можно разделить на четыре категории: 1) фиксированные платежи ИП во внебюджетные фонды (страховые взносы «за себя» — при доходе меньше 300 тыс. руб. составят 18 610,80 руб. в ПФР и 3 650,58 руб. ФФОМС, всего

— 22 261,38 руб.) и при доходе больше 300 тыс. руб. — дополнительно платится с разницы 1% в ПФР; 2) налоги и платежи во внебюджетные фонды (отчисления с заработной платы работников); 3) налоги, предусмотренные системой налогообложения, которую применяет ИП (например, на УСН — единый налог, на ОСНО — налог на прибыль, патентная система

— 1% от размера ожидаемого дохода, установленного на законодательном уровне и зависящего от вида деятельности); 4) налоги и платежи, которые являются дополнительными (зависят от вида предпринимательской деятельности).

Организатор СП может выбрать УСН для облегчения взаимодействия с налоговой службой и уменьшения налоговой нагрузки. Данный специальный налоговый режим предусматривает освобождение от уплаты предпринимателями НДС и налога на имущество физ. лиц (в отношении имущества, которое используется в деятельности ИП). На УСН индивидуальный предприниматель вместо вышеперечисленных налогов платит единый налог. При этом ИП самостоятельно выбирает объект налогообложения: а) доходы (6%, в Крыму и г. Севастополе — 3% до 01.01.2017 г.) — доходы без учета расходов; б) доходы минус расходы (15%, в Крыму и г. Севастополе — 7% до 01.01.2017 г.) — разница от «дохода, уменьшенного на величину расхода». Выбор объекта налогообложения зависит от множества факторов. Если расходы сопоставимы с доходами, лучше остановиться на доходах за вычетом расходов, если расходы невелики, выгоднее другой вариант. Однако прежде чем принимать решение, лучше вначале проанализировать, какие именно расходы ожидаются и упомянуты ли они в перечне из пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

В 2015 году отчетность ИП на УСН без работников сводится к ведению Книги учета доходов и расходов и подаче 1 раз в год декларации в ФНС. Таким образом, ИП за год может посетить налоговую инспекцию всего один раз — чтобы сдать налоговую декларацию. Гораздо выгоднее быть ИП и на УСН при налогообложении доходов применять ставку 6%, тогда как физическое лицо без такого статуса платит 13%. Однако благоприятный налоговый режим отягощается обязанностью по уплате страховых взносов, которые физические лица не платят.

В свою очередь, организаторы в большинстве своем не готовы к легализации, предпочитая вести свою деятельность в режиме хобби. Регистрация ИП, учет, налоги, выплата страховых взносов вне зависимости от того, вел гражданин деятельность или нет — не слишком ли много формальностей, чтобы заниматься «общественной работой», которая приносит многим организаторам не более десяти тысяч рублей в год? [ 1]

Безусловно, легитимность и прозрачность взаимодействия участников и организаторов приведет за собой некоторое подорожание услуг СП, но именно в форме кооперативов таковое будет наименьшим по сравнению с другими организационно-правовыми формами.

В заключении следует отметить, что возможно для решения проблемы легализации совместных покупок, стоит разработать специальную организационно-правовую форму, или налоговый режим, которые воплотят в жизнь симбиоз интересов ФНС РФ и реалий организаторов и участников СП, ведь в большинстве случаев доходы организаторов и правда не столь велики, чтобы уплатить с них и страховые взносы, и налоги с полученных доходов.

Литература

1. Березина, И. В. Проблемные аспекты налогообложения совместных покупок [Текст] / И. В. Березина, О. О. Тихонова // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 мая 2015г, г.Уфа). — Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. — 214 с. (С. 61-63), ISBN 978-5-906781-42-0.

2. Голова, И. Мамы под подозрением. Участников совместных покупок обяжут платить налоги / И. Голова // Российская Бизнес-газета. — 2014. — № 934 (5). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/02/11/pokupki.html

3. Митусов, М. Купить сообща. Как работает система совместных покупок / М. Митусов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.klerk.ru/boss/articles/372872/

4. Романова, О. Орги атакуют, розница отступает. Стоит ли бояться «совместных покупок»? / О. Романова // Товары оптом на Урале. Мир детства. — 2014. — № 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.idpr.ru/projects/2552/2554_atext_b67826

5. Сколько налогов платит ИП? // Твой бизнес. Сайт для индивидуальных предпринимателей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tbis.ru/nalogi/skolko-nalogov-platit-ip

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.