УДК 346 КРАСИЛЬНИКОВА Татьяна Константиновна,
ББК 67.408 кандидат юридических наук, доцент,
заведующая кафедрой юриспруденции Волжского филиала Волгоградского государственного университета
e-mail: kun_krasilnikova@mail.ru
СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОГО ПРАВА
Аннотация. Настоящая статья посвящена совместным предприятиям, международным хозяйственным объединениям, создаваемым и действовавшим на территории СССР Она представляет собой одно из первых в нашей современной юридической литературе исследований, посвященных анализу советского законодательства, определяющего статус данных видов хозяйствующих субъектов.
Автор обращает внимание на основные проблемы, возникавшие при создании и деятельности совместных предприятий, а также на имевшиеся в советском правовом пространстве пробелы в механизме правового регулирования организации и деятельности субъектов с иностранным участием.
В данной работе определяется юридическая природа совместного предприятия как юридического лица, выделяются особенности его правоспособности с позиции цивилисти-ческой теории и практики. И одновременно в ней раскрывается такая особенность политики Советского государства в отношении предпринимательских корпораций, включая совместные предприятия и международные хозяйственные объединения, как сочетание административно-правовых и гражданско-правовых методов регулирования их организации и деятельности.
Ключевые слова: корпорации, совместные предприятия, совместные хозяйственные объединения, международные хозяйственные организации, юридическое лицо.
KRASILNIKOVA Tatiana Konstantinovna,
PhD in Law, associate Professor, head of the Department of jurisprudence of the Volga branch of the Volgograd state University
THE JOINT VENTURE AND THE INTERNATIONAL ECONOMIC ASSOCIATION IN THE SYSTEM OF THE SOVIET LAW
Annotation. This article is devoted to joint ventures, international economic associations created and operating in the territory of the USSR. It is one of the first studies in our modern legal literature devoted to the analysis of Soviet legislation, which determines the status of these types of economic entities.
The author draws attention to the main problems that arise during the creation and operation of joint ventures, as well as the gaps existing in the Soviet legal space in the mechanism of legal regulation of the organization and activities of entities with foreign participation.
In this work, the legal nature of the joint venture as a legal entity is determined, the features of its legal capacity from the standpoint of civil theory and practice are highlighted. And at the same time it reveals such a feature of the policy of the Soviet state with regard to entrepreneurial corporations, including joint ventures and international business associations, as the combination of administrative-legal and civil-legal methods of regulating their organization and activities.
Key words: corporations, joint ventures, joint ventures, international business organizations, legal entity.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
Институт корпорации в советский период подвергся серьезным трансформациям, тем не менее отдельные принципы корпоративного управления были заимствованы новыми институтами - различного рода производственными комплексами, совместными предприятиями.
Ранее в советской юридической литературе рассматривались общие вопросы проблематики различных организационных форм совместной деятельности, смешанных обществ, совместных предприятий и, прежде всего, международных хозяйственных объединений стран - членов СЭВ (труды А.Б. Братченко [1], H.H. Вознесенской [2; 3], И.В. Грингольц [4], И.А. Дойникова [5], Н.В. Миронова [6], В.П. Мозолина [7], А.Г. Сан-никова [8], П.С. Смирнова [9; 10; 11], Е.Г. Яко-венко [12]). Правовые вопросы совместных предприятий, действовавших в СССР, изучались главным образом в историческом аспекте. Это было естественно, поскольку на территории СССР с начала 30-х годов до 1987 г. совместные предприятия не создавались. К сожалению, современная отечественная юриспруденция не даёт какой-либо оценки деятельности данных хозяйствующих субъектов.
В имеющейся отечественной юридической литературе остаётся не решённой проблемой считать или нет международные хозяйственные объединения, совместные предприятия, действовавшие в СССР, корпоративными объединениями и какая организационно-правовая форма в отношении их могла быть применима.
Задача данного исследования - сформировать целостное научное представление о совместных предприятиях и международных хозяйственных объединениях как корпоративных организаций, их месте в системе советского права.
Термины «совместное предприятие», «международное объединение» в современной юридической науке обозначают предприятия с долевым участием иностранных инвестиций.
В истории Советского государства вопрос о деятельности на территории страны совместных предприятий и международных объединений с участием иностранного капитала возник в начале 20-х годов в период введения в стране новой экономической политики. Это было время оживления и развития в экономике товарно-денежных отношений.
Согласно Постановлению Президиума ВЦИК о внешней торговле от 13 марта 1922 г. Народному Комиссариату внешней торговли предоставлялось право с утверждения Совета Труда и Обороны (СТО) организовывать акционерные общества с участием иностранного капи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
тала для осуществления экспортно-импортных операций и для производства экспортных товаров [13]. При этом в комбинированных акционерных обществах советская сторона должна была иметь не менее 51% акционерного капитала [14]. На 1 января 1925 г. в стране насчитывалось 52 смешанных общества, из них 12 с иностранным капиталом [15].
В начале 30-х годов подавляющее число смешанных обществ на территории СССР прекратили свое существование.
Впервые законодательно понятие совместных предприятий было раскрыто в Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» [16], несмотря на то что широко использовалось в союзной практике еще конца 80-х годов. Именно тогда был взят курс на ускорение социально-экономического развития страны и приняты нормативные акты о совместных предприятиях с участием иностранного капитала - постановления Совета Министров СССР от 13 января 1987 г.: № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран СЭВ» (далее - Постановление № 48) [17] и № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организации и фирм капиталистических и развивающихся стран» (далее - Постановление № 49) [18]. В свою очередь, Совет Министров СССР издал данные постановления во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления» [19].
Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» [20] прямо предусматривал участие советских предприятий в деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций. В нём говорилось, что предприятие осуществляло экономические связи с фирмами капиталистических и развивающихся стран на принципах взаимовыгодности и равноправия и что основными формами развития таких связей являлись производственная и научно-техническая кооперация на долгосрочный и сбалансированной основе, а также создание совместных предприятий (п. 3 ст. 19).
Совместные предприятия с участием фирм капиталистических и развиваю-щихся стран не относились к разряду государственных социалистических предприятий. При этом, безусловно, с
точки зрения их правового статуса совместные предприятия, расположенные на территории СССР, считались субъектами права, находившимися под полной юрисдикцией Советского Союза.
В экономическом смысле совместное предприятие представляет собой единый комплекс вещественных, нематериальных и людских факторов производства. В юридическом смысле именно предприятие признавалось в советском праве юридическим лицом, а не организация, в ведении которой оно могло находиться, например, торговое товарищество. С позиции советского законодателя предприятие рассматривалось как субъект, а не как объект права.
Советский Союз и другие социалистические страны были пионерами в применении концепции юридического лица в отношении предприятий, в капиталистических же странах в качестве юридических лиц выступали торговые товарищества и хозяйственные общества. Предприятия же, принадлежавшие торговым товариществам и обществам, находились на положении объектов права.
Согласно ст. 12 Основ гражданского законодательства и соответствующим статьям ГК союзных республик юридическое лицо было в состоянии вступать в любые правоотношения, соответствующие указанной в его уставе цели, в число которых входили и правоотношения, косвенно способствовавшие осуществлению стоящих перед ним задач. На такой же позиции стояла и арбитражная практика [21].
Изложенные положения полностью были применимы и к совместным предприятиям. «Устав, - говорилось в п. 7 Постановления № 49, - определяет предмет и цели деятельности предприятия...». В рамках реализации этих целей, как видно из последующих статей Постановления, совместные предприятия вправе были совершать любые сделки и иные действия, предусмотренные законом, включая экспортные и импортные операции на международном рынке.
В п. 18 Постановления № 49 был закреплен принцип раздельной имуще-ственной ответственности совместного предприятия и его участников по обязательствам совместного предприятия.
Известно, что в отношении имущества советских кооперативных и общественных организаций применялся режим права собственности, в отношении имущества государственных предприятий, объединений, организаций -режим права оперативного управления. В отношении же имущества совместных предприятий в законе вопрос оставался открытым. «Совместное предприятие, - говорилось в п. 15 Поста-
новления № 49, - осуществляет согласно советскому законодательству владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества». Но какое в совокупности право составляли названные правомочия, об этом ничего не было сказано.
Таким образом, имущество совместных предприятий, за исключением объектов исключительной собственности государства (земля, леса, недра, воды), которые могли передаваться совместным предприятиям в качестве вклада советских участников в пользование, и другого имущества, арендуемого ими, должно было находиться у них на праве собственности.
Постановление № 49 о совместных предприятиях на территории СССР предусматривало важнейшие правовые принципы организации и функционирования указанной формы сотрудничества в условиях советской экономики. Данный правовой акт предусматривал, во-первых, разрешительный порядок создания совместных предприятий на территории СССР. Во-вторых, устанавливал принцип применения к совместным предприятиям национального (т.е. советского) права. В-третьих, в нём был заложен принцип преимущественно договорного, а не законодательного регулирования отношений сотрудничества в форме совместных предприятий.
Решения по вопросам создания на территории СССР совместных предприятий с фирмами капиталистических и развивающихся стран принимались соответствующими министерствами и ведомствами СССР и Советами министров союзных республик. Права юридического лица данные предприятия приобретали с момента регистрации их учредительных документов в Министерстве финансов СССР.
Организационно-правовая форма совместных предприятий была схожа с широко распространёнными в зарубежных странах обществами с ограниченной ответственностью. Совместное предприятие отвечало по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Советское государство и участники совместного предприятия не отвечали по его обязательствам, а совместное предприятие не отвечало по обязательствам своих участников (ст. 18 Постановления № 49).
Таким образом, под совместными предприятиями следовало понимать советские юридические лица, учрежденные на территории СССР на основе договора путём вкладов участников в соответствии с советским законодательством и международными договорами СССР в качестве коллективных образований, участниками которых являлись субъекты права различных госу-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
дарств, в целях осуществления производственной, научно-технической и иной хозяйственной деятельности как в СССР, так и за его пределами, обладающие обособленным имуществом и несущие самостоятельную ответственность по своим обязательствам.
От совместных предприятий следовало отличать международные объединения и совместные организации. Два последних понятия применялись в советском законодательстве исключительно для обозначения форм сотрудничества стран - членов СЭВ. Международные объединения создавались для координации производственной, научно-производственной и иной хозяйственной деятельности, осуществляемой их участниками в различных областях народного хозяйства. При необходимости участники могли частично объединять своё имущество для осуществления хозяйственной деятельности.
Совместные организации могли создаваться для осуществления научно-исследовательской, проектно-конструкторской или иной деятельности. Таким образом, критерием отнесения к совместным предприятиям или к совместным организациям служил характер их деятельности.
Имелись ли особенности в создании и деятельности совместных предприя-тий и международных объединений? Обратимся к нормативной базе. Постановление № 48 регулировало порядок создания и деятельности совместных предприятий с участием организаций стран -членов СЭВ, а Постановление № 49 - совместных предприятий с участием фирм капиталистических и развивающихся стран. Сравнение содержания этих двух постановлений показывает, что при наличии общих одинаковых положений по ряду вопросов имелись различия. Так, по Постановлению № 48 совместные предприятия с участием стран - членов СЭВ создавались на основе межгосударственных или межправительственных договоров СССР или хозяйственного договора (п. 3). По Постановлению же № 49 предприятия создавались исключительно на основе договоров, заключаемых участниками таких предприятий, т.е. на основе хозяйственных договоров (п. 1).
Постановление № 48 предусматривало, что участниками совместного предприятия, международного объединения или организации могли быть юридические лица, а в необходимых случаях - также органы управления СССР и других стран - членов СЭВ (п. 6). Участниками совместного предприятия по Постановлению № 49 (п. 4) могли быть только юридические лица: советские предприятия (объединения и другие организа-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
ции) и иностранные фирмы (корпорации и другие организации).
Постановление № 48 не устанавливало какого-либо обязательного соотношения долей участников. В нём лишь говорилось (п. 27), что размер этих долей определялся учредительными документами. Постановление № 49 устанавливало, что доля советской стороны в уставном фонде совместного предприятия должна составлять не менее 51% (п. 5)
В отношении собственности Постановление № 48 говорило о том, что совместное предприятие осуществляло свою деятельность «на базе общей социалистической собственности» (п. 2) и что «имущество совместного предприятия являлось общей социалистической собственностью СССР и соответствующей страны - члена СЭВ» (п. 25). Совместное предприятие осуществляло владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества (п. 10). В Постановлении № 49 о характере собственности ничего не говорилось.
Постановление № 48 предусматривало рассмотрение споров совместных предприятий с советскими государственными, кооперативными и иными общественными организациями, а также споров между участниками совместного предприятия в органах государственного арбитража (п. 15), а Постановление № 49 предусматривало рассмотрение таких споров в судах СССР либо по договоренности сторон в третейском суде (п. 26).
Выводы
Введение механизма нормативного регулирования создания и функционирования совместных предприятий и международных хозяйственных объединений являлось важнейшей предпосылкой возникновения новых для советской экономики хозяйственных структур и субъектов хозяйственной деятельности.
Но в целом применение этой формы Советским Союзом было ограничен-ным, что не давало возможности использовать заложенные в ней преимуще-ства, одним из которых являлось получение иностранной передовой технологии и навыков в управлении производством.
Совместные предприятия и международные объединения можно рассматривать в трёх аспектах, а именно: как форма международного экономического сотрудничества, как форма привлечения иностранных инвестиций и, наконец, как форма организации конкретной хозяйственной деятельности. Они являлись более сложной, но и более эффективной формой сотрудничества, предполагавшей более глубокие и тесные связи партнёров. Понимание совместного предприя-
тия в целом соответствовало той концепции, которая получила распространение в других странах. Поэтому о совместных предприятиях можно было говорить как о единой, в основных чертах, форме сотрудничества. Сущность этого сотрудничества состояла в объединении капиталов, принадлежавших лицам или предприятиям стран с различным социально-экономическим строем, совместном финансировании, совместном управлении в целях достижения определённого экономического результата, в совместном несении риска и убытков и в распределении прибылей пропорционально участию в капитале. Указанная сущность совместного предприятия, будучи опосредствована правом и отражена в его правовом устройстве, создает те особенности, тот правовой комплекс, который отличал его от всех иных форм международного экономического сотрудничества.
Список литературы:
[1] Братченко А.Б. Совместные предприятия. М.: Знание, 1989.
[2] Вознесенская H.H. Совместные предприятия с участием фирм капиталистических и развивающихся стран на территории ССССР / / Сов. государство и право. 1988. № 1. С. 117 - 125.
[3] Вознесенская H.H. Правовые формы совместного предпринимательства и практика СССР // Сов. государство и право. 1985. № 3. С. 59-66.
[4] Грингольц И.А. Международные хозяйства организации в странах - членах СЭВ (Теория и практика правового регулирования): авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1977.
[5] Дойников И.В. Проблемы правового регулирования государственного предприни-ма-тельства: дис. ... д-ра юрид. наук. Раменское, 2002.
[6] Миронов Н.В. Правовой статус совместных хозяйственных организаций стран - членов СЭВ на территории СССР // Сов. государство и право. 1984. № 3. С. 45 - 51.
[7] Правовое положение совместных предприятий на территории СССР / отв. ред. М.М. Богуславский, А.А. Рубанов, М.М. Славин М.: АН СССР, ИГП, 1988.
[8] Санников А.Г. Совместные предприятия в СССР: опыт и проблемы. М.: ВНИИПИ, 1990.
[9] Смирнов П.С. Совместные предприятия на территории СССР (Правовое положение) // Внешняя торговля. 1987. № 9. С. 50 - 54.
[10] Смирнов П.С. Совместные предприятия на территории СССР (Первые договоры и развитие правового регулирования) // Внешняя торговля. 1988. № 9. С 47 - 49.
[11] Смирнова E.E. Совместные предприятия: закономерности возникновения и перспективы развития. M.: Изд-во MTO, 1988.
[12] Яковенко ET. Совместные предприятия в СССР: опыт, проблемы, перспективы. M.: ^M^ 1989.
[13] СУ РСФСР. 1922. M 24, ст. 266.
[14] Правовые формы научно-технического и промышленного сотрудничества СССР с капиталистическими странами. M., 1980. С. 19 - 24.
[15] Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. 2. С. 119.
[16] Ведомости ОТД и ВС РСФСР. 1991. M 2, ст. 1008
[17] СП СССР. 1987. M 8, ст. 38.
[18] СП СССР. 1987. M 9, ст. 40.
[19] Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. M 2, ст. 35.
[20] Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. M 26, ст. 285.
[21] Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР. M., 1982. С. 53.
Spisok literatury:
[1] Bratchenko A.B. Sovmestnye predpriyat-iya. M.: Znanie, 1989.
[2] Voznesenskaya N.N. Sovmestnye predpri-yatiya s uchastiem firm kapitalisticheskih i raz-vivayushchihsya stran na territorii SSSSR II Sov. gosudarstvo i pravo. 1988. M 1. S. 117 - 125.
[3] Voznesenskaya N.N. Pravovye formy sovmestnogo predprinimatel'stva i praktika SSSR II Sov. gosudarstvo i pravo. 1985. M 3. S. 59-66.
[4] Gringol'c I.A. Mezhdunarodnye hozya-jstva organizacii v stranah - chlenah SEV (Teoriya i praktika pravovogo regulirovaniya): avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 1977.
[5] Dojnikov I.V. Problemy pravovogo reg-ulirovaniya gosudarstvennogo predprinima-tel'stva: dis. ... d-ra yurid. nauk. Ramenskoe, 2002.
[6] Mironov N.V. Pravovoj status sovmest-nyh hozyajstvennyh organizacij stran - chlenov SEV na territorii SSSR // Sov. gosudarstvo i pravo. 1984. M 3. S. 45 - 51.
[7] Pravovoe polozhenie sovmestnyh predpri-yatij na territorii SSSR I otv. red. M.M. Boguslavskij, A.A. Rubanov, M.M. Slavin M.: AN SSSR, IGP, 1988.
[8] Sannikov A.G. Sovmestnye predpriyatiya v SSSR: opyt i problemy. M.: VNIIPI, 1990.
[9] Smirnov P.S. Sovmestnye predpriyatiya na territorii SSSR (Pravovoe polozhenie) II Vnesh-nyaya torgovlya. 1987. M 9. S. 50 - 54.
[10] Cmupnov P.S. Sovmestnye predpriyat-iya na territorii SSSR (Pervye dogovory i razvitie
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
pravovogo regulirovaniya) // Vneshnyaya torgov-lya. 1988. № 9. S 47 - 49.
[11] Smirnova E.E. Sovmestnye predpriyat-iya: zakonomernosti vozniknoveniya i perspektivy razvitiya. M.: Izd-vo MGU, 1988.
[12] Yakovenko E.G. Sovmestnye predpriyat-iya v SSSR: opyt, problemy, perspektivy. M.: CEMI, 1989.
[13] SU RSFSR. 1922. № 24, st. 266.
[14] Pravovye formy nauchno-tekhnich-eskogo i promyshlennogo sotrudnichestva SSSR s kapitalisticheskimi stranami. M., 1980. S. 19 - 24.
[15] Bol'shaya Sovetskaya Enciklopediya. 1-e izd. T. 2. S. 119.
[16] Vedomosti SND i VS RSFSR. 1991. № 2, st. 1008
[17] SP SSSR. 1987. № 8, st. 38.
[18] SP SSSR. 1987. № 9, st. 40.
[19] Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1987. № 2, st. 35.
[20] Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1987. № 26, st. 285.
[21] Kommentarij k Grazhdanskomu kod-eksu RSFSR. M., 1982. S. 53.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018