Научная статья на тему 'СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ В ОЦЕНКАХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ'

СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ В ОЦЕНКАХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совместное потребление / шеринговая экономика / онлайн-платформы / пользователи / опрос / collaborative consumption / sharing economy / online platforms / users / survey

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нотман Ольга Валерьевна, Баевская Алина Анатольевна

Активное развитие экономики совместного потребления на базе цифровых платформ способствует формированию особых потребительских практик, характеризующихся смещением приоритетов с личного постоянного владения благами на доступ к ним. Актуальность изучения пользователей онлайн-платформ обусловлена диссонансом между интенсивностью роста шерингрынка и незначительным объемом российских исследований, посвященных изучению участников процесса совместного потребления. Представлены результаты опроса пользователей онлайн-платформ совместного потребления. Цель исследования заключалась в выявлении мотивации и удовлетворенности пользователей, их оценок рисков и перспектив совместного потребления. Полученные результаты показали преобладание утилитарных мотивов использования онлайн-платформ. К таким мотивам относятся: экономия ресурсов – денежных средств и времени; широкий спектр функциональных удобств, сокращающих издержки поиска товаров и услуг; возможность получения дополнительного дохода. Восприятие рисков пользователей связано с обеспечением безопасности сделки, качеством объектов рециклинга и онлайн-репутацией взаимодействующих сторон. Удовлетворенность пользователей и их намерения для дальнейшего использования онлайн-платформ совместного потребления достаточно высокие. Половина опрошенных пользователей онлайн-платформ готовы в ближайшие 5 лет отказаться от личного владения автомобилем, средствами индивидуальной мобильности, техникой, вещами разового использования в пользу совместного. Экономическая нестабильность, по оценкам большинства пользователей, будет способствовать увеличению спроса на совместное потребление товаров и услуг. Полученные результаты могут быть полезны как для исследователей потребительских практик в цифровой экономике, так и для специалистов шеринг-рынка, анализирующих барьеры и драйверы развития сервисов совместного потребления в целях совершенствования функционала онлайн-платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLABORATIVE CONSUMPTION IN THE ASSESSMENTS OF ONLINE PLATFORMS USERS

The active development of the sharing economy based on digital platforms contributes to the formation of special consumer practices, characterized by a shift in priorities from personal permanent possession of goods to access to them. The relevance of the study of online platforms users is due to the dissonance between the growth of the sharing market and the small amount of Russian research devoted to the study of participants in collaborative consumption. The article presents the results of a survey among users of online collaborative consumption platforms. The purpose of the study was to identify the motivation and satisfaction of users, their assessments of the risks and prospects of collaborative consumption. The results of the study showed the predominance of utilitarian motives of using online platforms. These motives are the following: saving resources – money and time; a wide range of functional conveniences that reduce the cost of searching for goods and services; the possibility of obtaining additional income. The main risks according to users' assessments are ensuring the security of the transaction, the quality of goods, and the online reputation of the interacting parties. User satisfaction and their intentions for further use of online co-consumption platforms are quite high. Half of the surveyed users of online platforms are ready to give up personal possession of a car, means of personal mobility, appliance, things of single use in favor of joint use in the next 5 years. Economic instability, according to the assessments of most users, will increase the demand for collaborative consumption of goods and services. The obtained results can be useful for researchers of consumer practices in the digital economy, as well as for specialists analyzing barriers and drivers of collaborative consumption development to improve the functionality of online platforms.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ В ОЦЕНКАХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.4.20 УДК 330.163.12: 004.773.7

О.В. Нотман, А.А. Баевская

СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ В ОЦЕНКАХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ

Активное развитие экономики совместного потребления на базе цифровых платформ способствует формированию особых потребительских практик, характеризующихся смещением приоритетов с личного постоянного владения благами на доступ к ним. Актуальность изучения пользователей онлайн-платформ обусловлена диссонансом между интенсивностью роста шеринг-рынка и незначительным объемом российских исследований, посвященных изучению участников процесса совместного потребления.

Представлены результаты опроса пользователей онлайн-платформ совместного потребления. Цель исследования заключалась в выявлении мотивации и удовлетворенности пользователей, их оценок рисков и перспектив совместного потребления. Полученные результаты показали преобладание утилитарных мотивов использования онлайн-платформ. К таким мотивам относятся: экономия ресурсов -денежных средств и времени; широкий спектр функциональных удобств, сокращающих издержки поиска товаров и услуг; возможность получения дополнительного дохода. Восприятие рисков пользователей связано с обеспечением безопасности сделки, качеством объектов рециклинга и онлайн-репутацией взаимодействующих сторон. Удовлетворенность пользователей и их намерения для дальнейшего использования онлайн-платформ совместного потребления достаточно высокие. Половина опрошенных пользователей онлайн-платформ готовы в ближайшие 5 лет отказаться от личного владения автомобилем, средствами индивидуальной мобильности, техникой, вещами разового использования в пользу совместного. Экономическая нестабильность, по оценкам большинства пользователей, будет способствовать увеличению спроса на совместное потребление товаров и услуг.

Полученные результаты могут быть полезны как для исследователей потребительских практик в цифровой экономике, так и для специалистов шеринг-рынка, анализирующих барьеры и драйверы развития сервисов совместного потребления в целях совершенствования функционала онлайн-платформ.

Ключевые слова: совместное потребление, шеринговая экономика, онлайн-платформы, пользователи, опрос.

Введение. Стремительные процессы цифровизации всех сфер жизни и развитие онлайн-сервисов меняют традиционные практики потребительского поведения, описываемые в рамках взаимодействия «компания - потребитель». Потребители, выступая самостоятельными акторами экономического действия, все чаще используют онлайн-платформы для реализации целей совместного потребления.

© Нотман О.В., Баевская А.А., 2023 Нотман Ольга Валерьевна - д-р социол. наук, доцент кафедры прикладной социологии ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, е-mail: o.v.notman@urfu.ru.

Баевская Алина Анатольевна - студентка бакалавриата 4-го курса образовательной программы «Социологические исследования в управлении цифровым обществом» кафедры прикладной социологии ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, е-mail: Alina.Baevskaia@urfu.me.

Концепция совместного потребления описывает множество практик, осуществляемых с целью обмена определенными благами, аренды товаров и имущества, совместного использования активов и ресурсов [1]. Идеи использования бывших в употреблении товаров, предоставление собственности во временное или постоянное пользование другим людям, выступающие основой экономики совместного потребления, сами по себе не являются новыми, принципиальная новизна возникает в процессе развития цифровых технологий [2, 3], концентрирующих многочисленных участников на онлайн-платформах и способствующих реализации подобных практик в массовых масштабах [4, с. 7].

Возможность одноранговых горизонтальных взаимодействий при помощи онлайн-платформ, выполняющих в данном случае посреднические функции по координации спроса и предложения, способствовала формированию нового типа потребителя, предпочитающего не владеть товарами и благами, а получать их во временное пользование. В рамках такого ценностного поворота происходит смещение приоритетов с владения благами на доступ к ним [5]. Относительно недорогое использование благ рассматривается как более выгодный в материальном, экологическом, ментальном смыслах выбор в сравнении с владением и накоплением материальных благ. В связи с этим «потребление перестает быть функцией собственности, а доход - фактором, лимитирующим доступность тех или иных благ» [6, с. 24]. В процессе совместного потребления происходит перераспределение полезности между собственником недоиспользованного физического актива и нуждающимся в определенный промежуток времени в этом активе потребителем.

Такие факторы, как скорость и снижение стоимости получения благ, подкрепленные развитием института горизонтального доверия (в виде рекомендательных сервисов, отзывов, контроля онлайн-платформ) способствуют росту популярности совместного потребления во всем мире, позволяя рассматривать его в качестве одного из ведущих трендов цифровой экономики. В России экономика совместного потребления (шеринговая экономика) последние годы демонстрирует устойчивый рост. Так, по данным «ТИАР-Центра» и Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), совокупный объем транзакций на шеринг-платформах с 2017 по 2020 г. увеличился в 2,7 раза -с 392 млрд руб. до 1,07 трлн руб. Несмотря на некоторое замедление темпов роста совокупного шеринг-рынка в 2020 г. по сравнению с 2019 г. (+39 и +50 % соответственно), обусловленного пандемией, отдельные его сегменты демонстрируют устойчивость даже в условиях экономической нестабильности. Это такие сегменты, как С2С-продажи, платформы для аренды вещей и средств индивидуальной мобильности (самокаты и велосипеды) [7].

Рост экономики совместного потребления стимулирует научные дискуссии по вопросам разработки соответствующего современной реальности понятийного аппарата, выделения сущностных характеристик и видов совместного

потребления, условий и барьеров для его развития, а также позитивных и негативных эффектов для экономки и общества в целом [8-18]. Наряду с концептуальными дискуссиями возрастает интерес к эмпирическим исследованиям потребностей и поведения потребителей в цифровой среде шеринговой экономики. Подобные исследования проводятся как на базе анализа статистики поисковых запросов по отдельным сегментам шеринга [19], так и по результатам опросов пользователей [20-23]. Однако стоит отметить, что незначительный объем российских исследований, касающихся изучения потребителей, вовлеченных в практики совместного потребления, не соответствует интенсивности развития данного феномена.

Данные и методы. Цель нашего исследования заключалась в выявлении мотивации и удовлетворенности потребителей, вовлеченных в практику совместного потребления на различных онлайн-платформах, а также их оценок рисков и перспектив совместного потребления. Исследование было проведено в ноябре 2022 г. Методом сбора данных выступил анкетный опрос.

В исследовании была использована целевая выборка («=200). Респондентами выступили жители Екатеринбурга в возрасте от 18 до 55+ лет, имеющие опыт использования онлайн-платформ для реализации различных целей совместного потребления. Опрошенные респонденты имели неоднократный опыт использования таких платформ, как Avito, Юла, Товары ВКонтакте, Ян-декс.Драйв, Делимобиль, иЯЛмобиль, BlaBlaCar, Поехали Вместе, Samocat, WHOOSH, To GO, ЦИАН, Airbnb, Planeta.ru, BOOMSTARTER, RentMania. Поскольку наше исследование было направлено на поиск некоторых общих тенденций, характерных в целом для пользователей онлайн-платформ, мы намеренно не сужали фокус охвата определенным типом совместного потребления или определенной ролью пользователя на платформе. Такой подход позволил «схватить» общий модус отношения потребителей к феномену совместного потребления, в противоположность узкофокусированным исследованиям пользователей определенных благ или определенных сообществ в сети.

Результаты и обсуждение. Данные исследования свидетельствуют о преобладании утилитарной мотивации пользователей онлайн-платформ -получение экономической (денежной) и ресурсной (временной, функциональной) выгоды. Мотивы, находящиеся в континууме постматериалистических ценностей, выражены довольно слабо. Например, такой мотив, как «благотворное влияние на экологию, окружающую среду», находится в нижней трети списка мотивов, отмеченных респондентами. Иные же мотивы, связанные с постматериалистическими ценностями (снижение неравенства в доступе к дорогим благам, забота о других и пр.), не были указаны респондентами, соответственно, не являются для них значимыми причинами участия в практиках совместного потребления.

Получены следующие данные о мотивах использования онлайн-платформ совместного потребления, % от числа ответивших*:

Выгода, экономия времени, денежных средств 68,3

Возможность выбора, наличие альтернативных вариантов 46,2

Быстрый поиск нужной вещи, услуги 41,4

Получение дополнительного дохода (от продажи или сдачи в аренду неиспользуемых товаров) 36,6

Широкий доступ к пользованию товарами или услугами 29,0

Удобное сравнение стоимости товаров, услуг 21,4

Возможность быстрой публикации объявления 20,0

Возможность торга с продавцом /арендодателем 17,9

Быстрый поиск покупателя / арендатора 14,5

Возможность найти вещь для разового использования 12,4

Не нужно обслуживать, ремонтировать, нет расходов на содержание 9,7

Благотворное влияние на экологию, окружающую среду 9,7

Можно попробовать и в дальнейшем купить 7,6

Несение ответственности только на момент пользования товаром или услугой 7,6

Не нужно хранить, не занимает место хранения 6,2

* Здесь и далее сумма превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать более одного варианта.

Можно констатировать, что ориентации на устойчивое, экологичное потребление, фиксируемые в исследованиях европейских потребителей [24, 25], пока не характерны для российских.

Восприятие рисков использования онлайн-платформ совместного потребления связано с обеспечением безопасности сделки, качества объектов рецик-линга и онлайн-репутации взаимодействующих сторон. В целом по сумме ответов риски, исходящие от продавца/арендодателя, воспринимаются несколько выше рисков, исходящих со стороны покупателя/арендатора. Риски при использовании онлайн-платформ, % от числа ответивших:

Угроза обмана, мошенничества со стороны продавца/арендодателя 74,1

Угроза обмана, мошенничества со стороны покупателя/арендатора 40,6

Продавец / арендодатель недавно зарегистрирован на платформе, нет отзывов и совершенных сделок 26,6

Сдача в аренду плохо работающих вещей 25,2

Отсутствие гарантии чистоты используемых совместно товаров от пыли, грязи, вирусов, микробов, бактерий и пр. 24,5

Низкий рейтинг и плохие отзывы у продавца /арендодателя 21,7

Необходимость предоставления личных данных продавцу/арендодателю 20,3

Объявления с ворованными вещами 18,2

Риски в вопросах безопасности пользования товаром или услугой 17,5

Объект аренды вернут в плохом состоянии 16,1

Покупатель / арендатор недавно зарегистрирован на платформе, нет отзывов и совершенных сделок 14,7

Возможные штрафные санкции за несоблюдение правил пользования товаром или услугой 11,9

Необходимость предоставления личных данных покупателю/арендатору 10,5

Арендатор будет пересдавать объект аренды другим людям 9,1

Объект аренды могут не вернуть 6,3

Осознавая широкий спектр рисков, респонденты тем не менее оценивают уровень своей удовлетворенности практиками совместного потребления на онлайн-платформах довольно высоко: средняя и медианная оценки удовлетворенности, измеренной по 5-балльной шкале, составляют 3,78 и 4 соответственно. При этом 85,1 % респондентов планируют и в дальнейшем использовать онлайн-платформы для различных целей, 13,5 % затруднились ответить и только 1,4 % не планируют продолжать подобные практики.

Весьма показательны оценки респондентами перспективных трендов совместного потребления. Среди товаров, от личного владения которыми респонденты могли бы полностью отказаться в пользу совместного пользования в ближайшие 5 лет, лидируют следующие: автомобиль, средства индивидуальной мобильности (самокат, велосипед), техника, вещи разового пользования. Следует отметить, что такую готовность выражает чуть менее половины опрошенных респондентов (49 %), тогда как вторая половина не готова отказаться от личного владения указанными благами.

Большая часть (66 %) респондентов полагают, что экономический кризис увеличит спрос на совместное пользование товарами и услугами, 21,8 % затруднились оценить влияние экономического кризиса, 8,8 % считают, что кризис никак не повлияет на рынок совместного потребления, и только 3,4 % полагают, что кризис сократит спрос на совместное пользование товарами и услугами.

Значительная часть (41,2 %) респондентов не допускают, что будущие поколения полностью откажутся от личного постоянного владения автомобилем, квартирой, бытовой техникой и прочими «крупными» благами в пользу совместного; 34,5 % респондентов допускают такие изменения в потребительских практиках и 24,3 % затруднились дать однозначную оценку. При этом оценка вероятности отказа будущих поколений от личного владения зависит от возраста - в более старших возрастных группах чаще наблюдается утвердительная оценка вероятности отказа будущих поколений от личного владения в пользу совместного. Так, например, среди респондентов 55 лет и старше доля утвердительных ответов составляет 83,3 %, тогда как среди респондентов 18-24 лет - 28,6 % (рисунок).

Рис. Утвердительная оценка вероятности отказа будущих поколений от личного владения в пользу совместного в группах респондентов, выделенных по возрасту (в % от числа ответивших)

На наш взгляд, выявленные различия связаны с тем, что именно «возрастные» респонденты, как правило, связывают распространение любых новшеств и технологий с будущими поколениями - своими детьми, внуками. А для молодых респондентов в силу отдаленности проекции будущего такая оценка представляется затруднительной либо основывается в большей степени на собственных ориентациях и практиках в текущем моменте.

Заключение. Проведенное исследование показало преобладание утилитарных мотивов использования онлайн-платформ совместного потребления. Экономия денежных ресурсов и времени (за счет предоставления онлайн-платформами удобств, сокращающих издержки поиска товаров и услуг), а также возможность получения дополнительного дохода выступают сегодня главными причинами роста популярности шеринговых сервисов. Несмотря на риски, связанные с обеспечением безопасности сделки, качеством объектов рециклинга и онлайн-репутацией взаимодействующих сторон, текущая удовлетворенность пользователей и их намерения дальнейшего использования онлайн-платформ совместного потребления достаточно высокие. Особенности развития практик совместного потребления в ближайшее время будут связаны с влиянием экономического кризиса, который большинство пользователей рассматривает как триггер для увеличения спроса на совместное использование товаров и услуг. Готовность пользователей онлайн-платформ в ближайшие 5 лет отказаться от личного владения в пользу совместного распространяется на определенные группы товаров: автомобили, средства индивидуальной мобильности, технику, вещи разового пользования.

Полученные результаты могут быть интересны не только исследователям, изучающим потребительские практики в цифровой экономике, но и спе-

циалистам шеринг-рынка, анализирующим барьеры и драйверы развития сервисов совместного потребления в целях совершенствования функционала онлайн-платформ. Продолжение исследований в этом направлении мы видим в изучении влияния экономической нестабильности на изменения предпочтений и потребностей пользователей, а также дифференцированном анализе отдельных пользовательских групп - новичков и пользователей со стажем, пользователей с широким и узким диапазоном целевых действий на онлайн-платформах.

Список литературы

1. Botsman R., Rogers R. What's mine is yours: the rise of collaborative consumption. - New York: Harper Collins, 2010. - 304 p.

2. Belk R.W. You are what you can access: Sharing and collaborative consumption online // Journal of Business Research. - 2014. - Vol. 67, no. 8. -P. 1595-1600. DOI: 10.1016/jjbusres.2013.10.001

3. Ревенко Н.С. Новые контуры цифровизации за рубежом и в России: экономика совместного потребления // Экономика. Налоги. Право. - 2018. -Т. 11, № 2. - С. 103-110.

4. Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г. Экономика совместного потребления: сущность и некоторые тенденции развития // Экономический журнал. - 2019. -№ 2 (54). - С. 6-19.

5. Freedom from ownership: An exploration of access-based consumption / S.J. Lawson, M.R. Gleim, R. Perren, J. Hwang // Journal of Business Research. -2016. - Vol. 69, no 8. - P. 2615-2623. DOI: 10.1016/jjbusres.2016.04.021

6. Земскова Е.С. Шеринг как отражение ценностных ориентиров потребителя в цифровой экономике // Научный журнал НИУ ИТМО. Экономика и экологический менеджмент. - 2019. - № 3. - С. 17-27.

7. Экономика совместного потребления в России 2020. Испытание на прочность [Электронный ресурс] / РАЭК, ТИАР-ЦЕНТР. - М., 2021. - URL: https://

raec.ru/upload/files/raec-sharing-economy-2020.pdf (дата обращения: 10.04.2023).

8. Frenken K. Political economies and environmental futures for the sharing economy // Philosophical Transactions of the Royal Society. - 2017. - A 375: 20160367. DOI: 10.1098/rsta.2016.0367

9. Barnes S.J., Mattsson J. Understanding current and future issues in collaborative consumption: A four-stage Delphi study // Technological Forecasting and Social Change. - 2016. - Vol. 104. - P. 200-211. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.01.006

10. Barnes S.J., Mattsson J. Understanding collaborative consumption: Test of a theoretical model // Technological Forecasting and Social Change. - 2017. -Vol. 118. - P. 281-292. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.02.029

11. Батырева М.В., Агафонова Д.Ю. Экономика совместного потребления как социально-экономическая модель // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. -2022. - Т. 8, № 2 (30). - С. 81-105.

12. Валько Д.В. Развитие экономики совместного использования и ее влияние на экономический рост // Журнал экономической теории. - 2021. -Т. 18, № 1. - С. 56-68.

13. Маркеева А.В. Экономика участия (sharing economy): проблемы и перспективы развития // Инновации. - 2017. - № 8 (226). - С. 73-80.

14. Полухина А.Н., Арнабердиев А.Р. Шеринг-экономика // Инновационное развитие экономики. - 2019. - № 1 (49). - С. 11-122.

15. Серёгина В.В., Середина М.Н. Современные тенденции развития экономики совместного потребления (шеринг-экономики) в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 11. - С. 154-159.

16. Лымарь Е.Н. Экономика совместного потребления в современной России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2018. -№ 12 (422). - С. 67-72.

17. Адактилос А.Д., Чаус М.С., Молдован А.А. Шеринговая экономика // ECONOMICS. - 2018. - № 4 (36). - С. 95-100.

18. Зверева Т.В. Перспективные направления развития экономики совместного использования // Российский экономический журнал. - 2022. - № 2. -С. 86-99. DOI: 10.33983/0130-9757-2022-2-86-99

19. Киреева Н.С. Предпочтения пользователей сервисов совместного пользования (шеринга) вещей: результаты исследования статистики поисковых запросов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2021. - № 4. - С. 258-274. DOI: 10.14515/monitoring.2021.4.1678

20. Бочарова Е.А., Ечевская О.Г. Коллаборативное потребление в современной России: формы организации и практики включения на примере сообщества <^а1^аг» // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2014.- № 2. - С. 97-108.

21. Факторы потребительского поведения в сфере экономики совместного потребления в России на примере компании Airbnb / Н.Ю. Тищенко, О.Э. Тищенко, В.А. Ребязина, Ю.А. Слободчук // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2019. - № 2. - С. 43-63.

22. Ребязина В.А., Збандут Н.Г. Поведение представителей поколения Z в условиях экономики совместного потребления в России // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2020. - № 1. - С. 22-27.

23. Ребязина В.А., Березка С.М., Антонова Н.Г. Отношение потребителей к экономике совместного потребления в России // Российский журнал менеджмента. - 2020. - Т. 18, № 2. - С. 255-278.

24. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. - 2016. - Vol. 6, no. 9. - P. 2047-2059. DOI: 10.1002/asi.23552

25. Cherry C.E., Pidgeon N.F. Is sharing the solution? Exploring public acceptability of the sharing economy // Journal of Cleaner Production. - 2018. -Vol. 195. - P. 939-948. DOI: 10.1016/jjclepro.2018.05.278

References

1. Botsman R., Rogers R. What's mine is yours: The rise of collaborative consumption. New York, Harper Collins, 2010, 304 p.

2. Belk R.W. You are what you can access: Sharing and collaborative consumption online. Journal of Business Research, 2014, vol. 67, no. 8, pp. 1595-1600. DOI: 10.1016/jjbusres.2013.10.001.

3. Revenko N.S. Novye kontury tsifrovizatsii za rubezhom i v Rossii: ekonomika sovmestnogo potrebleniia [New contours of digitalization abroad and in Russia: The economy of collaborative consumption]. Ekonomika. Nalogi. Pravo,

2018, vol. 11, no. 2, pp. 103-110.

4. Avdokushin E.F., Kuznetsova E.G. Ekonomika sovmestnogo potrebleniia: sushchnost' i nekotorye tendentsii razvitiia [Economics of joint consumption: Essence and some development trends]. Ekonomicheskii zhurnal, 2019, no. 2 (54), pp. 6-19.

5. Lawson S.J., Gleim M.R., Perren R., Hwang J. Freedom from ownership: An exploration of access-based consumption. Journal of Business Research, 2016, vol. 69, no 8, pp. 2615-2623. DOI: 10.1016/jjbusres.2016.04.021.

6. Zemskova E.S. Shering kak otrazhenie tsennostnykh orientirov potrebitelia v tsifrovoi ekonomike [Sharing as a reflection of consumer values in the digital economy]. Nauchnyi zhurnal NIUITMO. Ekonomika i ekologicheskii menedzhment,

2019, no. 3, pp. 17-27.

7. Ekonomika sovmestnogo potrebleniia v Rossii 2020. Ispytanie na prochnost' [Sharing economy in Russia 2020. Strength test]. Moscow, 2021, available at: https://raec.ru/upload/files/raec-sharing-economy-2020.pdf (accessed 10.04.2023).

8. Frenken K. Political economies and environmental futures for the sharing economy. Philosophical Transactions of the Royal Society, 2017, art. 375: 20160367. DOI: 10.1098/rsta.2016.0367.

9. Barnes S.J., Mattsson J. Understanding current and future issues in collaborative consumption: A four-stage Delphi study. Technological Forecasting and Social Change, 2016, vol. 104, pp. 200-211. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.01.006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Barnes S.J., Mattsson J. Understanding collaborative consumption: Test of a theoretical model. Technological Forecasting and Social Change, 2017, vol. 118, pp. 281-292. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.02.029.

11. Batyreva M.V., Agafonova D.Iu. Ekonomika sovmestnogo potrebleniia kak sotsial'no-ekonomicheskaia model' [Collaborative consumption as a socioeconomic model]. Vestnik Tiumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie ipravovye issledovaniia, 2022, vol. 8, no. 2 (30), pp. 81-105.

12. Val'ko D.V. Razvitie ekonomiki sovmestnogo ispol'zovaniia i ee vliianie na ekonomicheskii rost [Development of sharing economy and its impact on economic growth]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii, 2021, vol. 18, no. 1, pp. 56-68.

13. Markeeva A.V. Ekonomika uchastiia (sharing economy): problemy i perspektivy razvitiia [Sharing economy: Problems and development prospects]. Innovatsii, 2017, no. 8 (226), pp. 73-80.

14. Polukhina A.N., Arnaberdiev A.R. Shering-ekonomika [Analysis of online platforms development in conditions of sharing economy]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki, 2019, no. 1 (49), pp. 11-122.

15. Seregina V.V., Seredina M.N. Sovremennye tendentsii razvitiia ekonomiki sovmestnogo potrebleniia (shering-ekonomiki) v Rossii [Current trends in the development of the sharing economy in Russia]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept", 2019, no. 11, pp. 154-159.

16. Lymar' E.N. Ekonomika sovmestnogo potrebleniia v sovremennoi Rossii [Economics of joint consumption in modern Russia]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 12 (422), pp. 67-72.

17. Adaktilos A.D., Chaus M.S., Moldovan A.A. Sheringovaia ekonomika [Sharing economy]. ECONOMICS, 2018, no. 4 (36), pp. 95-100.

18. Zvereva T.V. Perspektivnye napravleniia razvitiia ekonomiki sovmest-nogo ispol'zovaniia [Perspective areas of development of the sharing economy]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal, 2022, no. 2, pp. 86-99. DOI: 10.33983/01309757-2022-2-86-99.

19. Kireeva N.S. Predpochteniia pol'zovatelei servisov sovmestnogo pol'zo-vaniia (sheringa) veshchei: rezul'taty issledovaniia statistiki poiskovykh zaprosov [Preferences of sharing services users: A study of search queries statistics]. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, 2021, no. 4, pp. 258-274. DOI: 10.14515/monitoring.2021.4.1678.

20. Bocharova E.A., Echevskaia O.G. Kollaborativnoe potreblenie v sovremennoi Rossii: formy organizatsii i praktiki vkliucheniia na primere soobshchestva "Darudar" [Collaborative consumption in contemporary Russia: Forms of organization, practices of participation (a case study of the "Darudar" community)]. Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovanii, 2014, no. 2, pp. 97-108.

21. Tishchenko N.Iu., Tishchenko O.E., Rebiazina V.A., Slobodchuk Iu.A. Faktory potrebitel'skogo povedeniia v sfere ekonomiki sovmestnogo potrebleniia v Rossii na primere kompanii Airbnb [Consumer behavior factors in the sharing economy in Russia: The case of Airbnb]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 6. Ekonomika, 2019, no. 2, pp. 43-63.

22. Rebiazina V.A., Zbandut N.G. Povedenie predstavitelei pokoleniia Z v usloviiakh ekonomiki sovmestnogo potrebleniia v Rossii [Behavior of Z generation in conditions of sharing economy in Russia]. Marketing i marketingovye issledovaniia, 2020, no. i, pp. 22-27.

23. Rebiazina V.A., Berezka S.M., Antonova N.G. Otnoshenie potrebitelei k ekonomike sovmestnogo potrebleniia v Rossii [Consumers' attitude to the sharing economy in Russia]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta, 2020, vol. i8, no. 2, pp. 255-278.

24. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption. Journal of the Association for Information Science and Technology, 20i6, vol. 6, no. 9, pp. 2047-2059. DOI: i0.i002Iasi.23552.

25. Cherry C.E., Pidgeon N.F. Is sharing the solution? Exploring public acceptability of the sharing economy. Journal of Cleaner Production, vol. i95, pp. 939-948. DOI: i0.i0i6Ij.jclepro.20i8.05.278.

Оригинальность 93 %

Поступила 20.04.2023 Одобрена 15.05.2023 Принята к публикации 0i.i2.2023

O.V. Notman, A.A. Baevskaya

COLLABORATIVE CONSUMPTION IN THE ASSESSMENTS OF ONLINE PLATFORMS USERS

The active development of the sharing economy based on digital platforms contributes to the formation of special consumer practices, characterized by a shift in priorities from personal permanent possession of goods to access to them. The relevance of the study of online platforms users is due to the dissonance between the growth of the sharing market and the small amount of Russian research devoted to the study of participants in collaborative consumption.

The article presents the results of a survey among users of online collaborative consumption platforms. The purpose of the study was to identify the motivation and satisfaction of users, their assessments of the risks and prospects of collaborative consumption. The results of the study showed the predominance of utilitarian motives of using online platforms. These motives are the following: saving resources - money and time; a wide range of functional conveniences that reduce the cost of searching for goods and services; the possibility of obtaining additional income. The main risks according to users' assessments are ensuring the security of the transaction, the quality of goods, and the online reputation of the interacting parties. User satisfaction and their intentions for further use of online co-consumption platforms are quite high. Half of the surveyed users of online platforms are ready to give up personal possession of a car, means of personal mobility, appliance, things of single use in favor of joint use in the next 5 years. Economic instability, according to the assessments of most users, will increase the demand for collaborative consumption of goods and services.

The obtained results can be useful for researchers of consumer practices in the digital economy, as well as for specialists analyzing barriers and drivers of collaborative consumption development to improve the functionality of online platforms.

Keywords: collaborative consumption, sharing economy, online platforms, users, survey.

Olga V. Notman - Doctor of Sociology, Associate Professor, Department of Applied Sociology, Ural Federal University, Yekaterinburg, e-mail: o.v.notman@urfu.ru.

Alina A. Baevskaya - 4th-year Bachelor's Student, Department of Applied Sociology, Sociological Studies in the Management of the Digital Society program, Ural Federal University, Yekaterinburg, e-mail: Alina.Baevskaia@urfu.me.

Received 20.04.2023 Approved 15.05.2023 Accepted for publication 01.12.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов 80/20 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Нотман, О.В. Совместное потребление в оценках пользователей онлайн-платформ / О.В. Нотман, А.А. Баевская // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. -№ 4. - С. 290-301.

Please cite this article in English as:

Notman O.V., Baevskaya A.A. Collaborative consumption in the assessments of online platforms users. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 4, pp. 290-301 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.