Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЕ С2С / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Османова Зарема Османовна

Статья посвящена исследованию особенностей, структуры и тенденций развития экономики совместного потребления. Актуальность исследования определяется совокупностью факторов, среди которых развитие информационно-коммуникационных технологий, цифровизация экономики, рост информационной доступности и повышение эффективности информационного взаимодействия. Относительная новизна процессов совместного потребления для экономики и огромный потенциал его развития определяют актуальные направления для исследования экономики совместного потребления. Структура экономики совместного потребления охарактеризована с помощью составляющих: базовые условия функционирования (доступность рыночного пространства через информационные онлайн-платформы; общие интересы и ценности участников; наличие свободных активов); условия устойчивого развития (высокий уровень доверия и репутации; критическая масса пользователей; одобрение со стороны властей; оптимальный уровень транзакционных издержек); принципы и факторы функционирования и развития. Сформулированы особенности экономики совместного потребления: предпочтение аренде активов над их владением; стремление к экономии средств; равноправие участников; взаимодействие на основе коммуникационных технологий; совместная ответственность за хранение активов; более низкие барьеры для участия по сравнению с традиционным рынком; ориентация на цели преимущественно некоммерческого характера; социальные и экологические мотивы участников; развитие на базе информационных онлайн-платформ; краткосрочный характер взаимодействия; высокий уровень доступности активов; присутствие внутренней конкуренции; возможность развития в перспективе при условии положительной репутации и высокого уровня доверия между участниками и доверия к информационной онлайн-платформе. В выводах обобщены результаты проведенного исследования, представлены основные стимулирующие факторы развития экономики совместного потребления и основные преграды в ее развитии. Также раскрыты положительные и отрицательные последствия развития и распространения экономики совместного потребления для национальных и мировой экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY OF JOINT CONSUMPTION: FEATURES, STRUCTURE AND DEVELOPMENT TRENDS

The article is devoted to the study of the features, structure and development trends of the joint consumption economy. The relevance of the study is determined by a combination of factors, including the development of information and communication technologies, the digitalization of the economy, the growth of information accessibility and increasing the effectiveness of information interaction. The relative novelty of the processes of joint consumption for the economy and the huge potential for its development determine the actual directions for the study of the economy of joint consumption. The structure of the economy of joint consumption is characterized using the following components: basic functioning conditions (accessibility of the market space through online information platforms; common interests and values of participants; availability of free assets); conditions for sustainable development (high level of trust and reputation; critical mass of users; approval by the authorities; optimal level of transaction costs); principles and factors of functioning and development. The features of the economy of joint consumption are formulated: preference for leasing assets over their ownership; desire to save money; equality of participants; interaction based on communication technologies; joint responsibility for asset storage; lower barriers to participation compared to the traditional market; target orientation of a predominantly non-profit nature; social and environmental motives of participants; development based on online information platforms; short-term nature of the interaction; high availability of assets; the presence of internal competition; the possibility of development in the future, subject to a positive reputation and a high level of trust between the participants and confidence in the online information platform. The findings summarize the results of the study, presents the main stimulating factors for the development of the economy of joint consumption and the main obstacles in its development. The positive and negative consequences of the development and spread of the joint consumption economy for national and global economies as a whole are also disclosed.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

УДК 330.101.22

doi 10.37279/2312-5330-2020-3-176-184

Османова Зарема Османовна,

старший преподаватель кафедры менеджмента

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Osmanova Zarema,

Senior teacher of the Management Department

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ:

ECONOMY OF JOINT CONSUMPTION: FEATURES, STRUCTUREAND DEVELOPMENT TRENDS

Статья посвящена исследованию особенностей, структуры и тенденций развития экономики совместного потребления. Актуальность исследования определяется совокупностью факторов, среди которых развитие информационно-коммуникационных технологий, цифровизация экономики, рост информационной доступности и повышение эффективности информационного взаимодействия. Относительная новизна процессов совместного потребления для экономики и огромный потенциал его развития определяют актуальные направления для исследования экономики совместного потребления.

Структура экономики совместного потребления охарактеризована с помощью составляющих: базовые условия функционирования (доступность рыночного пространства через информационные онлайн-платформы; общие интересы и ценности участников; наличие свободных активов); условия устойчивого развития (высокий уровень доверия и репутации; критическая масса пользователей; одобрение со стороны властей; оптимальный уровень транзакционных издержек); принципы и факторы функционирования и развития. Сформулированы особенности экономики совместного потребления: предпочтение аренде активов над их владением; стремление к экономии средств; равноправие участников; взаимодействие на основе коммуникационных технологий; совместная ответственность за хранение активов; более низкие барьеры для участия по сравнению с традиционным рынком; ориентация на цели преимущественно некоммерческого характера; социальные и экологические мотивы участников; развитие на базе информационных онлайн-платформ; краткосрочный характер взаимодействия; высокий уровень доступности активов; присутствие внутренней конкуренции; возможность развития в перспективе при условии положительной репутации и высокого уровня доверия между участниками и доверия к информационной онлайн-платформе.

В выводах обобщены результаты проведенного исследования, представлены основные стимулирующие факторы развития экономики совместного потребления и основные преграды в ее развитии. Также раскрыты положительные и отрицательные последствия развития и распространения экономики совместного потребления для национальных и мировой экономики в целом.

Ключевые слова: совместное потребление, цифровая экономика, информационные онлайн-платформы, система отношение С2С, тенденции развития.

The article is devoted to the study of the features, structure and development trends of the joint consumption economy. The relevance of the study is determined by a combination of factors, including the development of information and communication technologies, the digitalization of the economy, the growth of information accessibility and increasing the effectiveness of information interaction. The relative novelty of the processes of joint consumption for the economy and the huge potential for its development determine the actual directions for the study of the economy of joint consumption.

The structure of the economy of joint consumption is characterized using the following components: basic functioning conditions (accessibility of the market space through online information platforms; common interests and values of participants; availability of free assets); conditions for sustainable development (high level of trust and reputation; critical mass of users; approval by the authorities; optimal level of transaction costs); principles and factors of functioning and development. The features of the economy of joint consumption are formulated: preference for leasing assets over their ownership; desire to save money; equality of participants; interaction based on communication technologies; joint responsibility for asset storage; lower barriers to participation compared to the traditional market; target orientation of a predominantly non-profit nature; social and environmental motives of participants; development based on online information platforms; short-term nature of the interaction; high availability of assets; the presence of internal competition; the possibility of development in the future, subject to a positive reputation and a high level of trust between the participants and confidence in the online information platform.

The findings summarize the results of the study, presents the main stimulating factors for the development of the economy of joint consumption and the main obstacles in its development. The positive and negative consequences of the development and spread of the joint consumption economy for national and global economies as a whole are also disclosed.

176

Keyword.?, joint consumption, digital economy, online information platforms, C2C ratio system, development trends.

ВВЕДЕНИЕ

Массовое внедрение и высокие темпы развития информационно-коммуникационных технологий, а также процессы цифровизации экономики способствовали снижению барьеров в обмене информацией, доступу к ней, снижению затратности данных процессов и повышению эффективности информационного взаимодействия между частными лицами. В условиях такой оптимизации сложные иерархические структуры стали трансформироваться в горизонтальные связи с равноправным участием множества лиц. Система отношений В2С (отношения «фирма-потребитель») активно трансформируется в систему отношений С2С (отношения «потребитель-потребитель»). Развитие цифровых сервисов и их доступность стали причиной снижения/исключения роли посредников во многих отраслях экономики и переходу к прямому взаимодействию между людьми в системе взаимоотношений С2С на условиях равноправного участия. Это привело к появлению термина «одноранговая экономика» по аналогии с «одноранговой компьютерной сетью» и формированию новых форм производства и потребления благ, наибольшее распространение из которых получила экономика совместного потребления.

В наиболее обобщенном понимании под термином экономика совместного потребления (далее экономика СП) понимается «экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, бартере и аренде вместо владения» [1]. Экономика СП представляет собой сочетание концепций вторичного и общего потребления активов. Относительная новизна явления экономики СП способствует ее ассоциации с рядом других подобных явлений и процессов, среди которых: убер-экономика, Mush-модели, аутсорсинг, фриланс [1; 2]. Однако данные явления и процессы имеют явные отличия от экономики СП. Модель убер-экономики аналогично экономике СП предполагает формирование информационной онлайн-платформы с целью обмена различными активами с минимальными затратами на основе С2С взаимодействия. Однако в отличие от экономики СП убер-экономика имеет приоритетный коммерческий характер, связанный с присутствием таких участников, как профессиональные продавцы и получением комиссии за заключенные сделки. Приоритетность коммерческой деятельности абсолютно не соответствует сущности экономики СП. Сущность Mush-моделей заключается в создании информационной онлайн-плат-формы совместного потребления, в которой распределение потребления активов между клиентами осуществляется компаниями, объединенными в эту систему. Несмотря на факт совместного потребления, Mush-модели ориентированы на систему отношений В2С, которая исключает равноправие между участниками. Т. е. Mush-модели нельзя отнести к экономике СП, основанной на принципе одноранговой экономики. Несмотря на арендный характер, аутсорсинг также нельзя отнести к экономике СП, т. к. он отличается долгосрочностью взаимодействия сторон и специфичностью привлекаемых ресурсов. Работа фрилансеров относится к профессиональному виду деятельности и не соответствует принципам одноранговой экономики.

Относительная новизна явления экономики совместного потребления, высокие темпы ее распространения, теоретический интерес исследователей и экономическая перспективность направления определили актуальность данного исследования. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель исследования заключается в изучении особенностей экономики СП, обосновании структуры экономики СП как системы и характеристики современных тенденций развития экономики СП на международном уровне. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность и особенности экономики СП, выделить и обосновать структуру экономики СП, выделить преимущества и недостатки экономики СП, охарактеризовать современные тенденции развития экономики СП на международном уровне.

Методической основой исследования является совокупность способов, методов, приемов научного познания и принципов проведения исследования: метод обобщения и сравнения, табличный метод, аналитический метод, системный подход. РЕЗУЛЬТАТЫ

Термин «совместное потребление впервые был использован в 1978 году Фелсоном и Спетом [3]. Одно из первых определений понятия «совместная экономика» было дано Ботсманом и Роджером [4], согласно которому «совместное потребление — это обмен и сдача в аренду благ с помощью распределенных сетей» [2]. С этого периода явление совместного потребления получило статус экономики и более четкие критерии определения. Экономика СП переведено с англ. яз.

177

sharing economy. Синонимами данного термина являются долевая экономика, экономика сотрудничества и участия. Исследование концепции совместного потребления в современной экономике началось в 2010 году преимущественно зарубежными учеными [4-9]. Исследование экономики СП среди отечественных ученых [1; 10-14] проводиться с 2017 года. В настоящее время данное направление исследований отмечается повышенным вниманием как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных авторов.

Экономика СП — это коллективное использование активов; модель взаимоотношений экономического и неэкономического характера между потребителями, связанных с передачей во временное пользование свободных (недоиспользованных) активов на базе информационных онлайн-платформ. Мощным толчком к развитию экономики СП стали социально-экономические кризисы, стремление населения экономить на потреблении, цифровизация социально-экономических процессов, дешевизна и рост доступности высокоскоростного интернета. В современных социально-экономических условиях люди все чаще следуют принципу оптимальности и отдают предпочтение временному доступу к определенным активам, а не их приобретению в собственность. Объем мирового рынка совместного потребления в настоящее время превышает 15 млрд долларов США, количество пользователей информационных онлайн-сервисов совместного потребления ежегодно увеличиается на 25 %. Примером взаимоотношений в рамках экономики СП являются библиотеки, секонд-хенд магазины, простаивающая бытовая техника или рабочий инструмент, безлимитная сеть Wi-Fi, совместное использование недвижимости и транспорта, причем не только на основе их использования в период, когда они полностью свободны, но и в рамках совместного проживания (свободная комната в жилом доме/квартире) в краткосрочном отрезке времени или одновременного совместного совершения поездки при наличии свободного места в автомобиле с пропорциональным разделением стоимости проезда.

Структура экономика СП может быть представлена на основе нескольких составляющих элементов [2; 15; 16; 17]:

• базовые условия функционирования: доступность рыночного пространства через информационные онлайн-платформы; общие интересы и ценности участников; наличие свободных (недоиспользованных) активов;

• условия устойчивого развития: высокий уровень доверия и положительная репутация; критическая масса пользователей; одобрение со стороны властей; оптимальный уровень транзакцион-ных издержек;

• принципы функционирования и развития: принцип равенства; саморегулирования; прозрачности; открытости; рациональности; гибкости; экологичности; общественной полезности;

• факторы развития: социальные факторы; экономические; экологические; инновационные; демографические .

Каждая из перечисленных составляющих структуры играет важную роль в эффективном функционировании экономики СП.

Доступность рыночного пространства через информационные онлайн-платформы (сервисы) обеспечивается за счет высоких темпов распространения информационных технологий, масштабной цифровизации экономики, развития высокоскоростного доступа к сети интернет и снижения стоимости его использования.

Общие интересы и ценности участников раскрывают одну из основных особенностей экономики СП, связанную с преимущественно некоммерческим характером преследуемых целей. Предприниматели, предлагающие услуги аренды активов на специализированных информационных онлайн-площадках ориентированы на максимальный экономический результат, обладают необходимыми профессиональными знаниями и умениями для этого, инвестируют в маркетинговую деятельность, применяют методы конкуренции и т. п. Участвовать в такой системе деятельности у обычных потребителей нет возможности, т. к. они однозначно будут вытеснены профессиональными участниками рынка. Экономика СП в отличие от такой системы основана на участии равноправных участников, имеющих общие интересы и ценности, большинство из которых имеют неэкономический характер. Участники экономики СП предоставляют свободные (недоиспользованные) активы в пользование по более низким ценам по сравнению с традиционным рынком и заинтересованы не только в экономической выгоде, но и в новых знакомствах, сохранении окружающей природной среды, помощи нуждающимся и т. п. Согласно прогнозам, более 78 % населения западных стран готовы предоставить собственные вещи в совместное пользование [17].

178

Наличие свободных (недоиспользованных) активов является одним из ключевых условий функционирования экономики СП. Только в США в собственности населения находится более 250 млн автомобилей, которые используются ими около 10 % времени [17]. Т. е. эффективность использования автомобиля является очень низкой. Аналогичные ситуации наблюдаются относительно использования строительных инструментов в бытовых условиях, потребность в большинстве из которых возникает несколько раз за всю жизнь, следовательно, решение об аренде является более оптимальным по сравнению с приобретением в собственность. Наличие свободного (недоиспользованного) актива позволяет передавать его в пользование другим лицам. Изначальная ориентация на использование активов в некоммерческих целях позволяет собственнику устанавливать цены на них ниже рыночных, преследуя другие, более приоритетные для него цели.

Высокий уровень доверия и положительная репутация являются условием устойчивого развития экономики СП. Это связано с тем, что взаимоотношения осуществляются между абсолютно незнакомыми лицами. Также имеет значение доверие к цифровой площадке, которые обязаны контролировать и выявлять недобросовестных участников. Уровень доверия тесно связан с уровнем риска и «стоимости» информации о качестве товара, услуги или информационного онлайн-сервиса в целом. В качестве инструментов поддержки и повышения уровня доверия могут использоваться фирменные знаки, сертификаты качества, лицензирование деятельности, гарантии со стороны организаторов информационной онлайн-платформы и т. п. Проблематика использования перечисленных инструментов связана с тем, что они более характерные для традиционной экономики с присутствием профессиональных участников. Экономика СП менее формализована и ориентирована на более оптимальную ценовую политику, поэтому на достигнутом этапе развития она не ориентирована на использование подобных инструментов.

Критическая масса пользователей является главным мотивационным условием для привлечения новых участников, т. е. участие в совместном потреблении на базе информационной онлайн-платформы основано на действии сетевого эффекта, обеспечивающего приток новых участников. Обеспечение достижения критической массы пользователей возможно за счет стимулирования доступа к информационной онлайн-платформе (цифровому сервису) и непосредственно системе совместного потребления за счет бесплатного доступа, тарифной дифференциации, индивидуальной бонусной системы и т. п.

Одобрение со стороны властей относится к условиям устойчивого развития экономики СП в перспективе. Развитие экономики СП на базе различных информационных онлайн-платформ (цифровых сервисов) в современных условиях происходит высокими темпами и, соответственно, вызывает противостояние со стороны участников и/или организаторов традиционного рынка. Главная причина противостояния со стороны участников традиционной экономики заключается в отсутствии формальных условий деятельности экономики СП. В первую очередь, это относится к системе налогообложения, патентования, лицензировании, защиты персональных данных участников и т. п. Традиционная экономика все больше ощущает влияние со стороны экономики СП в связи с резким ростом ее популярности, ростом доступности и более низкой ценовой политикой. Нормативно-правовая деятельность информационных онлайн-платформ (цифровых сервисов) относится к одной из важнейших задач для обеспечения устойчивой деятельности экономики СП в перспективе. В большинстве стран вопросы формализации экономики СП остаются нерешенными.

Оптимальный уровень транзакционных издержек относится к ключевым условиям устойчивого развития экономики СП в целом. Несмотря на приоритетность социальных и экологических целей в рамках экономики СП, важнейшим фактором привлечения потенциальных участников к взаимодействию на информационных онлайн-платформах (цифровых сервисах) по сравнению с традиционной экономикой является цена.

Исходя из охарактеризованных элементов можно выделить ряд наиболее характерных особенностей экономики СП [1; 2; 11-13; 15-17]:

• предпочтение аренде активов над их владением;

• стремление пользователей к экономии денежных средств;

• равноправие участников рынка;

• взаимодействие на основе коммуникационных технологий;

• совместная ответственность за хранение активов;

• более низкие барьеры для участия по сравнению с традиционным рынком;

• ориентация на цели преимущественно некоммерческого характера;

• ярко выраженные социальные и экологические мотивы участников экономики СП и, как следствие, наличие и развитие проектов некоммерческой направленности;

179

• развитие на базе информационных онлайн-платформ, формируемых по сферам деятельности или отраслевой принадлежности компаний;

• краткосрочный характер взаимодействия между участниками в рамках предоставления активов во временное пользование;

• более высокий уровень доступности активов (с точки зрения их стоимости) по сравнению с традиционной экономикой;

• присутствие внутренней конкуренции между лицами, которые оказывают услуги и предлагают собственные активы в пользование; между потребителями услуг и активов; между информационными онлайн-платформами в целом и в разрезе отраслевой принадлежности;

• возможность развития в перспективе только при условии положительной репутации и высокого уровня доверия между участниками и доверия к информационной онлайн-платформе в целом.

Экономика СП характеризуется высокими темпами распространения и в настоящее время реализуется в различных сферах деятельности. Наибольшая популярность отмечается среди информационных онлайн-платформ для аренды недвижимости, пользования транспортом, выполнения определенных категорий работ и торговли товарами. В большинстве сфер деятельности можно выделить наиболее успешные проекты совместного потребления [1; 16; 17].

Транспортная сфера и сфера перевозок.

1. Каршеринг — вариант краткосрочной аренды автомобиля для периодического использования. Этот рынок имеет наиболее высокие темпы роста в экономике СП и, соответственно, оказывает наивысший положительный экологический эффект на окружающую природную среду. На европейском рынке количество пользователей каршеринга на начало 2019 года превысило 11 млн человек [16]. Услуги данного сервиса способствовали принятию решения об отказе о покупке личного автомобиля среди 50 % пользователей в Китае, 34 % пользователей в Северной Америке и 22 % пользователей в европейских странах [16]. Международной информационной онлайн-плат-формой каршеринга является Zipcar, которая предлагает услуги более 8 тыс. автомобилей в 28 городах Северной Америки и Великобритании.

2. Райдшеринг (карпулинг) — совместное использование автомобиля (при наличии свободных мест) в рамках поездки, запланированной в собственных целях частного лица. Коммерческая выгода ограничивается компенсацией стоимости расходов на топливо. Приоритет имеют экологические и социальные цели, связанные с сокращением выбросов в окружающую природную среду, сокращением потребляемой энергии и снижением уровня транспортной нагрузки. Наиболее крупной и популярной международной информационной онлайн-платформой райдшеринга является BlaBlaCar. Количество его пользователей превысило 65 млн человек в 22 странах мира [16]. Благодаря деятельности данного сервиса за 2018 год объем выбросов вредных веществ в окружающую природную среду сократился на 1,6 млн тонн. Согласно прогнозам, к 2023 году предполагается рост значения этого показателя до 6,4 млн тонн в год [15].

3. Велошерниг (байкшеринг) — система совместного использования (система проката) велосипедов (байков) для краткосрочных поездок, основанная на некоммерческой основе. Наиболее популярной информационной онлайн-платформой велошеринга является Velib, которая имеет 1202 станции, парк из 20 тыс. велосипедов и обслуживает более 110 тыс. поездок ежедневно.

4. Кикшеринг — система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов. Наиболее популярной информационной онлайн-платформой кикшеринга являются основанные в США Bird (парк из 1600 электросамокатов и более 100 тыс. поездок в год), Spin, Lime.

5. Сервисы заказа такси, основанные на быстром поиске с помощью мобильных устройств и более экономичном способе поездки. Наиболее крупной и популярной международной информационной онлайн-платформой для заказа такси является Uber, оказывающей свои услуги в 700 городах по всему миру [16]. Uber имеет статус самого дорогого стартапа в мире. Многие инновационные решения данной компании являются уникальными и не имеют аналогов у конкурентов. Аналогичным сервисом на внутреннем рынке США является Lyft (доля рынка достигает 35 %), в Индии — Ola Cabs, В Юго-Восточной Азии — Grabtaxi (доля рынка превышает 60 %), в Израиле, России, Великобритании и США — Gett.

Аренда частного жилья и офисных помещения.

1. Наиболее крупной и популярной международной информационной онлайн-платформой сфере аренды частного жилья является AirBnb, которая предлагает более 2 млн вариантов для выбора жилья в 190 странах мира. Аудитория пользователей превышает 60 млн человек. Информационная платформа Home Away предлагает более 1,2 млн вариантов для выбора жилья в 190 странах мира.

180

2. Коворкинг (аренда офисных помещений) — подход к организации труда людей в одном общем пространстве для творческого взаимодействия и социального общения в соответствии с различными критериями (половой признак, социальный статус, вид деятельности, личные и профессиональные интересы и т. п.). Примерами коворкинга являются Hera Hub для женщин (Вашингтон), Paragraf для предоставления рабочих мест писателям (Нью-Йорк), iHub по разработке и продвижению технологически проектов для решения проблем Африки (Кения).

3. Коливинг — формат совместного проживания на основе совмещения физического пространства и общих интересов, взглядов, философии. Возможны варианты совмещения в одном арендном помещении места для проживания и работы. Коливинг получил развитие в таких городах, как Гонконг, Нью-Йорк и Лондон. За последние 10 лет количество пользователей данного направления экономики СП возросло более, чем на 35 %.

Индустрия питания представлена фудшерингом. Это система распределения продуктов с истекающим сроком годности. Он ориентирован на социальную функцию (обеспечение продовольствием малообеспеченных слоев населения) и экологическую функцию (предотвращение образования пищевых отходов). Наиболее известным сервисом является FoodSharing, который действует на территории европейских стран и объединяет более 200 тыс. пользователей.

Совместное использование бытовых инструментов, в котором наиболее известным сервисом является SnapGoods.

Совместное использование бытовой техники, которое организовывается в рамках отдельных жилых комплексов.

Важная отличительная черта аренды активов в рамках экономики СП заключается в их кратко- и среднесрочном характере по сравнению с традиционной системой аренды. Количество информационных онлайн-платформ и количество их пользователей увеличиваются с каждым днем. Также расширяются сферы использования совместного потребления. Важно учитывать, что часть информационных онлайн-платформ сформирована и действует исключительно на основе системы отношений С2С. Это сервисы, объединяющие туристов, пользователей частных автомобилей, жильцов одного жилого комплекса и т. п. Однако есть платформы и сервисы, в которых применяется смешанная система отношений С2С (потребитель-потребитель) и В2С (фирма-потребитель). Это сервисы, в которых поставщиком услуг, рабочих мест, активов (автомобили, оборудование, товары и т. п.) выступают конкретные компании. Современная динамика характеризуется трансформацией системы отношений В2С в систему отношений С2С, что подтверждает преимущества экономики СП для современного общества. ВЫВОДЫ

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Сущность экономики СП в наиболее общем понимании заключается во взаимодействии равноправных участников (система отношений С2С «потребитель-потребитель») для представления в пользование свободных (недоиспользованных) активов, изначально приобретаемых в собственность в некоммерческих целях. Приоритетными целями экономики СП являются социальные и экологические.

2. В исследовании выделены и охарактеризованы структурные составляющие экономики СП как системы: базовые условия функционирования (доступность рыночного пространства через информационные онлайн-платформы; общие интересы и ценности участников; наличие свободных, недоиспользованных активов); условия устойчивого развития (высокий уровень доверия и положительная репутация; критическая масса пользователей; одобрение со стороны властей; оптимальный уровень транзакционных издержек); принципы функционирования и развития (принцип равенства; саморегулирования; прозрачности; открытости; рациональности; гибкости; эколо-гичности; общественной полезности); факторы развития (социальные факторы; экономические; экологические; инновационные; демографические).

3. Основными стимулирующими факторами развития экономики СП (с точки зрения спроса и предложения) в современных социально-экономических условиях являются следующие: накопление / избыток у населения огромного количества неиспользуемых ими активов; оптимальная ценовая политика; развитие экономического кризиса; снижение уровня доходов населения и рост безработицы; рост количества населения в поколении Y и Z (их доля среди участников экономики СП превышает 40 %), которые отличаются высокой активностью, часто путешествуют с ограниченным бюджетом, не привязываются к единственному месту жительства и работы; цифровиза-ция и информатизация экономики; научно-технический прогресс; распространение мобильных ус-

181

тройств; большая интернет-аудитория и стабильная высокая динамика ее роста; большое разнообразие предложений. Основными преградами для развития экономики СП остаются сложности доступа к сети интернет (в отдельных странах); низкий уровень доверия к информационным онлайн-платформам; низкий уровень / отсутствие гарантий относительно качества предлагаемых товаров и услуг; давление со стороны традиционной экономики, которая все больше ощущает конкуренцию со стороны экономики СП.

4. На основе проведенного исследования могут быть сгруппированы положительные последствия развития и распространения экономики СП, а именно: рост эффективности распределения и использования активов; обмен знаниями и опытом; сокращение отходов, снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду и формирование положительного экологического эффекта; формирование ответственного потребления; снижение стоимости аренды активов в системе традиционной экономики; источник дополнительного дохода для населения; возможность доступа к активам, владение которыми является непрактичным и дорогим; стимулирование к переходу к более рациональным принципам потребления; помощь для людей с низким уровнем дохода; рост социального доверия; удовлетворение потребностей людей в новых знакомствах и общении. Следовательно, совместное потребление способствует росту эффективности экономики в целом, как на национальной, так и на международном уровне.

Однако необходимо учитывать, что, как и любое другое явление и процесс, экономика СП может иметь отрицательные последствия, большинство из которых в настоящее время еще не проявились и/или являются неоднозначными. Совместное потребление, например, в сфере транспорта может способствовать сокращению спроса на приобретение автомобилей, т. к. более выгодной будет его аренда, особенно для граждан, которые редко используют автомобиль. В тоже время совместное потребление в сфере транспорта может иметь и противоположный эффект и стимулировать граждан к приобретению автомобиля с целью его использования, в т. ч. в системе совместного потребления. Подобное развитие событий может привезти к нарушению основных принципов экономики СП, связанного с некоммерческим характером ее направленности и приоритетности социальных и экологических целей. Также это может способствовать перенасыщению рынка. Отсутствие регламентированной системы контроля может стать причиной увеличения некачественных предложений и количества ненадежных пользователей онлайн-сервисов в экономике СП. Однозначно отрицательные последствия имеет развитие экономики СП для традиционной экономики, которая отличается более высоким уровнем накладных и текущих расходов по сравнению с экономикой СП и поэтому не всегда может выдерживать ценовую конкуренцию.

5. Совместное потребление применяется в таких сферах деятельности как каршеринг, райд-шеринг (карпулинг), велошеринг, кикшеринг, заказ такси, аренда частного жилья, гостиничная индустрия, фудшеринг, коворкинг, коливинг, совместное использование бытовых инструментов и др. Среди наиболее крупных и популярных онлайн-платформ совместного потребления можно выделить следующие : Zipcar, BlaBlaCar, Uber, Lyft, Ola Cabs, Grabtaxi, Gett, Velib, Bird, Spin, Lime, AirBnb, Hera Hub, Paragraf, iHub, SnapGoods.

Совместное потребление относится к одному из наиболее быстроразвивающихся направлений современной экономики и является одним из главных современных трендов. Согласно прогнозам [1] мировая экономика имеет потенциал роста совместного потребления до 335 млрд долларов США, главным последствием которого является сокращение объемов традиционного рынка, цепочек поставок и количества посредников, снижения потребности в банковских кредитах. Ежегодно процесс обмена благами между людьми оптимизируется с точки зрения технической доступности, скорости доступа и экономической выгоды. Также наблюдается рост инвестиционных вложений в развитие экономики СП. Это свидетельствует о перспективности данного направления с точки зрения практических и теоретических исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головецкий Н.Я. Фундаментальные основы экономики совместного потребления / Н.Я. Головецкий, В.В. Гребеник // Вестник МУ им. С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. — 2017. — .№ 4 (23). — С. 18-23.

2. Тагаров Б.Ж. Специфика экономики совместного потребления и условия ее развития / Б.Ж. Тагаров [Электронный ресурс] // ЭКО. — 2019. — №> 7. — С. 140-155. — Режим доступа: 10.30680/ЕССЮ131-7652-2019-7-140-155 (дата обращения: 20.06.2020).

3. Felson M. Community Structure and Collaborative Consumption: A routine activity approach / М. Felson, J. Spaeth [Electronic resource] // American Behavioral Scientist. — 1978. — .№ 21. — Р. 614-624. — Access Mode: 10.1177/000276427802100411 (date of the application: 20.06.2020).

182

4. Botsman R. What's Mine Is Yours: The Rise Of Collaborative Consumption / R. Botsman, R. Rogers. — 2010. — 304 p.

5. Hamari J. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption / J. Hamari, M. Sjцklint, A. Ukkonen [Electronic resource] // Journal of the Association for Information Science and Technology. — 2016. — № 67. — Р. 2047-2059. — Access Mode: 10.1002/asi.23552 (date of the application: 20.06.2020).

6. B^ker L. Sharing for people, planet or profit? Analysing motivations for intended sharing economy participation / L. B^ker, T. Meelen // Environmental Innovation and Societal Transitions. — 2017. — № 23. — Р. 28-39.

7. Belk R. Sharing versus pseudo-sharing in Web 2.0 / R. Belk // Anthropologist. — 2014. — Р. 7-23.

8. Zervas G. The Rise of the Sharing Economy: Estimating the Impact of Airbnb on the Hotel Industry / G. Zervas,

D. Proserpio, W. Byers // Journal of Marketing Research. — 2017. — № 5. — Р. 687-705.

9. Thierer A. How the Internet, the Sharing Economy, and Reputational Feedback Mechanisms Solve the «Lemons Problem». Repository / A. Thierer, C. Koopman, A. Hobson, C. Kuiper [Electronic resource]. — Access Mode: repository.law.miami.edu/umlr/vol70/iss3/6 (date of the application: 20.06.2020).

10. Попова И.В. «Уберизация» российской экономики: цель, недостатки, преимущества, перспективы / И.В. Попова, А.А. Хусейнова // Молодой исследователь Дона. — 2017. — № 4 (7). — С. 165-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Хусяинов Т.М. От общества потребления к экономике совместного пользования / Т.М. Хусяинов,

E.А. Урусова // Философия хозяйства. — 2017. — № 6. — С. 132-146.

12. Вершицкий А.В. Методы регулирования экономики совместного потребления / А.В. Вершицкий, Е.Р. Вершицкая // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 10(87). — С. 512-516.

13. Долгова М.В. Экономика совместного потребления как новая бизнес-модель / М.В. Долгова, Е.С. Дряз-гина // Финансы, деньги, инвестиции. — 2015. — № 3 (55). — С. 13-18.

14. Антипин Д.М. Особенности и проблемы регулирования деятельности предприятий экономики совместного потребления / Д.М. Антипин, Т.Г. Садовская // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 6. —

C. 879-885.

15. Батова Н. Экономика совместного потребления: мыльный пузырь или экономика будущего / Н. Батова, И. Точицкая [Электронный ресурс] // Центр экономических исследований БЕРОК. — Режим доступа: www.beroc.by/webroot/delivery/files/PP_12_Sharing_PDF.pdf (дата обращения: 22.06.2020).

16. Экономика совместного потребления как новая экономическая модель // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. — 2019. — Выпуск № 47. — 19 с.

17. Орлова Г.А. Развитие «долевой» экономики / Г.А. Орлова, А.Н. Зеленюк [Электронный ресурс] // Российский внешнеэкономический вестник. — 2016. — № 8. — С. 8-12. — Режим доступа: cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-dolevoy-ekonomiki (дата обращения: 22.06.2020).

SPtSOKLTTERATURY

1. Golovetskiy N.Ya. Fundamental'nyye osnovy ekonomiki sovmestnogo potrebleniya / N.Ya. Golovetskiy, W Grebenik // Vestnik MU im. S. Yu. Vitte. Seriya 1. Ekonomika i upravleniye. — 2017. — № 4 (23). — S. 18-23.

2. Tagarov B.Zh. Spetsifika ekonomiki sovmestnogo potrebleniya i usloviya yeye razvitiya / B.Zh. Tagarov [Elektronnyy resurs] // EKO. — 2019. — № 7. — S. 140-155. — Rezhim dostupa: 10.30680/YES00131-7652-2019-7-140-155 (data obrashcheniya: 20.06.2020).

3. Felson M. Community Structure and Collaborative Consumption: A routine activity approach / М. Felson, J. Spaeth [Electronic resource] // American Behavioral Scientist. — 1978. — № 21. — Р. 614-624. — Access Mode: 10.1177/000276427802100411 (date of the application: 20.06.2020).

4. Botsman R. What's Mine Is Yours: The Rise Of Collaborative Consumption / R. Botsman, R. Rogers. — 2010. — 304 p.

5. Hamari J. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption / J. Hamari, M. Sjцklint, A. Ukkonen [Electronic resource] // Journal of the Association for Information Science and Technology. — 2016. — № 67. — Р. 2047-2059. — Access Mode: 10.1002/asi.23552 (date of the application: 20.06.2020).

6. B^ker L. Sharing for people, planet or profit? Analysing motivations for intended sharing economy participation / L. B^ker, T. Meelen // Environmental Innovation and Societal Transitions. — 2017. — № 23. — Р. 28-39.

7. Belk R. Sharing versus pseudo-sharing in Web 2.0 / R. Belk // Anthropologist. — 2014. — Р. 7-23.

8. Zervas G. The Rise of the Sharing Economy: Estimating the Impact of Airbnb on the Hotel Industry / G. Zervas,

D. Proserpio, W. Byers // Journal of Marketing Research. — 2017. — № 5. — Р. 687-705.

9. Thierer A. How the Internet, the Sharing Economy, and Reputational Feedback Mechanisms Solve the «Lemons Problem». Repository / A. Thierer, C. Koopman, A. Hobson, C. Kuiper [Electronic resource]. — Access Mode: repository.law.miami.edu/umlr/vol70/iss3/6 (date of the application: 20.06.2020).

10. Popova I.V. «Uberizatsiya» rossiyskoy ekonomiki: tsel', nedostatki, preimushchestva, perspektivy / I.V. Popova, A.A. Khuseynova // Molodoy issledovatel' Dona. — 2017. — № 4 (7). — S. 165-168.

11. Khusyainov T.M. Ot obshchestva potrebleniya k ekonomike sovmestnogo pol'zovaniya / T.M. Khusyainov, Ye.A. Urusova // Filosofiya khozyaystva. — 2017. — № 6. — S. 132-146.

12. Vershitskiy A.V. Metody regulirovaniya ekonomiki sovmestnogo potrebleniya / A.V. Vershitskiy, Ye.R. Vershitskaya // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2017. — № 10(87). — S. 512-516.

183

13. Dolgova M.V Ekonomika sovmestnogo potrebleniya kak novaya biznes-model' / M.V Dolgova, Ye.S. Dryazgina // Finansy, den'gi, investitsii. — 2015. — № 3 (55). — S. 13-18.

14. Antipin D.M. Osobennosti i problemy regulirovaniya deyatel'nosti predpriyatiy ekonomiki sovmestnogo potrebleniya / D.M. Antipin, T.G. Sadovskaya // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2016. — N° 6. — S. 879-885.

15. Batova N. Ekonomika sovmestnogo potrebleniya: myl'nyy puzyr' ili ekonomika budushchego / N. Batova, I. Tochitskaya [Elektronnyy resurs] // Tsentr ekonomicheskikh issledovaniy BEROK. — Rezhim dostupa: www.beroc.by/webroot/delivery/files/PP_12_Sharing_PDF.pdf (data obrashcheniya: 22.06.2020).

16. Ekonomika sovmestnogo potrebleniya kak novaya ekonomicheskaya model' // Byulleten' o tekushchikh tendentsiyakh mirovoy ekonomiki. — 2019. — Vypusk № 47. — 19 s.

17. Orlova G.A. Razvitiye «dolevoy» ekonomiki / G.A. Orlova, A.N. Zelenyuk [Elektronnyy resurs] // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. — 2016. — № 8. — S. 8-12. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dolevoy-ekonomiki (data obrashcheniya: 22.06.2020).

Статья поступила в редакцию 1 июля 2020 года Статья одобрена к печати 21 сентября 2020 года

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.