Научная статья на тему 'СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА -ЗАЛОГ УСПЕХА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА -ЗАЛОГ УСПЕХА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ДЕТИ С ОВЗ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ДЕТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВКЛЮЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ МАТЕРИАЛА / ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА / КЫРГЫЗСТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осекова Токтокан Качыбековна, Мадалиева Кызбурак Асилбековна

Авторы раскрывают основные проблемы и этапы становления инклюзивного образования, в которых возможность приобретения знаний доступна всем и особенно детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в Кыргызстане. Понятие «инклюзивное образование» определено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ОВЗ в обычной общеобразовательной школе могут не только получить качественное образование, но и успешно адаптироваться к жизни. Отражены принципы и факторы инклюзивного образования, которые включают в себя доступность школьного образования для всех детей. Для реализации инклюзивного образования нужно обратить внимание на создание соответствующих условий в обществе и образовательном процессе, подготовку педагогов, способных создавать и внедрять инклюзивную образовательную среду в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осекова Токтокан Качыбековна, Мадалиева Кызбурак Асилбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER-STUDENT TEAMWORK IS THE KEY TO SUCCESS IN INCLUSIVE EDUCATION

The article reveals the main problems and stages of formation of inclusive education in which the opportunity to acquire knowledge is available to everyone, especially children with disabilities. The concept of «inclusive education» is defined as ensuring equal access to education for all students, taking into account the diversity of special educational needs and individual opportunities. Children with disabilities can not only get a high-quality education in a regular comprehensive school, but also successfully adapt to life. The principles and factors of inclusive education are reflected with accessibility to school education for all children included. To implement inclusive education, attention should be paid to creating appropriate conditions both in society and educational process, as well as training teachers who are able to create and implement inclusive educational environment in educational organizations.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА -ЗАЛОГ УСПЕХА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

of building the educational process, methodological work at school, professional growth of teachers. These examples will help make a smooth transition to new State educational standards of primary, basic, and secondary general education, to make changes in the organization of the educational process, to find new approaches to the role of the teacher, his responsibility and rethinking.

Keywords: State educational standards, education, educational process, quality of education, teacher, students^ academic subjects.

Токтокан Осекова, Кызбурак Мадалиева 10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.012

Совместная работа учителя и ученика -залог успеха инклюзивного образования

Авторы раскрывают основные проблемы и этапы становления инклюзивного образования, в которых возможность приобретения знаний доступна всем и особенно детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в Кыргызстане. Понятие «инклюзивное образование» определено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ОВЗ в обычной общеобразовательной школе могут не только получить качественное образование, но и успешно адаптироваться к жизни. Отражены принципы и факторы инклюзивного образования, которые включают в себя доступность школьного образования для всех детей. Для реализации инклюзивного образования нужно обратить внимание на создание соответствующих условий в обществе и образовательном процессе, подготовку педагогов, способных создавать и внедрять инклюзивную образовательную среду в образовательных организациях.

Ключевые слова: инклюзия, дети с ОВЗ, дети с особыми образовательными потребностями, инклюзивные дети, образование, потребность, учитель, интеграция, включение, адаптация материала, инклюзивная школа, Кыргызстан.

Инклюзивное образование - это процесс, в котором участвуют учителя, дети, родители и весь социум. Реализация идей инклюзивного образования требует подготовки учителей общеобразовательных школ, включения и обеспечения качественного образования всех

« 3

E. n 9ч CL S \0

to s

se ra

£ ,o

Осекова

Токтокан Качыбековна,

заведующая кафедрой педагогики начального класса и государственного языка, Ошский гуманитарно-педагогический институт (Ош), T.osekova040156@mail.ru

Мадалиева

Кызбурак Асилбековна,

преподаватель кафедры педагогики начального класса и государственного языка, Ошский гуманитарно-педагогический институт (Ош), Kyzburak888@gmail.com

детей, в том числе с особыми образовательными потребностями. Отношение к детям с особыми образовательными потребностями является одним из ключевых показателей государственной политики [2, с. 3].

Дети с нарушениями слуха, зрения, ментальными и неврологическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, различными физическими недостатками сталкиваются со многими препятствиями, когда приходят в школу. Это и унижения, и бул-линг, пренебрежение, невозможность получить полную информацию, вследствие чего образование детей с ООП менее качественное, чем у других детей. Особые дети нуждаются в индивидуальной работе учителя. Все это сопровождается обоснованным беспокойством родителей, что их ребенку будет трудно найти свое место в обществе, в жизни.

Для обучения детей с особыми потребностями в массовой общеобразовательной школе нет специалистов, учителя не готовы работать с такими детьми. Бюрократизм в школах, экономические и социальные проблемы, запрос родителей - все это указывало на необходимость разработки программы инклюзивного образования в Кыргызской Республике. В результате в 2010 году под руководством Миргуль Молутбе-ковны Эсенгуловой было разработано

«Интегрированное учебно-методическое руководство по инклюзивному образованию» (Бишкек, 2010). Инклюзивное образование дает детям с ООП возможность в полной мере участвовать в жизни дошкольного и школьного сообщества, направляет их к поощрению равенства во всех видах деятельности, развивает навыки, необходимые для общения.

Инклюзивное образование опирается на следующие принципы [3, с. 6]: ценность человека не зависит от его способностей, каждый имеет право на общение и сферу деятельности, каждый может думать и чувствовать, все люди нуждаются в дружбе и поддержке.

Нормативные акты, связанные с данной темой и правами ребенка, хорошо известны: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1954), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), стандартные правила по созданию равных возможностей для инвалидов (1993), декларация «О развитии дополнительного образования» (Саламанка, 1994). Все мы хорошо знаем, что каждый ребенок имеет право на жизнь, образование, отдых, укрепление здоровья, выбор профессии и гражданства, занятость. Каждый имеет право не подвергаться издевательствам со стороны родителей и других, содержать семьи, найти свое место, быть самим собой, свободно выражать свое мнение, дружить с другими народами, любить, жить с родителями и т. д. Родители, общественность, государство обязаны соблюдать права ребенка.

Если кратко охарактеризовать историю обучения детей с особыми потребностями, можно выделить несколько этапов [7, с. 10]. Первый этап, продолжавшийся до начала-середины 1960-х гг., - сегрегация. Сторонники сегрегации считали, что детей с ограниченными возможностями следует обучать отдельно

от обычных детей, назначая специального учителя в том же медицинском учреждении. Необходимость раздельного обучения объяснялась следующими факторами: а) ребенок определенной группы должен находиться под наблюдением различных специалистов, и ему должно уделяться внимание; б) недостаточность технических мер, зданий, ограниченные возможности общеобразовательных школ, большое количество учащихся; в) травмы, которые дети могли получить во время игр и общения; г) отсутствие специальных обучающих систем, недостаточность методов преподавания основных предметов.

Второй этап (середина 1960-х - середина 1980-х гг.) -интеграция, или совместное обучение, что также указывает на концепцию помощи в общей форме людям с особенностями. Сторонники интеграции также разделяли детей на группы, но настаивали на включении детей с особенностями в коллектив обычной общеобразовательной школы. Они считали, что совместное обучение поможет преодолеть проблемы в общении между группами детей. Внедрение «модели нормализации (интеграции)» направлено на изменение отношения общества в рамках защиты интересов и прав детей, что приводит к давлению на ребенка, чтобы мотивировать его учиться и мобилизовать свои силы [3, с. 12].

Третий этап (с середины 1980-х - по настоящее время) - социальная интеграция, или инклюзия - стал результатом внедрения новой педагогической парадигмы - инклюзивности. Инклюзия - это попытка убедить учащихся с ограниченными возможностями в своих силах и создать мотивацию ходить в школу с другими детьми, друзьями, соседями [3, с. 14]

Преимущества совместного обучения ребенка с особыми потребностями с обычным (нормотипичным) ребенком заключаются в следующем: самовосприятие

особого ребенка меняется, он адаптируется к обществу, меняется его потребительское отношение к миру, он понимает, что может построить отношения, реализоваться как личность, получить профессию и быть полезным, появляется чувство ответственности, он начинает ценить чужой труд и чужие усилия.

Хорошо известны и так называемые золотые правила для детей с особыми потребностями. Это и вовлечение всех детей в учебный процесс, сотрудничество детей и педагога, поддержка доброжелательной рабочей обстановки, особое внимание к планированию урока, индивидуальный подход к каждому ребенку, использование широкого спектра вспомогательных средств [1].

Совместная работа учителя и ученика очень важна. Успех в этом зависит от организационных способностей педагога. В наши дни подготовка современного учителя связана с формированием компетенций, причем процесс формирования компетенций можно понимать как «способность педагога выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами». Главные фигуры учебного процесса - учитель и ученик. Успех инклюзивного обучения будет зависеть от взаимодействия между ними. На первом месте стоит личность учителя, его профессиональная компетентность, способность проявлять гибкость в процессе обучения [3, с. 32].

Рассмотрим компетенции педагога, работающего в инклюзивной школе.

А. Так, педагог должен уметь создать ситуацию, в которой он может доверительно поговорить с учеником, выслушать его мнение, дать ребенку почувствовать, что класс воспринимает его также, как и всех остальных [6, с. 13-15]. Этому помогает умение правильно задавать вопросы, причем самые разные: «Что тебе нравится больше всего?», «Как ты можешь помочь, если твой друг

заболел?» и т. д. Каждая точка зрения ребенка серьезно обсуждается и принимается. Следует всегда отмечать тот факт, что ученик проявляет свою активность и предлагает решения для обсуждения. Необходимо с интересом относиться к ребенку, стараясь устранить барьеры, мешающие включению в общение, минимизировать негативные мысли, отмечая проявленную ребенком инициативу и успешные ответы. Одобрение и похвала служат основными мерами преодоления стеснительности, страха, безразличия. После каждого ответа ученика учитель должен выразить благодарность словами «Спасибо за ответ». Даже если ответ неверен, вы должны поблагодарить его за усилия.

Б. Учитель также может создать ситуацию приятного общения, когда дети получают положительные эмоции в процессе совместного пребывания в школе. Для этого учитель использует парные, групповые, коллективные формы обучения.

С. Педагог должен быть в состоянии предложить доступные и интересные темы для обсуждения, особенно в первое время [3, с. 35].

В системе инклюзивного образования в основе педагогической морали лежат чувствительность, умеренность, наблюдательность, знание психологии ребенка с ООП, уважение его личности. Следовательно, необходима специальная подготовка будущих учителей к системе инклюзивного образования. Для этого в нашем развивающемся обществе нужны грамотные педагоги, отличающиеся конструктивностью, динамичностью, мобильностью, способные прогнозировать результаты при выборе, самостоятельно принимать ответственные решения, готовые к сотрудничеству.

Такие педагоги могут методически правильно структурировать учебный процесс. Идея инклюзивного обучения может быть понята только квалифицирован-

ными учителями. Если учитель определяет предпочтения детей в классе, он также может организовать учебный процесс и развивающую среду, чтобы у учащихся была оптимальная возможность усвоить материал.

Литература:

1. Выготский J1.C. Собрание сочинений. Т. 5. Основы дефектологии / Под. ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

2. Джумагулова Ч. Развитие инклюзивного образования в Центральной Азии. Бишкек, 2003.150 с.

3. Джумагулова Ч., Осмокеева Т., Эсенгулова М. Руководство по созданию инклюзивной школы. Бишкек, 2007. С. 13-15.

4. Понимание потребностей детей и инклюзивные классы. Раздел основного обзора ЮНЕСКО // Программа интегрированного курса «Инклюзивное образование». Бишкек, 2010.

5. Стабс С. Инклюзивное обозрение при ограниченных ресурсах. URL: https://www. academia.edu/12491250/Inclusive_Education_Where_there_are_few_resources_ 2002_ (дата обращения: 02.06.2021)

6. Тилекеев K.M., Панкова П.В., Эсенгулова М.М. Инклюзивное образование в высших учебных заведениях. Интегрированное учебно-методическое руководство.

Toktokart Osekova,

Head of the Department of primary school pedagogy and state language, Osh Humanitarian and Pedagogical Institute (Osh, Kyrgyz Republic), T. osekova040156@mail. ru

Kyzburak Madalieva,

teacher of the Department of primary school pedagogy and state language, Osh Humanitarian and Pedagogical Institute (Osh, Kyrgyz Republic), Kyzburak888@gmail. com

Teacher-student teamwork is the key to success in inclusive education

The article reveals the main problems and stages of formation of inclusive education in which the opportunity to acquire knowledge is available to everyone, especially children with disabilities. The concept of «inclusive education» is defined as ensuring equal access to education for all students, taking into account the diversity of special

educational needs and individual opportunities. Children with disabilities can not only get a high-quality education in a regular comprehensive school, but also successfully adapt to life. The principles and factors of inclusive education are reflected with accessibility to school education for all children included. To implement inclusive education, attention should be paid to creating appropriate conditions both in society and educational process, as well as training teachers who are able to create and implement inclusive educational environment in educational organizations.

Keywords: inclusion, children with disabilities, children with special educational needs, inclusive children, education, need teacher, integration, adaptation of material, inclusive school, Kyrgyzstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.