УДК 343.951
DOI 10.33463/2072-8336.2019.2(47).046-051
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОПАГАНДЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
С. Г. Еремеев
Для цитирования
Еремеев, С. Г Совместная деятельность полиции и образовательных организаций в пропаганде правовых знаний / С. Г. Еремеев // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 2(47). - С. 46-51. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.2(47).046-051.
I (Т)б$^(о) Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения уровня правовой компетентности молодежи путем пропаганды правовых знаний на всех этапах становления и развития личности. Целью работы явилась необходимость изучения актуального состояния уровня правовой компетентности молодежи, а также опыта ее повышения. В ходе исследования проводилось интервьюирование лиц молодого возраста, граждан, имеющих детей, представителей различных образовательных организаций, сотрудников правоохранительных органов, а также анализ статистических данных. Выявлены и проанализированы факторы, которые оказывают негативное влияние на правовую социализацию молодежи. Статистический анализ позволил привести сведения о доле
© Еремеев С. Г., 2019
молодежной преступности по различным категориям дел. В ходе исследования установлены наиболее проблемные аспекты правовой социализации молодежи и пробелы в работе по пропаганде правовых знаний. Установлены дисбаланс в этой работе в разные возрастные периоды и ее качественные характеристики. Предложена и обоснована необходимость осуществления мероприятий по пропаганде правовых знаний в дошкольных учреждениях. Определено актуальное направление такой работы - профилактика бытового насилия. Представленные в статье данные являются актуальными как для сотрудников правоохранительных органов, так и для работников образовательных учреждений, начиная с учреждений дошкольного образования и заканчивая вузами. Нами были предложены категории полицейских (по должности), при-
влечение которых к пропаганде правовых знаний наиболее целесообразно, обоснован данный выбор. Кроме того, представленные материалы могут быть полезны работникам государственных и муниципальных органов, связанных с рассматриваемым направлением деятельности. Проблемным остается вопрос привлечения к работе по развитию правосознания молодежи судейского корпуса, хотя эффективность такого взаимодействия очевидна. В качестве рекомендаций следует указать на необходимость перехода от разрозненных фрагментарных занятий по правовому информированию к системе повышения правовой компетентности молодежи, которая должна отличаться в первую очередь не количественными, а качественными характеристиками. Особую роль играет понимание важности правового воспитания всеми вовлеченными в этот процесс участниками.
Ключевые слова: пропаганда, правовые знания, правовая компетентность, правосознание, правовое воспитание, взаимодействие, полиция, образовательные организации, молодежь, подростки, юридическая грамотность.
Российское государство за последние два десятка лет сделало большой шаг в становлении демократического режима и развитии правовой сферы. Однако динамика внутригосударственных процессов, внешнеполитические факторы предъявляют все новые требования к модернизации различных сфер жизни общества, включая правовую. Следует констатировать тот факт, что общий уровень политической, финансовой, юридической грамотности значительной части населения несколько ниже, чем в ведущих
европейских странах, что определяет необходимость предпринимать меры по ее повышению в России [3]. Разрешая проблему юридической грамотности, необходимо уделять внимание повышению правосознания граждан, их правовой культуры, преодолению явления правового нигилизма. Одним из механизмов формирования и повышения правосознания и правовой культуры может стать правовое просвещение граждан, которое должно пониматься в широком смысле и не только состоять в целенаправленной разъяснительной работе, касающейся применения тех или иных норм права, прав и обязанностей граждан в различных сферах, но и включаться в общий процесс формирования личности (в первую очередь подростков) всеми социальными институтами (семья, образовательные организации, правоохранительные и судебные органы, средства массовой информации и др.).
Полагаем, что пропагандистская работа может начинаться в дошкольных учреждениях, а затем продолжаться в школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Взятое автором интервью позволило выявить неоднозначное отношение респондентов к пропагандистской правовой работе в дошкольных учреждениях. Около 30 % участников исследования высказались за принципиальную недопустимость такой работы, однако в ходе дальнейшей беседы, когда им были разъяснены ее формы и тематика, согласились с необходимостью ее проведения. В частности, наибольший интерес вызвала проблема бытового насилия, которое дети могут наблюдать и которое может применяться в отношении их, а также о том, как надо себя вести в подобных ситуациях.
Рассматривая правовую подготовку школьников, следует указать, что она не имеет систематической основы, носит фрагментарный характер, часто организуется классными руководителями, уровень правовой компетентности которых не всегда соответствует необходимому. Пропагандистская правовая работа сотрудниками правоохранительных органов также представлена незначительно.
При обучении по всем специальностям в средних специальных и высших учебныхзаведениях втой или иной мере представлены дисциплины юридического цикла, однако их объем и содержание значительно различаются.
Таким образом, имеющиеся инструменты формирования правосознания и правовой культуры не позволяют в достаточной мере сформировать правовую составляющую современной личности. Целесообразно усилить взаимодействие всехучастников правовой сферы в вопросах пропаганды правовых знаний.
Следует отметить положительный опыт средств массовой информации (СМИ), которые выпускают целые циклы передач, посвященных различным правовым вопросам как в уголовно-правовой, так и в гражданской сфере, в сети Интернет существуют сервисы, позволяющие получить первичную юридическую консультацию по многим юридическим вопросам.
В том же интервью на вопрос: «Что Вас останавливает совершить противоправное деяние?» - 42 % испытуемых ответили: «Страх понести наказание, предусмотренное законом», 51 % -выбрали морально-нравственные и религиозные мотивы. Никто из опрошенных не указал на ценность правовых норм и невозможность совершения
таких действий исходя из их правосознания, а также на то, что подобные действия могут негативно сказаться на укреплении законности и правопорядка в государстве. Современная практика показывает, что молодежь все чаще руководствуется нормами референтных групп, нежели нормами права. Одним из объяснений этому может служить недостаточная правовая компетентность и отсутствие веры в силу закона.
Статистические данные из открытых источников позволяют утверждать, что преступность в молодежной среде - явление распространенное. Так, в 2018 г. около 40 % всех преступлений были совершены лицами в возрасте до 30 лет. По отдельным категориям преступлений доля подростковой молодежной преступности представлена следующим образом: преступления против основ конституционного строя и безопасности государства - 40 % от числа осужденных по данной категории преступлений; преступления против жизни и здоровья - 35 %; преступления против свободы, чести и достоинства личности - 42,6 %; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности - 45,8 %; преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - 49,8 %; преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - 55,7 %; преступления против здоровья населения и общественной нравственности - 55,2 %; преступления против правосудия -38,3 %; преступления против военной службы - 52,7 %; преступления в сфере компьютерной информации - 41,9 % [4].
В ходе нашего исследования были проанализированы причины преступ-
ного поведения подростков и молодежи: отсутствие родителей или неудовлетворительные условия проживания, алкоголизм родителей, конфликты с ними (в том числе приемными), крайне низкая материальная обеспеченность семьи (45 % респондентов); фактическая недоступность сферы досуга и спорта (36 %); раннее начало употребления алкоголя или наркотиков (68 %); стремление к лидерству и признанию (31 %); вовлечение в преступную деятельность друзьями (43 %); стремление к легкому заработку и быстрому обогащению (82 %); популяризация культа насилия и жестокости, сексуальной раскрепощенности через СМИ (67 %); недостатки правового воспитания, незнание законов и меры ответственности за их нарушения, вера в безнаказанность (78 %); недостаточный контроль со стороны родителей и представителей социальных институтов (73 %); низкий уровень правосознания и несформированность морально-нравственной сферы (82 %). Полученные данные указывают на необходимость наращивания усилий, направленных на формирование прочных основ правомерного поведения граждан, где значительное внимание следует уделить правовой социализации молодежи.
Особую актуальность в профилактической работе приобретает правовое просвещение и правовое воспитание населения, преимущественно молодежи. В ходе этого процесса должно реализовываться сотрудничество всех образовательных организаций и государственных органов, в том числе осуществляющих деятельность в правовой сфере [2].
Результаты анализа имеющегося опыта взаимодействия образователь-
ных организаций и государственных органов, в том числе правоохранительных, в сфере правового воспитания молодежи неутешительны. Такая работа часто носит эпизодический, бессистемный характер и представляет собой индивидуальные, разовые выступления перед обучающимися или педагогическими коллективами. Встречаются образовательные организации, где такая работа проводится формально, отражается только в документах, а на практике не реализуется, совместные же занятия в сфере правового воспитания проводятся редко или совсем не проводятся.
Среди субъектов социальной профилактики особое место занимает полиция. Привлечение сотрудников полиции с богатым практическим опытом к сотрудничеству с образовательными организациями сегодня является необходимой мерой правового воспитания будущих специалистов, поскольку они могут разъяснить особенности реализации правовых норм, с которыми они ежедневно сталкиваются в профессиональной деятельности. Сотрудник полиции имеет возможность на ярких примерах раскрыть ценность тех или иных норм как для государства в целом, так и для отдельных граждан. Такие знания позволят молодежи выработать правовое мышление, установки и даже чутье, а также реализовать правомерное поведение.
Одним из направлений реформирования органов внутренних дел, которое реализуется на постоянной основе, выступает усиление взаимодействия с населением (в том числе в сфере профилактики преступлений и правонарушений), государственными учреждениями, органами местного самоуправления. Так, налажено сотрудничество
отделов участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних со школами. В отдельных регионах России представители образовательных организаций системы МВД России проводят профилактические беседы со школьниками. В вузах юридической направленности (в том числе системы МВД России) действуют юридические клиники, где можно бесплатно получить юридическую консультацию.
Следует отметить, что в ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» указано, что сотрудники полиции обязаны выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу, участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганде правовых знаний. Таким образом, данное направление деятельности полиции имеет прямое нормативное закрепление.
По нашему мнению, взаимодействие полиции с иными организациями, указанными ранее, должно базироваться на общепринятых принципах через четкую организационную систему, в основе которой будет лежать совместное планирование деятельности по профилактике преступлений и правонарушений, а также пропаганде правовых знаний. Следует четко определить стороны, участвующие в данной деятельности, целевую аудиторию, периодичность и содержание работы, а также дифференцировать формы взаимодействия, которые, как мы полагаем, могут и должны выходить за рамки аудиторной работы.
Для реализации индивидуального подхода к профилактике в тех или иных образовательных организациях со-
трудникам полиции и представителям администрации или научно-педагогического состава необходимо провести совместную диагностическую работу для определения криминогенной ситуации в конкретном коллективе. Целесообразно определить ценности, приоритеты, а также уровень правовой информированности обучающихся. Для этого могут быть проведены опросы, анкетирование, изучены программы учебных дисциплин и факультативных занятий, иные документы.
Нам видится, что наиболее эффективны при взаимодействии в ходе профилактической работы и пропаганды правовых знаний будут сотрудники тех подразделений, которые непосредственно контактируют с населением в ходе своей профессиональной деятельности. К ним следует отнести: участковых уполномоченных полиции (в том числе по делам несовершеннолетних), оперативных сотрудников и следователей, офицеров подразделений патрульно-постовой службы, преподавателей и обучающихся старших курсов образовательных организаций системы МВД России, представителей отделов пропаганды ГИБДД и отделов взаимодействия со средствами массовой информации, ветеранов МВД России.
К наиболее перспективным методам взаимодействия, на наш взгляд, могут быть отнесены: обмен актуальной правовой информацией, разработка и реализация совместных программ профилактики правонарушений и правового воспитания, диалоговые формы взаимодействия, конференции и семинары, выступления с лекциями, посещение обучающимися судебных заседаний, демонстрация и обсуждение видеосюжетов по правовой тематике, проведение ролевых и деловых игр и др.
Наиболее актуальными темами для такой работы должны стать нормы различных отраслей права, с которыми наиболее часто сталкиваются подростки, обязанности и права представителей правоохранительных органов, рекомендации по взаимодействию с их представителями в различных ситуациях, анализ конкретных примеров правонарушений и ситуаций, которые повлекли за собой привлечение к ответственности подростков.
Считаем необходимым отметить, что проблема профилактики правона-рушающего поведения и пропаганды правовых знаний напрямую зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. К объективным относится экономическая, социально-политическая, демографическая ситуация в стране или конкретном регионе, к субъективным - правовая осведомленность, привычки, образ жизни, система потребностей и ценностных ориентаций, моральный облик, традиции и т. д. [1].
В наибольшей степени на правонарушения в молодежной среде влияют факторы социально-экономического характера, организационные упущения и недостаточный контроль, пробелы в правовом регулировании и др. Пропагандистская и профилактическая работа в молодежной среде должна проводиться параллельно с нивелированием данных факторов, что в совокупности позволит снизить рост преступного и правонарушающего поведения в молодежной среде. Ориен-
тация молодежи на сознательное соблюдение норм права и общепринятых правил поведения в повседневной жизни, стимулирование их правовой активности, обеспечение чувства социальной, экономической, политической и юридической защищенности - приоритетные направления государства в сфере профилактики.
Образовательные организации, в свою очередь, должны стать координационными центрами и площадками для проведения соответствующей работы с обучающимися, планировать и координировать данное направление деятельности между различными государственными органами и органами местного самоуправления, учитывая при этом конкретные потребности и сложившуюся ситуацию.
Библиографический список
1. Григорьева А. А., Афонина Ю. С., Кабанова Т. Н. Криминализация несовершеннолетних как проблема современного общества (психологические, социально-психологические и клинико-психопатологические факторы) // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4(45). С. 49-59.
2. Еремеев С. Г. Психология права : учеб. пособие. Омск, 2014. 87 с.
3. Сочивко Д. В. Криминально-правовой инфантилизм : монография. М. ; Рязань, 2015. 136 с.
4. Статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL : https://genproc.gov.ru (дата обращения : 15.01.2019).