5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
6. Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во ИП РАН, 2007. - 624 с.
7. Рыльская А.Е. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психологический журнал. - 2009. -№ 31. - С. 6-11.
8. Рыльская А.Е. Психологическая структура жизнеспособности человека: синергетический аспект // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2011. - № 142. - С. 72-83.
9. Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности человека: Дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2014. - 446 с.
10. Фризен М.А. Взаимосвязь субъективной оценки качества жизни личности и ее субъективной активности в плане собственного развития // Вестник КРАУНЦ: Гуманитарные науки. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - № 1 (23). - С. 106114.
11. Хачатурова М.Р. Жизнестойкость и ее роль в совладающем поведении личности в ситуации межличностного конфликта // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2010. - № 12 (43). - C. 166-170.
12. Maddi S.R. The story of hardiness: Twenty years of theorizing, research, and practice. - 2002. -V. 54. - № 3.- P. 175-185.
УДК 796: 159.9
Хазова Светлана Абдурахмановна
доктор психологических наук, доцент
Кузнецов Владимир Владимирович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СОВЛАДАНИЕ СО СТРЕССОМ В ПРЕД- И ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД У УСПЕШНЫХ И НЕУСПЕШНЫХ СПОРТСМЕНОВ*
В статье рассматривается совладающее поведение успешных и неуспешных спортсменов пловцов (n=30) в предсоревновательный и послесоревновательный период. Показано, что совладание успешных спортсменов ориентировано на решение проблемы, достижение результатов, получение профессиональной помощи. Совладающее поведение неуспешных спортсменов является менее эффективным и запускает «спираль поражения» - несовладание перед соревнованиями - поражение - неэффективное совладание после соревнований, ориентированное на самообвинение, уход в себя, очередную надежду на чудо.
Ключевые слова: соревновательный стресс, совладающее поведение, успешные / неуспешные спортсмены.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что стресс может возникать у человека при выполнении им трудной и ответственной деятельности. Любая соревновательная деятельность сопровождается значительным напряжением. В его основе лежит преодоление объективного физиологического стрессора - физического напряжения, поскольку подготовка и участие в соревновании требует напряжения физических усилий и энергетических ресурсов. Своеобразным фоном этих усилий является психическое напряжение в соревновательной деятельности [1; 5]. Таким образом, в соревнованиях спортсмену необходимо выдержать не только напряжение, связанное с реальным стрессором (например, преодоление дистанции за счет физического напряжения), но и психическое. Последний компонент в соревнованиях выступает, как правило, на первый план.
Предсоревновательный стресс - состояние очень сильного напряжения всех функциональных систем организма спортсмена, возникающее перед соревнованием и особенно перед стартом.
Предсоревновательный стресс может быть вызван переживанием ответственности за выступление, за ожидаемые результаты в соревновании и другими причинами. Предсоревновательный стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность спортсмена, вплоть до ее дезорганизации [2; 14].
Наивысший пик психической напряженности наблюдается перед началом разминки. Типичными предстартовыми состояниями являются: взволнованность, психическая напряженность, боевая готовность, стартовая лихорадка, тревога, неуверенность, страх и др. В период разминки, как правило, осуществляется активная приспособительная деятельность спортсмена, направленная на подготовку всех систем организма к предстоящей соревновательной деятельности. Преодоление предсоревно-вателъного стресса достигается переключением внимания, снижением значимости соревнований, методами идеомоторной и аутогенной тренировки, успокаивающей разминки, внушающим влиянием тренера и др.
* Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части государственного задания.
© Хазова С.А., Кузнецов В.В., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4
133
Обзор научной литературы позволяет говорить о том, что возникновение состояния стресса у спортсмена зависит от разнообразных причин: от уровня подготовленности и известности соперников, степени новизны предстоящего состязания, от настроя спортсмена со стороны тренера, прогноза борьбы в предстоящем соревновании, от организации разминки и ожидания предстоящего старта и др. [3; 5; 8; 10; 12].
Еще одним сильнейшим стрессором является спортивная неудача. Как правило, интерпретируют ее как фрустрацию и изучают как послесоревнова-тельный стресс.
Как у мужчин, так и у женщин наблюдаются устойчивые типы индивидуального и социального поведения в пред- и послесоревновательной фазах.
Для женщин в значительно большей степени характерно эмоциональное поведение перед выступлением, такое, как хождение, нервные подергивания и самоактивация. У них также больше выражены положительные эмоциональные реакции на исполнение и на оценку. У мужчин предсоревнова-тельное эмоциональное поведение меньше выражено. Таким же образом они стремятся демонстрировать внешнее безразличие к своему выступлению и последующей оценке [11]. В то же время мужчины проводят значительно больше времени вместе со своими товарищами по команде, чем женщины, в подготовительном периоде и получают больше реакций обратной связи от товарищей, чем женщины. Женщины, в свою очередь, проводят больше времени рядом со своим тренером в предсоревнователь-ной фазе, а также получают значительно больше реакций обратной связи, чем мужчины, от своих тренеров. Последовательность этих явлений в пред-и послесоревновательиый периоды подчеркивает стабильность этих явлений [11].
Средние значения по методике «ЮКШ», п
Проблемой нашего исследования было изучение динамики совладающего поведения спортсменов-пловцов в пред- и послесоревновательный период. В исследовании приняло участие 30 человек: подростки мужского и женского пола в возрасте от 12 до 18 лет, средний возраст 16 лет, посещающие спортивные секции (специализация - плавание) с продолжительностью занятий даным видом спорта от 3х до 10 лет, с разбросом в разрядной квалификации от 3 взрослого до МС разрядов.
Респонденты были распределены по двум группам в соответствии с достижениями: в первую группу вошли респонденты, которые добились за время занятия спортом больше успехов (15 человек), вторую группу составили респонденты, которые за время своей спортивной деятельности добились меньше успехов (15 человек).
Методы исследования: 1. Юношеская копинг-шкала (ЮКШ) Э. Фрайденберг и Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой (1999); 2. интервью.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе нами исследовалось совлада-ющее поведение в предсоревновательный период (средние значения по методике «ЮКШ» представлены в табл. 1).
Из данных, представленных в таблице, видно, что как для успешных, так и для менее успешных спортсменов характерным является то, что в состоянии предсоревновательного стресса они в меньшей степени прибегают к такой копинг-стратегии как «позитивный фокус», «уход в себя», «активный отдых», «разрядка».
Однако у более успешных спортсменов (группа 1) значимо выше показатели по шкалам «Решение проблемы», «Работа, достижения», «Друзья», «Принадлежность» и «Отвлечение». При этом
Таблица 1
ученных в предсоревновательный отрезок
Шкала Группа 1 (ср. значения) Группа 2 (ср. значения)
Решение проблемы*** 70 41,2
Работа, достижения*** 80,4 30,8
Беспокойство*** 30 62,4
Друзья*** 76 41,2
Принадлежность*** 59,2 30,4
Надежда на чудо*** 24 74,4
Несовладание*** 18 73,2
Разрядка*** 28 48,4
Общественные действия*** 16 94,5
Игнорирование*** 25 92,5
Самообвинение*** 24 90,1
Духовность, обращение к религии*** 16 83
Проф. помощь*** 16 82
Отвлечение* 25,9 18,2
Примечание: * - уровень значимости <0,05; ** - уровень значимости <0,01; *** - уровень значимости <0,001.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
134
у менее успешных спортсменов (группа 2) значительно выше показатели по таким шкалам, как «Беспокойство», «Надежда на чудо», «Несовлада-ние», «Игнорирование», «Самообвинение», «Духовность», «Профессиональная помощь».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что более успешные спортсмены в состоянии предсо-ревновательного стресса более склоны обращаться за поддержкой к близким, друзьям и тренеру, фокусироваться на решении проблемы и систематически обдумывать свои действия на соревнованиях, упорно работать и стремиться к достижениям, добросовестно относитья к тренировкам, общаться с близкими и друзьями и приобретать новых друзей, например соперников из других команд, стремиться отвлечься и отдохнуть, используя такие способы релаксации как чтение книг, музыка, телевизор, развлечения в обществе, прогулки с друзьями.
В тоже время менее успешные спортсмены чаще беспокоятся, надеются на чудо, то есть верят в то, что на соревнованиях случится чудо, отказываются от каких-либо действий по решению проблемы, доводят себя до болезненных состояний, сознательно блокируют проблему, как будто ее не существует, искать опору в вере, молитве, ищут общественной поддержки и стремятся поделиться своей тревогой с другими, заручиться поддержкой, одобрением, советами близких и друзей.
Анализ интервью также подтвердил, что более успешные спортсмены стараются совладеть со свои предсоревновательным стрессом за счет увеличения физических нагрузок и повышения своих установленных достижений. В отличие от них, менее успешные спортсмены, стараются не думать о предстоящем соревновании, всячески блокируя свои мысли, отвлекаясь на различные вещи. Это не всегда удается, так как все попытки отвлечься носят временный характер, состояние беспокойство не проходит, и в некоторых случаях может привести как к физическому, так и психологическому
дисбалансу. Но, тем не менее, могут прибегнуть к помощи родственников, друзей или попросить совет у тренера.
Итак, мы можем говорить о том, что для менее успешных спортсменов в состоянии предсоревно-вательного стресса характерным является неконструктивное совладание со стрессом. Более того, мы можем предполагать, что нервное напряжение, переживаемое спортсменами, не дает им возможности сосредоточиться на достижении результатов.
На втором этапе исследования изучались особенности совладания с соревновательным стрессом у успешных и неуспешных спортсменов в после соревновательный отрезок. В таблице 2 представлены данные по методике ЮКШ (средние значения).
Из данных, представленных в таблице 2, видно, что у респондентов первой экспериментальной группы (более успешные) значимо выше показатели по шкалам «Позитивный фокус», «Активный отдых», «Работа достижения», «Принадлежность», «Разрядка», «Профессиональная. помощь». При этом у менее успешных спортсменов значительно выше показатели по таким шкалам, как «Самообвинение», «Уход в себя», «Игнорирование», «Несовладание», «Надежда на чудо», «Решение проблем».
Более успешные спортсмены в состоянии после соревновательного стресса стремятся фокусироваться на позитиве, оптимистически смотреть на вещи, напоминать себе о том, что есть люди и в худшем положении; поддерживать бодрость духа, предпочитают активный отдых, стремятся поделиться своими чувствами с другими, заручиться их поддержкой, одобрением, советами, делают упор на дальнейшую продуктивную работу, добросовестное отношение к тренировке, обсуждают свои проблемы с квалифицированным профессионалом, например тренером, психологом, и даже улучшают самочувствие за счет «выпускания пара».
Таблица 2
Средние значения по методике «ЮКШ», полученных в послесоревновательный отрезок
Шкала Группа 1 (ср. значения) Группа 2 (ср. значения)
Решение проблемы*** 19,2 32
Работа достижения*** 67,2 24,8
Принадлежность*** 24,8 12
Чудо*** 23,2 61,6
Несовладание*** 13,2 37,6
Разрядка*** 64,8 20
Игнорирование*** 11,5 85
Позитивн. фокус*** 85,5 50
Активный отдых*** 70 35
Самообвинение*** 31 67,5
Уход в себя*** 11 81
Примечание: * - уровень значимости <0,05; ** -*** - уровень значимости <0,001.
уровень значимости <0,01;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4
135
В тоже время менее успешные спортсмены более склоны в состоянии послесоревновательного стресса строго относиться к себе, ощущать ответственность за проблему, обвинять себя, уходить в себя, замыкаться, скрывать свои переживания и заботы от других людей, отказываться от каких-либо действий по решению проблемы, продолжать надеяться на лучшее, на то, что все само по себе уладится, что случится чудо, сознательно блокировать проблемы, как-будто ее не существует, постфактум, пытаются фокусироваться на решении возникших проблем, систематически обдумывать свое поражение и его причины.
В интервью более успешные спортсмены говорят о том, что они даже после неудачных соревнований продолжают активно заниматься, ставят перед собой новые цели, негативный опыт считают тоже опытом и стараются максимально его использовать для новых достижений, попытки отвлечься путем слушания музыки, чтения книг, гулянок с друзьями. В отличие от успешных, менее успешные спортсмены больше надеются на чудо, что все обойдется само собой, стараются уйти в себя, закрыться от окружающих. Их желание заниматься спортом или продолжать спортивную карьеру падает. Таким спортсменов тяжело настроиться и продолжить заниматься, так как они постоянно обвиняют себя, беспокоятся за будущее, пытаются уйти от проблемы. Но при этом могут анализировать ситуацию (проигрыш, неудачный старт, недооценку возможностей своих и соперника).
Здесь же можно отметить, что характерно как для успешных, так и для менее успешных спортсменов является то, что в состоянии послесо-ревновательного стресса они в меньшей степени прибегают к такой копинг-стратегии как «беспокойство», «соц. поддержка», «общественные действия», «друзья», «отвлечение».
Таким образом, получается, что менее успешные спортсмены в состоянии пред соревновательного и после соревновательного стресса более склоны прибегать к использованию неконструктивного совлада-ния со стрессом. В отличие от них, более успешные спортсмены отдают предпочтение использованию такой копинг-стратегии, как «профессиональная помощь» после соревнований, а также «работа, достижений», «позитивный фокус», «разрядка» и др. в состоянии послесоревновательного стресса.
Подводя итог сказанному, можно предположить, что у тех спортсменов (более успешные), которые в состоянии послесоревновательного стресса ориентируются на конструктивные стратегии совладания, создается стойкий стереотип соревновательного состояния, доминантой которого является физиологический компонент напряженности. Пловец как бы заранее ждет и готовится к «встрече» с тем стрессором, который затем неминуемо наступает в процессе заплыва. Тем самым у
него закрепляется условный рефлекс психических реакций к подобного рода напряженности. Иначе говоря, у этих пловцов психический компонент стресса затормаживается и выступает в роли защитного механизма, информируя мозг о подготовке организма к предельной степени стресса [9; 14]. У пловцов с преобладанием ориентации на «неконструктивное совладание» (менее успешные) в состоянии после соревновательного стресса происходит блокада значимых психических и физических ресурсов. Поэтому для них значительно снижается степень преодоления стресса в процессе заплыва.
На третьем этапе исследования изучались различия совладания с соревновательным стрессом у успешных и неуспешных спортсменов в пред-и после соревновательный отрезок. Так, успешные спортсмены и до соревнований, и после ориентированы на систематическую подготовку к соревнованиям, решение проблемы, они также упорно трудятся и ориентируются на профессиональную помощь тренеров и психологов. При этом, они после соревнований, даже в случае неудачи они фокусируются на позитиве (Стратегия «Позитивный фокус»), поддерживают бодрость духа, не опускают руки. Они проявляют интерес к точке зрения других людей, стремятся получить поддержку и одобрение (Стратегии «Социальная поддержка» и «Принадлежность»).
Неуспешные спортсмены продолжают беспокоиться, обращаться к молитве, надеяться, что в следующий раз произойдет чудо. Они начинают больше тренироваться, однако их усилия носят кратковременный характер. Переживая неудачу, поражение, они стараются не думать о проигрыше, игнорировать его и существующую проблему в подготовке к соревнованиям, замыкаются в себе, обвиняют в неудаче только себя. Таким образом, мы можем констатировать не только различия в со-владающем поведении успешных и неуспешных спортсменов в предсоревновательный и послесо-ревновательный период, но и различия в его динамике в сторону большего совладания - у успешных спортсменов, и в сторону дальнейшего несовлада-ния - у неуспешных.
Выводы
1. Более успешные спортсмены в состоянии как предсоревновательного, так и послесоревновательного стресса совладают с ситуацией более адекватно за счет усиленной подготовки, стремления к достижениям, добросовестного отношения к тренировкам. Они умеют отвлекаться, используя такие способы релаксации как чтение книг, музыка, телевизор, развлечения в обществе, прогулки с друзьями. Они не склонны безосновательно беспокоиться, надеяться на чудо, игнорировать ситуацию. При этом они ориентированы на помощь профессионала, прежде всего, тренера.
136
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
2. Более успешные спортсмены после соревнований стремятся фокусироваться на позитиве, оптимистически смотреть на вещи, напоминать себе о том, что есть люди и в худшем положении; поддерживать бодрость духа. Они предпочитают активный отдых и делают упор на дальнейшую продуктивную работу, добросовестное отношение к тренировке. Их совладающее поведение сохраняет высокую эффективность и после неудачи.
3. Менее успешные спортсмены совладают со стрессом в предсоревновательный и послесорев-новательный период менее эффективно: они обвиняют себя, замыкаются в себе, стремятся скрывать свои переживания и заботы от других людей, они надеются на лучшее и верят в чудо, но в то же время сильно беспокоятся. Формируется «спираль поражения»: несовладание перед соревнованиями - проигрыш - неэффективное совладание после соревнований.
Библиографический список
1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: Пер Сэ, 2006. - 260 с.
2. Булутов В.Э. Особенности преодоления пред-соревновательного стресса в юношеском возрасте (на примере спортсменов-боксеров) // Вестник Бурятского университета. - 2011. - N° 5. - С. 121-127.
3. Вяткин Б.А. Влияние психического напряжения на деятельность в спорте и управление ими в зависимости от особенностей личности: Авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1998.
4. Вяткин Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях // Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1999.
5. Гиссен Л.Д., Мирошников М.П., Мухина С.И. Психический стресс в спорте. - М., 1980. - 340 с.
6. Колемба М Роль контрфактического мышле-
ния в восприятии неблагоприятных событий // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред. Т. Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 1. -С. 253-256.
7. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М.: МГУ, 2013. - 266 с.
8. Панкратов А.Е. Индивидуальный стиль волевой активности и саморегуляции как ресурс успешности спортивной деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 4. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 241-246.
9. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.: Пер Сэ, 2005. - 352 с.
10. Родионов А.В. Основные направления развития психологии спорта // Спортивный психолог. - 2003. - № 10. - С. 20-23.
11. Салмела Дж. Г. Оценка пред- и послесо-ревновательного поведения гимнастов и гимнасток высокого класса [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://psycheresurs.rU/d/294831/d/ hamn-yu.l.-stress-i-trevoga-v-sporte-(sb.-mezMunar.-statey).pdf.
12. Смирнова В.В. Динамика личностных характеристик спортсменов в процессе психологического сопровождения (на примере борцов высшей квалификации: Автореф дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2012. - 28 с.
13. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 474 с.
14. Юров И.А. Психология успешности спортсмена-пловца. - Сочи, 2012. - 157 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 4
137