Научная статья на тему 'Совету по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области - 10 лет'

Совету по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области - 10 лет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОТНОШЕНИЯ / ПРАВО / STATE / RELIGION / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / GOVERNMENT / RELATIONS / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Февралёва Лилия Анатольевна

Статья представляет обзор-отчет о десятилетнем опыте конструктивной работы органов власти, обеспечивающих государственно-конфессиональные отношения в конкретном субъекте Российской Федерации Владимирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Council on Religious and national amalgamations under the Administration of the Vladimir region is 10 years

The article dwells on the present day significance of the Roman Catholicism in Russia. Its main problem lies in the predominance of the Polish Catholic culture

Текст научной работы на тему «Совету по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области - 10 лет»

СОВЕТУ ПО ВОПРОСАМ РЕЛИГИОЗНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - 10 ЛЕТ

Этноконфессиональная ситуация во Владимирской области в целом соответствует общероссийским характеристикам и тенденциям: в настоящее время регион представляет собой поликонфессиональную среду, где достаточно активно функционирует множество религий. По состоянию на 01.01.2008 г. в ведомственном реестре Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области зарегистрировано 349 религиозных организаций, принадлежащих к 16 конфессиям. Удельный их вес в общем числе зарегистрированных составляет: Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) - 77,4%, Российская Православная Автономная Церковь - 4,3; Адвентисты Седьмого дня - 3,4; Евангельские христиане-баптисты - 2,7%, Христиане веры евангельской (пятидесятники) -2,3; Русская Православная Старообрядческая Церковь - 1,7; Евангельские христиане - 1,4; иудаизм, ислам, Христиане веры евангельской, Свидетели Иеговы - по 0,6; Римо-Католическая Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Евангелическо-Лютеранская Церковь, Общество Сознания Кришны (Вайшнавы) - по 0,3%.

Областные органы власти в рамках либерально-демократической модели государственной политики в сфере свободы совести выстраивают региональную модель отношений с религиозным сообществом, придерживаясь научных критериев системного подхода и учитывая основополагающие принципы культуросообразности, равноудаленнос-ти, светскости, диалогизма.

Принцип культуросообразности является основополагающим в системе отношений органов власти, местного самоуправления и религиозных объединений. Он предполагает, что данная система должна формироваться в соответствии с культурно-историческими и духовными традициями края и быть направлена на развитие и продолжение этих традиций, а не на их разрушение или деформацию.

Принцип равноудаленности предоставляет равные юридические права всем религиозным организациям, действующим в формате требова-

ний российского законодательства. Государство, обеспечивая правовое равенство религиозных объединений, создает для них общее правовое поле, в рамках которого религиозные субъекты имеют равные возможности и равные ограничения своей деятельности.

Принцип светскости означает, с одной стороны, невмешательство государства в законную деятельность религиозных объединений, их внутреннюю автономию и самофинансирование, а с другой - недопущение последних к выполнению функций органов государственной власти, государственных учреждений и органов местного самоуправления, обеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Вместе с тем принцип светскости не означает радикального вытеснения религии из сфер жизни общества, отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, изоляции религии от общества.

Принцип диалогизма, или взаимодействия субъектов социокультурного пространства, способствует реализации указанных выше принципов культуро-сообразности, светкости, свободы совести.

Принятие в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» открыло путь к созданию качественно нового регулятивного вида региональной модели политики в сфере свободы совести, который отмечен формированием Совета по вопросам религиозных объединений при администрации Владимирской области (далее - Совет).

Совет был образован в 1998 г. с целью координации деятельности соответствующих государственных органов, организаций и учреждений области по реализации федерального законодательства, регулирующего государственно- конфессиональные отношения, и предупреждения нарушений прав граждан на свободу совести и вероисповедание. Совет является общественным формированием светского характера, в котором объединяются интересы государства и общества. В состав Совета

вошли ведущие ученые-религиоведы, специалисты различных органов власти регионального и федерального уровня, местного самоуправления, учреждений области. Хотелось бы отметить многолетнюю активную работу в Совете д-ра филос. наук, проф. В.Н. Константинова, канд. филос. наук О.А. Семеновой, д-ра пед. наук, проф. Е.А. Плеханова, д-ра филос. наук, проф. Е.И. Аринина, канд. филол. наук А.В. Торопова, д-ра ист. наук А.К. Тихонова, канд. ист. наук И.Н. Федотовой, канд. ист. наук С.Н. Минина, д-ра филос. наук, проф. П.Е. Матвеева, д-ра ист. наук, проф. В.В. Гуляевой, что позволило всесторонне изучать и юридически грамотно решать проблемы, относящиеся к такой деликатной сфере, как религиозная.

В деятельности Совета можно выделить два этапа: 1998-2005 гг. - этап становления регионального регулятивного механизма государственно-конфессиональных отношений; 2005 г. - по настоящее время - этап развития и углубления принципа диалогизма. С момента создания до 2005 г. Совет структурно состоял из трех звеньев: Экспертного совета, комиссии по соблюдению законодательства и общественной приемной комиссии по рассмотрению заявлений граждан и религиозных объединений. В этот период вопросы соблюдения действующего законодательства были крайне актуальны, поэтому главный акцент делался на работе двух последних структурных составляющих. За три года существования Совета в общественную приемную комиссию поступило всего 4 заявления граждан. Из них два касались деятельности института универсального знания «Тетрада», представители которого проводили в областном центре духовно-научную экспедицию, а два других - деятельности Церкви христиан-адвентистов Седьмого дня и Центра Шри Чинмоя.

Следует признать, что общественная приемная комиссия не оправдала возлагаемых на нее ожиданий. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, глубоко личностный характер религиозных исканий приводил к нежеланию придавать их общественной огласке. Во-вторых, в силу прочной «вплетенности» религии в обыденную жизнь отмечается сложность фиксации и установления фактов негативного влияния того или иного религиозного опыта на психику и жизнь человека. В-третьих, отрицательно сказалась недостаточность религиоведческих знаний у сотрудников различных

органов, решающих задачи проведения региональной вероисповедной политики.

Комиссия по соблюдению законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания решала задачу предупреждения и пресечения фактов нарушения законодательства. Эти вопросы рассматривались с приглашением руководителей религиозных объединений как на заседаниях комиссии («Об организации христианского марша мира христианской церковью "Лоза"», «О проведении благотворительной акции христианской евангельской церковью "Часовня у Голгофы"» и т.п.), так и на заседаниях Совета («О благотворительной программе "2000 лет Рождества Христова" Церкви христиан-адвентистов Седьмого дня», «О деятельности на территории области миссии "Гедеоне"» и т.п.).

Государственные органы, реализующие правозащитную функцию, и органы местного самоуправления нуждались в проведении религиоведческих экспертиз. По их запросам члены Экспертного совета провели семь научно-исследовательских работ и дали объективные и обоснованные экспертные заключения.

Региональную нормативную правовую базу, регламентирующую взаимоотношения органов власти, местного самоуправления и религиозных объединений области, на первом этапе составляли три постановления Главы администрации Владимирской области: от 28.12.1998 № 913 «О создании в области общественных формирований, способствующих реализации Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", от 05.02.1999 № 62 "Об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы"» и «О проведении ежегодных совместных с Владимиро-Суздальской епархией церковно-гражданских торжеств» от 26.09.2001 за № 521.

Позитивным результатом работы Совета на первом этапе явилось повышение правовой культуры и ответственности руководителей религиозных организаций. Однако выявились и свои «болезни роста», объективно обусловленные складывающейся социально-политической ситуацией в области. Во-первых, практика показала, что все более четко проявлялась связь между национальной и конфессиональной самоидентификацией населения региона. Отождествляя себя с той или иной традиционной конфессией, неразрывно связанной с национальной культурой, гражданин выражал

свое национальное самосознание. Таким образом, выявилась тесная взаимосвязь национальной и вероисповедной политики. Однако межнациональные отношения оказались вне сферы деятельности Совета. Во-вторых, с формированием гражданского общества на повестку дня встал вопрос о развитии конструктивного диалога и установлении партнерских отношений с религиозным сообществом в сфере социально важных проблем.

Эти факторы явились причинами реформирования Совета. Были ликвидированы комиссия по соблюдению законодательства и общественная приемная комиссии по рассмотрению заявлений граждан и религиозных объединений. Экспертный совет в настоящее время продолжает самостоятельно работать на основе соответствующего постановления. Уникальность состава Экспертного совета заключается в преобладании в нем ведущих ученых, которые не только имеют высокие научные степени и звания, являются авторитетными специалистами в области религиоведения и церковно-го-сударственных отношений, но и, что не менее существенно, обладают устойчивым «иммунитетом» к давлению на них каких бы то ни было светских и конфессиональных инстанций.

Законодательную базу второго этапа составляют три постановления губернатора области: от 15.10.2007 № 766 «Об Экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы», от 15.10.2007 № 762 «О создании Совета по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации области» и от 26.09.2001 № 521 «О проведении ежегодных совместных с Владимиро-Суздальской епархией церковно-гражданских торжеств».

В настоящее время на Совет возложено решение пяти основных задач: 1) формирование атмосферы уважения в межрелигиозных и межнациональных отношениях, развитие этноконфессионального диалога; 2) широкое информирование населения о религиозных и национальных объединениях, действующих на территории области, создание лояльного общественного мнения; 3) сотрудничество с религиозными и национальными организациями в решении общественно значимых задач; 4) обеспечение соблюдения законодательства; 5) экспертная и научно-методическая деятельность.

Актуальность формирования атмосферы уважения в межрелигиозных и межнациональных отношениях, развития этноконфессионального диалога

можно оценить исходя из сложившейся в области картины религиозного плюрализма. В связи с этим встречи губернатора области Н.В. Виноградова с руководителями религиозных организаций играют значительную роль в развитии государственно-конфессиональных отношений в регионе. В 2000 г. в ходе встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II обсуждались вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и светских властей по возрождению духовности, оказанию благотворительной помощи малоимущим. Патриарх Алексий II в связи с этим высоко оценил деятельность губернатора Владимирской области и наградил Н.В. Виноградова орденом Святого равноапостольного князя Владимира II степени.

Вопросы взаимодействия с мусульманской частью населения области были рассмотрены в ходе встречи Главы администрации области с Верховным муфтием Духовного управления мусульман европейской части России Равилем Гайнутдином, впервые посетившим область в ноябре 2000 г. В 2007 г. на открытии мечети в г. Муроме побывал Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджутдин, который обсудил современное положение мусульман региона с заместителем губернатора области по социальным вопросам С.А. Мартыновым.

Укреплением согласия и консолидации конфессий был отмечен год празднования 2000-летия Рождества Христова. Прошли крупномасштабные мероприятия, в частности Всероссийская акция «Венок славы Александра Невского», посвященная 780-летию нашего земляка. Протестантские религиозные организации ознаменовали юбилей широкой демонстрацией кинофильма «Иисус». Проведенные мероприятия стали примером плодотворного взаимодействия Русской Православной Церкви и светских властей по достижению главной цели празднеств - возрождения историко-культурных традиций края.

С целью развития диалога власти и Церкви члены Совета практикуют проведение совещаний, семинаров, «круглых столов» с руководителями религиозных и национальных организаций по таким темам, как «Взаимодействие государства, общества и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи», «О мерах по предупреждению межнациональных конфликтов, борьбе с этническим и религиозным экстремизмом» и др. На заседаниях

Совета изучается практика сотрудничества органов местного самоуправления с религиозными организациями, обсуждаются наиболее острые проблемы межконфессиональных отношений. В целом можно констатировать, что решение вышеуказанной задачи позволило в настоящее время добиться создания в области обстановки достаточно устойчивого поликонфессионального равновесия.

Для решения задачи широкого информирования населения о религиозных объединениях, действующих на территории области, создания лояльного общественного мнения Совет использует такие формы, как проведение телевизионных и радиоэфиров, научно-практических конференций с участием представителей религиозных конфессий и национальных сообществ, публикации развернутых материалов в средствах массовой информации. В 2006 г. проблемы межконфессионального диалога обсуждались на областной научно-практической конференции, а в 2007 г. была проведена первая межрегиональная научно-практическая конференция на тему «Проблемы межэтнической толерантности и национальной идентичности в Центральной России: история и современность». Члены Совета исходят из того, что, только хорошо узнав друг друга, можно добиться терпимого отношения к мировоззренческому выбору каждого, уважения к культуре других этносов.

Следует отметить, что значительная масса публикаций как в независимых СМИ, так и в конфессиональных не всегда несет информацию, отражающую реальное состояние общественного сознания. Зачастую публикации выражают интересы определенных социальных групп, навязывая их обществу или выдавая за общественное мнение. В связи с этим члены Совета обеспокоены проблемой компетентности журналистов, а порой и фактами тенденциозного подхода к освещению ситуации в этноконфессио-нальной сфере, что приводит порой к разжиганию розни на межконфессиональной и межнациональной почве. Вопросы нравственной ответственности журналистов в освещении этих деликатных сфер были рассмотрены в 2006 г. в формате «круглого стола» по теме: «Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения в условиях мировоззренческого плюрализма».

С целью создания объективной картины религиозной жизни области впервые совместно с руководителями религиозных организаций, представляющих 12 конфессий, Совет реализовал медиапроект

по изданию сборников «Религиозные объединения Владимирской области» (2001), «Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность» (2003), «Формирование установок толерантного сознания и проблемы межконфессионального диалога» (2007). Для развития прямого диалога с обществом по волнующим проблемам этнокультурного развития региона на официальном Интернет-портале администрации области открыта веб-страница «Этно-конфессио-нальное взаимодействие».

С развитием гражданского общества у власти и религиозного сообщества объективно возрастает необходимость углубления конструктивного диалога и сотрудничества с религиозными организациями в решении общественно значимых задач. Администрация области, поддерживая развивающийся диалог, считает необходимым перевести его в плоскость решения конкретных социальных проектов, объединить и направить усилия органов власти и религиозных организаций на оказание помощи малоимущим, социально дезадаптированным слоям населения. Инициатором многих общественно значимых программ в развитии социальной сферы региона является Владимиро-Суздальская епархия (Московский Патриархат), с которой администрация области заключила рамочное Соглашение № 14/108 от 04.03.2003.

Можно выделить четыре основных направления взаимодействия органов власти и Владимиро-Суз-дальской епархии: 1) совместное проведение государственно-церковных праздников; 2) сохранение объектов историко-культурного наследия; 3) духовно-нравственное воспитание молодежи; 4) оказание помощи слабозащищенным слоям населения.

Следует отметить, что практику юридически закрепленного партнерства в 1996 г. начала Христианская евангельская Веслианская церковь, заключившая Соглашение о совместной деятельности с администрацией г. Владимира, что еще раз подтверждает равенство прав, предоставляемых религиозным организациям. К сожалению, данный проект не нашел своего дальнейшего развития. Тем не менее практика доказывает правильность избранного курса на развитие социального партнерства. Расширение взаимодействия с религиозными организациями в решении общественно значимых задач Совет считает приоритетным.

Совет постоянно ведет целенаправленную работу по обеспечению соблюдения законодательства.

В связи с принятием Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», определяющего порядок создания и условия деятельности религиозных объединений, областной прокуратурой в 1998 г. была проведена проверка состояния законности при исполнении данного закона на территории области. Религиозным организациям, органам местного самоуправления, нарушившим требования законодательства, были даны предписания. Последним примером решения членами Совета вышеобозначенной задачи явилась ситуация с так называемым экологическим поселением в Судогодском р-не, которое в 2005 г. было зарегистрировано как некоммерческое партнерство «Родное».

С 2001 г. в Совет по вопросам религиозных объединений при администрации области, в органы власти различного уровня постоянно обращались жители Ильинского сельского округа (в настоящее время - Головинского сельского поселения) Судогодского района, выражая недовольство его деятельностью. В последние годы ситуация обострилась в связи с увеличением земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности семьи Молчановых - организаторов экопоселения. Они продавали земельные участки гражданам, разделяющим идеи местного В. Мегре (Пузакова) и приезжающим из разных регионов России.

С целью изучения реального положения дел Советом по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации области была сформирована межведомственная комиссия (далее - Комиссия), в состав которой вошли представители восьми органов власти и организаций как местного, так регионального и федерального уровней.

Комплексные проверки деятельности некоммерческого партнерства «Родное» подтвердили наличие проблем, указанных в обращениях граждан. Так, Комиссия установила ряд нарушений. Ущемлялись права детей на получение квалифицированной медицинской помощи и обязательного образования. Сельскохозяйственные земли использовались не по целевому назначению. Имел место неконтролируемый миграционный процесс. Проводились незаконные захоронения. Произвольно изменялась традиционно сложившаяся внутрихозяйственная сельская инфраструктура. В ряде случаев отсутствовало электро- и водоснаб-

жение, что создавало потенциальную опасность ухудшения эпидемиологической ситуации. Имело место демонстративное игнорирование этических норм - нудистская практика купания поселенцев в водоемах общественного пользования. Следует заметить, что еще до работы вышеуказанной Комиссии Молчановы неоднократно привлекались к административной ответственности за нецелевое использование сельскохозяйственных угодий, нарушения порядка пребывания приезжих граждан.

Результаты работы Областной межведомственной комиссии в сентябре 2006 г. были рассмотрены на заседании Совета по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации области и выработаны рекомендации, направленные в соответствующие органы. Поскольку рекомендации не носят обязательного характера, целесообразность их выполнения оставалась на усмотрение последних.

А. В. и Т.Ю. Молчановы и группа граждан, а также В.Н. Мегре обратились с исками к администрации области, Совету по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации области, областной межведомственной комиссии с требованием признать рекомендации незаконными, нарушающими их гражданские права. Решениями Ленинского районного суда г. Владимира им отказано в удовлетворении обоих исков. Решения суда вступили в законную силу. В ходе судебных разбирательств установлено, что действия Совета правомерны, рекомендации не носят обязательного характера, а содержат мнения специалистов. Права заявителей на свободу совести и свободу вероисповедания данными рекомендациями не нарушены. Не было дискриминации данных граждан за их убеждения, а допущенные ими правонарушения находятся в сфере административного процессуального законодательства.

Кроме того, по трем искам о защите чести и достоинства к газете «Владимирские ведомости», опубликовавшей статью «У нас нет кедров, но есть анастасийцы», решениями Ленинского районного суда г. Владимира истцам также отказано в удовлетворении требований - решения вступили в законную силу.

Таким образом, анализ ситуации показал, что деятельность руководителей и адвокатского корпуса данного неорелигиозного движения была направлена на введение в заблуждение общественного мнения. Противоправные действия и личные

коммерческие интересы их лидеров прикрывались лозунгами защиты прав граждан на свободу мировоззренческого выбора. Социальная опасность неконтролируемого развития подобных экопоселений состоит в том, что «ньюэджиновские экологи», объявляя свои идеи «национальными проектами», претендуют на статус альтернативной власти в стране. В связи с этим не случайны попытки г-на Пузакова (Мегре В.) создать свою Зеленую партию.

Профессиональное решение задач обеспечения соблюдения норм действующего законодательства в сфере свободы совести часто упирается в несовершенство законодательной базы, некомпетентность представителей правоохранительных органов, что также является объектом пристального внимания Совета в контексте соблюдения конституционных прав граждан.

Научный потенциал Совета, его экспертная и научно-методическая деятельность активно используются при подготовке методических рекомендаций, направляемых в органы местного самоуправления области, проведении семинаров, «круглых столов», научно-практических конференций. В то же время, как уже отмечалось, у сотрудников различных органов и самих руководителей религиозных организаций остро ощущается недостаточность религиоведческих знаний. В связи с этим по просьбе Совета по вопросам религиозных объединений при администрации области с 2000 г. впервые введено преподавание спецкурса «Государственно-церковные отношения» во Владимирском филиале Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также курса «Религиоведение» во Владимирском государственном университете, на базе которого позже была открыта соответствующая кафедра.

Неопределенность ценностно-смыслового пространства и социальных позиций религиозных организаций в постсоветское время, отсутствие объективной информации о текущих процессах в сфере религиозных институтов области создавало предпосылки для возникновения административных, правовых и межконфессиональных проблем и крайне затрудняло процесс взаимодействия органов государственной власти с религиозными структурами. Это послужило поводом к первому социологическому проекту «Динамика религиозности населения Владимирской области», начатому в 2000 г. и проводимому ежегодно.

В рамках проекта проведены следующие исследования (см. табл.).

Этап Название исследования Год

I Нетрадиционные религии во Владимирской области 2000

II Подростковая религиозность во Владимирской области 2001

III Социальные аспекты религиозности во Владимирской области 2002

IV Нетрадиционные религии во Владимирской области - 2 2003

V Демографические аспекты религиозности во Владимирской области 2004

VI Экспертный опрос «лидеров мнений» 2005

VII Социальные аспекты религиозности во Владимирской области - 2 2006

VIII Межнациональные отношения и проблемы этнокультурной жизни во Владимирском крае 2007

Итоги опросов сопоставляются с данными, полученными в результате контент-анализа СМИ, что позволяет точнее отразить изучаемый объект и связанные с ним социальные проблемы. На первом и четвертом этапах, проведенных в 2000 и 2003 гг. совместно с руководителями религиозных организаций, объектом исследования стали те религиозные организации, которые относительно недавно заявили о себе на территории Владимирской области или находились в стадии становления. Это протестантские церкви: «Лоза», «Часовня у Голгофы», Веслианская христианская церковь, Евангельские христиане-баптисты, а также Свидетели Иеговы, Общество Сознания Кришны и др. Результаты исследований были опубликованы в сборнике «Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность».

Прогноз будущего состояния этноконфессио-нальной среды в регионе заставил обратиться на втором этапе исследования (2001 г.) к проблемам подростковой религиозности, поскольку социокультурные перспективы российского общества будут определяться теми ценностями и идеалами, которые уже сегодня формируются в сознании нового поколения, задают его смысловые ориентиры и повседневный стиль жизни.

Для третьего и седьмого этапов (2002 и 2006 гг.) объектом исследования были определены три социальные группы: пенсионеры, предприниматели и военнослужащие. Проведенные исследования

позволили раскрыть взаимосвязь религиозности, ее эволюции с социальными условиями и процессами, происходящими в обществе, построить типологию опрошенных по их отношению к религии и атеизму, дали информацию о динамике религиозности, о тенденциях изменения в ее внутренней структуре и содержании, представили эмпирический материал для теоретических обобщений о причинах и механизмах воспроизводства религиозности, об изменении места и роли религии в обществе.

На пятом этапе исследования (2004 г.) ставилась задача получения обоснованных данных о проблемах, возникающих на религиозной почве у представителей различных возрастных и гендерных групп вследствие расхождения мировоззренческих моделей повседневной жизни. Это было самое крупное исследование, в ходе которого опрошено 1000 респондентов.

Результаты проведенных работ позволяют с достаточной степенью точности определить количественные и качественные показатели религиозности во Владимирской области и предположить логику их дальнейшего развития. Они являются научно обоснованной базой дальнейшего совершенствования деятельности Совета и развития государственно-церковных отношений на региональном

уровне, способствующей формированию атмосферы взаимного уважения в этноконфессиональных отношениях и гражданской солидарности.

Заключая, следует отметить, что в регионе идет постоянный поиск оптимальных путей реализации вероисповедной и национальной политики, который направлен на выстраивание вертикали взаимодействия с органами местного самоуправления; при этом учитывается тот факт, что религиозное пространство в современной России формируется не одной, а многими религиозными объединениями в обществе с широко представленным нерелигиозным мировоззрением. В связи с этим создание единой социокультурной модели на основе придания исключительного статуса отдельному религиозному опыту не только практически невозможный, но и, как представляется, социально опасный проект. Даже на уровне борьбы идей подобные проекты неизбежно провоцируют религиозную рознь и, как следствие, социальную напряженность.

В целом можно констатировать, что в настоящее время во Владимирской области сложилась обстановка мировоззренческого плюрализма, достаточно устойчивого поликонфессионального равновесия, конструктивного диалога органов власти и религиозных организаций.

© Февралёва Л.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.