Научная статья на тему 'Советское официальное искусство как проявление преобладающего модуса времени'

Советское официальное искусство как проявление преобладающего модуса времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МОДУС ВРЕМЕНИ / КОЛЛЕКЦИЯ СЕРГО ГРИГОРЯНА «СОВЕТСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ» / SERGO GRIGORYAN'S COLLECTION «SOVIET POLITICAL POSTER» / SOVIET OFFICIAL ART / TEMPO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чеботарёва А. З.

В данной статье рассматривается специфический модус времени, преобладавший в советском массовом плакате (на примере коллекции Серго Григоряна «Советский политический плакат»): «Помнить нельзя, забыть», «Отверженное прошлое», «Светлое будущее».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET OFFICIAL ART AS ASPECT OF PREVAILING TIME

The article considers a specific tempo, prevailing in the Soviet mass poster art (based on the collection of Sergo Grigoryan «Soviet political poster»): «Impossible to remember, forget», «Outcast past», «Enlightened future».

Текст научной работы на тему «Советское официальное искусство как проявление преобладающего модуса времени»

УДК 130.2+930.85

СОВЕТСКОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО МОДУСА ВРЕМЕНИ

© 2011 А.З.Чеботарёва

Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Приволжскому федеральному округу

Статья поступила в редакцию 04.03.2011

В данной статье рассматривается специфический модус времени, преобладавший в советском массовом плакате (на примере коллекции Серго Григоряна «Советский политический плакат»): «Помнить нельзя, забыть», «Отверженное прошлое», «Светлое будущее».

Ключевые слова: советское официальное искусство, модус времени, коллекция Серго Григоряна «Советский политический плакат».

Понимание времени в значительной степени детерминировано культурным складом эпохи. Мы вводим понятие «модус времени» для определения темпоральных ориентаций, принятых в данной культуре. Есть культуры, которые через самые разные формы проводят модус времени, актуализирующие прошлое и его связь с настоящим: «Помнить, нельзя забыть». Есть и другие культуры, ориентированные исключительно на будущее, склоняющиеся к противоположному модусу времени: «Помнить нельзя, забыть». Запятую, меняющую смысл, можно поставить в нескольких местах: модусы времени различны в разных культурах. Это определено во многом господствующими в обществе ценностными ориентациями, представлениями о смерти и бессмертии, смысле жизни и истории, что задаёт определённые способы ориентации во времени, жизненные ритмы, подходы к актуализации прошлого, настоящего и будущего.

Тезис, выносимый на обсуждение, состоит в том, что в истории культуры в разные периоды у разных народов создавались разные темпоральные ориентации или, как мы их называем, модусы времени. В одних культурах время циклично - история состоит из бесконечных повторений одной и той же цепи событий. В других культурах, модус времени - это дорога, проторённая между прошлым и будущим, по которой идут народы и общества. Наконец, культуры, в которых настоящая человеческая жизнь считается стационарной: не мы приближаемся к будущему, а будущее приближается к

Чеботарёва Алия Заильевна, главный государственный инспектор по Самарской области Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Приволжскому федеральному округу. E-mail: muzyanova@yandex. ru

нам. Одно общество живёт прошлым, другое может быть целиком поглощено будущим.

Мы предполагаем рассмотреть один из самых отчётливых в советской культуре, проявление которого затронуло все стороны общественной жизни, и, конечно же, искусство. Этот модус времени обращён в будущее, имеет как секулярные, так и сакральные аспекты. Назовём его «Отверженное прошлое». Модус времени «Отверженное прошлое» более всего проявился в советской культуре, складывался он с 1920-ых годов, начал постепенно трансформироваться только с середины 60-ых годов прошлого века (подробнее о специфическом модусе в отечественной культуре XX века см. статью «Актуальное прошлое время. Культурологический аспект»1). Формирование данного модуса времени связано с культурным сдвигом и секуляризацией социальной жизни, происходящих вместе со стагнацией Советского Союза и кризисом его ценностей.

Официальная идеологема советского государства состояла в том, что все граждане ждали наступления «светлого будущего» коммунизма. Отказ от прошлого начался ещё в первые годы советской власти и заложил основы для дальнейшего восприятия официальных постулатов. В результате преображения идеологем ленинизма в крестьянском сознании складывался псевдорелигиозный тип миропонимания, в котором образы будущего выступили в языковых значениях традиционно христианской и марксистской терминологии. Образовывался ряд, в котором «социализм», «коммунизм» и «рай» оказывались тождественными. Тема - «коммунизм - рай земной», «царство Божие на земле»

1 Чеботарёва А.З. Актуальное прошлое время. Культурологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2010. - № 4 (20).

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №№2(3), 2011

была одной из часто употребляемой в прямом, а также в метафорическом и неявном виде комплексов-индикаторов, зафиксированных в письмах крестьян (Анализ писем крестьян см. диссертационную работу Н.Е.Шаповаловой2).

Замещение настоящего будущим происходило с помощью различных механизмов. Старая российская культура стиралась из памяти народа, в чём были задействованы все стороны общественной жизни - школа, высшие учебные заведения, средства массовой информации, а также искусство. Официальное советское искусство было призвано «служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало»3.

Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции играли важнейшую роль в формировании сознания народа и «правильного» вектора развития; они являлись одним из инструментов для включения человека в общий модус времени. Поэтому наряду с монументальной скульптурой самое активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства4, позволяющим вовлекать широкие слои населения в общее дело построения коммунизма. Стоить отметить, что до революции политического плаката (как сформировавшегося вида графики) не существовало - были только рекламные или театральные афиши.

Коллекция Серго Григоряна «Советский политический плакат» позволяет увидеть изобразительный способ отображения модуса времени «Отверженное прошлое», преобладающего в Советском Союзе. Его собрание насчитывает свыше 1000 советских политических плакатов. Исторические рамки коллекции с февраля 1917 года по декабрь 1991 года (подробнее о коллекции Серго Григоряна см. книгу Марии Ла-фонт «Советский плакат: Коллекция Серго Григоряна»5). Одной из тем политического плаката становится борьба с религией, как главного противника «светлого будущего». В коллекции Серго Григоряна плакатов с антирелигиозной тематикой насчитывается около тридцати таких авторов как М.М.Черемных, В.Н.Дени (Денисов), Д.С.Моор (Орлов) и

2 Шаповалова Н.Е. Коммунистическая перспектива в представлениях крестьян Европейской части России (1921 - 1927 гг.): Дис. канд. ист. наук. - Армавир: 2001.

3 История русского и советского искусства / Под ред. Д.В.Сарабьянова. - М. 1979. - С. 293.

4 Там же. - С. 298.

5 Maria Lafont Soviet Posters: The Sergo Grigorian Collection. Prestel, 2007. 288 p.

других. Сюжеты плакатов осмеивают церковь и вскрывают её пороки (см. рис 1).

Коллекция Серго Григоряна предоставляет нам возможность проанализировать более ста плакатов В.В.Маяковского, В.Б.Корецкого, В.И.Говоркова, М.М.Черемных, К.К.Иванова и других, основным сюжетом которых является борьба против пьяниц, лентяев, пропагандирующих честный и добросовестный труд на благо советского государства (см. рис. 2, 3) на основе «отверженного прошлого». В качестве основных объектов критики, а значит и главных противников «светлого будущего», являлись предрассудки прошлого, алкоголики, тунеядцы. Другой группой плакатов, представленных в коллекции Серго Григоряна, являются плакаты, прославляющие партию, её лидеров, достижения советского государства, социализм и коммунизм (см. рис. 4). В.И.Ленин предстаёт на плакатах как вождь, историческая личность, человек, на которого следует равняться, И.В.Сталин - вождь, ведущий в будущее; воин и отец, кардинально отличающийся от «кровопийц», «палкиных», уничтожавших свой народ в прошлом.

Нами рассмотрено несколько типичных установок модуса времени в плакатах: человек и работа; человек и семья; человек и вожди, в которых преобладает забвение прошлого и его негативная оценка, противопоставление настоящего прошлому. Модус времени в плакатах имеет строгую направленность на позитивное настоящее и будущее. Условием развития становится «отверженное настоящее». Смысловая запятая очевидна: «Помнить нельзя, забыть». Для создания нового человека и нового общества, отвергающего прошлое, создавался особый модус времени. Он реализовался в различных культурных формах. В том числе, в массовом жанре политического плаката, который вовлекал общество в забвение прошлого и поворачивал к «светлому будущему» - коммунизму.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(3), 2011

SOVIET OFFICIAL ART AS ASPECT OF PREVAILING TIME

© 2011 A. Z. Chebotareva"

Bureau of the Federal Surveillance Service for Compliance with the Law in Cultural Heritage

Protection in Privolzhsky federal district

The article considers a specific tempo, prevailing in the Soviet mass poster art (based on the collection of Sergo Grigoryan «Soviet political poster»): «Impossible to remember, forget», «Outcast past», «Enlightened future».

Keywords: Soviet official art, tempo, Sergo Grigoryan's collection «Soviet political poster».

Aliya Zailyevna Chebotareva, Head government inspector for Samara region, Bureau of the Federal Surveillance Service for Compliance with the Law in Cultural Heritage Protection in Privolzhsky federal district. E-mail: muzyanova@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.