Научная статья на тему 'Советско-филиппинские отношения во второй половине XX века: этапы развития'

Советско-филиппинские отношения во второй половине XX века: этапы развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1004
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛИППИНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / СОВЕТСКОФИЛИППИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТРАНЫ АСЕАН / АМЕРИКАНСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИЛИППИНАХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воскресенский С. С.

В статье представлена периодизация развития отношений СССР и Филиппин с начала дипломатических контактов двух стран и до распада СССР. Уделено внимание американскому влиянию на Филиппинах и в других странах АСЕАН и тем осложнениям в международной обстановке, которые были вызваны столкновением сфер влияния СССР и США в регионе Юго-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советско-филиппинские отношения во второй половине XX века: этапы развития»

УДК

СОВЕТСКО-ФИЛИППИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

© 2012 С. С. Воскресенский

аспирант каф. истории Отечества e-mail: Voskreswind@mail.ru

Курский государственный университет

В статье представлена периодизация развития отношений СССР и Филиппин с начала дипломатических контактов двух стран и до распада СССР. Уделено внимание американскому влиянию на Филиппинах и в других странах АСЕАН и тем осложнениям в международной обстановке, которые были вызваны столкновением сфер влияния СССР и США в регионе Юго-Восточной Азии.

Ключевые слова: Филиппинская республика, внешняя политика, советско-филиппинские отношения, страны АСЕАН, американское влияние на Филиппинах.

История взаимоотношений стран АСЕАН и СССР представляет собой интерес с точки зрения исследования процесса противостояния СССР - США в годы «холодной войны». Политика государств, входивших в АСЕАН, оказывала существенное влияние на расстановку сил в регионе, что сказывалось на общем климате международных отношений.

В данной статье представлен анализ взаимоотношений СССР с республикой Филиппины в период с 1946 по 1991 гг., выделены основные этапы, каждый из которых имел свои специфические черты и характерные особенности. Несмотря на то что уже на протяжении нескольких веков Российское государство контактировало с Филиппинами и между странами заключались торговые сделки, официальных дипломатических отношений до последней четверти ХХ века не было установлено. Причиной являлась экономическая и политическая зависимость Филиппин от Соединенных Штатов, возглавлявших враждебный Советскому государству капиталистический лагерь. Эта зависимость направляла на протяжении длительного периода внешнюю политику Филиппин в антикоммунистическое русло. Только в 1976 году в Москве было подписано коммюнике, в котором было сказано, что «Союз Советских Социалистических Республик и Республика Филиппины, руководствуясь стремлением развивать дружественные отношения и сотрудничество между обеими странами в различных областях, решили установить дипломатические отношения начиная с даты подписания настоящего Совместного коммюнике и обменяться дипломатическими представительствами на уровне посольств» [Совместное

коммюнике 1976].

На протяжении всей второй половины XX века взаимоотношения СССР с Филиппинами претерпевали значительные изменения. Большое влияние на них оказывала политическая обстановка в регионе Юго-Восточной Азии. Отечественный исследователь М.С. Крапивин выделяет несколько этапов осуществления Советским Союзом «стратегического внешнеполитического курса на расшатывание союза стран АСЕАН и США» [Крапивин 2007: 61]: 1967-1975 гг., 1975-1987 гг., 1987-1991 гг. Данная периодизация может, на наш взгляд, служить основой для характеристики советско-филиппинских отношений, так как отражает основные тенденции развития международных отношений в регионе. Однако, помимо указанных периодов, следует

уделить внимание временному отрезку с 1946 по 1967 г., поскольку именно тогда закладывались тенденции последующего развития отношений СССР и Филиппин. Таким образом, во взаимоотношениях СССР и Филиппин в период с окончания Второй мировой войны и до распада СССР можно выделить четыре этапа: с 1946 по 1967 г., с 1967 по 1976 г., с 1976 по 1986 г. и с 1986 по 1991 г. Несущественные расхождения в периодизации с уже существующими в отечественной историографии позициями объясняются авторским видением хронологических рамок представленных этапов.

Начало первого периода следует связать с событиями 4 июля 1946 года, когда Филиппины получили независимость от США [The United States... 1946]. С этого момента филиппинское правительство могло вести независимую внешнюю политику. Но с началом «холодной войны» перед многими странами региона встал вопрос, к какому из противоборствующих лагерей примкнуть: идти по пути социалистического развития или соотносить будущее с капиталистическими странами. У филиппинского руководства выбора практически не было, поскольку уже на протяжении полувека архипелаг фактически являлся колонией США и, несмотря на обретенную независимость, Филиппины все еще оставались под влиянием США как в экономическом, так и в политическом отношении. В этот период Советский Союз не пытался усилить свое влияние на Филиппинах, чтобы не обострять и без того значительную напряженность в регионе. В 1956 году, создается военно-политический блок СЕАТО, организация, имевшая антикоммунистическую направленность. В Маниле в сентябре 1954 года прошла конференция, по результатам которой был подписан Манильский пакт - основополагающий документ будущей организации [Southeast Asia Collective Defense Treaty 1954]. Основателями организации стали Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Пакистан, США, Таиланд, Филиппины и Франция. Таким образом, вхождение Филиппин в СЕАТО стало препятствием в развитии отношений с Советским Союзом (оно сохранялось вплоть до 1977 года, когда СЕАТО была распущена). Завершение первого этапа следует связать с 1967 годом. Именно в 1967 году была образована еще одна организация стран региона - АСЕАН, основной целью которой, согласно Бангкокской декларации [The ASEAN declaration 1967], должно было стать установление стабильности и мира в регионе посредством соблюдения принципов Устава ООН, а также ускорение экономического, социального и культурного развития вошедших в организацию стран. Филиппинская республика стала одним из образующих государств в АСЕАН, наряду с Индонезией, Малайзией, Сингапуром и Таиландом. Провозглашенные при создании АСЕАН принципы могли при прочих лучших условиях стать основой для улучшения взаимоотношений СССР и Филиппин.

Второй период взаимоотношений Советского Союза с Филиппинами мы датируем 1967- 1976 гг. Хронологическими рамками данного периода выступают годы двух важных для советско-филиппинских отношений событий: создание АСЕАН в 1967 году и установление официальных дипломатических отношений между СССР и Филиппинами в 1976 году [Совместное коммюнике 1976]. Этот этап стал переломным и внес много изменений в специфику взаимоотношений двух стран. Факторов, повлиявших на столь резкие изменения, существует несколько. Во-первых, продолжало нарастать давление США на правительства капиталистических стран региона в целом и Филиппин в частности с целью еще более усилить антикоммунистические настроения. В итоге, к концу 60-х годов исчезли практически все правительственные контакты Филиппин со странами социалистического лагеря. Более того, как справедливо отмечает в своем исследовании М.С. Крапивин, были фактически запрещены контакты филиппинцев с гражданами СССР, в том числе и на частном уровне [Крапивин 2007]. Во-вторых, Филиппины, наряду с Таиландом, являлись главными союзниками США в

войне во Вьетнаме, поддерживая Соединенные Штаты не только политически, но и в военном плане, что еще больше осложняло взаимоотношения Филиппин с Советским Союзом. Переломным моментом в данный период стало поражение США во Второй индокитайской войне 1965-1973 гг. и уход американских войск из Вьетнама. В это время происходило ослабление военного, а вслед за ним и политического влияния Соединенных Штатов в регионе. К тому же после объединения Вьетнама под властью коммунистов в 1976 году в Камрани была создана военно-морская база СССР. Таким образом, расстановка сил в регионе изменилась и филиппинским властям потребовалось пересматривать свою внешнюю политику с учетом новых реалий. Филиппины провозгласили внешнеполитическую концепцию «дипломатии на службе развития». Суть ее заключалась в том, чтобы, не примыкая к определенному лагерю, строить отношения с другими государствами на основе исключительной «полезности» для развития Филиппин. Важным шагом для укрепления отношений с СССР стал визит президента Филиппин Ф. Маркоса в Москву [Moscow and Manila set ties]. Результатом стало подписание в 1976 году официального коммюнике об установлении дипломатических отношений с Советским Союзом [Совместное коммюнике 1976], что позволило открыть перспективы для дальнейших отношений.

Третий этап взаимоотношений СССР и Филиппин охватывает период с 1976 по 1986 гг. Данный этап нельзя оценивать однозначно, так как, наряду с явными успехами в экономическом сотрудничестве, со временем наметилась тенденция к усилению разногласий и противоречий в политической сфере. Вслед за установлением дипломатических отношений в 1976 году между государствами было заключено торговое соглашение [Торговое соглашение 1976]. Во второй половине 70-х годов стала успешно развиваться совместная советско-филиппинская судоходная компания «Филсов», основанная в 1974 году [Filsov Shipping Сотрапу], и к 1982 году ее грузооборот которой составил 25 млн. тонн [Сумленова 1985]. Достигнутые договоренности способствовали развитию двухсторонних отношений, что, с одной стороны, положительно сказывалось на экономике Филиппин, а с другой - укрепляло позиции СССР в регионе. Но это была лишь внешняя сторона. Вторая половина 70-х годов стала периодом, когда Соединенные Штаты настойчиво пытались вернуть свои пошатнувшиеся позиции в регионе. Нейтралистские и регионалистские настроения стран АСЕАН в этот период, а тем более установление ими более тесных связей с Советским Союзом не могли соответствовать интересам США.

Юго-Восточная Азия была вновь объявлена зоной жизненно-важных интересов Соединенных Штатов. Министр обороны США К. Уайнбергер посетил Филиппины [Go home,Weinberger 1986], где состоялась его встреча с вновь избранным президентом Филиппин К. Акино [Weinberger will meet Aquino on Pacific trip 1986], сменившей на этом посту Фердинанда Маркоса. На встрече обсуждалась дальнейшая судьба военных баз Кларк Филд и Субик Бей. Также велись переговоры об усилении экономического и военного сотрудничества между США и Филиппинами [Weinberger gives a pledge to Akino on Aid 1986]. Аналогичные меры по укреплению влияния предпринимались американцами и относительно других стран региона. Такая активизация политики США в регионе преподносилась как ответ на возросшую угрозу со стороны Вьетнама и СССР [Левтонова, Барышникова 1993].

В середине 80-х годов политика США принесла свои плоды, тем более что Вьетнам и активно поддерживавший его СССР отчасти сами спровоцировали ухудшение отношений со странами региона вводом войск в Камбоджу (1978 г.). Филиппины, как и большинство стран АСЕАН, практически во всех международных вопросах этого периода принимали сторону США, осуждая интервенцию Вьетнама в Камбоджу и противясь усилению влияния Советского союза в регионе [Крапивин

2007]. Филиппинские власти поддержали проект оказания помощи оппозиции в Камбодже, а также в целом проект урегулирования ситуации в Камбодже, предложенный США [Grandolini, Cooper]. Данная тенденция продолжала доминировать во внешней политике Филиппин до того момента, пока в СССР не начались коренные изменения, связанные с перестройкой.

Таким образом, третий период советско-филиппинских взаимоотношений мы ограничиваем событиями, связанными с визитом К. Уайнбергера на Филиппины и договоренностями с руководством страны о предоставлении экономической помощи и политической поддержки.

Начиная с 1987 года новое руководство СССР заявило о намерении мирного решения региональных конфликтов, разрядки обстановки в регионе и завершения противостояния США и СССР, в частности в Юго-Восточной Азии. Также Советским Союзом была поддержана инициатива по созданию безъядерной зоны в ЮВА [Leszek Buszynski 1992]. Все эти шаги вызвали одобрение со стороны стран АСЕАН, и Филиппин в частности. Начался период улучшения отношений между двумя государствами. Более того, этому улучшению не противились и США, так как внешнеполитические действия руководства СССР после прихода к власти М. С. Горбачева не опровергали представления об ослаблении Советского Союза и невозможности сохранения паритета в противостоянии с Соединенными Штатами. Кроме того, СССР выступил с инициативой взаимного демонтажа советской базы Камрань (Вьетнам) [Розин] и американской Субик Бей (Филиппины). Это предложение также нашло положительный отклик среди филиппинского руководства. Таким образом, во второй половине 80-х годов в регионе обстановка становится менее напряженной, чем в предыдущий период, что напрямую связано с изменением соотношения сил в мире в целом.

Все эти факторы должны были открыть новые возможности для развития сотрудничества СССР и Филиппин. Однако в тот период негативную роль во взаимоотношениях государств сыграли внутренние процессы в Советском Союзе. Во-первых, развал советской экономики значительно подорвал торгово-экономические связи с Филиппинами. Во-вторых, СССР с середины 1980-х годов стремительно терял влияние в мире в целом, и в Юго-Восточной Азии в частности. Пока СССР выступал в качестве «сильного игрока» на международной арене, Филиппинам, как и другим государствам, было необходимо считаться его с позицией. Но к концу 80-х годов ситуация изменилась, и, несмотря на ослабление противостояния двух враждебных лагерей и улучшение взаимоотношений СССР и Филиппин, укрепления политических и экономических связей не произошло [Белый 2001]. Таким образом, распадом СССР в 1991 году завершаются этап развития советско-филиппинских отношений.

Подводя итог краткому анализу развития взаимоотношений Республики Филиппины и СССР во второй половине XX века, можно сделать вывод о том, что изменения в каждый из выделенных периодов во многом зависели от общего климата отношений Советского Союза и США. Однако глобальное противостояние великих держав не во всем определяло специфику советско-филиппинских отношений. Экономическое сотрудничество двух стран в большей мере зависело от реальных потребностей самих государств и не всегда являлось следствием изменений в мировой политике; вторая половина XX века стала периодом наиболее интенсивного развития сотрудничества СССР и Филиппин.

Библиографический список

Барышникова О. Г., Левтонова Ю. О. Филиппины и США: 200 лет противостояния, компромиссов, партнерства. М.: Наука, 1993. 252 с.

Белый М. М. Россия и Филиппины // Международная жизнь. 2001. № 6. С. 57-61.

Крапивин М. С. Торгово-экономические отношения СССР, России со странами Юго-Восточной Азии: дисс. ... канд. ист. наук. М., 2007. 190 с.

Москва и Манила - города побратимы [Электронный ресурс]. URL: http://www.gid.tj/7page id=81 (дата обращения: 02.01.2011).

Розин А. ПТМО Камрань [Электронный ресурс]. URL:

http://alerozin.narod.ru/CamRanh.htm (дата обращения: 22.05.2011).

Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и республикой Филиппины [Электронный ресурс] // Юридический Интернет-портал «Зона Закона». URL: http:// www.zonazakona.ru/law/abro/58 (дата обращения: 21.01.2011).

СумленоваЕ. В. Острова Сампагиты. М.: Мысль, 1985. 144 с.

Торговое соглашение между правительством СССР и правительством республики Филиппины [Электронный ресурс] // Законодательство России. URL: http://bestpravo.ru/fed1991/data03/tex15671.htm (дата обращения: 21.01.2011).

Buszynski L. Gorbachev and Southeast Asia. L.: Routhledge, 1992.

«Go home, Weinberger». Defence boss jeered by radicals as he arrives in Manila // Chicago Sun-Times. 1986. April 7.

Grandolini A. Cambodia, 1954-1999; Part 3 [Электронный ресурс] // ACIG journal. URL: http://www.acig.org/artman/publish/article 411.shtml (дата обращения: 21.05.2011).

Filsov Shipping company [Электронный ресурс] // Filsov Shipping company inc. URL: http://www.filsov.com.ph (дата обращения: 15.03.2011).

Moscow and Manila set ties // New York Times. 1976. June 3.

Southeast Asia Collective Defense Treaty relations [Электронный ресурс] // United Nations treaty collection. URL: http://treaties.un.org/doc/publication/unts/volume%20209/volume-209-i-2819-english.pdf (дата обращения: 15.03.2011).

The ASEAN declaration (Bangkok declaration) [Электронный ресурс] // Association of southeast Asian nations. URL: http://www.aseansec.org/1212.htm (дата обращения: 17.02.2011).

The United States of America and Philippines Treaty of general relations [Электронный ресурс] // United Nations treaty collection. URL:

http://untreaty.un.org/unts/1 60000/1/6/00000254.pdf (дата обращения: 15.03.2011).

Weinberger will meet Akino on Passific Trip // Chicago Sun-Times. 1986. March 29.

Weinberger gives a pledge to Akino on Aid // New York Times. 1986. April 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.