А. Камлайтонг
ОПЫТ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ДО СООБЩЕСТВА АСЕАН
В статье рассматривается процесс региональной интеграции в Юго-Восточной Азии (ЮВА) в условиях «холодной войны» и глобализации. Несмотря на серьезные различия в политике, экономике и культуре государств ЮВА, они в конечном итоге смогли в 1967 г создать свою уникальную региональную организацию — Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Более сорока лет существования АСЕАН обеспечивает мир, безопасность и процветание своего региона. Согласно своему Уставу, АСЕАН в 2015 г станет АСЕАН- сообществом, которое будет состоять из сообщества безопасности, экономики и культуры.
Ключевые слова: «холодная война», региональная интеграция, АСЕАН, глобализация, региональная безопасность, АСЕАН-сообщество.
В настоящее время международная региональная интеграция является одной из самых влиятельных тенденций глобализации. Она позволяет государствам участвовать в различных международных и региональных организациях, поэтому интеграция выгодна как каждому участнику, так и группировке в целом. Более того, после объединения государства-члены получают преимущества в области безопасности, экономики и культуры, которых не могли бы добиться в одиночку (так называемый синергетический эффект) (Европейская интеграция, 2011, с. 15). Когда мы говорим о примерах региональной интеграции, конечно, все вспоминают о Европе и Европейском Союзе. Благодаря общей истории, политике и культуре ЕС ныне достиг высокого уровня интеграции и стал первой успешной интеграционной группировкой мира. Положительный пример ЕС стимулирует и другие страны в разных регионах мира следовать по пути интеграции ради роста благосостояния населения и реализации интересов своих стран и своего региона. Однако другие регионы мира не имеют таких уникальных черт, как Европа, поэтому им очень трудно добиться успеха в интеграции. Тем не менее в настоящее время мы говорим об интеграции в Азии и можем утверждать, что Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющая 10 государств-членов, является самой активной интеграционной организацией своего региона и АТР в целом. В результате принятия устава АСЕАН, который все государства-члены утвердили в 2008 г., закреплен легитимный статус АСЕАН и созданы наднациональные органы организации. В процессе интеграции особое внимание уделено трем направлениям: безопасность, экономика
© А. Камлайтонг, 2013
и культура. Государства Юго-Восточной Азии к 2015 г. станут сообществом АСЕАН (ASEAN Charter, http://www.aseansec.org/21829.htm). Региональное объединение, которое состоит из государств с разными политическими, экономическими и культурными характеристиками, преодолевает серьезные трудности и готовится к новой странице в своей истории. В результате пример АСЕАН привлекает внимание государств всех регионов мира как новый центр региональной интеграции вне рамок ЕС. Более того, Ассоциация также становится новым центром силы и сотрудничества в АТР.
ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (ЮВА): ОБСТАНОВКА И ФАКТОРЫ
С древних времен в ЮВА существовали монархические государства и империи с разными этносами, религиями и культурами. Они воевали друг с другом за установление контроля над территорией региона. Тем не менее ни одно из государств не смогло объединить весь регион, как это сделала в свое время Римская империя. Более того, религия в ЮВА не играла такой важной объединяющей роли, как христианство в Средние века в Европе. Кроме того, политическая культура стран ЮВА, в отличие от Европы после эпохи Просвещения, очень разнородна. Хотя государства ЮВА не имеют тех общих черт в сфере политики, истории и культуры, которые существовали в Европе, в регионе существуют другие факторы, позволяющие осуществлять попытку интеграции. Войны и конфликты в истории ЮВА были очень многочисленными, но отношения между населением стран региона очень прочные, потому что они воспринимают друг друга как близких соседей, живущих одной судьбой. Войны, с другой стороны, ускоряли процессы миграции, и поэтому все страны ЮВА являются мультина-циональными и этническое большинство населения государств региона хорошо относится к меньшинствам.
Приход колонизаторов в ЮВА в XVI веке позволил государствам региона получить одинаковую европейскую администрацию и доступ к технологиям, но в результате регион был разделен колонизаторами. Вступление Японии во Вторую мировую войну под лозунгом «Великая восточноазиатская сфера взаимного процветания» (Bill Gordon, 2000) и оккупация значительной части региона также не создало предпосылок для интеграции. Наоборот, это вызвало подъем национализма в ЮВА. После Второй мировой войны в 1949-1959 гг. все государства ЮВА последовательно получили независимость и элиты всех стран региона начали осуществлять политику построения нации. В связи с этим возникали многочисленные конфликты по поводу того, какая политическая система больше подходит их государству. Одновременно начало
«холодной войны» и превращение Китая в 1949 г. в коммунистическую страну усилили напряженность в ЮВА. В конечном итоге регион стал новой ареной идеологической борьбы между США и СССР. В то же время между государствами ЮВА возникали территориальные конфликты как наследие эпохи европейского колониализма.
Таким образом, ситуация в ЮВА после Второй мировой войны наполнена конфликтами, связанными с подъемом национализма, территориальными спорами и «холодной войной». В результате государства ЮВА были вынуждены искать инструмент обеспечения безопасности в регионе, и таким инструментом стала региональная интеграция. Конечно, для государств ЮВА было очень трудно создавать интеграционную группировку в регионе. Предпринимались несколько попыток создать такую организацию, однако все эти попытки оказались безуспешными.
Первая региональная международная организация — Организация договора Юго-Восточной Азии: СЕАТО (South-East Asia Treaty Organization, SEATO) была создана в 1954 г. по инициативе США, прежде всего, для противодействия угрозе распространения коммунизма в ЮВА (см.: Малетин, 2007, с. 8). Членами этой организации были 8 государств — США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины и Таиланд. СЕАТО была военно-политической организацией, подобной НАТО, однако в нее входило только 2 государства ЮВА. В силу того что члены блока СЕАТО имели очень разные интересы и доминирующая роль в этом блоке отводилась США, достаточно скоро блок распался. Большинство членов этого блока не хотели участвовать в многочисленных военных акциях США в регионе. Страны — участницы организации довольно скоро убедились в том, что она была создана ради осуществления интересов отдельного государства — США, а не интересов организации в целом или региона ЮВА. После окончания вьетнамской войны в 1977 г. СЕАТО прекратила свое существование.
Вторая международная организация в ЮВА — это Ассоциация ЮВА или АСА (Association of Southeast Asia; ASA). Она была создана в 1961 г. по инициативе премьер-министра Малайзии Тунку Абдул Рах-мана (Tunku Abdul Rahman) (Pollard, 1970, р. 244). Членами организации АСА были 3 государства — Малайзия, Филиппины и Таиланд. АСА отличалась от СЕАТО тем, что она была первой организацией, включающей только государства ЮВА, поэтому её целью было решение региональных проблем. Тем не менее и она распалась из-за территориальных конфликтов в регионе. Дело в том, что после реконструкции федеративной Малайзии и включения в нее провинций Сабах и Са-равак премьер-министр Индонезии Ахмед Сукарно в 1963 г. начал
проводить политику конфронтации с Малайзией, выдвинув претензии на территорию этих провинции (см.: William, Robert, 1993).
Третья международная организация, появившаяся в ЮВА, — это конфедерация Мафилиндо, которая состояла из 3 государств — Индонезии, Малайзии и Филиппин. Лидеры этих 3 государств встретились в Маниле в 1963 г. с намерением сформировать конфедерацию на основе противостояния влиянию Великобритании (см.: Minako Sakai, 2009, р. 7). Тем не менее попытка создания конфедерации закончилась провалом. По мнению политического руководства Малайзии, Мафнилиндо создавалось во имя осуществления стратегической цели Филиппин и Индонезии — не допустить включения провинций Сабах и Саравак в состав Малайзии. Поэтому Малайзия заморозила дипломатические отношения с Филиппинами и Индонезией. Конфронтация между Малайзией и Индонезией поставила эти страны на грань войны. В результате Малайзия попросила Великобританию отправить свой флот в Малаккский пролив, чтобы упредить начало военных действий Индонезией, и одновременно обратилась к Таиланду выступить посредником в переговорах с Индонезией (The Gurkha battlein Borneo, http://www.historicaleye.com/sukarno.html). Смена лидеров на Филиппинах и Индонезии способствовала уменьшению напряженности в регионе. Новый президент Филиппин Фердинанд Маркос восстановил дипломатические отношения с Малайзией. В Индонезии новый президент Мухаммед Сухарто также предпринял шаги по нормализации отношений с Малайзией (Farewell to Jakarta's man of steel, http:// www.theaustralian.com.au/news/farewell-to-jakartas-man-of-steel/story-e6frg6v6-1111115412423). Сложившаяся региональная политическая ситуация благоприятствовала тому, чтобы государства региона предприняли еще одну попытку создания международной организации, на этот раз для противодействия угрозе коммунизма и вьетнамской войне.
Новая организация — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) стала четвертой, на этот раз успешной попыткой создания международной региональной организации в современной истории ЮВА. Конфронтация между государствами ЮВА, особенно между Малайзией и Индонезией, и растущая угроза коммунизма привели лидеров государств региона к осознанию того, что им нужна новая наднациональная организация для обеспечения региональной безопасности. Идея создания этой региональной организации возникла тогда, когда Таиланд выступал посредником в урегулировании конфликта между Малайзией, Филиппинами и Индонезией. Именно министр иностранных дел Таиланда Танад Корман предложил создать эту новую организацию, что получило поддержку в странах региона. В результате в августе 1967 г. министры иностранных дел Индонезии,
Филиппин, Малайзии и Сингапура приняли приглашение министра иностранных дел Таиланда Танада Кормана в Бангкок на встречу для переговоров о создании новой региональной организации. Неофициальное заседание министров состоялось на курорте Бангсэн, недалеко от Бангкока. Встреча продолжалась 4 дня, и 8 августа 1967 г. все 5 министров иностранных дел вернулись в Бангкок, чтобы подписать декларацию АСЕАН, или Бангкокскую декларацию о создании Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (The Founding of ASEAN, http:// www.aseansec.org/20024.htm). Согласно международным нормам, декларация является только документом о политических намерениях. Она не имеет легитимности международного договора или соглашения. Однако представители 5 государств понимали, что ситуация в ЮВА в тот период была еще слишком острой для того, чтобы все страны подписали международный договор. Из этого можно сделать вывод о том, что выживание АСЕАН, как и любой другой международной организации, зависит не только от принятых документов, но и от политической воли и доверия между членами организации.
После подписания декларации все министры дали СМИ интервью по поводу создания новой организации. Насисо Рамос, министр иностранных дел Филиппин, заявил: «АСЕАН — это структура для мира и прогресса». Синнаттамби Ражаратнам, министр иностранных дел Сингапура, в свою очередь отметил: «Мы построили скелет и должны дать ему плоть и кровь». Танад Корман, министр иностранных дел Таиланда, подчеркнул, что «АСЕАН — это новое сообщество». Более того, он еще в день подписания договора дал интервью представителям американских СМИ, отметив: «Мы хотим быть свободными, мы не хотим находиться под влиянием ни каких-либо больших или малых стран, не хотим жить, получая помощью других регионов, мы хотим помогать друг другу, иными словами, мы пытаемся создать обстановку взаимопомощи и сотрудничества во имя нашего будущего, мы попытаемся сами решить наши проблемы, мы не хотим следовать указаниям из Европы, США, Москвы, Пекина или из других мест» (см.: Severino Rodolfo, 2006, р. 10). Благодаря созданию АСЕАН напряженность в контексте «холодной войны» и территориальных конфликтов в ЮВА снизилась, и страны — участницы организации смогли сделать первые шаги на пути к региональной интеграции.
На первых порах АСЕАН столкнулась с необходимостью решения многочисленных проблемам. Поэтому многие наблюдатели и эксперты предсказывали, что АСЕАН будет иметь ту же судьбу, что и предыдущие организации. Тем не менее АСЕАН и сегодня доказывает, что она может развиваться и справляться со всеми проблемами, и это позволяет ей выживать и укреплять сотрудничество между
государствами-членами. Хотя некоторые эксперты и отмечают, что АСЕАН очень медленно развивается и не так уж эффективна, тем не менее она признана одной из самых успешных и влиятельных региональных организаций развивающихся стран конца ХХ в. Чтобы проанализировать опыт и проблемы интеграционного процесса в рамках АСЕАН, мы выделим 4 этапа в развитии организации.
1. Период создания АСЕАН и конфликты между государствами в регионе (1967-1975 гг.). В первые годы после создания АСЕАН являлась еще довольно слабой организацией, которая имела много проблем, особенно это касается проблемы урегулирования территориального конфликта между Малайзией и Филиппинами в 1968 г. по поводу провинции Сабах. Более того, в этот период отношения между Малайзией и Индонезией тоже был очень напряженными. В 1969 г. США принимается «Доктрина Никсона» об уменьшении военного вмешательства в Азии, в результате чего американские войска стали постепенно выводиться из Вьетнама. (President Nixon's Speech..., http:// vietnam.vassar.edu/overview/doc14.html). В это же время КНР и СССР предпринимают шаги по расширению своего влияния в Юго-Восточной Азии. СССР укреплял отношения со странами Индокитая, особенно с Вьетнамом, чтобы создать кольцо вокруг КНР. В ответ на это КНР изменила политику в отношении ЮВА и обратила внимание на АСЕАН. Более того, китайское руководство поддержало принципы АСЕАН, которые базируются на поддержании мира, свободы и нейтралитета в ЮВА и противодействии силам, которые стремятся нарушить мир в регионе.
Таким образом, в силу внутренних и внешних факторов в тот момент АСЕАН уделяла внимание в первую очередь сохранению безопасности в регионе. Малайзия предложила объявить Юго-Восточную Азию нейтральной, чтобы уменьшить конфронтацию между сверхдержавами в регионе. Последствием этого предложения стала Декларация о создании зоны мира, свободы и нейтралитета в ЮВА (СОФФАН) (Zone of Peace, Freedоm and Neutrality, ZOPFAN), которая была принята на встрече министров иностранных дел АСЕАН в Малайзии в 1971 г. (Zone of Peace..., Freedom and Neutrality Declaration, http://www.aseansec.org/1215.htm). Хотя создание СОФФАН не очень сильно повлияло на сверхдержавы, тем не менее это явилось первой совместной политической акцией государств АСЕАН в отношении государств, находящихся вне региона. Более того, этот шаг символизировал рост солидарности государств АСЕАН.
2. Период влияния коммунизма в Индокитае (1975-1983 гг.). 30 апреля 1975 г. армия Северного Вьетнама успешно захватила Сайгон — столицу Южного Вьетнама, что означало окончание Вьетнамской войны и объединение Вьетнама. В том же году осложнилась
ситуация в соседней Камбодже, когда «красные кхмеры» захватили Пномпень и свергли правительство генерала Лон Нола. В Лаосе коммунистическая партия Лаоса с помощью СССР и Вьетнама смогла удержать власть и поменяла систему правления страны, уничтожив монархию. Таким образом, Индокитай в этот период почти полностью находился под контролем коммунистической идеологии, что стало важным фактором, который заставил государства АСЕАН направить усилия на развитие организации. Чтобы противодействовать коммунизму, государства АСЕАН пошли по пути развития активного сотрудничество между собой, несмотря на серьезные различия между ними в экономическом, социальном и культурном отношении. В 1976 г. лидеры АСЕАН встретились в Бали по поводу празднования 10-летия существования АСЕАН. Итогом этого саммита явилось подписание двух важных документов — это Декларация АСЕАН Конкорд (Declaration of ASEAN concord) и Договор дружбы и сотрудничества в ЮВА (Treaty of Amity and Cooperationin Southeast Asia; TAC). Эти соглашения были направлены на развитие взаимного сотрудничества в политической, экономической и культурной сфере, обеспечение региональной безопасности, невмешательство в дела друг друга и мирное урегулирование конфликтов. Договор ТАС является самым важным для государств АСЕАН, потому что он определил условия для государств, которые хотят вступить в организацию. Кроме того, на этом саммите лидеры государств АСЕАН решили создать офис секретаря АСЕАН в Джакарте (Индонезия).
Договор дружбы и сотрудничества в ЮВА базируется на 6 важных принципах:
1) взаимном уважении независимости, суверенитета, равенства и национальной самобытности каждого государства — члена АСЕАН;
2) праве каждого государства-члена на самостоятельность без вмешательства и влияния извне;
3) невмешательстве во внутренние дела друг друга;
4) скорейшем урегулировании внутри региональных противоречий мирным путем;
5) воздержании от применения силы или угрозы силой;
6) укреплении солидарности в организации (Treaty of Amity..., 1976).
Все эти принципы ясно отражают суть сотрудничества в рамках
АСЕАН и демонстрируют особенности интеграции в ЮВА то, что называется «Асеановским подходом» (ASEAN Way). (см.: Gillian Goh, 2003, р. 114). Иными словами, государства АСЕАН продемонстрировали понимание того, что любые вопросы могут решиться и по ним можно достигнуть договоренностей на основе уважения интересов каждого члена организации. Через два года после подписания этих
документов АСЕАН в регионе возникла серьезная угроза безопасности, когда в 1978 г. Вьетнам оккупировал Камбоджу (см.: Stephen J. Morris, 1999, р. 111). В результате государства АСЕАН совместными усилиями противодействовали агрессии Вьетнама и оказали помощь Камбодже. Лидеры государств АСЕАН обратилась с заявлением об оказании помощи Камбодже, а также с требованием осуждения оккупации Камбоджи Вьетнамом к Генеральной Ассамблее ООН. Усилия государств АСЕАН достигли цели, когда Вьетнам прекратил военные операции в Камбодже в 1989 г. Это, в свою очередь, привело к подписанию Парижского мирного соглашения в 1991 г. (Paris Peace Agreements..., 1991).
Этот успех государств АСЕАН привел к признанию АСЕАН самой успешной интеграционной организацией развивающихся стран на мировой арене. АСЕАН стремится развивать сотрудничество не только со странами ЮВА, поэтому в 1979 г., по инициативе организации, прошло совещание министров иностранных дел государств АСЕАН и министров иностранных дел ряда государств вне региона, например США, Японии, Австралии, Канады, Новой Зеландии и Европейского сообщества. Затем в 1994 г. это совещание породило новую форму сотрудничества АСЕАН со странами, не входящими в ЮВА, которое называется «Асеановский региональный форум», или АРФ (ASEAN Regional forum) (About The ASEAN Regional Forum, http:// aseanregionalforum.asean.org/about.html).
Хотя на мировой арене АСЕАН признали как успешную интеграционную организацию, следует сказать, что в экономической области она развивается не так успешно. Однако организация пытается укреплять экономическое сотрудничество, например каждый год проходит встреча министров торговли; в 1976 г. был создан «Асеановский промышленный проект», чтобы поддержать развитие промышленности в государствах АСЕАН. В 1977 г. государства АСЕАН договорились о создании преференциальной зоны, чтобы дать приоритет в торговле определенным видам товаров для государств — членов АСЕАН. В 1981 г. они совместно разработали «Асеановский промышленный взаимодополняющий план», чтобы поддержать промышленное производство в странах ЮВА. В 1986 г. АСЕАН создала «Асеановское промышленное совместное предприятие», чтобы поддержать совместные инвестиции в регионе (TABLE OF CONTENTS ASEAN., http:// www.aseansec.org/1210.htm). Все эти проекты демонстрировали намерение государств АСЕАН расширять экономическое сотрудничество. Тем не менее эти проекты на самом деле осуществлялись не так успешно, потому что страны АСЕАН относили к числу экономически слаборазвитых, они еще сильно отставали во внедрении в производство новых технологий. Более, того они уделяли в этот период основ-
ное внимание политическим проблемам, и прежде всего проблемам обеспечения безопасности региона.
3. Период новой экономической политики и расширения членства в организации. В середине 1980 г. государства АСЕАН изменили свою экономическую политику и перешли от поддержки внутреннего производства в регионе для уменьшения импорта товаров из-за его пределов к политике поддержки внутреннего производства ради увеличения экспорта товаров в другие регионы мира. Чтобы осуществить эту политику, странам АСЕАН были нужны помощь и инвестиции от государств вне региона ЮВА. После того как Вьетнам вывел свою армию из Камбоджи в 1989 г., в ЮВА снова стало спокойно. Дипломатическая победа государств АСЕАН показала, что организация играет важную роль в обеспечении безопасности региона. Важным событием для АСЕАН в конце 1980-х годов явилось участие в экономических переговорах в рамках договоренностей ГАТТ Уругвайского Раунда (затем — ВТО), на которых обсуждались проблемы либерализации и развития мировой торговли (The GATT Uruguay Round..., 1987). Более того, усиление экономической мощи КНР и окончание «холодной войны» стимулировали государства АСЕАН обратить особое внимание на экономическое развитие региона. Поэтому на четвертом саммите АСЕАН в 1992 г. все лидеры государств — членов организации решили создать зону свободной торговли АСЕАН, которая получила название АФТА (ASEAN Free Trade Area; AFTA) с целью уменьшения таможенных тарифов с 5 до 0% к 2010 г. (AFTA & FTAs, http://www.aseansec.org/4920.htm). Затем на пятом саммите АСЕАН было решено ускорить процесс уменьшения тарифов АФТА и закончить его в 2003 г. В начале 1990 г. лидеры Сингапура, Индонезии и Малайзии приняли решение о создании «экономического треугольника»: Сингапур, остров Батам в Индонезии и провинция Джохар в Малайзии. Успех этого экономического проекта позволил создать еще один «экономический треугольник» на севере Малайзии, юге Таиланда и на севере острова Суматра Индонезии. В 1994 г. была создана экономическая зона между Брунеем, Индонезией, Малайзией и Филиппинами. После окончания «холодной войны» государства АСЕАН в 1994 г. создали «Асеановский региональный форум» (АРФ), целью которого стали урегулирование проблем безопасности, особенно угрозы со стороны КНР в конфликте в Южно-Китайском море, и создание международной зоны для безопасности в АТР.
В 1995 г. впервые в пятом саммите АСЕАН в Таиланде участвовал Вьетнам, и в том же году он вступил в АСЕАН. Более того, государства АСЕАН пригласили также Лаос, Бирму и Камбоджу участвовать в саммите, хотя они и не были членами организации. Таким образом, на этом саммите впервые в истории региона встретились лидеры
всех 10 государств ЮВА. Результатом саммита стала договоренность между всеми лидерами государств АСЕАН неофициально встречаться каждый год и официально — каждые 3 года. В силу того что после окончания «холодной войны» возникла угроза распространения ядерного оружия, государства АСЕАН вместе подписали Договор о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор), который является логичным продолжением «Декларации о зоне мира, свободы и нейтралитета» (СОФФАН). В 1996 г. все лидеры АСЕАН неофициально встретились на Бали и договорились принять остальные государства ЮВА в АСЕАН до начала ХХ1 в. В 1997 г. Лаос и Бирма вступили в АСЕАН. Лаос вступил в организацию благодаря поддержке Вьетнама, а Бирма при поддержке Малайзии, хотя у всех остальных членов АСЕАН вызывали озабоченность проблемы демократии в Бирме. Камбоджа — последнее государство региона, которое вступило в АСЕАН.
4. Период экономического кризиса и поворота к хартии АСЕАН. 2 июля 1997 г. Таиланд столкнулся с серьезным финансовым кризисом и объявил о введении свободного курса национальной валюты. Это стало причиной самого глубокого экономического кризиса в регионе (см.: Kaufman, Krueger, Hunter, 1999, р.195-196). Кризис показал, что АСЕАН еще была слаба и не готова к экономической интеграции. Тем не менее лидеры государств АСЕАН не склонились перед волей судьбы, а решили идти вперед к расширению сотрудничества и дальнейшей интеграции. На втором неофициальном саммите лидеров АСЕАН в 1997 г., собравшихся в связи с 30-летием создания АСЕАН, утвердили документ под названием «Видение АСЕАН до 2020 года» (ASEAN Vision 2020, http://www.aseansec.org/1814.htm). В этом документе говорится о будущем АСЕАН до 2020 г. и определяются ближайшие цели организации в области политики, экономики и культуры. Более того, этот документ определил роль и перспективы сотрудничества АСЕАН с другими странами вне региона. В том же году, после вступления в организацию Лаоса и Бирмы, встал вопрос о преодолении разрыва в богатстве и развитии между старыми и новыми членами. Этот вопрос является сегодня самым важным препятствием на пути экономической интеграции АСЕАН, поэтому уже в 2000 г. на четвертом неофициальном саммите лидеры АСЕАН одобрили инициативу по интеграции АСЕАН, чтобы решить эту проблему. На восьмом саммите АСЕАН в 2002 г. лидеры решили, что АСЕАН должна ускорить экономическую интеграцию, чтобы «на равных» конкурировать с Индией и КНР, которые становились сильными игроками в мировой экономике. Поэтому лидеры стран — членов организации единогласно одобрили предложение Сингапура о создании экономического сообщества АСЕАН.
Стремление к ускорению экономической интеграции АСЕАН было официально подтверждено на девятом саммите АСЕАН на Бали в 2003 г., когда все лидеры АСЕАН подписали декларацию «АСЕАН Конкорд 2» («Бали Конкорд 2»), в которой говорится о создании АСЕАН-сообщества в 2020 г.. Новое АСЕАН-сообщество базируется на трех столпах — сообществах безопасности, экономики и культуры. (DECLARATION..., http://www.aseansec.org/15159.htm). Индонезия, как председатель АСЕАН, в том же 2003 г. предложила сразу же приступить к формированию сообщества безопасности путем создания «Асеановской армии», но ее предложение не было принято, потому что остальные члены были к этому еще не готовы. Более того, все хотели направить основные усилия на экономическую интеграцию. Тем не менее в 2005 г. по предложению Таиланда АСЕАН приняла идею встречи министров обороны, потому что все члены признавали важность создания сообщества по безопасности в регионе. Затем в 2004 г. на десятом саммите АСЕАН в Лаосе был принят план «Виантиан» (на 2004-2010 гг.). Этот план является дополнительным к «Ханойскому плану действий» и направлен на реализацию «Видения АСЕАН 2020 года» и декларации АСЕАН «Конкорд 2». Кроме того, на этом саммите обсуждался вопрос о подготовке к созданию «Устава АСЕАН», который станет конституцией АСЕАН-сообщества в 2020 г.
В экономической сфере лидеры государств АСЕАН одобрили решение ускорить открытие зон свободной торговли в 11 областях — это туризм, авиация, администрация, здравоохранение, хозяйственные товары, рыбоводческое хозяйство, автомобилестроение, товары из дерева, каучук, ткани, электроника и СМИ. Чтобы успешно реализовать эти цели, АСЕАН нужно создать механизм для урегулирования торговых конфликтов и создать фонд развития АСЕАН. Этот фонд будет финансировать не только экономические, но и социальные проекты, особенно направленные на уменьшение бедности и развитие человеческих ресурсов.
На двенадцатом саммите АСЕАН на Филиппинах в 2007 г. лидеры Ассоциации одобрили создание экономического сообщества АСЕАН не в 2020 г., а в 2015 г. В тот же год в Сингапуре на тринадцатом саммите лидеры АСЕАН встретились для празднования 40-летия АСЕАН, и здесь они подписали Устав АСЕАН и утвердили схему экономического АСЕАН-сообщества. На четырнадцатом саммите АСЕАН в Таиланде все лидеры подписали «Шаам хуахин декларацию о плане движения к сообществу АСЕАН». 15 декабря 2008 г. Устав АСЕАН был ратифицирован всеми членами АСЕАН, что позволяет государствам ЮВА готовиться к новой важной вехе в истории региона. (ASEAN Charter, http://www.aseansec.org/21861.htm). В то же время Устав АСЕАН от_ 187
ПОЖТЭКС 2013. Том 9. № 1
ражает особенности интеграционного процесса в регионе, потому что государства АСЕАН по-прежнему придерживаются принципа невмешательства в дела друг друга. Более того, процесс решения вопросов базируется на основе консенсуса, а не демократического голосование как ЕС. В силу этого АСЕАН-сообщество в 2015 г. не будет повторять путь европейской интеграции, а продемонстрирует свой «асеановский подход».
Таким образом, государства ЮВА развивали сотрудничество от самых малых шагов на пути интеграции до достижения большой перспективы в экономической интеграции благодаря совместному решению проблем региональной безопасности и действию внешних факторов, таких как «холодная война» и глобализация. Хотя принципы АСЕАН отличаются от принципов европейской интеграции, организация в настоящее время добилась заметных успехов в процессе уникальной региональной интеграции. Более того, она создала и обеспечила мир, безопасность и сотрудничество в регионе. 40 лет существования государств АСЕАН показало, что эта организация является жизнеспособной и мощной благодаря компромиссам и уважению интересов всех ее членов (так называемый, «асеановский подход»). Успех достигнут несмотря на то, что в АСЕАН входят страны с очень разным уровнем экономического развития. В АСЕАН есть страны, которые имеют доход значительно выше, чем во многих развитых странах Запада (например, Сингапур). С другой стороны, в организации есть очень много бедных стран. Тем не менее эти различия не являются препятствием для сотрудничества и интеграции, а наоборот, они определяют силу и возможности для дальнейшей интеграции государств региона. Однако это не означает, что АСЕАН уже достигла своих целей, потому у государств-членов существует еще много проблем. Будущее создание АСЕАН-сообщества станет не только новым шагом, но и испытанием интеграционных процессов в регионе. Что ждет АСЕАН, покажет только время.
Литература
Европейская интеграция / под ред. Ольги Буториной. М.: Деловая литература, 2011. 15 с. (European Integration / еd. by O. Butorina. Mоscow, 2011. 15 р.).
Малетин Н.П. АСЕАН четыре десятилетия развития. М.: МГИМО-университет, 2007. 8 с. (Maletin N.P. ASEAN four decades of development. Moscow: MGIMO-University, 2007. 8 р.).
About The ASEAN Regional Forum // http://aseanregionalforum.asean.org/about.html
AFTA & FTAs // http://www.aseansec.org/4920.htm
ASEAN Charter // http://www.aseansec.org/21829.htm
ASEAN Vision 2020 // http://www.aseansec.org/1814.htm
DECLARATION OF ASEAN CONCORD II (BALI CONCORD II) // http://www.aseansec. org/15159.htm
Farewell to Jakarta's man of steel, The Australian, January 28, 2008 // http://www. theaustralian.com.au/news/farewell4o-jakartas-man-of-steel/story-e6frg6v6-1111115412423
Gillian Goh. The 'ASEAN Way' Non-intervention and ASEAN's Role in Conflict Management: greater east Asia Stanford // Journal of East Asian Affairs Volume 3 Summer, 2003.
Kaufman, G.G., Krueger, T.H., Hunter, W.C. The Asian Financial Crisis: Origins, Implications and Solutions. Kluwer academic publishers Boston/Dordrecht/London, 1999.
Minako Sakai. Reviving Malay Connections in Southeast Asia : Regional Minorities and Development in Asia: Routledge press, 2009.
Paris Peace Agreements 1991, PARIS, 23 OCTOBER 1991 // http://www.cambodia.org/ facts/?page=1991+Paris+Peace+Agreements
Pollard K. ASA and ASEAN, 1961-1967: Southeast Asian Regionalism, Vincent Asian Survey. Vol. 10, N 3. University of California Press, 1970.
President Nixon's Speech on "Vietnamization". November 3, 1969. // http://vietnam. vassar.edu/overview/doc14.html
Severino Rodolfo. Southeast Asia in Search of an ASEAN Community. Singapore:Institute of Southeast Asian Studies, 2006.
Stephen J. Morris. Why Vietnam Invaded Cambodia: Political Culture and the Causes of War. Port Chester (New York): Cambridge University Press, 1999.
TABLE OF CONTENTS ASEAN DOCUMENTS SERIES 1967 - 1988: ECONOMIC COOPERATION // http://www.aseansec.org/1210.htm
The Founding of ASEAN // http://www.aseansec.org/20024.htm The GATT Uruguay Round ODI Briefing Papers, November 1987 // http://www.odi.org. uk/resources/details.asp?id=5443&title=gatt-uruguay-round-ldcs
The Gurkha battle in Borneo // http://www.historicaleye.com/sukarno.html Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia Indonesia, 24 February 1976 // http:// www.asean.org/1217.htm
William H. Frederick and Robert L. Worden, editors. Indonesia: A Country Study. Washington: GPO for the Library of Congress, 1993.
Zone of Peace, Freedom and Neutrality Declaration. Malaysia, 27 November 1971 // http://www.aseansec.org/1215.htm
ПОЛИЮХС- 2013. Том 9. № 1