УДК 327
Зварцев И.А.
Старший преподаватель кафедры ИАиК ГОУ ВПО «Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», г. Владимир (Россия)
СОВЕТСКО-БРИТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА
Аннотация: в статье прослежено развитие маятникового характера советско-британских отношений в 20-е годы XX века. Рассмотрено экономическое сотрудничество двух стран и дипломатические разногласия.
Ключевые слова: Концессии, Генуэзская конференция, Лондонский меморандум, Гаагская конференция, меморандум Керзона, «письмо Зиновьева».
Практическая работа советской дипломатии в отношениях с зарубежными (европейскими) странами в начале 20-х годов была связана прежде всего, с установлением с ними нормальных торгово-экономических связей. В марте 1921 года было подписано соглашение с Великобританией о возобновлении торговых отношений (прерванных в 1917-1920 годах). Оно носило не только экономический, но и политический характер. Великобритания признала Советскую Россию де-факто. Стороны обязались «воздерживаться от враждебных действий в отношении друг друга, не устанавливать блокаду, ликвидировать препятствия на пути развития торговли» [1, с. 608].
Важную роль в установлении экономических связей с зарубежными странами
(главным образом с Европейскими) играли концессии - договора о сдаче в аренду
иностранным фирмам предприятий или участков земли, принадлежащих государству, с
правом производственной деятельности. 23 ноября 1923 года Совнарком принял Декрет
о концессиях, необходимо было привлечь иностранный капитал в СССР. Вопрос о них
обсуждался в ходе переговоров о заключении Брестского мира, но практического
решения в обстановке военной интервенции и Гражданской войны не получил. В
125
декрете говорилось, что «сданные в концессию предприятия не могут быть подвергнуты национализации и конфискации»[6, т.1, с.25]. Концессионерам гарантировалась прибыль на вложенный капитал. В концессию предполагалось сдать 3 млн. целинных земель на юго-востоке. В 1922 году «поступило 338 предложений о концессиях от иностранных предприятий и было заключено 15 концессионных договоров, в 1924 году - 253 предложения и 31 договор» [8, т.1, с.42]. В 1926-1928 годах действовало 163 соглашения с участием иностранного капитала. Но в конце 20-х годов концессии начали полностью сворачиваться и были ликвидированы в 1933 году.
Вопрос о долгах был одним из главных на Генуэзской конференции, решение о созыве которой было принято 6 января 1922 года Англией и Францией в Каннах. Всем европейским государствам, в том числе и Советской России, было послано приглашение участвовать в конференции.
Конференция открылась 10 апреля 1922 года по инициативе Великобритании и Франции. В ней участвовали 29 государств (вместе с английскими доминионами — 34). США участвовали в конференции в качестве наблюдателя. Делегацию РСФСР возглавил Г.В.Чичерин. В своей вступительной речи он акцентировал внимание на том, что экономическое сотрудничество между государствами, представляющими две системы собственности (социализм и капитализм), их сосуществование являются настоятельно необходимыми для всеобщего экономического восстановления. Российская делегация явилась на конференцию не для того, чтобы пропагандировать свои собственные теоретические воззрения, а ради «вступления в деловые отношения с правительствами и торгово-промышленными кругами всех стран на основе взаимности, равноправия и полного, безоговорочного признания» [2, с.191]. Георгий Васильевич заявил, что советская делегация намерена предложить всеобщее сокращение вооружений и поддержать все предложения, цель которых — сокращение армий, запрет применения отравляющих газов, запрет применения средств разрушения, направленных против мирного населения (бомбардировки). Но обсуждение развернулось прежде всего вокруг проблемы долгов, возврата предприятий и кредитов.
Советской делегации по инициативе английской стороны был вручен Лондонский
меморандум экспертов политической комиссии, в котором выдвигались требования
126
«возврата национализированной собственности, уплаты всех довоенных и военных долгов, долгов Временного правительства и контр-революционных правительств и их органов, предоставления иностранцам права экстерриториальности в России»[3, с.245]. В ответ на это советская сторона выдвинула документ о контр-претензиях за ущерб, нанесённый интервентами народному хозяйству страны. Сумма долгов царского и Временного правительств составляла «18,5 миллиардов золотых рублей, а сумма контрпретензий — 39 миллиардов золотых рублей»[6, т.1, с.170].
В ответ на Лондонский меморандум советская делегация 20 апреля 1922 года выступила с собственным меморандумом. В нём говорилось, что «советское правительство не обязано возмещать ущерб, понесённый иностранцами в результате национализации их собственности и аннулирования долгов, но оно готово возместить убытки иностранцам, если западные державы возместят убытки, нанесённые интервенцией» [5, с.37].
Советская делегация отвергла требование уплаты военных долгов, требование о реституции, но выражала готовность заплатить довоенные долги, если западные державы откажутся от финансовых претензий (военных долгов) и предоставят Советской России кредиты.
Премьер-министр Великобритании Д.Ллойд-Джордж был готов пойти на частичный отказ от уплаты военных долгов России в обмен на отказ Советской России от компенсации за ущерб, причинённый интервенцией, признание прав иностранных граждан на возвращение национализированного имущества и уплату довоенных долгов. Французские же представители не согласились с предложениями Британского премьера.
Вопрос о долгах расколол капиталистические государства. Советская Россия превратилась в важный фактор международной политики после разгрома иностранной интервенции в годы Гражданской войны, а так же твердости, проявленной в вопросе о долгах.
Крайне негативную позицию в отношении Гэнуэзской конференции заняли
США. Они были против её созыва, отрицательно отнеслись к приглашению Советской
России на конференцию, ограничились посылкой наблюдателя, которым стал посол в
Италии Чайлзд. 7 мая 1922 года он в беседе с Ллойд-Джорджем предложил «отложить
127
конференцию и создать комиссию для обследования положения дел в России»[8, т.1, с.44]. 19 мая конференция была объявлена прерванной, а рассмотрение вопросов её повестки дня было перенесено в Гаагу на конференцию экспертов, которая открылась 26 июня 1922 года и куда были приглашены все участники Гэнуэзской конференции, кроме Германии.
Участники Гаагской конференции потребовали от СССР «возврата всей иностранной собственности или компенсации её владельцам, признания всех долгов в обмен на кредиты, отмены монополии внешней торговли»[8, т. 1, с.44].
Советская делегация не удовлетворила этих требований, назвав их «утопией». Работа конференции зашла в тупик, её участники заявили, что советские предложения «не являются достаточной базой для заключения с Россией общего соглашения»[6, т. 1, с.33]. Таким образом, ни в Генуе, ни в Гааге Советская Россия не смогла добиться нормализации отношений с капиталистическими странами.
Отношения СССР и Великобритании, в контексте вышеперечисленного, в 20-е годы складывались далеко не лучшим образом. 8 мая 1923 года британский официальный агент в Москве вручил заместителю наркома иностранных дел М.М.Литвинову меморандум, вошедший в историю как «меморандум Керзона», в котором в адрес Советского Союза выдвигались обвинения в религиозных преследованиях, в антибританской пропаганде в Иране и Афганистане и требование освободить задержанные за незаконный лов рыбы в советских территориальных водах английские траулеры и выплатить компенсацию их владельцам. Керзон грозил разрывом дипломатических отношений, если британские требования не будут выполнены в десятидневный срок [3, с.297].
Ультиматум вызвал решительный протест общественности СССР и вызвал резкую
реакцию советского правительства. 11 мая была опубликована его ответная нота, в
которой говорилось, что разрыв отношений был бы чреват новыми осложнениями,
представляющими угрозу миру. Нота отвергала пути ультиматумов и угроз в отношении
Советского Союза, конкретные обвинения в его адрес. В то же время советская сторона
предложила обсудить британско-советские отношения в полном объёме на специальной
конференции. Британское правительство с этим согласилось, и в июне 1923 года обе
128
стороны заявили, что считают конфликт исчерпанным.
Позиция министра иностранных дел Великобритании, консерватора лорда Керзона была направлена на дипломатическую изоляцию СССР и разрыв дипломатических отношений с ним. Керзон хотел запугать СССР, заставить его пойти на уступки, подорвать его престиж в странах Востока, изолировать от сопредельных стран Азии.
В январе 1924 года к власти в Великобритани пришло лейбористское правительство во главе с Р. Макдональдом, который также занял пост министра иностранных дел. В своей предвыборной программе лейбористы «выступили за нормализацию отношений с СССР, за это же выступали либералы и представители деловых кругов, делегация которых летом 1923 года посетила Советский Союз и выступила за предоставление ему кредитов и расширение англо-советской торговли» [5, с.39].
2 февраля 1924 года британский официальный представитель в Москве Ходжес направил советскому правительству ноту, в которой говорилось о признании Великобританией СССР де-юре на территориях бывшей Российской империи, которые признают власть советского правительства [4, с.53]. Тем самым давалось понять, что если появятся правительства, не признающие советскую власть, то Великобритания окажет им поддержку. Так же, британское правительство поставило также вопрос о действенности договоров, заключённых между Великобританией и Россией до Октябрьской революции, что подразумевало восстановление обязательств по долгам царского и Временного правительств в отношении Великобритании, аннулированных советской властью.
В ответной ноте советское правительство с удовлетворением отметило, что «британское правительство, признавая СССР де-юре, признаёт и то, что власть советского правительства распространяется на территорию бывшей Российской империи, за исключением отделившихся с согласия советского правительства территорий [4, с.54].
Для урегулирования сложных вопросов и создания более солидной базы для
развития британо-советской торговли с 14 апреля по 12 августа 1924 года работала
129
Лондонская советско-британская конференция, в ходе которой 8 августа 1924 года были подписаны два договора — общий и торговый. По общему договору советское правительство согласилось «частично удовлетворить претензии держателей царских долговых обязательств и начать переговоры о компенсации бывшим владельцам национализированных предприятий в обмен на правительственные гарантии займов Советскому Союзу со стороны Великобритании» [7, т.1, с.48]. По торговому договору признавались «монополия внешней торговли, правовой статус советского торгпредства, СССР и Великобритания заявили о принципе наибольшего благоприпятствования в торговле» [7, т.1, с.48].
Однако выполнить эти договоры не удалось, так как на досрочных выборах осенью 1924 года лейбористы потерпели поражение. Одной из причин этого стала публикация «Письма Зиновьева» (председателя Коминтерна), в котором говорилось о различных способах организации государственного переворота и захвата власти коммунистами [4, с.718]. И хотя советское руководство доказывало, что «Письмо» - это фальшивка, английское правительство использовало сам факт его публикации для отказа от договоров с СССР.
Советско-британские отношения стали резко ухудшаться: 27 мая 1927 года они были разорваны, а советско-британское торговое соглашение 1921 года аннулировано. Причинами разрыва отношений стали: антисоветская кампания в связи с помощью советских профсоюзов английским горнякам во время всеобщей забастовки 1926 года, налёт английской полиции на АРКОС (англо-русское кооперативное общество, созданное для ведения торговых отношений между Великобританией и СССР) в мае 1927 года, а также обвинения Советского Союза во вмешательстве во внутренние дела Китая.
В 1929 году, после прихода к власти второго лейбористского правительства, английская сторона предложила начать переговоры о восстановлении дипломатических отношений. 3 октября 1929 года был подписан протокол об этом и об урегулировании спорных вопросов в отношениях СССР и Великобритании.
Список литературы:
1 июля 1920 г.-18 марта 1921 г.. Документы внешней политики СССР - 1959.- 723 с., [7] л. карт. Т. 3
1 января 1922 г.-19 ноября 1922 г.. Документы внешней политики СССР - 1961.- 807 с., [1] л. карт. Т. 5
20 ноября 1922 г.-31 декабря 1923 г.. Документы внешней политики СССР - 1962.- 671 с. Т. 6
1 января-31 декабря 1924 г.. Документы внешней политики СССР - 1963.- 760 с. Т. 7 Вахрамеев, А.В. Очерки истории советской внешней политики (1917-1991 гг.) /А.В. Вахрамеев, С.Г. Кулешов. - М.: Вузовская книга, 2007. - 328с. ISBN 5-9502-0170-1.
История внешней политики СССР, 1917-1985.: в 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, В.Н. Пономарёва. - М.: Наука, 1986.
История внешней политики СССР, 1917-1970.: в 2-х т. /Под ред. В.Н. Пономарёва и др. - М.: Наука, 1966 - 71гг.
История международных отношений и внешней политики СССР, 1917-1987.: в 3-х т. -М.: Международные отношения, 1986.