Научная статья на тему 'Советско-американские отношения во внешней политике М. С. Горбачёва. 1985–1988 гг'

Советско-американские отношения во внешней политике М. С. Горбачёва. 1985–1988 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12942
771
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / США / М. С. ГОРБАЧЁВ / Р. РЕЙГАН / ПЕРЕГОВОРЫ / ДОГОВОР / РАКЕТЫ СРЕДНЕЙ И МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ / ЯДЕРНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ / ЖЕНЕВА / РЕЙКЬЯВИК / ВАШИНГТОН / МОСКВА / USSR / USA / MIKHAIL GORBACHEV / RONAL REAGAN / NEGOTIATION / AN AGREEMENT / INTERMEDIATE AND SHORT-RANGE MISSILES / NUCLEAR DISARMAMENT / GENEVA / REYKJAVIK / WASHINGTON DC / MOSCOW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полынов Матвей Фёдорович

В статье отмечается, что советско-американские отношения во внешней политике М. С. Горбачёва являлись приоритетными. Анализируется содержание важнейших встреч между Горбачёвым и американским президентом Р. Рейганом, состоявшихся в Женеве (ноябрь 1985 г.), Рейкьявике (октябрь 1986 г.), Вашингтоне (декабрь 1987 г.), Москве (май-июнь 1988 г.). В 1985–1988 гг. происходило улучшение советско-американских отношений. Впервые удалось подписать договор о ликвидации ракет средней и малой дальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet Union–United States relations in the foreign policy of Mikhail Gorbachev. 1985–19881

In the article is considered that the Soviet-American relations in the foreign policy of Mikhail Gorbachev were prioritized. Author analyzes the contents of the most important meetings between Gorbachev and U. S. President Ronald Reagan, held in Geneva (November 1985.), Reykjavik (October 1986), Washington DC (December 1987), Moscow (May-June 1986.). In 1985–1988 there was an improvement in SovietAmerican relations. It was succeeded to come to an agreement on the elimination of intermediate and short-range missiles for the first time.

Текст научной работы на тему «Советско-американские отношения во внешней политике М. С. Горбачёва. 1985–1988 гг»

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ М. С. ГОРБАЧЁВА. 1985 1988 ГГ.

После избрания Генеральным секретарем приоритеты М. С. Горбачёва в области внешней политики определились достаточно быстро, хотя внешнеполитической концепции до этого у него не было. «Горбачёв, — пишет известный дипломат А. Ф. Добрынин, — не имел еще четкой программы в области внешней политики страны, хотя и выражал недовольство тем, что в ней отсутствовали динамизм и стратегический простор для широкого маневра с целью перелома опасного противостояния СССР и США и изменения общей напряженной международной обстановки»1.

Уже вскоре стало ясно, что главным направлением станут советско-американские отношения. Это диктовалось несколькими обстоятельствами: во-первых, необходимо было снизить опасный накал напряженности между двумя сверхдержавами, возникший между ними главным образом вследствие размещения вначале американских ядерных ракет в Западной Европе, затем советских — в ГДР и Чехословакии; во-вторых, без улучшения отношений между США и СССР невозможно было нормализовать международные отношения в целом и тем самым создать благоприятные внешние условия для осуществления внутренних преобразований в стране. Существовала еще одна, не менее важная причина: нельзя было допустить эскалацию гонки вооружений, особенно в космическом пространстве, поскольку экономические и технологические возможности не позволяли нашей стране вести гонку вооружений на таком уровне.

Обращает на себя внимание тот факт, что именно тогда в американской печати была развернута кампания, которая должна была подтвердить, что в создании стратегической оборонной инициативы достигнут весьма существенный прогресс, чего на самом деле не было2. Руководство СССР было очень серьезно напугано программой стратегической оборонной инициативы США (далее — СОИ). Э. А. Шеварднадзе вспо-

минает, что после того, как его назначили министром иностранных дел, они с Горбачёвым много размышляли о том, сможет ли Советский Союз долгое время выдерживать гонку вооружений и, прежде всего, соревнование в области СОИ3. Как он утверждает, «подсчеты показали, что через некоторое время американцы могут эту систему создать, и поэтому «мы с Горбачёвым окончательно определились: надо любой ценой искать общий язык с американцами»4.

Желание договориться о необходимости встречи высших руководителей США и СССР было взаимным. Государственный секретарь Дж. Шульц и вице-президент США Дж. Буш, возглавлявшие американскую делегацию на похоронах К. У. Черненко, передали Горбачёву письмо Президента Р. Рейгана с приглашением новому советскому лидеру посетить США. Уже 24 марта 1985 г. Горбачёв обратился к американскому президенту с ответным письмом, в котором предложил ему встретиться лично, и заявил, что «такая встреча вовсе не обязательно должна завершиться подписанием каких-то крупных документов»5.

Первая официальная встреча двух лидеров, Горбачёва и Рейгана, состоялась в Женеве 19-21 ноября 1985 г. На эту встречу СССР и США шли со своими целями и задачами. Если для советского руководства во главе угла стояли проблемы ограничения гонки вооружений, то Соединенные Штаты предполагали рассмотреть весь свой стандартный набор вопросов, включавший, помимо проблем разоружения вопросы прав человека, региональных конфликтов и двусторонних отношений6.

В Белом доме нового Генерального секретаря еще хорошо не знали. Но некоторое впечатление о Горбачёве Рейган имел. Маргарет Тэтчер, у которой с Горбачёвым были встречи во время его официального визита в Англию в декабре 1984 г., настойчиво рекомендовала Рейгану внимательно присмотреться к Горбачёву. Эти рекомендации, по наблюдениям советского посла в США А. Ф. Добрынина, произвели на Рейгана определенное впечатление7.

На женевской встрече шла принципиальная дискуссия по вопросу об американской программе СОИ и ее соответствии договору по ПРО 1972 г. Стороны отстаивали свои позиции. Горбачёв убеждал Рейгана в том, что Советский Союз не допустит превосходства над собой в области СОИ: «В США, видимо, считают, что американцы имеют некоторый отрыв от нас в некоторых видах технологии. Опять возникает желание, ухватившись за это “преимущество”, добиться для себя военного превосходства... Так

вот, если говорить об этом так называемом технологическом превосходстве, которое имеется в виду реализовать в СОИ и тем поставить Советский Союз в затруднительное положение, то хочу сказать — это очередное заблуждение. Ответ будет найден»8.

Горбачёв прекрасно понимал, что это больше из области блефа. Однако если действительно придется ответить на американский вызов, то это нанесет довольно чувствительный удар по бюджету СССР, что может оказать негативное воздействие на экономику и материальное положение миллионов советских людей. Понимая это, Горбачёв «наступал» на Рейгана. Член американской делегации, сотрудник Белого дома Дж. Риган, в неофициальной беседе сказал, что с Рейганом еще никто не разговаривал так прямолинейно и с таким нажимом, как Горбачёв, — вспоминал С. Ф. Ахромеев и Г. М. Корниенко9.

Принципиальное отличие позиции Горбачёва от позиции Рейгана по вопросам сокращения стратегических наступательных вооружений заключалось в том, что Генсек выступал за 50 % сокращение, но при условии отказа США от СОИ, Рейган — за такое же радикальное сокращение, но не отказываясь от СОИ. Это коренное различие не позволяло выработать общую позицию по вопросу сокращения стратегических наступательных вооружений. «Я сказал президенту и его коллегам, — вспоминает Горбачёв, — что на пути 50-ти процентного сокращения стоит СОИ, американской администрации надо что-то с ней делать, иначе не удастся сокращение ядерного оружия. Рейган стоял на своем, мы тоже не собирались уступать»10.

Серьезные дискуссии в Женеве развернулись по вопросу о правах человека. Для американской делегации этот вопрос был едва ли не центральным пунктом переговоров. По этой проблеме стороны занимали прямо противоположные позиции.

Обращает на себя внимание тот факт, что оба лидера воспринимали социальную действительность в черно-белом цвете, не стремясь вникнуть в то, что во второй половине ХХ века произошли огромные изменения, как в СССР, так и в США. Дискуссия между ними проходила по такому принципу: «он стоял на своем, а я на своем»11.

По большинству обсуждавшихся вопросов — СОИ, региональных конфликтов, правам человека, — единства достигнуто не было. Однако удалось принять итоговое советско-американское заявление, в котором провозглашалось: М. С. Горбачёв и Р. Рейган согласились с необходимо-

стью поставить на регулярную основу и активизировать диалог на разных уровнях. Это предусматривало, наряду со встречами руководителей двух стран, регулярные встречи министра иностранных дел СССР и государственного секретаря США, руководителей министерств и ведомств»12. Более того, было объявлено о том, что советский и американский лидеры высказали желание «предотвратить гонку вооружений в космосе и прекратить ее на земле, ограничить и сократить ядерные вооружения и укрепить стратегическую стабильность»13. Особенно важным явилось то, что обе стороны заявили о своем стремлении к 50 % сокращению ядерных вооружений, к запрещению химического оружия.

Подчеркнув, что оба лидера «достигли лучшего понимания позиций друг друга», заявление констатировало, что «ядерная война никогда не может быть развязана, в ней не может быть победителей»14.

Женевская встреча положила начало диалогу между США и СССР, она означала важный поворот в советско-американских отношениях15. Помощник Горбачёва по внешнеполитическим вопросам А. С. Черняев так оценил значение встречи в Женеве: «Произошло кардинальное: гонка вооружений продолжается, в военном противостоянии ничего не изменилось, а в международных отношениях наметился перелом, приблизились к признанию, что войны никто не начнет, к пониманию того, что нельзя дальше ее провоцировать ни во имя коммунизма, ни во имя капи-тализма»16.

Несмотря на позитивное значение, встреча в Женеве не привела к немедленному улучшению советско-американских отношений. Рейга-новская администрация не отказывалась от пропагандистского, военного давления, а также от тайной экономической войны против Советского Союза. Горбачёв назвал постженевскую позицию США «откатом от Женевы»17. Проявлением этой политики, как он отмечал, были приступы антикоммунистической истерии, которую опять возглавил Рейган. Подтверждая на словах свою готовность к переговорам и разоружению, американцы в действительности возобновили откровенный их саботаж18.

США также усилили борьбу против Советского Союза на мировом нефтяном рынке. После женевской встречи в декабре 1985 г. состоялось «заседание министров нефти стран ОПЕК, где было принято решение отказаться от принципа квотирования. После этого перестала действовать система согласованных цен»19.

Следствием этого решения стало то, что если в 1985 г. средневзвешенная цена за тонну нефти составляла 201 долл., то за две недели в январе 1986 г. она подешевела до 100-110 долл./т, то есть в два раза, и на этом уровне держалась в течение почти трех месяцев. В марте представители ОПЕК снова собирались на заседание, и цены после этого упали до 70-80 долларов за тонну20. Такова была реакция Вашингтона на призывы Горбачёва к миролюбию и разрядке.

В отличие от Рейгана, Горбачёв не только не отходил «от духа Женевы», но продолжал настойчиво двигаться в этом направлении. 15 января 1986 г. М. С. Горбачёв выступил с Заявлением, в котором была выдвинута программа ликвидации ядерного оружия до 2000 г. — программа, по выражению В. М. Фалина, «денуклеаризации земли»21. Согласно этой программе, предполагалось уничтожить ядерное оружие на земле до 2000 г.22

Предложенная программа была чрезвычайно радикальной, и в силу этого утопической. Но она вызвала тогда большой международный резонанс. Документ свидетельствовал о серьезных намерениях советского руководства к нормализации международных отношений, а новому лидеру СССР придавал весомый дополнительный авторитет. Хотя программа, объявленная Генсеком, не была лишена пропагандистского характера, но американской администрации непросто было отмахнуться от нее. В программе советская сторона давала согласие на радикальное сокращение стратегических наступательных вооружений, на чем настаивал сам Рейган. В его письме от 22 февраля 1986 г., переданном Горбачёву, отмечалось: «Я считаю, что она представляет собой значительный и позитивный шаг вперед»23.

Предложения по разоружению прозвучали и на XXVII съезде КПСС. В частности, отмечалось, что «Советский Союз твердо настроен на то, чтобы оправдать надежды народов наших двух стран, всего мира, которые ждут от руководителей СССР и США конкретных шагов ... как осадить гонку вооружений24.

Реакция Вашингтона на предложения Горбачёва, выдвинутые на съезде, была далеко не миролюбивой. Американская сторона сознательно шла на обострение отношений с СССР. Уже на следующий день после закрытия съезда, 7 марта Белый дом предложил Москве сократить численность советской миссии при ООН на 40 %. Эта дипломатическая акция была дополнена уже военно-морской демонстрацией в Черном море, когда два американских эсминца нарушили советские территори-

альные воды и появились в шести милях от побережья Крыма. Корабли появились с санкции высших властей25.

Правое крыло администрации Р. Рейгана, в особенности министр обороны Каспар Уайнбергер, шеф ЦРУ Уильям Кейси, серьезно влиявшие на президента, не хотели улучшения отношений с СССР. Они были сторонниками продолжения политики экономического изматывания Советского Союза через гонку вооружений. Американские эксперты исходили из убеждения, что СССР из-за экономического кризиса больше заинтересован в разоружении, чем США. «К началу 1986 г. мы все больше убеждались в том, — пишет Р. Рейган, — что советская экономика находится в состоянии развала. Я понимал, что если не произойдет чуда, очередной виток экономического спада вынудит Горбачёва подписать договор о сокращении вооружений, который устроил бы нас обоих»26.

Уровень экономического кризиса Советского Союза американские эксперты явно преувеличивали, но это подталкивало Вашингтон к проведению политики с позиций силы. Однако позиция самого Рейгана в отношении СССР не была столь однозначной. А. Ф. Добрынин отмечает, что второе президентство Рейгана характеризуется растущими элементами партнерства с СССР27.

Несмотря на некоторое обострение отношений между СССР и США после встречи в Женеве из-за действий американской стороны, Горбачёв не стремился отвечать адекватными действиями. Он продолжал добиваться новой встречи с Рейганом и сближения с США. На заседании Политбюро 3 апреля 1986 г., касаясь отношений с США, Горбачёв отметил: «.при всей противоречивости наших отношений, реальность такова, что мы без них ничего не сделаем, и они без нас ничего не сделают. Мы без Америки мир сохранить не сумеем. Это сильный наш ход: мы признаем их роль. Наш серьезный теоретический и политический анализ демонстрирует уважение к Соединенным Штатам., признаем интересы США»28.

На закрытом совещании с дипломатическим корпусом, состоявшемся 23-24 мая 1986 г., Генсек говорил о том, что администрация Рейгана пытается втянуть Советский Союз в изнурительную гонку вооружений. Внешняя политика, заключил он, «должна облегчить бремя расходов на оборону». Поэтому СССР будет вносить серьезные предложения по сокращению вооружений и военных затрат, но в то же время обеспечивать свою безопасность. Генсек рекомендовал дипломатам быть более

инициативными и не превращать настойчивость в переговорах в «бессмысленное упрямство, когда бы о нас говорили: мистер “Нет”»29. Это была косвенная критика бывшего министра иностранных дел А. А. Громыко. Генсек на этом совещании фактически дал установку советским дипломатам быть более лояльными с западными переговорщиками.

По инициативе Горбачёва вторая встреча с американским президентом состоялась в Рейкьявике 11-12 октября 1986 г. К этому времени Горбачёв уже был готов идти на некоторые уступки. На заседании Политбюро 10 октября 1986 г. он доказывал, что СССР ничего не добьется от Рейгана, если будет только реагировать ударом на удар: «Чтобы качнуть Рейгана, мы должны ему что-то дать. Все мы должны понимать: если наши предложения будут вести к ослаблению безопасности США, ничего у нас не выйдет. Никогда американцы на это не пойдут. Сверхзадача — сорвать следующий этап гонки вооружений. Если мы этого не сделаем. мы будем втянуты в непосильную гонку, и мы ее проиграем, ибо мы на пределе возможностей»30.

Советский лидер прибыл в столицу Исландии с «пакетом» предложений из трех элементов: сокращение на 50 % стратегических наступательных вооружений, полная ликвидация советских и американских ракет средней дальности (РСД) в Европе, отказ Вашингтона от программы СОИ. Все три составляющие части советских предложений были взаимосвязаны, они были положены на стол переговоров именно в «пакете»31.

Нужно заметить, что согласованной повестки дня до самой встречи не существовало. Именно поэтому она сразу же стала предметом обсуждения. «Впервые, — с удивлением пишет известный дипломат О. А. Гриневский, — без проблем договорились о повестке дня»32. Горбачёв в качестве основных тем выдвинул контроль над вооружениями, проблемы ядерного разоружения, договор по ПРО 1972 года и американскую программу СОИ33. Рейган, помимо этих вопросов, поставил вопрос о политике СССР в странах третьего мира, в частности в Афганистане, и соблюдение прав человека в Советском Союзе34.

Во время второй встречи 11 октября Горбачёв предложил «сократить на 50 процентов. ракеты наземного базирования, ракеты подводных лодок и ракеты на стратегических бомбардировщиках., стратегические арсеналы будут сокращены на 50 процентов по всему спектру.»35 Гор -бачёв также предложил «ликвидировать ядерные ракеты средней дальности (РСД) в Европе»36. Рейган с этим был согласен37. Быстрая договорен-

ность по двум элементам советского «пакета» была достигнута потому, что это была серьезная уступка со стороны Горбачёва. Даже за один день, по мнению американских специалистов, Горбачёв сделал больше уступок американской стороне, чем США получили от Советского Союза за предыдущие 25 лет. «Он (Горбачёв. — М. П.) бросал подарки к нашим ногам, точнее, на стол — уступку за уступкой!», — отмечал Дж. Шульц38. Американцы были весьма довольны позицией Горбачёва. «Вот и хорошо, пусть продолжает в том же духе, — радовался госсекретарь США. Его предложения — это результат нашего пятилетнего давления с нашей стороны»39.

О серьезных уступках со стороны Горбачёва пишет также член американской делегации Дж. Мэтлок: «Постоянно советская сторона делала значительные уступки в вопросах разоружения. Горбачёв принял предложения США о 50-процентном сокращении тяжелых советских ракет наземного базирования, основательную инспекцию на местах.

К полудню соглашение о ракетах средней дальности стало казаться настолько возможным, что американская делегация послала экстренные телеграммы американским послам в Западной Европе и Японии, чтобы те оповестили глав союзных с американцами правительств»40. Советский дипломат О. А. Гриневский также отмечает, что Советский Союз шел на большие уступки. Сокращались на 50 процентов тяжелые МБР — СС-18 (с 308 до 154). Для США это было главное, так как подобных ракет у них не было41. Эти же ракеты составляли главную ядерную мощь СССР и главную опасность для Соединенных Штатов.

В последний день переговоров, 12 октября, оба лидера добились радикальной договоренности по ядерному оружию — полном его уничтожении в течение 10 лет. В первые пять лет предполагалось ликвидировать всю «триаду» (стратегические ракеты наземного базирования, на подводных лодках и стратегической авиации) на 50 %, и в последующие пять лет, то есть к 1996 г., уничтожить оставшиеся 50 %. Данная инициатива исходила от Горбачёва. Рейган этим предложением был крайне удивлен и вынужден был задать Горбачёву уточняющий вопрос: «Я хочу спросить: имеем ли мы в виду, что к исходу двух пятилетних периодов будут ликвидированы все ядерные взрывные устройства, включая бомбы, средства поля боя, крылатые ракеты, вооружения подводных лодок, средства промежуточной дальности и т. д.42? Горбачёв на это ответил:

«Мы можем так и сказать, перечислить все эти вооружения»43. Рейган и с этой инициативой советского лидера был согласен.

Многие ведущие деятели США были шокированы, узнав, что их президент дал согласие на ликвидацию ядерного оружия. Шульца потом не раз обвиняли, что он сидел рядом и не остановил зарвавшегося пре-зидента44.

Если по вопросам сокращения стратегических наступательных ракет договоренность была достигнута достаточно быстро, то по вопросу

о СОИ Рейган на компромисс с Горбачёвым не шел. Американский президент был убежден в том, что СОИ является главным фактором давления на СССР. «Именно она заставила Советский Союз и в Женеве и в Исландии вернуться к переговорам по ограничению вооружений», — отмечал он45.

Рейган не отказывался от программы дальнейшего развития СОИ, что противоречило Договору по ПРО 1972 года. Американская сторона делала расчет на то, чтобы получить преимущества перед Советским Союзом. В перспективе СОИ рассматривалась ими как космическое оружие, с помощью которого они предполагали вести успешную борьбу с советскими баллистическими ракетами.

Поскольку вопросы ядерного разоружения, как выше уже было подчеркнуто, Горбачёв хотел решить в «пакете», то несогласие Рейгана отказаться от СОИ означало автоматическое аннулирование всех договоренностей, достигнутых на этой встрече в области ядерного разоружения.

Параллельно переговорам по стратегическим вооружениям в Рейкьявике обсуждались и гуманитарные проблемы, в особенности вопрос о правах человека. Позиция советской стороны в этом вопросе стала более сговорчивой, чем прежде. Это было связано с давлением Америки, считавшей, что продвижение в «гуманитарных» вопросах могло бы существенно облегчить переговорный процесс по другим проблемам46.

Во время третьей встречи Рейган сказал Горбачёву: «.У нас вызывает озабоченность замедление темпов эмиграции (из Советского Союза. — М. П.). Мы передаем Вам список лиц, которые выразили желание эмигрировать, но не получили разрешения. Мы надеемся, что вы смягчите ограничения. Мы не будем хвастаться, что этого добились, а лишь поблагодарим Вас за такое решение»47.

Податливость советской стороны в этих вопросах можно объяснить тем, что Р. Рейган еще на стадии подготовки увязывал возможность про-

ведения советско-американской встречи с обсуждением гуманитарных вопросов.

Под давлением Запада летом 1986 г. в СССР была создана Комиссия по правам человека и гуманитарным вопросам, которая занималась изучением конкретных обязательств, связанных с положением советских правозащитников. В том же году были выпущены знаковые для Запада диссиденты, такие как Натан Щаранский и академик А. Д. Сахаров. В начале 1987 г. руководство СССР приняло решение об освобождении 200 заключенных, а к концу 1988 г. на свободу вышли все политзаключенные. Значительно выросла еврейская эмиграция: в ноябре этого года эмигрировало 2300 человек, а в декабре 3600 48.

Несмотря на то, что встреча в Рейкьявике не принесла видимых практических результатов, она вызвала большой международный резонанс во всем мире, прежде всего потому, что лидеры двух сверхдержав проявили стремление к ликвидации ядерного оружия. Были обозначены пределы, на которые СССР и США готовы и могут пойти.

После Рейкьявика руководство СССР отказалось рассматривать вопросы разоружения в «пакете». На первый план советским руководством был выдвинут вопрос о ликвидации советских и американских ракет средней дальности в Европе. Еще накануне встречи в Рейкьявике Горбачёв на заседании Политбюро говорил: «Для себя иметь в уме, прежде всего, задачу выбить “Першинги-2” из Европы. Это — пистолет у нашего виска»49. Впервые возможность отойти от «пакетного решения» обсуждалась на заседании Политбюро 25 декабря 1986 г. Но перелом в этом вопросе наступил 26 февраля 1987 г. За «вычленение» ракет средней дальности (РСД) «из пакета» и ведение по ним с американцами переговоров отдельно высказались все, за исключением министра обороны С. Л. Соколова. Такое решение поддержали А. А. Громыко, Е. К. Лигачев, Э. А. Шеварднадзе50.

1 марта 1987 года Горбачёв выступил с заявлением о готовности выделить проблему ракет средней дальности в Европе из общего блока вопросов, обсуждаемых в Женеве, и заключить по ней отдельное соглашение, причем сделать это безотлагательно. От взаимной увязки вопросов недопущения гонки вооружений в космосе, сокращения стратегических вооружений и средств средней дальности было решено отказаться окончательно. То есть Горбачёв перестал увязывать уничтожение ракет

средней и малой дальности в Европе с СОИ и сокращением стратегических баллистических ракет.

В апреле 1987 г. проблема ликвидации ракет средней дальности обсуждалась во время визита госсекретаря США Дж. Шульца в Москву. «По ракетам средней дальности, сказал Горбачёв Шульцу, — мы внесли предложения, в котором стремились максимально пойти вам навстречу»51. По этому классу ракет особых дискуссий не возникало. К ним были отнесены с советской стороны все баллистические ракеты СС-4, СС-5 и СС-20, а с американской — «Першинги 2» и крылатые ракеты наземного базирования.

Дж. Шульц и Э. А. Шеварднадзе обсуждали также вопрос о ликвидации ракет меньшей дальности (от 500 до 1000 км). По ним также не возникало разногласий, поскольку принципиальные вопросы были согласованы на женевской конференции по разоружению. Но Шульц добивался от советской стороны, чтобы она дала согласие, чтобы в будущий договор включить новую советскую высокоточную ракету «Ока» (СС-23), которая незадолго до этого была принята на вооружение. Она не подпадала по своим параметрам под условия договора, так как имела дальность полета до 400 км. У американцев аналогичной ракеты не было. Они ставили задачу лишить Советский Союз этого оружия.

На встречах с Э. А. Шеварднадзе и М. С. Горбачёвым Дж. Шульц достаточно легко добился их согласия на включение этой ракеты в договор. «Вот так, — указывает известный советский дипломат Г. М. Корниенко, — к приятному удивлению американцев, почти походя, не за понюх табака была отдана наша ракета “Ока”»52.

В июле 1987 г. советское руководство заявило о своей готовности принять нулевое решение по ракетам средней дальности - полная ликвидация соответствующих советских и американских ракет. Основной нерешенной проблемой оставалось настоятельное требование СССР убрать 72 ракеты «Першинг 1А», принадлежавшие Западной Германии, однако ядерные боеголовки на них являлись собственностью США, и они ими распоряжались. В августе канцлер ФРГ Гельмут Коль дал согласие на уничтожение этих ракет53.

Последовали еще интенсивные переговоры в октябре Дж. Шульца в Москве и Э. А. Шеварднадзе в Вашингтоне, в результате которых удалось согласовать основные параметры будущего договора о ракетах средней и

малой дальности и визит М. С. Горбачёва в Вашингтон 7-9 декабря 1987 г. для подписания соответствующего договора.

8 декабря М. С. Горбачёв и Р. Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и Меморандум о договоренности, являвшийся составной частью договора. Уничтожению подлежали все ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования: средней дальности — от 1000 до 5500 км, и меньшей дальности — от 500 до 1000 км54.

В течение трех лет уничтожению подлежали с советской стороны 826 ракет средней дальности, США — 689; ракет меньшей дальности соответственно — 926 и 17055. Всего же СССР должен был уничтожить 1752 ракеты средней и меньшей дальности, США — 859. Сокращение составило 2,3 : 1, то есть более чем две советские ракеты на одну американскую. Уничтожению подлежали не только сами ракеты, но и все опытные образцы, вся научно-техническая документация.

Договор реализовал идею «двойного нуля» — все советские и американские ракеты соответствующих типов должны были быть сняты с боевого дежурства, демонтированы и уничтожены. Производство таких ракет запрещалось. Договор предусматривал комплекс мер по контролю над выполнением заключенного соглашения. Контролировать соблюдение его условий можно было не только национальными техническими средствами (спутниками — «шпионами»), но и проведением инспекций на местах. Инспекторы обеих сторон получали право контролировать выезды с предприятий, производящих подобные ракеты, места размещения РСМД и их уничтожение.

Американские ракеты «Першинг-2», «Першинг-1А» и крылатые ракеты наземного базирования убирались с территории ФРГ, Великобритании, Италии, Бельгии, Нидерландов; советские же ракеты средней дальности находились исключительно только на собственной территории, а ракеты малой дальности — в ГДР и ЧССР

Это было первое в истории реальное уничтожение целого класса ядерных вооружений (4 % ядерных арсеналов СССР и США), но это в немалой степени произошло благодаря тому, что советский лидер пошел на значительные уступки США, приняв принцип асимметричных сокращений. Но сам Горбачёв придерживался другого мнения: «Каждая сторона уступила ровно столько, сколько надо было, чтобы прошел процесс разоружения»56.

Важное место на переговорах заняли проблемы СНВ и Договора по ПРО. Была достигнута договоренность об ускорении разработки договора о сокращении СНВ на 50 %. Эти вопросы рассматривались рабочей группой по разоружению «Ахромеев - Нитце», которая договорилась о сокращении боезарядов с каждой стороны до 6 тысяч.

Однако СССР по-прежнему жестко увязывал заключение соглашения о сокращении СНВ со строгим соблюдением Договора по ПРО и отказом США от развертывания СОИ. Рейган был противником такого подхода. На переговорах 9 декабря он заявил Горбачёву: «Мы намерены продвигаться в исследованиях и развертывании СОИ, и, если убедимся, что эта реалистическая идея, мы намерены создать СОИ»57.

Все же в совместном Заявлении по итогам Вашингтонских переговоров стороны подтвердили необходимость соблюдать Договор по ПРО 1972 года, хотя и американцы настояли на фиксировании права вести «разработки, усовершенствования и испытания, разрешенные договором по ПРО»58.

В Вашингтоне обсуждались также двусторонние отношения, региональные проблемы, в том числе положение в Афганистане, права человека. Но эти проблемы здесь были не главными, и по ним не было подписано конкретных соглашений.

На заседании Политбюро 17 декабря 1987 г. подводились итоги визита. «Центральный момент визита — отметил Генсек, — Договор о РМСД. Мы ехали, имея полную поддержку Политбюро и полное понимание, что от того, как пойдет этот вопрос, зависит все остальное, весь процесс развития советско-американских отношений и нормализация советско-американских отношений в целом»59.

Ответный визит Р. Рейгана в Советский Союз состоялся 29 мая - 2 июня 1988 г. Этот визит символизировал то, что отношения между двумя сверхдержавами вышли на уровень, по меньшей мере, 1972 г., когда Советский Союз посетил Ричард Никсон.

Горбачёв стремился наращивать советско-американское взаимодействие. «Надо сохранять высокую переговорную динамику в вопросах разоружения. Мы жизненно заинтересованы во внешнеполитическом обеспечении перестройки», — подчеркнул он на заседании Политбюро

25 февраля 1988 г.60 На этом же заседании Генсек поднял вопрос о СОИ. «Что такое СОИ — блеф или реальность? Точный ответ на этот вопрос позволит нам выработать и единственно правильную политику»61.

Центральными проблемами на переговорах с Рейганом в Москве были вопросы разоружения, подготовка договора о 50 % сокращении СНВ, СОИ, права человека, двусторонние отношения, региональные проблемы. Горбачёв высказал пожелание, чтобы договор по СНВ был подписан «пока у власти находился Президент Рейган»62.

Интересно отметить, что накануне московской встречи был проведен социологический опрос, в котором респонденты ответили, какие проблемы должны быть обсуждены между Горбачёвым и Рейганом. 79 % из них наиболее важными считали проблемы ядерного разоружения:

— предотвращение размещения ядерного оружия в космосе — 81%;

— сокращение стратегических наступательных вооружений — 80 %;

— полное прекращение ядерных испытаний — 79 %;

— ликвидацию напряженности и конфликтов в «горячих точках» планеты — 51 %;

— расширение торгово-экономических связей — 38 %;

— расширение культурного и торгово-экономического сотрудничества — 34 % 63.

Снова возникла дискуссия о СОИ. Рейган убеждал Горбачёва в том, что «программа СОИ направлена на то, чтобы укрепить безопасность США и наших союзников, не угрожая при этом никому»64. Горбачёв доказывал обратное: «Мы считаем, что СОИ — это не только программа оборонительного характера, но и способ создания космического оружия, способного наносить удары по Земле. Кроме того, возникает вопрос: если кто-то собирается создать систему космической системы ПРО, то зачем нам облегчать его задачу? Ведь одно дело, когда ей будет противостоять большое число ракет. Вот и получается, что стороны будут создавать космическое и стратегическое наступательное оружие, тратя на эту гонку все свое национальное достояние»65.

Важное место на переговорах заняло обсуждение проблем прав человека. Этот вопрос был поднят по инициативе американского президента. Уже в первый день встречи Рейган передал Горбачёву список фамилий диссидентов, которым США оказали содействие в выезде из Советского Союза. Генсек отметил, что «любое государство считает себя вправе оберегать свои секреты. Это единственное возможное препятствие»66.

Горбачёв, полемизируя с Рейганом по этому вопросу, в качестве контраргументов приводил такие аргументы: «У нас, конечно, есть много

своих замечаний к тому, как обстоят в этой области дела в США, взять основные политические, гражданские, социально-экономические права или, например, положение черного населения, национальных меньшинств, преследования активистов антивоенного движения»67.

Предметом обсуждений стали и двусторонние отношения. Горбачёв затронул вопрос о дискриминационных мерах в области торговли в отношении СССР со стороны США. В области торговли, заметил он, — существует «режим наибольшего неблагоприятствования... пошлины на советские товары на американском рынке колеблются от 20 до 220 процентов. поправка Джексона-Вэника завалила пути к развитию торговли»68. Рейган на это отвечал в традиционном духе. «Упомянутая вами поправка, — ограничивает развитие советско-американской торговли, но, к сожалению, это связано с вопросами прав человека.»69

Визит Рейгана не ознаменовался подписанием каких-либо крупных соглашений. Оба лидера подтвердили готовность подписать договор

о сокращении стратегических наступательных вооружений на 50 %, а также свои позиции по СОИ и по Договору по ПРО.

Горбачёв и Рейган обменялись ратификационными грамотами к Договору о ликвидации РСМД. Подписаны были также Соглашения между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок, а также ряд других межправительственных соглашений.

Обстановка «холодной войны» в отношениях между двумя сверхдержавами стала уходить в прошлое. Наиболее показательный эпизод произошел во время совместной прогулки Горбачёва и Рейгана по Красной площади. Кто-то из любопытствующих спросил Рейгана: «“Господин президент, вы и до сих пор считаете Советский Союз империей зла?” “Нет, — ответил президент, — я имел в виду другое время, другую эпоху”»70.

Сам Рейган следующим образом вспоминал о своем визите в Москву: «Наверное, самым глубоким впечатлением, вынесенным мной во время этой и других встреч с советскими гражданами, было то, что они в целом ничем не отличались от людей, которых я видел всю свою жизнь на бесчисленных улицах Америки»71 .

Оценивая визит Президента Р. Рейгана в Москву, М. С. Горбачёв говорил: «В общем, произошел важный поворот в советско-американских отношениях. Президент при всех своих предубеждениях сумел

посмотреть на вещи реалистично, честно сказать о своих впечатлениях. И не постеснялся откорректировать прежние свои одиозные оценки»72.

За период 1985-1988 гг. советско-американские отношения изменились коренным образом: от открытой конфронтации две сверхдержавы сумели перейти к политике компромиссов и соглашений. Это относилось в первую очередь к проблемам ядерного разоружения. Вместе с тем Горбачёв, выдвигая в этой области далеко идущие инициативы и добиваясь их реализации, шел на серьезные уступки американской стороне, взамен, как правило, не получая адекватных уступок.

Определенное взаимопонимание было достигнуто по некоторым региональным конфликтам с участием Советского Союза. США способствовали СССР в урегулировании афганского конфликта. 14 апреля 1988 г. в Женеве были подписаны соглашения по афганской проблеме, которые министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе и государственный секретарь Дж. Шульц скрепили своими подписями как «свидетели», также ими была подписана Декларация о международных гарантиях73. Поддержку Горбачёва в разрешении региональных конфликтов нельзя считать проявлением только доброй воли. Такая политика отвечала геополитическим интересам США, поскольку их противник по «холодной войне», оставляя ту или иную страну, сужал сферу своего влияния.

В целом в отношениях между СССР и США была заложена позитивная тенденция, которая была продолжена и при новом президенте Дж. Буше.

1 Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М., 1997. С. 601.

2 Швейцер П. Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и распаде социалистического лагеря. Минск, 1995. С. 392.

3 Шеварднадзе Э. Я 12 раз встречался с Рейганом один на один // Международная жизнь. 2005. № 12. С. 143-148.

4 Там же. С. 143-144.

5 Рейган Р. Жизнь по-американски. М., 1992. С. 615.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 История международных отношений: В 3 т. / Под общ. ред. А. В. Торкунова. М. М. Наринского. М., 2012. Т. 3. С. 420.

7 Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. С. 601.

8 Горбачёв М. С. Избранные речи и статьи. Т. 3. М., 1986. С. 80-81.

9 Ахромеев С. Ф., Корниенко Г. М. Глазами маршала и дипломата. Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 года. М., 1992. С. 58.

10 Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. М., 1995. С. 17.

11 Рейган Р. Жизнь по-американски. С. 639.

12 Совместное советско-американское Заявление // Правда. 1985. 22 ноября.

13 Там же.

14 Там же.

15 История внешней политики СССР и России в 1985-1999 гг.: проблемы, решения, результаты. М., 2010. С. 15.

16 Черняев А. С. Совместный исход. Дневник двух эпох. М., 2008. С. 657.

17 Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. С. 23.

18 Там же.

19 Экономическое положение капиталистических и развивающихся стран. Обзор за 1985 год и начало 1986 года. Приложение к журналу «Мировая экономика и международные отношения». М., 1986. С. 36.

20 Там же. С. 35-36.

21 Фалин В. М. Без скидок на обстоятельства. Политические воспоминания. М., 1999. С. 427.

22 Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва // Правда. 1986.

16 января.

23 Цит. по: Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. С. 634.

24 Материалы XXVII съезд КПСС. М., 1986. С. 69.

25 Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Кн.2. С.24.

26 Рейган Р. Жизнь по-американски. С. 665.

27 Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. С.647.

28 В Политбюро ЦК КПСС. По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985-1991). М., 2008. С. 34.

29 Горбачёв М. С. Годы трудных решений. М., 1993. С. 48, 50.

30 В Политбюро ЦК КПСС. С. 81-83.

31 История внешней политики СССР и России в 1985-1999 гг.: проблемы, решения, результаты. С. 16.

32 Гриневский О. А. Перелом. От Брежнева к Горбачёву. М., 2004. С. 481.

33 Беседы М. С. Горбачёва с Р. Рейганом в Рейкьявике 11-12 октября 1986 г. Первая беседа (первоначальная беседа) // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 4. С. 80-81.

34 Там же. С. 80.

35 Запись второй беседы М. С. Горбачёва с Р. Рейганом (днем 11 октября 1986г.) // Там же. № 5. С. 86.

36 Там же. С. 88.

37 Там же.

38 Цит. по: Гриневский О. А. Перелом. С. 484.

39 Цит. по: Зубок В. М. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачёва. М., 2011. С. 422.

40 Мэтлок Дж. Смерть империи. Взгляд американского посла на распад Советского Союза / Пер. с англ. М., 2003. С. 76.

41 Гриневский О. А. Перелом. С. 474.

42 Запись четвертой беседы М. С. Горбачёва с Р. Рейганом // Мировая экономика и международные отношения. 1986. № 8. С. 75.

43 Там же.

44 Гриневский О. А. Перелом. С. 502.

45 Рейган Р. Откровенно говоря. Избранные речи / Пер. с англ. М., 1990. С. 290.

46 Мэтлок Дж. Смерть империи. С. 60-61.

47 Запись третьей беседы М. С. Горбачёва с Р. Рейганом (Утро 12 октября 1986 г.) // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 7. С. 102.

48 Загорский А. В. Хельсинский процесс. М., 2005. С. 247, 275.

49 В Политбюро ЦК КПСС... С. 81.

50 Там же. С. 147; О дискуссии по этому вопросу на Политбюро ЦК КПСС см.: Гриневский О. А. Перелом. С. 536-537.

51 Из беседы с Дж. Шульцем в Москве 14 апреля 1987 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки. Документальные свидетельства. М., 2010. С. 183.

52 Корниенко Г. М. «Холодная война». Свидетельство ее участника. М., 2001. С. 253.

53 История международных отношений. Т. 3. С. 424.

54 Договор между Союзом Советских Социалистических Республик Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности // Визит Генерального секретаря ЦК КПСС в США 7-10 декабря 1987 года. Документы и материалы. М., 1987. С. 37.

55 Там же. С. 57.

56 Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. С. 67.

57 Цит. по: Гриневский О. А. Перелом. С. 608.

58 Совместное советско-американское заявление на высшем уровне // Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва в США. Документы и материалы. С. 146.

59 В Политбюро ЦК КПСС. С. 291.

60 Там же.

61 Там же. С. 290.

62 Из переговоров с Рейганом 30 мая 1988 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. С. 207.

63 Советские люди о предстоящей встрече в верхах // Вестник МИД СССР. 1988. № 9. С. 35.

64 Из переговоров с Рейганом 30 мая 1988 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. С. 207.

65 Там же. С. 209.

66 Из переговоров с Р. Рейганом 29 мая 1988 года // Там же. С. 133.

67 Там же. С. 134.

68 Из беседы с Рональдом Рейганом 31 мая 1988 года (беседы проходила один на один) // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. С.213.

69 Там же.

70 Бешлосс М. Р., Тэлботт С. На самом высоком уровне. Закулисная история окончания «холодной войны». М., 1994. С. 18.

71 Рейган Р. Жизнь по-американски. С. 719.

72 В Политбюро ЦК КПСС. С. 388.

73 Вестник МИД СССР. 1988. № 8. С. 2.

Информация о статье:

УДК 94(47).084.9

Автор: Полынов Матвей Фёдорович, доктор исторических наук, профессор кафедры Новейшей истории России исторического факультета СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, mfistoria@mail.ru

Название: Советско-американские отношения во внешней политике М. С. Горбачёва. 1985-1988 гг.

Аннотация: В статье отмечается, что советско-американские отношения во внешней политике М. С. Горбачёва являлись приоритетными. Анализируется содержание важнейших встреч между Горбачёвым и американским президентом Р. Рейганом, состоявшихся в Женеве (ноябрь 1985 г), Рейкьявике (октябрь 1986 г), Вашингтоне (декабрь 1987 г), Москве (май-июнь 1988 г.). В 1985-1988 гг. происходило улучшение советско-американских отношений. Впервые удалось подписать договор о ликвидации ракет средней и малой дальности.

Ключевые слова: СССР, США, М. С. Горбачёв, Р. Рейган, переговоры, договор, ракеты средней и малой дальности, ядерное разоружение, Женева, Рейкьявик, Вашингтон, Москва.

Information about the article:

Author: Matvey F. Polynov — Ph. D. in History, Professor, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia, mfistoria@mail.ru

Title: Soviet Union-United States relations in the foreign policy of Mikhail Gorbachev. 1985-1988

Summary: In the article is considered that the Soviet-American relations in the foreign policy of Mikhail Gorbachev were prioritized. Author analyzes the contents of the most important meetings between Gorbachev and U. S. President Ronald Reagan, held in Geneva (November 1985.), Reykjavik (October 1986), Washington DC (December 1987), Moscow (May-June 1986.). In 1985-1988 there was an improvement in Soviet-American relations. It was succeeded to come to an agreement on the elimination of intermediate and short-range missiles for the first time.

Keywords: USSR, USA, Mikhail Gorbachev, Ronal Reagan, negotiation, an agreement, intermediate and short-range missiles, nuclear disarmament, Geneva, Reykjavik, Washington DC, Moscow.

Reference:

1 Dobrynin A. F. Sugubo doveritelno. Posol v Vashingtone pri shesti prezidentakh SSHA (1962-1986 gg.). Moscow, 1997.

2 Schweizer P. Pobeda. Rol ’ tainoi strategii administratcii SSHA v raspade Sovetskogo Soiuza i raspade sotcialisticheskogo lageria. Minsk, 1995.

3 Shevardnadze E. Ia 12 raz vstrechalsia s Reiganom odin na odin, in Mezhdunarodnaia zhizn’. 2005. N 12.

4 Reagan R. Zhiznpo-amerikanski. Moscow, 1992.

5 Istoriia mezhdunarodnykh otnoshenii: V 3 t. / Pod obshch. red. A. V. Torkunova, M. M. Narinskogo. Moscow, 2012.

6 Gorbachev M. S. Izbrannye rechi i stati. T. 3. Moscow, 1986.

7 Sovmestnoe sovetsko-amerikanskoe Zaiavlenie, in Pravda. 1985. 22 November.

8 Akhromeev S. F., Kornienko G. M. Glazami marshala i diplomata. Kriticheskii vzgliad na vneshniuiu politiku SSSR do i posle 1985 goda. Moscow, 1992.

9 Gorbachev M. S. Zhizn ’i reformy. Kn. 2. Moscow, 1995.

10 Istoriia vneshnei politiki SSSR i Rossii v 1985-1999 gg.: problemy, resheniia, rezultaty. Moscow, 2010.

11 Cherniaev A. S. Sovmestnyi iskhod. Dnevnik dvukh epokh. Moscow, 2008.

12 Ekonomicheskoe polozhenie kapitalisticheskikh i razvivaiushchikhsia stran. Obzor za 1985 god i nachalo 1986 goda. Prilozhenie k zhurnalu «Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia». Moscow, 1986.

13 Falin V. M. Bez skidok na obstoiatelstva. Politicheskie vospominaniia. Moscow, 1999.

14 Zaiavlenie Generalnogo sekretaria TCK KPSS M. S. Gorbacheva, in Pravda. 1986. 16 January.

15 Materialy XXVII s’ezd KPSS. Moscow, 1986.

16 VPolitbiuro TCK KPSS... Po zapisiam Anatoliia Cherniaeva, Vadima Medvedeva, Georgiia Shakhnazarova (1985-1991). Moscow, 2008.

17 Gorbachev M. S. Gody trudnykh reshenii. Moscow, 1993.

18 Grinevskii O. A. Perelom. Ot Brezhneva k Gorbachevu. Moscow, 2004.

19 Besedy M. S. Gorbacheva s R. Reiganom v Reikiavike 11-12 oktiabria 1986 g. Pervaia beseda (pervonachalnaia beseda), in Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia. 1993. N 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Zapis vtoroi besedy M. S. Gorbacheva s R. Reiganom (dnem 11 oktiabria 1986g.), in Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia. 1993. N 4.

21 Zubok V. M. Neudavshaiasia imperiia: Sovetskii Soiuz v kholodnoi voine ot Stalina do Gorbacheva. Moscow, 2011.

22 Matlock J. Smert imperii. Vzgliad amerikanskogo posla na raspad Sovetskogo Soiuza / Per. s angl. Moscow, 2003.

23 Zapis chetvertoi besedy M. S. Gorbacheva s R. Reiganom, in Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia. 1986. N 8.

24 Reagan R. Otkrovenno govoria. Izbrannye rechi / Per. s angl. Moscow, 1990.

25 Zapis tretei besedy M. S. Gorbacheva s R. Reiganom (Utro 12 oktiabria 1986 g.), in Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia. 1993. N 7.

26 Zagorskii A. V. Khelsinskii protcess. Moscow, 2005.

27 Iz besedy s Dzh. Shultcem v Moskve 14 aprelia 1987 goda, in Otvechaia na vyzov vremeni. Vneshniaia politika perestroiki. Dokumentalnye svidetelstva. Moscow, 2010.

28 Kornienko G. M. «Kholodnaia voina». Svidetelstvo ee uchastnika. Moscow, 2001.

29 Dogovor mezhdu Soiuzom Sovetskikh Sotcialisticheskikh Respublik Soedinennymi Shtatami Ameriki o likvidatcii ikh raket srednei i menshei dalnosti, in Vizit Generalnogo sekretaria TCK KPSS v SSHA 7-10 dekabria 1987 goda. Dokumenty i materialy. Moscow, 1987.

30 Sovetskie liudi o predstoiashchei vstreche v verkhakh, in VestnikMID SSSR. 1988. N 9.

31 Beschloss M. R., Talbott S. Na samom vysokom urovne. Zakulisnaia istoriia okonchaniia «kholodnoi voiny». Moscow, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.