Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ И КИНЕМАТОГРАФ В КОНЦЕ 30 - 40-Х ГОДАХ XX В'

СОВЕТСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ И КИНЕМАТОГРАФ В КОНЦЕ 30 - 40-Х ГОДАХ XX В Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
236
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ / ВОЕННО-МОРСКАЯ ТЕМА В КИНО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бочаров Алексей Алексеевич, Фотуньянц Владимир Николаевич

В статье исследовано взаимодействие между советским военно-морским флотом и кинематографом в конце 1930-х - 1940-х годах. Уделено внимание участию флота в создании учебных военно-морских фильмов в конце 1930-хгодов. Рассмотрены четырнадцать художественных и два документальных фильма на военно-морскую тему, снятых советскими кинематографистами с 1938 по 1949 годы. Сделан вывод о том, что эти фильмы, отразившие деятельность советского военно-морского флота накануне и в период Второй мировой войны, стали яркими документами своего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOVIET NAVY AND THE CINEMA IN THE LATE 1930S - 1940S

The article studied the interaction between the Soviet Navy and cinema in the late 1930s - 1940s. Attention is paid to the participation in the creation of Fleet naval training films in the late 1930s. Considered fourteen fiction and two documentaries on the naval theme, taken by Soviet filmmakers from 1938 to 1949. The conclusion is that these films reflect the activities of the Soviet navy before and during World War II, it became bright documents of their time.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ И КИНЕМАТОГРАФ В КОНЦЕ 30 - 40-Х ГОДАХ XX В»

УДК 791.43(09)

А. А. Бочаров, В. Н. Фотуньянц

СОВЕТСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ И КИНЕМАТОГРАФ В КОНЦЕ 30 - 40-Х ГОДАХ XX в.

Пропагандистское и воспитательное значение кинематографа было осознано руководством военно-морского флота еще в дореволюционный период. Морское ведомство Российской империи предпринимало усилия по внедрению кинематографа в жизнь флота в качестве средства воспитания, пропаганды и досуга. Сотрудничество флота и кинематографических фирм носило активный и плодотворный характер [1, с. 136-143]. После 1917 г. флот продолжал участвовать в создании художественных фильмов исторической тематики [2, с. 35-44].

В данной статье мы рассмотрим сотрудничество военно-морского флота и кинематографа в деле создания учебных фильмов для флота и отражение деятельности советского флота в художественном и документальном кино конца 1930-х - 1940-х годов.

В 1930-х годах распространилась практика создания учебных фильмов для нужд флота. Материалы РГАВМФ содержат информацию о сотрудничестве флота с киностудией «Лентехфильм» в деле создания учебных фильмов. Согласно «Ведомости расхода кредитов на производство учебных фильмов в 1939 и 1940 гг.», в производстве по состоянию на 1 июня 1940 г. находились следующие учебные фильмы для флота: «Траление параван-тралом и змейковым», «Минная постановка с надводного заградителя», «Управление кораблем», «Противохимическая оборона корабля», «Техника постановки дым. завесы», «Главный калибр лид. «Ленинград», «Борьба за живучесть надводного корабля», «Живучесть подводного корабля», «Работа штаба в морской операции», «Крейсер в бою» [3, л. 2].

В проект тематического плана на 1941 г., представленный Комитетом по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР на утверждение в СНК СССР, по Наркомату ВМФ были включены следующие

ленты: «Торпедирование с малых и средних высот», «Действие истребительной авиации в системе ПВО базы», «Процесс изготовления артсистемы», «Взаимодействие механизмов артсистемы при выстреле», «Торпедная атака с подводной лодки», «Торпедная атака с надводного корабля», «Фрагменты по морской практике». 27 декабря 1940 г Главное управление по производству научных и учебно-технических фильмов предложило Управлению военно-морских учебных заведений предусмотреть в финансовых планах Наркомата ВМФ ассигнования на производство этих фильмов [4, л. 180, 180 об.].

Архивные материалы свидетельствуют об активном участии военных моряков в создании сценариев учебных фильмов. Иногда первоначальные варианты сценариев вызывали критику со стороны заинтересованных представителей флота. В качестве примера приведем выдержки из заключения по сценарию фильма «Борьба за живучесть надводного корабля», подписанного начальником Центральной кинобазы Управления военно-морских учебных заведений ВМФ военным инженером 2 ранга Под-кольским (26 июня 1940 г.).

«Сценарий представляет собой нагромождение совершенно ненужного материала, в котором тонут лучшие по теме кадры. Фильм больше похож на художественный, чем на учебный (в частности, везде музыка, совершенно ненужная в учебном фильме, и сплошной дикторский текст). /.../ Сценарий должен быть резко сокращен /.../» [4, л. 33].

Не менее резким был отзыв того же Подкольского о сценарии фильма «Управление маневрами корабля» от 4 июля 1940 г. В нем можно прочитать: «В 5 части увлечение «игровизмом» и некритическое пользование приемами художественной кинематографии (пресловутая «драматургия» творческих работников) приводит к тому, что фильм утрачивает серьезный характер учебного пособия (например, на стр. 38 абз. 5 «командир корабля даже вспотел!») и принимает облик популярного. Все поведение вахтенного командира и самого командира второго миноносца дискредитирует в глазах зрителей молодых командиров и вряд ли может способствовать поднятию авторитета начсостава» [4, л. 42].

Руководство флота, зная о большом опыте Германии в деле создания учебных фильмов для флота, получившего распространение еще перед Первой мировой войной, высказывало мысль о сотрудничестве с Германи-

ей в этой области. Так, 8 мая 1940 г. начальник ВМУЗ ВМФ флагман 2 ранга К.И. Самойлов писал наркому ВМФ СССР флагману флота 2 ранга Н.Г. Кузнецову:

«Создание военно-морских учебных кинофильмов является для нас новой отраслью работы и опыт наш как в области производства, так и применения учебных фильмов весьма мал. /.../

В целях освоения накопленного в течение более тридцати лет методического опыта и для ознакомления с имеющимся фактическим материалом прошу Вашего приказания Главному морскому штабу и Отделу внешних сношений о приобретении в Германии учебных кинофильмов военной, военно-морской, кораблестроительной и авиационной тематики» [4, л. 30].

Сведений о том, было ли реализовано это предложение, обнаружить не удалось.

Обратимся к художественному кино конца 1930-1940-х годов, связанному с военно-морской тематикой.

Морякам-пограничникам на Дальнем Востоке был посвящен фильм «Морской пост», поставленный в 1938 г. на Одесской киностудии режиссером В. Гончуковым (автор сценария Л. Линьков, композитор Н. Крюков, песни В. Лебедева-Кумача, в ролях Н. Новосельцев, Г. Юмашева, Н. Ива-кин, П. Аржанов). Действие разворачивается на небольшом острове в Тихом океане. Морские пограничники на сторожевом катере «Чекист» патрулируют окрестные воды, пресекая попытки браконьерства со стороны японцев. В содержании фильма морская романтика причудливо сочетается с модной в 30- годах темой борьбы с вражеским шпионажем и вредительством «троцкистов». Можно было бы много написать об этом по-своему интересном фильме, но, строго говоря, к нашей теме он относится лишь косвенно - морские части пограничных войск НКВД не входили в состав военно-морского флота.

В фильме «Четвертый перископ» режиссера В. Эйсымонта («Лен-фильм», 1939, авторы сценария Г. Венецианов и Г. Блауштейн, композиторы Б. Гольц и В. Пушков) деятельность советского флота показана в авантюрном ключе.

Во время морских маневров три подводные лодки должны «атаковать» линейный корабль. На горизонте неожиданно появляется четвертый

перископ. Линкору может угрожать опасность, если неизвестная лодка окажется вражеской. Однако перископ может принадлежать и советской подлодке «Спрут», с которой потеряна связь. Командир эсминца «Отважный» Владимир Крайнев (Б. Блинов) решает таранить неизвестную лодку. Она тонет, а действия Крайнева признаны правильными. Но не потопили ли моряки советскую лодку, которой командует брат Крайнева, Григорий (В. Честноков)? Водолазы обследуют затонувшую подлодку и выясняют, что она иностранная. Советская лодка «Спрут» в это время лежит на грунте с повреждениями, полученными во время нападения вражеской шхуны, замаскированной под норвежское рыболовное судно. Чтобы выяснить обстановку, командир посылает на поверхность матроса. Он захвачен пиратами, местоположение лодки раскрыто. Но на горизонте появляется советская эскадра. Пираты снова маскируются, на этот раз под шведскую паровую шхуну «Хильда». Заметив «Хильду», командир «Отважного» высаживает на нее досмотровую группу. Она захвачена бандитами. Точным выстрелом «Отважный» выводит из строя рулевое управление «Хильды». Пиратское судно захвачено советскими моряками. В это время на поверхность всплывает «Спрут».

Одним из ярких образцов военной кинофантастики стал фильм режиссера В. Брауна «Моряки», снятый в 1939 г. на Одесской киностудии (автор сценария И. Зельцер, композитор Ю. Милютин, песни В. Лебедева-Кумача, консультант капитан 1 ранга Ф. Челпанов).

Первая половина фильма в идиллических тонах рисует мирную жизнь краснофлотцев и командиров. На борту корабля матросы поют под баян, на берегу застолье красных командиров в честь дня рождения одного из героев, падающего на 28 мая (годовщина Цусимского боя), что не преминут вспомнить участники празднества.

Вторая половина картины посвящена столкновению советского флота и «объединенного неприятельского флота», завершающемуся быстрой победой советских моряков. В «объединенном неприятельском флоте», на наш взгляд, угадывается скорее английский, чем немецкий. Забавно на этом фоне выглядят слова советского адмирала «Родина ждет, что каждый выполнит свой долг», являющиеся фактически калькой слов английского адмирала Нельсона перед Трафальгарской битвой. Впрочем, учитывая рас-

пространенное в 1930-х годах предположение советского военно-морского руководства о том, что потенциальным противником нашего флота в Черном море является флот фашистской Италии, можно усмотреть в «объединенном неприятельском флоте» и итальянский. Советский флот в «Моряках» предстает гораздо более сильным, чем он был в действительности накануне Второй мировой войны. Так, в фильме упоминаются вымышленные линейные корабли «Кремль», «Перекоп» и «Сталинская конституция». Роль командира советской подводной лодки Александра Беляева стала одной из ярких работ известного актера С. Столярова, затем неоднократно снимавшегося в фильмах на военно-морскую тему.

Фильм «Моряки» стоит в одном ряду с такими произведениями советской военной фантастики второй половины 1930-х годов, как фильмы «Если завтра война» (1938, режиссеры Е. Дзиган, Л. Анци-Половский, Г. Березко, Н. Кармазинский) и «Эскадрилья № 5» (режиссер А. Роом, 1939), роман П. Павленко «На востоке» (1936-1937) и повесть Н. Шпанова «Первый удар» (1939). Можно предположить, что демонстрация морской мощи Советского Союза на киноэкране производила сильное впечатление на зрителей. Тем не менее, единственный обнаруженный нами отзыв рядового зрителя на фильм весьма сдержан: «.Обычная оборонная картина -будущая морская война. Ответ на «Цусиму» и т. д.» [5, с. 346].

Деятельности Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) посвящен фильм «Гибель Орла» (1940, киностудия «Союздет-фильм», автор сценария Г. Гребнер, режиссер В. Журавлев, композиторы В. Мурадели и Д. Блок). 1920 год. Капитан парохода «Орел» Федор Чистяков обещает революционно настроенным матросам оставить корабль в Новороссийске, к которому приближается Красная армия. Но пароход захватывают белогвардейцы, и Чистяков вынужден выполнить их приказ увести «Орел» в Стамбул. В пути пароход гибнет при невыясненных обстоятельствах. Двадцать лет спустя сыну Чистякова, тоже Федору (С. Столяров), ставшему водолазом-рекордсменом, удается открыть тайну гибели «Орла» и снять со своего отца подозрение в том, что он помогал белым. Федор с группой подводников опускается на дно моря и в каюте затонувшего парохода находит железный ящик с судовым журналом. Его страницы рассказывают о гибели «Орла». Капитан вместе с моряками потопил пароход,

чтобы не отдать его врагам революции. Поднятый «Орел», под новым названием «Капитан Чистяков» становится плавучим дворцом пионеров.

В 1941 г., буквально накануне начала войны появилась статься М. Лучанского «Кино - должник флота». В ней были рассмотрены советские художественные фильмы на морскую тему, созданные в 1930-е годы, и сформулированы задачи по пропаганде военно-морского флота и его истории в кино.

В первую очередь в их числе автор назвал пропаганду подводного флота: «Подводный флот нашей родины по праву занимает первое место в военно-морских силах. /.../ Боевые подвиги орденоносных экипажей краснофлотских подводных лодок составляют героические сюжеты для целой серии замечательнейших драматических сценариев».

Следующая задача - пропаганда идеи «большого океанского и морского флота», направленная на то, чтобы «миллионам людей жизнь на море, требующая самоотверженности, беззаветной смелости и величайшего мужества, стала родной и близкой, чтобы миллионы юношей стремились идти по пути русских моряков».

С точки зрения автора, требовало художественного воссоздания в кино и участие красных моряков в Гражданской войне: «Героический корабль «Гавриил», отбивший нападение на Кронштадт английской торпедной флотилии, корабли Маркина, сражавшиеся на Волге и Каме, Сладков, Железняк и многие другие герои гражданской войны ждут образного восстановления их дел в кинофильмах».

Далее Лучанский писал о необходимости создания фильмов, способствующих «всемерному укреплению военной дисциплины, росту интереса к флоту, к изучению морского дела у всего нашего народа и в первую очередь - в советской молодежи».

Наконец, указывал автор, «надо выпустить и серию учебно-технических фильмов, посвященных отдельным вопросам сложной военно-морской техники и которые помогли бы нашим краснофлотцам в их учебе».

«Советский Военно-Морской флот выполняет свои обязанности перед Советской страной, перед советским народом, перед партией, перед великим Сталиным. Советская кинематография должна выполнить свой долг перед нашим славным Военно-Морским флотом», - этими словами

автор статьи завершил ее [6, с. 56-57].

Фильм В. Брауна «Морской ястреб» (авторы сценария Н. Шпанов и А. Михайловский, композитор Г. Варс, в главных ролях И. Переверзев (советский офицер Найденов) и А. Файт (командир немецкой подводной лодки), съемки которого начались в 1941 г. на Одесской киностудии, был закончен в 1942 г. в Ташкенте.

Картина, вероятно, задумывавшаяся как произведение военной фантастики, стала после начала войны восприниматься в качестве отражения реальных событий. Близ советских берегов появляется немецкая подводная лодка без опознавательных знаков, замаскированная под парусник. Она в провокационных целях топит иностранные торговые суда. Открыто отправить на поиски лодки боевой корабль нельзя - ускользнет. В море выходит торговое судно с командой из военных моряков на борту - пароход «Вятка», получивший новое название «Чайка» и призванный стать «судном-ловушкой». 21 июня 1941 г. происходит первая встреча советского судна с подлодкой. 22 июня, в день начала войны, «Вятка», замаскированная вновь, уже под лесовоз «Морской ястреб», дает врагу решающий бой, в котором советские моряки одерживают победу.

Этот первый советский фильм военного времени снимался в осажденной Одессе. Съемочной группе с трудом удалось покинуть город на пароходе «Пестель». Написанная композитором Ю. Милютиным песня «Отходит от берега ястреб морской» (стихи Е. Долматовского) стала одной из популярных песен военных лет.

Бакинская киностудия в 1943 г. выпустила фильм «Подводная лодка Т-9» (режиссер А. Иванов, авторы сценария А. Штейн, И. Зельцер, композитор Б. Зейдман, в главной роли (командир подводной лодки) О. Жаков). Советская подводная лодка на Балтике топит вражеский транспорт, затем проникает в порт и топит еще два транспорта. Но они уже разгружены. Десант подводников минирует железнодорожный мост и взрывает эшелон с войсками и техникой противника. Противник настойчиво атакует советскую подлодку, которая вынуждена лечь на грунт. Исчерпав запасы кислорода, лодка всплывает, готовая дать последний бой, но командир обнаруживает, что над местом ее пребывания находятся уже советские корабли.

В 1944 г. на Тбилисской киностудии был снят фильм «Малахов кур-

ган» (режиссеры А. Зархи и И. Хейфец, авторы сценария А. Зархи, И. Хей-фец и Б. Войтехов, композитор А. Баланчивадзе, в ролях Н. Крючков, Б. Андреев и др.). В центре фильма судьба пяти матросов, спасшихся с затонувшего эсминца «Грозный», и их командира (Н. Крючков). Они участвуют в обороне Севастополя в 1942 г. Матросы гибнут, ценой собственной жизни преграждая путь немецким танкам, командир прикрывает эвакуацию из Севастополя последних защитников и уходит вместе с группой бойцов к партизанам. «Мы еще вернемся к этим берегам», - патетически восклицает герой Н. Крючкова в финале фильма.

Согласно свидетельствам современников, фильм производил сильное впечатление на молодых зрителей. Так, почти через три десятилетия писатель-маринист В. Конецкий писал о «Малаховом кургане»: «/.../ этот фильм сыграл в моей жизни серьезную роль. Посмотрев его в шестнадцать лет, я решился идти на военный флот - юнгой, или воспитанником, или кем годно, но в военный флот! Я хотел быть с теми матросами, которые докуривают одну на всех махорочную закрутку перед тем, как броситься под танки со связкой РГД на поясах. Прошло двадцать семь лет, «Малахов курган» и я постарели, но матросы, которые бросаются под танки, остались молодыми» [7, с. 246-247)].

В 1944 г. на «Мосфильме» режиссером И. Савченко по сценарию Л. Соловьева был поставлен фильм «Иван Никулин - русский матрос». Он стал одним из первых советских цветных кинофильмов. Лето 1942 г. Матросы Черноморского флота Иван Никулин (И. Переверзев) и Василий Клевцов (С. Никонов) возвращаются в свои экипажи. Путь эшелону преграждает немецкий десант. Краснофлотцы дают отпор, но вынуждены далее следовать своим ходом. Моряки организуют партизанский отряд во главе с Никулиным и продолжают путь к Черному морю. Запоминается яркий актерский ансамбль фильма. Помимо Переверзева, это известные актеры Б. Чирков, З. Федорова, В. Санаев, Э. Гарин.

Еще один фильм о подвигах советских моряков на суше в годы войны был снят в 1944 г. на «Ленфильме». Это «Морской батальон» режиссеров А. Минкина и А. Файнциммера (автор сценария А. Штейн, композитор В. Пушков, песни А. Прокофьева). Сентябрь 1941 г. Последняя группа советских бойцов и командиров покидает Таллин и эвакуируется в Ленин-

град. Для защиты Ленинграда из личного состава команд кораблей Балтийского флота формируются батальоны морской пехоты. В одном из них служат Сергей Маркин (А. Абрикосов) и Петр Яковлев (П. Алейников), влюбленный в сестру Маркина санитарку Варю (Л. Смирнова). В осажденном Ленинграде умирает мать Маркина, его невесту Галю, попавшую в плен, искалечили немцы. Январь 1942 г. Яковлев гибнет во время рейда с целью уничтожения вражеской батареи, обстреливавшей город. 27 января 1944 г. Ленинградцы и защитники города ликуют, узнав о полном снятии блокады. Сентябрь 1944 г. Моряки Балтийского флота, а среди них и Маркин, возвращаются в освобожденный Таллин.

Судьба фильма оказалась непростой. Его первоначальный вариант был признан неудовлетворительным после просмотра в Художественном совете при Комитете по делам кинематографии СССР. Творческому коллективу пришлось переработать картину, после чего она вышла на экраны [8, с. 29-30].

Военно-морские сюжеты находили отражение и в документальном кино. В 1942 г. Сталинской премии второй степени был удостоен документальный фильм «Черноморцы» (режиссер В. Беляев). «Нельзя без волнения смотреть этот фильм о героях-черноморцах, о севастопольцах, стоявших на вахте города русской матросской славы и доблести», - писал автор заметки о фильме в журнале «Краснофлотец» [9, с. 39].

Режиссер В. Беляев принял участие и в создании другой документальной картины о боевых действиях советского флота: «69-я параллель», рассказавшей о войне на Крайнем Севере СССР. «Таков опасный и самоотверженный труд войны, - писали авторы рецензии на этот фильм. - Он запечатлен в фильме, который делали операторы Донец, Мищенко, Овсяников, Ошурков, Урусевский, режиссеры Беляев и Ошурков, писатель Леонид Соболев. В документальных кадрах кинорепортажа запечатлены куски жизни героических защитников Севера. Это сложная и вдохновенная жизнь, до краев наполненная жаждой победы, дерзанием и подвигами» [10, с. 40].

В 1947 г. на «Ленфильме» режиссером А. Файнциммером была поставлена художественная картина «За тех, кто в море» по одноименной пьесе Б. Лавренева (автор сценария М. Котов, композитор А. Спадавеккиа). Попытаемся взглянуть на нее глазами человека, который под влиянием

просмотра этого фильма выбрал военно-морскую профессию:

«Мечта стать моряком потихонечку начала созревать во мне еще в блокадные годы /./Она окончательно созрела после того, как я увидел фильм «За тех, кто в море», героями которого были морские офицеры, воевавшие на торпедных катерах. Обаятельный и уже знаменитый Михаил Жаров играл в этом фильме командира дивизиона торпедных катеров, а молодой и такой же обаятельный Даниил Сагал, игравший одного из командиров катеров, в перерывах между выходами в море играл на гитаре и обворожительно пел. Зрелище торпедных катеров, идущих в атаку на полном ходу, совершенно очаровало меня, и я окончательно заболел морской романтикой» [11, с. 14-15].

Тысячи мальчишек, детство которых было опалено войной, затаив дыхание смотрели фильмы о подвигах советских моряков. И многие из них в эти минуты сделали свой жизненный выбор. Они стали воспитанниками нахимовских и подготовительных, а затем курсантами высших военно-морских училищ. Именно это поколение дало Родине замечательных командиров подводных и надводных кораблей, командующих соединениями и флотами.

Кстати, популярности нахимовских училищ также поспособствовало художественное кино. Жизни воспитанников этих училищ был посвящен фильм «Счастливого плавания!», снятый в 1949 г. режиссером Н. Лебедевым на «Ленфильме» (автор сценария А. Попов, композиторы В. Соловьев-Седой и Л. Ходжа-Эйнатов). Узнав о подвиге юного моряка Сергея Столицына, ребята из нахимовского училища приглашают его к себе учиться. Однажды свободный от дежурства воспитанник Лавров случайно дает сигнал боевой тревоги. Подозрение падает на дежурившего Столицына. Опытный воспитатель (Н. Черкасов), понимая состояние Лаврова, помогает ему преодолеть ложный стыд и признать свою вину.

Вспомним еще несколько фильмов, выпущенных в первые послевоенные годы, но посвященных событиям войны. В 1946 г. на «Ленфильме» был снят «Остров Безымянный» (режиссеры А. Бергункер и М. Егоров, автор сценария Б. Бродский, композитор В. Пушков, актеры Н. Симонов, Ю. Толубеев, А Кузнецов, С. Филиппов, О. Жаков и др.). Крайний Север. Радиостанция острова Безымянный посылает в эфир сигналы, служащие

ориентирами для советских кораблей и конвоев союзников. Немцы бомбят радиостанцию, а затем высаживают на остров десант. Но радиостанция продолжает работу, так как на заброшенной шхуне метеоролог Ася (Н. Ма-заева) успевает установить запасную рацию. Советский корабль, обнаружив немецкую подводную лодку, завязывает бой. Враг торпедирует корабль, и моряки вынуждены искать спасения. Вылетевший им на помощь гидросамолет совершает успешную посадку на отколовшейся льдине. В сюжете присутствует и любовная интрига: командир затонувшего корабля и спасший его летчик влюбляются в Асю.

Событиям на Крайнем Севере посвящен и фильм «Повесть о «Неистовом», поставленный в 1947 г. на «Мосфильме» (режиссер и исполнитель одной из главных ролей Б. Бабочкин, сценарист П. Фурманский, композитор В. Шебалин). Среди исполнителей ролей, помимо Бабочкина можно вспомнить известных актеров И. Переверзева и М. Глузского. Корабль Северного флота «Неистовый» должен провести через зону действия немецких подводных лодок танкер с горючим. В пути «Неистовый» вступает в бой с немецкой подводной лодкой. Поврежденная взрывами глубинных мин лодка пытается спастись. Командир советского корабля Никитин (Б. Бабочкин) решает прекратить преследование и вернуться к танкеру. Танкер благополучно прибывает к месту назначения. На обратном пути «Неистовый» таранит всплывшую подлодку и разрезает ее надвое. В порту командующий флотом поздравляет команду «Неистового» с награждением корабля орденом Красного Знамени.

Окончание войны сделало актуальными сюжеты, связанные с мирными (но порой не менее опасными, чем военные) буднями военно-морского флота. Так, разминирование акватории Черного моря стало темой фильма «Голубые дороги», снятого в 1947 г. на Киевской киностудии (режиссер В. Браун, автор сценария Г. Колтунов, композиторы В. Гомоляка и Я. Цегляр). В фильме подробно показаны поиск, обнаружение и подрыв советскими моряками немецких мин. Центральный эпизод картины, в котором главные герои, капитан 3-го ранга Ратанов (П. Кадочников) и старшина Разговоров (С. Столяров) обезвреживают мины неизвестной ранее конструкции, держит зрителя в большом напряжении.

Создатели художественных и документальных фильмов с разной

степенью таланта воплощали на экране тему советского флота. Независимо

331

от больших или меньших художественных достоинств, рассмотренные нами фильмы стали выразительными документами времени, отразившими трудный и героический период истории нашей Родины.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Бочаров А.А. Кинематограф в жизни военно-морского флота России в начале XX в. // Вопросы истории. 2013. № 9.

2. Бочаров А.А. Флот и становление отечественного кинематографа // Елагинские чтения. 2014. Вып. 7. СПб.: Гиперион.

3. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (далее -РГАВМФ). Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 1128.

4. РГАВМФ. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 1211.

5. Бранденбергер Д.Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания. 1931 - 1956. СПб.: ДНК, 2009. 415 с.

6. Лучанский М. Кино - должник флота // Краснофлотец. 1941. № 4.

7. Конецкий В. Рассказы и повести разных лет. М.: Высшая школа, 1988. 397 с.

8. В Художественном совете // Искусство кино. 1945. № 1. С. 29-30.

9. Фильмы, созданные лауреатами Сталинской премии // Краснофлотец. 1943. № 7. С. 39.

10. 69-ая параллель // Краснофлотец. 1943. № 1. С. 40.

11. Карпов Э.Г. Я вырос в Советском Союзе. СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.