59. Aldrich Richard. The Hidden Hand: Britain, America and Cold War Secret Intelligence. Woodstock, 2002. P. 176-179; Corke S.-J. Op. cit. P. 110.
60. Powers T. The Man who Kept the Secrets, N. Y., 1979. Bloom W. Op. cit. Pp. 621-622.
61. Hodos G. H. Show Trials. Stalinist Purges in Eastern Europe, 1948-1954. N. Y.; Westport; L., 1987.
62. FRUS. 1949. Vol. V. Р. 24, 51; Corke S.-J. Op. cit. P. 77.
63. Corke S.-J. Op. cit. P. 2.
64. BGCONVOY_0046. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc8; BGCONVOY_0047. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edb6
65. BGCONVOY_0009. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50ed9e
66. FRUS, 1951. Vol. II. Europe: political and economic developments (in two parts). Pt. 2. P. 1329.
67. The number of Bulgarians who have left their homeland and found refuge in Western countries, according to B. Vasilyeva, by July 1952, reached 2000 people (Vassileva B. Българската политическа емиграция след Втората световна война. Исторически очерк. Sofia. 1999. P. 54). Other authors put the number at 10-12 thousand political workers to the 1970s, (H. Hristov Elena Statelova, Vasilka Tankova, „Прокудените", ИК „Жанет-45", 2002, 463 pages. (review). Available at: http://desebg.com/2011-01-06-11-54-16/1061-2013-01-27-11-34-26) Puddington A. Op. cit. R. 37.
68. BGCONVOY_0006. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1 BGCONVOY_0010. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edaf BGCONVOY_0014. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc3 BGCONVOY_0015. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc9 BGCONVOY_0025. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edaa; BGCONVOY_0026. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc6
69. BGCONVOY_0026. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc6
70. BGCONVOY_0006. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1
71. Petrusenko V. Op. cit. P. 26.
72. Boev I. Балканите в глобалната политика на САЩ. 1945 - 1973. Sofia. 1986. P. 114.
73. Puddington A. Op. cit. R. 90; C. Tudda "Reenacting the Story of Tantalus". Eisenhower, Dulles, and the Failed Rhetoric of Liberation // Journal of Cold War Studies. 2005. Vol. 7. No. 4. Pp. 26, 35.
74. In March 1959, the NRB and the United States agreed to resume diplomatic relations and exchange diplomatic representatives. In 1966 diplomatic mission in Sofia and Washington were elevated to the rank of embassies.
УДК 94 (437+47+73)"1939/45"
А. В. Зорин
Советский Союз и Чехословакия накануне холодной войны:
американский взгляд*
Статья посвящена изучению истоков холодной войны в Центральной Европе. Автор пытается проанализировать американский взгляд на политику Советского Союза в отношении одной из стран региона - Чехословацкой Республики. Имея выгодное географическое положение, прозападные и пророссийские симпатии, эта страна могла стать хорошей площадкой для налаживания сотрудничества между двумя сверхдержавами. Однако вскоре после окончания Второй мировой войны она превратилась в часть советской сферы влияния. В статье делается попытка выяснить, допускали ли американцы в годы войны и непосредственно после ее окончания возможность использования Чехословакии в качестве платформы для сотрудничества с СССР, какие планы выстраивали в отношении этого государства, как воспринимали деятельность советских войск на освобождённой территории. В целом на примере Чехословакии рассматривается начало развития советско-американского конфликта в послевоенной Центральной Европе.
The article is devoted to studying of the Cold War origins in Central Europe in 1945. The author tries to find out the American view of the Soviet policy towards the Czechoslovak Republic. Having favorable geographical position, pro-Western and pro-Russian sympathies, this country could become a good platform for cooperation between two superpowers. However, soon after the Second World War it became a part of the Soviet sphere of influence. The author tries to answer, whether Americans allowed to use Czechoslovakia as a platform for cooperation with the Soviet Union during the war and immediately after it, which plans did they have for that state and how did they perceive Soviet troops activity in the liberated Czechoslovak territory. In general, on the Czechoslovak example considered the beginning of the Soviet-American conflict in post-war Central Europe.
© Зорин А. В., 2015
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-31-01303.
Ключевые слова: история Чехословакии, советско-американские отношения, советско-чехословацкие отношения, Вторая мировая война, холодная война.
Keywords: history of Czechoslovakia, Soviet-American relations, Soviet-Czechoslovak relations, World War II, the Cold War.
В условиях обострения российско-американских отношений, наблюдающегося в последние годы, разговоров о начале новой холодной войны, вновь приобретает актуальность исследование истории зарождения глобального противостояния СССР и США. Начало ему было положено в 1945 г. разделом европейского континента между бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции на две зоны ответственности в соответствии с расположением двух армий: западную (англо-американскую) и восточную (советскую). Опыт взаимодействия двух сторон на оккупированных и освобождённых территориях мог послужить хорошей основой для продолжения сотрудничества и развития более тесных связей. Однако вскоре зоны оккупации стали сферами влияния двух сверхдержав, а бывшие союзники превратились в соперников, а затем во врагов в холодной войне.
В историографии существует достаточно много работ, раскрывающих хронологию и механизм развития событий, приведших к эскалации конфликта в мировом масштабе. Но по-прежнему актуальным остается вопрос - существовали ли возможности для иного развития событий? Во многом ответ на него нужно искать в психологических установках - были ли русские и американцы настроены на сотрудничество или стороны изначально воспринимали друг друга лишь как временных союзников и конкурентов в грядущей борьбе между коммунизмом и демократией? А также существовали ли возможности наладить сотрудничество хотя бы в ограниченном локальном масштабе, на основе одного из европейских государств?
По окончании войны линия разграничения между союзниками прошла по Центральной Европе, по территориям Германии, Австрии и Чехословакии. Последняя более всего подходила для налаживания американо-советских отношений. К началу 1945 г. чехословацкое эмигрантское правительство было признано всеми главными державами Антигитлеровской коалиции. По словам представителей Государственного департамента США, оно имело превосходные отношения и с СССР, и с Великобританией, и с США [1]. Население Чехословацкой Республики (ЧСР) стремилось восстановить довоенные демократические традиции и тесные связи с западными странами, одновременно выражая просоветские симпатии и желание заимствовать элементы социалистического строя. Признанный союзниками президент Эдвард Бенеш и поддерживавшие его политические силы заявляли о необходимости восстановить тесные отношения с Западом, одновременно развивая сотрудничество с СССР.
В освобождении республики принимали участие советские и американские войска (последние контролировали лишь небольшую территорию в Западной Богемии). Обе армии находились в ЧСР на правах союзников и освободителей (в отличие от соседних Германии и Австрии) и в таком качестве должны были оказывать помощь местным властям в восстановлении и поддержании порядка, поисках и преследовании нацистских преступников, депортации немецкого населения. Находясь в географическом центре Европы, ЧСР могла стать отличной площадкой для советско-американского сотрудничества. Однако после трех лет политической неопределенности, в 1948 г., она оказалась последней из государств региона, перешедших в советскую сферу влияния.
В исторической науке, особенно западной, доминирует мнение, что Москва последовательно добивалась установления контроля над Центральной Европой. Фактически намерения Москвы в отношении Чехословакии обозначились уже в 1943 г., а затем они были закреплены в Ялте и Потсдаме. США же вынуждены были признать создание советской сферы влияния. Но документы Государственного департамента свидетельствуют, что вплоть до 1948 г. американцы надеялись на восстановление прозападной ориентации республики, а победа коммунистов явилась для них большим шоком. Опубликованные материалы и документы Национального архива США позволяют более подробно взглянуть на развитие политики США в отношении этой страны в годы, непосредственно предшествовавшие зарождению холодной войны, уделив особое внимание восприятию планов СССР на послевоенное устройство в Центральной Европе.
Основы американской политики в отношении послевоенной Чехословакии закладывались в годы Второй мировой войны. США де-юре не признавали ни Мюнхенского соглашения 1938 г., ни раздела и оккупации республики в 1939 г. В то же время они последовательно проводили политику невмешательства в европейские дела. Находившийся в 1939 г. в США в качестве приглашенного профессора Чикагского университета бывший президент ЧСР Э. Бенеш, встречаясь с
президентом Франклином Рузвельтом и пытаясь получить от него поддержку в борьбе за освобождение Чехословакии, встретил сочувственный прием и заверения в дружбе, но отказ рассматривать вопрос об оказании помощи. Созданное им в Лондоне правительство в изгнании долгое время не находило признания со стороны Вашингтона. Официальные дипломатические связи с США были установлены только в июле 1941 г., когда после нападения Германии на СССР Москва объявила о безоговорочном признании правительства Бенеша и предложила сформировать воинские части на территории СССР [2]. Уже 30 июля Рузвельт направил личное письмо Бенешу, сообщая об аккредитации при нем американского посланника [3].
В дальнейшем Бенеш и его сторонники стали одним из главных каналов информации для американцев о ситуации в Чехословакии, попутно выступая экспертами по европейским проблемам и внешней политике Советского Союза. Так, в 1942 г. ведущий американский журнал в области международных отношений Foreign Affairs опубликовал статью Бенеша, в которой поднимался в том числе и вопрос о будущей роли СССР [4]. В мае 1943 г. чехословацкий президент совершил визит в США, целью которого было привлечение американского внимания к судьбе Чехословакии. Активно выступая на различных мероприятиях и ведя переговоры, он отстаивал идею неизбежного усиления влияния Советского Союза в послевоенной Европе и необходимости сотрудничества с Москвой. Этим он объяснял намерение подписать договор о дружбе с СССР, который должен был служить гарантией против возможного возрождения Германии. В то же время как опытный дипломат Бенеш не мог не чувствовать советской угрозы, и смысл его выступлений состоял в том, чтобы подвигнуть американцев выступить в качестве уравновешивающего фактора в Центральной Европе. Упоминая о давних связях между ЧСР и США, о демократических традициях, он предлагал использовать республику в качестве «моста» между Западом и Востоком для налаживания сотрудничества между двумя политическими системами [5].
Этот посыл не встретил большой поддержки в Белом доме. А американский посланник при чехословацком правительстве Энтони Д. Биддл в письме заместителю госсекретаря Самнеру Уэл-лесу еще в марте 1942 г. высказывал мнение, что Бенеш специально играет на надеждах и страхах британского и американского правительств перед ростом советского влияния [6]. Но тезис о его неизбежном расширении совпадал с другими прогнозами и не мог не учитываться американцами. Он был подтвержден и последующими событиями.
В декабре 1943 г. Бенеш прибыл в Москву, где после торжественного приема был подписан договор о дружбе сроком на 20 лет. Американскому послу в Москве Авереллу Гарриману Бенеш сообщил о заверениях Сталина не вмешиваться во внутренние дела Чехословакии и не способствовать приходу в ней к власти коммунистов [7]. Тем не менее сближение с СССР вызвало большую обеспокоенность, прежде всего в рядах чехословацких эмигрантов. ФБР, следившее за их активностью в США и передававшее соответствующую информацию в Госдепартамент, сообщало об опасениях представителей чешского и словацкого движения, что после войны ЧСР попадет в сферу советского влияния [8]. Из Москвы поступали подтверждающие сведения. Например, в ноябре 1944 г. американский дипломат Джордж Кеннан сообщал о проведении открытой лекции одного из руководителей компартии Чехословакии Вацлава Копецкого, в которой он заявлял об установлении коммунистического контроля в послевоенной Чехословакии. По словам Кеннана, это был первый подобный случай в Москве [9]. По сути, уже с 1943 г. американцы стали понимать, что ЧСР будет находиться в зоне советского влияния, но исходили из того, что чехословацкое руководство само желало идти на сближение с Москвой.
В то же время, судьба Чехословакии еще не была предрешена. Трудно сказать, насколько упомянутые опасения соответствовали реальным советским планам. 11 января 1944 г. заместитель наркома иностранных дел Иван Майский направил Вячеславу Молотову записку с предложениями о политике СССР в Европе. В частности, Майский писал, что Чехословакия в будущем может стать важным проводником советского влияния, и предлагал способствовать усилению республики для его распространения [10]. Впрочем, ответ на эту записку и реакция Молотова неизвестны. Официально вплоть до 1945 г. СССР придерживался ранее достигнутых с Бенешем договоренностей.
Как отмечалось выше, в январе 1945 г. специалисты Госдепартамента полагали, что чехословацкое правительство имело прекрасные отношения со всеми тремя главными державами антигитлеровской коалиции. На конференции в Ялте была принята декларация, обязывавшая союзников способствовать проведению в освобождённых странах демократических выборов и созданию коалиционных правительств. По всей видимости, американцы считали возможность советизации Чехословакии не единственной возможностью и надеялись на сотрудничество с Москвой. Но каких-то признаков своей заинтересованности они не выказывали.
В марте 1945 г. Бенеш вновь отправился в СССР для согласования окончательных решений о будущем Чехословакии [11]. В Москве президент встретился с советскими руководителями, а также с чехословацкими коммунистами. При согласовании проекта послевоенного развития республики советским специалистам пришлось скорректировать излишне радикальные предложения чешских коммунистов, удалив положение о внешнеполитической ориентации Чехословакии на Советский Союз и добавив тезис о необходимости укрепления дружественных отношений с Великобританией, Францией и США [12]. Однако Бенешу пришлось согласиться на передачу ключевых министерств во временном правительстве коммунистам и согласиться на присоединение Закарпатья к Украине. По словам Гарримана, в этот раз Бенеш был удовлетворен переговорами меньше, чем в 1943 г. [13].
Вскоре Бенеш и члены чехословацкой делегации были переправлены в Словакию, в освобожденный Красной армией город Кошице, где была принята программа послевоенного развития, предполагавшая проведение социалистических реформ и расширение сотрудничества с СССР. При этом западные дипломаты не были допущены к новому правительству, что вызвало первый серьезный протест и опасения с американской стороны [14]. Кроме того, США выступили против советской аннексии Закарпатья. Но это недовольство осталось без последствий.
В апреле 1945 г. американские войска вошли в Западную Богемию и вскоре приблизились к Праге, где началось вооруженное восстание. Американская армия имела все возможности для освобождения чехословацкой столицы. К этому военное командование призывали англичане и сотрудники Госдепартамента. Но командующий союзными войсками генерал Дуайт Эйзенхауэр отдал приказ остановиться на линии, предусмотренной советско-американским соглашением, заявив, что не желает, чтобы американские солдаты умирали за территории, которые придется отдать русским [15]. Тем самым де-факто он признавал сферу будущих советских интересов. В дальнейшем, обсуждая возможность подписания гражданского соглашения с чехословацким правительством, регулирующего отношения в оккупационной зоне, американской стороной было принято решение отказаться от этого шага, поскольку армия США не планировала задерживаться в ЧСР надолго.
В конце мая в Прагу стали прибывать американские дипломаты. Первыми были служивший в Праге до войны Джон Брюинс и временный поверенный в делах США Артур Клиффорт. Последний сообщал о хорошей встрече со стороны населения и руководства страны. Он указывал, что задержка с прибытием американских дипломатов вызывала у чехов опасения, что западные страны оставили Чехословакию наедине с Россией [16]. Американский посол Лоуренс Штейн-гардт смог прибыть в ЧСР только в июле 1945 г. Уже в его первых сообщениях можно заметить настороженное отношение к деятельности советской стороны в Чехословакии. Будучи послом США в Москве в 1939-1941 гг., Штейнгардт с недоверием относился к политике Сталина и отстаивал необходимость проведения жесткого курса в отношениях с Москвой, полагая, что Советский Союз уважает лишь силу [17].
В одном из первых своих сообщений в Вашингтон посол констатировал, что чехи и словаки пока в политическом отношении не определились с выбором пути дальнейшего развития и находятся в состоянии своеобразной летаргии. Американский дипломат считал, что необходимо воспользоваться этой ситуацией, поскольку Прага являлась единственным местом в Центральной Европе, где было возможно остановить наступление коммунизма. Более того, он отводил Чехословакии ключевую роль в этом процессе [18]. Клиффорт придерживался такого же мнения, подчеркивая необходимость сохранения связей Чехословакии с Западом [19].
Летом в Вашингтон стали поступать жалобы американских дипломатов на действия советских властей. Клиффорт обращал внимание, что в чехословацкой прессе складывалась серьезная диспропорция в распределении информации в пользу СССР [20]. Штейнгардт писал о совершенной изолированности и беспомощности американской миссии в Праге перед коммунистической прессой и радио [21]. Клиффорт рекомендовал Госдепартаменту активизировать свою политику в отношении ЧСР и прежде всего наладить информационное и культурное влияние с целью распространения информации о целях и идеалах американской политики [22]. Советник (главный представитель) Госдепартамента по Германии Роберт Мерфи предлагал оказать влияние на развитие Чехословакии в демократическом направлении [23].
Определенное влияние на восприятие советской политики оказывали прямые контакты с военнослужащими Красной армии, находившимися в Чехословакии. Помимо дипломатов с ними взаимодействовали американские военные и сотрудники специальных служб. Их сообщения попадали в Госдепартамент через посольство, через командующего XXII армейским корпусом США в Чехословакии генерала Эрнста Хармона и Р. Мерфи. И дипломаты, и военные высказывали свои впечатления от происходивших контактов и сообщали о настроениях местных жителей. 52
В данных сообщениях можно заметить двойственное отношение к советским военным. На уровне прямых контактов, особенно официального характера, они оставляли преимущественно хорошее впечатление. Например, отмечалось, что при первых встречах русские с любопытством встречали американцев, не стесняясь свободно говорить с ними на общие темы (правда, избегая политики). На официальных мероприятиях были заметны строгая дисциплина и вежливость, дружественный настрой. В рядах советских офицеров был популярен тост «За скорую встречу в Токио» [24]. Мерфи в своих воспоминаниях приводит небольшой эпизод, связанный с его визитом в Чехословакию летом 1945 г. Описывая встречу с советскими офицерами, на которой он присутствовал вместе с генералом Хармоном, Мерфи замечал, что трудности в общении наблюдались, лишь пока не удалось найти переводчика. В дальнейшем непринужденный стиль общения американского командующего вызвал дружественное отношение со стороны советских военных [25]. По словам самого Хармона, в рабочих отношениях с РККА конфликты имели эпизодический характер и в основном касались нарушений линии разграничения между зонами оккупации. При этом советские командиры в каждом случае приносили свои извинения, на что американский генерал отвечал аналогичным образом при нарушениях со своей стороны [26]. В целом отношения в сфере военного взаимодействия оценивались положительно.
Несколько иной взгляд был у американских дипломатов, находившихся в советской зоне оккупации. Клиффорт отмечал, что советские офицеры часто демонстрировали излишнюю самоуверенность, признаки «головокружения от успеха», заявляя, что Германия была разгромлена только благодаря усилиям России. В качестве отрицательной черты отмечались догматизм, наличие политических стереотипов [27]. Среди иных негативных характеристик советских солдат американцы указывали недисциплинированность, неряшливость, грубость, противопоставляя их американским военнослужащим [28].
Если в первые месяцы после освобождения сообщалось, что у местного населения советские солдаты пользовались большой популярностью и симпатией [29], то позже стали подчеркиваться негативные последствия пребывания частей РККА в Чехословакии. По мнению американских дипломатов, большое недовольство местного населения вызывали реквизиции продовольствия [30]. Американские дипломаты в Праге также сообщали о распространившихся с приходом Красной армии угонах и изъятиях автомобилей [31], захвате жилых помещений и вывозе из них имущества [32]. По мнению американцев, подобное поведение было вызвано, во-первых, непри-знаванием русскими принципа частной собственности, во-вторых, уверенностью советских военнослужащих в том, что они имеют полное право на компенсацию за понесенные потери [33].
Вместе с тем отмечалось и стремление оккупационных властей навести порядок, прежде всего в Праге. Штейнгардт отмечал, что после расстрела несколько пойманных с поличным преступников положение несколько улучшилось [34]. По словам американцев, советское командование объясняло действия своих солдат невежеством, непониманием того, что они находились в дружественной стране. В тяжелых же преступлениях обвинялись дезертиры либо злоумышленники, использовавшие советскую военную форму. По мнению американцев, популярность Красной армии среди местного населения постепенно снижалась. Дипломаты и военные отмечали, что первоначальные проявления любви и дружбы сменялись разочарованием и недоверием к Красной армии. Клиффорт отмечал, что после многолетней немецкой оккупации чехи «психологически устали и были слишком робкими», чтобы открыто протестовать против ее действий [35].
В сообщениях военных, посещавших Чехословакию летом и осенью 1945 г., также делался акцент на росте негативного отношения к советским солдатам. Указывалось, что среди местных жителей распространялись следующие мнения: «Русские освободили нас от нацистов, но кто же освободит нас от русских?»; «Сталин совершил две ошибки - показал русских Европе и Европу русским»; «Коммунизм - хорошая вещь, но русские - невозможные люди». Американский офицер, совершивший путешествие по Чехии в октябре 1945 г., отмечал, что не слышал ни одного хорошего слова о русских. Везде жаловались на изнасилования и грабежи [36]. Лишь в американской зоне наблюдался рост просоветских настроений, что объяснялось отсутствием прямого контакта с русскими [37].
Все это демонстрировало наличие определенно предвзятого негативного отношения к советским военнослужащим. Американцы воспринимали Красную армию скорее не как освободительную, а как оккупационную. Все это можно объяснить, во-первых, стремлением подчеркнуть в действиях советских солдат именно нетипичные, наиболее спорные случаи поведения; во-вторых, наличием действительного контраста с американскими военными (культурными различиями, материальным состоянием); в-третьих, особенностями получаемой информации (основным ее источником для американцев служили антикоммунистически настроенные чешские и словацкие политики); в-четвертых, определенными стереотипами в отношении русских. В целом
53
можно заметить, что в 1945 г. в американской среде доминировал негативный образ Красной армии, что сказывалось на росте и антисоветских чувств.
Накладывали свой отпечаток и личные конфликты. Самым серьезным стал произошедший в июне 1945 г. инцидент с Клиффортом, приобретший характер дипломатического скандала. Осматривая в сопровождении хозяина один из домов с целью его аренды, американский дипломат наткнулся на группу советских военнослужащих, один из которых, по словам Клиффорта, высказал угрозы и оскорбления в его адрес и заставил идти для разбирательств в комендатуру. По требованию американцев советская сторона провела разбирательство, однако пришла к выводу, что имело место недоразумение из-за незнания языка и умышленных действий домовладельца (немца, желавшего использовать американского дипломата для выселения русских) [38].
Вместе с тем отношения между американскими военнослужащими и чешским населением Западной Богемии также не были безоблачными. Согласно информации военной разведки, испытывая чувство уважения к армии США, чехи были недовольны дружественным отношением американцев к судетским немцам, подлежащим депортации в Германию [39]. Генерал Хармон упоминал о конфликтах с местным населением в американской зоне. Причина, по его мнению, состояла в том, что американские солдаты принципиально не желали допускать совершавшегося на их глазах насилия в отношении немцев со стороны чехов [40]. В сообщениях ЦК компартии Чехословакии, направляемых в СССР, также сообщалось о недовольстве чешского населения Западной Богемии действиями американских военных из-за терпимого отношения последних к немцам, языковых и культурных различий [41].
Уже летом 1945 г. вопрос о выводе войск из Чехословакии для чехословацкого руководства и для американских дипломатов приобрел принципиальный характер. Согласно договорённостям СССР и США должны были вывести свои силы после завершения военных действий и основных мероприятий по депортациям. Однако ни одна из сторон не торопилась с реализацией этих шагов. Штейнгардт поддерживал позицию президента Бенеша, который добивался скорейшего вывода обеих воинских группировок, но был против односторонней эвакуации американских войск (опасаясь, что в таком случае РККА займет всю Чехословакию). Американский посол указывал, что односторонний вывод войск приведет к удару по престижу США, продемонстрирует, что они признают передачу ее в советскую зону влияния. С этим мнением соглашался и Госдепартамент, но против выступало военное министерство [42].
С другой стороны, советская сторона также не желала делать первый шаг. После того, как стало известно, что советское командование готовится перебросить в ЧСР дополнительные кон-тингенты, использовав республику для расквартирования войск на зиму, президент США Гарри Трумэн направил прямое предложение Сталину об одновременном выводе армий. Последний согласился, и в декабре последние военные части покинули ЧСР [43].
Итоги взаимодействия союзников в Чехословакии должны были продемонстрировать демократические выборы, намеченные на весну 1946 г. Прогнозируя их результаты, обе стороны рассматривали политическую борьбу в Чехословакии в свете острого идеологического противостояния. В дипломатических сообщениях политические партии в республике делились на просоветские (коммунисты) и прозападные (умеренные или демократические силы). Американцы ожидали поражения коммунистов, не веря, что жители ЧСР с глубокими демократическим традициями могут поддержать советский путь развития. СССР рассчитывал на противоположные результаты. Итог стал неожиданным для Вашингтона - коммунисты получили 38% голосов в парламенте и ключевые позиции в правительстве (включая пост премьер-министра) [44]. Это продемонстрировало верность высказывавшихся с 1943 г. опасений. С этого времени в американской прессе и дипломатической переписке Чехословакия стала упоминаться как страна за «железным занавесом» и часть советской сферы влияния. Но победа коммунистов не была безоговорочной. В дальнейшие два года противостояние продолжалось и завершилось лишь в феврале 1948 г., когда компартия получила полный контроль над правительством. Американским послом это было воспринято как победа целенаправленного курса СССР на установление контроля над Чехословакией и неудача американской внешней политики [45].
В целом же можно утверждать, что уже в период Второй мировой войны и сразу после ее окончания в американской среде возможность использования Чехословакии в качестве площадки для сотрудничества с СССР не находила большой поддержки. Уже в 1943-1944 гг. в США стали высказываться опасения по поводу намерения Москвы включить ЧСР в свою сферу влияния, в 1945 г. они стали подтверждаться наблюдениями американских дипломатов. В американской среде господствовали недоверие и предвзятое отношение к советским планам и намерениям. Со своей стороны американцы надеялись повернуть Чехословакию на Запад, вырвать из-под влияния коммунистов с помощью восстановления демократии. Но эта позиция оказалась неэффек-54
тивной, поскольку позиция сторонних наблюдателей, которую занимали США, не предполагала вмешательства в дела ЧСР и не была поддержана серьезными ресурсами.
Примечания
1. Memorandum by the Division of Central European Affairs. January 11, 1945 // U. S. Department of States. Foreign Relations of the United States (далее - FRUS). 1945. Vol. IV. P. 420-422.
2. J. G. Winant to the Secretary of State. July 4, 1941 // FRUS. 1941. Vol. I. P. 239.
3. Roosevelt to Benes. July 30, 1941 // FRUS. 1941. Vol. II. P. 33.
4. Benes E. Organization of Postwar Europe // Foreign Affairs. Vol. 20, № 2 (Jan., 1942). P. 226-242.
5. The New York Times. May 23, 24 1943. Серапионова Е. П. Эдуард Бенеш: Планы послевоенного развития Чехословакии и реальность // Тоталитаризм: исторический опыт Восточной Европы. «Демократическое интермеццо» с коммунистическим финалом. 1944-1948 гг. М., 2002. С. 119.
6. Memorandum by the Acting Chief of the Division of European Affairs (Atherton) to the Under Secretary of State (Welles). March 23, 1942 // FRUS. 1942. Vol. II. P. 121-122.
7. A. Harriman to the Secretary of State. December 18, 1943 // FRUS. 1943. Vol. III. P. 730-732.
8. John E. Hoover to Adolf A. Berle. 26 June, 1945. National Archive and Records Administration, College Park, Maryland, USA (далее - NARA). RG 59. 860F.01/7-2644; John E. Hoover to Adolf A. Berle. 6 October 1945. RG 59. 860F.01/10-644.
9. George F. Kennan to the Secretary of State. NARA. RG 59. 860F.01/11-1144.
10. Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953 гг.: документы: в 2 т. Т. 1. 1944-1948 гг. М., 1999. С. 30.
11. Марьина В. В. Чехословацкий «Февраль» 1948 г. начинался в 1945 г. // Тоталитаризм: исторический опыт Восточной Европы. С. 103.
12. Советский фактор в Восточной Европе. С. 176.
13. A. Harriman to the Secretary of State. March 31, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 430-434.
14. Memorandum for the Secretary of State. April 19, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 440.
15. E. R. Stettinius to the Acting Secretary of State. April 28, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 446; J. Grew to the Ambassador in France (Caffery). May 7, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 449; Ullmann W. The United State in Prague, 1945-1948. Boulder, 1978. P. 320; Черчилль У. Вторая мировая война: в 3 кн. Кн. 2: т. III-IV. М., 1991. C. 598.
16. A.W. Klieforth to the Secretary of State. June 8, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 457.
17. Blankenship C. W. Nationalization of Industry in Czechoslovakia in 1945: Impact of the United States, Britain, France and the Soviet Union. A PhD dissertation. Lexington, 2002. P. 112.
18. Потехин А. В. Дипломатия США в Восточной Европе: 1945-1950 гг. Киев, 1991. С. 59.
19. W. Walton to D. Hulburd, June 30, 1945. Library of Congress. Steinhardt Papers. Box 46.
20. FRUS. 1945. Vol. II. Р. 1028-1029, 1036-1037.
21. Ullmann W. Op. cit. Р. 37.
22. J. Caffery to the Secretary of State. June 5, 1945 // FRUS. 1945. Volume IV. P. 456.
23. R. Murphy to the Secretary of State. October 17, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 499-501.
24. U. S. Army Headquarters in Paris to the War Department. June 1, 1945. NARA. RG 59. Decimal File, 19451949. Box 6576. 860F.01/6-245.
25. Murphy R. Diplomat among warriors. Garden City, New York, 1964. P. 253-254.
26. E. N. Harmon to A.W. Klieforth. July 7, 1945. NARA. RG 59. Decimal File, 1945-1949. Box 6576. 860F.01/7-1145.
27. A.W. Klieforth to the Secretary of State. June 13, 1945. NARA. RG 319. Entry 57. Box 196.
28. Military Attaché Report. July 7, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 19451957. Box 4.
29. A. W. Klieforth to the Secretary of State. June 3, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 3.
30. Lt. Colonel Woldike to L. Steinhardt. July 26, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 4.
31. A. W. Klieforth to the Secretary of State. June 19, 21, 1945; Military Attaché Report. July 7, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 4.
32. L. Steinhardt to the Secretary of State. August 15, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 6.
33. Military Attaché Report. July 7, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 19451957. Box 4.
34. L. Steinhardt to the Secretary of State. September 11, 1945. NARA. RG 319. Entry 57. Box 196.
35. A. W. Klieforth to the Secretary of State. June 12, 1945. NARA. RG 59. Decimal File, 1945-1949. Box 4001. 760F.61/6-1245.
36. R. Murphy to the Secretary of State. October 25, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 7.
37. A. W. Klieforth to L. A. Steinhardt. June 4, 1945. L. A. Steinhardt Papers. Library of Congress. Box 46.
38. A. W. Klieforth to the Secretary of State. June 21, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 1.
39. Lt Colonel R.L. Love to the Headquarters XXII Corps, G-2. July 6, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 4.
40. Memo of Conversations between General Harmon and A. W. Klieforth. July 1, 1945. NARA. RG 84. American Mission to the Czech Government in Exile. General Records, 1941-1945. Box 13.
41. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 128. Д. 33. Л. 6, 14-20.
42. FRUS. 1945. Vol. IV. P. 488-503.
43. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т. 2. М., 1958. С. 273-275.
44. Чехия и Словакия в XX веке. Очерки истории. Кн. 2. М. 2005. С. 32.
45. См.: Зорин А. В. Расширение советского влияния в Чехословакии в 1945-1948 гг. в оценках американских дипломатов // Россия и Соединенные Штаты: история отношений: сб. науч. статей. Киров, 2012. С. 182-193.
Notes
1. Memorandum by the Division of Central European Affairs. January 11, 1945 // U.S. Department of States. Foreign Relations of the United States (hereinafter FRUS). 1945. Vol. IV. Pp. 420-422.
2. J. G. Winant to the Secretary of State. July 4, 1941 // FRUS. 1941. Vol. I. P. 239.
3. Roosevelt to Benes. July 30, 1941 // FRUS. 1941. Vol. II. P. 33.
4. E. Benes Organization of Postwar Europe // Foreign Affairs. Vol. 20, No. 2 (Jan., 1942). Pp. 226-242.
5. The New York Times. May 23, 24 1943. Serapionova E. P. EHduard Benesh: Plany poslevoennogo razvitiya CHekhoslovakii i real'nost' [Eduard Benesh: Plans for post-war development of Czechoslovakia and reality] // Totalita-rizm: istoricheskij opyt Vostochnoj Evropy. «Demokraticheskoe intermecco» s kommunisticheskim finalom. 19441948 gg. - Totalitarianism: the historical experience of Eastern Europe. "Democratic Intermezzo" with Communist final. 1944-1948 M. 2002. P. 119.
6. Memorandum by the Acting Chief of the Division of European Affairs (Atherton) to the Under Secretary of State (Welles). March 23, 1942 // FRUS. 1942. Vol. II. Pp. 121-122.
7. A. Harriman to the Secretary of State. December 18, 1943 // FRUS. 1943. Vol. III. Pp. 730-732.
8. John E. Hoover to Adolf A. Berle. June 26, 1945. National Archive and Records Administration, College Park, Maryland, USA (hereafter NARA). RG 59. 860F.01/7-2644; John E. Hoover to Adolf A. Berle. 6 October 1945. RG 59. 860F.01/10-644.
9. George F. Kennan to the Secretary of State. NARA. RG 59. 860F.01/11-1144.
10. Sovetskij faktor v Vostochnoj Evrope. 1944-1953 gg.: dokumenty: v 2 t.- The Soviet factor in Eastern Europe.
1944-1953: documents: in 2 vol. Vol. 1. 1944-1948. M. 1999. P. 30.
11. Maryina V. V. CHekhoslovackij «Fevral'» 1948 g. nachinalsya v 1945 g. [Czechoslovak "February" of 1948 started in 1945] // Totalitarizm: istoricheskij opyt Vostochnoj Evropy - Totalitarianism: the historical experience of Eastern Europe. P. 103.
12. Sovetskij faktor v Vostochnoj Evrope - The Soviet factor in Eastern Europe. P. 176.
13. A. Harriman to the Secretary of State. March 31, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. Pp. 430-434.
14. Memorandum for the Secretary of State. April 19, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 440.
15. E. R. Stettinius to the Acting Secretary of State. April 28, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 446; J. Grew to the Ambassador in France (Caffery). May 7, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 449; W. Ullmann, The United State in Prague,
1945-1948. Boulder, 1978. P. 320; Churchill W. Vtoraya mirovaya vojna: v 3 kn. Kn. 2: t. III-IV. [The Second world war: in 3 books. Book 2:vol. III-IV]. M. 1991. P. 598.
16. A. W. Klieforth to the Secretary of State. June 8, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 457.
17. W. C. Blankenship Nationalization of Industry in Czechoslovakia in 1945: Impact of the United States, Britain, France and the Soviet Union. A PhD dissertation. Lexington, 2002. P. 112.
18. Potekhin A. V. Diplomatiya SSHA v Vostochnoj Evrope: 1945-1950 gg. [U.S. Diplomacy in Eastern Europe: 1945- 1950] Kiev. 1991. P. 59.
19. Walton to W. D. Hulburd, June 30, 1945. Library of Congress. Steinhardt Papers. Box 46.
20. FRUS. 1945. Vol. II. Pp. 1028-1029, 1036-1037.
21. W. Ullmann. Op. cit. R. 37.
22. J. Caffery to the Secretary of State. June 5, 1945 // FRUS. 1945. Volume IV. P. 456.
23. R. Murphy to the Secretary of State. October 17, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. Pp.499-501.
24. U. S. Army Headquarters in Paris to the War Department. June 1, 1945. NARA. RG 59. Decimal File, 19451949. Box 6576. 860F.01/6-245.
25. Murphy R. Diplomat among warriors. Garden City, New York, 1964. Pp. 253-254.
26. E. N. Harmon to A. W. Klieforth. July 7, 1945. NARA. RG 59. Decimal File, 1945-1949. Box 6576. 860F.01/7-1145.
27. A. W. Klieforth to the Secretary of State. June 13, 1945. NARA. RG 319. Entry 57. Box 196.
28. Military Attaché Report. July 7, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 19451957. Box 4.
29. A. W. Klieforth to the Secretary of State. June 3, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 3.
30. Lt. Colonel Woldike to L. Steinhardt. July 26, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 4.
31. A. W. Klieforth to the Secretary of State. June 19, 21, 1945; Military Attaché Report. July 7, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 4.
32. L. Steinhardt to the Secretary of State. August 15, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 6.
33. Military Attaché Report. July 7, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 19451957. Box 4.
34. L. Steinhardt to the Secretary of State. September 11, 1945. NARA. RG 319. Entry 57. Box 196.
35. A. W. Klieforth to the Secretary of State. June 12, 1945. NARA. RG 59. Decimal File, 1945-1949. Box 4001. 760F.61/6-1245.
36. R. Murphy to the Secretary of State. October 25, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 7.
37. A. W. Klieforth to L. A. Steinhardt. June 4, 1945. L. A. Steinhardt Papers. Library of Congress. Box 46.
38. A. W. Klieforth to the Secretary of State. June 21, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 1.
39. Lt. Colonel R.L. Love to the Headquarters XXII Corps, G-2. July 6, 1945. NARA. RG 84. Czechoslovakia. Classified General Records, 1945-1957. Box 4.
40. Memo of Conversations between General Harmon and A. W. Klieforth. July 1, 1945. NARA. RG 84. American Mission to the Czech Government in Exile. General Records, 1941-1945. Box 13.
41. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI) - Russian state archive of sociopolitical history (RGASPI). F. 17. Sh. 128. File 33. Sh. 6, 14-20.
42. FRUS. 1945. Vol. IV. Pp. 488-503.
43. Perepiska Predsedatelya Soveta Ministrov SSSR s prezidentami SSHA i prem'er-ministrami Velikobritanii vo vremya Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. - Correspondence to the Chairman of the Council of Ministers of the USSR with the U.S. Presidents and Prime Ministers of Great Britain during the great Patriotic war of 1941-1945. Vol. 2. M. 1958. Pp. 273-275.
44. CHekhiya i Slovakiya v XX veke. Ocherki istorii. - The Czech Republic and Slovakia in the twentieth century. Essays on the history. Book 2. M. 2005. P. 32.
45. See: Zorin V. A. Rasshirenie sovetskogo vliyaniya v CHekhoslovakii v 1945-1948 gg. v ocenkah amerikanskih diplomatov [Extension of Soviet influence in Czechoslovakia in 1945-1948 with the assessments of American diplomats] // Rossiya i Soedinennye SHtaty: istoriya otnoshenij: sb. nauch. statej - Russia and the United States: a history of relations: collection of scientific articles. Kirov. 2012. Pp. 182-193.
УДК 070.482
Е. В. Ситникова
«Епархиальные отголоски»: церковно-общественная газета в контексте преобразований в области печати
Целью статьи является изучение церковного периодического издания «Епархиальные отголоски» как типичного периодического издания, возникшего в 1905-1907 гг. после введения «Временных правил о печати» от 24 ноября 1905 г. Главные задачи исследования связаны с выявлением сути издания, определения его программы и целей, анализа процесса создания и необходимых условий для начала издания газеты, а также выявления причин недолгой деятельности «Епархиальных отголосков» и поводов, которыми могли воспользоваться власти для закрытия издания.
The purpose of this paper is to study the church periodical "Diocesan echoes" as the typical periodical emerged in 1905 - 1907 years after the introduction of the "Provisional Regulations on the Press" on November 24, 1905 The main objectives of the study are associated with the identification of the essence of the publication, the definition of the program and its objectives, and the analysis of the process of creating the necessary conditions for the start of publication of the newspaper, as well as identify the causes of short-lived activity of "Diocesan echoes" and the reason that I could use the power to close the publication.
Ключевые слова: «Епархиальные отголоски», церковная периодическая печать, вятская периодическая печать, временные правила о печати 1905 г., издание газет, уголовное преследование.
Keywords: Diocesan echoes, ^urch periodicals, periodical of Vyatka, temporary regulations on the press of 1905, the publication of newspapers, prosecution.
© Ситникова Е. В., 2015