Научная статья на тему 'Советский приключенческий детектив первой половины xx века'

Советский приключенческий детектив первой половины xx века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
417
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕКТИВ / ЖАНР / ГЕРОЙ / ХРОНОТОП / СЮЖЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Булычева Вера Павловна

Советский приключенческий детектив, родившийся сразу после Октябрьской революции, имеет сильнейшие отличия от классического детектива, который строится по схеме «преступление-следствие-разгадка». Нельзя говорить о существовании в рассматриваемую эпоху классического детектива с традиционным сюжетом и устоявшимися героями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советский приключенческий детектив первой половины xx века»

УДК. 82

Булычева Вера Павловна

преподаватель кафедры русской литературы Астраханского государственного университета nauka. bvp@mail .ru Vera P. Bulycheva

Teacher of chair of the Russian literature Astrakhan state university nauka. bvp@mail .ru

СОВЕТСКИЙ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

SOVIET ADVENTURE MYSTERY OF THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY

Аннотация. Советский приключенческий детектив, родившийся сразу после Октябрьской революции, имеет сильнейшие отличия от классического детектива, который строится по схеме «преступление-следствие-разгадка». Нельзя говорить о существовании в рассматриваемую эпоху классического детектива с традиционным сюжетом и устоявшимися героями.

Ключевые слова: детектив, жанр, герой, хронотоп, сюжет

Annotation. The Soviet adventure detective, which was born after the October revolution at once, has a great deference from classic detective, which was built according to the scheme "crime-investigation-solution". We can't say about existing of classical detective with traditional plot and traditional characters in this epoch.

Key words: detective, genre, character, chronotope, plot

Большая Советская энциклопедия в своем втором издании (1950-1958) характеризует детективный роман таким образом: «Один из видов авантюрно-приключенческой литературы... Героем детективной литературы обычно является "благородный" сыщик (детектив), преследующий преступника и после многих приключений добивающийся успеха, что, в конечном счете, выражает торжество буржуазного права... Нагромождение ужасов, опасностей, убийств, дешевых эффектов, сексуальных извращений, характерное для сюжетов детективной литературы, придает ей бульварный характер, рассчитанный на удовлетворение самых низменных интересов» [1]. Но советская детективная литература уже родилась и постепенно начала крепнуть.

В нашей работе мы придерживаемся определения «детективной литературы» Р.Э. Нудельмана из 3-го издания Большой Советской энциклопедии: «Детективная литература - вид литературы, включающей художественные произведения, сюжет которых посвящен раскрытию загадочного преступления, обычно с помощью логического анализа фактов. Основой конфликта чаще все-

го является столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости» [2].

Интереснс представляют фабульные романы в стихах Алексея Крученых «Сонька- Маникюрщица» (1925), «Разбойник Ванька Каин» (1925) и «Дунька-Рубиха» (1926). Герои или списаны «с натуры», или имели конкретные исторические прототипы в уголовном мире той эпохи.

Нельзя не отметить книгу Вениамина Каверина (Зильбера) «Конец хазы» (1925), посвященная воровскому миру Ленинграда 20-х годов XX века. В произведении изображены бандиты и налетчики нэповских лет.

Необычна повесть «Вор» (1927, новая редакция 1959, последняя переработка - 1990) Леонида Леонова. Писатель Фирсов решил написать роман о воровской среде и собирает для этого материалы, выступая в романе как посторонний свидетель многих ситуаций, сюжетно связывающий персонажей. Автор наполнил повесть философскими размышлениями о смысле жизни, о преступлении и наказании. Стиль иногда напоминает Ф.М. Достоевского, которого Леонид Леонов глубоко почитал всю жизнь, вплоть до своего последнего философского и мистического романа «Пирамида».

И все же перечисленные произведения соотносятся с детективом лишь по своей событийной, жизненной основе. Точному определению детективного жанра, приведенному выше, эти вещи не соответствуют. Разгадывания преступления как такового в этих произведениях нет.

Но вот еще один роман с элементами авантюрного детектива, родившийся примерно в то же время, что и роман М. Шагинян, однозначно обрел право на бессмертие. Речь идет, разумеется, о научно-фантастическом романе Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», в котором очень удачно и гармонично пересеклись три течения: научное, авантюрное и утопическое.

Но у А.Н. Толстого есть еще роман «Эмигранты» («Черное золото»), написанный в 1931 году по еще не остывшим следам уголовного дела об организации русских белогвардейцев в Стокгольме. Этот роман содержит все составные элементы детектива: совершенное преступление, розыск преступников, поиск улик и неизбежное возмездие.

Лев Романович Шейнин известен многими повестями и рассказами, объединявшимися под названием «Записки следователя». Талантливый юрист, пришедший в органы юстиции, Л.Р. Шейнин был всему обязан Октябрьской Революции и новому строю. Его трижды арестовывали, но для него все всегда заканчивалось благополучно, и карающий меч пролетарской Немезиды щадил умную голову Л.Р. Шейнина.

Л.Р. Шейнина можно отнести к классикам советского приключенческого детектива, ибо жизненный материал большинства его произведений, профессиональная принадлежность и вся деятельность положительных героев его произведений, целиком и полностью укладываются в интересующие нас жанровые рамки.

Как и Л.Р. Шейнин, дань шпионской теме, отдал Аркадий Гайдар. Он хотя и не писал чистых детективов, ибо в его повестях нет расследования преступлений, но его повести и рассказы со всей определенностью заслуживают

честь называться приключенческими. Там наличествует крепко строенный сюжет, есть положительные и отрицательные герои, выписанные не «по лекалу», а с большим писательским талантом. В повести «Судьба барабанщика» (1939) бывший белый офицер заброшен в социалистическую Москву и выдает себя перед подростком-пионером Сережей за брата его мачехи. Здесь мальчик выступает в роли своеобразного сыщика, который постепенно постигает подлинную суть своего «дяди».

Перед самым началом Великой Отечественной войны появляются произведения Льва Опалова (Шаповалова), происходившего из дворянского рода и отдавшего свою жизнь делу служения революции. Его перу принадлежат рассказы и повести о доблестном контрразведчике майоре Пронине. Публиковать их Л. Овалов начал в журнале «Вокруг света», где был главным редактором. Количественно их немного: рассказы 1939-1940 годов «Синие мечи», «Зимние каникулы», «Сказка о трусливом чёрте», «Куры Дуси Царёвой», «Agave mexicana», «Стакан воды», повесть 1941 года «Голубой ангел».

Произведения о майоре Пронине являются своеобразным образцом советского приключенческого «шпионского» детектива того времени. Пронин идет к своей цели спокойно и неизменно оказывается победителем. Его главный антипод - опытный профессиональный разведчик, английский резидент Роджерс.

Великая Отечественная война - великий подвиг русского народа, да и всех других народов бывшего СССР. Советский детектив получил толчок для дальнейшего развития и в те страшные, но героические годы. В основном, это был шпионский детектив. В написанном в военные годы романе Григория Адамова «Изгнание владыки», но в изданном уже после войны, в 1946 году, есть характерная сцена. Молодой комбайнер без колебаний помогает Комарову - более того, он даже краснеет от радости, ведь ему впервые в жизни выпадает редкая удача - лично участвовать в деле государственной важности.

Лев Овалов в 1941 году пишет повесть «Голубой ангел», в котором особенно ощущается атмосфера военного времени. В патефонной пластинке «Голубой ангел» кроется секрет - записанные на английском языке инструкции шпиону. Пронин недаром говорит рассказчику-автору: «С каждым годом борьба с политическими преступниками становится все сложнее и резче. Об этом надо писать и развивать в людях осторожность и предусмотрительность» [7; 16].

Следует обратить внимание на предисловия к детективным повестям и романам того времени, где автор разъяснял, как нужно трактовать и понимать то или иное событие или того или иного героя. Видимо, этим подчеркивался тот факт, что при чтении советского детектива важно не удовольствие от разгадки тайны, а исключительно воспитательные и идейно-нравственные функции произведения...

Подведем основные итоги, которые будут представлены в следующей таблице.

Таблица № 1. Приключенческий детектив первой половины XX века.

Писатель Хронотоп Сюжет Герои Детективный фон

Вениамин 20-е годы XX Динамика сюжета - Образная систе- Самого расследо-

Каверин века, развивается быстро. ма вания преступле-

«Конец хазы» Ленинград. Повествование отличается ний нет, но опи-

Реальная увлекательное, яр- психологиче- саны преступни-

обстановка тех кое с точными дета- ской ки, их деяния,

лет, списанная лями эпохи. глубиной. Точно действия властей.

с натуры. представлен

уголовный мир

Ленинграда тех

лет:

налетчики,

наводчики,

содержатели

притонов.

Леонид Лео- 20-е годы XX Динамика сюжета Жизненная и Нет классическо-

нов «Вор» века, воровская низкая, роман отли- яркая образная го расследования,

среда заката чается философ- система: писа- читатель воспри-

НЭПа. Реаль- скими размышлени- тель, налетчики, нимает события

ная ями о преступле- властные струк- сквозь призму

обстановка то- нии, наказании, туры. Мотива- рассказчика. Пре-

го времени. смысле жизни, зыб- ция героев про- ступления совер-

кости границы писана не все- шаются, но автора

между добром и гда. интересуют сами

злом. преступники, а не

торжество спра-

ведливости.

Алексей Тол- Советская Рос- Характерный дина- Белоэмигранты Политический

стой «Эми- сия и Европа мизм сюжета, раз- выписаны с роман содержит

гранты» 20-х гг. XX ве- ворачивающегося натуры, имеют все составные

ка. Реальный преимущественно в реальных исто- элементы при-

исторический форме рических прото- ключенческого

фон противо- политического ро- типов. Друзья детектива: совер-

стояния белой мана, а также с ис- Советской вла- шенное преступ-

эмиграции и пользованием всех сти (журналист ление, розыск

Советской вла- элементов детекти- Бистрем) пред- преступников,

сти. ва ставлены не- поиск улик и

сколько схема- неизбежное воз-

тично. мездие.

Лев Шейнин Советский Со- Сюжет динамичен, Герои обрисо- В некоторых

Цикл «Запис- юз высок уровень ваны произведениях

ки 20-40-х гг. XX занимательности, схематично, без нет расследова-

следователя» века, реальный хотя преступник психологиче- ния как такового.

жизненный порой известен с ской Жизненный

фон. самого начала глубины. Ав- материал,

повествования,и торское профессиональ-

читатель лишь сочувствие к ная принадлеж-

следит за ходом герою ность и вся дея-

расследования определяется тельность

преступления. степенью его положительных

пролетарского героев целиком и

происхождения полностью

укладываются в

детективные рамки

Аркадий Советский Со- Сюжет динамичен, Жизненная и Приключенческая

Гайдар юз высок уровень яркая повесть содержит

«Судьба середины 30-х занимательности, образная систе- элементы

барабанщи- гг. XX века наличествуют ма. шпионского

ка» элементы Враг описан детектива: нали-

шпионского жизненно, ярко чие

детектива. и порой вызывает симпатию. Мотивация героев выписана не всегда. шпиона- само по себе преступление. В роли своеобразного сыщика выступает пионер Сережа.

Лев Овалов Советская Рос- Сюжет динамичен, Герои порой Шпионаж и

«Рассказы о сия высок уровень обрисованы сопутствующие

майоре от эпохи занимательности, схематично, без преступления

Пронине», Гражданской большинство особой психоло- расследуют

повесть войны до нача- рассказов и повесть гической глуби- контрразведчики

«Голубой ан- ла - классический ны. и простые совет-

гел» Великой Отечественной. шпионский детектив ские

Подведем итоги... Во-первых, советский приключенческий детектив, родившийся сразу после Октябрьской революции, имеет сильнейшие генетические отличия от классического детектива, который строится по схеме «преступление-следствие-разгадка».

Во-вторых, советская детективная проза первой половины XX века отличается активной пропагандой советского строя, непримиримой борьбой против нравственных пороков (или того, что считалось в ту эпоху таковыми).

В-третьих, сами герои детективной прозы рассматриваемого периода образуют как бы цепочку: на одном ее конце - связка отрицательных персонажей (шпионы, вредители, убийцы, воры), а на другой - положительные герои (милиционеры и чекисты); в середине могут быть как честные советские граждане, так и уголовники из пролетариев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-четвертых, истинные герои советского детектива могут быть только из милиции или органов государственной безопасности. Нет частных сыщиков или героев-одиночек в литературе рассматриваемого периода.

В-пятых, герои советского детектива - это идеальные люди, настоящие рыцари страны победившего пролетариата, которые не испытывали сомнений в правоте своего дела. Советские герои-сыщики не брали взяток и служили образцом для советских граждан. Причем образцом «высшего сорта» был чекист, а образцом «первого сорта» был милиционер. Именно так, и не иначе.

И, тем не менее, лучшие примеры детективного жанра с элементами приключений, созданные в первую половину XX века, до сих пор востребованы не только специалистами-филологами, но и простыми читателями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая Советская Энциклопедия. 2-е издание. Том 4. М., 1952. - С.

2. Большая Советская энциклопедия, 3-е издание, Т. 8. М. 1972. - С.

143.

3. Гайдар А. Избранные произведения. М., 1979. - С. 256.

4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970. Т. 34. - С. 345.

5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970. Т.44. - С. 579.

6. Овалов Л. Голубой ангел. М.: AdMarginem, 2004. - С. 151.

7. Шейнин Л. Записки следователя. М.: Художественная литература, 1979. С. 156.

REFERENCES

1. Great Soviet Encyclopedia. 2nd edition. Volume 4, Moscow, 1952, - Р. 343.

2. Great Soviet Encyclopedia, 3rd edition, T. 8 M. 1972: - Р. 143.

3. A. Gaidar Selected Works. M., 1979, - Р. 256.

4. VI Lenin The Complete Works, ed. 5th. M.: Political Literature Publishing House, 1970, T. 34 - Р. 345.

5. VI Lenin, Collected Works, Vol. 5th. M.: Political Literature Publishing House, 1970, T.44. - Р. 579.

6. Ovals L. Blue Angel. M.: Ad Marginem, 2004. - Р. 151.

7. Scheinin L. Notes investigator. M.: Literature, 1979, - Р. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.