СОВЕТСКИЕ ПЛАКАТЫ 1917-1920 гг. - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Н. В. ЧАУС
В статье на примере плаката первых послереволюционных лет прослеживается влияние визуальных средств пропаганды на сознание широких слоев. Автор доказывает, что советский плакат помогал утверждению новой политической идеологии.
Ключевые слова: советская власть, агитация, идеология, плакат.
В условиях безграмотности подавляющего большинства населения в 1917-1920 гг. именно зрительные образы имели наибольший эффект в пропаганде новой идеологии, новой системы социальных ценностей, стандартов поведения и норм бытования, организации досуга и праздников. Большое внимание уделялось пробуждению социальной активности масс, их включению в различные мероприятия и организации, формировавшие социалистический миропорядок. Торжественные даты, к примеру, сопровождались красочными представлениями и шествиями на площадях и улицах крупных городов. Эти торжества предусматривали активное участие зрителей. В незатейливых пьесах главными действующими лицами были буржуй, кулак, генерал и поп, свергаемые народом. В соответствии с «ленинским планом монументальной пропаганды» воздвигались памятники героям и жертвам революции. Большую роль в наглядной агитации играли соответствующие плакаты, в том числе знаменитые «Окна РОСТА».
Коммунистическая партия на всех этапах своей деятельности придавала большое значение пропаганде марксистско-ленинских идей и политической агитации среди «широких слоев трудящихся масс». Одним из важнейших средств массовой агитации и пропаганды социалистической идеологии являлся политический плакат, «рожденный в бурях революционных сражений». Искусствовед В. П. Полонский о плакате первых послереволюционных дней пишет: «Он требует, призывает, приказывает, повелевает. Плакат -орудие массового внушения, средство организации коллективной психологии» [5]. Ф. Энгельс, высоко оценивая роль и возможности плаката в революционной ситуации, в работе «Дебаты по поводу закона о плакатах» писал: «Плакаты яв-
ляются основным средством воздействия на пролетариат» [4].
Следует отметить, что первые революционные политические плакаты, сохранившиеся до наших дней, но малоизвестные в исследовательских кругах, были созданы в уже период Февральской революции. Эти плакаты, выполненные в привычном для народа лубочном стиле, носили нередко сатирический характер и отражали огромный рост социальной активности, критическое отношение масс к власти, революционную романтику ожиданий и надежд, связанных с демократизацией страны, стремлением к миру и стабильности. Но Временное правительство уже в силу краткосрочности своей истории и экстремального характера обстоятельств 1917 г. не могло всерьез заниматься художественной пропагандой своих планов и действий, и плакатный жанр, как и многие другие, развивался в соответствии с потребностями художников в эстетическом осмыслении и отражении бурных революционных реалий.
Политические плакаты, созданные за несколько месяцев до октябрьских событий, являлись «подготовительным» идеологическим оружием большевиков. С первых дней Советской власти политический плакат играл роль проводника большевистских идей. Создатели политического плаката призывали к выполнению декретов и мероприятий большевиков по осуществлению «первоочередных задач» проводимой ими политики. Практически они осуществляли принцип политической пропаганды и агитации, определяющей, что поводами должны служить все явления и события общественной и политической жизни, которые затрагивают «пролетариат либо непосредственно как особый класс, либо как авангард всех революционных явлений в борьбе за свободу» [3].
В промежуток времени между февральской и октябрьской революциями роль плаката была незначительной, а основной темой была предвыборная агитация. Первое место занимали литографии партии эсэров, на втором месте - буржуазные и последнее место занимали небольшие по размерам, изданные в небольшом количестве экземпляров, с наименьшим числом красок плакаты социал-демократических партий [5]. Левые эсеры в октябре 1917 г. вошли в созданный по предложению Л. Д. Троцкого Военно-революционный комитет Петроградского Совета и приняли участие в октябрьском вооруженном восстании. На плакате неизвестного художника (1917 г.) «Партия социал-революционеров. В борьбе обретешь ты право свое» рабочий разрывает толстые цепи, символизирующие оковы рабства, а боец одной рукой указывает на глобус с надписью «Земля и воля», другой же зовет шествующих с красными флагами навстречу рабочих и крестьян, готовых бороться согласно призывам [7]. Первые большевистские плакаты призывали голосовать за список № 1 - список большевиков, этот призыв мы видим и на плакате неизвестного художника (1917 г.) «Все сознательные граждане Российской республики голосуют...» [7].
В первые послереволюционные годы для более успешной агитации создавались агитационнопросветительские пункты, о содействии которым в циркулярном письме ЦК РКП(б) предлагалось «в целях более успешного и безотлагательного проведения постановления Совета Обороны от 13 мая с. г. ... всем партийным комитетам и организациям на местах оказывать полное содействие инструкторам-организаторам, выехавшим на работу на места по указанию и мандатам Центральной коллегии агитпунктов» [2]. Газеты этих лет пестрили афоризмами для плакатов. В московской газете 1919 г. от 25 мая № 110 «Голос трудового крестьянства» приводятся следующие афоризмы товарищей из «Дня всеобуча», предназначавшиеся именно для плакатов: «Я пахарь, на страже с винтовкой стою, храню я свободу и землю свою» и «Товарищ - крестьянин, ты должен владеть винтовкою, как косою!» [1].
Новой властью плакатной пропаганде придавалось огромное значение, об этом говорят такие факты: транспортировка политических агитационных плакатов приравнивалась к доставке срочных военных грузов. «Строжайше воспрещается срывать и заклеивать плакат - виновные будут привлекаться к ответственности», - было напечатано на многих плакатах. «Всякий срывающий этот плакат или заклеивающий его афишей со-
вершает контрреволюционное дело». Так гласило суровое предупреждение, печатавшееся во времена гражданской войны на политических плакатах, расклеенных на стенах домов, на заборах, на вагонах железнодорожных составов, отправлявшихся на фронт. Ведь именно в ту пору плакат впервые был принят на вооружение советский агитации, он стал солдатом революции, неутомимым пропагандистом и страстным глашатаем ленинской, большевистской пропаганды. История советского плаката начинается с середины 1918 г. Первыми политическими работами были два советских плаката «Цена крови» и «Царь, поп и богач», которые вышли под грифом издательства ВЦИК. Другие издательства только вступали в эту деятельность. Каждые пять дней на улицах городов появлялся новый плакат [6].
Потребность в агитационных плакатах была чрезвычайной и злободневной, поэтому в инструкциях особое внимание обращалось на широкое использование и мобилизацию всех художников из красноармейской среды для рисования плакатов.
В связи с острым дефицитом средств рекомендовалось использовать такие подручные материалы, как цветная бумага, окрашенные старые газеты, фанеру, дранку и прочее. Материальных средств было очень немного. Цветовое богатство приходилось из экономии низводить до минимума: лишняя краска - лишний прокат машины, лишние часы работы. Случалось, что время не позволяло и думать о цветном плакате [5]. В это бурное и суровое время не хватало бумаги не только для выпуска плакатов, но и другой агитационной литературы. В июне 1920 г. всем политотделам железных дорог республики под грифом «военного циркуляра» были посланы телеграммы, предписывающие вести борьбу против уничтожения плакатов вплоть до привлечения всех срывающих их к трибуналу. Политическая агитация с помощью таких наглядных средств, как плакаты, которые были расклеены повсюду, имела огромное значение для становления жизни молодой Советской республики. О выпуске плакатов сообщалось в газете «Правда» [6].
Художники-плакатисты свое творчество связывали с государственным заказом, а социальное и культурное окружение служило формированию соответствующего самосознания художника. Несмотря на стандартный характер словесных формулировок, постепенно утвердившихся в советской пропаганде, для выражения их в новом изобразительном искусстве имелся творческий простор. Художник, который визуализировал очередной лозунг или программу преобразований,
наглядно представлял свое понимание этого содержания зрителю.
Наиболее важной приметой времени революции и гражданской войны было, как известно, глубочайшее противоречие между ведущими социальными силами общества - прежними собственниками и управителями и народом - рабочими и крестьянами, объявленными большевиками решающей силой истории, имеющей безусловное право на равный доступ к созданным их трудом благам, богатствам экономики и культуры. Именно классовая борьба, охватившая все общество и определившая синдром жестокой бескомпромиссности в борьбе с разрушаемым старым миром, пронизывала и плакатное искусство 19171920 гг. В свою очередь, сам плакат, создававшийся в соответствии с основным политическим заказом, формировал в обществе настроения непримиримости, решительного отказа от всего, что связано с царским режимом и образом жизни, его символами и ценностями.
Так, символы царской России: имперский герб, корона, скипетр и держава особенно часто использовались в политических плакатах этого периода. На плакате 1919 г. «Враг хочет захватить Москву...» В. И. Фидман изображает врага в имперской короне [7]. В одной руке у него цепь, символизирующая прежние рабские условия жизни простого человека, а вторая простирается для захвата столицы, которая в это время подвергалась серьезной опасности со стороны белых сил, мечтавших об изгнании из первопрестольной большевиков. Такая дореволюционная символика, как знаки императорской власти, российский флаг, герб и портрет последнего императора олицетворяли отвергнутый теперь обобщенный образ России, ее прежнюю политическую историю и рухнувшее государственное устройство. Фигуры «генерала», «чиновника», «попа», «капиталиста», «кулака» становились архетипическими знаками несправедливого социального устройства старого общества, а надписи «рабство», «капитал» и т. п. выражали его нравственные пороки, искоренявшиеся путем отказа от частной собственности и утверждения коллективистских начал традиционной культуры россиян в новой идеологической оболочке.
Ярким примером социального раскола служит, в частности, карикатурный плакат В. Н. Денни 1919 г. «Мы, Божией Милостью Колчак» [7]. Художник показал Колчака восседающим на «троне» в окружении главных представителей неправедной жизни, «злейших врагов» трудового народа - кулака, священника и буржуя. В одной руке у Верховного правителя флаг с надписью: «Расстрелять
каждого десятого рабочего и крестьянина», в другой руке - большая бутылка спирта.
Одновременно плакат выступил инструментом утверждения новых символов державности, величия, красоты и мощи государства как носителя истинно народной воли. Уже во время Февральской революции широко использовался красный флаг как символ свободы, разумного государственного устройства и обновления жизни. В послеоктябрьский период он становится символом крови, пролитой за победу революции, социального возмездия и ассоциируется с традиционной связью красного и красоты в народной поэтике, фольклоре, орнаменте.
Смысловая загруженность флага в плакате огромна, например, в работе А. Апсита «Год пролетарской диктатуры, 1918 г.» он предстает как главный символ свободы и завоеваний революции, а у Д. С. Моора (Орлов) на плакате «Торжественное обещание» 1919 г. указывается на преданность делу и непримиримую классовую борьбу против эксплуататоров. В третьем случае у неизвестного художника красное знамя - это призыв к вступлению в ряды коммунистической партии - единственной выразительницы и защитницы интересов труда: «Идите в Коммунистическую партию!» (1920 г.) [7].
На стадии становления советского государства, его идеологии и новой незнакомой системы красный флаг, как наиболее часто повторяющийся символ, неизменно обозначал воплощение идеи создания государства рабочих и крестьян. Синкретическое восприятие этого символа, где кровь борцов революции отсылает к древним пластам человеческого сознания, постепенно формировала в сознании людей его неразрывную связь с властью.
Следует отметить, что именно в годы советской власти государство как монополист во всех сферах жизнедеятельности решительно подчинило своим интересам и творчество художественной интеллигенции. Программа использования изобразительного и других видов искусств для формирования позитивного образа власти, утверждения новых идей и доминант социальной справедливости, в том числе предоставления народным массам всех преимуществ в управлении, материальном обеспечении, образовании и социальной защите, творческом развитии своих способностей, широко и целеустремленно пропагандировалась ведущими государственными деятелями.
Литература
1. Газета «Голос трудового крестьянства» 1919 г. № 110, г. Москва.
2. Культурное строительство в РСФСР: Т. 1. Ч. 1. 1917-1920 гг. Главархив РСФСР, ЦГА РСФСР / сост. Л. И. Давыдова. М., 1983. С. 264-265.
3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 83.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 6. С. 478.
5. Полонский В. П. Русский революционный плакат. М., 1925.
6. Плакаты первых лет Советской власти и социалистического строительства (1918-1941) / сост. И. П. Авдейчик, Г. К. Юхнович. Каталог. Мн., 1985. С. 3.
7. Электронный музей Отечественного плаката -Плакаты.Ру. иКЬ: http://www.plakaty.ru (дата обращения - 6.05.10.)
* * *
SOVIET POSTERS OF 1917-1920 AS MAIN MEDIUM OF PROPAGANDA OF SOCIALIST IDEOLOGY
N. V. Chaus
This paper retraces the influence of the visual propaganda media on the sense of great masses of population. The author proves that a soviet poster helped to strengthen the new political ideology.
Key words: Soviet power, agitation, ideology, poster.