УДК 94(470.2)«1918/1920»:323.23
А.А. Конкин
Агитационно-пропагандистская деятельность советского руководства и белогвардейских сил на северо-западе России в годы Гражданской войны
В статье рассматривается агитационно-пропагандистская деятельность советской власти и отдельных белогвардейских формирований в условиях Гражданской войны в России на примере материалов периодической печати и военно-политических плакатов.
The article considers about agitation and propaganda activity of Soviet power and some others White guards formations in a period of the Civil war in Russia based on the periodicals and military posters.
Ключевые слова: Гражданская война, Белая армия, Красная армия, агитация, пропаганда, коммунизм, мобилизация.
Key words: Civil war, the White army, the Red army, agitation, propaganda, communism, mobilization.
Агитационно-пропагандистская работа, или «война на информационном фронте», играет чрезвычайно важную роль в период ведения боевых действий [подробнее см.: 5; 17]. Создание «образа врага» - одна из основных задач пропаганды и агитации, целью которой является дискредитация противоположной стороны и политико-идеологическое обоснование необходимости применения силы. Специфичными, однако, представляются методы психологического воздействия в условиях Гражданской войны, когда сходятся политические силы и группировки внутри одного государства.
В этой связи особый интерес для исследователей представляет агитационно-пропагандистский материал Гражданской войны 19181920 гг., в ходе которой в России произошло столкновение диаметрально противоположных друг другу общественно-политических систем: коммунистической и «контрреволюционной» (данное
определение является условным, так как белогвардейские правительства представляли собой широкий конгломерат политических сил - от монархистов до социал-революционеров). Цели и задачи агитации прямо проистекали из специфики противостояния: проведение работы среди населения, в собственной армии и в «чужих» подразделениях. Общий лейтмотив агитации сводился к обоснова-
© Конкин А. А., 2015
101
нию доминирования над противником и неизбежности крушения последнего.
Формы пропаганды, применявшиеся противоборствующими сторонами, были различными, однако наиболее распространенной была печатная агитация с помощью листовок, газет, воззваний и пр. Они охватывали значительный круг вопросов: призывы к мобилизации в ряды действующей армии, необходимость реквизиции ресурсов для нужд фронта, дискредитация противоборствующей стороны и т. д. Обязательный акцент делался, независимо от стороны конфликта, на создание «образа врага» и представление его в максимально неприглядном свете в глазах населения. Детальное рассмотрение конкретных методов идейно-психологического воздействия позволяет выявить характерные особенности в подходах к пропаганде у противоборствующих сторон в годы Гражданской войны.
Распространенным приемом советской агитации было указание на наличие тесных дипломатических отношений белогвардейских правительств и иностранных держав: «Ваши генералы, - говорилось в одной из листовок, обращенных к белогвардейцам, - продают иностранным капиталистам наши богатые окраины, получая за это оружие и деньги и думают задушить русский народ, вырвавшийся из цепей капитала» [19, № 7/31].
Пытаясь добиться одной из главных целей - прекращения сопротивления белогвардейских войск, большевики развернули широкую печатную агитацию в войсках противника. В специальных воззваниях якобы сложившие уже оружие белогвардейцы обращались к своим друзьям и солдатам, находившимся «по другую сторону баррикад». Внимание акцентировалось на нескольких
«преимуществах» Красной армии: отсутствии телесных наказаний, полной обеспеченности продовольственными и материальными ресурсами, народном характере движения, а также общем моральном и численном превосходстве Красной Армии [19, № 1/30].
Агитационно-пропагандистские усилия была направлены также и на поддержку боевого духа красноармейцев, которые «любой ценой» должны были защитить Петроград от «эстонских, финских, русских белогвардейцев, которых активно поддерживает английский флот» [19, № 1/75]. Необходимость защиты «колыбели революции» становилась одним из главных лейтмотивов агитационной работы среди гражданского трудового населения, нацеленной не просто на поддержку веры в победу [5, с. 95], но и на решение вполне конкретной задачи пополнения рядов РККА: «Вступайте массами в народную армию, не дайте своей халатностью погибнуть массовым завоеваниям!» [19, № 3/166].
Наконец, агитационное воздействие было направлено против «внутренних врагов», среди которых особо выделяли провокаторов,
102
приравниваемых к государственным преступникам и подвергаемых суровым наказаниям, вплоть до расстрела [19, № 7/162], а также дезертиров, борьба против которых была не менее ожесточенной [18, с. 133]. Широкая пропаганда борьбы с дезертирством находила своё отражение на страницах периодической печати и в специально изготавливаемых листовках [8, с. 61]. Советская власть призывала дезертиров «тотчас же» явиться в военные части и приступить «к исполнению своих обязанностей», угрожая, в противном случае, расправой по окончании Гражданской войны [3, с. 211]. О применении расстрела говорилось и в случаях дезертирства «со сборных пунктов, при отправке эшелонов по пути следования таковых...» [7. Л. 1а].
Помимо упомянутых выше проблем, в агитационных изданиях, выпускавшихся на Северо-Западе России, обращалось пристальное внимание и на другие стороны жизни общества в период Гражданской войны. С учетом стихийной демобилизации военнослужащих с фронтов Первой мировой войны, на руках у населения скопилось большое количество оружия и боеприпасов. В связи с этим в ряде агитационных материалов содержался призыв к населению проявить свою «революционную и гражданскую сознательность», признав необходимость добровольной сдачи оружия [19, № 6/36]. Нередко публиковались воззвания, в которых говорилось о необходимости экономической помощи Красной армии со стороны населения [19, № 12603]. «Не менее опасный враг - это топливный голод -если мы не заготовим нужного количества дров, остановятся железные дороги, пароходы, продорганы лишатся возможности вывезти хлеб из производящих губерний, остановятся фабрики и заводы и вся промышленность. население городов замерзнет .Красной Армии нужны мясо, фураж, лошади. Мы ... должны ... дать возможность Красной армии окончательно разбить врага, обеспечить ее всем необходимым.», - именно так преподносилась необходимость экономического отчуждения ресурсов у населения в условиях развернувшегося гражданского противостояния [2, с. 43].
Осознавая значимость агитационно-пропагандистской работы, правительства белогвардейцев также уделяли ей значительное внимание. В качестве характерных признаков белогвардейской агитации можно выделить национализм, критику коммунизма как системы, дискредитацию лидеров Советского государства, а также постоянную апелляцию к идее созыва Учредительного собрания после победы над большевизмом. Близость этой победы представлялась само собой разумеющейся: «Русские люди, - обращалась с призывом к своим читателям антибольшевистская газета «Приневский край» в 1919 г., - еще немного терпения и падет кровавая власть тиранов, насильников народа и наступит свобода» [15. 10 окт.]. Бело-
103
гвардейская агитация не скупилась на нелестные эпитеты в адрес советской системы и ее лидеров: «Долой большевиков и коммунизм», «Троцкий - убийца крестьян», «Ленин - предатель рабочего класса» и т. д. [15. 24 окт.].
В исторической литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что слабой стороной белогвардейских правительств как политической силы было отсутствие внятного понимания государственного устройства России после потенциальной победы над большевизмом [11, с. 301-302; 12, с. 94-95]. Основанием для такой оценки служат факты идейной разобщенности белогвардейских правительств, не сумевших выработать и осуществить единую политическую и социально-экономическую программу, а также анализ биографий лидеров антибольшевистских формирований, которые будучи блестящими кадровыми военными царской армии не были искушенными в экономических и общественно-политических вопросах [6, с. 133]. Однако, помимо этого, необходимо учитывать и социальный состав тех, кого пытались привлечь к себе противоборствующие стороны с помощью активной агитации и пропаганды. В этой связи представляется, что большевистская агитация была более понятной широкому кругу населения, в то время как, по меткому выражению А.В. Аграшенкова, фундаментальной причиной поражения белогвардейских войск, в том числе и на Северо-Западе России, «... стало неприятие большей частью солдат воюющих сторон и населения старых порядков: именно их
реставрация ассоциировалась в психике людей с победой Белого движения» [1, с. 136].
Тем не менее, основополагающие вопросы государственного устройства в антибольшевистской агитации все же присутствовали, но не занимали при этом главенствующего положения. Так, например, концептуальные основы политики Северо-Западного правительства нашли свое отражение в декларации «К населению Северо-Западной Области России», опубликованной в газете «Заря России». Среди основных положений данного воззвания выделялись следующие: равенство граждан перед законом, декларирование права на свободу печати, стачек, политических собраний, слова; закрепление принципа возможности получения автономии на общих принципах федерации, децентрализация государства при сохранении тесной связи с местным самоуправлением, принцип выборности органов местной власти, восьмичасовой рабочий день, государственный контроль над производством и принцип охраны труда. Однако же, окончательное решение аграрного вопроса откладывалось до победы над большевиками и созыва Учредительного собрания. На период военного времени земля закреплялась за «земледельческим населением», но сделки на «внегородские земли воспрещают-
104
ся за исключением особо важных случаев и с особого в этих случаях разрешения Правительства» [9, 21(8) авг.].
Чаще всего вопросы социально-экономического характера в белогвардейской пропаганде затрагивались в ходе критики советскокоммунистической системы, которая представала как «грабительская» («Кто ограбил у тебя последнюю коровенку - тот комиссар и коммунист!»). В печатных изданиях белогвардейцев делался акцент на удорожание продуктов первой необходимости, рост инфляции и безработицы при большевистском режиме [4, 15 нояб.].
Другой распространенной формой пропаганды были плакаты военно-политического характера. Спецификой плакатной живописи является простота, яркость и метафоричность изображения, с помощью которых основополагающие идеи доносятся до широкой массы населения [10, с. 134]. Противоборствующие стороны в годы Гражданской войны активно использовали плакат, пытаясь дискредитировать противника. Например, среди рядовых солдат белых армий распространялись плакаты с напоминанием о том, что победа белогвардейцев будет означать возвращение помещичьей собственности на землю, а следовательно, и ее конфискацию у крестьян. Самым распространенным словом на советских плакатах было слово «капитал», которое отождествлялось с порядками царской России и являлось символом угнетения трудового народа.
Во время походов Северо-Западной армии на Петроград, советское руководство бросило силы на публикацию плакатов, призывавших к революционной обороне. В таких плакатах город изображался в виде крепости, «твердыни», защищать которую необходимо любой ценой [16]. Часть плакатов была посвящена лидерам белогвардейских формирований, в которых их образ передавался с негативной стороны и должен был вызвать антипатию [см., напр.: 14].
Равным образом и в белогвардейской агитации акцент делался на негативных сторонах большевистского режима, а его лидеры -
В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий - на плакатах принимали мистически-зловещие образы, изображались ответственными за развал государства и гибель людей [14]. Анализ белогвардейских плакатов позволил установить, что наиболее часто упоминавшимся словом было «Совдепия», которая должна была олицетворять, по замыслу создателей этой наглядной агитации, все тяготы и ужасы жизни людей в Советской России [13].
Анализ военно-политической агитации и пропаганды в годы Гражданской войны в России показывает, что данному направлению деятельности обе противоборствовавшие стороны уделяли серьезнейшее внимание. В целях информационно-идеологического воздействия на население противники использовали широкий спектр
105
конкретных мер: публикацию листовок, программных воззваний на страницах периодических изданий, распространение плакатов военно-политической тематики и пр. Несмотря на ряд общих моментов, будь то попытки скомпрометировать своего противника, выставить в неприглядном свете его лидеров или указать на неизбежность гибели государства в случае победы противоположной стороны, в агитационно-пропагандистской работе советской власти и
антибольшевистских формирований присутствовали свои особенности, характерные для каждой из сторон. Представляется, что советская агитация охватывала более широкий круг вопросов, касавшихся жизни государства и общества в реалиях военного времени. Вкупе с использованием конкретных программных положений и принципов действия, коммунистическое руководство получало в лице пропаганды мощное оружие воздействия на широкие массы населения. В свою очередь, белогвардейская агитация основной акцент сделала на критике большевистского режима и руководства, в то время как ключевые вопросы государственного устройства и экономического развития страны, волновавшие людей, не находили сколько-нибудь значительного отражения в агитационно-
пропагандистских материалах контрреволюционного движения, что на наш взгляд, наряду с другими факторами, уменьшало шансы «белых» на победу в Гражданской войне.
Список литературы
1. Аграшенков А. В. Идеология и общественное сознание в Гражданской войне на северо-западе России: проблемы взаимосвязи. - СПб., 1994.
2. Бланк А.С., Озеринин Н.В. Победа Советов в Череповецкой губернии. -Вологда, 1957.
3. Васильев М. «Искоренить зло дезертирства» // Псков. - 2011. - № 35. -С. 207-216.
4. Вестник Северо-Западной армии (г. Нарва). - 1919.
5. Вихров В.М. Председатель Петросовета Г.Е. Зиновьев и организация обороны Петрограда // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2010. -Т. 4. История. - № 3. - С. 92-100.
6. Ганин А. В. Роль большевистских вождей в победе РККА в Гражданской войне // Русский исход как результат национальной катастрофы. К 90-летию окончания Гражданской войны на европейской территории России / под ред. М.Б. Смолина. - М., 2011. - С. 133-143.
7. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. Р-609. Оп. 1. Д. 10.
8. Гулев В. В. Организация издательского дела и борьба против буржуазной идеологии в первые годы Советской власти (1918-1921 гг.) // Ист. зап. -1979. - № 104. - С. 59-90.
9. Заря России (г. Псков). - 1919.
10. Игошина Т.С. Метафора как средство художественной выразительности плакатного искусства // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2009. - № 17 (155). -С. 132-140.
106
11. Интервенция на Северо-Западе России (1917-1920 гг.) / под общ. ред. В.А. Шишкина. - СПб., 1995.
12. Кенез П. Идеология белого движения // Гражданская война в России: перекресток мнений. - М., 1994. - С. 94-105.
13. Плакаты «белых» времен Гражданской войны //
http://statehistory.ru/2185/Plakaty-belykh-vremen-Grazhdanskoy-voyny--CHast-II.
14. Плакаты времен Гражданской войны //
http://diletant.ru/articles/20746695.
15. Приневский край: Военно-осведомительная и литературно-
политическая газета (г. Гатчина, Ямбург, Нарва). - 1919.
16. Революционные плакаты // Красное знамя: WEB-проект о СССР и советской эпохе // http://krasnoyeznamya.ru/page.php?vrub=rm&vid=6.
17. Тропов И.А. Проблемы формирования Красной Армии // Воен.-ист. журн. - 2009. - № 6. - С. 46-50.
18. Тропов И. А. Доклад Военно-революционной «тройки» Псковского уезда (30 июня 1918 г.) // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 4. История. - № 4. - С. 132-138.
19. Фонд листовок Российской национальной библиотеки (ФЛ РНБ).
107