Научная статья на тему 'Агитационно-пропагандистская деятельность советского руководства и белогвардейских сил на северо-западе России в годы Гражданской войны'

Агитационно-пропагандистская деятельность советского руководства и белогвардейских сил на северо-западе России в годы Гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2396
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / БЕЛАЯ АРМИЯ / КРАСНАЯ АРМИЯ / АГИТАЦИЯ / ПРОПАГАНДА / КОММУНИЗМ / МОБИЛИЗАЦИЯ / CIVIL WAR / WHITE ARMY / RED ARMY / AGITATION / PROPAGANDA / COMMUNISM / MOBILIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Конкин Андрей Алексеевич

В статье рассматривается агитационно-пропагандистская деятельность советской власти и отдельных белогвардейских формирований в условиях Гражданской войны в России на примере материалов периодической печати и военно-политических плакатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agitprop activity of the Soviet leadership and the White Guard forces in the northwest of Russia during the Civil War

The article considers about agitation and propaganda activity of Soviet power and some others White guards formations in a period of the Civil war in Russia based on the periodicals and military posters.

Текст научной работы на тему «Агитационно-пропагандистская деятельность советского руководства и белогвардейских сил на северо-западе России в годы Гражданской войны»

УДК 94(470.2)«1918/1920»:323.23

А.А. Конкин

Агитационно-пропагандистская деятельность советского руководства и белогвардейских сил на северо-западе России в годы Гражданской войны

В статье рассматривается агитационно-пропагандистская деятельность советской власти и отдельных белогвардейских формирований в условиях Гражданской войны в России на примере материалов периодической печати и военно-политических плакатов.

The article considers about agitation and propaganda activity of Soviet power and some others White guards formations in a period of the Civil war in Russia based on the periodicals and military posters.

Ключевые слова: Гражданская война, Белая армия, Красная армия, агитация, пропаганда, коммунизм, мобилизация.

Key words: Civil war, the White army, the Red army, agitation, propaganda, communism, mobilization.

Агитационно-пропагандистская работа, или «война на информационном фронте», играет чрезвычайно важную роль в период ведения боевых действий [подробнее см.: 5; 17]. Создание «образа врага» - одна из основных задач пропаганды и агитации, целью которой является дискредитация противоположной стороны и политико-идеологическое обоснование необходимости применения силы. Специфичными, однако, представляются методы психологического воздействия в условиях Гражданской войны, когда сходятся политические силы и группировки внутри одного государства.

В этой связи особый интерес для исследователей представляет агитационно-пропагандистский материал Гражданской войны 19181920 гг., в ходе которой в России произошло столкновение диаметрально противоположных друг другу общественно-политических систем: коммунистической и «контрреволюционной» (данное

определение является условным, так как белогвардейские правительства представляли собой широкий конгломерат политических сил - от монархистов до социал-революционеров). Цели и задачи агитации прямо проистекали из специфики противостояния: проведение работы среди населения, в собственной армии и в «чужих» подразделениях. Общий лейтмотив агитации сводился к обоснова-

© Конкин А. А., 2015

101

нию доминирования над противником и неизбежности крушения последнего.

Формы пропаганды, применявшиеся противоборствующими сторонами, были различными, однако наиболее распространенной была печатная агитация с помощью листовок, газет, воззваний и пр. Они охватывали значительный круг вопросов: призывы к мобилизации в ряды действующей армии, необходимость реквизиции ресурсов для нужд фронта, дискредитация противоборствующей стороны и т. д. Обязательный акцент делался, независимо от стороны конфликта, на создание «образа врага» и представление его в максимально неприглядном свете в глазах населения. Детальное рассмотрение конкретных методов идейно-психологического воздействия позволяет выявить характерные особенности в подходах к пропаганде у противоборствующих сторон в годы Гражданской войны.

Распространенным приемом советской агитации было указание на наличие тесных дипломатических отношений белогвардейских правительств и иностранных держав: «Ваши генералы, - говорилось в одной из листовок, обращенных к белогвардейцам, - продают иностранным капиталистам наши богатые окраины, получая за это оружие и деньги и думают задушить русский народ, вырвавшийся из цепей капитала» [19, № 7/31].

Пытаясь добиться одной из главных целей - прекращения сопротивления белогвардейских войск, большевики развернули широкую печатную агитацию в войсках противника. В специальных воззваниях якобы сложившие уже оружие белогвардейцы обращались к своим друзьям и солдатам, находившимся «по другую сторону баррикад». Внимание акцентировалось на нескольких

«преимуществах» Красной армии: отсутствии телесных наказаний, полной обеспеченности продовольственными и материальными ресурсами, народном характере движения, а также общем моральном и численном превосходстве Красной Армии [19, № 1/30].

Агитационно-пропагандистские усилия была направлены также и на поддержку боевого духа красноармейцев, которые «любой ценой» должны были защитить Петроград от «эстонских, финских, русских белогвардейцев, которых активно поддерживает английский флот» [19, № 1/75]. Необходимость защиты «колыбели революции» становилась одним из главных лейтмотивов агитационной работы среди гражданского трудового населения, нацеленной не просто на поддержку веры в победу [5, с. 95], но и на решение вполне конкретной задачи пополнения рядов РККА: «Вступайте массами в народную армию, не дайте своей халатностью погибнуть массовым завоеваниям!» [19, № 3/166].

Наконец, агитационное воздействие было направлено против «внутренних врагов», среди которых особо выделяли провокаторов,

102

приравниваемых к государственным преступникам и подвергаемых суровым наказаниям, вплоть до расстрела [19, № 7/162], а также дезертиров, борьба против которых была не менее ожесточенной [18, с. 133]. Широкая пропаганда борьбы с дезертирством находила своё отражение на страницах периодической печати и в специально изготавливаемых листовках [8, с. 61]. Советская власть призывала дезертиров «тотчас же» явиться в военные части и приступить «к исполнению своих обязанностей», угрожая, в противном случае, расправой по окончании Гражданской войны [3, с. 211]. О применении расстрела говорилось и в случаях дезертирства «со сборных пунктов, при отправке эшелонов по пути следования таковых...» [7. Л. 1а].

Помимо упомянутых выше проблем, в агитационных изданиях, выпускавшихся на Северо-Западе России, обращалось пристальное внимание и на другие стороны жизни общества в период Гражданской войны. С учетом стихийной демобилизации военнослужащих с фронтов Первой мировой войны, на руках у населения скопилось большое количество оружия и боеприпасов. В связи с этим в ряде агитационных материалов содержался призыв к населению проявить свою «революционную и гражданскую сознательность», признав необходимость добровольной сдачи оружия [19, № 6/36]. Нередко публиковались воззвания, в которых говорилось о необходимости экономической помощи Красной армии со стороны населения [19, № 12603]. «Не менее опасный враг - это топливный голод -если мы не заготовим нужного количества дров, остановятся железные дороги, пароходы, продорганы лишатся возможности вывезти хлеб из производящих губерний, остановятся фабрики и заводы и вся промышленность. население городов замерзнет .Красной Армии нужны мясо, фураж, лошади. Мы ... должны ... дать возможность Красной армии окончательно разбить врага, обеспечить ее всем необходимым.», - именно так преподносилась необходимость экономического отчуждения ресурсов у населения в условиях развернувшегося гражданского противостояния [2, с. 43].

Осознавая значимость агитационно-пропагандистской работы, правительства белогвардейцев также уделяли ей значительное внимание. В качестве характерных признаков белогвардейской агитации можно выделить национализм, критику коммунизма как системы, дискредитацию лидеров Советского государства, а также постоянную апелляцию к идее созыва Учредительного собрания после победы над большевизмом. Близость этой победы представлялась само собой разумеющейся: «Русские люди, - обращалась с призывом к своим читателям антибольшевистская газета «Приневский край» в 1919 г., - еще немного терпения и падет кровавая власть тиранов, насильников народа и наступит свобода» [15. 10 окт.]. Бело-

103

гвардейская агитация не скупилась на нелестные эпитеты в адрес советской системы и ее лидеров: «Долой большевиков и коммунизм», «Троцкий - убийца крестьян», «Ленин - предатель рабочего класса» и т. д. [15. 24 окт.].

В исторической литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что слабой стороной белогвардейских правительств как политической силы было отсутствие внятного понимания государственного устройства России после потенциальной победы над большевизмом [11, с. 301-302; 12, с. 94-95]. Основанием для такой оценки служат факты идейной разобщенности белогвардейских правительств, не сумевших выработать и осуществить единую политическую и социально-экономическую программу, а также анализ биографий лидеров антибольшевистских формирований, которые будучи блестящими кадровыми военными царской армии не были искушенными в экономических и общественно-политических вопросах [6, с. 133]. Однако, помимо этого, необходимо учитывать и социальный состав тех, кого пытались привлечь к себе противоборствующие стороны с помощью активной агитации и пропаганды. В этой связи представляется, что большевистская агитация была более понятной широкому кругу населения, в то время как, по меткому выражению А.В. Аграшенкова, фундаментальной причиной поражения белогвардейских войск, в том числе и на Северо-Западе России, «... стало неприятие большей частью солдат воюющих сторон и населения старых порядков: именно их

реставрация ассоциировалась в психике людей с победой Белого движения» [1, с. 136].

Тем не менее, основополагающие вопросы государственного устройства в антибольшевистской агитации все же присутствовали, но не занимали при этом главенствующего положения. Так, например, концептуальные основы политики Северо-Западного правительства нашли свое отражение в декларации «К населению Северо-Западной Области России», опубликованной в газете «Заря России». Среди основных положений данного воззвания выделялись следующие: равенство граждан перед законом, декларирование права на свободу печати, стачек, политических собраний, слова; закрепление принципа возможности получения автономии на общих принципах федерации, децентрализация государства при сохранении тесной связи с местным самоуправлением, принцип выборности органов местной власти, восьмичасовой рабочий день, государственный контроль над производством и принцип охраны труда. Однако же, окончательное решение аграрного вопроса откладывалось до победы над большевиками и созыва Учредительного собрания. На период военного времени земля закреплялась за «земледельческим населением», но сделки на «внегородские земли воспрещают-

104

ся за исключением особо важных случаев и с особого в этих случаях разрешения Правительства» [9, 21(8) авг.].

Чаще всего вопросы социально-экономического характера в белогвардейской пропаганде затрагивались в ходе критики советскокоммунистической системы, которая представала как «грабительская» («Кто ограбил у тебя последнюю коровенку - тот комиссар и коммунист!»). В печатных изданиях белогвардейцев делался акцент на удорожание продуктов первой необходимости, рост инфляции и безработицы при большевистском режиме [4, 15 нояб.].

Другой распространенной формой пропаганды были плакаты военно-политического характера. Спецификой плакатной живописи является простота, яркость и метафоричность изображения, с помощью которых основополагающие идеи доносятся до широкой массы населения [10, с. 134]. Противоборствующие стороны в годы Гражданской войны активно использовали плакат, пытаясь дискредитировать противника. Например, среди рядовых солдат белых армий распространялись плакаты с напоминанием о том, что победа белогвардейцев будет означать возвращение помещичьей собственности на землю, а следовательно, и ее конфискацию у крестьян. Самым распространенным словом на советских плакатах было слово «капитал», которое отождествлялось с порядками царской России и являлось символом угнетения трудового народа.

Во время походов Северо-Западной армии на Петроград, советское руководство бросило силы на публикацию плакатов, призывавших к революционной обороне. В таких плакатах город изображался в виде крепости, «твердыни», защищать которую необходимо любой ценой [16]. Часть плакатов была посвящена лидерам белогвардейских формирований, в которых их образ передавался с негативной стороны и должен был вызвать антипатию [см., напр.: 14].

Равным образом и в белогвардейской агитации акцент делался на негативных сторонах большевистского режима, а его лидеры -

В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий - на плакатах принимали мистически-зловещие образы, изображались ответственными за развал государства и гибель людей [14]. Анализ белогвардейских плакатов позволил установить, что наиболее часто упоминавшимся словом было «Совдепия», которая должна была олицетворять, по замыслу создателей этой наглядной агитации, все тяготы и ужасы жизни людей в Советской России [13].

Анализ военно-политической агитации и пропаганды в годы Гражданской войны в России показывает, что данному направлению деятельности обе противоборствовавшие стороны уделяли серьезнейшее внимание. В целях информационно-идеологического воздействия на население противники использовали широкий спектр

105

конкретных мер: публикацию листовок, программных воззваний на страницах периодических изданий, распространение плакатов военно-политической тематики и пр. Несмотря на ряд общих моментов, будь то попытки скомпрометировать своего противника, выставить в неприглядном свете его лидеров или указать на неизбежность гибели государства в случае победы противоположной стороны, в агитационно-пропагандистской работе советской власти и

антибольшевистских формирований присутствовали свои особенности, характерные для каждой из сторон. Представляется, что советская агитация охватывала более широкий круг вопросов, касавшихся жизни государства и общества в реалиях военного времени. Вкупе с использованием конкретных программных положений и принципов действия, коммунистическое руководство получало в лице пропаганды мощное оружие воздействия на широкие массы населения. В свою очередь, белогвардейская агитация основной акцент сделала на критике большевистского режима и руководства, в то время как ключевые вопросы государственного устройства и экономического развития страны, волновавшие людей, не находили сколько-нибудь значительного отражения в агитационно-

пропагандистских материалах контрреволюционного движения, что на наш взгляд, наряду с другими факторами, уменьшало шансы «белых» на победу в Гражданской войне.

Список литературы

1. Аграшенков А. В. Идеология и общественное сознание в Гражданской войне на северо-западе России: проблемы взаимосвязи. - СПб., 1994.

2. Бланк А.С., Озеринин Н.В. Победа Советов в Череповецкой губернии. -Вологда, 1957.

3. Васильев М. «Искоренить зло дезертирства» // Псков. - 2011. - № 35. -С. 207-216.

4. Вестник Северо-Западной армии (г. Нарва). - 1919.

5. Вихров В.М. Председатель Петросовета Г.Е. Зиновьев и организация обороны Петрограда // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2010. -Т. 4. История. - № 3. - С. 92-100.

6. Ганин А. В. Роль большевистских вождей в победе РККА в Гражданской войне // Русский исход как результат национальной катастрофы. К 90-летию окончания Гражданской войны на европейской территории России / под ред. М.Б. Смолина. - М., 2011. - С. 133-143.

7. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. Р-609. Оп. 1. Д. 10.

8. Гулев В. В. Организация издательского дела и борьба против буржуазной идеологии в первые годы Советской власти (1918-1921 гг.) // Ист. зап. -1979. - № 104. - С. 59-90.

9. Заря России (г. Псков). - 1919.

10. Игошина Т.С. Метафора как средство художественной выразительности плакатного искусства // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2009. - № 17 (155). -С. 132-140.

106

11. Интервенция на Северо-Западе России (1917-1920 гг.) / под общ. ред. В.А. Шишкина. - СПб., 1995.

12. Кенез П. Идеология белого движения // Гражданская война в России: перекресток мнений. - М., 1994. - С. 94-105.

13. Плакаты «белых» времен Гражданской войны //

http://statehistory.ru/2185/Plakaty-belykh-vremen-Grazhdanskoy-voyny--CHast-II.

14. Плакаты времен Гражданской войны //

http://diletant.ru/articles/20746695.

15. Приневский край: Военно-осведомительная и литературно-

политическая газета (г. Гатчина, Ямбург, Нарва). - 1919.

16. Революционные плакаты // Красное знамя: WEB-проект о СССР и советской эпохе // http://krasnoyeznamya.ru/page.php?vrub=rm&vid=6.

17. Тропов И.А. Проблемы формирования Красной Армии // Воен.-ист. журн. - 2009. - № 6. - С. 46-50.

18. Тропов И. А. Доклад Военно-революционной «тройки» Псковского уезда (30 июня 1918 г.) // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 4. История. - № 4. - С. 132-138.

19. Фонд листовок Российской национальной библиотеки (ФЛ РНБ).

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.