https://doi.org/10.34680/urbis-2024-4(2)-242-253
Советские монументальные мозаики Великого Новгорода как часть современного городского ландшафта
Э. Л. Гептинг
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,
Великий Новгород, Россия [email protected]
Ю. В. Меринова
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,
Великий Новгород, Россия [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА АННОТАЦИЯ
монументальное искусство Статья посвящена исследованию советского монументального мо-
советская мозаика заичного искусства в Великом Новгороде, где на сегодняшний
городские исследования го- день насчитывается около 40 сохранившихся мозаичных панно,
родской ландшафт созданных в 50-80-е годы XX века. Несмотря на их потенциальную
историческая память культурную и историческую ценность, эти произведения не имеют
Для цитирования:
Гептинг, Э. Л., & Меринова, Ю. В. (2024). Советские монументальные мозаики Великого Новгорода как часть современного городского ландшафта. Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города, 4(2), 242-253. https://d0i.0rg/i0.34680/urbis-2024-4(2)-242-253
© Гептинг Э. Л., Меринова Ю. В., 2024
охранного статуса и подвергаются угрозе разрушения. Цель исследования - определить место советских мозаик в современном городском ландшафте и привлечь внимание к их сохранению. Для достижения этой цели авторы составили реестр мозаик, выполнили их фотофиксацию и провели опрос среди местных жителей о значимости мозаичных произведений. Результаты показали, что, хотя мозаики часто воспринимаются как привычный элемент повседневности, большинство респондентов поддерживает инициативу по их сохранению. Статья также подчёркивает актуальность советских мозаик в формировании уникального художественного облика Новгорода и предлагает ряд рекомендаций по их сохранению и популяризации. Авторы утверждают, что мозаики могут стать значимыми объектами городской среды и способствовать развитию местного туризма, если объединить усилия исследователей, общественности и власти.
Soviet monumental mosaics of Veliky Novgorod as a part of modern urban landscape
Elvira Gepting
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia
Yulia Merinova ©
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia
For citation:
Gepting, E. L., & Merinova, Yu. V. (2024). Soviet monumental mosaics of Veliky Novgorod as a part of modern urban landscape. Urbis et Orbis. Microhistory and Semiotics of the City, 4(2), 242-253. https://doi.org/i0.34680/urbis-2024-4(2)-242-253
KEYWORDS
ABSTRACT
monumental art Soviet mosaic urban studies urban landscape historical memory
The article deals with Soviet monumental mosaic art in Veliky Novgorod, where today there are about 40 surviving mosaic panels created in the 50-80s of the 20th century. Despite their potential cultural and historical value, these works have no protected status and are under threat of destruction. The aim of the study is to determine the place of Soviet mosaics in the modern urban landscape and to draw attention to their preservation. To achieve this goal, the authors have registered the mosaics, performed their photo-fixation and conducted a survey among residents about the significance of mosaic works. The results show that although mosaics are often perceived as a familiar element of everyday life, most respondents support the initiative to preserve them. The article also emphasizes the relevance of mosaics in shaping the unique artistic image of Novgorod and offers a number of recommendations for their preservation and promotion. The authors argue that the mosaics can become significant objects of the urban environment and contribute to the development of local tourism if the efforts of researchers, public and authorities are combined.
В Великом Новгороде более трёхсот объектов культурного наследия, тридцать семь из которых охраняются ЮНЕСКО. Безусловно, славу Новгороду составляют, прежде всего, памятники средневековой культуры: Кремль и Софийский собор, многочисленные церкви и монастыри, фресковая и станковая живопись - произведения, история которых уходит в глубь веков. Объект нашего исследования - советское монументальное мозаичное искусство Великого Новгорода - не насчитывает и семидесяти лет. Эти произведения, созданные в 50-80-е годы XX века, на сегодняшний день не обладают охранным статусом и не имеют явной ценности в глазах представителей городской администрации. С одной стороны, отдельные новгородские энтузиасты проявляют интерес к мозаикам и пытаются обратить внимание общественности на эти работы советских мастеров, имеющие, если не всегда высокую эстетическую, то, безусловно, - историческую и культурную ценность. С другой стороны, мозаики зачастую представляются претендентами на снос, а не в качестве ценной части исторически сложившегося городского ландшафта. Мозаичные панно осыпаются сами, а также уничтожаются целенаправленно.
Цель представленного исследования - определить место советских мозаичных произведений в современном городском ландшафте и привлечь внимание научного сообщества к сохранению мозаик в Великом Новгороде. Для достижения поставленной цели мы создали полный реестр новгородских советских мозаик и произвели их типологизацию на основании осуществлённой нами фотофиксации всех монументальных мозаичных панно советского периода, сохранившихся в Великом Новгороде. Кроме того, в марте 2024 года мы провели среди жителей города опрос, направленный на выявление их отношения к новгородскому монументальному мозаичному искусству. На основании проведённого исследования мы подготовили ряд рекомендаций по сохранению и популяризации советских мозаик Новгорода.
Проблема утраты мозаичных панно в Новгороде наблюдается уже давно. Так, в ходе «осовременивания» облика общественных зданий город потерял мозаики на заводе «Волна», на фасаде колледжа искусств имени Рахманинова, а также в холле детской поликлиники1 на ул. Тимура Фрунзе-Оловянка. Каждый год всё меньше мозаичных элементов остаётся в чаше фонтана «Садко». Существует опасение, что монументальное мозаичное искусство, которое всё ещё украшает Новгород, со временем полностью исчезнет.
Примером того, как стремительно советскую мозаику в Новгороде провожают в небытие, можно назвать снос мозаичного панно на фасаде бывшей школы № 29 (ныне - гимназия «Гармония») на улице Кочетова, д. 23, к. 2 (ил. 1). Это единственная школа в городе, на фасаде которой была размещена смальтовая мозаика. Предположительно, это работа Владимира Анатольевича Бабикова (1938-2024): по крайней мере, в этом убеждён новгородский художник-монументалист Николай Иванович Коробейников. Кроме того, в библиографическом словаре, посвящённом новгородским художникам, есть запись об осуществлённых В. А. Бабиковым проектах: «Декоративное панно на здании средней школы в Завокзальном районе. Новгород 1980. Мозаика» (Володина, 1984, с. 45). Возможно, речь идёт как раз об утраченной мозаике нынешней гимназии «Гармония».
1 Мозаика исчезла после ремонта поликлиники в 2012 году.
Elvira Gepting, Yulia Merinova Soviet monumental mosaics of Veliky Novgorod
Ил. 1. Мозаичное панно на фасаде гимназии «Гармония». Фото: Ксения Шефер, 2021
Сюжет названного мозаичного панно был посвящён школьникам. На переднем плане была изображена девушка с книгой, за ней - клин журавлей, устремляющийся ввысь, на небе - созвездия, на дальнем плане - счастливые дети. Здесь же можно было увидеть изображение знаменитой церкви Успения из деревни Курицко Новгородского района, перевезённой в Музей деревянного зодчества «Витослав-лицы». Мозаика была ярким примером советского монументального искусства, подчёркивающим важность школьного образования и при этом включающим в себя региональный компонент.
Ещё летом 2023 года эта мозаика украшала здание гимназии. Из интервью с заведующей по административно-хозяйственной части гимназии «Гармония» выяснилось, что начиная с 2014 года панно стало медленно обрушаться: «Куски панно осыпались, с громким шумом падая на землю. На протяжении 10 лет я писала письма во все инстанции города с просьбой демонтировать панно во избежание травм у детей, проходящих мимо». Так, оправдывая свои действия обеспечением безопасности школьников, завхоз гимназии добилась того, что в сентябре 2023 года при ремонте фасада здания был выполнен демонтаж монументального мозаичного полотна.
Вместе с тем стоит отметить, что в России существуют и успешные примеры сохранения и реставрации монументальных мозаик. В самом центре Тольятти на протяжении многих десятилетий медленно разрушалось панно «Радость труда» площадью 530 м2. По оценкам общественных активистов, было утрачено около 1/8 дорогостоящей мозаики. Однако в 2015 году в Тольятти появилась инициативная группа, которая переживала за восстановление «Радости труда» и смогла добиться реставрации данной монументальной мозаики. Около года продолжались работы на объекте, в ходе которых была проведена самая масштабная на сегодняшний день реставрация мозаики 1970-х годов2. В сентябре 2023 года последние кусочки смальты были нанесены на стелу, и восстановленную «Радость труда» представили тольяттинцам.
В Великом Новгороде до сих пор не сформировалась инициативная группа, которая бы ратовала за сохранение мозаичных панно, однако неравнодушие к советскому мозаичному наследию подтверждается, например, активностью отдельных энтузиастов и общественных деятелей, в том числе их регулярными публикациями в социальных сетях и интернет-изданиях3. Кроме того, силами местных энтузиастов в Новгороде проводятся встречи, посвящённые сохранению и популяризации мозаичного наследия советской эпохи4.
Проблема сохранения советского монументального мозаичного искусства в Великом Новгороде не раз поднималась и в новгородской прессе (Парфенова, 2021; Алексеева, 2024). Помимо этого, интерес к советскому мозаичному искусству Новгорода проявили студенты научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, которые в конце 2023 года сняли учебный фильм о новгородских мозаиках. Таким образом, на сегодняшний день интерес к советскому мозаичному искусству в Великом Новгороде обнаруживается на уровне отдельных инициатив.
Тот факт, что интерес к мозаикам не носит в Новгороде массового характера, подтверждается и проведённым нами опросом, в котором приняли участие 50 жителей Великого Новгорода различных половозрастных и профессиональных групп. Нам было важно выяснить, какие эмоции и ассоциации вызывают у горожан мозаичные композиции на зданиях города и считают ли новгородцы необходимым сохранять советскую мозаику в современной городской среде? На вопрос о том, насколько часто горожане обращают внимание на советские мозаики, расположенные в городском пространстве Новгорода, мы получили достаточно разные ответы: 2% горожан никогда не обращали внимания на советские мозаики (прежде всего, это молодые люди до 23 лет), большинство опрашиваемых замечают их иногда и
2 Фото мозаики см. в Telegram-канале «Архитектурные излишества», https://t.me/arkhlikbez/35200?single.
3 См. материал «Верни стену: как новгородцы пытаются сохранить советские мозаики и панно на фасадах городских зданий» российского информационного агентства «ФедералПресс», https://news.rambler.ru/community/52292778-verni-stenu-kak-novgorodtsy-pytayutsya-sohranit-sovetskie-mozaiki-i-panno-na-fasadah-gorodskih-zdaniy/.
4 Например, 19 декабря 2023 года в Эколофте в Великом Новгороде состоялась лекция на тему монументальной живописи советского периода в технике мозаики, https://vk.com/wall-l44447l24?q=аса-фов.
только 20% респондентов обращают внимание на мозаики постоянно. Ответы новгородцев свидетельствуют о том, что данные элементы городской среды являются привычной, повседневной частью визуального опыта новгородцев.
Отвечая на вопрос «какие мозаики Новгорода Вы можете вспомнить в первую очередь?», горожане чаще всего называли мозаичное панно «Волхова» (ил. 2), расположенное на гостинице «Интурист» (42% опрошенных). На втором месте по популярности (36%) находится изображение «Счастливая семья» (ил. 3), размещённое на фасаде здания по улице Рогатица, д. 34. Третьим по значимости для новгородцев мозаичным панно является композиция с изображением рабочего, красноармейца и космонавта (ил. 4), расположенная на фасаде бывшего завода имени Ленинского комсомола (12%). Также 6% горожан в первую очередь вспоминают панно «Добровольцы» на Круглом гараже, а 4% - мозаики на фасадах многоэтажных домов Западного микрорайона.
Ил. 2. Мозаичное панно «Волхова» на фасаде гостиницы «Интурист». Фото: Юлия Меринова, 2024 Ил. 3. Мозаичное панно «Счастливая семья» на фасаде здания «Росгосстраха». Фото: Сергей Аванесов, 2019
Советские мозаики вызывают у жителей города разнообразные эмоции, среди которых преобладают гордость за историю города (40%, из них 28% - люди старше 60 лет) и ностальгия по советскому прошлому (30%, из них 15% - люди от 35 до
во лет). Эти данные свидетельствуют о том, что мозаики оказывают довольно Э. Л. Гептинг, Ю. В. Меринова Советские монументальные мозаики Великого Новгорода
сильное эмоциональное влияние на местных жителей. Интерес к художественному стилю мозаик проявили 20%, из них 5% - люди, работающие в сфере образования. Равнодушие к мозаикам выразили 2% респондентов, большая часть из которых -молодые люди до 23 лет.
На вопрос об отношении к сохранению мозаик в городской среде 60% респондентов ответили, что мозаики - важная часть культурного наследия, которую необходимо сохранять: среди них 19% - это люди старшего возраста (от 60 до 90 лет) и 41% - люди среднего возраста (от 35 до 59 лет). То, что мозаики устарели и не имеют ценности, считают 25% опрошенных: среди них 5% - респонденты старшего возраста (от 60 до 90 лет), 5% - люди среднего возраста (от 35 до 59 лет) и 15% -молодые люди (от 18 до 34 лет). Затруднились ответить 15% респондентов.
Ил. 4. Мозаичное панно «Рабочий, красноармеец и космонавт» на фасаде бывшего завода имени Ленинского комсомола. Фото: Ксения Шефер, 2021
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что советские мозаики на зданиях Великого Новгорода нечасто становятся объектом внимания новгородцев, являясь для них элементами привычной повседневности (только 20% опрошенных постоянно обращает внимание на мозаики). Тем не менее большинство респондентов (60%) считает важным сохранение мозаик как компонента историко-культурного наследия города и поддерживает эту инициативу, поскольку для них мозаичные композиции являются неотъемлемой частью истории Великого Новгорода.
Elvira Gepting, Yulia Merinova Soviet monumental mosaics of Veliky Novgorod
В ходе проведённого в Великом Новгороде исследования мы выявили 40 мозаик, расположенных на фасадах учреждений и жилых домов, учитывая и утраченные произведения. Все выявленные мозаичные панно можно классифицировать согласно их тематике по следующим категориям:
1. культурное наследие Новгорода: мозаики, отражающие местные новгородские традиции, культуру, историю и природу региона (28 элементов);
2. сказочные мотивы и животные: мозаичные панно, вдохновлённые сказками, легендами, мифами и фольклором, а также мозаичные изображения различных животных (20 элементов);
3. абстракция и орнаменты: абстрактные и орнаментальные композиции (более 15 элементов);
4. воспитание и образование детей: мозаичные композиции, посвящённые воспитанию и развитию детей, образованию молодёжи (11 элементов);
5. общество и труд: мозаичные панно на общественно-важные темы, а также композиции, отражающие различные виды труда и профессий (6 элементов);
6. военная история: мозаичные панно, отражающие военные события и героизм народа (2 элемента);
7. семья: композиции, посвящённые семейным ценностям, любви, дружбе и взаимопониманию внутри семьи, изображающие родителей с детьми (1 элемент);
8. спорт: композиции, посвящённые спорту и физическому воспитанию (1 элемент).
Значительная часть новгородских мозаик советского периода репрезентирует древнюю историю города (таблица 1), большинство мозаичных панно посвящены его культурному наследию: новгородские исторические памятники изображены на них 17 раз. Чаще всего на мозаичных композициях представлены: Софийский Собор, стены и башни Кремля, памятник Тысячелетию России, Софийская звонница, арка Гостиного двора и Часозвоня. Помимо архитектурных и скульптурных памятников на мозаиках отражены и другие ключевые символы Новгорода, такие как голубь и ладья. Мозаики обыгрывают традиционные для новгородской культуры образы, например, гусли и рушники с вышивкой. Кроме того, встречаются изображения героев былин: Волховы, купцов, богатырей. С комплексным реестром новгородских мозаик, включающим в себя сюжеты, местоположение и имена авторов мозаичных панно, можно ознакомиться в выпускной квалификационной работе «Советские монументальные мозаики в современной городской среде (на примере Великого Новгорода)» Ю. В. Мериновой.
Немало представлено и мозаичных панно, вдохновлённых сказками, а также изображающих животных. Большая часть мозаик со сказочными или анималистич-ными сюжетами украшают внешние стены детских садов. Достаточно часто на фасадах жилых домов встречаются абстрактные и орнаментальные мозаичные композиции, использующие разнообразные геометрические формы и цветовые сочетания для создания неповторимого художественного образа. Значительно реже в
монументальном мозаичном искусстве Новгорода отражены сюжеты, посвящённые истории XX века, идеалам советского государства, героям войны и труда. При этом подавляющее большинство мозаик выполнено в стиле советского модернизма.
Таблица 1. Классификация сюжетов и отдельных элементов новгородских мозаик
Категория Элемент Количество репрезентаций
Культурное наследие Новгорода Софийский Собор 4
(28 выявленных элементов) Звонница 1
Аркада Гостиного двора 1
Стены Кремля с башнями 5
Церковь Успения из деревни Курицко 1
Памятник Тысячелетию России 1
Часозвоня 1
Ладья 4
Голубь 2
Герои былин 4
Гусли, рушник, кокошник 3
Юбилейные надписи: «859», «1125» 2
Воспитание и образование детей Пионеры, дети 5
(11 выявленных элементов) Книги, шахматная доска, глобус, линейки, колбы 6
Военная история Солдаты 1
(2 выявленных элемента) Красноармеец 1
Абстракция и орнаменты Геометрические узоры, орнаменты >15
(более 15 выявленных элементов)
Сказочные мотивы и животные Сказочные сюжеты 7
(20 выявленных элементов) Голуби 6
Животные 7
Семья (1 выявленный элемент) Семья 1
Общество и труд Строители, рабочие, космонавт, 6
(6 выявленных элементов) учителя, музыканты
Спорт (1 выявленный элемент) Парусная регата 1
С нашей точки зрения, несмотря на то что установки и идеалы советского общества не всегда совпадают с современными ценностями, а прежние художественные приёмы далеки от актуальных, это не означает, что нужно пренебрегать произведениями искусства советской эпохи и видеть в мозаиках неуместные для современного города объекты. Работы мастеров советского периода, находящиеся в современном городском ландшафте, безусловно, представляют важность для сохранения культурной и исторической памяти, ведь городская среда хронически подвижна, она несёт в себе и визуально демонстрирует свою историчность: в городском пространстве каждому периоду истории города должно найтись своё место (Аванесов & Федотова, 2022, с. 238).
Это утверждение тем более справедливо и актуально для древнейшего города России, особенно если учитывать, что Новгород - единственный российский город,
где сохраняются памятники и произведения искусства абсолютно всех веков, с XI по XXI век. Неужели мозаики, ярчайшие материальные проявления советской эпохи, канут в лету? Неужели забудутся слова Лотмана о том, что город - это «живой организм», который «не равен сам себе» (Лотман, 1993, сс. 84-85)? Поскольку город всегда созидается и всегда имеет продолжение, нельзя сказать, что в него добавлены чужеродные элементы (Аванесов & Федотова, 2022, с. 255). Город - это исторический палимпсест, в котором призваны сосуществовать материальные элементы, отсылающие к различным периодам их возникновения (Митин, 2022, с. 110), и в котором важно сохранять следы разных эпох, поддерживать идею разнообразия городской среды, а не переустраивать районы «устаревшей городской морфологии в пользу единообразия современности» (Ревзин, 2019, с. 228).
В советский период мозаики вносили весомый вклад в формирование особенного художественного облика Новгорода, застроенного хрущёвками, они придавали зданиям индивидуальность, делая их более выразительными и запоминающимися. Но и сегодня «сохранившиеся мозаики привносят элемент уникальности, как в постсоветскую окраинную городскую среду, так и в современное типовое благоустройство. Говоря шире, мозаичные панно представляют собой уникальный символический капитал территории» (Студеникин, 2024, с. 64) и могут помочь многим городским районам визуально подчеркнуть свои уникальные черты, а городу - извлечь из этого экономическую выгоду.
Таким образом, исследование советских монументальных мозаик в современной городской среде Великого Новгорода позволяет продемонстрировать их значительную роль в формировании культурного облика города, а также выработать рекомендации для их сохранения и продвижения. В качестве таких рекомендаций можно предложить следующее:
1. внесение советских мозаик Новгорода в реестр выявленных объектов культурного наследия региона;
2. создание электронной карты с указанием расположения всех монументальных мозаичных панно советского периода Великого Новгорода;
3. размещение экспликационных табличек с QR-кодами возле каждой сохранившейся и на месте каждой утраченной советской мозаики Новгорода;
4. организация познавательных экскурсий, квестов и мероприятий, посвящён-ных новгородской мозаике советского периода, как для жителей, так и для гостей Новгорода (включение мозаичных композиций в туристические маршруты по городу);
5. организация мастер-классов по созданию мини-копий советских новгородских мозаичных панно (например, в гончарной школе «Колокол»5, где проводят мастер-классы по римской мозаике и тренкадису), что сможет привлечь внимание молодёжи к этому виду искусства, а также поможет сохранить техники и традиции создания мозаики;
6. размещение выполненных мини-копий утраченных советских новгородских мозаичных панно в городской среде, например на крышках люков;
ЁНр5://ук.сот/ко1око15сЬоо1_уп?1гот=5еагсЬ. Э. Л. Гептинг, Ю. В. Меринова Советские монументальные мозаики Великого Новгорода
7. создание новгородскими студентами цифровых копий утраченных новгородских монументальных мозаик и размещение их в интерьерах университета, торгово-развлекательных центров и других общественных пространств;
8. создание новых мозаичных композиций, а также организация конкурсов среди художников и дизайнеров по созданию мозаичных композиций, отражающих современные темы и ценности;
9. изготовление сувенирной продукции с новгородскими мозаиками, в том числе выпуск серии открыток, печать на шопперах, изготовление пазлов, стикерпаков и т. д.
Реализация предложенных мер будет способствовать сохранению, актуализации и популяризации этого уникального вида искусства, а также развитию туризма в регионе. На наш взгляд, советские мозаичные панно имеют важное значение в формировании историко-культурного облика современного города и поэтому могут быть переосмыслены как настоящая ценность Великого Новгорода. Монументальные мозаичные произведения способны стать значимыми объектами городского ландшафта не только для отдельных активистов, но и для всех жителей и гостей города. Однако для этого необходимо объединить усилия исследователей, общественности и власти.
Библиография
Аванесов, С. С., & Федотова, Н. Г. (2022). Город: в поисках идентичности. Алетейя. Алексеева, Т. (2024, 11 апреля). Монументальное искусство в городской среде - интервью с новгородским художником Николаем Коробейниковым. GPVN.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gpvn.ru/52433 (дата обращения: 19.04.2024).
Володина, Т. В. (1984). Новгородские художники. Библиографический словарь. Изд-во
Новгородская правда. Парфенова, К. (2021, 13 мая). Мозаичные панно в Великом Новгороде. GPVN.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gpvn.ru/28550 (дата обращения: 19.04.2024).
Лотман, Ю. М. (1993). Город и время. В Л. Морева (ред.), Метафизика Петербурга: Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Т. 1. (сс. 8492). Эйдос.
Митин, И. И. (2022). Город как палимпсест: от историко-географической метафоры к семиотической модели территориального управления. Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты, 1(49), 108-125. Ревзин, Г. И. (2019). Как устроен город. Strelka Press.
Студеникин, Н. А. (2024). Советская мозаика в современном российском городе: как монументальное наследие может вновь стать ценностью? Городские исследования и практики, 9(1), 55-79.
References
Alekseeva, T. (2024, April 11). Monumental art in the urban environment - interview with Novgorod artist Nikolay Korobeynikov. GPVN.ru. URL: https://gpvn.ru/52433 (accessed: April 19, 2024). (In Russian).
Avanesov, S. S., & Fedotova, N. G. (2022). City: In search of identity. Aletheia. (In Russian).
Lotman, Yu. M. (1993). The city and time. In L. Moreva (Ed.), Metaphysics of Petersburg: Petersburg readings on theory, history and philosophy of culture. Vol. 1. (pp. 84-92). Eidos. (In Russian).
Mitin, I. I. (2022). City as palimpsest: From a metaphor within historical geography towards a semiotic model of place management. Human Being: Image and Essence. Humanitarian Aspects, 1(49), 108-125. (In Russian).
Parfenova, K. (2021, May 13). Mosaic panels in Veliky Novgorod. GPVN.ru. URL: https://gpvn.ru/28550 (accessed: April 19, 2024). (In Russian).
Revzin, G. I. (2019). How the city is organized. Strelka Press. (In Russian).
Studenikin, N. A. (2024). Soviet mosaic in a modern Russian city. How can a monumental heritage become valuable again? Urban Studies and Practices, 9(1), 55-79. (In Russian).
Volodina, T. V. (1984). Novgorod artists. Bibliographic dictionary. Novgorodskaya Pravda. (In Russian).
Информация об авторах
Эльвира Львовна Гептинг кандидат филологических наук ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика» Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41 ORCID: 0000-0001-7210-6726 Scopus AuthorlD: 58821063200 e-mail: [email protected]
Юлия Владимировна Меринова магистрант научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика»,
менеджер отдела дополнительного образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41 ORCID: 0009-0002-0507-6656 e-mail: [email protected]
Information about the authors
Elvira L. Gepting Cand. Sci. (Philology)
Leading Research Fellow of the Research and Educational Centre for Humanitarian Urbanistics Yaroslav-the-Wise Novgorod State University 41, Bolshaya Sankt-Peterburgskaya St., Veliky Novgorod, 173003, Russian Federation
ORCID: 0000-0001-7210-6726 Scopus AuthorlD: 58821063200 e-mail: [email protected]
Yulia V. Merinova
Master's student of the Research and Educational Centre for Humanitarian Urbanistics, manager of additional education department Yaroslav-the-Wise Novgorod State University 41, Bolshaya Sankt-Peterburgskaya St., Veliky Novgorod, 173003, Russian Federation
ORCID: 0009-0002-0507-6656 e-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию / Received 04.06.2024 Принят к публикации / Accepted 30.07.2024