Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЕ АГИТАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

СОВЕТСКИЕ АГИТАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
433
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА / ПЛАКАТНАЯ ПРОПАГАНДА / АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зыков Н.П.

В статье рассматриваются основные темы, к которым обращалась советская агитационная плакатная пропаганда во время Великой Отечественной войны. На примере приведённых плакатов анализируются представленные в них сюжеты, а также их функции по побудительному воздействию на советских людей в указанный исторический период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET PROPAGANDA POSTERS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article deals with the main themes addressed by the Soviet poster propaganda during the Great Patriotic War. On the example of the above posters, the plots presented in them are analyzed, as well as their functions in inducing influence on the Soviet people in the specified historical period

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЕ АГИТАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 94

Зыков Н.П.

магистр кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет»

(Россия, г. Красноярск)

СОВЕТСКИЕ АГИТАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация: в статье рассматриваются основные темы, к которым обращалась советская агитационная плакатная пропаганда во время Великой Отечественной войны. На примере приведённых плакатов анализируются представленные в них сюжеты, а также их функции по побудительному воздействию на советских людей в указанный исторический период.

Ключевые слова: советская пропаганда, плакатная пропаганда, агитационный

плакат.

В качестве примеров советских агитационных плакатов можно рассмотреть следующие из них: «Заменим!» (худ. В. Серов, 1941г.), «Усилим фонд народной обороны своим советским трудовым рублём!» (автор Мальцев П. Т., 1941 г.), «Больше металла - больше оружия!» (Н. М. Аввакумов, 1941 г.), «Вступайте в ряды народного ополчения!» (А. Г. Ситтаро, 1941 г.), «Бей врага как его били отцы и старшие братья - матросы октября!» (С. С. Боим, 1941 г.), «Наши силы неисчислимы!», «Отстоим Москву!» (Н. Н. Жуков, В. С. Климашин, 1941 г.), «Фашизм - злейший враг женщин! Все на борьбу с фашизмом!» (Н. Н. Ватолина, 1941 г.), «Бей насмерть!» (Н. Жуков, 1942 г.), «Отомсти!» (Д. Шмаринов, 1942 г.), «Бей так: что ни снаряд - то танк!»(В. Б. Корецкий, 1943 г.), «Во имя Родины, вперёд, богатыри!» (И. М. Тоидзе, 1943 г.) «Каждую пулю - в немца!» (худ. В. Иванов, редактор П. Пискунов; 1943 г.), «А ну-ка, взяли!» (худ.

64

И. А. Серебряный, редактор В. М. Соколов; 1943 г.), «По вражьей земле, вперед, к победе!» (Н. М. Аввакумов, 1944 г.), «Вперёд! На окончательный разгром немецких захватчиков!» (худ. Н.М. Кочергин, 1945 г.), «Учись бить врага на славу!» худ. М.А. Гордон, Л.Н. Орехов, А.Г. Петров, 1945 г.), «Спасём советских ребят от немцев!», «За муки, за раны я отомщу немцам!», «Запомни и отомсти!», «Убей детоубийц!».

Указанные плакаты можно разбить на следующие категории:

1) предназначенные воодушевить тружеников тыла - «Заменим!», «Усилим фонд народной обороны своим советским трудовым рублём!», «А ну-ка, взяли!», «Больше металла - больше оружия!»;

2) призывавшие лучше бить врага: «Бей врага как его били отцы и старшие братья - матросы Октября!», «Бей так: что ни снаряд - то танк!» (В. Б. Корецкий, 1943 г.), «Учись бить врага на славу!» худ. М.А. Гордон, Л.Н. Орехов, А.Г. Петров, 1945 г.). «Каждую пулю - в немца!», «Бей насмерть!»;

3) призывавшие вступать в ряды ополчения: «Вступайте в ряды народного ополчения!», «Наши силы неисчислимы!»;

4) призывавшие защитить наиболее важные города: «Отстоим Москву!», «Защитим город Ленина!»;

5) призывавшие советских женщин на борьбу с фашизмом: «Фашизм -злейший враг женщин! Все на борьбу с фашизмом!»;

6) призывавшие защитить мирное население от немцев: «Воин Красной Армии, спаси!», «Спасём советских ребят от немцев!», «Бей насмерть!»;

7) призывавшие к возмездию: «Отомсти!»; «За муки, за раны я отомщу немцам!», «Запомни и отомсти!», «Убей детоубийц!»;

8) воодушевлявшие воинов Красной Армии вести войну с нацистской Германией до победного конца: «По вражьей земле, вперед, к победе!» (Н. М. Аввакумов, 1944 г.), «Вперед! На окончательный разгром немецких захватчиков!» (худ. Н.М. Кочергин, 1945 г.);

9) воодушевлявшие советских воинов вести борьбу против врага на примере исторических личностей: «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно - внуки Суворова, дети Чапаева».

10) обращённые к былинным сюжетам с целью усилить желание солдат Красной Армии сражаться за Родину: «Во имя Родины, вперёд, богатыри!», «Красноармеец, будь достоин Богатырской славы твоего народа!»;

11) призывавшие оказать помощь пострадавшим от немецко-фашистских войск: «Окружим лаской и заботой детей, пострадавших от фашистских варваров!».

Плакаты первой категории отражают весьма сложное положение, в котором находилась наша страна в годы войны - нехватка рабочих рук, необходимых для работы на предприятиях, в связи с призывом основной массы мужского населения на фронт. Именно в связи с этим такие плакаты, как «Заменим!», «А ну-ка, взяли!» обращаются прежде всего к советским женщинам с призывом заменить их на время войны на работе у станка. В свою очередь, плакат «Усилим фонд народной обороны своим советским трудовым рублём!» призывает к объединению экономических усилий всего общества для поддержки оборонной промышленности. Такие плакаты, как «Больше металла - больше оружия!» также направлены на призыв к населению, и, прежде всего, работникам металлургических заводов, сделать всё возможное для усиления боеспособности Красной Армии.

Проанализируем плакаты второй категории. В целом они направлены на поддержание боевого духа советских солдат во время боя: «Бей насмерть!», «Бей так: что ни снаряд - то танк!», «Учись бить врага на славу!» и т. д.. Из них плакат «Бей врага как его били отцы и старшие братья - матросы Октября!» интересен тем, что он обращается ко временам Гражданской войны, призывает молодое поколение краснофлотцев продолжить дело своих отцов и старших братьев борьбе с врагами советского народа, сражаясь с фашизмом. Также среди представленных плакатов с точки зрения художественного оформления

наиболее интересно произведение «Бей насмерть!». В нём, на переднем плане, справа от советского солдата-пулемётчика художником размещён плакат «Воин Красной Армии, спаси!». Этот плакат призывал воинов Красной армии спасти мирных жителей от немецко-фашистских солдат и офицеров. В основе его сюжета стоит изображение женщины, защищающей своего ребёнка. На ребёнка направлен окровавленный немецкий штык-нож. Особый эмоциональный эффект данной картины создавало использование в ней только трёх цветов - белого, чёрного и красного, причём красный цвет обозначал только кровь на немецком штыке и побудительную надпись плаката. Это художественное произведение особенно вдохновляло красноармейцев на борьбу с врагом. Таким образом, дополненный вышеназванным произведением, плакат «Бей насмерть!» усиливал желание солдат Красной Армии сражаться с немцами и их союзниками с целью защитить мирных граждан. Плакаты «Каждую пулю - в немца!», «Бей так: что ни снаряд - то танк!», «Учись бить врага на славу!» и им подобные имели цель, как уже было сказано выше, поднять боевой дух советских солдат, побудить их повышать своё мастерство в войне с гитлеровцами.

Рассмотрим теперь плакаты третьей категории. На плакате «Вступайте в ряды народного ополчения!» изображены три новобранца: среднего, молодого и старшего возрастов соответственно - как символ единства поколений в деле защиты Родины; расположенный на переднем плане солдат народного ополчения поднимает в правой руке винтовку как призыв к борьбе с врагом. Функция данного сюжета состояла в том, чтобы призвать как можно больше гражданских лиц, способных держать оружие, вступить в ополчение, для того, чтобы оказать помощь частям регулярной Красной Армии сдержать наступление неприятеля на Московском направлении.

Следующим плакатом третьей категории, который можно рассмотреть, является произведение «Наши силы неисчислимы!» 1941 г. Сюжет представленного плаката обращён к русскому патриотизму: за спиной народного ополченца изображен памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому,

символизирующий единство всего русского народа, поднявшегося на борьбу с внешним врагом. С левой стороны картины изображено большое количество русских людей, готовых сражаться с неприятелем. Эта часть анализируемого произведения создаёт эффект массовости, что подчёркивает само название плаката, его главный смысл - «неисчислимость» народных сил. Кроме того, немаловажной деталью является то, что ополченец, изображённый на переднем плане, имеет русские черты лица. С помощью этого приёма автору плаката удаётся сильнее обращаться к русскому национальному самосознанию, сильнее мобилизовать силы государствообразующего народа. Так же, как и на других подобных плакатах, поднятая рука с оружием ополченца, стоящего на переднем плане, символизирует решимость бороться с противником.

Рассмотрим плакаты четвёртой категории. На плакате «Отстоим Москву!», изображен советский солдат, стоящий на фоне Кремля. Взгляд его решителен. В руке он сжимает винтовку - как символ сопротивления врагу. Всем своим видом этот воин показывает, что он готов сражаться с вражескими войсками и призывает к этому других. В небе над солдатом изображены советские истребители, устремившиеся на бой с войсками противника, что несколько усиливает эффект массовости сопротивления. Данный плакат содержит в себе не только призыв защищать столицу России от наступающих войск противника, но и вселял уверенность в советских людей в том, что враг обязательно будет отброшен от Москвы.

Плакат «Защитим город Ленина!» призывал ленинградцев, а также бойцов Красной Армии и Балтийского Флота, объединить свои усилия и направить их на защиту Ленинграда как «колыбели пролетарской революции». Указанный вывод можно сделать, т. к. на самом плакате на фоне главных достопримечательностей города изображено в едином строю большое количество людей, готовых защищать его. На переднем плане нарисованы: советский пехотинец, морской пехотинец, заводской рабочий, судя по его

одежде, а также женщина. Пехотинцы, а также рабочий, держат винтовки, демонстрируя, таким образом, свою решимость оборонять Ленинград.

Поскольку для борьбы со столь серьёзным врагом, как нацистская Германия, требовалось объединение усилий всех членов общества, пятая категория плакатов обращалась к советским женщинам, призывая их подняться на борьбу с фашизмом. В силу этого, рисунок «Фашизм - злейший враг женщин! Все на борьбу с фашизмом!» выполнял задачу по мобилизации этой категории населения.

Плакаты шестой категории были направлены на то, чтобы усилить боевой дух красноармейцев, их желание воевать в том числе за своих близких, защитить мирных жителей от насилия со стороны оккупантов. На выполнение этих задач работали описанные выше плакаты: «Воин красной Армии, спаси!» и «Бей насмерть!», созданные в 1941 г. Плакат «Спасём советских ребят от немцев!», в отличие от первых двух, нарисован в 1943 г., когда Красная Армия перешла в наступление и освободила ряд городов и населённых пунктов. На нём изображён советский солдат, держащий на руках мальчика. За спиной красноармейца, в поле, на котором он стоит, идёт дым, означающий, что недавно прошёл бой. В правой части плаката на заднем плане автором нарисован убитый немецкий солдат. Данный плакат призывал советских бойцов сражаться с врагом ради защиты своего собственного будущего - детей.

Плакаты седьмой категории также были направлены на поддержание боевого духа солдат, однако, в отличие от предыдущей категории, не за счёт призыва к спасению мирных жителей, а за счёт призыва к возмездию за них, а также советских военнопленных. Так, плакаты «Отомсти!», «Убей детоубийц!» призывали красноармейцев мстить за погибших детей; плакат «Запомни и отомсти!» - за замученных военнопленных, на примере изображённого на нём краснофлотца с «Минска»; «За муки, за раны я отомщу немцам!» - также за военнопленных.

Плакаты восьмой категории: «По вражьей земле, вперёд, к победе!» и «Вперёд! На окончательный разгром немецких захватчиков!», созданные в 1944 и 1945 гг. соответственно, как было указано выше, были направлены на поднятие и укрепление боевого духа красноармейцев для окончательного разгрома врага.

Плакаты девятой категории, такие, как «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно - внуки Суворова, дети Чапаева» были направлены на то, чтобы на примере исторических личностей, хорошо показавших себя на военном поприще (как, например, А. В. Суворов и В. И. Чапаев) воодушевить советских солдат на борьбу с врагом.

Плакаты десятой категории такие, как: «Во имя Родины, вперёд, богатыри!», «Красноармеец, будь достоин Богатырской славы твоего народа!», «В богатырских подвигах внучат вижу дедовскую славу!» интересны тем, что в них советская пропаганда обращалась к русскому национальному самосознанию, прибегая к былинным сюжетам. Это происходило, невзирая на то, что советская власть, с момента своего прихода, по национальному вопросу проводила политику интернационализации национальной идентичности советских людей.

Плакаты десятой категории были направлены на то, чтобы, как уже говорилось выше, оказать помощь тем, кто пострадал от рук оккупантов. Так, плакат «Окружим лаской и заботой детей, пострадавших от фашистских варваров!» призывал оказывать помощь пострадавшим детям.

В целом, можно сказать, что агитационная пропаганда, представленная в советских плакатах во время Второй мировой войны, в зависимости от различных задач, поставленных перед ней, обращалась к различным чувствам советских людей: желанию защитить своих близких, отомстить за погибших и пострадавших мирных жителей и военнопленных, желанию разгромить врага. Кроме этого, советская плакатная агитационная пропаганда обращалась к русскому национальному самосознанию, как путём обращения к реальным

историческим личностям, защищавшим нашу страну от врагов, так и к былинным образам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Федосов Е. А. Национальные категории в советском агитационном плакате периода Великой отечественной войны / Е. А. Федосов // Вестник ТГУ. История. 2015. № 4. С. 29-34.

Шалыгина Д. Л. Специфика пропагандистского плаката во время Великой Отечественной войны как средства конструирования советской идентичности / Д. Л. Шалыгина, В. А. Куликов // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2011. № 2 (16). С. 54-57.

Ларионов А. Э. Образы русской истории в советской пропаганде периода Великой Отечественной войны (часть 1) / А. Э. Ларионов, М. В. Дворковая // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 4. С. 213-225.

Ларионов А. Э. Образы русской истории в советской пропаганде периода Великой Отечественной войны (часть 2) / А. Э. Ларионов, М. В. Дворковая // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: История и политические науки. 2020. № 1. С. 174-182.

Алексеева Т. П. Фольклорные тенденции советского идеологического плаката / Т. П. Алексеева, Н. В. Виницкая // Вестник Томского гос. ун-та. Сер.: Культурология и искусствовед. 2018. № 29. С. 5-22.

Синицын Ф. Л. За русский народ: национальный вопрос в Великой Отечественной войне / Ф. Л. Синицын. М.: Эксмо-Яуза, 2010. 416 с. Морозов А. С. Агит-окна. Окна ТАСС. 1941-1945. / А. С. Морозов. М.: Контакт-Культура, 2013. 480 с.

Миняйло М. Г. Взгляд на войну из «Окон ТАСС» / М. Г. Миняйло // Великая Отечественная война. Исследования. Документы. М.: ГИМ. 2015. С. 6-21.

Федосов Е. А. Национальные категории в советском агитационном плакате периода Великой отечественной войны / Е. А. Федосов // Вестник ТГУ. История. 2015. № 4. С. 29-34.

Лидин К. Л. Эмоциональное содержание пропагандистских плакатов Второй мировой войны: опыт компаративного анализа / К. Л. Лидин // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. №1. С. 81-110.

Zykov N.P.

Master of the Department of History of Russia, World and Regional Civilizations Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)

SOVIET PROPAGANDA POSTERS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Abstract: The article deals with the main themes addressed by the Soviet poster propaganda during the Great Patriotic War. On the example of the above posters, the plots presented in them are analyzed, as well as their functions in inducing influence on the Soviet people in the specified historical period.

Keywords: soviet propaganda, poster propaganda, propaganda poster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.