Научная статья на тему 'СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И МОСКВА: СЕМЬ СЮЖЕТОВ В ЗАПИСЯХ 2000-Х ГОДОВ'

СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И МОСКВА: СЕМЬ СЮЖЕТОВ В ЗАПИСЯХ 2000-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ / ФОЛЬКЛОРИСТИКА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МОСКВА / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Майер Анастасия Сергеевна

Для исследования исторической памяти в качестве источника были привлечены московские городские легенды, записанные как по памяти (услышанные от родственников и знакомых, от экскурсоводов, преподавателей и коллег), так и в ходе целенаправленного сбора материала посредством интервью. Источниковую базу исследования составили тексты, собранные автором в 2000–2008 годы. Общее количество легенд, собранных за этот период, составляет 94 текста, в статье представлены семь сюжетов, связанных общей тематикой: «Ходы для правительственной эвакуации», «Подземный город в Раменках», «Секретные помещения в советских сооружениях», «Советская администрация разрушает сакральное место», «Объекты, освященные или оскверненные властью, сохраняются или уничтожаются», «Cталин вмешивается в строительство зданий», «Заключенные спасаются из МГУ». Во всех этих сюжетах прослеживается тема отношения советской власти к московским городским объектам: например, советское правительство строит секретный подземный город, Сталин вмешивается в строительство «высоток», или зэки используют главное здание МГУ для побега. Московские городские легенды представляют собой весьма интересный и ценный исторический источник, но не по событийной истории, а для исследования исторической памяти, динамики коллективных представлений горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И МОСКВА: СЕМЬ СЮЖЕТОВ В ЗАПИСЯХ 2000-Х ГОДОВ»

Советская власть и Москва: семь сюжетов в записях 2000-х годов

анастасия Сергеевна майер"

) [email protected]

ORCID: 0000-0003-1975-8826

[1] Институт ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РАН, Россия, Москва

Для исследования исторической памяти в качестве источника были привлечены московские городские легенды, записанные как по памяти (услышанные от родственников и знакомых, от экскурсоводов, преподавателей и коллег), так и в ходе целенаправленного сбора материала посредством интервью. Источниковую базу исследования составили тексты, собранные автором в 2000-2008 годы. Общее количество легенд, собранных за этот период, составляет 94 текста, в статье представлены семь сюжетов, связанных общей тематикой: «Ходы для правительственной эвакуации», «Подземный город в Раменках», «Секретные помещения в советских сооружениях», «Советская администрация разрушает сакральное место», «Объекты, освященные или оскверненные властью, сохраняются или уничтожаются», «Сталин вмешивается в строительство зданий», «Заключенные спасаются из МГУ». Во всех этих сюжетах прослеживается тема отношения советской власти к московским городским объектам: например, советское правительство строит секретный подземный город, Сталин вмешивается в строительство «высоток», или зэки используют главное здание МГУ для побега. Московские городские легенды представляют собой весьма интересный и ценный исторический источник, но не по событийной истории, а для исследования исторической памяти, динамики коллективных представлений горожан.

Ключевые слова: московские городские легенды, фольклористика, историческая память, Москва, советское государство

Для цитирования статьи:

Майер, А. с. (2018). советская власть и Москва: семь сюжетов в записях 2000-х годов. Фольклор и Антропология города, /(1), 277-283.

Soviet authorities and Moscow: seven plots in the records of the 2000s

anastasia s. mayer

) [email protected]

ORCID: 0000-0003-1975-8826

[1] Institute of World History of the Russian Academy of Sciences, Russia, Moscow

The paper dwells upon historical memory, using Moscow urban legends (recorded both from memory and during interviews) as a historical source. The sources for the study are the texts collected by the author in 2000-2008, 94 entries in total. In the paper a very small portion of these texts is presented — seven narratives, though all connected via a common theme: "Passages designed to evacuate the government", "An underground city in Ramenki", "Secret rooms in Soviet buildings", "The Soviet administration destroys a sacred site", "Objects sanctified or vilified by the authorities are saved or destroyed", "Stalin intervenes in construction of buildings", "Prisoners escape from MSU". In all of them, the plot revolves around the attitude of Soviet authorities towards Moscow urban sites: e.g., Soviet government builds a

secret underground city, Stalin interferes into construction of the Seven Sisters, or prisoners use the main building of MSU to escape. Moscow urban legends are an important and interesting historical source concerning historical memory studies and studies of the dynamics of collective beliefs of the citizens.

Keywords: Moscow urban legends, folklore studies, historical memory, Moscow, Soviet state To cite this article:

Mayer, A. (2018). Soviet authorities and Moscow: seven plots in the records of the 2000s. Urban Folklore & Anthropology, /(1), 277-283. (In Russian).

I Сфера моих научных интересов связана с изучением исторической памяти и коллективных представлений горожан о прошлом. В процессе работы над этой темой я пришла к выводу, что городские легенды являются одним из лучших исторических источников, на основе которых возможно исследование феномена сохранения, трансформации и глубины исторической памяти. При работе с таким специфическим для исторической науки источником, ключевой задачей стал сбор корпуса текстов. Источниковую базу исследования составили легенды о Москве, записанные мной в 2000-2008 годы (общее количество легенд, собранных мною за этот период, составляет 94 текста). В данной статье представлена очень небольшая часть текстов — семь сюжетов, однако они связаны общей тематикой. Во всех них сюжет строится вокруг отношения советской власти к московским городским объектам: например, советское правительство строит секретный подземный город, Сталин вмешивается в строительство «высоток», или зэки используют главное здание МГУ для побега.

В процессе собирания московских легенд складывалась, уточнялась и совершенствовалась методика их записи. Первоначально я записывала тексты легенд, услышанные от родственников и знакомых, от экскурсоводов, преподавателей и коллег, по памяти. Кроме того, некоторые тексты из моей коллекции были услышаны мною случайно — «подслушаны» во время оживленной беседы неизвестных мне москвичей. Преимущество собранного таким образом материала состоит в том, что тексты фиксировались в естественной обстановке, они были спровоцированы только заинтересованностью и внимательностью автора как слушателя, а не его специальными вопросами. Недостатки же такого метода очевидны: легенды записывались мной по памяти, следовательно, многое могло быть упущено и изменено и, кроме того, с помощью такого метода невозможно собрать большое количество текстов.

Позже я начала записывать легенды, рассказанные мне в процессе беседы или индивидуального интервью, целенаправленно. Обычно интервьюируемые начинали рассказывать легенды после моих наводящих вопросов. Я просила собеседника рассказать какую-нибудь легенду о Москве. В большинстве случаев опрашиваемый сначала говорил, что не знает ни одной легенды, но после наводящих вопросов (например, «Разве ваш район не посещал какой-нибудь известный человек?», «С вашим районом, улицей, домом не связано ли какого-нибудь поразительного, таинственного, страшного случая?») опрашиваемый обычно начинал вспоминать и рассказывать легенды, касающиеся как района, так и всего города. Такая ориентация на определенный комплекс тем и сюжетов, конечно, усиливает избирательный характер проявлений их памяти. Преимущество этого метода состоит в том, что он дает возможность собрать много материала за короткий срок.

Некоторые легенды рассказывали мне мои знакомые в ходе неформальных бесед, по собственной инициативе, т.к. знали, что я занимаюсь их поиском. Часть легенд была передана мне уже в записанном виде, поэтому мое влияние на содержание этих текстов было сведено к минимуму.

При расшифровке записей я руководствовалась принципом «невмешательства в текст». Мною сохранялись все обороты и вводные слова в том виде, в котором они были рассказаны. В том случае, если легенда была передана автору в уже записанном виде, орфография, пунктуация и стилистика текста остаются без изменений. Если легенда была записана на диктофон, она расшифровывается в соответствии с правилами современной орфографии и пунктуации, но без какой-либо стилистической правки. В тех случаях, когда легенда была записана с чьих-то слов по памяти, я старалась как можно точнее передать ее текст. Сохранены все вводные слова и предложения, в которых может содержаться указание на статус текста («легенда», «байка» и т.п.), а также на источник и время, когда была услышана легенда. После каждой легенды приводится информация о том, от кого, когда и каким образом она была записана. Указываются пол, год рождения, место проживания и образовательный уровень информантов.

1. Ходы для правительственной эвакуации

1.А. Мне рассказал отец, что у Сталина существовали всякие поезда, машины и пр. И вот рядом с заводом ЗИЛ расположен самый обычный дом, в котором, как полагают, есть подземный гараж этажей на пять, где еще с тех времен стоят два бронированных автомобиля ЗИЛ и находится большой запас продовольствия, причем якобы автомобили вывозят в Москву, чтобы проверить их работоспособность, а продукты, наверное, уже испортились [Инф. 1].

1.В. Все знают, что в Матвеевском микрорайоне на территории 4-й клинической больницы была Сталинская дача, и многие рассказывают, что из нее идет ветка метро прямо в Кремль. Также рассказывают, что эта ветка соединяется с подземным городом под Мичуринским проспектом. Говорят, именно поэтому Мичуринский проспект не расширяют. Все это было сделано для того, чтобы Сталин не поверху, а понизу ездил [Инф. 2].

2. Подземный город в Раменках

2.А. Вопреки распространенному мнению о том, что подземный город в Раменках уже построен, на самом деле стройка «заморожена» со времен перестройки в связи с отсутствием финансирования. По сведениям друга моего отца, подрабатывавшего на секретном строительстве, часть залов затоплена, а некоторые постройки постепенно разрушаются, другой причиной приостановки строительства подземных домов стала ошибка архитекторов (такая же, как на Манежной площади). Вероятно, такой секретный объект, как этот, не может просто так «вырасти» из земли [Инф. 3].

2.В. В Раменках все знают, что под микрорайоном находится подземный город, т. е. там внизу есть всякие жилые и административные помещения. Там же находятся огромные запасы продовольствия (сгущенка, тушенка), и многие хотели там побывать, кто за сгущенкой, тушенкой, а кто за приключениями, но

говорят, если ты все же попадешь в нужное помещение (в канализации), там ты увидишь табличку «огонь на поражение», в общем, все это очень опасно, а главное, засекречено. Кстати, туда идет ветка железной дороги, связанная с Кремлем и метро [Инф. 4].

2.С. Одна из жительниц Раменок рассказывала мне, что во дворе ее дома находится вход в подземный город под Раменками. Вход этот замаскирован под трансформаторную будку. Каждое утро к этой будке подъезжает автобус, и из него выходят люди, прилично одетые, человек двадцать, и заходят в будку. А вечером все тот же автобус приезжает за ними и увозит. Так продолжается уже несколько лет [Инф. 4].

2.О. В Раменках рассказывают, что однажды одному слесарю позвонили какие-то люди и попросили его поработать на них (починить что-то). Ему предложили достаточно большую сумму денег — он согласился и спросил о том, куда ему подъехать, ему ответили, что за ним заедут. В тот же вечер за ним пришла машина и увезла его, причем ему завязали глаза. Везли его недолго, затем они ехали на лифте. Когда ему развязали глаза, он оказался в большом простором помещении, где он работал несколько дней, оттуда его никуда не выпускали. Когда он закончил работу — ему заплатили и привезли его домой тем же таинственным способом. С тех пор, как рассказывают, этот слесарь не соглашался на подозрительную работу [Инф. 4].

3. Секретные помещения в советских сооружениях

3.А. На Гороховской улице, в бывшем дворце Демидова находится институт. В подвалах этого дома есть лаборатория, где проверяют очень точные геодезические приборы. Там находится так называемый компаратор. Когда строили Арбатско-Покровскую линию метро, то ее провел прямо под институтом. Ходят слухи, что можно послушать стук проходящих поездов. Для этого необходимо спустится в подвал института, пройти в компараторную, где на экране можно увидеть кардиограмму прохождения поездов. На самом деле ничего такого там нет, но уверенность среди жителей Гороховской улицы очень большая [Инф. 5].

3.В. На Воробьевых горах, неподалеку от МГУ, под землей есть физическая лаборатория. В этом подземном институте в советское время проводили атомные исследования. Потом эти исследования заморозили, что ли, не знаю [Инф. 6].

3.С. Всем известно о дурной славе «дома на набережной», в котором жила партийная элита. Рассказывают, что в проект были заложены довольно широкие проемы между квартирами, в которых несли вахту сотрудники НКВД и слышали все, что произносилось за стенами. Этим, отчасти, и объясняется то, что такое количество квартир в этом доме было опечатано [Инф. 7].

З.О. Недалеко от МГУ существует подземный город. Кстати, специально построили цементный завод, вход в который запрещен, напротив МГУ, чтобы замаскировать вход в этот город. Известно, что существовало очень много проектов строительства на этом месте, ни один не реализован. Из-за этого и существует эта легенда, похожая на быль [Инф. 8].

З.Е. Рядом с ИНИОНом находится склад, замаскированный под трансформаторную будку, трофейных немецких книг, привезенных из Германии после войны. Поместить в библиотеку их не могут, т.к. боятся, что немецкие власти

захотят их вернуть... Так все у нас ни себе ни людям.. .Только ходит туда охранник и замок поправляет [Инф. 9].

4. Советская администрация разрушает сакральное место

4.А. Эту легенду рассказывал преподаватель по истории в лицее. Он любил у нас всякие байки травить. Он такой болтун, он такого расскажет. Он рассказывал про Черемушки, что раньше, когда была чума в XV веке, всех людей, которые умирали в Москве, свозили в Черемушки и хоронили там, поэтому там много братских могил. Как известно, нельзя вскрывать чумные захоронения пятьсот лет, а в советское время про это забыли, или забыли что там чумное кладбище, или пренебрегли этим, не знаю. Начали строительство, и обнаружили большое количество скелетов. Говорят, что вывозили их грузовиками и «камазами» в неизвестном направлении, где они сейчас — неизвестно. Когда люди заселялись, они узнали про эти события. Дети в песочнице находили кости и черепа и играли с ними. Решили [они], что район этот проклятый, поэтому не хотели заселяться сюда, не покупали квартиры, т.к. боялись чумы и того, что район на костях построен. Мой преподаватель как раз и жил в этом районе, он рассказывали, что даже в 1998-1999 годах, когда дома строят рядом, находят кости, а что с ними делают — неизвестно [Инф. 10].

4.В. Место, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя, с давних пор считается в народе проклятым. Раньше это место называли чертогом, т. е. местом, где живет черт. Проклятие этого места начинается с того, что решили снести женский монастырь и построить на этом месте Храм. Когда об этом узнала игуменья этого монастыря, то она послала проклятие на богохульников и на место, где собрались построить Храм. Как известно, храм разрушили, и на его месте построили бассейн, поэтому это место сейчас вдвойне проклятое: во-первых, игуменьей, а во-вторых, коммунистами. Поэтому и современному Храму стоять недолго, известно, что уже пошли трещины [Инф. 11].

5. Объекты, освященные или оскверненные властью, сохраняются или уничтожаются

5.А. Когда я поступил в 1993 году в Историко-Архивный институт (Никольская ул., д. 15, тогда уже часть РГГУ), при входе в здание, рядом с рабочим местом сторожа, постоянно жила собака — пожилая, медлительная дворняга. Студенты рассказывали друг другу, что эта собака не стареет потому, что ее держал на руках еще сам Лаврентий Палыч Берия [Инф. 12].

5.В. В XIX веке строили деревню Гиреево, и один помещик купил там землю и раздал ее разным творческим деятелям. Поэтому в этой деревне сосредоточилась интеллигенция, это был культурный центр. В конце XIX в деревне уже было проведено электричество и ходил трамвай. Такая вот история нашего района Новогиреево. Нумерация улиц сохранилась старая, но здания уже все новые, остался лишь один старый дом с участком. Оставили его потому, что в нем жил актер Алексей Дикий, который в 40-х годах играл роль Сталина. В этом доме сейчас закрытый музей [Инф. 13].

5.С. В Старопименовском переулке, до того, как построили наш дом, стоял другой дом, в котором жила Марина Цветаева. Недалеко от него есть церковь Старопимена,

отсюда стихотворение «Старый Пимен». Существует легенда: что когда Марина Цветаева умерла, то всех ее родственников уничтожили, из-за этого после ее смерти в ее доме завелось привидение. Его очень долго пытались изгнать, но не смогли. Поэтому в 30-х годах дом этот снесли и построили современный [Инф. 14].

6. Сталин вмешивается в строительство зданий

6.А. Если взглянуть на гостиницу «Москва», например, от манежа, и сравнить ее правую и левую половины, несмотря на схожесть очертаний, полная симметрия не обнаруживается. Это связанно, как рассказывают, с тем, что, когда Щусев представил Сталину на одобрение два варианта — тот подписал оба. И никто не посмел переспросить вождя, что он имел в виду. Так и построили с двумя разными половинами [Инф. 7].

6.В. Существовало, как рассказывают, два проекта гостиницы «Москва». Когда Сталину принесли утверждать эти проекты, которые ради экономии бумаги начертили на одном листе, по половинке зданий, он взял и расписался посередине. Спорить с ним никто не решился, и менять поэтому ничего не стали. Так и получилось, что гостиница «Москва» несимметричная [Инф. 15].

6.С. Строили какую-то из семи высоток, и Сталину не понравилось, что ее так медленно строят, и он приказал, чтобы ее быстрее достроили. На следующий же день склепали из фанеры шпиль (ну, бутафорский такой), Сталин был доволен. Потом уже по ночам уже незаметно достраивали современный и держали все это в большом секрете [Инф. 16].

7. Заключенные спасаются из МГУ

7.А. МГУ строили зэки, под строгим контролем, при конвое (и все дела). Один из них решил использовать это обстоятельство для побега. Улучив момент, он схвати специально подготовленную дверь с двумя (заранее вделанными) ручками и сиганул вниз, используя дерево в качестве парашюта. По нему открыли огонь, но безуспешно. Зэк плавно спланировал в лес и был таков [Инф. 17].

7.В. МГУ строили зэки, много из них было ребят умных, и вот некоторые из них решили сбежать оттуда. И два доцента каких-то, математики, сконструировали из подсобных материалов (фанеры) планер. Затем, выбрав специальный момент, спланировали с 21-го этажа. Что с ними было потом, неизвестно, но рассказов было много [Инф. 2].

7.С. Я слышал такую легенду, что один зэк со стройки МГУ сбежал следующим образом — взял лист фанеры и улетел, правда, потом его поймали [Инф. 18].

7.D. Моя мама (училась в Главном здании МГУ в конце 1960-х — начале 1970-х годов) рассказывает историю о том, что во время строительства высотного здания МГУ на Воробьевых горах один из строителей-заключенных решил бежать и спланировал на листе фанеры (держась за края руками) в сторону реки, намереваясь или перелететь на другой берег, или хотя бы оказаться на берегу [Инф. 12].

Список информантов

Инф. 1 — м., 1981, род. и живет в Москве, студент гуманитарного вуза. Зап. А. С. Майер в 2002 году.

Инф. 2 — ж., 1964, род. и живет в Москве, имеет высшее техническое образование.

Зап. А. С. Майер в 2000 году. Инф. 3 — м., 1979, род. и живет в Москве, студент гуманитарного вуза. Зап. А. С. Майер в 2003 году.

Инф. 4 — м., 1983, род. и живет в Москве, студент гуманитарного вуза. Зап. А. С. Майер в 2003 году.

Инф. 5 — м., 1970, род. и живет в Москве, имеет высшее техническое образование.

Зап. А. С. Майер в 2000 году. Тексты легенд присланы информантом. Инф. 6 — м., 1960, живет в Москве, имеет высшее техническое образование. Зап. А. С. Майер в 2006 году.

Инф. 7 — м., 1979, род. и живет в Москве, студент гуманитарного вуза. Зап. А. С. Майер в 2001 году.

Инф. 8 — м., 1950, род. и живет в Москве, имеет высшее педагогическое образование.

Зап. А. С. Майер в 2002 году. Тексты записаны по памяти. Инф. 9 — м., 1955, род. и живет в Москве, имеет высшее гуманитарное образование, кандидат

исторических наук. Зап. А. С. Майер в 2006 году. Инф. 10 — ж., 1981, род. и живет в Москве, студентка гуманитарного вуза. Зап. А. С. Майер в

2004 году. Тексты легенд присланы информантом. Инф. 11 — ж., 1984, род. и живет в Москве, студентка гуманитарного вуза. Зап. А. С. Майер в 2004 году.

Инф. 12 — м., 1979, род. и живет в Москве, имеет высшее гуманитарное образование, кандидат

исторических наук. Зап. А. С. Майер в 2001 году. Тексты легенд присланы информантом. Инф. 13 — ж., 1979, род. и живет в Москве, студентка музыкального училища. Зап. А. С. Майер в 2001 году.

Инф. 14 — ж., 1984, родилась и живет в Москве, студентка гуманитарного вуза. Зап. А. С. Майер в 2008 году.

Инф. 15 — м., 1979, род. и живет в Москве, имеет высшее педагогическое образование.

Зап. А. С. Майер в 2003 году. Инф. 16 — м., 1979, род. и живет в Москве, имеет высшее медицинское образование.

Зап. А. С. Майер в 2004 году. Инф. 17 — ж., 1981, род. и живет в Москве, студентка гуманитарного вуза. Зап. А. С. Майер в

2001 году. Тексты легенд присланы информантом. Инф. 18 — м., 1978, род. и живет в Москве, имеет высшее медицинское образование. Зап. А. С. Майер в 2002 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.