Научная статья на тему 'Советская уголовно-правовая политика в 1917-1928 годах'

Советская уголовно-правовая политика в 1917-1928 годах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2029
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колемасов В. Н.

В статье исследуется государственная политика в области борьбы с преступностью в годы становления советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet criminal-lawful politics in 1917-1928 years

In clause the state policy in the field of struggle against criminality within becoming the Soviet authority is investigated.

Текст научной работы на тему «Советская уголовно-правовая политика в 1917-1928 годах»

10 СрВ биобиблиографическом словаре «Деятели революционного движения в России» говорится, что Лавров «в1 876 г, разойдясь с товарищами во взглядах на программу журнала, вышел из состава редакции «Вперёд!» и уехал во Францию, где жил в Париже». На самом делеЛавров переехал в Париж в первой половине мая 1877 г. См. об этом: Лавров. Годы эмиграции. Архивные материалы: В 2 т. Т. 1. С. 451 - 454.

11 Майнов И.И. Степан Григорьевич Ширяев. М., 1 930. С. 17.

12 См. об этом: ГАРФ. Ф. 1 762. Оп. 4. Д. 489. Л. 42 об., 49 об.

13 Автобиографическая записка Степана Ширяева. С. 79.

14 Тактика революционной борьбы (Письма С. Г Ширяева к П. Л. Лаврову) // Голос минувшего на чужой стороне. 1927. № 5 (XVIII). С. 208.

15 ГАРФ. Ф. 1762. Оп. 2. Д. 93. Л. 12-14.

16 ГАРФ. Ф. 1762. Оп. 4. Д. 489. Л. 48 об.

17 Автоб иограф ическая записка Степан а Ши ряева. С. 78 - 79.

18 Тактика револ юционной борьбы (Письма С. Г Ширяева к П.Л. Лаврову). С. 206 - 207.

19 Там же. С. 207.

УДК 34:94(470)

СОВЕТСКАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В 1917 - 1928 годах

Государственная политика в области борьбы с преступностью - достаточно сложное и неоднозначное явление. Оно включает в себя комплекс мер административно- правового, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного характера по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, а также концепцию государства по отношению к девиантным проявлениям в обществе, идеологические принципы воспитания и многое другое.

Ядром и одновременно нормативной базой российской уголовной политики является законотворческая и правоприменительная деятельность государства по созданию и реализации уголовно-правовых норм, регламентирующих борьбу с преступностью посредством привлечения винов -ных к уголовной ответственности и применения к большей части из них уголовного наказания. Эта деятельность получила название уголовно-правовой политики.

Пролетарская революция в России сопровождалась ликвидацией буржуазно-помещичьего уголовного законодательства и всей системы царской юстиции. Одновременно возникла задача организации борьбы с правонарушителями на новой классовой базе. Оценивая нормотворческую деятельность государства в сфере борьбы с уголовной преступностью в первые годы советской власти, следует отметить, что первые законодательные акты принимались большевиками с целью привлечь к себе основные слои населения - солдат, крестьян, рабочих, национальные меньшинства и т.д. Советское государство стремилось законодательно регламентировать различные стороны общественных отношений, в том числе и вопросы борьбы с преступностью.

Основными источниками уголовного права в этот период являлись декреты Всероссийских съездов Советов, ВЦИК, СНК, ВЧК, приказы наркоматов, акты местных Советов. Но к апрелю 1918 г имелось уже 17 специаль -ных уголовно-правовых декретов и 15 актов, определявших отдельные составы преступлений, а к концу июля 1918 г - соответственно 40 и 69.

Новое уголовное законодательство в первую очередь закрепило нормы, направленные на борьбу с преступлениями, представлявшими в тот момент наибольшую опасность - такими как саботаж, контрреволюционные выступления, спекуляция и т. д. Уже в первые дни после октябрьских событий буржуазия ответила на национализацию частных банков, введение рабочего контроля контрреволюционными выступлениями в виде саботажа. Военно-революционный комитет 26 ноября 1917 г объявил, что саботаж чиновников признается преступлением, виновные считаются врагами народа. Местным Советам и учреждениям при них предлагалось экстренно выработать революционные меры борьбы против них. Ответственность за саботаж устанавливалась декретами СНК, изданными в 1917 -1918 гг К концу 1918 г через суды прошло 324 дела о саботаже (6% всех рассмотренных). Подавляющее большинство осужденных было приговорено к тюремному заключению и принудительным общественным рабо-

В.Н. Колемасов,

кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры специальных дисциплин, Пензенский филиал Саратовского юридического института МВД РФ

там. Декреты 1917 - 1918 гг объявляли решительную борьбу с контрреволюционными заговорами и восстаниями, хотя не проводились еще разграничения между контрреволюционным восстанием и массовыми беспорядками.

Особо опасными преступлениями, часто сближавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бандитизм, хулиганство. Законодательство устанавливало наказуемость должностных правонарушений - взяточничества, волокиты и некоторых других. Решительная борьба велась со спекуляцией, представлявшей в тот период серьезную общественную опасность. В качестве мер наказания в большинстве случаев применялись тюремное заключение, принудительные общественные работы, штраф, конфискация имущества. 22 июля 1918 г был принят Декрет СНК «О спекуляции», определявший точный состав этого преступления и конкретные виды наказания. Большое внимание уделялось также борьбе с должностными преступлениями. 8 мая 1918 г. был принят Декрет «О взяточничестве», предусматривавший лишение свобод ы на срок не менее 6 лет.

Наиболее тяжким видом воинского преступления считалось использование военными специалистами своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательства, сообщничества с внутренними и внешними врагами. Особая уголовная ответственность устанавливалась также за хищение воинского имущества, мародерство, грабежи и насилие по отношению к населению. К весне 1918 г было впервые сформулировано понятие дезертирства как самовольного оставления рядов Красной Армии, установлена ответственность за неявку по призыву в тыловое ополчение и др.

К наиболее опасным преступлениям относилось также посягательство на общественную собственность. Дела

о хищениях государственного имущества и других опасных преступлениях против общественной собственности рассматривались не в общих судах, а в ревтрибуналах.

Важную роль в развитии уголовного права этого периода сыграло изданное 12 декабря 1919 г постановление НКЮ «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», которое стало систематизацией норм общей части уголовного права.

Приведенные факты опровергают утверждение, что Советское государство возникло и развивалось в условиях беззакония, а большевики будто были идейными противниками всякой законности. С первых дней своего существования Советское государство стремилось законодательно регламентировать общественные отношения и добивалось исполнения законов всеми должностными лицами и гражданами. Однако первоначально советское законодательство, в том числе и уголовное, развивалось на основе принципа революционного правосознания, и много внимания уделялось прежде всего делу революции. В какой-то степени использование в борьбе с преступностью принципа целесообразности было направлено на укрепление власти большевиков, а применение в виде уголовного наказания мер воспитательного характера или небольших сроков при нуди -тельных работ или лишения свободы носило популистский характер, так как большинство преступлений совершали беднейшие слои населения, которые поддерживали большевиков.

В связи с переходом к нэпу произошла значительная перестройка правоохранительных учреждений, суть ко-

торой заключалась в упрощении их организационной структуры, сокращении штатов, создании условий для демократизации их деятельности. Поскольку отпала не -обходимость в чрезвычайных мерах по охране завоеваний советской власти, которая в политическом отношении значительно укрепилась, меняется карательная политика государства. В 1921 г встал вопрос о реформировании ВЧК. Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г ВЧК и его органы были упразднены, а при НКВД создавалось Главное Политическое Управление (ГПУ). Внесудебные репрессии отменялись. Все дела о преступлениях про -тив государственной власти решались только в судебном порядке. Таким образом, функции ГПУ были сужены, а сфера его деятельности ограничена в основном обеспечением политической безопасности страны.

В начале 1920-х гг началась работа над кодификацией советского права. Потребность в кодификации оп -ределялась тем, что за предшествующие годы накопился большой правовой материал, который не был систематизирован. Кроме того, требовалось устранить имевшиеся пробелы в ряде отраслей права и внести изменения в соответствии с новой исторической обстановкой. Таким образом, кодексы призваны были оформить и закрепить систему советского права, обеспечить един -ство законов для всего государства, дать более четкие формулировки норм права по сравнению с первыми актами советской власти.

1922 - 1926 гг вошли в историю советского права как годы разработки и принятия кодексов. Работа по ко -дификации развернулась главным образом в РСФСР; обладавшей большим опытом государственного строительства. Основная тяжесть этой работы легла на отдел законодательных предположений и кодификации НКЮ РСФСР. К кодификации были привлечены специалисты из других ведомств. Вся работа проходила под контролем и руководством Президиума ВЦИК и СНК.

В этот период в РСФСР было принято 7 кодексов: Гражданский, Уголовный, Земельный, Лесной, Кодекс Законов о Труде, Уголовно- процессуальный, Гражданско-процессуальный. Разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного кодексов.

Уголовный кодекс 1922 г был первой и не совсем удачной попыткой создания базы уголовного законодательства в Советском государстве, о чем говорит факт внесения в него изменений на всем протяжении его действия . В ноябре 1926 г была принята новая редакция УК РСФСР1. По сравнению с предыдущей редакцией в нем были детализированы отдельные положения Общей части. В 3-м разделе Общей части Кодекса «Общие начала уголовной политики РСФСР» появились две новации, которые оказали заметное влияние на карательную политику судов конца 1920-х гг.: примечание к ст. 6 УК гласило, что не является преступлением действие, которое, хотя формально и попадает под признаки какой-либо статьи Особенной части Уголовного кодекса, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено характера общественно опасного. Статья 8 УК предусматривала возможность освобождения от уголовной ответственности лица в случаях, когда конкретное действие, являющееся в момент его совершения преступлением, к моменту рассмотрения в суде утратило общественную опасность вследствие изменения уголовного закона или личность правонарушителя перестала быть общественно опасной в

силу изменившейся социально-политической обстановки. На практике это, вместо того чтобы защитить лич-ность от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, приводило к ослаблению карательной политики по целому ряду преступлений (хулиганство, растрата, присвоение и т. п.).

В кодексе достаточно подробно регламентировался порядок применения всех мер социальной защиты, оп-ределялись отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения преступления. Появился новый раздел, регламентировавший порядок условного осуждения и услов -но-досрочного освобождения. Особенная часть УК строилась в соответствии с идеологической установкой, когда объектом уголовно-правовой защиты являлся исключительно правопорядок социалистического государства.

В структуре Особенной части произошли следующие изменения: разделы гл. 1 Особенной части УК РСФСР 1922 г «Контрреволюционные преступления» и «Преступления против порядка управления» были выделены в самостоятельные главы. Исключена глава о воинских преступлениях, ответственность за них устанавливалась статьями гл. 2 - преступления против порядка управления.

Идеологическая обусловленность уголовной политики советского государства, логика усиления классовой борьбы по мере углубления социалистических преобразований в период реконструкции промышленности и сель -ского хозяйства находили свое конкретное воплощение в детальной разработке советскими юристами именно государственных преступлений. Особо опасными в общей массе считались преступления контрреволюционные. Первичность государственных интересов по сравнению с интересами личности проявилась и в других главах УК РСФСР 1926 г Так, к примеру, даже за квалифицирован -ное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, максимальный размер наказания не превышал 10 лет лишения свободы. Лишь в 1934 г была предусмотрена смертная казнь за убийство, совершенное воен -нослужащим Красной Армии. Размер же наказания за неквалифицированное убийство не превышал 8 лет.

Как видим, теоретическая основа советской карательной политики была в лучшем случае не проработана, а по некоторым моментам и парадоксальна, что не отвечало в полной мере решению совокупности задан, стоящих перед карательными органами. Государство своей политикой в области уголовного законодательства фактически не слишком препятствовало совершению преступлений против частных лиц, устанавливая за них менее строгие виды и размеры наказания, нежели за совершение преступлений против государства. Несмотря на то, что многие ученые называют Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. самым жестким, необходимо отметить, что ужесточение санкций произошло только за государственные преступления.

Специфическая советская уголовная политика породила противоречивые суждения по поводу наказания за совершение тяжких преступлений против личности. В дискуссиях на эту тему участвовали авторитетные теоретики и практики той эпохи. Одни авторы, окрыленные пафосом революционных свершений, требовали снижения санкций за преступления против личности (подчеркиваем, именно против личности, о преступлениях против государства даже не упоминалось), другие, наоборот, - их ужесточения. В это время в среде отдельных теоретиков права сложилось мнение, что «продолжи-

тельные сроки наказания срывали возможность вершить суд», «забивали места заключения, препятствуя проведению в жизнь принципов исправительной политики, положенной в основу борьбы с преступностью»2.

Формированию предложений о снижении наказаний за малозначительные преступления (до 7 дней вместо установленного минимума 1 месяц) способствовала новая революционная идеология исправительной политики. Бытовало мнение, что пролетарий (в отличие от классовых врагов), движимый революционным сознанием, способен в короткие сроки осознать содеянное и стать на путь перевоспитания. Поэтому длительное наказание никакой пользы государству не дает, а лишь усугубляет положение осужденного. Как следствие такой политики, число осужденных на срок до 6 месяцев в 1926 г составляло около 30% от общего числа всех осужденных. Около 20% выпадало на долю приговоренных к принудительным работам и около 10% - осужденных к штрафу3.

В первой половине 1920-х гг во время формирования советского уголовного законодательства действительно господствовало снисходительное отношение к уголовным преступлениям. Такой «либерализм» был связан с марксистским взглядом на природу преступности, согласно которому главная причина преступности -социальные условия жизни общества, бедность, нищета и неграмотность большей части населения. Ликвидация этих «общественных язв», с точки зрения большевиков, должна была уничтожить преступность. Практика показала, что это оказалось довольно далеким от реальности. Преступность не исчезла, а изменилась и приспособилась к новым условиям. Профессиональные уголовники не спешили «перековываться» и браться за общественно полезный труд. Наоборот, уголовный мир приобрел черты большей организованности.

Всплеск уголовных проявлений в годы нэпа показал советскому руководству недостаточность применяемых карательных мер. Руководство страны стало считать деятельность криминального мира такой же серьезной угрозой советской власти, как и контрреволюционные выступления. Начинает доминировать взгляд на уголов-ника-профессионала как на деклассированного элемента, люмпен-пролетария, чья деятельность угрожает задачам построения социализма. Поэтому от исправительных мер государство довольно быстро переходит к карательным. Уже 27 апреля 1922 г Постановлением Политбюро ЦК РКП (б) « О чрезвычайных полномочиях ГПУ в борьбе с бандитизмом» предоставлено ГПУ «право непосредственного расстрела на месте бандитских элементов (т.е. участников вооруженных ограблений), захваченных при совершении ими преступления»4. 17 ноября 1923 г органам ГПУ было разрешено заключать в концентрационный лагерь сроком до 3 лет содержателей притонов, профессиональных контрабандистов, спекулянтов черной биржи, не зарегистрированных посредников в торговле и подрядах, лиц, связанных с преступным миром.

29 марта 1924 г. ОГПУ получило право высылать, ссылать и заключать в концлагерь контрабандистов, валютчиков, спекулянтов золотой монетой, драгметаллами и платиной. Особые совещания ГПУ союзных республик получили также возможность административной высылки в пределах своих республик лиц, подозреваемых в бандитизме, разбоях и грабежах, их пособников и

укрывателей, профессиональных игроков, наркоторговцев и нелегальных торговцев спиртным, а также лиц, ранее дважды судимых или имеющих четыре привода за имущественные преступления или посягательства против личности.

9 мая 1924 г. были расширены права ГПУ в борьбе с бандитизмом. В местностях, объявленных неблагополучными по бандитизму, уполномоченным ГПУ предоставлялось право внесудебной расправы с бандитами и их пособниками: высылка, заключение в лагерь на срок до

3 лет и расстрел. В том же году вводилась внесудебная расправа в неурожайных местностях по отношению к хлебным спекулянтам. С 1925 г. начала применяться административная высылка за спекуляцию ширпотребом. В 1926 г было разрешено во внесудебном порядке применять высшую меру наказания за контрабанду.

В 1925 - 1926 гг начинает формироваться система «режимных территорий» - местностей, где запрещено проживание ранее судимых. В 1927 г ОГПУ получило возможность во внесудебном порядке карать лиц, имеющих 3 и более судимости за хулиганство, в 1928 г -конокрадов, бродяг, нищих и хулиганов в промышленных центрах5. Ужесточается и отношение к рецидивистам в местах лишения свободы. Создаются изоляторы особого назначения для удаления преступных авторитетов от основной массы заключенных.

В конце 1920-х гг в противовес принципу законности, исходящему из того, что основанием уголовной ответственности может быть исключительно совершение преступления, а не опасная личность в виде «врагов народа», «кулацко-зажиточных элементов» и пр., акцент в уголовном законодательстве этого периода был сделан именно на «опасную личность», не совершившую

конкретного преступления. Также грубо нарушался прин -цип личной ответственности и вины, когда уголовной (не говоря уже об административной) высылке подвергались лица, не виновные в совершении преступлений других лиц (так называемые «ЧСИР» - члены семьи изменника Родины).

Наблюдалось отступление от принципа категоризации преступлений и дифференциации ответственности, посягательства на государственную собственность преследовались без учета тяжести ущерба Преступления против государственной собственности, против представителей власти карались несопоставимо строже, чем преступления против жизни и здоровья граждан. За хищение социалистической собственности суд мог приговорить к расстрелу, а за умышленное убийство - только к 10 годам лишения свободы.

Таким образом, очевидно, что советское законодательство развивалось с большими проблемами. Это выражалось в неоднозначных, можно сказать непрофессиональных, трактовках того или иного положения уголовного за -кона. Но все же, несмотря на большие пробелы в законодательстве и законотворчестве, в 1920-е гг были заложены основы советского уголовного законодательства.

1 См.: Уголовный кодекс РСФСР. М.: НКЮ РСФСР 1926.

2 КатаньянР Об изменении УК РСФСР // Власть советов. 1925. № 2. С. 6.

3 См.: УтевскийБ. Рецидив и профессиональная преступность. Проблемы преступности НКВД Вып. 3. М., 1928. С. 101.

4 РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.290. Л.4.

5 См.: Малыгин А.Я. Правоохранительная система периода проведения новой экономической политики // Проблемы развития правоохранительных органов. М., 1 994. С. 61 - 63.

УДК 78:94(470)

В.М. Кузьмина,

кандидат психологических наук, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Курский институт социального образования, филиал РГСУ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО ОКРУГА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В 1930-е годы

Вплоть до конца 1980-х гг. 1930-е гг оценивались лишь как период созидательный. Теперь, когда стали известны многие ранее замалчивавшиеся факты истории, трактовка событий должна быть иной. Чудовищные жертвы, голод в 1932 - 1933 гг, усиливающийся культ личности Сталина, начало Второй мировой войны - все это делало атмосферу времени настолько мрачной, что от искусства стали требовать оптимизма, «проповеди бодрости» (М. Горький). 1930-е гг сталинским руководством были объявлены временем наступления социализма по всему фронту С переходом к политике индустриализации и коллективизации, связанной с наступлением социализма на капиталистические элементы в хозяйстве, начался решающий этап культурной революции, призванной ликвидировать все буржуазные проявления в искусстве.

В самом начале 30-х гг ХХ в. музыкально-общественная жизнь Центрального Черноземья ознаменовалась двумя важными событиями. По инициативе обкома ВКП(б) в Воронеже проводится с 29 по 31 января 1930 г областная конференция местных композиторов. Ее участниками стали как профессиональные авторы, так и музыканты Воронежа, Тамбова, Козлова, пробующие свои силы в области композиции. К сожалению, время сохрани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.