Научная статья на тему 'Советская политическая система: вопросы изучения и преподавания (рецензия на кн. : Щагин Э. М. , Чураков Д. О. , цветков В. Ж. Становление советской политической системы: 1917-1941 годы. - М. , 2011)'

Советская политическая система: вопросы изучения и преподавания (рецензия на кн. : Щагин Э. М. , Чураков Д. О. , цветков В. Ж. Становление советской политической системы: 1917-1941 годы. - М. , 2011) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советская политическая система: вопросы изучения и преподавания (рецензия на кн. : Щагин Э. М. , Чураков Д. О. , цветков В. Ж. Становление советской политической системы: 1917-1941 годы. - М. , 2011)»

СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ (Рецензия на кн.: Щагин Э.М., Чураков Д.О., Цветков В.Ж. Становление советской политической системы: 1917-1941 годы. - М., 2011)

А.М. Матвеева

Высшая школа в современной Российской Федерации переживает важный период. Происходит не просто ее реформирование, а переход от классической университетской к Бо-лонской системе, которую с разной степенью успешности пытаются внедрить в Европе. Если даже на родине Болонской системы не все складывается гладко, то еще больше трудностей приходится преодолевать в России. По существу, единственным ресурсом, который позволяет устоять отечественной высшей школе в нынешней ситуации, когда не хватает буквально всего -от множительной техники до денег на достойную зарплату, - это человеческий капитал. Несмотря на все имеющиеся проблемы в вузах продолжают работать настоящие подвижники, знатоки своего дела - Профессионалы с большой буквы. Располагая такими ценными кадрами, большей частью сформировавшимися в советской системе образовательных координат, российская высшая школа своевременно справляется с поставленными задачами повышения качества обучения в рамках Болонского процесса.

Подтверждением этого является представленное на рассмотрение пособие, выполненное авторским коллективом ведущих профессоров кафедры

новейшей отечественной истории МПГУ под руководством заслуженного деятеля науки РФ, почетного профессора двух вузов (МПГУ и Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина) Эрнста Михайловича Щагина. Материалы пособия охватывают один из самых сложных и драматичных этапов отечественной истории. В нем раскрываются основные механизмы развития советской политической системы. В пособие вошли два модуля, которые посвящены ключевым вопросам формирования советской политической системы в 1917— 1941 гг. Первый из них охватывает события Революции 1917 г. и последовав- 389 шей за ней Гражданской войны, второй - развитие советской страны в период двух межвоенных десятилетий.

Важным достоинством пособия является обогащение учебного текста не только фактами исторического, но также историографического и источниковедческого планов. В приложении к каждой части пособия содержатся документальные материалы для самостоятельной и коллективной работы студентов. Кроме того, текст пособия содержит разнообразные суждения по самым сложным вопросам нашего прошлого. Студенты как бы погружаются в атмосферу разгорающихся в современных

4 / 2012

Преподаватель XXI

ВЕК

390

исторических работах и в обществе баталий по историческим сюжетам.

Так, уже первая глава первого модуля знакомит бакалавров с малоизвестными фактами и документами по октябрьским событиям 1917 года в Петрограде и Москве. Прежняя, советская историография много сделала для введения в научный оборот источников личного происхождения, отразивших позицию победителей - большевиков. При всей важности проделанной работы нельзя упускать из виду, что собранные в прошлом свидетельства создавали однобокий, предвзятый взгляд на одно из важнейших событий отечественной и мировой истории. Всю глубину произошедшего в те дни можно постичь, только привлекая дополнительные свидетельства из противоположного лагеря - лагеря защитников Временного правительства. К числу свидетельств, прежде незаслуженно забытых, относятся анализируемые в пособии записки, которые принадлежат перу Алексея Максимовича Никитина, занимавшего в четвертом (последнем) кабинете министров Временного правительства сразу два поста - министра внутренних дел и министра почт и телеграфов. Впервые их полный текст был воспроизведен руководителем авторского коллектива пособия Э.М. Щагиным в качестве приложения к докладу на Второй научной конференции по межвузовской программе «Русский язык, культура, история» еще несколько лет назад.

Что дает студентам-историкам знакомство с данным документом? Прежде всего, ими по-новому может быть разобран вопрос развития вооруженного восстания в Петрограде, вопрос действительной или мнимой изоляции Временного правительства, вопрос о деятельности отдельных его министров

по отражению большевистского наступления, вопрос работы в дни восстания почты, телеграфа и других подведомственных Никитину структур и т.д.

Столь же интересен еще один документ, с анализа которого открывается пособие - запись доклада, произнесенного Е.П. Филатьевым, народным социалистом, сделанная его однопартийцем -историком С. П. Мельгуновым. Этот краткий по объему, но в информативном отношении весьма содержательный исторический источник позволяет по-новому взглянуть на приход большевиков к управлению Москвой в тот период, который вошел в историографию под названием «кровавой недели».

Помимо самого момента установления Советской власти в двух столицах Российского государства, пособие охватывает такие аспекты, как становление большевистского режима, существовавшие альтернативы советской организации революционной власти, а также деятельность антибольшевистского подполья в красном тылу. Соответствующие параграфы были подготовлены молодыми докторами наук Д.О. Чура-ковым и В.Ж. Цветковым на материалах их научных разработок недавнего времени. В частности, отмечается, что развитие Советского государства было далеко не гладким. Советская историография писала (вслед за В.И. Лениным) о трех кризисах Временного правительства. Как показано в пособии, советское правительство за сопоставимый срок также пережило три кризиса, иногда столь же острых. Первый кризис был связан с лозунгом «однородного социалистического правительства», второй -с событиями вокруг «хозяина Земли русской» - Учредительного собрания. Наконец, третий кризис разразился как результат разрыва правительственного

блока большевиков и левых эсеров. Ста- венно-политической мысли, как Н.Д. Кон-новится совершенно понятным, почему дратьев, А.В. Чаянов, Л.Н. Юровский, антибольшевистские силы столь актив- В.Г Громан, Н.Н. Суханов, Н.В. Валентинов (Вольский), С.Н. Прокопович, Е.Д. Кускова и их соратники. При подготовке пособия использованы источники по делу Центрального комитета Трудовой крестьянской партии (ТКП), открытых судебных процессов по делам Пром-партии, Союзного бюро меньшевиков, а также документы Пражской коллекции Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), материалы периодики, эпистолярное наследие активных деятелей Русского Зарубежья той поры.

Столь разнообразный корпус источников позволил не только существенно расширить информационное поле для более предметного освещения поднятых в пособии проблем. В центре внимания студентов оказываются современные дискуссии по вопросу о так называемой альтернативе «Чаянова - Бухарина» - той политике, которую проводила сталинская группа в период индустриализации и прежде всего коллективизации. Э.М. Щагину удалось убедительно доказать неправомерность и ошибочность существовавших на этот счет в новейшей историографии трактовок. Прежде всего, он показал ошибочность отождествления теоретических построений правых большевиков, в частности Бухарина, и выдающихся представителей организационно-производственного направления отечественной аграрно-экономической мысли, например, Чаянова. Если для первых рыночные реформы мыслились исключительно в рамках системы диктатуры пролетариата, в рамках политического режима партийной диктатуры, то для вторых ситуация представлялась принципиально иначе. Специалисты дореволюционной закалки полагали, что следом за началом эконо-

но занимались подпольной деятельностью против новой власти - они спешили воспользоваться моментом ее временной слабости и отправить большевизм в «исторический музей» человеческих заблуждений...

Однако большевики устояли. Победив в Гражданской войне, они приступили к строительству мирной жизни. Проблемы эволюции советского политического режима двух межвоенных десятилетий (1921-1941 гг.) вошли во второй модуль пособия под редакцией Э.М. Щагина. Открывает его параграф, посвященный непростым реформам периода НЭПа, с которыми многие силы в самом СССР и за рубежом связывали большие надежды. Первостепенное внимание авторы пособия уделяют дискуссионным вопросам политического противоборства в годы НЭПа, в момент перехода от НЭПа к «сталинской революции сверху» и 1930-х гг.

Большинство современных учебников, пособий, книг для чтения и другой учебной литературы посвящено перипетиям борьбы в эти годы, которая велась в недрах самой большевистской партии. Не отрицая важности такого подхода, авторы пособия избрали другой. Они поставили перед собой задачу: показать более широкую панораму общественно-политической жизни того переломного времени.

В параграфах второй части, написанных руководителем проекта Э.М. Ща-гиным, дается анализ политической деятельности и взглядов целой плеяды известных деятелей нашей истории, как работавших в различных учреждениях СССР, так и оказавшихся на чужбине. Это, в частности, такие выдающиеся представители отечественной общест-

391

4 / 2012

Преподаватель |_

392

мических реформ желательно дождаться падения большевистской диктатуры.

В этой связи в пособии поднимается проблема путей перехода от коммунистического к демократическому правлению. Деятелям плана Чаянова, Валентиновна, Кусковой, Кондратьева эволюция большевистского режима мыслилась в разрезе их представлений о советском термидоре. В отличие от некоторых других представителей Русского Зарубежья, они видели бессмысленность ставок на военную интервенцию и насильственное свержение советской власти. В этой связи ими делалась ставка на процесс постепенного перерождения большевиков. С целью придания нужного направления данному процессу, определенная часть антисталинской оппозиции готова была использовать наработки и связи, приобретенные ею еще в период самодержавия. Одним из методов, которым пользовались сторонники перерождения большевистского режима, была тактика «обволакивания власти» - делалась ставка на победу правого крыла большевистской партии над сталинской группой.

Завершает второй модуль и все пособие параграф, посвященный десятилетию, которое в постперестроечном массовом сознании часто связано с массовыми репрессиями, «ежовщиной» и другими мрачными страницами нашей истории. В пособии предлагается более взвешенный, нежели в публицистических статьях и передачах на телевидении, более разносторонний взгляд на ту противоречивую эпоху, когда массовый террор сочетался с массовым оптимизмом, героизмом, ударничеством. Историки-бакалавры знакомятся с точкой зрения на этот период представителей не только тоталитарной, но и других историографических школ и направлений. В книге показано, например, как

менялись представления на масштабы репрессий 1930-х гг. Если прежде (от XX съезда до самого последнего времени) политики, публицисты и даже историки оперировали цифрами от 10 до 100 миллионов репрессированных, то современная наука говорит о 1,5-2,5 миллионах, из которых большинство были не казнены, а отбывали разные сроки заключения. Само по себе уточнение цифр потерь в годы репрессий, конечно, имеет принципиальное значение, показывает идеологическую предвзятость прежних оценок.

Большое внимание в параграфе уделяется анализу ключевых для того периода документов, прежде всего Конституции СССР 1936 г. и оперативному приказу Народного комиссара внутренних дел Н. Ежова за номером 00447. По мнению современных западных историков М. Юнге и Р. Биннера, именно после этого приказа «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», принятого 30 июля 1937 г., террор становится по-настоящему «большим».

Конечно, имеются в пособии и некоторые уязвимые места, но это неизбежно, если касаться таких острых, дискуссионных вопросов нашего прошлого. Но если молчать, не поднимать проблемных вопросов в процессе обучения будущих историков, то помочь им стать настоящими профессионалами будет невозможно. В целом, пособие очень выгодно отличается от прочей учебной литературы других авторских коллективов. Работа над его материалами позволят студентам-историкам не только познакомиться с богатым фактическим материалом и новейшими тенденциями в историографии, но и сделать важный шаг к формированию собственного, личностного отношения к той переломной эпохе. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.