Научная статья на тему 'Советская память у современных россиян в восприятии китайских исследователей (обзор работ китайских ученых)'

Советская память у современных россиян в восприятии китайских исследователей (обзор работ китайских ученых) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / SOVIET PERIOD / HISTORICAL MEMORY / NATIONAL IDENTITY / HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чэнь Айсян, Ян Кэ

В последние годы вопросы, связанные с памятью современных россиян о Советском Союзе, вызывают у китайских ученых большой интерес. Можно сказать, что в этой области китайские исследователи работают довольно плодотворно, причем в исследованиях наблюдается определенная динамика. В научных работах периода с 1992 по 1998 год главным образом показываются печальные эмоции, тяжелое жизненное положение россиян после распада Советского Союза, психологическая травма, продиктованная разрывом между прошлым и настоящим. Исследования, опубликованные в период с 1999 по 2008 год, концентрируют внимание на социальном, историческом и литературном аспектах проблемы. Обнаруживается и отход от полного отрицания истории Советского Союза, типичного для начала 90-х годов, и вполне объективное рассмотрение советской исторической памяти, а также непосредственный анализ памяти о Советском Союзе у россиян. В период 2009-2015 годов внимание китайских исследователей обращено в основном на сложные отношения между советской памятью и национальным духом. «Историческая память», «советская память» ключевые слова публикаций данного периода. Процесс изменения концепта советской памяти у россиян обусловлен спецификой историко-культурного контекста постсоветской России. Для китайских исследователей данная проблематика также тесно связана с историко-культурным контекстом современного Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF RUSSIANS’ MEMORY OF THE SOVIET UNION IN THE EYES OF CHINESE RESEARCHERS ABSTRACT. The article reviews the Chinese studies on the memory of Russian people, which become very popular thes

The article reviews the Chinese studies on the memory of Russian people, which become very popular these days. Chinese scholars work a lot to examine this area and their works show certain dynamics. The research works of the Chinese scholars are divided into three periods. The first period covers 1992-1998, and focuses on sad emotions and tough living conditions in Russia after the collapse of the Soviet Union, as well as the sense of the psychological contradictions of the past and the present. The second period, from 1999 to 2008, focuses on the social, historical and literary aspects of the problem explored. In the third period, from 2009 to 2015, the main attention of Chinese researchers is drawn to the study of complex relationship between the Soviet memory and national spirit, when memory is the keyword of this period. The change of the concept of Soviet memory is a reflection of the historical and cultural context of Russia, having close connection with the discourse context of Chinese scholars.

Текст научной работы на тему «Советская память у современных россиян в восприятии китайских исследователей (обзор работ китайских ученых)»

УДК 811.581127

ББКШ171.1-006.2 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 10.02.19; 10.02.22

Чэнь Айсян, Ян Кэ

Гуанчжоу, Китай

СОВЕТСКАЯ ПАМЯТЬ У СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН В ВОСПРИЯТИИ КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (ОБЗОР РАБОТ КИТАЙСКИХ УЧЕНЫХ)

АННОТАЦИЯ. В последние годы вопросы, связанные с памятью современных россиян о Советском Союзе, вызывают у китайских ученых большой интерес. Можно сказать, что в этой области китайские исследователи работают довольно плодотворно, причем в исследованиях наблюдается определенная динамика. В научных работах периода с 1992 по 1998 год главным образом показываются печальные эмоции, тяжелое жизненное положение россиян после распада Советского Союза, психологическая травма, продиктованная разрывом между прошлым и настоящим. Исследования, опубликованные в период с 1999 по 2008 год, концентрируют внимание на социальном, историческом и литературном аспектах проблемы. Обнаруживается и отход от полного отрицания истории Советского Союза, типичного для начала 90-х годов, и вполне объективное рассмотрение советской исторической памяти, а также непосредственный анализ памяти о Советском Союзе у россиян. В период 2009—2015 годов внимание китайских исследователей обращено в основном на сложные отношения между советской памятью и национальным духом. «Историческая память», «советская память» — ключевые слова публикаций данного периода. Процесс изменения концепта советской памяти у россиян обусловлен спецификой историко-культурного контекста постсоветской России. Для китайских исследователей данная проблематика также тесно связана с историко-культурным контекстом современного Китая.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: советский период; историческая память; национальный дух; историко-культурный контекст.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Чэнь Айсян, научный сотрудник постдокторантуры. Гуандунского университета иностранных языков и международной торговли, профессор Чжаоцинского университета; 510421, Китай, пров. Гуандун, пр-т Байюаньдадао Бэй, № 2; e-mail: 641386132@qq.com.

Ян Кэ, кандидат филологических наук, профессор факультета русского языка Института европейских языков и культур, профессор Центра по исследованию зарубежной литературы и культуры, Гуандунский университет иностранных языков и международной торговли; 510421, Китай, пров. Гуандун, пр-т Байюаньдадао Бэй, № 2; e-mail: mashayang1963@aliyun.com.

Данная статья является результатом этапа реализации специально финансируемого проекта Китайского постдокторского научного фонда «Исследования „советской памяти" в современных российских романах» (2015Т80899); финансируемого проекта Китайского постдокторского научного фонда «Исследования „советской памяти" новой России в новых российских романах» (2014М550431); финансируемого проекта «Исследование современной российской литературы — на примере русской Букеров-ской премии» (14QNCX06) Центра по исследованию зарубежной литературы и культуры при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли.

После декабря 1991 г. Советский Союз исчез, постепенно ушел в прошлое для российской нации. Индивидуальная и коллективная память отражает и интерпретирует данный сложный и неоднозначный период истории. Отрицательные и положительные стороны жизни Советского Союза, сохраняемые памятью, обладают культурным колоритом. Эти культурные особенности восприятия оказываются для китайских исследователей одновременно и знакомыми, и странными, неожиданными, поскольку они частично соответствуют нашей прежней памяти о Советском Союзе, а отчасти противоречат ей. Вопрос о том, с какой целью и с помощью какого подхода исследовать «советскую память» (так китайские исследователи условно называют воспоминания о различных аспектах жизни в Советском Союзе и

представления о советском периоде истории) современных россиян, стал весьма популярной темой у китайских ученых-русистов. Одни из них объективно описывают эту память путем интервьюирования российских граждан; другие с помощью изучения современной русской литературы и искусства показывают изменения в восприятии Советского Союза; третьи проводят глубокий культурологический и философский анализ памяти о советском периоде; а четвертые, пользуясь многопрофильными и комплексными ресурсами, проводят системные исследования по данной теме. Цель работы китайских ученых, как и зарубежных исследователей, заключается в том, чтобы инициировать широкий научный диалог, в рамках которого обсуждались бы не только настоящее и прошлое России и Китая, но и перспективы обеих стран.

1992—1998: печальные эмоции — односторонний показ памяти о советских реалиях

В первые годы после распада Советского Союза основное внимание китайских исследователей сосредоточено на анализе причин этого события и его исторического значения, см.: «Российские политики о распаде Советского Союза и положение России сегодня» [Юй Хунцзюнь 1992], «Размышления некоторых представителей России о распаде Советского Союза» [Чжун Япин 1997] и др. Количество исследований, посвященных памяти россиян о советском периоде, в этот период невелико: меньше десятка статей. Чем это объясняется? Прежде

©Чэнь Айсян, Ян Кэ, 2017

всего тем, что прошло мало времени с распада Советского Союза, и внимание исследователей было сосредоточено главным образом на анализе причин этого события, а на феномен памяти о советском периоде тогда еще мало кто обращал внимание. Хотя вышло несколько статей, в которых непосредственно показаны некоторые поверхностные явления, глубоких и подробных работ не было. В статье Тин Хуа «Рассмотрение сегодняшней России — на примере одного номера журнала „Огонек"» [Тин Хуа 1992] объектом исследования является журнал «Огонек» (№ 9 за 1992 г.). Автор показал экспликацию памяти о советском периоде у россиян на примере анализа организации статей и примечаний от редакции в разделах «Культура», «Политика», «Опрос». В статье «Нищета Нового Завета» (раздел «Культура») речь идет о тяжелом положении библиотеки. Автор статьи вспомнил следующий момент: во время руководства восстанием в 1917 г. Ленин подчеркнул важность деятельности библиотеки в беседе с Луначарским в Смольном. В статье Леонида Радзиховского «Революция — сзади», посвященной Февральской революции, и размещенной в разделе «Политика», излагается следующий факт. Россия отмечает 75-летие Февральской революции. Несмотря на солидную дату, это событие вызывает более оживленную реакцию, чем, скажем, 50-летие Сталинградской битвы. Здесь содержится намек и на отношение россиян к Сталинградской битве. В статье Тин Хуа показана память россиян о Советском Союзе, но автор ограничивается описанием этой памяти как социально-политического явления, в статье нет теоретического обобщения или какого-либо системного анализа. В статье «После распада Советского Союза... Очерки по итогам визита в Россию, Литву, Украину» [Ши Чжунсин 1995] советская память у бывших советских граждан описывается на материале наблюдений автора во время поездки по трем постсоветским странам. В статье «„Не зря ли мы живем?" — воспоминания русских ветеранов Второй мировой войны» [Дай Вэнь-тянь 1995] показывается живая память о войне посредством интервьюирования российских ветеранов Второй мировой войны. Заданный ими вопрос «Не зря ли мы живем, не зря ли так много пережили?» отражает растерянность и недоумение старшего поколения россиян, проявляющиеся в их размышлениях об истории и современном состоянии России.

Внимание некоторых исследователей сосредоточено на психологическом состоянии русского народа. Например, в статье Юе

Юнхун «От мифа Советского Союза до мифа новой России — социально-политические и психологические процессы в российском обществе после распада Советского Союза» [Юе Юнхун 1995] рассматривается память россиян о «советском мифе» с точки зрения социальной психологии на основе материалов из монографии доктора Е. В. Егорова-Гантмана. В статье Хэ Сяопинь «Социально-политическое и психологическое состояние россиян после распада Советского Союза» [Хэ Сяопинь 1996] подробно анализируется специфика памяти о Советском Союзе у русских людей. Исследователь считает, что «резкое столкновение прежней славы и сегодняшнего падения, гордости и чувства потери делает нынешнюю Россию страной, полной противоречий и характеризующейся амбивалентностью» [Хэ Сяопинь 1996: 37].

Результаты поиска по сайту CNKI (China Knowledge Resource Integrated Database — один из авторитетных сайтов в области научных исследований) показывают, что в период с момента распада СССР по 1998 г. мало кто из китайских исследователей обращал внимание на тему памяти о советском периоде у россиян. Найдено всего лишь 9 статей, связанных с данной темой, за эти 7 лет, и все эти статьи обладают одной общей чертой: в них отражены негативные чувства россиян в связи с тяжелым положением в реальной жизни после распада СССР и амбивалентность в их психологии по отношению к прошлому, так или иначе передаются печаль, грусть, ностальгия в осмыслении уникального исторического опыта советской эпохи. Это тесно связано с внутренним социально-психологическим контекстом России. После распада СССР россияне оказались в условиях деконструкционной системы, и депрессивное состояние после деконструкции вызывает у них ощущение растерянности и неопределенности: куда, в конце концов, должна идти Россия?

1999—2008. Многостороннее рассмотрение памяти — социологический, исторический, литературоведческий аспекты Результаты поиска по сайту CNKI показывают: с 1999 по 2008 г. всё больше китайских исследователей обращается к теме советской памяти у россиян. Насчитывается 65 научных статей, посвященных этой теме, причем феномен советской памяти рассматривается в разных аспектах — в социологическом, историческом и литературоведческом. Можно сказать, что в 1999 г. произошел «маленький бум» в области исследования памяти у россиян о Советском Союзе: найдено 9 статей, связанных с данной те-

мой, среди них 5 статей специально посвящены обсуждению и анализу взглядов россиян на Сталина, например, «Изменение отношения к Сталину в России» [Чжан Цзэ 1996], «Изменение оценки Сталина россиянами в последние годы» [Лю Яньмин 1999] и т. п. В статье Лю Шучунь «Незасекреченный Сталин — диалог между корреспондентом газеты „Советская Россия" В. Коже-мяком и доктором философских наук Р. И. Квоборовым» [Лю Шучунь 1999] представлен довольно сложный образ Сталина. Некоторые китайские исследователи уделяют внимание вопросу об Октябрьской революции в памяти россиян: «Изменение отношения к Октябрьской революции в России после распада СССР» [Сян Цзотао, Кун Ханьбин 2007], «Споры об Октябрьской революции в России и их значение» [Лю Шучунь 2008 г.] и др.

Имеются и комплексные исследования того, какой вообще предстает история Советского Союза в глазах россиян, например, «История России XX века — оценки исследователей и общественности после распада СССР» [Ву Эньюань 2003]. Обращают на себя внимание и статьи, в которых можно найти трансформацию однобокого отрицания истории Советского Союза у россиян в 90-х, например, «Новые взгляды российских исследователей на Ленина, Сталина и историю Советского Союза» [Кан Яньжу, Дуан Цицзэн 2007]. Китайские исследователи познакомили своих читателей в переводе с последними достижениями российских ученых: были полностью или частично переведены важные статьи, такие как «Новый смысл Октябрьской революции для нас — России и мира — общее заявление 17 известных „левых" ученых» [Линь Яньмэй 2008], «Октябрьская революция — увертюра мощной России» [Рустем Вахитов 2008]. Описание ностальгического восприятия прошлого россиянами обнаруживается в следующих статьях: «Советский комплекс у россиян в последние годы» [Фан Гуаншунь, Ли Сяннань 2007], «Российская молодежь скучает по Советскому Союзу» [Ли Жуйцинь 2008]. Авторы обеих работ отметили, что, в отличие от резкой критики и абсолютного отрицания периода распада Советского Союза, спустя 15 лет часть россиян вновь дает положительную оценку роли Ленина и Сталина в социально-историческом процессе, в российском обществе наблюдается ностальгия по Советскому Союзу.

Помимо рассмотрения памяти о Советском Союзе в социально-историческом аспекте, в этот период становится популярным и литературоведческий аспект. В моногра-

фии Чжан Цзэ «Обзор современной русской литературы» [Чжан Цзэ 2007] имеется специальный раздел «Кощунство над священным — о „новых" взглядах некоторых российских писателей на Великую Отечественную войну», где обсуждается феномен отрицания итогов Великой Отечественной войны в литературных кругах России 90-х годов. Автор статьи «„Красное настроение" в современной русской литературе — слава национальной истории не стерта» [Чжан Цзяньхуа 2006] считает, что современная русская литература показывает сумбурную картину жизни в постсоветском пространстве, созданную российскими писателями в результате распада главных литературных направлений и появления плюрализма художественного сознания, однако даже в такой ситуации всё-таки проявляется присущее классической русской литературе «красное настроение». Под «красным настроением» подразумевается неизменное стремление литературы к духовным идеалам. В других работах, написанных в том же ключе, что исследования Чжан Цзэ и Чжан Цзяньхуа, рассмотрено многообразие проявлений отмеченных тенденций в художественной литературе.

Можно заметить, что в этот период изучение китайскими учеными вопросов, связанных с советской памятью, характеризуется многосторонностью подходов: память о советском периоде рассматривается как в социально-историческом аспекте, так и в литературоведческом и культурологическом аспектах. Представлены разнообразные оценки при анализе исторической памяти о советском периоде: наблюдается и отход от полного отрицания истории Советского Союза, характерного для начала 90-х годов, и процесс изменения в сознании российского населения исторической памяти о советском периоде, и прямая демонстрация «просоветских настроений» россиян. Все это тесно связано с историческим контекстом развития России. После карнавала полного отрицания всего советского россияне начинают более объективно и всесторонне рассматривать историю Советского Союза.

2009—2015. Сложное сочетание исторической памяти и национального духа. Рациональные размышления и воспоминания

В отличие от ситуации до 2009 г., основное внимание исследователей в период с 2009 по 2015 г. акцентируется на сложном сочетании и взаимовлиянии исторической памяти и национального духа. Чжан Хун взял интервью у знаменитого китайского ученого Вэн И [Чжан Хун 2013]. Интервью

состоит из трех тематических блоков: Советский Союз в глазах россиян; Советский Союз с точки зрения истории; изучение Советского Союза китайскими исследователями. Вэн И в этом интервью высказал интересные мысли о новых чертах советской памяти у россиян в данный период: «...отношение к истории может быть различным: это могут быть вечные память и почтение, могут быть и забвение, и ненависть, но то государство для людей нескольких поколений является в конце концов родиной, и оно носит имя Советский Союз» [Чжан Хун 2013: 133]. Эти слова передают сложное эмоциональное отношение россиян к Советскому Союзу, то глубокое чувство связи с «родиной», которое выше поверхностных проявлений в виде памяти, почтения, забвения и ненависти. Подобное мнение высказывалось и одним из соавторов настоящей статьи, Чэнь Айсян [Чэнь Айсян 2013]. Чэнь Айсян называет такое эмоциональное отношение «переозначиванием». По ее мнению, «переозначивание» — «это не полная идентичность официальному дискурсу Советского Союза или полное возвращение в него, а поиск духовного ядра и ценностных элементов, содержащихся в истории Советского Союза, т. е. социальной заботы и справедливости, чувства положительной самооценки нации, уверенности в себе, чувства солидарности, активной роли в обществе и предприимчивого духа и т. д., которые помогают формированию национального единства и национальной сплоченности» [Чэнь Айсян 2013: 10].

В статье Дин Цзюй и Ли Шихой «Как Россия обеспечивает передачу и укрепление памяти о Великой Отечественной войне посредством институционализации» [Дин Цзюнь, Ли Шихой 2012] описывается институциональная поддержка сохранения и укрепления памяти о Великой Отечественной войне на официальном уровне. В статье Линь Цзинхуа «Будьте добры к истории — Советский Союз в повседневной жизни России» [Линь Цзинхуа 2014] устанавливается значение памяти о советском прошлом в повседневной жизни современного российского общества, показано, что как страница истории Советский Союз естественным образом сохраняется в массовом сознании и в условиях нового периода развития России. Автор данной статьи рассматривает такое естественное сохранение памяти о советском периоде как способ существования общества, имеющий огромное значение для актуализации образа России в пространстве бывшего СССР. Китайские исследователи также обращают внимание на то, что в этот период восприятие российским обществом

советского прошлого не соотносится с концепциями традиционной исторической науки, для воспоминаний важна не «первоначальная функция» истории, а ее «вторичные функции», т. е. гордость за родину и государственная идентичность. В новом историческом контексте современные россияне начинают заново осознавать ценность духовных принципов, сохраняемых памятью о советском периоде истории, искать корни национального духа в истории Советского Союза, ожидая найти духовную движущую силу для национального возрождения России. Они предпочитают эмоционально переосмыслять образ Советского Союза, т. е. рассматривать Советский Союз как духовный символ и тем самым пробуждать историческую память и эмоциональное воображение, формировать новую национальную идею и базу для осознания себя в качестве единого народа.

Значительный объем исследований, посвященных памяти о советских реалиях, в 2015 г. отчасти является откликом на 70-летний юбилей победы китайского народа над фашистами. Первый номер популярного в Китае журнала «Русская литература и искусство» за 2015 г. полностью посвящен 70-летию победы над фашизмом. В нем опубликованы статьи, в которых непосредственно отражена память россиян о Великой Отечественной войне: «Цена победы» М. Попова, «Об отношении к войне и военным романам» О. Павлова и «Война после войны» А. Королёва. В перечисленных статьях изложены мысли современных россиян о Великой Отечественной войне, подчеркивается, что нельзя стереть память о войне, нельзя забыть правду о войне, иначе не будет речи о будущем народа, каждый человек утратит основной смысл своего существования.

Обращает на себя внимание комплексное исследование проблематики, связанной с памятью о войне у россиян: в статье «Память о Великой Отечественной войне в новой России и история, представленная в литературных произведениях» [Чэнь Айсян 2015] рассказывается о том, что после распада Советского Союза современные российские писатели начинают отражать историю Великой Отечественной войны с самых различных точек зрения, не будучи стесненными конкретной политической идеологией.

Помимо журнальных статей в этот период также появились и диссертационные работы, посвященные теме памяти о советском у россиян: «Октябрьская революция в российской исторической памяти» [Юй Чжэ 2013] и «Женщина и историческая память —

анализ романа — лауреата Букеровской премии „Время женщин"» [Дин Чэнян 2012] , а также докторская диссертация «„Советское": литературный знак исторической памяти — на примере русского „Букера"» [Чэнь Айсян 2012], где вопрос о советской памяти рассматривается с исторической и литературоведческой точек зрения.

Можно отметить, что в исследованиях этого периода наблюдаются два заметных изменения. Во-первых, отношение к сложным связям между памятью о советском и национальным духом перестает быть простым, положительным или отрицательным: представлены стремящиеся к объективности описания, а не простая ностальгия. Внимание исследователей нацелено на то, чтобы найти источник национального духа современной России в исторической памяти о Советском Союзе. Во-вторых, более четким становится понимание ключевых выражений «историческая память», «советская память». Раньше, конечно, тоже проводились исследования памяти о советском у россиян, но терминология данной сферы была недостаточно разработана, а с 2009 г. «историческая память», «советская память» стали общепринятыми ключевыми словами. Эта обсуждаемая проблематика связана с историко-культурным контекстом как России, так и Китая. В последние годы в некоторых китайских телесериалах встречается подшучивание над историей и попытки ее деконструкции. Это заставляет ученых задуматься над вопросом, какую роль играет историческая память в воссоздании национального духа на пути возрождения нации. Исследование памяти о советском у россиян встраивается в размышления китайских ученых об истории собственного отечества.

Заключение

Память о советском у россиян претерпела значительные изменения за более чем 20 лет, прошедших после распада Советского Союза. Анализ памяти о советском периоде, предпринимавшийся китайскими учеными, прошел следующие этапы: «печальные эмоции — односторонний показ памяти о советских реалиях»; «многостороннее рассмотрение памяти — социологический, исторический, литературоведческий аспекты»; «сложное сочетание исторической памяти и национального духа: рациональные размышления и воспоминания». Советская память у россиян будет сохраняться, и китайским ученым предстоит долгий путь в ее постижении. Б. Кроче сказал: «.только интерес к настоящей жизни сможет заставлять людей рассматривать прошедшие факты, по этой причине такие прошедшие факты — не для

того, чтобы удовлетворить прошедший интерес, а для того, чтобы удовлетворять настоящий интерес; так происходит, как только они сочетаются с запросом жизни настоящего» [Кроче 1982: 334].

Исследование и интерпретация китайскими учеными «советской памяти» у россиян осуществляются на фоне нынешней ситуации, сложившейся в Китае. Изучение исторических событий периода существования Советского Союза заставляет нас задуматься об уникальности исторической памяти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ву Эньюань. История России XX века — оценки исследователей и общественности после распада СССР // Вестн. Хэнаньского ун-та. Сер. общественных наук. 2003. № 3. =

—шшшш^т

// 2003^

03$.

2. Дай Вэньтянь. «Не зря ли мы живем?» — воспоминания русских ветеранов Второй мировой войны // Мировое видение. 1995. № 10. = ШЙА. "ШЖЙЙ—®!"—

да-Й^ЙЮ'ЬЯ // Щ^Ш. 1995^ 10$.

3. Дин Цзюй, Ли Шихой. Как Россия обеспечивает передачу и укрепление памяти о Великой Отечественной войне посредством институционализации // Тенденции в зарубежных теориях. 2012. № 1. = Т¥, Ш^ШЪШ

ашйшыд^шфшшпзш // Й& 2012^ 01$.

4. Дин Чэнян. Женщина и историческая память — анализ романа — лауреата Букеровской премии «Время женщин» : дис. ... магистра / Нанкинский ун-т. 2012. = ТЖ'Ж

■: ШЖ : ШЖА^, 2012.

5. Кан Яньжу, Дуан Цицзэн. Новые взгляды российских ученных на Ленина, Сталина и историю Советского Союза // Общественные науки за рубежом. 2007. № 6. =

тхшшш

// 2007^ 06$.

6. Кроче Б. История и летопись // Хрестоматия по направлениям современной западной историографии. — Шанхай : Шанхайск. народное изд-во, 1982. =

// йжййЩЖ

— ±» : ±»АЙЖШ±, 1982.

7. Рустем Вахитов. Октябрьская революция — увертюра мощной России / пер. Ли Жуйцинь // Теоретические тенденции за рубежом. 2008 . № 2. = ^^^

-ХШШ^тШШ // ИЯ-Я&Й&. 2008^ 02$.

8. Линь Цзинхуа. Будьте добры к истории — Советский Союз в повседневной жизни России // Чтение. 2014. № 9. =

: ШДВ^ФЙ'^Щ" // Й^. 2014^

09$.

9. Октябрь для нас, России и всего мира / пер. Линь Янмэй // Теоретические теденции за рубежом. 2008 . № 2. (режим доступа оригинального текста: http://www.ikd.ru/ псае/3013). = Ш —

// Я^Я^Й 2007^ 11$.

10. Лю Шучунь. Споры об Октябрьской революции в России и их значение // Общественные науки в китайских высших учебных заведениях. 2008. № 1. = ЭДШ^. Ш^Ж ^

// Й&Я&Ш. 2008^

11. Лю Шучунь. Незасекреченный Сталин — диалог между корреспондентом газеты «Советская Россия» В. Кожемяком и доктором философских наук Р. И. Квоборовым // Исследование марксизма. 1999. № 4—5. = ^ЩЩ&^ЩХ

я //

1999 Щ 04, 05$.

12. Лю Яньмин. Изменение оценки Сталина россиянами в последние годы // Теоретические тенденции за рубежом.

1999. № 12. =

^ // 1999Щ® 12$.

13. Русская литература и искусство. 2015. № 1. = ЖЯ2. 2015Щ 01$.

14. Сян Цзотао, Кун Ханьбин. Изменение отношения к Октябрьской революции в России после распада СССР // Вестн. Хунаньского пед. ун-та. Сер. общественных наук. 2007. № 5. =

шт, ?ш».

^ // ШМ»®*^» 2007Щ 05$.

15. Тин Хуа. Рассмотрение сегодняшней России — на примере одного номера журнала «Огонек» // Советская литература. 1992. № 5. = .

Ш // ШШ^тт. 1992Щ 05$.

16. Хэ Сяопинь. Социально-политическое и психологическое состояние россиян после распада Советского Союза // Современный мир и социализм.

1996. № 3. = ШШ

1996Щ 03$.

17. Чжан Цзэ. Изменение отношения к Сталину в России // Современные идеологические тенденции. 1996. № 6. = ЖЙ.

// тт 1999^

06$.

18. Чжан Цзэ. Обзор современной русской литературы. — Пекин : Изд-во «Народная литература», 2007. = ЖЙ.

шшят-хтй —2007 Щ.

19. Чжан Цзяньхуа. «Красное настроение» в современной русской литературе — слава национальной истории не стерта // Литературная газета. 2006. 20 мая. = ЖШ^. "Ш^

даа^ятФмш*«- — шттш^ш

// Я2». 2006Щ 5Е 20 0.

20. Чжан Хун. Ностальгия не означает желание возвращения в Советский Союз // Трибуна общественных наук. 2013.

№ 12. = ж%. //

2013Щ 12$.

21. Чжун Япин. Размышления некоторых представителей России о распаде Советского Союза // Исследования марксизма. 1997. № 2. = ^МТ.

Ш® // 1997Щ 02$.

22. Чэнь Айсян. «Советское»: литературный знак исторической памяти — на примере русского «Букера» : дис. ... д-ра филол. наук / Пекинский пед. ун-т. 2012. =

"ШШ": -^АЖ^ят^ — штяшъ ШФ'Ъ. — Ш : ЛЖ»® 2012.

23. Чэнь Айсян. Советская память и самоидентификация русского народа // Исследования народов мира. 2013. № 5. =

шшж^даш^шш^тга // щ^Й

Ж. 2013Щ 05$.

24. Чэнь Айсян. Память о Великой Отечественной войне в новой России и история, представленная в литературных произведениях // Русская литература и искусство. 2015. № 1 =

шш. ш^ш^дй^вд^ят^шА //

ш^даяг. 2015^ 01$.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Ши Чжунсин. После распада Советского Союза. Очерки по итогам визита в Россию, Литву, Украину // Обзор журналистики. 1995. № 8. = АФ^. —

// ШШ. 1992 Щ

08$.

26. Юе Юнхун. От мифа Советского Союза до мифа новой России — социально-политические и психологические процессы в российском обществе после распада Советского Союза // Международное обозрение. 1995. № 4. =

лшшшйжш^дашй—

// Д1ШШ. 1995 Щ 04$.

27. Юй Хунцзюнь. Российские политики о распаде Советского Союза и положение России сегодня // Вестн. Высшей школы ЦК КПК. 1992. № 9. = Ш^ЖШиШЙШ

// ФЛФ^^^т». 1992Щ

09$.

28. Юй Чжэ. Октябрьская революция в российской исторической памяти : дис. ... магистра / Сычуаньский ун-т иностранных языков. 2013. = ^й". Ш^даЙАЙ'КФЙ

/ ШП : 2013.

Chen Aixiang, Yang Ke

Guangzhou,China

A STUDY OF RUSSIANS' MEMORY OF THE SOVIET UNION IN THE EYES OF CHINESE RESEARCHERS

ABSTRACT. The article reviews the Chinese studies on the memory of Russian people, which become very popular these days. Chinese scholars work a lot to examine this area and their works show certain dynamics. The research works of the Chinese scholars are divided into three periods. The first period covers 1992-1998, and focuses on sad emotions and tough living conditions in Russia after the collapse of the Soviet Union, as well as the sense of the psychological contradictions of the past and the present. The second period, from 1999 to 2008, focuses on the social, historical and literary aspects of the problem explored. In the third period, from 2009 to 2015, the main attention of Chinese researchers is drawn to the study of complex relationship between the Soviet memory and national spirit, when memory is the keyword of this period. The change of the concept of Soviet memory is a reflection of the historical and cultural context of Russia, having close connection with the discourse context of Chinese scholars.

KEYWORDS: Soviet period; historical memory; national identity; historical and cultural context.

ABOUT THE AUTHORS: Chen Aixiang, Postdoctor of Guangdong University of Foreign Studies, Professor of Zhaoqing University, Guangzhou, Zhaoqing, China.

Yang Ke, PhD, Professor, Director of the Faculty of European Languages and Cultures, Professor of Centre for the Study of Foreign Literature and Culture, Guangdong University of Foreign Studies, Guangzhou, China.

REFERENCES

1. Vu En'yuan'. Istoriya Rossii XX veka — otsenki issle-dovateley i obshchestvennosti posle raspada SSSR // Vestn. Khe-nan'skogo un-ta. Ser. obshchestvennykh nauk. 2003. № 3.

2. Day Ven'tyan'. «Ne zrya li my zhivem?» — vospominaniya russkikh veteranov Vtoroy mirovoy voyny // Mirovoe videnie. 1995. № 10.

3. Din Tszyuy, Li Shikhoy. Kak Rossiya obespechivaet peredachu i ukreplenie pamyati o Velikoy Otechestvennoy voyne posredstvom institutsionalizatsii // Tendentsii v zarubezhnykh teoriyakh. 2012. № 1.

4. Din Chenyan. Zhenshchina i istoricheskaya pamyat' — ana-liz romana — laureata Bukerovskoy premii «Vremya zhenshchin» : dis. ... magistra / Nankinskiy un-t. 2012.

5. Kan Yan'zhu, Duan Tsitszen. Novye vzglyady rossiyskikh uchennykh na Lenina, Stalina i istoriyu Sovetskogo Soyuza // Obshchestvennye nauki za rubezhom. 2007. № 6.

6. Kroche B. Istoriya i letopis' // Khrestomatiya po napravleni-yam sovremennoy zapadnoy istoriografii. — Shankhay : Shankhaysk. narodnoe izd-vo, 1982.

7. Rustem Vakhitov. Oktyabr'skaya revolyutsiya — uvertyura moshchnoy Rossii / per. Li Zhuytsin' // Teoreticheskie tendentsii za rubezhom. 2008 . № 2.

8. Lin' Tszinkhua. Bud'te dobry k istorii — Sovetskiy Soyuz v povsednevnoy zhizni Rossii // Chtenie. 2014. № 9.

9. Oktyabr' dlya nas, Rossii i vsego mira / per. Lin' Yanmey // Teoreticheskie tedentsii za rubezhom. 2008 . № 2. (rezhim dostu-pa original'nogo teksta: http://www.ikd.ru/node/3013).

10. Lyu Shuchun'. Spory ob Oktyabr'skoy revolyutsii v Rossii i ikh znachenie // Obshchestvennye nauki v kitayskikh vysshikh uchebnykh zavedeniyakh. 2008. № 1.

11. Lyu Shuchun'. Nezasekrechennyy Stalin — dialog mezhdu korrespondentom gazety «Sovetskaya Rossiya» V. Kozhe-myakom i doktorom filosofskikh nauk R. I. Kvoborovym // Issle-dovanie marksizma. 1999. № 4—5.

12. Lyu Yan'min. Izmenenie otsenki Stalina rossiyanami v poslednie gody // Teoreticheskie tendentsii za rubezhom. 1999. № 12.

13. Russkaya literatura i iskusstvo. 2015. № 1.

14. Syan Tszotao, Kun Khan'bin. Izmenenie otnosheniya k Oktyabr'skoy revolyutsii v Rossii posle raspada SSSR // Vestn. Khu-nan'skogo ped. un-ta. Ser. obshchestvennykh nauk. 2007. № 5.

15. Tin Khua. Rassmotrenie segodnyashney Rossii — na pri-mere odnogo nomera zhurnala «Ogonek» // Sovetskaya literatura. 1992. № 5.

16. Khe Syaopin'. Sotsial'no-politicheskoe i psikhologicheskoe sostoyanie rossiyan posle raspada Sovetskogo Soyuza // Sovre-mennyy mir i sotsializm. 1996. № 3.

17. Chzhan Dze. Izmenenie otnosheniya k Stalinu v Rossii // Sovremennye ideologicheskie tendentsii. 1996. N° 6.

18. Chzhan Tsze. Obzor sovremennoy russkoy literatury. — Narodnaya literatura, 2007.

19. Chzhan Tszyan'khua. «Krasnoe nastroenie» v sovremennoy russkoy literature — slava natsional'noy istorii ne sterta // Literaturnaya gazeta. 2006. 20 maya.

20. Chzhan Khun. Nostal'giya ne oznachaet zhelanie vozvrash-cheniya v Sovetskiy Soyuz // Tribuna obshchestvennykh nauk. 2013. № 12.

21. Chzhun Yapin. Razmyshleniya nekotorykh predstaviteley Rossii o raspade Sovetskogo Soyuza // Issledovaniya marksizma. 1997. № 2.

22. Chen' Aysyan. «Sovetskoe»: literaturnyy znak istoricheskoy pamyati — na primere russkogo «Bukera» / Pekinskiy ped. un-t. 2012.

23. Chen' Aysyan. Sovetskaya pamyat' i samoidentifikatsiya russkogo naroda // Issledovaniya narodov mira. 2013. № 5.

24. Chen' Aysyan. Pamyat' o Velikoy Otechestvennoy voyne v novoy Rossii i istoriya, predstavlennaya v literaturnykh pro-izvedeniyakh // Russkaya literatura i iskusstvo. 2015. № 1.

25. Shi Chzhunsin. Posle raspada Sovetskogo Soyuza... Ocher-ki po itogam vizita v Rossiyu, Litvu, Ukrainu // Obzor zhurnalis-tiki. 1995. № 8.

26. Yue Yunkhun. Ot mifa Sovetskogo Soyuza do mifa novoy Rossii — sotsial'no-politicheskie i psikhologicheskie protsessy v rossiyskom obshchestve posle raspada Sovetskogo Soyuza // Mezhdunarodnoe obozrenie. 1995. № 4.

27. Yuy Khuntszyun'. Rossiyskie politiki o raspade Sovetskogo Soyuza i polozhenie Rossii segodnya // Vestn. Vysshey shkoly TsK KPK. 1992. № 9.

28. Yuy Chzhe. Oktyabr'skaya revolyutsiya v rossiyskoy is-toricheskoy pamyati : dis. ... magistra / Sychuan'skiy un-t in-ostrannykh yazykov. 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.