Научная статья на тему 'Советская критика детской литературы в 1920-е годы'

Советская критика детской литературы в 1920-е годы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1069
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POWERS OF PUBLIC AUTHORITIES / URBAN RELATIONS / URBAN PLANNING / PUBLIC RELATIONS / SPATIAL PLANNING / DEVELOPMENT OF THE AREA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Липин Ян

1920-е годы представляют собой необычный период в истории России, так называемый период бурного строительства “нового мира” и соответственно имеют важное значение в развитии литературы, в том числе и в детской. Детская литература обладает воспитательной и педагогической функциями, и поэтому ей уделяли большое внимание в новый исторический период. Размышление над новой детской литературе началось уже в Серебряный век (с 1892 по 1917 г.), когда были оживлены «разнообразные течения реализм, символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянское течение и пр». И в это время немало внимания писателей из этих направлений было выделено детской литературе. Тем временем, «с самого начала XX века, получившего название «века ребенка» шли активные поиски модели «новой» детской литературы». Выдающиеся писатели, как И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, Н.С. Гумилев, А.И. Куприн, А.Н. Толстой, написали много классические произведения для детей в начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советская критика детской литературы в 1920-е годы»

Советская критика детской литературы в 1920-е годы

ЯнЛИПИН

Московский государственный педагогический университет

Аннотация.

1920-е годы представляют собой необычный период в истории России, так называемый период бурного строительства "нового мира" и соответственно имеют важное значение в развитии литературы, в том числе и в детской. Детская литература обладает воспитательной и педагогической функциями, и поэтому ей уделяли большое внимание в новый исторический период. Размышление над новой детской литературе началось уже в Серебряный век (с 1892 по 1917 г.), когда были оживлены «разнообразные течения - реализм, символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянское течение и пр». И в это время немало внимания писателей из этих направлений было выделено детской литературе. Тем временем, «с самого начала XX века, получившего название «века ребенка» шли активные поиски модели «новой» детской литературы». Выдающиеся писатели, как И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, Н.С. Гумилев, А.И. Куприн, А.Н. Толстой, написали много классические произведения для детей в начале XX века.

Keywords

the powers of public authorities, urban relations, urban planning, public relations, spatial planning, development of the area.

Introduction

По мнению В.И. Ленина, что период конца XIX и начала XX в является переходом к новому этапу освободительного движения в России, когда «пролетариат, единственный до конца революционный класс» [11]. Литература, в том числе и детская, имеет важное значение вооружить людей новой идеологией. В 1909 году Н.В. Чехов написал первый в России учебник «детская литература», который содействовал дальнейшему развитию детской литературы. В 1910-е годы темы произведений для детей не резко отличаются от бывших, так как творчество писателей опирается на классические сказки и мифы. Традиция реализма заняла ключевое место в творчестве для детей среди многих писателей, чтобы раскрывать детям понять классовые противоречия, узнать правду в жизни, призывать их бороться с буржуазной, дворянской литературой.

Literature review

Однако Первая мировая война стало важным поворотом в истории России. Она сильно влияла на общество и разные аспекты культурной жизни человека, которая не только нанесла физические повреждения людям, но и вызывала искажения психические. Ситуация была гораздо хуже, чем мы полагали. По мнению М. Горького, что «Земля отравлена. Люди тоже отравлены взаимной ненавистью друг к другу, люди надолго насыщены чувством мести и злобы» [5]. Такое ненормализованное отношение непосредственно влияли на психику детей после войны. М. Горький цитировал статью С.Левитина «Дети и война» [10], в которой описывают картины игры детей с трупом. Он подчеркнул серьезность решить проблему одичания детей и важность хранить в них человечность. Перед писателями была задача очистить душу детей с помощью хороших детских произведений.

После Октябрьской революции и последующей за ней Гражданской войны новая социальная жизнь требует новой идеи, новой культурой, нового человека. Несомненно, литература как идейный проводник населения находилась в центре внимания власти. Однако создание новой детской литературы было делом нелегким. Когда речь шла о литературном наследии, мнения расходились. Одни считают, что детская книга должна охватывать современные, реально актуальные материалы, другие, напротив, ценили нравственные ценности в классической литературе. А.М. Горький, представитель второй группы, в 1918 г. в докладной записке «Об издании русской художественной литературы» подчеркнул необходимость издавать произведения русских классиков и устной народной поэзии. Горький отбирал

для детей и сказки Пушкина, Аксакова, Ершова и др. Созданное издательство «Всемирная литература» по его инициативу выпустило произведения для детей.

Materials and methods

В 1919 году уже «не выходит ни один дореволюционный детский журнал» [1]. Новые читатели мечтают о новой литературе. Далее в 1919-1920 гг., А.М. Горький основал первый советский журнал для детей «Северное сияние», цель которого была выявлена в словах Горького: «В предлагаемом журнале мы - по мере сил наших - будем стремиться воспитать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства - сделать человека сильным и красивым» [7]. Новый журнал, который адресован специально на детей, положил основу будущим детским публикациям. За журналом «Северное сияние», который существовал лишь два года, появился журнал «Воробей» (1923-1924), «Новый Робинзон» (1924-1925) и др. Помимо детских выпускников, появилась специальная организация, посвящена детскому чтению. В 1920 году был организован Институт по детскому чтению усилиями А.К. Покровской. Были сделаны много работы в области детского чтения, и несомненно читали младшего поколения были рассчитаны в творчестве писателей.

Однако после того, как была устроена Советская Россия и в будущем СССР, перед новорожденной властью стояла задача воспитать нового человека, включая нового поколения - детей. Сложная политическая обстановка служила средой развития детской литературы. Первое послереволюционное десятилетие советской детской литературы отмечается реалистической направленностью, которая нацелена против буржуазной идеологии. В начале 1920-х годов в главе XI книги «Азбука коммунизма» (1920) Н. И. Бухарин и Е. А. Преображенский написали о несовместимости религии и коммунизма, и призывали отделить церкви от государства, школу от церкви и т.д [3]. В идеях коммунизма с религией связано все старое и отсталое. В 1920-е годы вопрос о христианстве тоже вошел в поле обсуждения принципов творчества. Были голоса против религии, но и были такие писатели на стороне религиозного чувства, как С. Маршак, Евгений Шварц, Юрий Владимиров и др [1]. Во общем литература в Советской Россия была тесно связана с политической жизнью. На XI съезде РКП (б) в 1922 г. подчеркнули важность коммунистического воспитания юношества, усиление такого требования - необходимость контроля и руководства партии в детской литературе было в 1924 году на XlII съезде РКП (б) [9].

Results and discussions

Однако после того, как была устроена Советская Россия и в будущем СССР, перед новорожденной властью стояла задача воспитать нового человека, включая нового поколения - детей. Сложная политическая обстановка служила средой развития детской литературы. Первое послереволюционное десятилетие советской детской литературы отмечается реалистической направленностью, которая нацелена против буржуазной идеологии. В начале 1920-х годов в главе XI книги «Азбука коммунизма» (1920) Н. И. Бухарин и Е. А. Преображенский написали о несовместимости религии и коммунизма, и призывали отделить церкови от государства, школу от церкви и т.д . В идеях коммунизма с религией связано все старое и отсталое. В 1920-е годы вопрос о христианстве тоже вошел в поле обсуждения принципов творчества. Были голосы против религии, но и были такие писатели на стороне религиозного чувства, как С. Маршак, Евгений Шварц, Юрий Владимиров и др . Во общем литература в Советской Россия была тесно связана с политической жизнью. На XI съезде РКП (б) в 1922 г. подчеркнули важность коммунистического воспитания юношества, усиление такого требования - необходимость контроля и руководства партии в детской литературе было в 1924 году на XIII съезде РКП (б) .

В соответствии с официальными требованиями появилось огромное количество детских произведений, которые были пропитаны идеями классового, интернационального и трудового воспитания детей. В ответ на партийный призыв, вышли в свет таких журналов, связанных с пионерской организацией, как «Пионер» (1924-1991), «Мурзилка» (1924-), «Пионерская правда» (1925-) и т.д. Пионерская литература в определенном смысле знакомит детей с политическими вопросами, с принципами коммунизма и интернационализмом, но созданные в ней герои имеют мало реальности. Книги, рассказывающие о пионерах: «Искатели мозолей» И. Грязнова, «Хлебный фронт» Л. Воронковой, «Пропавший лагерь» Н. Богданова и др. Многие стихотворения Владимира Маяковского, Агнии Барто и других поэтов того времени отражают социалистическую идеологию. Но ученый нашего века отрицает

такой подход к детской литературы, ученый, профессор Ю.П. Мелентьева так описывает детей, живших в 1920-е годы: «Ребёнок рассматривался, прежде всего, как объект воспитательного воздействия, в основе которого лежал жёсткий социальный, классовый подход к пониманию всех жизненных явлений»

В 1921 году на съезде, посвященном проблемам детского чтения, обсуждалась связь детской литературы и политики. В противоборстве одни считали, что должно избегать идеологических вопросов и заниматься общечеловеческими проблемами. Некоторые присутствующие представители согласны с методом коммунистического воспитания детей, чтобы дети были подготовлены к созданию нового мира . Их разное отношение к этому вопросу было выражено в проблеме существования фантастики и сказки в детской литературе, о которой были острые дискуссии в конце 20-х годов. Некоторые педагоги и критики поддерживают мнения, что должно исключить сказки из детского чтения, ведь по их мнению литература таких жанров не дает детям полезного знания, а наоборот приблизить их к бюрократическим мыслям. В 1929 г. А. В. Луначарский В Доме печати выступил с докладом «Пути детской литера-туры», в котором он утверждает значимость сказки как источник детской литературы . Те писатели, которые были против такого мнения, как А.М. Горький, В.В. Маяковский, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский провели борьбу за сказу и фантастику . Противоположные мнения двух групп ученых вызвало серьезные споры в области детской литературы.

В «Литературной Газете» 30 декабря 1929 г. был выделен специальный раздел для обсуждения вопроса детской литературы - «За действительно советскую детскую книгу!», который представляет собой как военное поле разных идеей. Р. Прушицкая в статье «Воспитание ленинцев» подчеркнул значительную роль детской книжки в социалистического строительства . В той же газете идея рассказать детям серьезную литературу была отражена в статье «С ребенком надо говорить всерьез» предс. комис. по детск. Книге НКП РСФСР Е.Флерина. Она отметила, что «Тенденция позабавить ребенка. Дурачество, анекдот, сенсация и трюки даже в серьезных, общественно-политических темах, - это есть не что иное, как недоверие к теме и недоверие, неуважение к ребенку, с которым не хотят говорить всерьез о серьезных вещах» . Они выступили за детскую литературу, которая отражает реальную социальную жизнь. В 1920-е годы были популярны утилитарные взгляды, согласно которым, что сказка оказывает вредное влияние на формирования понимания о реальности у детей.

Однако не все писатели согласны с их мнением и соблюдают правила создания произведения по «социальному заказу» или партийным резолюциям. Известные детские поэты К.Чуковский и С.Маршак призывали писателей писать ради природы и нужд ребенка. Их произведения отличаются юмором и игровой характеристикой. Они совместно работают в одном направлении, чтобы создать подлинную детскую книгу и повысить ее культуры. Как выше отметили, их подход к детской литературе не приняли множеством писателей, которые твердо на стороне партийного принципа творчества. Д. Кальм называл выбранные произведения С. Маршаком «травлей», обвинил Московский отдел детской книги Госиздата «в замкнутом, бюрократическом, антиобщественном методе» . Его отрицание о работе С. Маршака также было выражено в ранней статье «Против халтуры в детской литературе». В ответ на его критику В. Бианки, В. Каверин, Ю.Тынянов, Б. Житков, Н.Тихонов и другие писатели утверждают огромный вклад С. Маршака в детской литературе: «Обвинение же Маршака в небрежном и бюрократическом отношении к автору просто нелепы» . М. Горький также комментировал данную ситуацию: «Я утверждаю — с ребенком нужно говорить «забавно». Первоначальное представление о солнечной системе, о нашей планете, о её странах и людях должно быть преподано в играх, в игрушках. Это совершенно различные отношения к делу величайшей важности, — к делу воспитания детей социалистами в государстве, которое успешно стремится организоваться социалистически, но ещё не организовалось как таковое» . Известно, что сказка, фантастика или другие виды забавных произведений имеют важное значение для развития детской психологии, их понимании об окружающей среде.

О роли сказки в детской литературе утверждает и известный детский писатель, публицист, литературный критик К.И. Чуковский. Интерес к детской речи и произведению у К.И. Чуковского появился в начале 20 века. После Октябрьской революции К.И. Чуковский как литературный критик, филолог и детский писатели много сделал для развития детской литературы. Его произведения пользуются популярностью у детей, среди которых выделяются такие произведения со сказочными элементами, как «Крокодил» (1916) , «Чудо-дерево» (1924), «Телефон» (1926), «Краденое солнце» (1927) и др. «Ребенок,

полагал Чуковский, в своем речевом развитии проходит все стадии развития человечества, именно поэтому вовремя открытый фольклор, языческий, античный, христианский миф обогащают отдельную личность, как обогатили они язык и литературу многих народов» . По мнению Чуковского, что важным и полезным детям во время чтения является обеспечить им нужным фольклорами и мифами из народного культурного наследия.

В 1929-1931 годы внимание к детской литературе перешло на ее содержание. Были популярны приключенческие произведения, в которые влюбились дети. Однако такой жанр не нравится тем, кто предпочитает сочетать знание с детской литературой. Социальная нужда в рабочих со знанием требует того, чтобы дети были воспитаны в знании промышленности и любви к труде. А. Покровская пишет в своей книге «Основные течения в современной детской литературе» (1927): «в связи с новой школьной программой и с общим заданием технического образования подрастающего поколения возник острый спрос на производственные темы в детской литературе» . Похожую идею высказала Н.К. Крупская на конференции работников детских библиотек в 1927 г. По их мнению важно создать произведения прагматичные, которые соответствуют требованиям общества. Такие книги в советской детской литературе 1920-х годов получили особое название «производственная книжка», которые целенаправленно знакомят детей с разными профессиями и процессами производства. Представители этого жанра: Б.Житков, М.Ильин, В.В.Маяковский и др. Тема современности в произведениях: «Цемент» Ф. Гладкова, «Время вперед!» В. Катаева, «Злое море» Б. Житкова и др. С Н.К. Крупской разделил мнение А.В. Луначарский, в докладе «Пути детской литературы» (1929) рецензирует авантюрные романы, и считает, что герои этих произведений носят буржуазные характеры и призывает создать советский авантюризм по своей идеологии, отражать современную жизнь детям. Под влиянием новых нравственно-эстетических идеей 1920-х годов детские писатели предпочитают размышлять над творчеством со стороны детей, чтобы раскрывать им секрет жизни.

Conclusion

1920-е годы являются важным историческим этапом в истории развития детской литературы. В связи с политической обстановкой и социальными требованиями появились новые требования к детской литературы. Несомненно, в период реформы ученые относятся к проблемам по-разному, что повлекло за собой ожесточенную идеологическую борьбу. Были серьезные дискуссии по традиционному литературному наследию, нуждаемость сказки для детского чтения и ее содержанию. В разных идеях, связанных с детской литературой в 1920-е годы сохранена сила, которая выдвигает ее развитие. Если рассмотрим на эти проблемы на сегодняшний день, то литературное наследие и сказка как важный источник творчества, не только делают произведения увлекательными и интересными, но и выполняют свои задачи: через классики передают моральные ценности предков, и в сказках дети приобретают навыки фантазировать.

References

1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ.учреждений высш. проф. образования. 8-е изд., испр-М.: Издательский центр «Академия», 2012.-576 с. С.236-237, 272.

1. Бианки В. , Степанова М. и др. Письмо детской секции ленинградского отдела ВССП // Литературная Газета. 30 декабря.1929.№ 37. С.2.

2. Бухарин Н.И. и Преображенский Е.А. Азбука коммунизма : популярное объяснение программы Российской коммунистической партии большевиков / Н. Бухарин и Е. Преображенский; Рос. коммунист. партия (большевиков). - Пб. : Гос. изд-во, 1920. С. 194-202.

3. Горький А.М. Из предисловия к книге «Интересные незнакомцы».М., Госиздат, 1919. // О детской литературе.М.: Детская литература. 1968. С.242.

4. Горький А.М. О безответственных людях о детской книге наших дней // Правда, 1930, № 68 от 10 марта.

5. Залкинд А. Реализм и предреализм в детской художественной литературе // Книга детям. 1928. № 3. С. 157.

6. Зубарева Е.Е. Детская литература.под редакцией доктора филологических наук Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение.1989. С.155.

7. Кальм Д. Факты и автографы // Литературная Газета. 30 декабря.1929.№ 37. С.2.

8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК.-М., 1970.-Т.2.-С.362.-363.

9. Левитин С. Дети и война. Журн. «Русская школа», 1915.С.90.

10. Ленин В.И. сбор. Соч. -Т.21- С. 261.

11. Луначарский А.Ф. Пути детской литературы[Доклад на собрании детских писателей и педагогов в Доме печати 4 декабря 1929 г.]. — «Веч. Москва», 1929, 6 дек., с. 2.

12. Мелентьева Ю. П.Некоторые аспекты чтения детей в России в 20-е гг. XX века / Ю. П. Мелентьева // Региональные проблемы истории книжного дела : материалы Всероссийской научной конференции (Челябинск, 23-24 ноября 2009 года). - Челябинск, 2009. - С. 31-39.

13. Шер Н. Из историй детской книги // Детская литература.1967.№ 3.С.10.

14. Минералова И.Г. Детская литература: учебник и практикум для детей академического бакалавриата.-М.: Издательство Юрайт, 2016.-333с. С.131.

15. Покровская. А. Основные течения в современной детской литературе. М.:Работник просвещения.1927.С.24.

16. Прушицкая Р. Воспитание ленинцев // Литературная Газета. 30 декабря.1929.№ 37. С.2.

17. Флерина Е. С ребенком надо говорить всерьез // Литературная Газета. 30 декабря.1929.№ 37. С.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.