Научная статья на тему 'Советская Гавань как образец города-ансамбля второй половины 1930-х годов: формализация идеального'

Советская Гавань как образец города-ансамбля второй половины 1930-х годов: формализация идеального Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город-ансамбль / достопримечательное место / идеальный город / ансамбль центральных улиц / социальный тамбур / Египетский прямоугольник / Золотое сечение / city-ensemble / landmark place / ideal city / ensemble of central streets / social portal / Egyptian rectangle / Golden Section

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Долинская Ирина Марковна, Кирса Дарья Юрьевна, Болдин Никита Романович

В статье представлен анализ структуры генерального плана города Советская Гавань, позволяющий считать, что город является классическим довоенным городом-ансамблем и имеет все признаки если не исторического города, то достопримечательного места. Высказаны предположения об истоках тех композиционных приемов, которые были использованы архитекторами при создании ансамбля его центральных улиц. Приведены обоснованные доказательства того, что при проектировании жилых кварталов их авторы опирались на пропорции Золотого сечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Долинская Ирина Марковна, Кирса Дарья Юрьевна, Болдин Никита Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sovetskaya Gavan as an archetype of the city-ensemble of second half of the 1930s: Formalization of the ideal

The article presents an analysis of the city of Sovetskaya Gavan general town planning scheme structure, which allows us to consider that the place is the classic pre-war city-ensemble and has all the signs, if not a historical city, but of the landmark place. The suggestions about the origins of those compositional techniques that were used by architects in the process of creating an ensemble of its central streets are made. Substantiated evidence that designing residential areas, their authors relied on the Golden Section proportions is given.

Текст научной работы на тему «Советская Гавань как образец города-ансамбля второй половины 1930-х годов: формализация идеального»

Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №3(60). С. 236-258

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И УРБАНИСТИКА

Научная статья

УДК/UDC ХХХХХХХХХХХХ

DOI : 10.24412/1998-4839-2022-3-236-258

Советская Гавань как образец города-ансамбля второй половины 1930-х годов: формализация идеального

Ирина Марковна Долинская113, Дарья Юрьевна Кирса2, Никита Романович Болдин3

1 3 Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

2 ООО «Архитектурная мастерская Юсупова», Санкт-Петербург, Россия

1 [email protected] 2 [email protected] 3 [email protected]

Аннотация. В статье представлен анализ структуры генерального плана города Советская Гавань, позволяющий считать, что город является классическим довоенным городом-ансамблем и имеет все признаки если не исторического города, то достопримечательного места. Высказаны предположения об истоках тех композиционных приемов, которые были использованы архитекторами при создании ансамбля его центральных улиц. Приведены обоснованные доказательства того, что при проектировании жилых кварталов их авторы опирались на пропорции Золотого сечения. Ключевые слова: город-ансамбль, достопримечательное место, идеальный город, ансамбль центральных улиц, социальный тамбур, Египетский прямоугольник, Золотое сечение

Для цитирования: Долинская И.М. Советская Гавань как образец города-ансамбля второй половины 1930-х годов: формализация идеального / И.М. Долинская, Д.Ю. Кирса, Н.Р. Болдин // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. № 3(60). С. 236-258. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/15 dolinskaia.pdf DOI: 10.24412/1998-48392022-3-236-258

TOWN-PLANNING AND URBAN DESIGN STUDIES

Original article

Sovetskaya Gavan as an archetype of the city-ensemble of second half of the 1930s: Formalization of the ideal

Irina M. Dolinskaia1H, Daria Yu. Kirsa2, Nikita R. Boldin3

1 3 Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia

2 Yusupov Architectural Workshop LLC, St. Petersburg, Russia

1 [email protected] 2 [email protected] 3 [email protected]

Abstract. The article presents an analysis of the city of Sovetskaya Gavan general town planning scheme structure, which allows us to consider that the place is the classic pre-war city-ensemble and has all the signs, if not a historical city, but of the landmark place. The suggestions about the origins of those compositional techniques that were used by architects in the process of creating an ensemble of its central streets are made. Substantiated evidence that designing residential areas, their authors relied on the Golden Section proportions is given.

Keywords: city-ensemble, landmark place, ideal city, ensemble of central streets, social portal, Egyptian rectangle, Golden Section

For citation: Dolinskaia I.M., Kirsa D.Yu., Boldin N.R. Sovetskaya Gavan as an archetype of the city-ensemble of second half of the 1930s: Formalization of the ideal. Architecture and

1 © Долинская И.М., Кирса Д.Ю., Болдин Н.Р., 2022

Modern Information Technologies, 2022, no. 3(60), pp. 236-258. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/15 dolinskaia.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-20223-236-258

Между началом 1926 года и апрелем 1956 года на территории СССР появилось 564 новых города и 1069 поселков городского типа, в число которых не вошли «города, находившиеся до 1940 года на территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии, Литвы, Латвии и Эстонии, а также города, находившиеся на территории, вошедшей в СССР в 1944-1945 годах»2. В этом массиве совершенно отдельный конгломерат, вне зависимости от их современного статуса, представляют собой населенные пункты, появившиеся в период между 1932 и концом 1950-х годов, являющиеся, с точки зрения теории и истории градостроительства, поселками и городами-ансамблями. Особое место в этом ряду занимают те из них, которые были построены по генеральным планам второй половины 1930-х - 1940 года - в то время, когда архитектура Страны Советов, на фоне окончательного отказа от идей конструктивизма и строительства «производственно-селитебных комплексов»3 или динамичных функциональных городов начала формироваться и развиваться в рамках постконструктивизма - этого советского варианта стиля ар-деко, который можно рассматривать как попытку соединить достижения эпохи авангарда с историческими традициями российского градообустройства. С позиций анализа развития градостроительной мысли, в спроектированных и построенных в эти годы городах четко прослеживаются модели преемственного восприятия архитектурной практики классицизма, впитавшие в себя его лучшие образцы. «И, если предпринятые при Екатерине II Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы градоустроительные усилия определять не просто как опыт строительства «идеальных городов идеальной империи идеальной императрицы», а как поиски идеального в конкретный момент времени, то строительство советских довоенных городов-ансамблей в исторической ретроспективе может рассматриваться как попытка создания системы идеальных городов своей эпохи - «идеальных городов строителей коммунистического завтра»4.

Из всего многообразия планировочных структур, встречающихся в композициях центральных улиц поселков и соцгородов-ансамблей предвоенного пятилетия, ярко выделяются градостроительные конструкции, в основе которых лежат трехлучевые и веерно-трехлучевые композиции - классические и усложненные дополнительными элементами, унаследованными не только от российской архитектуры конца XVIII - первых лет XIX века, но и от лучших классицистических образцов городских планировок эпохи Возрождения. В процессе анализа градостроительных приемов, использованных в проектах их генеральных планов, безусловный интерес в этом ряду городов-ансамблей второй половины 1930-х годов занимает дальневосточный город Советская Гавань - центр единственной на сегодняшний день сформировавшейся на побережье Татарского пролива двухъядерной Совгаванско-Ванинской агломерации, население которой по состоянию на 1 октября 2021 года составляло 59 722 человека5, и в которую, помимо Совгавани и

2 Достижения советской власти за сорок лет в цифрах (статистический сборник) / ред. Э.С. Софиев. Москва: Госстатиздат, 1957. С. 9.

3 Конышева Е.В. Советское градостроительное проектирование середины 1930-х гг.: на переломе эпох // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, вып. 17. № 30(247), 2011. С. 73.

4 Долинская И.М. Концепция города-сада как прообраз соцгорода и попытка формирования комфортной городской среды для жизни строителей «коммунистического завтра». Исторический обзор. // ННГАСУ. Нижегородская областная общественная организация ландшафтных архитекторов. Материалы XIV региональной научно-практической конференции. Сб., 2018. С. 27.

5 Цифра приведена по: Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3 000 человек и более. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. На

рабочего поселка Ванино, входят поселки Заветы Ильича, Лососина, Майский и Октябрьский (рис. 1). Все поселения агломерации, за исключением Ванино, появившегося на картах Российской империи в 1907 году, но официально признанного населенным пунктом только в 1943 году, были основаны в период между концом 1920-х и серединой 1950-х годов, и точно также, как Гавань, имеют планировочные и композиционные признаки поселка-ансамбля своего времени - с хорошо читаемым центром и кластерами строго ранжированных по месту жилых кварталов.

Рис. 1. Схема Совгаванско-Ванинской агломерации с показом всех входящих в нее населенных пунктов, указанием их площади и населения по состоянию на 1 октября 2021 года6

Город Советская Гавань начал строиться в 1930 году на месте приморского села Знаменского, до 1923 года носившего название «Императорская Гавань», а с момента основания Амурской экспедицией адмирала Г.И. Невельского 4 июня 1853 до 1856 года известного как «Константиновский пост» (рис. 2, 3).

Анализ градостроительной структуры центральной части города показывает, что Советская Гавань - практически образцовый довоенный город-ансамбль. Информации о его первом генеральном плане, дате утверждения и авторах в открытом доступе нет, но альбом, выпущенный в 1949 году к 20-тилетию ГИПРОГОРа и переизданный репринтными копиями в 2014 - к 85-й годовщине института, позволяет понять, что первый «базовый» проект, на основе которого сформировался «генетический код» города, был сделан работавшими там архитекторами и инженерами между 1936 и 1940 годом (рис. 4).

1 октября 2021 года. Том 1. Таблица 5. Более поздняя информация в открытом доступе отсутствует.

6 То же.

Рис. 2. Пост в Императорской гавани. 1860-е годы. Фотография В.В. Ланина

Рис. 3. Императорская Гавань в 1867 году. Рисунок А.В. Вышеславцева из альбома «Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания в 1857, 1858, 1859, 1860 годах»

КАРТА

Рис. 4. Карта проектно-планировочных работ ГИПРОГОРа за 1930-1950 гг. по 168 городам из «Репринта альбома, посвященного двум первым десятилетиям творчества института ГИПРОГОР (1929-1949)» / Из условных обозначений, приведенных

в левом нижнем углу карты понятно, что генеральный план города Советская Гавань был выполнен между 1936 и 1940 годом7

В результате претворения в жизнь заложенных в этот генплан идей, а также, в силу очень высокой степени реализованности первоначального архитектурного замысла и сохранности аутентичной планировочной конструкции и застройки, сегодня Совгавань можно рассматривать как город, имеющий признаки достопримечательного места, а комплекс зданий на площади и улице Ленина (рис. 5) - как целостный фрагмент городской среды, который может претендовать на включение в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

в)

Рис. 5. Советская Гавань. Застройка улицы Ленина (бывшей Приморской) (фото С. Бушмакина): а) улица Ленина, д. 14 / улица 15 Погибших Партизан, д. 32. 3-х этажный кирпичный 6-квартирный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже. Построен в

7 Документ «Советская Гавань. Генеральный план. Пояснительная записка. Том I. Обосновывающие материалы и проектные предложения», подготовленный санкт-петербургскими архитекторами РосНИПИ Урбанистики в 2008 году, являющийся действующим документом территориального планирования, в Исторической справке ссылается только на генеральный план 1983 года, выполненный институтом «ЛенГИПРОГОР». Упоминания более ранних генпланов и ссылок на них в Исторической справке нет. // Текст документа опубликован на официальном сайте администрации городского поселения «Город Советская Гавань» в подразделе «Градостроительство / Документы территориального планирования» раздела «Деятельность» -УРЬ http://admsovgav.ru/док-терр-планирования (дата обращения 31.08.2022).

1952 году по повторно применяемому проекту серии 1-2ХХ8. Фото 11.11.2016; б) улица Ленина, д. 22. 3-х этажный кирпичный 18-тиквартирный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже. Построен в 1951 году по повторно применяемому проекту 3-х этажных жилых домов 1941-1957 годов 9. Фото 04.05.2017; в) улица Ленина, д. 20, вид со стороны двора. 3-х этажный кирпичный 21 -квартирный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже. Построен в 1949 году по повторно применяемому проекту 3-х этажных жилых домов 1941-1957 годов10. Фото 10.01.2017

В основе композиции генплана Гавани лежит веерно-трехлучевая модель ансамбля городского центра, каждый луч которой, являясь неотъемлемой частью совокупности общегородских пространств и перспектив, работает самостоятельно, формируя систему прилегающих к нему кварталов (рис. 7, 19).

Центральный луч - улица Ленина (бывшая - Приморская), идущая от восточного въезда в город на юго-запад в сторону берега через систему кварталов, открывается на акваторию бухты Эгге залива Хаджи (рис. 6).

ЩШ

а) б)

Рис. 6. Советская Гавань. Площадь и улица Ленина (бывшая Приморская). Вид в сторону бухты Эгге залива Хаджи Татарского пролива: а) улица Приморская около горкома КПСС. Фото 1968 года; б) площадь Ленина. Фото мая 1957 года

Русло этой улицы соединяет прибрежную площадь Победы, площадь Ленина, открывающуюся на нее с северо-запада карманом-курдонером на отрезке от улицы 15 Погибших Партизан до улицы Первомайской, и несформировавшуюся площадь на перекрестке, где уходящая на юго-юго-восток улица Рабочая продолжает улицу Гончарова (рис. 7). С большой долей вероятности можно утверждать, что таким образом в реалиях советской градостроительной практики и конкретного места была переосмыслена описанная А.В. Буниным и М.Г. Кругловой классицистическая система трех главных городских площадей, характерная для европейских городов эпохи Возрождения [2]. Площадь Победы с выходящими на нее зданиями местной администрации и администрации городского поселения «Город Советская Гавань», бывшим некогда зданием горкома КПСС, можно идентифицировать как «Ратушную», площадь Ленина с

8 Информация приведена по сведениям, опубликованным на портале ДОМ МИНЖКХ // ДОМ МИНЖКХ Россия / Хабаровский край / Советская Гавань / улица Ленина / 14. URL: https://dom.mingkh.ru/habarovskiv-krav/sovetskava-gavan/526667 (дата обращения 04.09.2022).

9 Информация приведена по сведениям, опубликованным на портале ДОМ МИНЖКХ // ДОМ МИНЖКХ Россия / Хабаровский край / Советская Гавань / улица Ленина / 22. URL: https://dom.mingkh.ru/habarovskiv-krav/sovetskava-gavan/486206 (дата обращения 04.09.2022).

10 Информация приведена по сведениям, опубликованным на портале ДОМ МИНЖКХ // ДОМ МИНЖКХ Россия / Хабаровский край / Советская Гавань / улица Ленина / 10. URL: https://dom.mingkh.ru/habarovskiv-krav/sovetskava-gavan/486204 (дата обращения 04.09.2022).

обращенным к ней величественным фасадом Дворца культуры Советской Гавани - как «Соборную» или «площадь Паперти», а площадь на месте слияния улиц Гончарова и Рабочей, где на углу улицы Ленина и Гончарова стоит Старый Рынок, как «Рыночную» или «Торговую» (рис. 8). Далее, проходя между несложившейся Рыночной площадью и нереализованным городским парком, улица Ленина выходит к месту, которое в предложенной планировочной системе можно идентифицировать как зарезервированное для въездной площади (рис. 7).

Рис. 7. Схема генерального плана Советской Гавани с выделением осевой композиции центральных улиц, площади Победы, площади Ленина и площади Старого Рынка с показом потенциальных мест въездной аван-площади и городского парка. Существующее положение

а)

б)

в)

Рис. 8. Советская Гавань (фото С. Бушмакина): а) улица Ленина, д. 3. Здание администрации городского поселения «Город Советская Гавань» (бывшее здание горкома КПСС). Построено в начале 1950-х (?). Фото 27.10.2016; б) улица Советская, д. 27. Здание городской администрации. Построено в 1950-х по типовому проекту 1-225-111. Фото 21.10.2016; в) улица Ленина, д. 17. Городской дом культуры. Построен в 1950-х по индивидуальному проекту (?)11. Фото 18.10.2016

Два других луча центрального трехлучья - это улица Гончарова и имеющая веерный изгиб улица Рабочая. Повторяющие их трассировку улицы Колесниченко и Мичурина ограничивают прямоугольную сетку прилегающих к ним жилых кварталов, в абрисе которых четко читаются гармоничные пропорции Золотого сечения (рис. 7) -«единственного в своем роде отношения частей и целого, при котором отношения частей между собой и каждой части к целому равны» [12]. В восточной части города - в месте соединения с улицей Ленина - они завершают ансамбль центра, открываясь на, очевидно, заложенный в проекте, но не разбитый в реальности городской парк, и так и не получившую своего композиционного решения аван-площадь (рис. 7).

Система «обратных», образующих веер «перехватывающих» трапециевидных скоб-лучей улиц Пионерской, Киевской, 15 Погибших Партизан и Первомайской, поддерживая рисунок осей центрального ансамбля, структурирует городскую ткань, регулируя равнозначность и равновеликость ее кварталов в различных частях города, определяя тем самым их иерархию (рис. 7).

В классическом академическом варианте трехлучевой планировочной структуры, описанном А.В. Буниным и М.Г. Кругловой в труде «Архитектура городских ансамблей. Ренессанс», все лучи должны исходить из некой значимой или легко зрительно и графически определяемой точки на центральной или главной в этой части города площади, открывая систему коридоров видимости и панорам, ориентированных на основные городские акценты - планировочные, визуальные, формирующие объемно-композиционную и пространственную артикуляцию места [2]. При этом площадь всегда играет роль контрапункта - «точки отсчета» всех подчиненных ей во внутригородской системе пространств и элементов. Именно этот прием, преемственно воспринятый архитекторами ГИПРОГОРа, при всем разнообразии его вариантов, был характерной

11 Информация приведена по: Советская Гавань, улица Ленина - список зданий // Photobuildings: Архитектурная фотобаза. URL: https://photobuildings.com/list.php?uid=21264 (дата обращения 10.09.2022).

чертой созданных ими генеральных планов провинциальных городов-ансамблей второй половины 1930-х - первой половины 1950-х годов12.

Несмотря на то, что книга Бунина и Кругловой, выпущенная Всесоюзной Академией архитектуры в 1935 году тиражом 6 000 экземпляров, в последующие 20 лет в архитектурной практике советского градообустройства, по сути, играла роль кодекса градостроительного поведения и одновременно методического пособия, из-за географических особенностей местности не всегда все описанные ее авторами приемы и инструменты были применимы в полной мере. Это особенно заметно в довоенных проектах генеральных планов таких прибрежных дальневосточных городов, как, например, Магадан и Советская Гавань, где рельеф и море диктуют свои условия: ни там, ни там соединения лучей на главной городской площади не получилось. При этом в обоих случаях аван-площадь, открывающая город со стороны сухопутного въезда, не является важным элементом городского ансамбля, а главная роль отведена площади на берегу, делающей море частью городских перспектив. Но, если в Магадане - на берегу бухты Нагаева эта площадь, несмотря на очевидную возможность, так и не получила своего планировочного и объемно-пространственного решения, то завершающая центральную ось трехлучья площадь Победы в Советской Гавани занимает именно такое место и играет именно такую роль (рис. 7). Изначально застроенная в те же 1950-е годы, она не столь выразительна, как площадь Ленина, но ее роль аван-пространства в структуре городского центра совершенно очевидна.

То есть, с большой долей вероятности можно утверждать, что планировка ансамбля городского центра Советской Гавани в изначальном проекте опиралась на описанную в «Архитектуре городских ансамблей» венецианскую модель [2], при которой вода не просто включена в систему городских панорам, как это было сделано Б.В. Данчичем в генеральных планах Магнитогорска 1933 года и Комсомольска-на-Амуре 1939 года (рис. 9), а по аналогии с пьяцеттой Сан-Джованни становится ее визуальным продолжением и неотъемлемой частью.

а) б)

Рис. 9. Включение воды в систему городских панорам в проектах второй половины 1930-х годов. Архитектор В.Б. Данчич: а) Магнитогорск. Въезд в город со стороны Заводского пруда. 1938 год; б) Комсомольск-на-Амуре. Проект набережной. 1937-1939 годы

И, если мысленно убрать появившуюся в поздние 1970-е годы застройку совгаванских улиц Советской и Набережной, мы увидим полное совпадение композиционного приема (рис. 11). При этом завершение открывающейся на bacino di San Marco - бассейн Сан

12 Эта закономерность была выявлена И.М. Долинской и А.Н. Калиничевой, проанализирована и описана А.Н. Калиничевой в магистерской ВКР // Калиничева А.Н. Формирование ансамблей центральных улиц соцгородов РСФСР, основанных между 1922 и 1939 годом. // ВКР на соискание квалификации магистра архитектуры. Научн. рук.: проф. Долинская И.М. Москва: МАрхИ, 2017. С. 37-42, 60-63.

Марко визуальной осевой перспективы обращенной к воде Пьяцетты Сан-Джованни (бывшей Пьяцетты деи Леончини) палладианской базиликой Сан Джорджо Маджоре (рис. 10), расположенной на противоположном берегу, позволяет предположить, что в первом проекте генерального плана Советской Гавани тоже была заложена некая визуально значимая доминанта, которая должна была появиться на противолежащем -западном берегу бухты Эгге, но отсутствие материалов генплана не позволяет понять, что именно - маяк, обелиск, памятник, мемориал или нечто иное - должно было играть роль сильной вертикали, завершающей осевую перспективу улицы Ленина и площади Победы (рис. 11). Точно так же сегодня невозможно определить, должна ли была эта вертикаль в полном соответствии с венецианским прообразом играть роль объемно-пространственного элемента, открывающего расположенный на противоположном берегу поселок Майский, или на этом месте был задуман некий совершенно самостоятельный объект (рис. 12).

б) в)

Рис. 10. Венеция. Площадь Сан Марко и пьяцетта Сан-Джованни: а) план площади Сан Марко (план площади Сан Марко и пьяцетты Сан-Джованни). Гравер Деонисио Моретти. 1831 год; б) Пьяцетта в Венеции. Художник Коро Жан Батист Камиль. 1828 год; в) Дворец дожей и Пьяцетта. Венеция. Около 1895 года. Фотохромная открытка

а) б)

Рис. 11. Сравнение композиционных особенностей венецианской пьяцетты Сан-Джованни и площади Победы Советской Гавани: а) Венеция. Схема пьяцетты Сан-Джованни в визуальном взаимодействии с бассейном Сан Марко и базиликой Сан Джорджо Маджоре; б) Советская Гавань. Схема площади Победы во взаимодействии с акваторией бухты Эгге залива Хаджи Татарского пролива и противоположным берегом

Однако, взаиморасположение Монумента Победы и автобусной остановки «Авангард» и их место по отношению к руслу улицы Ленина позволяют выдвинуть обоснованное предположение, что их композиция аналогична положению колонн венецианской Пьяцетты, и, если стела монумента стоит на изначально предназначенной для нее точке, то остановочный павильон точно занимает место, некогда предназначенное второй вертикальной доминанте, которая должна была фланкировать главную перспективу города, открывающуюся с воды (рис. 11, 12). То есть, вполне вероятно, что и площадь должна была быть шире, и ее ось могла быть продолжением оси улицы Ленина (рис. 7, 11, 12).

Рис. 12. Советская Гавань. Схема взаиморасположения трехлучья ансамбля центральных улиц, площади Победы и визуально значимой точки завершения главной городской панорамы на противоположном берегу бухты Эгге

При этом, развивая гипотезу использования венецианской модели, можно предположить, что местоположение несостоявшейся въездной - восточной аван-площади продиктовало и ее форму, прототипом которой, вероятно, был Пунта-делла-Догана (Пунта-делла-Салюте) - острый выступ треугольного мыса острова Джудекка со старым зданием бывшей

Морской таможни, «стерегущей» выход из Венецианской лагуны в Гранд-канал (рис. 13). Вероятно, и на въезде в Советскую Гавань по дороге 08К-69 - отрезку автодороги Биробиджан - поселок Лососина - Советская Гавань - Кукан при повороте на улицу Ленина (рис. 7) должен был появиться свой «стерегущий» ансамбль.

б) в)

Рис. 13. Карты Венеции: а) перспективный план Венеции, изданный Матеусом Мерианом Старшим в середине XVII века, опубликованный в [2] под названием «Венеция в начале XVII века (по Ионсону)»; б) карта города 1920-х годов; в) фрагмент карты города 1920-х годов с показом пьяцетты Сан-Джованни, области ее прямой визуальной связи с базиликой Сан Джорджо Маджоре и Пунта-делла-Догана (Пунта-делла-Салюте)13

Храм во имя праведного воина Феодора (Ушакова) Санаксарского, построенный на площади Победы (пл. Победы, д. 3) в 2013 году, по сути, изменил «генокод» ансамбля центра Советской Гавани, превратив главную административную площадь в «Соборную», ибо именно храм стал местом массового притяжения публики и важной общественной точкой в городе. При этом «роли» двух других площадей, прилегающих к главной оси ансамбля - улице Ленина, - в тот момент не изменились: Дом культуры сохранил свои функции, а все дома, точно так же, как и Старый Рынок, обращенные фасадами на несуществующую Рыночную площадь, по-прежнему, имели в первых этажах объекты торговли самого разного профиля и назначения. Но построенный на площади Победы

13 Известно, что к моменту работы над книгой «Архитектура городских ансамблей. Ренессанс» ни А.В. Бунин, ни М.Г. Круглова в Италии не были. Их исследование опиралось на доступные им материалы, среди которых могли быть и карты городов, изданные в первые три десятилетия XX века, в том числе, и за рубежом. Именно это предположение позволило выбрать в качестве одного из опорных графических материалов, иллюстрирующих текст статьи, карту Венеции 1920-х годов.

(пл. Победы, д. 6) и открытый в июне 2015 года новый Крытый рынок, сместивший все якорные точки притяжения Гавани в одно общественное пространство, окончательно исказил «генетический код» и ансамбля площади главных улиц, и города в целом. И если площадь Ленина в силу того, что здесь расположен городской ДК, еще остается общегородским центром, то Старый Рынок и окружающая его территория окончательно утратили свою принадлежность к этому ансамблю и играют роль местного торгового «пятачка» шаговой доступности.

С уверенностью можно сказать, что разрушение не только эстетического образа, но и градостроительного кода сталинского города-ансамбля стартовало в 1960 году, в момент, когда еще достраивались здания, обремененные декором послевоенного нео-ампира победителей, а рядом уже начали возводить кварталы массовой жилой застройки, и в непосредственной близости от площади Победы в 1966 открылся кинотеатр «Авангард» (ул. Пионерская, д. 9) с залом на 600 мест, построенный по типовому проекту и несущий в себе яркие черты советского провинциального модернизма тех лет (рис. 14)14. Это здание, привнесшее в композиционно выверенный центр города конца 1930-х - 1950-х годов язык и образ архитектуры другой эпохи, само по себе, достойно статуса достопримечательного места в отличие от группы жилых домов, построенных в 1968-1969 году непосредственно на площади Победы (площадь Победы, д. 8, 10, 12 и 18), исказивших ее облик и, вероятно, изначальные размеры и конфигурацию (рис. 7).

а) б)

Рис. 14. Советская Гавань. Кинотеатр «Авангард», вид со стороны Пионерской улицы: а) открытка. Начало 1970-х; б) открытка. 1966 год

Несмотря на то, что Советская Гавань начала строиться в 1930 году, в центральных кварталах нет спрятанной за обращенными к улице парадными фасадами-ширмами строчной застройки раннего «динамичного соцгорода» [4]. Вероятно, здесь, в отличие от многих других новых городов того времени, все ограничилось снесенными в годы интенсивной социалистической идеализации, которой после 1932 года подверглись не только исторические города, но и соцгорода первого поколения, рожденные в 1920-х [4], деревянными бараками и квартирными домами, часть которых сохранилась на улицах Первомайской и Крылова, и которые здесь принято считать жильем первостроителей. При этом, если парадные перспективы и внешние ряды домов, вытянувшихся вдоль улиц Гавани, даже построенных в послевоенные годы, но в соответствии с изначальной концепцией города-ансамбля, в котором все визуально значимые элементы строго регламентированы и играют свою каноническую роль, и которые всегда были

14 Несмотря на то, что по этому же проекту, например, в Московской области, были построены кинотеатр «Звездный» в Жуковском (1963; снесен) и кинотеатр «Родина» в Подольске (1963; закрыт, реконструирован с искажением облика) серию типового проекта и его авторов на момент публикации статьи установить не удалось.

репрезентативны и имели черты относительной индивидуальности (рис. 15), то внутриквартальная застройка, как и в большинстве провинциальных городов, сводилась к небольшому перечню типовых объектов.

а) б)

Рис. 15. Советская Гавань (фото С. Бушмакина): а) Школьная улица, д. 15. 3-х этажный кирпичный 20-квартирный жилой дом с магазином на 1-ом этаже. Построен в 1957 году по типовому проекту 1-252-1515. Фото 22.01.2017; б) улица Калинина д. 14 / Крылова д. 7. 3-х этажный кирпичный 27-квартирный жилой дом. Построен в 1959-1960 году по типовому и повторно применяемому проекту16. Фото 26.12.2016.

В тоже время, «поиски вариантов планировки «идеального города строителей светлого коммунистического завтра» требовали формализации идеального и привели к тому, что во многих случаях в проектах этих жилых кварталов четко соблюдался «принятый к реализации» принцип соответствия той или иной системе идеальных пропорций»17. Подобные кварталы обеспечивали требуемые квадратные метры жилья и имели полный перечень инфраструктурных объектов соцкультбыта, но в малых и средних городах, в отличие от столичных и крупных, не давали эффекта постепенного «включения» человека в общегородские пространства по принципу, выявленному и описанному в начале 1970-х Г.Г. Дюментоном и А.Э. Гутновым, «в соответствии с которым внутриквартальная жизнь должна быть организована таким образом, чтобы человек мог постепенно включаться в городскую среду через систему «социальных тамбуров» - пространств, которые он может идентифицировать и осознавать как «свои». Подобная система подразумевает, что житель любого квартирного дома, выйдя из своей (не обязательно отдельной, может быть, и коммунальной) квартиры, спускается вниз по своей лестнице, выходит из своего подъезда, оказывается в своем дворе, а дальше - пройдя через свою арку, выходит в свой переулок и, пройдя по нему, двигается дальше в город - по своей улице18. Такая последовательность минисобытий позволяет ему осознавать эти пространства как «свои» и включаться в

15 Информация приведена по сведениям, представленным на портале ДОМ МИНЖКХ // ДОМ МИНЖКХ Россия / Хабаровский край / Советская Гавань / Школьная улица / 15. URL: https://dom.mingkh.ru/habarovskiv-krav/sovetskava-gavan/486216 (дата обращения 02.09.2022).

16 Информация приведена по сведениям, представленным на портале ДОМ МИНЖКХ // ДОМ МИНЖКХ Россия / Хабаровский край / Советская Гавань / Улица Кальнина / 14. URL: https://dom.mingkh.ru/habarovskiv-krav/sovetskava-gavan/526652 (дата обращения 02.09.2022).

17 Дубовец Д.Ю. Соцгород как этап формирования понятия и образа идеального города в процессе развития европейской градостроительной мысли. Формализация идеального // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 03-07 апреля 2017 года. Москва: МАрхИ, 2017. С. 534.

18 Дубовец, Д.Ю. Формализация идеального: Золотое сечение кварталов соцгородов // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 03-07 апреля 2017 года. - Москва : МАрхИ - 2017 - С. 123.

городскую среду и в ритм городской жизни постепенно19. Подобно тому, как в натопленном подъезде мы аккуратно открываем наружную дверь тамбура и выходим на мороз: находясь в пространстве между двух дверей, мы еще чувствуем тепло подъезда и в то же время уже ощущаем холод улицы. Это постепенное «погружение» в город - один из важных признаков его комфортной среды, в которой существуют и общедоступные городские, и личные -придомовые или внутриквартальные пространства, дающие человеку ощущения защищенности, безопасности или принадлежности некоему сообществу, в том числе и общегородскому.

Сочетание «золотых пропорций» с развитой системой «социальных тамбуров» -отличительная черта предвоенных и послевоенных жилых кварталов Москвы (рис. 16), Санкт-Петербурга (Ленинграда), Екатеринбурга (Свердловска) и других - меньших городов, сомасштабных им если не по населению, то по размаху жилищного строительства второй половины 1930-х - первой половины 1950-х годов. В средних же и особенно в малых городах, к которым относится и Советская Гавань, население которой по состоянию на 01.10.2021 составляло 24 249 человек20, фрагменты городской ткани воспринимаются большинством жителей, как «свои» по совершенно иным признакам: по некогда важной принадлежности их домов определенному предприятию, по тому, что все живущие здесь дети и подростки учатся в одной школе и т.п. Тем не менее, очевидно, что в этих городах в застройке, не имеющей, в том числе и в силу своего масштаба, внутри себя полного цикла «социальных тамбуров», может сформироваться визуально гармоничная внутриквартальная среда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) б)

Рис. 16. Москва. Кварталы застройки Фрунзенской набережной (1935-1957 годы): а) схема кварталов с показом соответствия их абриса и элементов пропорциям Золотого сечения: Формализация идеального; б) схема квартала с показом путей постепенного включения человека в городскую среду через систему «социальных тамбуров» -пространств, осознаваемых им как «свои»

19 Гутнов А.Э. Лекции по истории и теории градостроительства. МАрхИ, 1980-1981 учебный год // Цит. по рукописной записи из личного архива автора.

20 Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3 000 человек и более. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. На 1 октября 2021 года. Том 1. Таблица 5. Более поздняя информация в открытом доступе отсутствует.

Графический анализ показал, что в основе этого визуально и эмоционально гармонизированного комфорта здесь, также как и в столичных и крупных городах, лежит прием использования в проектах систем «идеальных пропорций» - Египетского прямоугольника, составляемого из двух Египетских треугольников (прямоугольных треугольников со сторонами, кратными соотношению 3:4:5), и Золотого сечения. Важнейшим свойством этих систем, спровоцировавшим их использование в планировочных решениях, является визуально воспринимаемое «идеальное» соотношение их частей и сторон [11]. В результате их можно обнаружить и в скелетах целых соцгородов, и в рисунке отдельных кварталов. Они встречается и в планировках самых первых городов-ансамблей 1930-х годов, структуры которых складывались в период индустриализации, и в поздних соцгородах 1950-х с их четко читаемыми в рисунке жилой ткани соответствиями пропорциям Золотого и Египетского прямоугольника (рис. 17). На пропорциях Золотого сечения построены и жилые территории рабочего поселка Праунхайм в немецком Франкфурте-на-Майне, спроектированные в 1926-1929 годах Эрнстом Майем, которые принято рассматривать как прототип жилых кварталов советских соцгордов первой половины 1930-х (рис. 17а).

Рис. 17. Формализация идеального. Золотое сечение кварталов соцгородов: слева -Франкфурт-на-Майне. Поселок Праунхайм, Германия. 1926-1929 гг.; справа - жилые кварталов советских соцгордов

Но холодная, четко выверенная и рассчитанная пропорция, может быть лишь объектом восхищения. Среда же, формируемая этой пропорцией, то есть, пропорционируемая ею, должна не только восхищать, она должна быть скомпонована так, чтобы восприниматься как гармоничная, быть эмоционально комфортной. А это - задача иного порядка, относящаяся не столько к умению точно выверить и расчертить размеры элементов ансамбля, сколько к мастерству их композиции в соответствии тем задачам, которые перед архитектором ставит заказчик, а архитектор формулирует для себя. И если в тех случаях, когда речь идет о пространственной организации парадных городских ансамблей, центральных улиц и площадей, их композиционные закономерности сформированы всей историей мировой архитектуры, то композиция ткани непарадных жилых кварталов, претерпевших на протяжении всей истории человечества наибольшие изменения, всегда оставалась «задачей второго плана». Вероятно, именно эта композиционная второстепенность на фоне «принципиальной архиважности» поставленной задачи строительства жилых кварталов соцгородов и заставила сначала Эрнста Мая еще во времена Веймарской Республики, а вслед за ним и тех, с кем он приехал делиться опытом в «страну победившего социализма», и тех, с кем они этим опытом делились, использовать Золотое сечение и Египетский прямоугольник как инструмент придания идеальных

пропорций сначала сознательно обезличенной, а после 1932 года - осознанно парадной жилой застройки (рис. 18).

а) б)

Рис. 18. Формализация идеального: Магнитогорск: а) схема проявления в рисунке жилой ткани соответствий с Золотым прямоугольником с показом мест двух городских мостов; б) схема проявления в рисунке жилой ткани соответствий с Египетским прямоугольником

Как было отмечено выше, в Советской Гавани, в отличие от большинства построенных одновременно с ней городов, нет кварталов, в которых путем синтеза двух абсолютно разных пространственных структур - ранней строчной застройки соцкварталов и более позднего города-ансамбля, - формируется гармоничная жилая среда. Здесь исключительность ситуации в том, что искомый эффект был достигнут не благодаря желанию и требованию спрятать нечто безликое за декорацией парадного предвоенного ар-деко и послевоенного нео-ампира, а благодаря изначальному проектированию по законам Золотого сечения (рис. 19), не только пропорционирующего, но и определяющего иерархию пространств и объектов как неразрывно связанных частей целого21.

21 Эта закономерность была найдена И.М. Долинской и Д.Ю. Кирса (Дубовец), проанализирована и подробно описана Д.Ю. Кирса (Дубовец) в магистерской ВКР // Дубовец, Д.Ю. Соцгород как этап развития образа идеального города: генокоды и особенности композиционно-планировочных приемов формирования жилых кварталов // ВКР на соискание квалификации магистра архитектуры. Научн. рук.: проф. Долинская И.М. Москва: МАрхИ, 2017. С. 105-109.

Рис. 19. Формализация идеального: Золотое сечение жилых кварталов Советской Гавани

В совгаванском варианте генплана в северной части города встречаются не только единые, ограниченные со всех сторон улицами, но и более крупные двухчастные, разделенные переулками или внутриквартальными проездами системы «золотых» кварталов. К первым относятся четыре квартала между улицами Колесниченко и Гончарова на отрезке от Киевской до Первомайской, разделенные улицей 15 Погибших Партизан и Школьной. Ко вторым - два квартала, разделенные переулками, играющими роль внутриквартальных проездов, трассированными по линиям построения Золотого сечения. Это кварталы между улицами Колесниченко и Гончарова, ограниченные улицами Бошняка и Киевской, а также Первомайской и Восточной (рис. 20).

В южной части города, имеющей более мелкую парцелляцию жилых кварталов, на отрезке между улицами Инженерной и Пограничной и на отрезке между улицами Молодежной и 15 Погибших Партизан, четко читаются три квартала, сформированные двухтактной сеткой Золотого сечения, в которой каждая пара больших Золотых прямоугольников при графическом наложении образует общий средний элемент, внутри которого также существует пара меньших Золотых прямоугольников (рис. 21). Этот вариант «золотой сетки гармонизации» часто встречается в более крупных городах, имеющих более развитую улично-дорожную сеть и одновременно более крупную нарезку кварталов22.

22 Дубовец, Д.Ю. Указ. соч. - С. 123.

Рис. 20. Формализация идеального: Золотое сечение жилых кварталов Советской Гавани. Единые и двухчастные кварталы

Рис. 21. Формализация идеального: Золотое сечение жилых кварталов Советской Гавани. Двухчастные структуры с общими «вторыми» элементами

Совершенно очевидно, что при разбивке кварталов на местности в изначальном рисунке появляются искажения, проявившиеся на аналитических схемах. Тем не менее, с уверенностью можно утверждать, что именно «золотая сетка» была положена в основу градостроительного замысла первого генерального плана города.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Советская Гавань - не просто образец градостроительной практики архитекторов ГИПРОГОРа второй половины 1930-х - 1940 года, но соцгород-ансамбль, благодаря последовательной реализации проекта которого в течение двух десятилетий был построен город, в последующие 70 лет не везде, но на большей части своей территории преемственно сохранивший первоначальный композиционно-планировочный «генокод».

Источники иллюстраций:

Рис. 1. Болдин Н.Р. Порт-хаб Ванино - Советская Гавань как базовый узловой элемент системы портов Охотского моря // ВКР на соискание квалификации магистра градостроительства. Научн. рук.: проф. Долинская И.М. Москва: МАрхИ, 2022. Графическая часть.

Рис. 2. URL: http://andcvet.narod.ru/sib1/01/01/sam.html (дата обращения 21.Q8.2Q22) (в авторской обработке).

Рис. 3. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003575287#?page=266 (дата обращения 21.Q8.2Q22) (в авторской обработке).

Рис. 4. Репринт альбома, посвященного двум первым десятилетиям творчества института ГИПРОГОР (1929 - 1949). Москва: ГИПРОГОР, 2009 - б/п. С. 14 (в авторской обработке). Рис. ба. URL: https://photobuildings.com/photo/65179/ (дата обращения Q4.Q9.2Q22) (в авторской обработке).

Рис. бб. URL: https://photobuildings.com/photo/81196/ (дата обращения Q4.Q9.2Q22) (в авторской обработке).

Рис. бв. URL: https://photobuildings.com/photo/71727/ (дата обращения Q4.Q9.2Q22) (в авторской обработке). Рис. 6а. URL:

https://www.etoretro.ru/pic77783.htm?sort field=image date&sort=DESC&position=21 (дата обращения Q1.Q9.2Q22) (в авторской обработке).

Рис. 6б. URL: https://www.etoretro.ru/pic77788.htm?sort field=image date&sort=DESC (дата обращения Q1.Q9.2Q22) (в авторской обработке).

Рис. 7. Болдин Н.Р. Порт-хаб Ванино - Советская Гавань как базовый узловой элемент системы портов Охотского моря // ВКР на соискание квалификации магистра градостроительства. Научн. рук.: проф. Долинская И.М. Москва: МАрхИ, 2022. Графическая часть.

Рис. 8а. URL: https://photobuildings.com/photo/63102/ (дата обращения Q4.Q9.2Q22) (в авторской обработке).

Рис. 8б. URL: https://photobuildings.com/photo/62399/ (дата обращения Q4.Q9.2Q22) (в авторской обработке).

Рис. 8в. URL: https://photobuildings.com/photo/62081/ (дата обращения Q4.Q9.2Q22) (в авторской обработке).

Рис. 9а. Витман, В.А., Баранов, Н.В. Практика планировки городов СССР / Архитектура Ленинграда, 1938. № 2. С. 18 (в авторской обработке).

Рис. 9б. Покишевский С. Комсомольск на Амуре23 // Архитектура СССР. 1940. № 12. С. 27 (в авторской обработке).

Рис. 10а. La Piazza di San Marco in Venezia, descritta da Antonio Quadri e rappresentata in XVI. tavole rilevate ed incise da Dionisio Moretti. Venezia - 1831 - tavola 1. Pianta della Piazza e Piazetta di San Marco (в авторской обработке).

Рис. 10б. Robaut A. L'oeuvre de Corot. Paris, H. Floury, 1905. р. 314 (в авторской обработке).

Рис. Юв. Частная коллекция. Москва (в авторской обработке).

Рис. 11. Болдин Н.Р. Порт-хаб Ванино - Советская Гавань как базовый узловой элемент системы портов Охотского моря // ВКР на соискание квалификации магистра градостроительства. Научн. рук.: проф. Долинская И.М. Москва: МАрхИ, 2022. Графическая часть.

Рис. 12. Совред: Советская гавань и Ванино // Яндекс Карты / Клуб Народной карты. URL: https://yandex.ru/blog/narod-karta/sovred-sovetskaya-gavan-i-vanino (дата обращения Q2.Q9.2Q22) (в авторской обработке).

Рис. 13а. Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс.

Москва: Всесоюзная Академия архитектуры, 1935. С. 115-116 (в авторской обработке).

Рис. 13б, 13в. Архив М.И. Синявского (в авторской обработке).

Рис. 14а, 14б. Частная коллекция. Москва (в авторской обработке).

Рис. 15а. URL: https://photobuildings.com/photo/75178/ (дата обращения Q1.Q9.2Q22) (в

авторской обработке).

Рис. 15б. URL: https://photobuildings.com/photo/70683/ (дата обращения Q1.Q9.2Q22) (в авторской обработке).

Рис. 16а. Дубовец Д.Ю. Соцгород как этап развития образа идеального города: генокоды и особенности композиционно-планировочных приемов формирования жилых кварталов

23 Так название города напечатано в названии статьи в журнале // См.: Архитектура СССР - 1940 -№ 12 - С. 27.

// ВКР на соискание квалификации магистра архитектуры. Научн. рук.: проф.

Долинская И.М. Москва: МАрхИ, 2017. С. 107 (в авторской обработке).

Рис. 16б. Дубовец, Д.Ю. Указ. соч. С. 109 (в авторской обработке).

Рис. 17а. Дубовец, Д.Ю. Указ. соч. С. 105 (в авторской обработке).

Рис. 17б, в, г, д, е, ж. Дубовец Д.Ю. Указ. соч. С. 106 (в авторской обработке).

Рис. 18а, 18б. Дубовец Д.Ю. Указ. соч. С. 111 (в авторской обработке).

Рис. 19, 20, 21. Болдин Н.Р. Порт-хаб Ванино - Советская Гавань как базовый узловой

элемент системы портов Охотского моря // ВКР на соискание квалификации магистра

градостроительства. Научн. рук.: проф. Долинская И.М. Москва: МАрхИ, 2022.

Графическая часть (в авторской обработке).

Список источников

1. Алексашина В.В. Идеальный город в контексте философии, экологии, архитектуры // Academia. Архитектура и строительство. 2008. № 3. С. 41 - 49.

2. Бунин А.В. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс / А.В. Бунин, М.Г. Круглова. Москва: Всесоюзная Академия архитектуры, 1935. 230 с.

3. Долинская И.М. Строительство соцгорода Бобриковского химкомбината как опыт формирования комфортной городской среды. 1929 - 1940 годы // ННГАСУ. Нижегородская областная общественная организация ландшафтных архитекторов. Материалы XV региональной научно-практической конференции. Сб., 2018. С. 27-40.

4. Долинская И.М. Реконструкция города Кировска Мурманской области 1934-1940 года как образец социалистической идеализации ранних соцгородов // Architecture and Modern Information Technologies. 2021. №4(57). С. 154-173. URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/4kvart21/PDF/09 dolinskaia.pdf DOI: 10.24412/1998-48392021-4-154-173 (дата обращения 02.09.2022).

5. Долинская И.М. Жилмассивы 1920-х - 1930-х годов как феномен процесса социалистической идеализации исторических городов / И.М. Долинская, Д.Ю. Дубовец // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тр. МАРХИ: материалы междунар. науч.-практ. конф., 2-6 апр. 2018 г. Москва, 2018. С. 91-94.

6. Кострикин Н.Д. План города как основа формирования его художественного образа. Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. архитектуры: (18.00.01). Москва: МАрхИ, 1977. 22 с.

7. Кратюк В.В. Архитектурно-пространственная организация улицы / В.В. Кратюк, H.X. Поляков // Проблемы архитектуры: Сборник материалов: под редакцией А.Я. Александрова: Том I, книга 1. Москва: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. С. 141-189.

8. Лавров В.А. Архитектурно-планировочный ансамбль // Проблемы архитектуры: Сборник материалов: под редакцией А.Я. Александрова: Том I, книга 1. Москва: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. С. 117-140.

9. Меерович М.Г. Концепция социалистического города. Истоки и современное состояние // Вестник Иркутского гос. Технического ун-та. 2004. № 4(20). С. 95-98.

10. Сёмка С.В. Золотое сечение, величины e и п в архитектурной композиции // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. №1(46). С. 248-262. URL: http://marhi.ru/AMIT/2019/1kvart19/18 semka/index.php (дата обращения 12.09.2022).

11. Фигурный Г.Н. Скрытые смыслы числовых соотношений в архитектуре: притягательность мифа // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №2(59). С. 47-57. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/03 figurny.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-2-47-57 (дата обращения 12.09.2022).

12. Хэмбидж Дж. Динамическая симметрия в архитектуре / пер. с англ. В. Белюстина; под ред. Н. Брунова; предисл. и прим. Ю. Милонова. Москва: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936. 202 с.

References

1. Aleksashina V.V. Ideal'nyy gorod v kontekste filosofii, ekologii, arkhitektury [The ideal city in the context of philosophy, ecology, architecture]. Academia. Architecture and construction, 2008, no. 3, pp. 41 - 49.

2. Bunin A.V., Kruglova M.G. Arkhitektura gorodskikh ansambley. Renessans [Architecture of city ensembles. Renaissance]. Moscow, 1935, 230 p.

3. Dolinskaia I.M. Stroitel'stvo sotsgoroda Bobrikovskogo khimkombinata kak opyt formirovaniya komfortnoy gorodskoy sredy. 1929 - 1940 gody [The socialist city of the Bobrikovsky chemical plant construction as the formation of a comfortable urban environment experience. 1929 - 1940 years]. NNGASU. Nizhny Novgorod regional public organization of landscape architects. Materials of the XV regional scientific-practical conference. Collection, 2018, pp. 27-40.

4. Dolinskaia I.M. The Murmansk region city of Kirovsk 1936-1940s reconstruction as an example of the early sotsgorods socialist idealization. Architecture and Modern Information Technologies, 2021, no. 4(57), pp. 154-173. Available at:

https://marhi.ru/AMIT/2021/4kvart21 /PDF/09 dolinskaia.pdf DOI: 10.24412/1998-48392021-4-154-173.

5. Dolinskaia I.M., Dubovetc D.Yu. Zhilmassivy 1920-kh - 1930-kh godov kak fenomen protsessa sotsialisticheskoy idealizatsii istoricheskikh gorodov [Residential communities of 1920s - 1930s as a phenomenon of the historical cities' socialist idealization process]. Science, education and experimental design: tr. MARCHI: materials of the international. scientific-practical. conf., 2-6 Apr. 2018. Moscow, 2018, pp. 91-94.

6. Kostrikin N.D. Plan goroda kak osnova formirovaniya yego khudozhestvennogo obraza [The city plan as the basis for the formation of its artistic image. Abstract dis. for the competition scientist degree cand. architecture]. Moscow, MArkhI, 1977, 22 p.

7. Kratyuk V.V., Polyakov N.H. Arkhitekturno-prostranstvennaya organizatsiya ulitsy [The street architectural and spatial organization]. Problems of architecture: Collection of materials: edited by A.Ya. Aleksandrova: Volume I, book 1. Moscow: Publishing House of the All-Union Academy of Architecture, 1936, pp. 141-189.

8. Lavrov V.A. Arkhitekturno-planirovochnyy ansambl' [Architectural and planning ensemble]. Problems of architecture: Collection of materials: edited by A.Ya. Alexandrova: Volume I, book 1, 1936, pp. 117-140.

9. Meyerovich M.G. Kontseptsiya sotsialisticheskogo goroda. Istoki i sovremennoye sostoyaniye [The socialist city concept. Origins and current state]. Bulletin of the Irkutsk state. Technical University, 2004, no. 4(20), pp. 95-98.

10. Sjomka S.V. Golden Ratio, figures e and n, in architectural composition. Architecture and Modern Information Technologies, 2019, no.1(46), pp. 248-262. Available at: http://marhi.ru/AMIT/2019/1kvart19/18 semka/index.php

11. Figurny G.N. The hidden senses of numerical ratios in architecture: an attraction of the myth. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 2(59), pp. 47-57. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/03 figurny.pdf DOI: 10.24412/19984839-2022-2-47-57

12. Hambidge J. Dynamic symmetry in Architecture [Practical applications of dynamic symmetry: The Parthenon and other greek temples their dynamic symmetry]. Moscow, 1936, 202 p.

ОБ АВТОРАХ

Долинская Ирина Марковна

Профессор кафедры «Градостроительство», Московский архитектурный институт

(государственная академия), Москва, Россия

[email protected]

Кирса Дарья Юрьевна

Магистр архитектуры, ведущий архитектор, ООО «Архитектурная мастерская Юсупова»,

Санкт-Петербург, Россия

[email protected]

Болдин Никита Романович

Магистрант кафедры «Градостроительство», Московский архитектурный институт

(государственная академия), Москва, Россия

[email protected]

ABOUT AUTHORS Dolinskaia Irina M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Professor of the Urban Planning Department, Moscow Architectural Institute (State Academy),

Moscow, Russia

[email protected]

Kirsa Daria Yu.

Master of Architecture, Leading Architect, Yusupov Architectural Workshop LLC,

St. Petersburg, Russia

[email protected]

Boldin Nikita R.

Master Student of the Department «Urban Planning», Moscow Architectural Institute (State

Academy), Moscow, Russia

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.