Научная статья на тему 'Совет Обороны СССР и его роль в создании Ракетных войск стратегического назначения'

Совет Обороны СССР и его роль в создании Ракетных войск стратегического назначения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Совет Обороны СССР / ракетный комплекс / РВСН / организационная структура РВСН / USSR Defense Council / missile complex / Strategic Missile Forces / organizational structure of the Strategic Missile

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сахнов Денис Игоревич

Анализируется деятельность Совета Обороны СССР как важнейшего государственного органа по вопросам военной политики, военного строительства, экономического обеспечения обороны страны, по созданию и развитию Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the USSR Defense Council in Creating the Strategic Missile Forces

The paper analyzes the activity of the USSR Defense Council as the most important state body on the issues of military policy, military construction, economic support of the country’s defense, on the creation and development of the Strategic Missile Forces.

Текст научной работы на тему «Совет Обороны СССР и его роль в создании Ракетных войск стратегического назначения»

Совет Обороны СССР и его роль в создании Ракетных войск стратегического назначения

Полковник Д.И. САХНОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Анализируется деятельность Совета Обороны СССР как важнейшего государственного органа по вопросам военной политики, военного строительства, экономического обеспечения обороны страны, по созданию и развитию Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

The paper analyzes the activity of the USSR Defense Council as the most important state body on the issues of military policy, military construction, economic support of the country's defense, on the creation and development of the Strategic Missile Forces.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Совет Обороны СССР, ракетный комплекс, РВСН, организационная структура РВСН.

USSR Defense Council, missile complex, Strategic Missile Forces, organizational structure of the Strategic Missile.

РАЗВИТИЕ всех сфер общественной жизни современного общества создает условия для переосмысления отечественной истории и обобщения исторического опыта деятельности высших органов государственного и военного управления. Особую актуальность в этих условиях приобретают проблемы руководства оборонно-промышленным комплексом с проведением ряда мероприятий по реформированию и оптимизации Вооруженных Сил РФ и Ракетных войск стратегического назначения в частности.

Решение данных проблем возможно на основе анализа материалов и документов, изучения исторического опыта, характеризующего деятельность органов государственного и военного управления, в том числе Совета Обороны СССР, прошлых лет. Результаты исследования показали недостаточную изученность его деятельности, которая ныне представляет значительный интерес. Многие материалы, отражающие работу Совета Обороны СССР, хра-

нящиеся в архивах Президента Российской Федерации и Министерства обороны РФ, только рассекречиваются или вовсе не подлежат открытому опубликованию. Кроме того, к работе с данными материалами допущен ограниченный круг лиц.

В рамках одной статьи практически невозможно полностью осветить роль Совета Обороны СССР по созданию и совершенствованию РВСН. Вместе с тем на основе представленного материала можно сформировать

представление о колоссальной работе и вкладе Правительства СССР, военачальников, главных конструкторов и органов государственного и военного управления в их становление и развитие как основного гаранта безопасности страны и сдерживающего фактора против агрессии потенциальных противников.

Одной из мер по укреплению военно-экономического потенциала страны и повышению боеспособности Вооруженных Сил СССР в послевоенный период было решение Правительства Советского Союза о создании Совета Обороны СССР1. При его выработке был учтен исторический опыт создания и функционирования аналогичных структур в органах советского военно-политического руководства, в частности, Совета рабочей и крестьянской обороны, действовавшего с ноября 1918 года по март 1920 года. 31 марта 1920 года он был реорганизован в Совет труда и обороны РСФСР, а в июле 1923 года — в Совет труда и обороны СССР (СТО). В конце апреля 1937 года функции СТО СССР были переданы в Комитет обороны СССР.

30 июня 1941 года в ходе начавшейся Великой Отечественной войны вопросы обороны советского государства переданы созданному Государственному комитету обороны (ГКО) СССР, имевшему в своем составе Оперативное бюро, в ведении которого находились вопросы контроля текущей работы наркоматов оборонных отраслей как промышленности, так и обеспечивающих их деятельность. Параллельно в правительстве действовало Бюро Совета народных комиссаров (СНК) СССР, в оперативном управлении которого находились все остальные отрасли народного хозяйства. После окончания Второй мировой войны государственный аппарат СССР стал переходить на работу в условиях

мирного времени. Решением Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 года ГКО СССР был упразднен, а все его функции переданы в СНК СССР2. 6 сентября вместо Бюро СНК СССР и Оперативного бюро ГКО созданы два Оперативных бюро СНК СССР. Одно из них занималось вопросами работы наркоматов обороны и Военно-Морского Флота, сельского хозяйства, торговли и финансов, а также комитетов и управлений при Совнаркоме СССР, другое — касающимися работы промышленных наркоматов и железнодорожного транспорта. На них возлагались подготовка и представление на рассмотрение председателя СНК СССР проектов решений по народнохозяйственному плану, а также по отдельным важным вопросам, требующим решения правительства. Такое нововведение усложнило управление военной сферой государства, так как наркоматы обороны и Военно-Морского Флота находились в ведении одного Оперативного бюро, а оборонная промышленность — другого. Органа, замещавшего ГКО и координировавшего деятельность наркоматов, имевшего непосредственное отношение к обороне страны, создано не было.

Страна, вышедшая из тяжелейшей войны, была вынуждена вместе с восстановлением народного хозяйства и мирным строительством создавать ракетно-ядерные полигоны и новые отрасли военной промышленности, обеспечивающие безопасность государства.

Архивные источники свидетельствуют, что уже в мае 1948 года на имя И.В. Сталина поступила докладная записка от М.З. Сабурова — заместителя председателя Совета Министров СССР и Д.Ф. Устинова — министра вооружения — следующего содер-жания3: «До Отечественной войны в системе Правительственных орга-

Справочно:

В июне 1946 года Объединенный комитет начальников штабов вооруженных сил США завершил разработку развернутого плана войны с Советским Союзом, получившего кодовое название «Пинчер» («Клещи»). Разработчики плана исходили из условия, что эта война начнется летом 1947 года с подготовительным периодом не менее трех месяцев.

По мере наращивания арсенала ядерного оружия расширялись масштабы планирования атомного нападения на СССР. Создавались планы:

• единый план военных операций «Троуджен», одобренный в декабре 1948 года, предусматривал уничтожение 70 советских городов 133 атомными бомбами;

• план «Бройлер» (март 1948 года) — упреждающий ядерный удар в период «Берлинского кризиса» по 24 городам СССР;

• план «<Сиззл» (декабрь 1948 года) — применение 133 ядерных бомб по 70 городам СССР, в том числе по Москве предполагалось нанести восемь атомных ударов, по Ленинграду — семь;

• план «<Троян» (январь 1949 года) — применение 143 ядерных зарядов по 70 городам;

• план «Шейкдаун» (октябрь 1949 года) — применение более 600 ядерных бомб по 104 городам и т. д.

нов Союза ССР существовал «Комитет обороны» при Совете Народных Комиссаров СССР, который координировал и решал вопросы, связанные с обороной страны и работой военной промышленности. В период Отечественной войны эти вопросы решались Государственным Комитетом обороны. В настоящее время такого специального органа нет. Созданные при Совете Министров СССР отраслевые Бюро эти вопросы не рассматривают.

Между тем назрела настоятельная необходимость в создании органа, способного рассматривать мобилизационные планы и их обеспечение, текущие вопросы военной промышленности, создание новых образцов вооружения, координацию и увязку в работе отдельных отраслей военной промышленности и т. д. В практике текущей работы мы остро ощущаем необходимость создания такого органа».

После успешного испытания 29 августа 1949 года первой отече-

ственной атомной бомбы решением Правительства началось серийное производство первых ядерных боезарядов, и уже к январю 1953 года в арсенале советских Вооруженных Сил насчитывалось 75 атомных зарядов4. Параллельно с созданием ядерного оружия активно велись разработки и средств его доставки на территорию потенциального противника, прежде всего США. При этом нельзя забывать и тот факт, что в это время одновременно с созданием ядерного оружия восстанавливалось после разрухи народное хозяйство страны, требующее невероятных усилий всего народа.

7 февраля 1955 года Постановлением Президиума ЦК КПСС № Ш06/Ш создается «Совет Обороны Союза ССР»5. Из архивных материалов установлено, что Совет Обороны СССР на основе Положения о Совете Обороны, а также во исполнение совместного решения ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета

Министров СССР разрабатывал вопросы военной политики, военного строительства, экономического обеспечения обороны СССР; координировал мероприятия государства по обороне и мобилизации. На него возлагалось руководство программами КПСС и Советского правительства по укреплению обороны страны, ее военного потенциала и мобилизационной готовности.

При Совете Обороны в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 февраля 1955 года № 230-140сс был образован Военный Совет6, преобразованный в ноябре 1957 года в Главный Военный Совет, в компетенции которого были вопросы развития и строительства видов ВС и родов войск; боевой и мобилизационной готовности, организации боевой и политической подготовки; воинской дисциплины; подготовки и расстановки руководящих кадров и другие.

В целях ускорения опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов военной техники и развитию ракетного и реактивного вооружения 6 декабря 1957 года было издано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1350-639 «Об организации работ в области ракетной и военной техники»7, согласно которому упразднялись министерства авиационной, оборонной, судостроительной и радиотехнической промышленности. Этим документом для обеспечения руководства научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по созданию новых видов ракетной и военной техники, внедрению этой техники в производство, а также обеспечения высокого технического уровня развития оборонных отраслей промышленности образованы Государственные комитеты Совета Министров СССР по авиационной и оборонной технике, радиоэлектро-

нике и судостроению. Работа этих комитетов при решении вопросов развития военной техники координировалась созданной Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. Ее задачи заключались в руководстве и контроле за созданием и быстрейшим внедрением в производство ракетного и реактивного вооружения и других видов военной техники в различных отраслях промышленности независимо от их ведомственной принадлежности. Специальный комитет по реактивной технике Совета Министров СССР реорганизован в рабочий аппарат Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, связанным с выполнением работ в области ракетной и реактивной техники и координацией вопросов по специальным зарядам.

Перечисленные выше организационные мероприятия в области ракетной техники способствовали нарастающим темпам разработки ракетно-ядерного оружия и средств его доставки в период с 1949 по 1959 год. Были созданы и запущены в серийное производство первые оперативно-тактические баллистические ракеты Р-1, Р-2 и Р-5, способные нести ядерные заряды; принята на вооружение одноступенчатая баллистическая ракета Р-11; создана первая межконтинентальная (стратегическая) двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, ставшая основой ракетно-ядерного щита нашей страны. Перед руководством ВС СССР возникла проблема управления этим грозным оружием: какому виду ВС его подчинить или создать самостоятельный род войск?

В 1946 году, задолго до создания Совета Обороны СССР, на основании постановления Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года № 1017-419сс «Вопросы реактивного

вооружения»8 на территории оккупационной зоны в Германии была сформирована бригада особого назначения (БОН) Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) для освоения, подготовки и пуска ракет типа ФАУ-2. Организационно РВСН строились от БОН РВГК через инженерные бригады РВГК к ракетным бригадам и дивизиям в составе отдельных ракетных корпусов и ракетных армий9. В 1950 году БОН РВГК преобразована в 22-ю БОН РВГК. В декабре этого же года на основании Директивы ГШ ВС СССР от 6 декабря 1950 года сформирована 23-я БОН РВГК. В 1952 году дополнительно сформированы 54-я и 56-я БОН РВГК, которые с 15 марта 1953 года были переформированы в инженерные бригады. В этом же году сформированы еще две инженерные бригады РВГК, а в 1954 году — седьмая по счету бригада.

До 1953 года ракетными частями руководил штаб артиллерии Советской Армии через отдел реактивной артиллерии особого назначения. В 1953 году на базе этого отдела и Управления командующего артиллерией сформировано Управление заместителя командующего артиллерией (УЗКА) по специальной технике. Директивой ГШ ВС СССР от 23 июня 1955 года штаб УЗКА переформирован в Штаб реактивных частей с подчинением его заместителю министра

обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике маршалу артиллерии М.И. Неделину.

С декабря 1957 года начинается обсуждение вариантов дальнейшего организационного развития ракетных частей: в составе Сухопутных войск под руководством Штаба реактивных частей; в составе ВВС под руководством Штаба Дальней авиации; отдельным родом войск. В Министерстве обороны склонялись к варианту — в составе ВВС. Однако были люди, для которых ракетное дело стало смыслом жизни, а ракетные войска — их детищем. Принципиальная позиция, убежденность в своей правоте, основанная на богатом практическом опыте, позволили подобрать правильные и нужные слова, обосновывающие необходимость выделения ракетных частей в отдельный род войск.

30 декабря 1957 года первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву была направлена докладная записка от А.И. Семенова — начальника реактивного вооружения, П.А. Дегтярева — помощника заместителя министра обороны по специальной технике и реактивному вооружению, А.Г. Мрыкина — заместителя начальника реактивного вооружения, Н.Н. Кузнецова — начальника Управления заказов и производства реактивного вооружения, Н.Н. Юрышева — начальника Управления снабжения,

В целях ускорения опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов военной техники и развитию ракетного и реактивного вооружения 6 декабря 1957 года было издано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1350-639 «Об организации работ в области ракетной и военной техники», согласно которому упразднялись министерства авиационной, оборонной, судостроительной и радиотехнической промышленности. Этим документом образованы Государственные комитеты Совета Министров СССР по авиационной и оборонной технике, радиоэлектронике и судостроению.

хранения и ремонта реактивного вооружения, А.И. Соколова — начальника НИИ-4, М.Н. Порошина — секретаря партийной организации, начальника реактивного вооружения о необходимости выделения частей, оснащенных баллистическими ракетами, в самостоятельный род войск10.

Выдержка из этой записки: «...Мы убеждены, что для дальнейшего и быстрого развития баллистических ракет, против которых в настоящее время еще нет средств борьбы, кроме подавления стартовых площадок, необходимо выделить это оружие в самостоятельный род войск. История развития военной науки и техники подсказывает нам, что любая новая отрасль военной техники для обеспечения ее быстрого и широкого развития всегда выделялась в самостоятельную отрасль. По нашему убеждению, является неоправданной передача ракетных частей и технических управлений начальника реактивного вооружения, ведающего баллистическими ракетами, в подчинение Главнокомандующего ВВС или командующего артиллерией. В обоих случаях разработке тактико-техничес-

Организационные мероприятия в области ракетной техники способствовали нарастающим темпам разработки ракетно-ядерного оружия и средств его доставки в период с 1949 по 1959 год. Были созданы и запущены в серийное производство первые оперативно-тактические баллистические ракеты Р-1, Р-2 и Р-5, способные нести ядерные заряды; принята на вооружение одноступенчатая баллистическая ракета

Р-11; создана первая межконтинентальная (стратегическая) двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, ставшая основой ракетно-ядерного щита нашей страны.

ких требований на это оружие, взаимодействию с промышленностью в области создания и усовершенствования баллистических ракет, их испытанию, хранению, обеспечению войск ракетами и наземным оборудованием, обучению войск и боевому применению ракет будет нанесен ущерб, и развитие ракетного оружия будет тормозиться. Мы глубоко убеждены, что пройдет несколько лет и все равно придется баллистические ракеты выделять в самостоятельный род войск.». В итоге они оказались правы.

Первоначально было принято такое решение: воинские части, имеющие на вооружении ракеты с дальностью пуска до 600 километров, включить в состав Сухопутных войск, а воинские части, имеющие на вооружении баллистические ракеты, подчинить ВВС. 17 апреля 1958 года маршал артиллерии М.И. Неделин и маршал авиации К.А. Вершинин представили доклад министру обороны СССР Маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому с предложением об организационном строительстве частей стратегических баллистических ракет и частей фронтовых крылатых ракет в составе Военно-воздушных сил.

В ходе исследования установлено, что в течение 1958—1959 годов на Совете Обороны трижды рассматривались вопросы организационного строительства ракетных войск, но окончательного решения так и не было принято. В 1959 году началось формирование соединений межконтинентальных ракет, которые в целях оперативной маскировки получили наименование учебных артиллерийских полигонов, в боевом составе которых формировались части боевого применения — боевые стартовые позиции. К середине 1959 года возросшие масштабы организационного строительства ракетных частей и взгляды на дальнейшее их разви-

тие поставили под сомнение целесообразность ранее принятого решения о включении их в состав ВВС.

Становление РВСН проходило в непростой для нашей страны период не только с учетом восстановления государства после разрушительной войны, но и в связи с кончиной И.В. Сталина, арестом и расстрелом Л.П. Берии, являвшегося непосредственным руководителем «атомного» проекта. Пришедший к руководству страной Н.С. Хрущев начал реорганизацию партийного аппарата, разукрупнение различных министерств и ведомств, внося сумятицу и чехарду в работу предприятий, заводов и хозяйств. Была прекращена реализация многих масштабных проектов по развитию различных отраслей, значительное внимание было уделено сельскому хозяйству.

В этой обстановке военное руководство страны, военачальники, прошедшие Великую Отечественную войну и имевшие колоссальный управленческий опыт, понимали необходимость формирования отдельной структуры с возложением на нее задачи по управлению и применению нового вида оружия.

Примечательно письмо командующего войсками Московского военного округа Маршала Советского Союза К.С. Москаленко с изложением некоторых соображений по военным вопросам, направленное в сентябре 1959 года в адрес первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Он писал: «... считаю нужным доложить Вам, что организационная структура этого вида оружия должна отвечать той роли, которая предназначается стратегическим ракетам. А именно: нужно создать Главный штаб этого нового вида Вооруженных Сил. Возглавить командование этим стратегическим оружием должен один из Первых заместителей Министра обороны (общевойсковой), который будет подчинен

Вам как главе государства, Председателю Комитета обороны и министру обороны. Управление во главе с т. Неделиным должно заниматься технической разработкой, улучшением качества атомного и ракетного оружия, снабжением войск и т. д. Главный штаб должен непрерывно изучать противника, его объекты и вероятные цели, размещение промышленных объектов и политических центров и т. д. и своевременно нацеливать свои ракеты, обучать войска и готовить их для применения нового вида оружия. Все ракеты оперативно-стратегического назначения с дальностью от 1 тыс. до 8—9 тыс. км и более должны быть в ведении этого Главкома. Ракеты же с дальностью менее 1000 км подчинить Главкому Сухопутными войсками. Морские и авиационные ракеты должны быть в ведении соответствующих командующих. Я ставлю этот вопрос потому, что по мере рождения нового рода войск рождались и штабы с их начальниками. Так было с ВВС, так было с БТ и МВ, с ПВО и т. д. Решение этого вопроса упорядочит у нас ракетный вопрос».

Таким образом, первоначальный план по развитию баллистических ракет в составе ВВС был отменен.

11 ноября 1959 года состоялось очередное заседание Совета Обороны, на котором начальник Генерального штаба выступил с докладом: «Соображения Министерства обороны о перспективах развития и оперативного использования Вооруженных Сил СССР», в котором статус стратегических ракет определен не был. После этого доклада выступил Н.С. Хрущев с оглашением нового пункта в постановлении: «Совет Обороны считает необходимым иметь в составе Вооруженных Сил с непосредственным подчинением министру обороны Главнокомандующего (Командующего) ракетными частями со штабом. Поручить т. Малиновскому Р.Я. в месячный

срок представить соображения по этому вопросу в ЦК КПСС»11. 14 декабря 1959 года на заседании Президиума ЦК КПСС был рассмотрен проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об учреждении должности главкома по ракетным частям в составе Вооруженных Сил СССР». Через три дня он был представлен в окончательной редакции для утверждения. Так 17 декабря стало днем Ракетных войск стратегического назначения. С учреждением должности Главнокомандующего Ракетными войсками — заместителя министра обороны СССР была упразднена должность заместителя министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике, а дальнейшее развитие Ракетных войск стало проходить в рамках отдельного вида Вооруженных Сил.

Архивные источники свидетельствуют, что в первой половине 1960 года учреждения, объединения, соединения и части, перечисленные в приказе министра обороны СССР № 00119, передавались в состав Ракетных войск стратегического назначения. Их основу составили:

• органы военного управления — Штаб реактивных частей и Управление начальника реактивного вооружения;

• два управления воздушных армий, 18 инженерных полков с подвижными ремонтно-техническими

базами, ранее входившими в состав дальней авиации ВВС;

• 24 инженерных полка, 6 боевых стартовых позиций, 27 подвижных ремонтно-технических баз, управления пяти учебных артиллерийских полигонов, два испытательных полигона со своими частями в районе с. Капустин Яр и ст. Тюра-Там, арсеналы хранения ракет, ранее подчиненные Штабу реактивных частей;

• 12-е Главное управление с подчиненными соединениями ядерного обеспечения — объектами «С», 12 ЦНИИ, научно-испытательным полигоном в районе г. Семипалатинска;

• военно-учебные заведения, переданные из подчинения Штаба реактивных частей (Ростовское и Камышин-ское военные училища), принятые из состава ВВС (Харьковское, Серпуховское, Первое Вольское, Пермское училища, 8-я военная авиационная школа техников, 32-я военная авиационная школа механиков), принятая из состава Сухопутных войск Военная артиллерийская академия имени Ф.Э. Дзержинского;

• научно-исследовательский институт № 4;

• ряд арсеналов, военно-учебных заведений и центров (до конца 1960 года).

Помимо развития организационной структуры РВСН формировался технический облик этого вида войск.

В 1959 году началось формирование соединений межконтинентальных ракет, которые в целях оперативной маскировки получили наименование учебных артиллерийских полигонов, в боевом составе которых формировались части боевого применения — боевые стартовые позиции. К середине 1959 года возросшие масштабы организационного строительства ракетных частей и взгляды на дальнейшее их развитие поставили под сомнение целесообразность ранее принятого решения о включении их в состав ВВС. Становление РВСН проходило в непростой для нашей страны период.

Разработанные в 50-х — начале 60-х годов прошлого столетия ракетные комплексы требовали значительного усовершенствования тактико-технических характеристик, в том числе по времени подготовки и проведения пуска, точности и дальности стрельбы, защищенности пусковых установок, технического обслуживания и многого другого. Конструкторские бюро совместно с предприятиями промышленности, научно-исследовательскими организациями разрабатывали варианты ракетных комплексов с различными доказанными и подтвержденными испытаниями тактико-техническими характеристиками. В этом плане показательным явилось «противостояние» двух Главных конструкторов ракетных комплексов — В.Н. Челомея и М.К. Янгеля, — получившее название «малая гражданская война» или «спор века». Касалось оно вопросов формирования государственной оборонной доктрины и путей развития стратегического ракетного вооружения, финальную точку в этом споре поставило заседание Совета Обороны СССР.

А началось противостояние с того, что в первой половине 1960-х годов были хорошо отработаны межконтинентальные стратегические ракеты второго поколения тяжелого класса Р-36 и легкого класса УР-100, устанавливаемые в защищенные шахтные стартовые устройства. В то время по численности МБР СССР отставал от США, которые сумели развернуть 1000 легких ракет типа «Минитмен» и 54 тяжелых — типа «Титан-2». Поэтому у нас был принят и обеспечен быстрый темп ежегодного наращивания указанных отечественных стратегических ракетных комплексов. Строительство, изготовление и постановка их на боевое дежурство шли по плану без каких-либо технических или организационных осложнений: промышленности — в выполнении плана производства;

заказчику — в существенном наращивании оборонного потенциала и формировании новых воинских частей и соединений. В течение трех-четырех лет было не только восстановлено численное равенство с США в межконтинентальных ракетных комплексах наземного базирования, но и наметилось определенное превосходство в их количестве.

Следует отметить, что на гонку стратегических ракетных вооружений в тот период оказал влияние новый фактор, качественно меняющий ее характер. США начали разработку принципиально новой межконтинентальной ракеты «Минитмен-Ш», несущей три боевых блока с индивидуальным наведением каждого на различные цели с высокой точностью. При равенстве в количестве ракетных комплексов противостоящих сторон наличие в системе вооружения баллистических ракет с разделяющимися головными частями давало преимущество нападающей стороне, так как появлялись принципиальные возможности уничтожения одной ракетой нескольких ракетных комплексов. Это создавало предпосылки к упреждающему обезоруживающему удару. Продолжать сохранять ракетный потенциал сдерживания, исходя из принципа противопоставления каждому боевому блоку вероятного противника одного отечественного ракетного комплекса, стало экономически невыгодно и просто невозможно. От руководства НИИ-88 в Министерство общего машиностроения СССР поступило предложение о повышении степени защищенности уже построенных шахтных стартовых комплексов для ракет Р-36 и УР-100 с тем, чтобы сделать их малоуязвимыми для нового развивающегося класса американских ракет типа «Минитмен-3». Предлагалось также незамедлительно разработать новое поколение

отечественных межконтинентальных ракет с разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением бортовой вычислительной машиной боевых блоков на различные цели, чтобы сбалансировать наступательный потенциал с США. Рекомендовалось ввести в нашу ракетную группировку и подвижные ракетные комплексы наземного базирования (грунтовые или железнодорожные) с целью повышения неуязвимости ракетных вооружений стратегического назначения, в том числе и при повышении точности стрельбы ракет противника.

Указанное предложение не вызвало энтузиазма у руководства Министерства общего машиностроения, так как нарушало хорошо сложившийся механизм широкого производства ракет, полной и продуктивной загрузки заводов. К тому же Министерство обороны пока не требовало этого. Серьезно смущали и идеи укрепления только что построенных в большом количестве шахтных стартовых установок и введения в систему управления бортовых вычислительных машин, которые требовались для индивидуального наведения боевых блоков. Создание бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) было новым и отнюдь не простым делом. США, по-видимому, рассчитывали на этом пути уйти далеко вперед в гонке стратегических вооружений. Предложение НИИ-88, поддержанное главным конструктором М.К. Янгелем, было встречено «в штыки» его конкурентом — главным конструктором В.Н. Челомеем.

28 августа 1969 года в Крыму на бывшей даче Сталина в Верхней Со-сновке состоялось заседание Совета Обороны СССР12 по вопросу о выборе направления развития боевого ракетостроения. По существу, это был открытый конкурс двух Глав-

ных конструкторов ведущих проектных организаций Советского Союза: В.Н. Челомея и М.К. Янгеля. На этом совете они представляли свои концепции, свое видение будущего самого грозного военного оружия страны — межконтинентальных баллистических ракет.

Предложения В.Н. Челомея базировались на существовавших разработках его конструкторского бюро — малогабаритной ракеты УР-100. Основная идея представлялась в виде тезиса о том, что надо иметь на вооружении большое количество достаточно простых в эксплуатации и относительно недорогих ракет со строительством соответствующего количества менее затратных в экономическом плане шахт. Выход ракеты из шахты — только по газодинамической схеме, а сами ракеты должны были оснащаться недорогими аналоговыми системами управления. В.Н. Челомей был против систем управления на основе современных бортовых вычислительных машин. И во взгляде на системы управления главный довод основывался также на

На гонку стратегических ракетных вооружений в тот период оказал влияние новый фактор, качественно меняющий ее характер. США начали разработку принципиально новой межконтинентальной ракеты «Минитмен-Ш». При равенстве в количестве ракетных комплексов противостоящих

сторон наличие в системе вооружения баллистических ракет с разделяющимися головными частями давало преимущество нападающей стороне. Продолжать сохранять ракетный потенциал сдерживания стало экономически невыгодно и просто невозможно.

экономических показателях. Был он противником и оснащения ракет разделяющимися головными частями. Готовность ракет к пуску в его концепции также не играла особой роли.

«Однако если по нам ударят, — обосновывал свою позицию В.Н. Че-ломей, — то мы ответим мощью всех ракет сразу. Ведь очевидно, что при любом попадании вывести из строя огромное количество шахт не представляется возможным. С массированным же ответным ударом не в состоянии справиться никакая противоракетная оборона, поскольку у любой системы ПРО возможности ограничены». Выступал он и против развития твердотопливного направления, настаивая на проектировании только жидкостных ракет. И это несмотря на то, что в США уже в то время стоял на вооружении «Минитмен I», и твердотопливная тематика становилась одной из ведущих в развитии ракетной техники.

Концепция М.К. Янгеля предусматривала пять принципов построения боевых ракетных комплексов: высокую степень защищенности на весь период боевого дежурства; применение разделяющихся головных частей (РГЧ) как способ нанесения высокоэффективного удара по противнику; минометный старт как направление повышения индустриальных методов изготовления ракетных комплексов; повышение гарантийных сроков нахождения ракеты на боевом дежурстве; возможность ракетного комплекса находиться в автономном режиме эксплуатации. Говоря о разделяющихся головных частях и повышении точности стрельбы, М.К. Янгель выдвинул задачу создания высокоточных командных приборов на основе дальнейшего развития гироскопических платформ. Также впервые ставилась задача рав-нозащищенности всех систем шахты. Например, слабыми звеньями

в системе связи боевого управления являлись кабели и антенны. И если первые были заглублены в почву и их трудно было вывести из строя, то проблема защищенности наружных антенн стояла очень остро.

В связи с проблемой повышения боеготовности ракетных комплексов М.К. Янгелем была поставлена задача по созданию таких ракет, которые обеспечивали бы их «выход» из шахтной пусковой установки до воздействия атакующей ракетой. Или, как вариант, после команды на пуск система управления блокируется до момента, пока в районе старта не стабилизируются атмосфера и окружающие условия до расчетного уровня. Развивая положение об увеличении времени нахождения пусковой установки и командного пункта боевого ракетного комплекса в автономном режиме, обращали внимание на отсутствие малогабаритных батарей большой емкости и ставили вопрос о необходимости их создания. Не вызывало сомнения, что для использования заявленных технических преимуществ и обеспечения эффективности реализации ответного удара необходимо создавать систему раннего оповещения о наносимом противником ударе — систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

В докладе М.К. Янгеля на Совете Обороны особое внимание было уделено идее выхода ракеты из шахты по «минометной» схеме из закрытого стартово-пускового контейнера, установленного на специальных амортизирующих устройствах. Он подчеркивал: «Главным достоинством минометного старта становится возможность существенного уменьшения габаритов пусковой установки, а следовательно, и снижения действующих нагрузок при ядерном воздействии. Это, в свою очередь, позволит не только коренным образом упростить конструктивно-компоновочную схему пусковой установки, но

и добиться высокого уровня защищенности шахты при минимальных затратах материала».

Заседание Совета Обороны продолжалось семь часов. После выступлений Главных конструкторов началось обсуждение представленных докладов членами Совета Обороны с позициями «за» и «против» той или иной концепции развития стратегического вооружения и в целом государственной оборонной доктрины. Подводя итоги совещания, Л.И. Брежнев четко сформулировал конструктивную позицию на дальнейшее направление развития боевой ракетной техники. Поблагодарив всех присутствующих за проделанную работу и пожелав дальнейших успехов, он особо подчеркнул, что борьба мнений не является поводом к конфронтации. А поскольку подходы к построению системы обороны у докладчиков разнятся принципиально, то и решение должно быть альтернативным. В заключительном слове Председатель Совета Обороны отметил: «Вопрос не решен до конца. Необходимо дать поручение Военно-промышленной комиссии, Министерству обороны, Министерству общего машиностроения рассмотреть вопрос снова и согласованное решение доложить на Политбюро. Однако в решении необходимо предусмот-

реть также существенное повышение защищенности существующих шахтных стартовых сооружений, чтобы обеспечить гарантированный ответный удар. Новое поколение стратегических ракет обязательно должно оснащаться РГЧ с индивидуальным наведением боеголовок на цели для обеспечения высокой точности стрельбы и боеготовности комплексов. Следует начать разработку подвижного железнодорожного ракетного комплекса».

Необходимо отметить результаты заседания Совета Обороны:

• верховным политическим и государственным руководством страны одобрена доктрина гарантированного ответного удара, т. е. доктрина сдерживания;

• принято решение о необходимости повышения степени защищенности существующих шахтных стартовых комплексов. Этим решением прекращалось строительство новых ракетных пусковых установок и закладывался фундамент прекращения гонки вооружений по количеству ракетных комплексов;

• КБ «Южное», руководимое М.К. Янгелем, получало возможность на базе проектов создавать перспективные высокозащищенные комплексы, оснащенные РГЧ с индивидуальным наведением боеголовок на цели;

Концепция М.К. Янгеля предусматривала пять принципов построения боевых ракетных комплексов: высокую степень защищенности на весь период боевого дежурства; применение разделяющихся головных частей (РГЧ) как способ нанесения высокоэффективного удара по противнику; минометный старт как направление повышения индустриальных методов изготовления ракетных комплексов; повышение гарантийных сроков нахождения ракеты на боевом дежурстве; возможность ракетного комплекса

находиться в автономном режиме эксплуатации. М.К. Янгель выдвинул задачу создания высокоточных командных приборов на основе дальнейшего развития гироскопических платформ.

• В.Н. Челомей также имел возможность разработки своего нового перспективного комплекса УР-100Н с установкой его в модернизированные (упрочненные) стартовые сооружения ракет УР-100;

• открывалась возможность создания подвижных ракетных комплексов наземного базирования.

На проведенном в Крыму Совете Обороны СССР, по существу, была определена концепция развития боевого ракетостроения, а вместе с ней и РВСН на долгие годы. Их развитие в 70—80-е годы ХХ века подтвердило правильность принятых в ходе Крымского Совета Обороны решений. Конечно, было бы неправильно делать вывод, что одно-два заседания Совета Обороны СССР определили направления развития и совершенствования РВСН. Анализ архивных материалов, освещающих деятельность Совета Обороны СССР, позволяет сформулировать определенный вывод, наглядно демонстрирующий, как глубоко, с какой тщательностью, скрупулезностью рассматривались вопросы по развитию самого молодого, но такого необходимого в развивающихся военно-стратегических условиях вида войск. Все было в новинку, не было проторенной дорожки, шаблона. Требовалось фактически с «нуля» создавать систему подготовки военных специалистов по эксплуатации и применению ракетного оружия, выбирать позиционные районы для размещения баллистических ракет, разрабатывать Боевые уставы, формировать системы боевого дежурства, управления, связи и всестороннего обеспечения, решать бытовые вопросы. И самое главное — определять формы и способы применения в различных условиях существования самого разрушительного оружия в мире, которые легли в основу доктрины гарантированного ответного удара, т. е. доктрины сдерживания.

Установлено, что ни один вид и род войск Вооруженных Сил не занимал столько времени и сил Президиума ЦК КПСС, Совета Обороны СССР, Главного Военного совета на заседаниях, совещаниях различного уровня, сколько было уделено рассмотрению вопросов становления и совершенствования РВСН. Сколько было горячих споров по определению технического облика ракетных комплексов. Небольшая справка: за период с марта 1955 года по июнь 1989 года было проведено более восьмидесяти заседаний Совета Обороны СССР, при этом порядка 40 % из них были посвящены рассмотрению вопросов по тематике РВСН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельных слов заслуживают люди, которые стояли у истоков становления Ракетных войск. Беззаветная преданность Родине, принципиальность, смелость, твердость в отстаивании своей позиции по обоснованию облика войск, глубокие технические знания, опыт — вот та основа, без которой многое не могло бы получиться.

История создания, становления и развития любого вида или рода войск Вооруженных Сил всегда интересна и поучительна, а Ракетных войск стратегического назначения — особенно, поскольку по своему предназначению, составу, возможностям, формам и способам боевого применения они кардинально отличаются от традиционных, ранее существовавших видов. И факт, что после окончания Великой Отечественной войны страна живет в условиях мира — один из главных итогов их существования, заслуга ученых и конструкторов нашей ракетно-ядерной техники, многих поколений ракетчиков, непрерывно несущих боевое дежурство и обеспечивающих неснижаемую готовность войск к выполнению поставленных боевых задач.

Установлено, что ни один вид и род войск Вооруженных Сил не занимал столько времени и сил Президиума ЦК КПСС, Совета Обороны СССР, Главного Военного совета на заседаниях, совещаниях различного уровня, сколько было уделено рассмотрению вопросов становления и совершенствования РВСН. За период с марта 1955 года по июнь 1989 года было проведено более восьмидесяти заседаний

Совета Обороны СССР, при этом порядка 40 % из них были

посвящены рассмотрению вопросов по тематике РВСН.

С июня 1989 года в условиях перестройки, реформаторства и «нового мышления» заседания Совета Обороны СССР прекратились. Находящимся у руля управления нашей страной руководителям стало неинтересно заниматься вопросами обороноспособности государства, как, собственно, и многими другими вопросами, направленными на обеспечение безопасности и благосостояния наших граждан (архивные материалы наглядно это подтверждают).

В марте 1991 года Совет Обороны СССР был преобразован в Совет обороны при Президенте СССР. Указом М.С. Горбачева от 25 декабря 1991 года в связи с распадом СССР Совет Обороны СССР при Президенте СССР был упразднен. В Российской Федерации Совет Обороны, образованный в соответствии с Указом Президента РФ № 1102 «О Совете Обороны Российской Федерации», просуществовал неполных два года — с 26 июля 1996 года по 3 марта 1998 года.

Тем не менее Совет Обороны на протяжении своего существования играл основополагающую роль в обеспечении безопасности страны. В настоящее время его аналога не существует, но, как показывает практика и исторический опыт, создание подобного органа неизбежно. Это особенно актуально сегодня при принятии решительных мер по координации деятельности всех ведомств и структур, отвечающих за безопасность нашего государства в условиях, когда США и страны НАТО выступают с призывом расчленить и уничтожить нашу страну.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский Государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 3. Оп. 10. Д. 126. Л. 2.

2 Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 3. Д. 1053. Л. 50.

3 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 393. Л. 82.

4 Спицын Е.Ю. Хрущевская слякоть. Советская держава в 1953—1964 годах. М.: Концептуал, 2019. 592 с.

5 РГАНИ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 126. Л. 2.

6 Там же. Л. 3.

7 Архив Президента Российской Федерации. Ф. 3. Оп. 47. Д. 215. Л. 45—50.

8 Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-

ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959 гг.): сб. док. / сост.: В.И. Ивкин. Г.А. Сухина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 1207 с.

9 Гуляев А.А. История организационного строительства и перевооружения Ракетных войск стратегического назначения: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2018. 463 с.

10 Центральный архив Ракетных и Космических войск. Ф. 19. Оп. 113. Д. 3. Л. 54—61.

11 РГАНИ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 5. Л. 101.

12 Андреев Л.В., Конюхов С.Н. Янгель. Уроки и наследие. Днепропетровск: Арт-Пресс, 2001. 522 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.