Научная статья на тему 'Совет ЕС: председательство по-польски'

Совет ЕС: председательство по-польски Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПОЛЬША / СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ПРОГРАММА ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА / РОССИЯ ЕС ‒ ПОЛЬША

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бухарин Николай Иванович

Председательство Польши проходит в условиях, когда ситуация на мировых финансовых рынках стала весьма сложной, и ряд государств еврозоны переживает серьёзный финансовый кризис. Автор подробно рассматривает, как и какие задачи решает Польша как председатель в отведенный ей период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совет ЕС: председательство по-польски»

Николай БУХАРИН

СОВЕТ ЕС: ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ПО-ПОЛЬСКИ

В череде председателей Совета среди десяти новых членов - государств Центральной и Восточной Европы, вступивших в ЕС в 2004 и 2007 годах, Республика Польша стала четвёртой страной, которая после Словении, Чехии и Венгрии приняла на себя эти функции (вторая половина 2011 г.). Но ей достался не лучший период из-за весьма сложных условий на мировых финансовых рынках, когда ряд государств Еврозоны переживает серьёзный финансовый кризис. Это осложняет выполнение возложенных на неё обязанностей. Тем важнее пройти свой путь председательствования с максимально позитивным результатом, благо потенциал для этого, опирающийся на состояние её собственных дел, имеется неплохой.

Успешно развивающаяся страна

В последние годы авторитет Польши как государства в Евросоюзе весьма вырос. Глобальный кризис показал, что польская экономика остаётся стабильной и пока развивается успешно. В 2009 году она была единственной в Союзе, где наблюдался, хотя и небольшой, но рост ВВП, который составил 1,7%. В 2010 году он достиг уже 3,8%, а в первой половине 2011 года - даже 4,2%. Нынешнему быстрому экономическому росту помогает инфраструктурная подготовка к проведению чемпионата Европы по футболу в 2012 году и финансовые средства, которые страна получает из фондов ЕС.

© Бухарин Николай Иванович - кандидат исторических наук, ведущий научный

сотрудник Института экономики РАН. E-mail: bukharin45@gmail.com Ключевые слова: Польша, Совет Европейского Союза, программа председательства, Россия - ЕС - Польша.

Развитию экономики способствует также внутреннее потребление, растущее третий год подряд. На это влияет увеличение реальной заработной платы, которая медленно, но всё же растёт, и трансфер в страну из Европы средств поляков-трудовых мигрантов. Один миллион человек регулярно присылает своим семьям заработанные за рубежом деньги. По оценке Национального банка Польши, сейчас это 15-16 млн злотых (5,3 млн долл.) в год, что на 15-20% меньше, чем до начала глобального кризиса. Увечивающаяся инфляция и распространение информации о финансовых проблемах в еврозоне привели к тому, что поляки стали осторожнее тратить деньги. В 2011 году темпы роста розничной торговли замедлились. Вместе с тем в начале августа 2011 года международное рейтинговое агенство Standard & Poor's подтвердило суверенный рейтинг Польши А- и его стабильную перспективу. Это создаёт хорошие условия для польских государственных облигаций на мировых финансовых рынках.

В начале августа 2011 года был проведён очередной аукцион двухлетних и пятилетних облигаций. Желающих приобрести их было много. Польские власти планировали продать облигации на 2-5 млрд злотых (650 млн долл. - 1,7 млрд долл.). Спрос был в два раза больше и достиг 9,5 млрд злотых (5,2 млрд долл.). В итоге облигаций было продано на 6 млрд злотых (более 2 млрд долл.). Тем самым Польша реализовала более 90% потребностей в заимствованиях, запланированных на 2011 год. По сравнению с предыдущими аукционами процентные ставки по облигациям несколько снизились. В частности, доходность пятилетних облигаций составила 5,26% (на аукционе в мае 2011 г. - 5,61%). РП продлила соглашение с МВФ о кредитной линии online и увеличила сумму, которой она может воспользоваться в рамках этой линии, с 25 до 30 млрд долларов. Снижение курса злотого по отношению к евро в августе 2011 года в связи с паникой на финансовых рынках способствует росту польского экспорта.

S&P заявило, что экономика Польши является конкурентоспособной и всё более дифференцированной, что ВВП на душу населения относительно быстро увеличивается. Агентство считает, что и в среднесрочной перспективе экономика страны будет расти, чему будет способствовать большой внутренний рынок и меньшая, чем в других странах региона, её зависимость от экспорта1. Улучшаются и условия для проведения предпринимательской деятельности. С 1 июля 2011 года введён новый порядок регистрации создаваемых предприятий. В течение первого же месяца по Интернету было зарегистрировано 11 тыс. фирм, и 10 тыс. из них сразу же начали свою деятельность.

Большинство банков в Польше (70% из них находятся в руках иностранцев) имеет сильную депозитную базу и тем самым в меньшей степени зависит от внешнего финансирования, чем многие другие финансовые учреждения в Центральной и Восточной Европе. По мнению аналитиков, в случае резкого ухудшения финансовой ситуации в Европе, польская банковская система выдержит этот удар.

1 S&P podtrzymal ratingi Polski z perspektyw^ stabiln^. http://www.gazeta.pl (04.08.2011).

Однако это не означает, что в экономике страны отсутствуют проблемы. В 2010 году дефицит госбюджета составил 7,9%. Высоким является внутренний (колеблется на уровне 50-53% ВВП) и внешний долг государства. Большинство экспертов считает, что с 2013 года наступит замедление темпов экономического роста на уровне 3-4%. В связи с возможной второй волной мирового экономического кризиса некоторые польские экономисты говорят даже о грядущей экономической рецессии. Известный экономист С. Гомулка полагает, что "в течение предстоящих нескольких лет мы будем развиваться более медленными темпами, чем это казалось ещё недавно. Это касается не только Польши, но и многих стран Европы и США. В Польше это не будет рецессия, а только более медленный рост"1. По всей вероятности, будет расти и безработица. В 2010 году она составила 12,3% (1955 тыс. человек), а в первой половине 2011 года уменьшилась до 11,8% (1883 тыс. человек).

Социальная и политическая ситуация в стране в целом является стабильной. Доходы населения растут. В 2009 году потребление увеличилось на 2,0%, в 2010 году - на 3,3%, в первой половине 2011 года - на 3,2%. В 2009 году средняя заработная плата в народном хозяйстве составила 3102 злотых (более 1034 долл.), в 2010 году - 3225 злотых (более 1083 долл.).

В отличие от некоторых стран Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы в 2009-2011 годах в Польше массовых социальных протестов не наблюдалось. В 2010 году гибель в авиакатастрофе под Смоленском президента РП Л. Качиньского и более 80 высших лиц государства и армии не привела к нарушению функционирования польского государства.

Вместе с тем в обществе существуют серьёзные претензии к эффективности деятельности исполнительной власти. Несмотря на эти неблагоприятные обстоятельства, а также рост инфляции на протяжении последних двух лет, авторитет правительства во главе с Д. Туском и правящей партии "Гражданская платформа", хотя и уменьшался, но всё-таки оставался относительно высоким. В июне 2010 года деятельность правительства высоко оценивали 50% опрошенных, в январе 2011 года - 40%, июне - 34%, в июле - вновь 40%2. В первую очередь его поддерживают жители крупных городов и лица с более высоким уровнем образования.

9 октября 2011 года, то есть в период польского председательства в ЕС, в стране состоятся парламентские выборы. Лидер правящей партии "Гражданская платформа" и глава правительства Д. Туск заявил, что его партия не будет использовать председательство в политических целях. Оппозиционные партии утверждают обратное, но, поскольку до начала октября результаты польского председательства ещё не будут известны, оно не окажет существенного влияния на ход выборов и их результаты. На выборах в Сейм больше всего голосов (35-45%) прочат проевропейской, консервативно-либеральной Гражданской платформе.

1 Ро1асу 081х0±т^ -^а^ pien^dzy, йгшу о§гап^а^ Rzeczpospolita, 08.08.2011.

2 Stosunek do гс^и.Ыр1ес 2011. http://www.cbos.pl

Евроскептическая, национал-католическая оппозиционная партия "Закон и справедливость" (лидер Я. Качиньский) может рассчитывать, судя по прогнозам, на поддержку около 30% избирателей.

Росту польской экономики и уровня жизни населения, укреплению политической стабильности в стране способствовало вступление Польши в Европейский Союз (1 мая 2004 г.). С этого времени важную роль в её развитии играют деньги из фондов ЕС. В 2007-2013 годах Польша получит почти 68 млрд евро, то есть 270 млрд злотых. 80% этой суммы уже выделены, если сложить стоимость заключенных соглашений и средства, зарезервированные для реализации отдельных проектов. До конца июля 2011 года на инвестиции, софинансируе-мые из фондов ЕС, выделены более 248 млрд злотых (62 млрд евро), из которых средства Евросоюза составляют почти 172 млрд злотых (43 млрд евро) и они уже находятся в хозяйственном обороте.

Кроме того, к этому времени Польша должна была получить 19% бюджета политики сплочения ЕС, на практике же она уже получила 22%. Это означает, что Польша реализует программы соответствующим образом и хорошими темпами; угрозы для освоения страной всей суммы выделяемых средств отсутствуют. По состоянию на 5 июля 2011 года РП получила от Европейской комиссии 19,5 млрд евро - значительно больше других стран ЕС (второе государство в списке, Испания, - в два раза меньше1).

Уже в настоящее время финансовые средства из европейских фондов обеспечивают половину экономического роста Польши. Во многом благодаря фондам стране удалось пройти благополучно через первую волну мирового финансового кризиса. Эти деньги оказались стабилизатором экономики, финансовой подушкой, которая смягчила удар кризиса: проекты ЕС, а их сотни тысяч, являются стабильными и безопасными инвестициями.

Укреплению авторитета Польши в ЕС помогает её высокая активность в рамках этой международной структуры. В 2008 году в МИД РП был подготовлен проект "Восточное партнёрство" (ВП), который стал программой и основным инструментом восточной политики Евросоюза в рамках европейской политики соседства. ВП направлено на сближение ЕС с европейскими странами бывшего СССР, на поддержку в них политических и социально-экономических реформ. Для участия в проекте были приглашены шесть государств - Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия (только на техническом и экспертном уровне). Страны ВП занимают территорию в 1 млн кв км с населением 75 млн человек.

Восточное партнёрство не предусматривает перспективу членства этих стран в ЕС. В основу сотрудничества предлагается положить такие ценности, как свобода, демократия, верховенство закона и соблюдение прав человека. В пропагандистской брошюре чиновники министерства иностранных дел РП пишут: "Результатом может стать большой цивилизационный скачок и дости-

1 ZdzieЫo А. Fundusze еигар^Ые daj^ ро1с^ wzrostu gospodarczego. ^рУ^-м^.-гар.р! (06.08.2011).

жение в будущем стабилизации, безопасности и благосостояния, которые можно будет сравнить с Западной Европой. Такая привлекательная перспектива должна быть для стран-партнёров толчком к быстрой модернизации экономики и созданию демократических институтов"1.

Польша в 2008-2010 годах активно способствовала реализации Восточного партнёрства, дополняя инициативу всё новыми элементами. Однако в эти годы большинство мероприятий носило разговорный характер - предварительные переговоры, встречи, конференции, форумы. Они были направлены прежде всего на "обработку" в соответствующем направлении чиновников, интеллигенции и молодежи стран ВП. Проводимые мероприятия не требовали больших финансовых средств. Отсутствие же реализации экономических проектов вызывает недовольство официальных лиц государств-участников, хотя в 2010 году в странах ВП при участии Польши уже осуществлялись 100 различных проектов ЕС. Всё это свидетельствует о том, что в последние годы Польша стала играть важную роль в определении и реализации восточной политики Евросоюза, прежде всего в отношении Украины, Белоруссии и Молдавии.

РП пытается также активно формировать мнение о России в рамках высших органов ЕС и среди руководства ведущих государств Евросоюза. Большие усилия она прилагала в разработке общей энергетической политики Евросоюза.

Рост авторитета Польши в Евросоюзе повлиял и на политику России в отношении этой страны. Стремясь к дальнейшему улучшению отношений с ЕС, российские власти пошли на попытку нового сближения с Польшей. Этому способствовал визит президента РФ Д. А. Медведева в Варшаву в начале декабря 2010 года.

Председательство Польши и её приоритеты

Польская программа председательства2 содержит длинный и амбициозный список целей и задач. Предусмотрены сотни различного рода мероприятий -встреч, конгрессов, конференций, форумов, заседаний. В частности, будет организовано 184 мероприятия в пяти городах Польши: Варшаве, Вроцлаве, Сопоте, Познани и Кракове. Состоятся 50 встреч на министерском уровне, 300 встреч на уровне экспертов, а также около 1500 встреч рабочих групп в Брюсселе3.

Роль председательствующей страны в вопросах расширения ЕС, разрешения конфликтов и других вопросах внешней политики, о также политики безопасности Евросоюза ограничена. Как известно, по Лиссабонскому договору в Европейском Союзе введены должности постоянного председателя Европейского совета ЕС и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности. С 2009 года страна-председатель не возглавляет два основных Совета Евросоюза - Совет по общим делам и Совет по внешней политике.

1 Eastern Partnership. Восточное партнёрство. htpp:// pl2011.eu

2 Program polskiej prezydencji w Radzie Unii Europiejskiej. 1lipca 2011 r. - 31 grudnia 2011 r. htpp://pl2011.eu

3 Польша потратит на свое председательство в ЕС 100 млн евро. htpp://www.regnum.ru (06/07/2011).

Страна-председатель ЕС более не занимается подготовкой повестки дня и проведением саммитов глав государств и правительств сообщества - эти обязанности возложены на президента ЕС Хермана Ван Ромпея. Это несколько снижает влияние страны-председателя на внешние сношения ЕС.

Польские официальные лица неоднократно заявляли, что их цель - сделать Европу к концу своего председательства более сплоченной. Они уверены, что Евросоюз должен двигаться в едином направлении и говорить одним голосом. Польша хотела бы при помощи успешного председательства укрепить свои позиции в Союзе. Сейчас в ЕС ожидают, что Польше удастся усилить институт председательства. В частности, министр иностранных дел РП Р. Сикорский договорился с К. Эштон, Верховным представителем Евросоюза, о разделении задач в международной сфере. Был составлен список встреч, на которых Эш-тон просила её подменять. Они включают переговоры со странами Северной Африки и Ближнего Востока, в том числе с Ливией.

РП поставила своей целью возвращение Европейского Союза на путь быстрого экономического развития и сосредоточила внимание на трёх основных приоритетах: европейская интеграция как источник роста, безопасная Европа и открытая миру Европа. Но нельзя забывать, что приоритеты часто меняются в зависимости от текущих потребностей. В частности, "арабская весна" вынудила РП больше заниматься проблемами стран Ближнего Востока и Северной Африки. Речь идёт о поддержке демократизации и стимулировании экономики этих стран. Польша охотно делится с государствами Средиземноморья опытом системной трансформации.

Что касается первого приоритета, то Польша стремится обеспечить экономический рост путём развития внутреннего рынка (в том числе электронного), а также использования бюджета ЕС для строительства конкурентоспособной Европы, освоения новых рынков сбыта для Евросоюза - Канады и Индии. Отсутствие прозрачных принципов функционирования рынка пока остаётся серьёзным препятствием как для предпринимателей, стремящихся расширить свою деятельность, так и для граждан, которые не имеют доступа к предложению на всем европейском рынке. В каждой из стран Евросоюза электронная торговля налажена хорошо, однако, когда речь идёт об осуществлении электронных торговых операций между странами ЕС, возникают трудности.

По мнению польской стороны, в период кризиса важным инвестиционным инструментом должен стать именно бюджет Евросоюза, который в значительной мере будет способствовать его экономическому росту. Поэтому в первую очередь в центре внимания находятся вопросы бюджета Евросоюза на 2014-2020 год. На саммите в декабре 2011 года под председательством Польши предстоит разработать и утвердить концепцию его формирования. Еврокомис-сия уже опубликовала свои предложения, которые включают ряд радикальных мер: введение общеевропейского налога на добавленную стоимость, налога на банковские транзакции и пересмотр системы "британского чека" - возврата государствам сообщества, не получающим явных выгод от европейских программ, части их взносов в бюджет ЕС. Самые большие суммы в рамках этого

механизма возвращаются Великобритании - отсюда и название этой системы. Этот проект уже вызвал бурную негативную реакцию государств ЕС, поэтому его согласование представляется очень сложной задачей. Польша ведёт "битву" за оптимизацию бюджета ЕС.

Варшава стремится к тому, чтобы, как и в предыдущие годы, бюджет Евросоюза увеличивался, но крупные западноевропейские державы с этим не соглашаются. Являясь главными донорами бюджета, они не хотят обременять своих налогоплательщиков новыми обязательствами. "У меня складывается впечатление, - отметил на заседании польского правительства премьер-министр Дональд Туск, - что нет шансов на то, чтобы все в ЕС согласились взять на себя дополнительные финансовые обязательства. Поэтому главная наша задача - сохранить объёмы бюджета, так, чтобы он не был меньше, чем до сих пор. Или по крайней мере, чтобы его сокращение не было слишком ощутимым"1. Вместе с тем решающая дискуссия по поводу бюджета Евросоюза на 2014-2020 годы будет происходить уже после председательства Польши, хотя и при самом активном участии польского еврокомиссара по вопросам бюджета Я. Левандовского.

Польское председательство поддерживает создание устойчивого и интегрированного Европейского исследовательского пространства, которое следует рассматривать как европейскую общность, активно реагирующую на глобальные вызовы и полностью использующую интеллектуальный потенциал всех государств и регионов Европы.

В связи с паникой на финансовых рынках 11 августа 2011 года Д. Туск направил письмо руководителям государств и правительств ЕС, а также руководителям Европейского Совета и Комиссии. Он призвал к скорейшей ратификации согласованных в июле 2011 года в Европейском инструменте финансовой стабильности (EFSF) мер, "предназначенных для повышения гибкости этого инструмента, так, чтобы было возможным вмешательство на вторичном рынке [ценных бумаг], предоставление правительствам кредитов для укрепления финансовых институтов, а также принятие мер превентивного характера"2.

Реализуя приоритет "безопасная Европа", Польша выступает за более экономное использование европейскими странами своих военных ресурсов в ситуации бюджетных ограничений. Этому должны служить объединение и совместное использование военных возможностей, адаптация боевых групп Евросоюза к операционным потребностям, а также пересмотр механизма финансирования общих расходов на военные операции ЕС. Польша выступает за формирование общей оборонной политики, за создание единого оперативного командования Евросоюза. По мнению польской стороны, кризис в Ливии и реакция на него показали, что Европа недостаточно координирует свои усилия в этой сфере. Варшава настаивает на создании военной группировки ЕС, предлагая в качестве образца Веймарскую боевую группировку, созданную Польшей, Францией и Германией.

1 Prezydent i premier wsp61nie o prezydencji. htpp://www.premier.gov.p1 (15.06.2011).

2 List premiera Dona1da Тшка do иш^уЛ przyw6dc6w. htpp://www.premier.gov.p1 (11.08.2011).

Польское председательство уделяет внимание улучшению охраны границ в рамках Интегрированного управления границами и реализации мер по поддержке государств-членов в кризисных ситуациях в рамках Фронтекса (Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах). Начата дискуссия по укреплению структур, которые отвечают за подготовку и планирование операций в рамках военно-гражданской деятельности Евросоюза, служащей стабилизации и предолению кризисных ситуаций в некоторых странах Европы.

Вместе с тем Варшава заявляет, что вопросы европейской безопасности — это не только армия. В своей программе председательства в ЕС поляки делают упор на вопросах финансовой, экономической и энергетической безопасности европейского сообщества. Симптоматично, что среди вопросов европейской безопасности они называют и продовольственную проблему.

Польша считает, что в рамках внешнеэнергетической политики ЕС позиция Союза в отношении крупных производителей, потребителей и стран-транзитёров энергетического сырья может быть намного сильнее, если будут предприняты активные меры, направленные на более эффективное функционирование ЕС в международной энергетической среде. Такие действия приведут к значительной экономии и созданию лучших условий для экономического развития.

Укрепление позиций Евросоюза на международной арене составляет главное содержание приоритета "открытая миру Европа", который продолжает внешнюю политику и политику безопасности ЕС. Польское председательство стремится к расширению зоны европейских ценностей и норм через дальнейшее расширение ЕС, к развитию сотрудничества с соседними государствами, пропаганде европейских подходов на международных форумах, к строительству более глубоких отношений со стратегическими партнёрами и эффективной политике развития. В связи с тем, что 30 июня 2011 года успешно завершены переговоры о вступлении Хорватии в ЕС, до конца года, ещё во время председательства Польши, будет торжественно подписан договор о вступлении этого балканского государства в Европейский Союз.

Значимое партнёрство

Важным направлением польского председательства стало восточное измерение, прежде всего реализация проекта "Восточное партнёрство". В конце 2010 - начале 2011 года предполагалось, что II саммит ВП состоится в мае 2010 года во время председательства Венгрии в ЕС. Перенесение его на время председательства Польши в ЕС было вызвано рядом текущих обстоятельств, но и, несомненно, было жестом в сторону страны-инициатора программы.

II саммит Восточного партнёрства состоится 29-30 сентября 2011 года в Варшаве. На нём будет принят "Новый план действий Восточного партнёрства". В рамках саммита намечено также проведение двух других важных мероприятий - конференции о гражданском обществе в Варшаве и первого бизнес-форума Восточного партнёрства в Сопоте. Саммит ВП должен завершить "эпо-

ху планирования и подготовки"1. Лидеры стран Восточного партнёрства надеются, что после него реализация политики ВП, наконец, сдвинется с места и начнётся осуществление серьёзных экономических проектов. Как утверждает Р. Си-корский, в 2011 году на реализацию Восточного партнёрства уже собран 1 млрд евро (в 2010 г. это сумма составляла 600 млн евро)2.

На саммите ВП будут определены дальнейшие цели сотрудничества ЕС с его восточными соседями. Речь идёт о заключении соглашений о политической ассоциации ЕС с восточными соседями, экономической интеграции и либерализации визовых режимов. На 2011-2013 годы приняты новые программы работы тематических платформ, которых четыре: демократия, эффективное управление, стабильность; экономическая интеграция и сближение с нормами ЕС; энергетическая безопасность; межличностные контакты. Предполагается включение восточных соседей в общую секторную политику и постепенное открытие программ ЕС для стран ВП в сфере науки, образования, культуры, экономики, инфраструктуры, сельского хозяйства, а также пограничных и статистических служб.

Польша стремится к ускорению заключения соглашения об ассоциации ЕС со странами ВП и создания зон свободной торговли (за исключением Белоруссии). В этом направлении значительный прогресс достигнут в отношениях с Украиной и Молдавией. Что касается Украины, то проект соглашения об ассоциации с Евросоюзом готов уже давно, но его составной частью должно стать положение о создании зоны свободной торговли. Однако стороны никак не могут договориться об объёмах квот на поставку украинских товаров на рынок ЕС. Украинские власти считают предлагаемые квоты слишком маленькими. Польша очень хочет, чтобы соглашение об ассоциации вместе с созданием зоны свободной торговли было подписано до окончания срока польского председательства. Но этому подписанию может препятствовать, в частности, судебное преследование бывшего премьер-министра Украины Ю. Тимошенко. Польское председательство предусматривает поощрение Беларусии к сотрудничеству с международным сообществом на основе принципов демократии и прав человека.

Во время председательства в рамках ВП проводятся более десяти встреч на уровне министерств, в том числе министров иностранных дел.

Страны Восточного партнёрства, в первую очередь Украина, хотели бы отмены визового режима в отношениях с ЕС. Вначале Брюссель был готов пойти навстречу в этом вопросе. Однако глобальный кризис, финансовый кризис в еврозоне, рост безработицы вынудили Евросоюз изменить позицию. Теперь говорится лишь об облегчении или либерализации визового режима.

Польское председательство уделяет много внимания активизизации и развитию гражданского общества в странах Восточного партнёрства. 28-30 ноября

1 "Восточное партнёрство", евробезопасность и посткризисное восстановление экономики станут приоритетами председательства Польши в ЕС/ ИТАР-ТАСС. 2011, 1 июля.

2 Sikorski: Nowy plan Partnerstwa Wschodniego na szczycie w Warszawie./PAP. 27.06.2011.

2011 года в Познани состоится третий Форум гражданского общества Восточного партнёрства (первый прошёл в 2009 г. в Брюсселе, второй - в 2010 г. в Берлине). В нём примут участие около 320 участников из стран ЕС и ВП. Будут увеличены ресурсы для студенческих обменов. Для поддержки и консолидации гражданского общества в государствах, являющихся членами ВП, планируется создать Фонд гражданского общества (Civil Society Facility) и Европейский фонд за демократию (European Endowment for Democracy).

Польское председательство и Россия

С председательством Польши в ЕС связывает свои надежды и Россия. Она ожидает, что польское председательство будет способствовать нормальному, традиционному, поступательному движению вперёд отношений ЕС с Россией. РФ хотела бы для углубления взаимного сотрудничества создать общий институт, общий механизм принятия решений, совместных действий по образцу отношений России и НАТО (совет Россия - НАТО). Прообразом такого института мог бы стать предложенный канцлером ФРГ А. Меркель во время встречи с Д.А. Медведевым в июне 2010 года в Мезеберге совместный комитет по внешней политике и политике безопасности между ЕС и РФ. Россия хотела бы, чтобы во время своего председательства Польша содействовала созданию такого института.

РП заявляет, что она стремится к дальнейшему продвижению переговоров между ЕС с РФ в областях, представляющих взаимный интерес. Прежде всего Польша в ходе своего председательства поддерживает вступление России в ВТО ещё в 2011 году. Это увеличит открытие российской экономики, в чём заинтересована и сама Польша. Без этого невозможна завершающая стадия заключения базового соглашения о сотрудничестве и партнёрстве между Россией и Евросоюзом.

Россия ожидает, что во время председательства Польша продвинет вопрос о либерализации визового режима между РФ и ЕС. Российская сторона надеется, что будет подписан подготовленный и согласованный документ "Перечень совместных шагов по переходу к безвизовому режиму". Он охватывает такие вопросы: какими должны быть удостоверения личности и биометрические паспорта, процедура обмена информацией, борьба с нелегальной миграцией, создание условий для свободного перемещения людей в пределах страны и др. Принятие этого документа положит начало непосредственным переговорам о введении безвизового режима.

Польша и Россия имеют опыт безвизовых отношений в 1990-х годах. В этот период особых проблем в таких отношениях не возникало. Польские официальные лица утверждают, что Польша не намеревалась вводить визы. Это было ценой польского вхождения в шенгенскую зону. Безвизовый опыт подтвердил, что Россия не является миграционно-опасной страной. Не является она таковой и для остальных государств-членов Евросоюза.

Россия призывает саму Польшу ввести облегчённый визовый режим в отношении российских граждан. Речь идёт о предоставлении многократных виз на год - два года и даже пять лет, как это уже делают Греция, Финляндия, Испания, Франция и Болгария. Это способствовало бы облегчению контактов между людьми, между гражданскими обществами. Россия надеется также, что Польша добьётся одобрения Брюсселем Соглашения между РФ и РП о малом приграничном движении между Калининградской областью и прилегающими к ней двумя воеводствами Польши - Варминьско-Мазурском и Поморском. Обе страны стремятся к тому, чтобы в отношении этой области ЕС применил исключение, охватывая этим соглашением всю территорию области, а не только 30 км от границы, как это применяется в отношении других стран. Пересечение границы будет происходить на основе специального разрешения, которое будет выдаваться консульствами обеих стран вначале на два года, а затем и на пять лет. Облегченный визовый визит будет касаться конкретных территорий. Это означает, что безвизового режима не будет. Российские граждане будут иметь право свободно посещать лишь два воеводства Польши, а польские - Калининградскую область. Как отметил в августе 2011 года Р. Сикорский, "мы заинтересованы в том, чтобы во время нашего председательства подписать соглашение, благодаря которому россияне могли бы приезжать за покупками в Гданьск, Гдыню и Сопот, а мы - посещать Калининград"1.

Польша во время своего председательства могла бы запустить процесс начала реализации программы "Партнёрство для модернизации". Россия уже заключила соглашения об участии в этой программе с большинством государств-членов ЕС. На реализацию "Партнёрства для модернизации" удалось найти 4 млрд долларов. Предполагается открыть совместный сайт, на котором представители бизнес-сообшества России и стран ЕС могут найти своё место в реализации проектов программы.

* * *

Можно надеяться, что председательство Польши в Совете Европейского Союза будет успешным, обогатит этот институт новым ценным опытом. Вклад председательства РП в решение проблем ЕС может быть существенным. Активная деятельность Польши на этом посту позволит ей закрепиться в высшей лиге Евросоюза.

1 М1ш81г Б1когек1 w 81ее1. ЬфрУ^-л^.рошогека.р! (13.08.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.