Научная статья на тему 'СОВЕЩАНИЕ НАЧАЛЬНИКОВ ДОРОЖНЫХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СОВЕТСКОГО СОЮЗА'

СОВЕЩАНИЕ НАЧАЛЬНИКОВ ДОРОЖНЫХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕЩАНИЕ НАЧАЛЬНИКОВ ДОРОЖНЫХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

СЪЕЗДЫ • СОВЕЩАНИЯ • КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА

СОВЕЩАНИЕ НАЧАЛЬНИКОВ ДОРОЖНЫХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Кандидат медицинских наук Я. С. Конь, кандидат биологических маук Н. П. Овчинкин.

В Москве 11 — 15/Х 1954 г. состоялось совещание начальников дорожных санитарно-эпидемиологических станций железных дорог СССР, посвященное обсуждению вопросов организации работы дорожных санитарно-эпидемиологических станций, их взаимной связи с санитарно-противоэпидемическими отделами врачебно-санитарных служб дороги, а также обмена опытом работы.

Из доклада главного санитарного врача железнодорожного транспорта В. А. Моисеева и содокладов начальников дорожных санитарно-эпидемиологических станций выяснилось, что дорожные санитарно-эпидемиологические станции выполняют большую и многообразную работу.

Так, например, в'рачн дорожной санитарно-эпидемиологической станции Сталинской железной дороги за 2'/г года выполнили 18 научно-практических работ, в том числе 10 по гигиене труда и промышленной санитарии.

Мнсго внимания уделяется предупредительному санитарному надзору; за Р/г года рассмотрено 110 проектов.

Врачи дорожной санитарно-эпидемиологической станции Северней железной дороги овладевают специальными лабораторными методами исследования. Для сбслу-живання линии выезжает специальный вагон-лаборатория. Врачи проводят б льшую работу по анализу общей заболеваемости. Для рассмотрения проектов в П'-рядке предупредительного санитарного надзора создано консультационное бюро. Издаются листовки по санитарному просвещению, в последнее время изданы наглядные пос бия по борьбе с алкоголизмом. За 2 года выполнено 20 научно-практических работ. Регулярно проводятся реферативные конференции для средних медицинских раб тников.

На Октябрьской железной дороге при дорожной санитарно-эпидемиологическсй станции организовано эпидемиологическое бюро, работа которого во многом способствует правильной организации противоэпидемической работы. В течение ряда лет ежемесячно проводится анализ временной нетрудоспоссбности. Уже с 1953 г. отдел профилактической дезинфекции проводит профилактическую и очаговую дезинфекцию. Пр: водятся научно-практические работы, результаты которых внедряются в практику. Например, широко внедряется метод лечения аскаридоза кислородом. Сокращен на несколько часов срок газации вагонов цианом. Внедряется аэрозольный метод дезинфекции вагогов препаратами ДДТ и хлерамином. Большую работу проводит лаборатория промышленной гигиены. Изучаются физиологические реакции организма человека при потерях тепла излучением, физиологические реакции при работах в условиях низких температур среды и др.

В дорожной санитарно-эпидемиологической станции Свердловской железной дороги лаборатория является ведущим звеном. Большая работа проводится по выявлению бациллоносителей дизентерии, в результате чего на ряде железнодорожных станций дсстигнуто значительное снижение числа бациллоносителей. Заведующая бактериологической лабораторией В. П. Механошнна предложила новую среду для пгсева на дизентерийную группу, которая успешно прошла испытание. Изучалась степень загрязнения воздуха в школьных зданиях. Большая работа проводится по анализу заболеваемости с временной утратой трудоспособ1Юсти с одновременным выездом и обслед ванием предприятий. В результате этего удалось улучшить условия труда в пескосушилках, на тяговых подстанциях и в других промышленных предприятиях дороги.

Работники санитарно-эпидемиологической станции Юго-Западной железной дороги проводят большую организационно-методическую и научно-практическую работу, а также по предупредительному санитарнсму надзору; за 9 месяцев рассмотрено 60 технических заданий, 57 индивидуальных проектов и 43 привязки типовых проектов. Изучались условия труда откатчиц на строительстве тоннелей, заболеваемость среди

паровозных бригад, условия труда рабочих в малярном цехе завода «Транссигнал»-и др.

В прениях по заслушанным докладам и содокладам выступило более 30 человек. Выступавшие в прениях указывали, что не все врачебно-саннтарные службы дорог правильно поняли задачи дорожных санитарно-эпидемиологических станций. Нередко> сотрудники их используются только для оперативной работы, отвлекаясь от разработки крупных, узловых санитарно-гигиенических вопросов.

Большинство выступавших в прениях высказались в пользу сохранения санитарно-противоэпидемических отделов врачебно-санитарных служб дорог. Однако в работе дорожных санитарно-эпидемиологических станций и санитарно-противоэпидемических отделов не должно быть параллелизма. Без ущерба должность начальника санитарно-эпидемиологического отдела санитарно-эпидемиологической станции может быть сокращена. Указывалось на целесообразность передачи работ по очаговой дезинфекции в отделы профилактической дезинфекции. Вновь был поднят вопрос о том, что надо пересмотреть целесообразность размещения санитарно-контрольных пунктов (СКП) на промежуточных станциях.

Необходимо развернуть работу санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий, увеличить количество вагонов-лабораторий для обслуживания линии, предусматривать строительство санитарно-эпидемиологической станции, используя типовые проекты «ГипроздраЕа». В связи с резким увеличением перевозок пищевых грузов должно быть усилено внимание в этом направлении.

Санитарно-эпидемиологические станции должны принимать участие в проведении анализа заболеваемости с временной нетрудоспособностью, а также разрабатывать мероприятия по ее снижению. Как справедливо отмечалось в выступлениях, лечебно-профилактические отделы врачебно-санитарных служб, а также сеть лечебно-профилактических учреждений и здравпункты должны активно участвовать в проведении мероприятий по снижению общей заболеваемости.

Санитарно-гигиенические мероприятия, проводимые дорожными санитарно-эпидемиологическими станциями, не всегда получают необходимое содействие от руководства дорог, поэтому нужна постоянная помощь Главного врачебно-санитарного управления МПС.

Между тем указывалось, что решения, принятые на совещании начальников^ санитарно-противоэпидемических отделов, об организации треста по очистке на железнодорожном транспорте и службы хозяйственно-питьевого водоснабжения до настоящего времени не выполнены, управления МПС не занимаются механизацией работ по очистке на крупных вокзалах, метод компостирования и биотермические камеры не получили широкого распространения на дорогах.

В санитарно-эпидемиологических станциях крайне недостаточно врачей по промышленной гигиене, бактериологов и врачей-организаторов санитарно-просветительной работы.

Начальник дорожной санитарно-эпидемиологической станции Карагандинской железной дороги Б. А. Курляндский отметил, что дорога обслуживает огромные районы Акмолинской, Павлодарской и других областей Казахстана, где осуществляется грандиозная работа по освоению целинных и залежных земель. Санитарная организация дороги нуждается в помощи Главног? врачебно-санитарного управления и Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии (ЦНИЛГЭ) МПС.

Санитарное просвещение с каждым годом прсв~дитси в возрастающих размерах, но и сейчас еще испытывается недостаток в наглядных пособиях, мало проводится лекций по научно-атеистической пропаганде и пропаганде здорового быта.

Справедливые замечания о недостатках в снабжении дорог реактивами, лабораторным оборудованием, дезинфекционными средствами были высказаны в адрес Трансмедснабторга.

Выступавшие указывали, что Центральная научно-исследовательская лаборатория гигиены и эпидемиологии МПС еще недостаточно помогает дорожным санитарно-эпидемиологическим станциям и руководит их научно-практической работой.

На совещании выступили с докладами по наиболее актуальным вопросам гигиены и эпидемиологии научные сотрудники ЦНИЛГЭ.

Проф. Е. Б. Рабкин доложил о применяющихся новых источниках света и гигиенических рекомендациях, которые разработаны в руководимой им лаборатории цветового зрения ЦНИЛГЭ.

Исполняющий обязанности заведующего физиологической лабораторией А. М. Волков сообщил результаты проводимых исследований о влиянии шума, вибраций и микроклимата на железнодорожников, обслуживающих подвижные составы, о причинах повышенной утомляемости среди диспетчеров. В докладе были освещены работы лаборатории по разработке новой аппаратуры и применению современных физиологических методов исследования.

Кандидат медицинских наук С. Г. Файерштейп изложила предварительные результаты проведенной эпидемиологическим отделом ЦНИЛГЭ вакцинации против вирусного гриппа. Полученные результаты дают основание к б лее широкому внедрению метода интраназальной вакцинации сухой живой гриппозной вакциной.

Кандидат медицинских наук Я. С Конь доложил совещанию об итогах работы сессии Академии медицинских наук СССР, посвященной вопросам изучения краевой патологии, происходившей в сентябре 1954 г. в Ташкенте.

На совещании работали 3 секции, которые обсудили поправки к штатным нормативам для санитарно-эпидемиологических станций на железнодорожном транспорте должностные инструкции для их работников и рекомендации для пересмотра положения о дорожных санитарно-эпидемиологических станциях.

Закрывая совещание, начальник Главного врачебно-санитарнсго управления МПС А. А. Сергеев указал, что существование санитарно-противоэпидемических отделов врачебно-санитарных служб дорог и дорожных санитарно-эпидемислогических станций оправдано значительным объемом работы по обслуживанию железнодорожников, членов их семей и санитарному обеспечению перевозок пассажиров. Среди многих задач важнейшей явл!ется снижение общей заболеваемости. Непосредственное отношение к этому вопросу имеют лечебно-профилактические отделы служб дорог, медицинские учреждения и в значительной степени санитарно-эпидемиологические станции.

Важнейшим вопросом является выполнение хозяйственниками комплексных планов, направленных на улучшение санитарно-гигиенических условий на производстве (в депо, вагонно-ремонтных заводах и др.). Улучшению сбслуживания пассажиров будет способствовать более высокая требовательность, предъявляемая санитарными врачами к хозяйственникам по содержанию вокзалов, вагонов, пунктам экипировки вагонов и др.

■йг -Й- -ЙГ

В КОМИССИИ ПРИ АКАДЕМИИ НАУК СССР ПО БОРЬБЕ

С СИЛИКОЗОМ

Доктор технических наук Л. И. Барон

В декабре 1954 г. на заседании Комиссии по борьбе с силикозом были обсуждены итоги работы за 1954 г. отдела дисперсных систем Института физической химии Академии наук СССР по проблеме применения смачивателей для борьбы с рудничной пылью. С докладом выступил доктср химических наук А. Б. Таубман.

Докладчик сообщил, что Институт физической химии по поручению Комиссии по борьбе с силикозом обобщил результаты исследсвательских работ, проведенных в СССР за последние г^.ды по вопросам применения смачивающих добавок для повышения пылеулавливающей способности воды при борьбе с пылью в рудниках и шахтах. Установлено, что при правильной постановке испытаний использование наиболее эффективного в настоящее время смачивателя ДБ в оптимальной концентрации снижало приблизительно в два раза остаточную запыленность воздуха в забое по сравнению с тем же показателем при промывке шпуров только водсй. Отрицательные результаты могут наблюдаться при исп. льзованки повышенных концентраций реагента, обусловливающих весьма интенсивное пенообразование, так как последующее разрушение пузырьков пены с освобождением заключенных в них пылинок может явиться вторичным источником иылевыделения.

В 1954 г. в институте была разработана усовершенствованная модель лабораторного капельного прибора для количественной оценки пылеулавливающего действия различных жидкостей. Исследование на капельном приборе п.зв.ляет раздельно оценивать влияние добавок смачивателей при орошении на увеличение дисперсности капель и на изменение состава и свойств поверхностных слоев капель вследствие адсорбции.

Комиссия, сдобрив проведенную работу в целом, вместе с тем отметила в своем решении, что, несмотря на значительные исследования, ряд важных вопросов механизма действия смачивателей до сих пор все еще остается невыясненным.

Отмечена необходимость выяснить в первую очередь: а) возможности и условия использования весьма малых концентраций см чивателей; б) целесообразность использования весьма малых концентраций смачивателей; б) целесообразность использования смачивателей в тех случаях, когда концентрация пыли в воздухе при промывке шпуров только водой (или при орошении) не превышает 2—3 мг/м3. В решении комиссии обращена внимание исследователей на необходимость учета содеожания в остаточной пыли органических веществ за счет смачивателя, т. е. неминеральной пыли.

Рекомендовано проведение опытно-производственных испытаний наиболее эффективного из числа существующих смачивателей ДБ в р зличных горно-геолггических и технических уел виях. Подчеркнута желательность скорейшего осуществления широких производственных испытаний того же реагента в Криворожском железнорудном бассейне. Наряду с этим, отмечена целесообразность дальнейших исследовании по изысканию наиболее эффективных и дешевых смачивающих добавок.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.