6. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.
7. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
8. Щеглов В. П. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. URL: https://ridero.ru/books/organizacionnoe_obespechenie_deyatelnosti_uchrezhdenij_socialnoj_zashhity_ naseleniya_iorganov_pensionnogo_fondarf/read/ (дата обращения: 01.02.2018).
© Янбухтин Р. М.
УДК 351.7408:365.264(470)
Л. В. ЧЕРНЫШОВА, преподаватель кафедры управления в органах внутренних дел Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
L. V. CHERNYSHOV^ teacher of the department of management in the Internal Affairs bodies of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)
И. М. ХАФИЗОВ, преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
I. M. HAFIZOV, the teacher of the department of professional training of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
IMPROVING THE LEGISLATIVE NORMS REGULATING THE ISSUES OF MEDICAL AND SANATORNO-RESORT SERVICE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы реализации медицинского и санаторно-курортного обслуживания сотрудников органов внутренних дел, также предложены пути их решения.
Ключевые слова: органы внутренних дел, медицинское обслуживание, санаторно-курортное обслуживание, страховая выплата.
Annotation. In the article some questions of realization of medical and sanatoriumresort service of employees of law-enforcement bodies are considered, ways of their decision are offered.
Keywords: Internal Affairs agencies, medical services, spa services, insurance payment.
Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее -МВД России) постоянно поднимаются вопросы, которые связаны с социальной обеспеченностью сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД), в связи с чем ставятся задачи эффективного и целенаправленного финансирования этой сферы, определяя ее в качестве основополагающего инструментария, решения многих проблем в процессе обеспечения нормального функционирования в сфере деятельности ОВД.
В условиях продолжающейся в настоящее время реформы значимость мер медицинского и санаторно-курортного обеспечения как средства компенсации условий службы и стимулирования ее эффективности значительно возрастает. В числе прав сотрудников на медицинское и санаторно-курортное обслуживание следует выделить не только бесплатное медицинское обслуживание, но и изготовление и ремонт зубных протезов (изготовление зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов сюда не входит), бесплатное обеспечение по рецептам лекарственными препаратами для медицинского применения выданным врачом ведомственного медицинского назначения.
Порядок оказания медицинской помощи сотруднику определяется постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения» [1].
Сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи имеют
право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за плату в размере, установленном приказом МВД России от 14 декабря 2011 г. № 1234 «Об утверждении стоимости путевки и размера платы за санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в санаторно-курортных организациях системы МВД России» [2].
Сотрудник или гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в ОВД с правом на пенсию и имеющий стаж службы в ОВД 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в ОВД по основаниям, указанным в ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], и совместно проживающие с ним члены его семьи имеют право на приобретение один раз в год путевок на лечение в санаторно-курортном или оздоровительном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за плату в размере 25 % и 50 % стоимости путевки.
Данный сотрудник или гражданин Российской Федерации при направлении на долечивание (реабилитацию) в санаторно-курортное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно после стационарного лечения имеет право на бесплатное получение путевки в такое учреждение в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 30 декабря
2011 г. № 1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения».
В целом меры медицинского и санаторно-курортного обеспечения сотрудников ОВД действенны, однако достаточно большое количество сотрудников, из числа опрошенных в ходе проведенного нами исследования, остаются неудовлетворенными качеством предоставляемых медицинских услуг, что указывает на необходимость продолжения работы по развитию ведомственной медицины.
Среди причин недовольства качеством медицинского обслуживания в большинстве случаев опрошенные называли низкое качество медицинского оборудования, административно-организационные препятствия, возникающие в связи с необходимостью получения медицинской помощи и отрывом от выполнения служебных обязанностей. В качестве основной проблемы медицинского обслуживания большинство респондентов указало на отсутствие у сотрудников права на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских учреждениях. Особенно эта проблема актуальна для сотрудников ОВД, проживающих и работающих в сельских районах. Законодательное закрепление за сотрудниками ОВД права обращаться во вневедомственные медицинские учреждения должно сопровождаться созданием механизма реализации этого права на межведомственном уровне.
В отношении санаторно-курортного лечения многие респонденты отмечают, что фактически путевки в лечебные и санаторно-курортные учреждения остаются малодоступными, что
указывает на необходимость совершенствования организационно-правового механизма реализации социальных гарантий в направлении медицинского и санаторно-курортного обеспечения.
В рамках исследования норм медицинского обеспечения хотелось бы обратить внимание на то, что согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 [4] обязательным условием выплаты страховой суммы при получении сотрудником легкого увечья (ранения, травмы, контузии) является временная потеря трудоспособности на срок не менее 7 суток. Указанное требование или критерий нашли свое отражение в разделе 2 Перечня увечий, утвержденного вышеприведенным постановлением: «К легким относятся увечья (ранения, травмы, контузии), вызывающие незначительные анатомические и функциональные нарушения, приводящие к временной потере способности исполнять обязанности военной службы на срок не менее 7 суток».
По нашему мнению, такое требование является необоснованным и подлежит исключению из законодательства по следующим основаниям. Некоторые из указанных в перечне травм, например перелом костей носа или двух и более зубов и др., не требуют нахождения сотрудника на «больничном» такого количества дней.
На практике часты случаи, когда сотрудник, добросовестно относящийся к своим обязанностям, после получения легкого увечья приступает к работе раньше указанного срока. Это может быть обусловлено как служебной необходимостью, так и другими причинами.
Таким образом, по нашему мнению, необходимо ориентироваться на диагноз, а не на количество дней больничного листа, поскольку данное положение ущемляет права сотрудника ОВД на получение страховой выплаты.
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЛИТЕРАТУРА
1. О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1232 // Российская газета. 2012. № 8.
2. Об утверждении стоимости путевки и размера платы за санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в санаторно-курортных организациях системы МВД России: приказ МВД России от 14 декабря 2011 г. № 1234 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 12.
3. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
4. О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 // Российская газета. 2012. № 8.
© Чернышова Л. В.
© Хафизов И. М.