Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНЗИТ / ГРУЗ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ СБОР / ТАМОЖЕННЫЙ ПЛАТЕЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимова К.В., Макарова А.С., Мельников С.А.

Важную роль в сложной и разветвленной системе транспорта, которая соединяет Россию с иностранными государствами, играет железнодорожный транспорт. Железные дороги России не только соединяют сотни населенных пунктов внутри страны, но и являются исключительно важными для мирового хозяйства путями, на которых соединяются запад и восток. Перевозка товаров на поездах сопряжена с высоким риском незаконного попадания товаров на таможенную территорию, в том числе товаров, запрещенных, ограниченных ко ввозу, из-за размеров транспортного средства и количества потенциальных тайников, мест сокрытия товаров. В данной статье дана характеристика применения таможенных платежей при контроле перемещения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом и определены основные проблемы; предложены пути оптимизация таможенного контроля перемещения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, а также разработаны рекомендации по совершенствованию применения таможенных платежей при контроле перемещения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акимова К.В., Макарова А.С., Мельников С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COLLECTION OF CUSTOMS PAYMENTS WHEN CONTROL OF THE MOVEMENT OF GOODS CARRIED BY RAILWAY TRANSPORT

An important role in the complex and extensive transport system that connects Russia with foreign countries is played by rail transport. The railways of Russia not only connect hundreds of settlements within the country, but are also extremely important for the world economy, along which the west and east are connected. Transportation of goods on trains is associated with a high risk of illegal entry of goods into the customs territory, including goods prohibited, restricted for import, due to the size of the vehicle and the number of potential hiding places, places for hiding goods. This article describes the application of customs payments in the control of the movement of goods transported by rail and identifies the main problems; Ways have been proposed to optimize the customs control of the movement of goods transported by rail, and recommendations have been developed to improve the application of customs payments when controlling the movement of goods transported by rail.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

К.В. Акимова, студент А.С. Макарова, студент С.А. Мельников, студент

Научный руководитель: И.В Гомон, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-10-4-53-59

Аннотация. Важную роль в сложной и разветвленной системе транспорта, которая соединяет Россию с иностранными государствами, играет железнодорожный транспорт. Железные дороги России не только соединяют сотни населенных пунктов внутри страны, но и являются исключительно важными для мирового хозяйства путями, на которых соединяются запад и восток. Перевозка товаров на поездах сопряжена с высоким риском незаконного попадания товаров на таможенную территорию, в том числе товаров, запрещенных, ограниченных ко ввозу, из-за размеров транспортного средства и количества потенциальных тайников, мест сокрытия товаров. В данной статье дана характеристика применения таможенных платежей при контроле перемещения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом и определены основные проблемы; предложены пути оптимизация таможенного контроля перемещения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, а также разработаны рекомендации по совершенствованию применения таможенных платежей при контроле перемещения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, международные перевозки, транзит, груз, таможенный контроль, таможенный сбор, таможенный платеж.

Железнодорожное сообщение является весомым направлением осуществления внешнеэкономической деятельности. Посредством железной дороги (ЖД - далее) обеспечивается транспортировка экспортных и импортных грузов, транзитное перемещение товаров. Около половины всех грузов перевозится посредством железной дороги.

В 2021 году всеми видами транспорта в Российской Федерации, учитывая как перевозки по России, так и международные направления, было перевезено 7465,1 млн. тонн грузов. Распределение общего количества перевезенных грузов по всем видам транспорта представлено на рисунке 1.

Авгомо бнльныз.

61А%

Рис. 1. Распределение объема перевезенных грузов по видам транспорта, %

Международные перевозки можно разделить на внешнеторговые перевозки, которые, в свою очередь делятся по принципу направления движения товаров на экспортные и импортные, и международные транзитные перевозки.

Доля, приходящая на экспортные перевозки от общего объема международных перевозок железнодорожным транспортом (524,9 млн. тонн), составляет 80,65%

(423,3 млн. тонн). На импорт приходится 15,43% (81,0 млн. тонн). Доля транзита в структуре международных перевозок оказалась невелика и составила 3,92% (20,6 млн. тонн)

Структура всех видов осуществленных международных перевозок грузов по железным дорогам России за 2019-2021 года представлена в таблице 1.

Таблица 1. Распределение объемов международных железнодорожных перевозок

грузов в России по видам за 2019-2021 гг. (млн. тонн)

Виды международных перевозок 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп прироста 2021 г. в % к:

2020 г. 2019 г.

Экспортные перевозки 458,63 421,36 483,56 14,76 5,44

Импортные перевозки 86,36 88,32 91,82 3,96 6,32

Транзитные перевозки 20,15 18,25 22,16 21,42 9,98

По статистическим данным, представленным в таблице 1, можно сделать вывод, что за исследуемый период наблюдается общая положительная тенденция увеличения объемов международных железнодорожных перевозок грузов в России по видам за 2019-2021 гг. Наибольший удельный вес в структуре международных перевозок приходится на экспортные перевозки. За прошедший год данный показатель оказался на уровне 483,56 млн. тонн, что больше на 14,76% относительно 2020 г. и на 5,44% больше относительно 2019 года. Наименьший удельный вес в структуре международных перевозок занимают тран-

зитные перевозки, в 2021 году данный показатель оказался на уровне 22,16 млн. тонн, что больше на 21,42 пп. по сравнении с 2020 годом и на 9,98 пп. больше относительно 2019 года. Подобная тенденция увеличения объемов международных железнодорожных перевозок грузов в России объясняется выходом российской экономики из кризисных явлений, связанных с пандемией вируса COVID-19, а также стабилизацией всей экономической системы в целом.

Не секрет, что два основных потока товаров - ЕС и Китай - были значительно сокращены в связи с пандемией и эконо-

мическими санкциями, введенными странами Евросоюза в отношении нашей страны. Правительство РФ вводит дополнительные меры поддержки предприятий, включая, логистические компании: налоговые каникулы, отсрочки по выплате кредитов и связанные с этим субсидии банков, временная отмена арендной платы и т.д. По-причине экономических последствий уменьшается импорт товаров из государств Евросоюза и, наоборот, экспорт из нашей страны в ЕС. Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Соответственно, меняются логистические цепи международных перевозок и увеличивается внутрироссийский трафик.

Использование таможенных платежей при контроле товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, представляет собой комплексную задачу, в решение которой вовлечено большое число участников. Каждый из участников системы таможенного регулирования может внести свой вклад в повышение эффективности применения таможенных платежей при контроле товаров, перевозимых железнодорожным транспортом. Целью данной деятельности является создание удобной среды взаимодействия с законопослушными участниками ВЭД, повышение эффективности выявления нарушений законодательства.

Особое значение ФТС России уделяет повышению уровня эффективности таможенного контроля, оптимизации таможенных операций, развитию таможенной инфраструктуры и др. Таможенный контроль является одним из приоритетных направлений в деятельности таможенных органов России.

Таможенный контроль при пересечении границ ЖД транспортом осуществляется в нескольких направлениях: на пограничных ЖД станциях; на контрольных постах у границы; на перегонах между государственной границей и пограничной ЖД станцией.

Таможенное оформление физических лиц проводится непосредственно в вагонах

пассажирского поезда либо на вокзалах пограничных железнодорожных станций.

В тот момент, когда товары прибыли на территорию Евразийского экономического Союза (ЕАЭС - далее), у перевозчика возникает обязанность по уплате различных таможенных платежей, включающих пошлины, налоги, сборы.

В рамках деятельности рабочей группы по развитию информационных технологий разрабатывается пилотный проект «Электронный поезд», который учитывает все новейшие правовые положения, принимаемые в рамках Евросоюза и ЕАЭС для совершенствования международных грузовых железнодорожных перевозок. В рамках проекта апробируются инновационные решения по оптимизации документооборота при перевозках грузов в международном сообщении, а также разрабатываются сквозные информационные технологии с эстафетной передачей электронных юридически значимых перевозочных и коммерческих документов, опережающих движение грузовых отправок. Таким образом, специфика железнодорожного транспорта влияет на таможенное оформление товаров при их перемещении через границу. Одну и ту же партию товаров могут перевозить несколько независимых железнодорожных перевозчиков от места отправления до места назначения, тем самым получается, что несколько транспортных средств, принадлежащих разным собственникам, в составе одного поезда одновременно пересекают таможенную границу.

Основными проблемами, связанными с проведением таможенного контроля на железнодорожном транспорте, являются следующие:

- необходимость перехода к безбумажной технологии таможенного контроля, к которой пока готовы не все участники ВЭД как со стороны бизнеса, так со стороны сотрудников ФТС;

- нацеленность на определение уровня риска каждой партии в режиме онлайн;

- сложная система расчета таможенных платежей, ответственность за итоги расчетов лежит на плательщике;

- процедура таможенного контроля при перемещении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, затянута по времени, есть моменты пробельности законодательства, регламентирующего данный процесс;

- постоянный рост ставок пошлин и платежей.

Для совершенствования применения таможенных платежей при контроле перемещения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, предлагаем использовать такие направления оптимизации работы:

1) со стороны перевозчика (компаний, выполняющих услуги таможенных формальностей для участников ВЭД, и являющихся структурными подразделениями АО «РЖД»):

- повышение компетентности сотрудников в области таможенного декларирования и расчета таможенных платежей;

- проведение оптимальной ценовой политики на услуги, связанные с выполнением таможенных формальностей;

- проведение консультационной работы с плательщиками таможенных платежей с целью информирования о последних изменениях в законодательстве.

2) со стороны таможенных органов:

- повышение эффективности взаимодействия в сфере взимания таможенных платежей в процедуре таможенного транзита со странами-участницами ЕАЭС и другими странами, задействованными в транзите;

- унификация процедуры администрирования таможенных платежей в законодательстве ЕАЭС путем формирования единого органа финансового контроля;

- оптимизация законодательной базы;

- унификация базы для взимания таможенных сборов во всех странах-членах ЕАЭС;

- унификация законодательных требований в области обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении таможенного транзита;

- повышение эффективности разъяснительной работы с плательщиками таможенных платежей.

Анализируя нормативно-правовую базу особенностей применения таможенных сборов в государствах-членах Евразийского экономического союза, можно заметить наличие, как сходств, так и различий в области исчисления и уплаты таможенных сборов. Для обеспечения более эффективной интеграции на постсоветском пространстве, выявляется необходимость гармонизации норм таможенного законодательства. При этом начать следует в целом с термина «таможенные платежи», дефиниции которого нет как в Договоре о ЕАЭС, так и в Таможенном Кодексе ЕАЭС.

Что касается понятия «таможенные сборы», в законодательстве Республики Беларусь, данный термин никак не объясняется. В Российской Федерации, Республике Казахстан и Кыргызской Республике определение таможенных сборов связано с выделением их основных видов. Так, в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ отмечено, что таможенные сборы представляют собой обязательные платежи, которые взимаются за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, их ранением либо таможенным сопровождением транспортных средств. Законодательство Республики Казахстан приводит аналогичное понятие таможенных сборов, дополняя его совершением иных действий, установленных соответствующим нормативно-правовым актом (Кодексом Республики Казахстан от 26.12.2017 № 123-VI ЗРК). Закон Кыргызской Республики от 24.04.2019 № 52 включает в дефиницию таможенных сборов принятие предварительного решения.

Интересным является разъяснение понятия таможенных сборов в Законе Республики Армения от 30.12.2014 № ЗР-241. Им выступает обязательный платеж, учитываемый в государственном бюджете и используемый для развития таможенного дела и обеспечения материально-технической и социальной базы таможенных органов. По нашему мнению, такое определение скорее обозначает назначение таможенных платежей в целом и не позволяет однозначно определить виды таможенных сборов.

Отмечалось, что государствами-членами ЕАЭС установлено различное количество видов таможенных сборов, а их уплата происходит в национальных валютах государств-членов ЕАЭС, что выступает дополнительной сложностью при оценке объемов взимания таможенных сборов в целом по ЕАЭС. Уплачиваются же таможенные сборы в соответствующие различные органы. Для решения этой проблемы предлагается создание единого органа финансового контроля и администрирования всех таможенных платежей в ЕАЭС.

Следующая проблема связана с применением государствами-членами ЕАЭС различной базы для исчисления таможенных сборов. Анализ ставок сборов за таможенные операции показал, что они устанавливаются в зависимости от таможенной стоимости товаров (Российская Федерация, Кыргызская Республика), классификационного кода товаров по ТН ВЭД ЕАЭС и их назначения (Республика Беларусь), количества поданных деклараций на товары (Республика Армения, Республика Казахстан). Такая же ситуация наблюдается и при рассмотрении ставок сборов за таможенное сопровождение. Во всех государствах-членах ЕАЭС, за исключением Республики Беларусь, они устанавливаются в зависимости от расстояния сопровождения. В Республике Беларусь ставка данного вида таможенных сборов зависит от принадлежности транспортного средства.

Таким образом, совершенствование механизма применения таможенных сборов в ЕАЭС должно основываться на комплексном подходе, предполагающем осуществление следующих действий:

1. Законодательное закрепление понятий «таможенные платежи» и «таможенные сборы» в ТК ЕАЭС, что позволит избежать сложностей при применении таможенного законодательства, как должностными лицами таможенных органов, так и участниками ВЭД.

2. Совершенствование национальной нормативно-правовой базы применения таможенных сборов посредством создания единого документа для каждого государ-

ства-члена ЕАЭС, в котором будут содержаться ставки всех видов таможенных сборов. В настоящее время такой тенденции придерживаются только Республика Армения и Кыргызская Республика, устанавливающие ставки таможенных сборов в Законе о таможенном регулировании.

3. Унификация ставок таможенных сборов за таможенные операции и таможенное сопровождение, а также видов таможенных сборов в целом, что станет важным шагом на пути к интеграции таможенного законодательства государств-членов ЕАЭС.

Важной составляющей механизма оптимизации применения таможенных платежей при контроле перемещения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, является работа, которая ведется специальными компаниями со стороны перевозчика, осуществляющими услуги таможенных формальностей для участников ВЭД, и являющихся структурными подразделениями АО «РЖД». Данные организации ведут диалог и организуют взаимодействие участников ВЭД и таможенных органов, поэтому от их действий во многом зависит эффективность организации работы по применению таможенных платежей при контроле перемещения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом. Для оптимизации этой деятельности предлагается обеспечить выполнение таких мероприятий:

1. Повышение компетентности сотрудников в области таможенного декларирования и расчета таможенных платежей. Это можно обеспечить путем планомерной работы в сфере обучения и развития персонала с использованием различных современных и традиционных инструментов повышения квалификации.

2. Проведение оптимальной ценовой политики на услуги, связанные с выполнением таможенных формальностей. В настоящее время происходит постоянное повышение ставок таможенных сборов. С учетом ситуации с коронавирусом, санкциями, для участников ВЭД во многих случаях таможенные платежи становятся существенной помехой в обеспечении конкурентоспособности. Этот факт осо-

бенно чувствителен для Калининградской тивность взаимодействия предпринимате-

области и производителей, находящихся лей с должностными лицами ФТС.

на ее территории. Таким образом, итогом осуществления

3. Проведение консультационной рабо- мероприятий должна быть решена основ-ты с плательщиками таможенных плате- ная задача - оптимизация применения та-жей с целью информирования о последних моженных платежей при контроле переизменениях в законодательстве позволит мещения товаров, перевозимых железно-повысить уровень правового образования дорожным транспортом, таможенными и правовой культуры и увеличит эффек- органами ЕАЭС.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.

2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. 14.07.2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Абрамова Г.А., Воронина Е.А., Горошков А.А. Таможенный кодекс ЕАЭС и новые правила взимания таможенных платежей // Таможенное дело. - 2019. - № 3. - С. 3-7.

4. Бондаренко Н.П. Особенности таможенного оформления товаров, перевозимых железнодорожным транспортом // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2020. - №4 (28). - С. 50-56.

5. Громыко Н.А. Оценка эффективности таможенного контроля на железнодорожном транспорте // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). - 2019. -№4. - С. 190-196.

6. Еременко Н.О., Распопин Д.И., Гололобова М.А. Обеспечение уплаты таможенных платежей в таможенных операциях // Школа молодых новаторов. Сборник научных статей международной молодежной научной конференции. В 2-х томах. - 2020. - С. 84-87. 36.

7. Рогова В.В. Таможенный контроль за исчислением и уплатой таможенных платежей // Шаг в науку. - 2019. - №2. - С. 121-123.

8. Рыльская М.А., Кожанков А.Ю., Боброва О.Г. Таможенные платежи: тренды развития таможенного администрирования в России в условиях функционирования евразийского экономического союза // Финансы: теория и практика. - 2018. - Т. 22. №4 (106). - С. 88103.

9. Филатов В.О., Мешечкина Р.П. Содержание, сущность таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, и теоретические аспекты его совершенствования // Современная студенческая наука: актуальные задачи, проблемы и перспективы. Материалы международной студенческой научной конференции. В 5-ти частях. - 2019. - С. 125-134.

IMPROVING THE COLLECTION OF CUSTOMS PAYMENTS WHEN CONTROL OF THE MOVEMENT OF GOODS CARRIED BY RAILWAY TRANSPORT

K.V. Akimova, Student A.S. Makarova, Student S.A. Melnikov, Student

Supervisor: I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. An important role in the complex and extensive transport system that connects Russia with foreign countries is played by rail transport. The railways of Russia not only connect hundreds of settlements within the country, but are also extremely important for the world economy, along which the west and east are connected. Transportation of goods on trains is associated with a high risk of illegal entry of goods into the customs territory, including goods prohibited, restricted for import, due to the size of the vehicle and the number ofpotential hiding places, places for hiding goods. This article describes the application of customs payments in the control of the movement of goods transported by rail and identifies the main problems; Ways have been proposed to optimize the customs control of the movement of goods transported by rail, and recommendations have been developed to improve the application of customs payments when controlling the movement of goods transported by rail.

Keywords: railway transport, international transportation, transit, cargo, customs control, customs fee, customs payment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.