Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА, НАПРАВЛЕННОЕ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА, НАПРАВЛЕННОЕ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / АИЭ / ВИЭ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ БИЗНЕСА / КОММУНИКАЦИИ «ГОСУДАРСТВО - БИЗНЕС» / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гатальский С.А.

Статья посвящена проведению исследовательского анализа возможных механизмов и инструментов совершенствования взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса, которое направлено на дальнейшее развитие сектора альтернативной энергетики в экономике Российской Федерации. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена высокою практическою ролью и ценностью сектора возобновляемых источников энергии при трансформации и развитии энергетической отрасли и экономики замкнутого цикла в нашей стране. В рамках статьи рассмотрены тенденции развития международного и российского рынка альтернативной энергетики. Проанализированы актуальные проблемы и сложности в развитии возобновляемых источников энергии в промышленности России. Рассмотрена роль взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса при стимулировании дальнейшего развития альтернативной энергетики. Выделены социально-экономические причины, из-за которых дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии имеет положительное воздействие на государство. Предложены рекомендации и направления совершенствования взаимодействия властей и бизнеса, направленного на дальнейшее развитие альтернативной энергетики в России. В заключении статьи, автором перечислены основные инструменты и механизмы того, как совершенствовать взаимодействие органов государственной власти и бизнеса при стимулировании дальнейшего развития альтернативных источников энергии при диверсификации рисков энергетической отрасли российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гатальский С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INTERACTION OF GOVERNMENT AND BUSINESS AIMED AT FURTHER DEVELOPMENT OF ALTERNATIVE ENERGY IN RUSSIA

The article is devoted to conducting a research analysis of possible mechanisms and tools for improving the interaction between government bodies and business representatives, which is aimed at further developing the alternative energy sector in the economy of the Russian Federation. The relevance of the study on the selected issues is due to the high practical role and value of the renewable energy sector in the transformation and development of the energy industry and the circular economy in our country. Within the framework of the article, the trends in the development of the international and Russian markets for alternative energy are considered. The current problems and difficulties in the development of renewable energy sources in the Russian industry are analyzed. The role of interaction between government bodies and business representatives in stimulating the further development of alternative energy is considered. The socio-economic reasons are highlighted due to which the further development of renewable energy sources has a positive impact on the state. Recommendations and directions for improving the interaction between the authorities and business, aimed at the further development of alternative energy in Russia, are proposed. In the conclusion of the article, the author lists the main tools and mechanisms of how to improve the interaction of public authorities and business while stimulating the further development of alternative energy sources while diversifying the risks of the energy sector of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА, НАПРАВЛЕННОЕ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ»

Совершенствование взаимодействия власти и бизнеса, направленное на дальнейшее развитие альтернативной энергетики в России

Гатальский Сергей Александрович,

магистр кафедры «Государственное и муниципальное управление», Институт бизнеса и делового администрирования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, serega5151g@gmail.com

Статья посвящена проведению исследовательского анализа возможных механизмов и инструментов совершенствования взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса, которое направлено на дальнейшее развитие сектора альтернативной энергетики в экономике Российской Федерации. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена высокою практическою ролью и ценностью сектора возобновляемых источников энергии при трансформации и развитии энергетической отрасли и экономики замкнутого цикла в нашей стране. В рамках статьи рассмотрены тенденции развития международного и российского рынка альтернативной энергетики. Проанализированы актуальные проблемы и сложности в развитии возобновляемых источников энергии в промышленности России. Рассмотрена роль взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса при стимулировании дальнейшего развития альтернативной энергетики. Выделены социально-экономические причины, из-за которых дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии имеет положительное воздействие на государство. Предложены рекомендации и направления совершенствования взаимодействия властей и бизнеса, направленного на дальнейшее развитие альтернативной энергетики в России. В заключении статьи, автором перечислены основные инструменты и механизмы того, как совершенствовать взаимодействие органов государственной власти и бизнеса при стимулировании дальнейшего развития альтернативных источников энергии при диверсификации рисков энергетической отрасли российской экономики.

Ключевые слова: альтернативная энергетика; альтернативные источники энергии; возобновляемые источники энергии; АИЭ; ВИЭ; государственная власть; представители бизнеса; коммуникации «государство - бизнес»; государственно-частное партнерство.

Энергетическая отрасль экономики России занимает лидирующую позицию по структуре формирования внутреннего валового продукта. Крупнейшие нефтегазовые компании и энергетические корпорации выступают главными налогоплательщиками и источниками бюджетных доходов государственного бюджета. Однако, на сегодняшний день, существует ряд актуальных проблем, негативно влияющих на обеспечение экономической безопасности их хозяйственной деятельности.

Актуальность данной проблематики по обеспечению экономической безопасности в энергетической отрасли экономики России по состоянию на 2021 год обусловлена негативным воздействием кризиса пандемии на коммерческую деятельности энергетических компаний и нестабильностью ценовой конъюнктуры на рынке топливно-энергетических ресурсов. Последний фактор имеет высокое давление на устойчивость бизнеса нефтегазовых компаний, занимающих ключевую роль при формировании валового внутреннего продукта отечественной экономики.

Для того, чтобы обеспечить экономическую безопасность энергетической отрасли экономики Российской Федерации необходимо принятие стратегии диверсификации, в рамках которой ключевую роль занимает развитие альтернативных источников энергии.

Однако, чтобы дальнейшее развитие сектора возобновляемой энергетики было устойчивым и достигало социально-экономических задач и стратегических целей компании, важно формирование эффективного механизма взаимодействия органов государственной власти и бизнеса. В рамках таких партнерских отношений и коммуникаций возможно определение актуальных проблем, поиск инструментов развития отрасли альтернативной энергетики в России и достижение компромиссов в соблюдении взаимных интересов и мотивов.

Актуальность научного исследования на тематику «совершенствование взаимодействия власти и бизнеса, направленное на дальнейшее развитие альтернативной энергетики в России» обусловлена несколькими факторами:

- во-первых, высокою практическою ролью и ценностью сектора возобновляемых источников энергии при трансформации и развитии энергетической отрасли и экономики замкнутого цикла в нашей стране;

х

X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

см о см

0

01

о ш т

X

<

т О X X

- во-вторых, тенденцией увеличения роста производства альтернативной энергетики, включая солнечной и ветряной;

- в-третьих, активным участием крупных представителей нефтегазового и энергетического бизнеса в проектах по строительству станций возобновляемых источников энергии;

- в-четвертых, низким уровнем эффективности коммуникации между органами государственной власти и представителями бизнеса.

По этой причине, целью научно-исследовательской работы выступает проведение исследовательского анализа возможных механизмов и инструментов совершенствования взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса, которое направлено на дальнейшее развитие сектора альтернативной энергетики в экономике Российской Федерации.

Для этого в рамках научного исследования необходимо решение следующих задач, среди которых:

- рассмотреть тенденции развития международного и российского рынка альтернативной энергетики;

- проанализировать актуальные проблемы и сложности в развитии возобновляемых источников энергии в промышленности России;

- рассмотреть роль взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса при стимулировании дальнейшего развития альтернативной энергетики;

- выделить социально-экономические причины, из-за которых дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии имеет положительное воздействие на государство;

- предложить рекомендации и направления совершенствования взаимодействия властей и бизнеса, направленного на дальнейшее развитие альтернативной энергетики в России.

Современный этап развития энергетической отрасли Российской Федерации и ее позиционирование на мировом рынке энергетических ресурсов сопереживает негативное влияние факторов внешней среды. Среди главных угроз и рисков не только развитие пандемии коронавируса и вероятность мирового экономического кризиса, но и обвал цен на рынке энергетических носителей (в частности нефти и природного газа).

Период 2020-2021 гг. функционирования международной и российской экономики характеризуется цифровой трансформацией и распространением инновационных технологий, совершенствующих производственную деятельность предпринимательских структур. Развитие инновационной деятельности - это одна из основных задач государственной политики Правительства РФ.

Создаются условия, стимулирующие научно-исследовательскую деятельность и разработку но-

вых инноваций, позволяющих положительно влиять на экономический рост страны. Среди направлений инновационной активности - формирование концепции «зеленой экономики», в рамках которой происходит становление и развитие альтернативных источников энергии.

Стоит отметить, что в современных условиях для обеспечения безопасного и устойчивого развития топливно-энергетической отрасли возобновляемые источники энергии играют немаловажную роль. В топливно-энергетическом балансе многих стран мира как развитых, так и развивающихся возобновляемые источники энергии уже играют немаловажную роль. Некоторые страны уже сейчас разрабатывают планы полного или почти полного перехода на ВИЭ.

Например, в 2020 году Шотландия сгенерировала 97,4% всей потребленной электроэнергии с помощью возобновляемых источников. Согласно прогнозам различных организаций и исследовательских коллективов, в ближайшие десятилетия в мире будет продолжаться процесс постепенной замены некоторой части потребления ископаемой энергии на возобновляемую. Международное Энергетическое Агентство говорит о повышении глобального спроса на энергию на 40% к 2040 году, 30% из которых будет обеспечено «зелеными» технологиями.

В особенности активно развиваются солнечная и ветряная энергия. Именно они считаются одними из самых экономичных среди новых источников генерации. В большинстве случаев резкие изменения в структуре энергопотребления пока не прогнозируются, однако некоторые страны уже сейчас разрабатывают планы полного или почти полного перехода на ВИЭ [2; 3].

На рисунке 1 изображена динамика производства альтернативной энергетики в России за период с 2014 (момент появления первых объектов АИЭ) по 2020 года.

Рисунок 1 - Динамика объема выработки электроэнергии при помощи возобновляемых источников энергии (солнечные и ветровые электростанции) в России в период 2014 -2020 гг., тысяч кВтч [1].

Возобновляемые источники энергии в промышленном секторе российской экономики создают все больший акцент на зеленые технологии и на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Применение зеленых технологий ВИЭ способствует снижению производственных расходов предприятий из-за использования энергосберегающего оборудования, а эффективность и производительность труда, наоборот, повышаются.

Сегодня, по данным Международного энергетического агентства (1ЕА), в мире на долю альтернативной энергетики приходится примерно 11 % от общей выработки. При этом в России, по данным Российской ассоциации ветроиндустрии, в прошлом году этот показатель достигал всего 0,15 %.

Причина такого отставания нашей страны от мировых тенденций наличие большого количества АЭС, ТЭС и ГЭС, которые позволяют удерживать стоимость электроэнергии, в сравнении с другими странами, на достаточно низком уровне. Так, например, сегодня в рамках программы поддержки возобновляемой энергетики стоимость производства киловатт-час ветряной энергии достигает более 10 рублей,солнечной - около 20 рублей.

И, если сравнивать с тарифами на электроэнергию для населения, которые на данный момент находятся в диапазоне от 4,5 до 5,5 рублей, становится очевидно, что использование альтернативных источников приведет к повышению стоимости электроэнергии. Кроме того, снижение цен на нефть обесценивает использование ВИЭ на территории РФ.

Строительство же объектов ВИЭ, которое потребует существенных материальных вложений, может привести к тому, что пусть и временно, но стоимость электричества подорожает, что будет невыгодно как конечному потребителю, так и производителю энергии.

Россия в достаточном количестве обладает как возобновляемыми, так и не возобновляемыми энергоресурсами. Однако на данном этапе развития альтернативной энергетики экономически выгоднее использовать газ или нефть. Соответственно, у государства нет особой заинтересованности в развитии альтернативной энергетики. К тому же сейчас «зеленые» электростанции не смогут обеспечить потребности крупных промышленных предприятий в электроэнергии ввиду отсутствия действенных, эффективных и стабильных механизмов генерации.

В настоящее время возобновляемая энергетика России, несмотря на обозначенные глобальные тенденции, по-прежнему находится на начальных этапах развития, хотя формирование отрасли ВИЭ способно оказать существенное положительное влияние на экономику.

Однако, другие страны в сравнении с РФ заинтересованы в развитии альтернативной энергетики, что выражается в их склонность увеличивать мероприятия государственной поддержки зеленной экономики и сектора возобновляемых источников энергии по следующим причинам:

- недостаточное финансирование в модернизацию технологий жилищно-коммунальных предприятий в сфере энергоснабжения, водоснабжения и водоочистки;

- рост выбросов С02 из-за высокой доли промышленного сектора в структуре валового внутреннего продукта;

- высокая степень износа основных фондов.

Несмотря на определенные трудности, политическая система в Российской Федерации будет развиваться по демократическому сценарию, а государственная и муниципальная служба, в свою очередь, будет развиваться на принципах «прозрачности» и «отзывчивой демократии». Это способствует повышению прозрачности отношений органов власти, как с населением, так и с представителями бизнеса [6].

Таким образом, мы должны ожидать развития служб по связям с общественностью в государственном секторе по модели двустороннего сбалансированного общения, предполагающего, прежде всего, организацию и поддержание диалога между представителями бизнеса и правительством, в то время как главная цель этого диалога - совместная работа, найти способы решения проблем заинтересованных лиц (к примеру, интересы энергетических компаний в получении налоговых преференций для развития сектора альтернативной энергетики) [5].

Одним из таких направлений государственной политики является совершенствование механизмов, методов и способов взаимодействия органов государственной власти с представителями бизнеса.

На сегодняшний день взаимодействие органов власти и представителей бизнеса сталкивается с рядом следующих актуальных проблем, как [7; 9]:

- неполное понимание, как со стороны государства, так и со стороны представителей бизнеса всех аспектов и возможностей государственно-частного партнерства в сфере альтернативной энергетики;

- недостаточное нормативно-правовое регулирование сферы развития альтернативной энергетики;

- отсутствие заинтересованности органов государственной и региональной власти в развитии альтернативных источников энергии.

Рассматривая роль взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса при стимулировании дальнейшего развития альтернативной энергетики стоит отметить следующее [8]:

х

X

о

го А

с.

X

го т

о

м о м

CS

о

CS

0

01

о ш m

X

<

m О X X

- благодаря развитию данных отношений формируется перенос большего числа рисков на публичную сторону (то есть за них отвечает государство, что делает проекты по развитию альтернативной энергетики более привлекательными со стороны инвестиционной оценки);

- возможность получения партнера, который поддерживает долгосрочное финансирование инфраструктурных и инвестиционных проектов по созданию объектов альтернативных источников энергии;

- возможность увеличения финансовых доходов бизнеса от развития сектора альтернативной энергетики;

- гарантированная рентабельность, поскольку представители бизнеса получают от государства гарантии возврата вложенных их финансовых инвестиций в проект;

- интенсивное развитие инфраструктуры альтернативной энергетики и обновление основных фондов энергетической промышленности России.

К тому же, основными социально-экономическими последствиями расширения мер государственной поддержки возобновляемых источников энергии будут выступать [4]:

1. Повышение эффективности управления энергетическими затратами на производственных объектах.

2. Повышение уровня экологической и технологической безопасности на объектах производства в промышленном секторе экономики.

3. Снижение выбросов С02 в атмосферу и уровня загрязнения окружающей среды.

4. Обновление основных фондов и снижение размера себестоимости производства продукции.

В виду необходимости дальнейшего развития альтернативных источников энергии в энергетической промышленности российской экономики необходимо предложить следующие рекомендации и направления совершенствования взаимодействия органов государственной властей и представителей бизнеса в решении острых вопросов отрасли:

1. Применение налоговых льгот и преференций для представителей бизнеса, которые формируют проекты развития альтернативной энергетики или вкладывают свой финансовый капитал и инвестиционные ресурсы в реализацию инфраструктурных проектов.

2. Интеграция бизнеса, государства и общества в форме построения экосистем как единых взаимосвязанных комплексов экономической деятельности граждан, компаний и ассоциативных форм объединений, государственных органов, общественных организаций и СМИ.

3. Внедрение дистанционных технологий и информационных систем при взаимодействии государства и представителей бизнеса в решении острых и срочных вопросов по устранению проблем в сфере развития альтернативной энергетики.

4. Совершенствование законодательства и нормативно-правового регулирования в сфере государственно-частного партнерства и развития альтернативной энергетики в России.

Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно заключить, что основными направлениями совершенствования взаимодействия органов власти и бизнеса, направленного на дальнейшее развитие альтернативной энергетики в России выступают применение налоговых льгот и преференций для представителей бизнеса, внедрение дистанционных технологий и информационных систем при взаимодействии государства и представителей бизнеса, совершенствование законодательства и нормативно-правового регулирования в сфере государственно-частного партнерства и развития альтернативной энергетики, а также интеграция бизнеса, государства и общества в форме построения экосистем как единых взаимосвязанных комплексов.

Литература

1. Рынок электроэнергии и мощности. URL: https://www.np-sr.ru/ru/market/vie/index.htm (дата обращения: 09.10.2021).

2. Гречухина И.А., Кирюшин П.А. Возобновляемые источники энергии как фактор трансформации глобальной энергетики // Вестник евразийской науки. 2015. №6 (31).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дыкусова А.Г., Кравец А.А. Возобновляемые источники энергии: перспективы развития и финансирования // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. №1 (20).

4. Сайфутдинова Г.Б. Применение возобновляемых источников энергии в ресурсосбережении российской энергетики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №4-3.

5. Не хотят общаться с народом: эксперты составили рейтинг открытости губернаторов. URL: https://actualcomment.ru/ne-khotyat-obshchatsya-s-narodom-eksperty-sostavNi-reyting-otkrytosti-gubernatorov-2006251057.html (дата обращения: 09.10.2021).

6. Черкасов С. Связи с общественностью в органах государственной власти и местного самоуправления // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. №2.

7. Кулешко Я.Я. Проблема взаимодействия между кластерами государством и бизнесом // Евразийский союз ученых. 2016. № 28-3. С. 13-14.

8. Соколовская О.Е. Выгоды от взаимодействия государства и бизнеса для решения социально-экономических проблем с использованием механизма ГЧП // Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. 2017. С. 46-48.

9. Мельник А.Н. Проблемы эффективного взаимодействия государства и бизнеса в условиях

цифровой экономики // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 29-33.

Improvement of interaction of government and business aimed at

further development of alternative energy in Russia Gatalsky S.A. RANEPA

The article is devoted to conducting a research analysis of possible mechanisms and tools for improving the interaction between government bodies and business representatives, which is aimed at further developing the alternative energy sector in the economy of the Russian Federation. The relevance of the study on the selected issues is due to the high practical role and value of the renewable energy sector in the transformation and development of the energy industry and the circular economy in our country. Within the framework of the article, the trends in the development of the international and Russian markets for alternative energy are considered. The current problems and difficulties in the development of renewable energy sources in the Russian industry are analyzed. The role of interaction between government bodies and business representatives in stimulating the further development of alternative energy is considered. The socio-economic reasons are highlighted due to which the further development of renewable energy sources has a positive impact on the state. Recommendations and directions for improving the interaction between the authorities and business, aimed at the further development of alternative energy in Russia, are proposed. In the conclusion of the article, the author lists the main tools and mechanisms of how to improve the interaction of public authorities and business while stimulating the further development of alternative energy sources while diversifying the risks of the energy sector of the Russian economy. Keywords: alternative energy; alternative energy sources; renewable energy sources; AIE; RES; government; business representatives; communication "state - business"; public private partnership.

References

1. Electricity and capacity market. URL: https://www.np-sr.ru/ru/market/vie/index.htm (accessed: 09.10.2021).

2. Grechukhina I.A., Kiryushin P.A. Renewable energy sources as a factor of transformation of global energy // Bulletin of Eurasian Science. 2015. №6 (31).

3. Dykusova A.G., Kravets A.A. Renewable energy sources: prospects for development and financing // News of universities. Investment. Construction. Realty. 2017. №1 (20).

4. Sayfutdinova G.B. The use of renewable energy sources in resource conservation of Russian energy // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 4-3.

5. They do not want to communicate with the people: experts have compiled a rating of the openness of governors. URL: https://actualcomment.ru/ne-khotyat-obshchatsya-s-narodom-eksperty-sostavili-reyting-otkrytosti-gubernatorov-2006251057.html (date of reference: 09.10.2021).

6. Cherkasov S. Public relations in public authorities and local self-government // Communicology: electronic scientific journal. 2019. №2.

7. Kuleshko Ya.YA. The problem of interaction between state and business clusters // Eurasian Union of Scientists. 2016. No. 28-3. pp. 13-14.

8. Sokolovskaya O.E. Benefits from the interaction of the state and business to solve socio-economic problems using the PPP mechanism // Collection of articles by students, undergraduates, postgraduates, young scientists and teachers. 2017. pp. 46-48.

9. Melnik A.N. Problems of effective interaction between the state and business in the digital economy // Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Petrozavodsk, 2021. pp. 29-33.

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.