Научная статья на тему 'Совершенствование взаимодействия кредитных институтов и предпринимательских структур на региональном уровне'

Совершенствование взаимодействия кредитных институтов и предпринимательских структур на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОГРАММА / БИЗНЕС-ПЛАН / УСЛУГА / КОНСУЛЬТАЦИЯ / INSITUTION DE CRéDITATION / RESSOURCES FINANCIèRS / BUSINESS ORGANIZATION / CREDITING INSTITUTION / FINANCIAL RESOURCES / INVESTMENT / PROGRAM / BUSINESS PLAN / SERVICE / CONSULTATION / ENTREPRISE / INVESTISSEMENT / PROGRAMME / BUSINESS-PLANIFICATION / BUSINESSORGANISATION / KREDITINSTITUTION / FINANZRESSOURCEN / INVESTITION / BUSINESSPLAN / KONSULTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русавская А. В., Яхъяев М. А.

Основные направления совершенствования взаимодействия кредитных организаций и предпринимательских структур для реализации инвестиционных программ развития регионов:увеличение доступности финансовых ресурсов; расширение форм гибридного финансирования, синдицированного и лизингового кредитования, проектного финансирования; оказание бизнесу широкого спектра консультационных услуг, в особенности по бизнес-планированию; более активное сотрудничество с венчурными фондами. Показано текущее состояние региональных кредитных механизмов на примере Калужской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Русавская А. В., Яхъяев М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INTERACTION BETWEEN CREDIT INSTITUTIONS AND ENTREPRENEURSHIP ORGANIZATIONS AT REGIONAL LEVEL

Interaction between credit and entrepreneurship organizations aimed at implementation of regional development programs should be improved according to the following main directions: better accessibility to financial resources; broader spectrum of consultancy, particularly business planning related services rendered to the business; more active cooperation with venture funds. Current regional crediting mechanisms are described for Kaluga Region as example.

Текст научной работы на тему «Совершенствование взаимодействия кредитных институтов и предпринимательских структур на региональном уровне»

РАЗВИТИЕ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

IMPROVEMENT OF INTERACTION BETWEEN CREDIT INSTITUTIONS AND ENTREPRENEURSHIP ORGANIZATIONS AT REGIONAL LEVEL

А. В. Русавская, соискатель М. А. Яхъяев, доктор экономических наук, профессор

Основные направления совершенствования взаимодействия кредитных организаций и предпринимательских структур для реализации инвестиционных программ развития регионов:увеличение доступности финансовых ресурсов; расширение форм гибридного финансирования, синдицированного и лизингового кредитования, проектного финансирования; оказание бизнесу широкого спектра консультационных услуг, в особенности по бизнес-планированию; более активное сотрудничество с венчурными фондами. Показано текущее состояние региональных кредитных механизмов на примере Калужской области.

Interaction between credit and entrepreneurship organizations aimed at implementation of regional development programs should be improved according to the following main directions: better accessibility to financial resources; broader spectrum of consultancy, particularly business planning related services rendered to the business; more active cooperation with venture funds. Current regional crediting mechanisms are described for Kaluga Region as example.

Interaction entre organisations de crédit et entreprises afin de réaliser des programmes du développement régionals doit être améliorée selon les directions principales suivantes: meilleure accessibilité aux ressources financièrs; plus large échelle des consultations rendu aux entreprises particulièrement concernant à business-planification; plus active coopération avec les fonds de créditation risquée. Situation courante avec mechanisms régionals de créditation est décrite sur l'example de Kalouga Région.

Wechselwirkung zwischen Kredit- und Businessorganisationen mit der Absicht Regionalinvestitionsprogramme zu verwirklichen soll in folgenden Haupteinrichtungen verbessert werden: bessere Zugänglichkeit zu Finanzressourcen; weiterer Maßstab der Konsultierungen zu Betrieben mit besonderer Aufmerksamkeit auf Businessplanungsfragen; aktivere Kooperation mit Risikokreditfonds. Heutige Situation mit regionalen Kreditierungsmechanismen ist beispielsweise durch Kalugischen Gebiet geschrieben.

Ключевые слова: предпринимательская структура, кредитная организация, финансовые ресурсы, инвестиции, программа, бизнес-план, услуга, консультация.

Key words: business organization, crediting institution, financial resources, investment, program, business plan, service, consultation. Mots clefs: entreprise, insitution de créditation, ressources financièrs, investissement, programme, business-planification, service, consultation. Schlüsselwörter: Businessorganisation, Kreditinstitution, Finanzressourcen, Investition, Programme, Businessplan, Service, Konsultation.

Инвестиционные процессы, являясь отражением общего состояния экономики, определяют динамику ее развития и формируют основы успешного функционирования в будущем.

В рамках исследования вопроса о перспективах взаимодействия кредитных институтов и предпринимательства, хотелось бы привести отдельные данные опроса представителей малого бизнеса в части финансирования инновационных проектов 1.

Как правило, источником финансовых ресурсов для такой коммерциализации являются либо собственные средства исследователей и их родственников/знакомых (39%), либо инвестиции частных российских компаний (32%), либо инвестиции зарубежных компаний (29%). Из всех российских государственных организаций, составляющих «инновационную инфраструктуру», единственной организацией, играющей заметную роль в финансировании коммерциализации разработок,

является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической деятельности. По мнению респондентов, венчурные фонды сегодня пока не играют значимой роли. Результаты опроса инновационных малых и средних компаний подтверждают пессимизм ученых. В подавляющем большинстве случаев финансовые проблемы становятся постоянным спутником инновационной деятельности. Так, по мнению 84% респондентов, найти средства на доработку продукта (разработку прототипа, патентование) оказывается невозможно или крайне сложно. 86% руководителей считают, что венчурное финансирование начинающей компании на этапе вывода продукта на рынок практически недоступно.

Интересны данные о том, каким образом инновационные компании возникли, и на какие средства произошел старт бизнеса. В большинстве случаев, предприятия были созданы сотрудниками научных институтов или университетов, которые решили

1 http://opora.ru/ [Доклад «Конкурируя за будущее России сегодня: новая инновационная политика для России»]

А. В. Русавская, М. А. Яхъяев

Совершенствование взаимодействия кредитных институтов и предпринимательских структур..

коммерциализировать свое направление исследований (61%). Такой путь является общепринятым во всем мире, и Россия, таким образом, идет вполне в русле международных тенденций. Значительна доля тех, кто пришел в инновационный бизнес из государственной компании или из коммерческой организации (17% и 11% соответственно). Что касается финансирования старта, то в большинстве случаев источником послужили или собственные средства основателей (75%), зачастую дополненные средствами, полученными от частных физических лиц, включая друзей и родственников (16%). В достаточно большой доле случаев источниками стали средства государственной поддержки - средства специальных фондов (27%) или другие формы (6%). Частные институциональные средства - банковские кредиты (7%) или средства негосударственных специализированных фондов (9%) - использовались лишь в редких случаях. Помимо низкой доступности финансирования, многие руководители инновационных малых и средних компаний высказывают недовольство и другими аспектами инновационной инфраструктуры. Так, 62% опрошенных заявляют о плохой доступности помещений в бизнес-инкубаторах (речь идет об офисах и лабораториях, которыми начинающая компания может пользоваться по льготным ценам). Лишь 16% участников опроса считают помещения в бизнес-инкубаторах в той или иной мере доступными.

Начинающим инновационным компаниям зачастую бывает сложно найти специализированные услуги в области интеллектуальной собственности, бизнес-планирования, маркетинговых исследований; о низкой доступности таких услуг говорят 51% респондентов (с ними не соглашаются 24%). Несколько лучше обстоит дело с доступностью специализированных программ повышения квалификации в управлении бизнесом (речь идет, например, о таких темах, как бизнес-план, управление качеством, маркетинг и продвижение, экспорт, финансы, производственный процесс): здесь меньше недовольных руководителей компаний (35%), и больше довольных (38%). Правда, качество таких программ оценивается невысоко; по мнению 44% участников опроса, такие программы не отвечают потребностям их бизнеса. Удовлетворены качеством образовательных программ лишь 25% респондентов 1.

Поэтому, на наш взгляд, стратегическое сотрудничество кредитных институтов и предпринимательства для реализации инвестиционных программ развития региона должно, в первую очередь, основываться на нижеследующих принципах.

1. Увеличение доступности финансовых ресурсов (разработка программ для предприятий малого и среднего бизнеса, включая инновационное предпринимательство).

2. Применение форм гибридного финансирования с участием банков и инвестиционных фондов.

3. Более активное использование форм синдицированного кредитования, проектного финансирования, лизингового кредитования.

4. Разработка методологии оценки стартовых проектов с учетом оценки инвестиционного риска заемщика.

5. Предоставление услуг по бизнес-планированию и оказанию других консультационных услуг заемщикам.

6. Более активное сотрудничество с венчурными фондами, разработка совместных программ финансирования.

Реализация указанных принципов будет способствовать дальнейшему стратегическому сотрудничеству кредитных институтов и малого бизнеса, что отразится на общеэкономическом потенциале, даст мощный импульс для развития технологий и инноваций в будущем.

Исследуя вопросы совершенствования нормативно-правовой базы кредитных институтов, регулирующей финансирование инвестиционной деятельности, остановимся на текущем состоянии региональных кредитных механизмов на примере Калужской области.

На протяжении ряда лет областной бюджет имеет социальную направленность, при этом имеет место увеличение расходов, направляемых на социальную сферу, что связано, в первую очередь, с необходимостью повышения качества предоставления гражданам государственных услуг и с модернизацией сети оказания таких услуг за счет бюджетных средств. Данное увеличение никак не влияет на рост инфляции в регионе.

Бюджет формируется исходя из реально прогнозируемых доходов. Что касается межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, то они учтены в бюджете только в том объеме и по тем направлениям, которые уже предусмотрены в федеральном бюджете для Калужской области. Мероприятия, источники финансирования которых не определены, в бюджете не предусматриваются.

1 http://opora.ru/ [Доклад «Конкурируя за будущее России сегодня: новая инновационная политика для России»]

Научно-практический журнал

октябрь-декабрь 2011

На федеральном уровне создан ряд инструментов, призванных обеспечить поддержку мероприятий для достижения стратегических целей развития Российской Федерации на региональном уровне. Для Калужской области актуальными являются следующие инструменты 1:

• долгосрочные и ведомственные целевые программы;

• особые экономические зоны технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов;

• государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»;

• финансовая поддержка наукоградов Российской Федерации (строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры);

• Инвестиционный фонд Российской Федерации;

• Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;

• ОАО «Российская венчурная компания»;

• Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и ряд других инструментов.

Повышение качества и эффективности управления состоит в эволюционном развитии системы управления Калужской области, синхронизированном с происходящими на ее территории социально-экономическими изменениями.

Первое направление деятельности по повышению качества государственного управления предполагает развитие системы стратегического планирования деятельности исполнительных органов государственной власти области. Документами регионального планирования, кроме Стратегии, являются комплексная программа социально-экономического развития области и схема территориального планирования. В них выстраивается единая система целей и приоритетов по управлению развитием (стратегия) с системой конкретных мероприятий и показателей (программа), имеющих практическую пространственную проекцию по отношению к территории (схема территориального планирования). Этот комплекс документов позволит сформировать критерии оценки эффективности управления.

Второе направление деятельности по повышению качества государственного управления состоит в повышении качества бюджетной политики, что подразумевает переход к управлению по результатам и к программно-целевому методу (в том числе, к системе индикаторов и целевых показателей).

Одним из важнейших условий успешной реализации стратегических приоритетов является оптимизация управления областного бюджета и местных бюджетов, что позволит обеспечить декларируемый на всех уровнях государственного и муниципального управления отход от отраслевого принципа.

Переход к межотраслевому управлению связан с переходом от «управления затратами к управлению результатами». Для этого необходима разработка и поэтапное внедрение технологии работы с бюджетом, ориентированной на создание «бюджета развития» (результативное управление). Это требует пересмотра принципов бюджетного управления с учетом административной реформы и приоритетов (целей) стратегического развития области.

Государственное финансирование должно благоприятствовать программам с высокой степенью риска, долгосрочным и дорогостоящим. Финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) является одним из основных инструментов государственной поддержки инновационного пути развития экономики. ФЦП формируются только для решения крупных научно-технических, производственных, экономических и социальных проблем, выявляемых в ходе разработки государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.

Стратегические вопросы требуют тщательного и всестороннего изучения, чему способствует расширенная система показателей эффективности инвестиционного процесса. Анализироваться должны не только внутренние показатели инвестиционного проекта; следует производить оценку изменения бизнеса в результате реализации инвестиционного проекта. Ввиду отсутствия представления о рациональной системе оценки проектов и объективного отношения к своей системе принятия инвестиционных решений, предприятия московского региона не имеют собственной системы критериев и показателей анализа проектов на предмет их эффективности, окупаемости и безопасности, как внешней, так и внутренней.

1 Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года http://www.admoblkaluga.ru

Русавская А. В. - соискатель Российский академии предпринимательства (Russavskaya A. V. - Competitor for Scientific Degree, Russian Entrepreneurship Academy)

Яхъяев М. А. - доктор экономических наук, профессор (Doctor of Economic Sciences, Professor) e-mail: moroznikolaj@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.