Научная статья на тему 'Совершенствование внутреннего налогового контроля в налоговых органах на основе использования информационных технологий'

Совершенствование внутреннего налогового контроля в налоговых органах на основе использования информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TAX / TAXATION / CONTROLS / INFORMATION SYSTEMS / INFORMATION TECHNOLOGY / SOFTWARE / ONLINE SERVICES / AUTOMATION / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ковшов Сергей Александрович, Филиппова Наталья Алексеевна

В статье обосновывается важность и необходимость использования информационных систем и технологий в работе налоговых органов. Рассматриваются основные аспекты модернизации налоговой службы в направлении внедрения интернет сервисов, которые повышают качество информационного обеспечения внутреннего налогового контроля в налоговых органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование внутреннего налогового контроля в налоговых органах на основе использования информационных технологий»

УДК 336.221.24

Экономические науки

Ковшов Сергей Александрович, студент 5 курса специальности

«Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Филиппова Наталья Алексеевна, д.э.н., профессор кафедры

«Финансов и кредита» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация: В статье обосновывается важность и необходимость использования информационных систем и технологий в работе налоговых органов. Рассматриваются основные аспекты модернизации налоговой службы в направлении внедрения интернет - сервисов, которые повышают качество информационного обеспечения внутреннего налогового контроля в налоговых органах.

Ключевые слова: налог, налогообложение, контроль, информационные системы, информационные технологии, программы, онлайн - сервисы, автоматизация, совершенствование.

Abstract: This article explains the importance and necessity of the use of information systems and technologies in the work of the tax authorities. The main aspects of the modernization of the tax service towards the introduction of the Internet -services that improve the quality of information support of internal tax audit the tax authorities.

Keywords: tax, taxation, controls, information systems, information technology, software, online - services, automation, improvement.

Появление новых информационных систем и технологий в настоящее время стало, по сути, информационной революцией. По своей информационной насыщенности, по темпам и по глобальности в истории человечества этому процессу нет аналогов.

Революция в сфере информационно - коммуникационных технологий, бурное развитие электронной индустрии, глобальные процессы компьютеризации, развитие сети Интернета обусловили необходимость изучения и применения информационных технологий в процессе подготовки различных специалистов, в том числе в сфере налогообложения.

В работе налоговых органов активно используются достижения передовых информационных технологий, обеспечивающих реализацию задач по расширению объема предоставляемых бесплатных услуг, организации внутреннего налогового контроля в налоговых органах и повышению качества обслуживания налогоплательщиков.

В связи с этим, дальнейшее совершенствование внутреннего налогового контроля в налоговых органах без расширения информационных систем и инструментов анализа, повышения научно - технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в налоговых органах практически невозможно [1].

Несмотря на все положительные тенденции, произошедшие в процессе модернизации налоговых органов, требуется дальнейшее его развитие.

ФНС России планирует осуществлять модернизацию деятельности налоговых органов по следующим пяти направлениям.

Во - первых, максимальное разделение информационной системы на два блока: автоматической обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей. Функции налогового автомата будут реализованы в федеральном Центре обработки данных (ЦОД) и должны включать формирование начислений и платежей, расчет пеней и подготовку документов для направления налогоплательщику. Кроме того, в ЦОД будут перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников (Федеральное казначейство, Центральный банк, Сбербанк, Росреестр, ЗАГС, ФМС России и др.) Конечная цель - переход полностью на электронный документооборот, как с внешними источниками, так и с налогоплательщиками.

Во - вторых, создание централизованной системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках. На базе этой

системы должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в электроном виде.

В - третьих, глобальная перестройка сервиса «Личный кабинет», который должен стать местом доступа налогоплательщиков к информации, содержащейся в интернет - ресурсах ФНС России, а также к сервисам по взаимодействию налогоплательщиков и налоговых органов бесконтактным способом.

В - четвертых, формирование единой системы мониторинга и управления деятельностью налоговой службы, включая контроль соблюдения процедур и сроков, формирования сигнальной информации об организационно -технологическом состоянии налогового органа, блок поддержки принятия управленческих решений.

В - пятых, модернизация инфраструктуры ФНС России [4].

В соответствии с представленными направлениями для повышения качества информационного обслуживания внутреннего налогового контроля используются такие интернет - сервисы, как «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Заплати налоги», «Узнай свою задолженность», «Проверь себя и контрагента» и другие.

В рамках работы по повышению внутреннего налогового контроля, качества обслуживания налогоплательщиков и совершенствования информационного взаимодействия с гражданами Федеральная налоговая служба начала проект по тестированию регистрации (авторизации) в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП), универсальной электронной карты (УЭК).

В начале 2014 года число пользователей «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» составляло 6,1 млн., а на начало 2015 года - свыше 11,9 млн. [7].

Удобство «Личного кабинета» поняли уже многие, так как данный сервис, наряду с информацией о задолженности, предоставляет возможность получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о

суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат; осуществлять оплату начислений по налогам, заполнять декларацию по форме 3 -НДФЛ и отслеживать статус ее камеральной проверки; обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

Самым популярным сервисом ФНС России с 2012 года стал сервис «Проверь себя и контрагента». В 2012 году количество обращений составило 435 млн., а в 2013 году зафиксировано уже более 584 млн. обращений [7].

Среди интерактивных сервисов, пользовавшихся большой популярностью у пользователей в 2013 году, также: «Узнай ИНН» - свыше 23 млн. обращений; «Создай свой бизнес» - свыше 3 млн. обращений; «Имущественные налоги: ставки и льготы» - около 3 млн. обращений; «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции» - свыше 2,3 млн. обращений [7].

Для повышения качества и выполнения процедуры отбора налогоплательщиков используется компьютерная программа «ВНП - отбор». В ней выделен ряд признаков недобросовестности, каждому из которых присваивается свой «балл» от 0,2 до 3,0 и чем выше балл, тем больше вероятность, что данный налогоплательщик попадет под выездную налоговую проверку [2].

Другой, не менее интересный сервис - Информационная система КСНП (Комплексные сведения о налогоплательщиках), которая используется налоговыми органами для оперативного получения информации о компании, ее контрагентах и аффилированных лицах. Источником информации в данном случае являются сведения, предоставляемые на этапе регистрации, внесений изменений в учредительные документы и сдаче отчетности. Он позволяет значительно сузить круг контрагентов, по которым необходимо провести проверку, а также выявить ряд признаков налоговых схем внутри группы взаимозависимых компаний или схем с участием однодневок.

Другая информационная система это «САИ - В» - программа, автоматически собирающая и оценивающая информацию, поступающую от внешних источников. Третьими лицами могут выступать и правоохранительные,

и регистрирующие органы - Росрегистрация, Роснедвижимость, ФТС, ФСФМ, и, конечно, так называемые «граждане - доброжелатели» [3].

Особый интерес представляет специальное программное обеспечение Система электронной обработки данных ЭОД, АИС «Налог - 3», с использованием которой налоговый орган может осуществлять выбор и поиск любой информации, полученной в ходе проверки, в том числе по любой группе показателей для проведения необходимого анализа. В частности, использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для выездной проверки.

И наконец, глобальный проект модернизации налоговых органов АИС «Налог-3», он начат в конце 2010 года, в 2013 году перешел на этап опытной эксплуатации. Закончить полномасштабное внедрение АИС «Налог-3» планируется к концу 2016 года [6].

Таким образом, несмотря на высокий уровень информатизации налоговых органов, проведенное исследование показало всё еще недостаточно высокую степень применения информационных технологий в процессе осуществления налогового контроля. В полной мере автоматизированы только камеральные проверки, процедура же планирования и сопровождения выездного налогового контроля практически не автоматизированы. Кроме того, все еще довольно низкой остается доля представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи организациями и индивидуальными предпринимателями. Это значительно усложняет работу проверяющих, требует отвлечения работников на дополнительный ввод информации, приводит к ошибкам, а иногда и потере данных.

На наш взгляд, использование и совершенствование информационных технологий позволит сократить количество ошибок в учете налогоплательщиков, облегчит и качественно улучшит работу самих налоговых органов.

Целенаправленное и постепенное внедрение проектов телекоммуникационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов должно обеспечить в ближайшей перспективе эффективное

функционирование процессов электронной обработки данных и массовый переход налогоплательщиков на предоставление информации в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что даст возможность построить эффективную информационную модель налогового администрирования, определять для каждого налогоплательщика объем информации, необходимой для контроля за соблюдением им налогового законодательства [5].

Автоматизация налогового контроля за счет применения взаимоувязанного комплекса мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов, автоматизированной камеральной проверки, применение прогрессивных автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок, а также использование различных онлайн - сервисов будут способствовать рационализации и повышению результативности работы налоговых органов.

Использованные источники:

1. Асабова О.М., Аршинов И.В. Контроль за организацией проведения камеральных и выездных налоговых проверок на основе использования инновационных технологий / О. М. Асабова, И.В. Аршинов // Экономика и социум. - 2013. № 4-1 (9). - С. - 61-64.

2. Борзова А.С Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок / А.С. Борзова // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2013. - № 196 (10). С. - 112-116.

3. Мишустин М. В. - Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России : Монография./ М.В. Мишустин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА 2013 - 231 с

4. Филиппова Н.А., Ефремова Т.А. Контроль в системе налогового администрирования: современное состояние и тенденции развития в условиях модернизации деятельности налоговых органов : монография / Н.А. Филиппова, Т.А. Ефремова. / Издательство мордовского университета, 2014. - 104 с.

5. Хашева З.М., Серпков Ю.В. Внедрение передовых информационных технологий в налоговых органах России / З.М. Хашева, Ю.Ы. Серпков / Научный вестник Южного института менеджмента. - 2014. - № 1. - С. - 86-91.

6. Чухнина Г.Я. Сущность и роль автоматизированных информационных технологий в системе налогового контроля / Г.Я. Чухнина // Академический вестник. - 2014. - № 1 (27). - С. 140-147

7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФНС на 2014-2017 годы [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.nalog.ru/rn77/about fts/fts/activities fts/ftsefficiency/5071588/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.