Научная статья на тему 'Совершенствование управления земельными ресурсами в республике Дагестан'

Совершенствование управления земельными ресурсами в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления земельными ресурсами в республике Дагестан»

Проблематично и обеспечение хозяйств высокопродуктивными качественными семенами районированных сортов, что отрицательно сказы вается на получение высоких урожаев. В этой области ушла в тень деятельность научно-исследовательских учреждений республики и ученых, работающих в них.

Вместо заключения хочется отметить, что в ходе земельной реформы в Республике Дагестан достигнуты определяющие в становлении нового земельного строя преобразования. Осуществлен переход от государственной монополии на землю к различным формам собственности, заложены основы многоукладного земледелия. Формируются основы земельного рынка. Сформирован фонд перераспределения земель.

Однако, пока еще, реформы не решили возложенные на нее задачи, конечной целью которых является экономически эффективное и экологически безопасное использование земли: владельцы земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования.

Одна из причин такого положения в том, что земельная реформа проводится в условиях столь глубокого экономического кризиса, что отдельные положительные результаты обесцениваются. В настоящее время перед республикой стоит сложная задача по завершению реформирования, которая должна соединить свободу владения и распоряжения землей с государственным регулированием, обеспечить эффективное использование земельных ресурсов и социальную справедливость при их распределении.

Стратегия и тактика дальнейших преобразований в сфере сельскохозяйственного землевладения и землепользования должны заключаться в постепенном движении к такому типу организации землепользования, который обеспечивал бы создание условий для рационального и эффективного использования республиканского земельного потенциала, экономическую и социальную стабильность сельскохозяйственного производства республики.

Одним из важнейших путей (решения проблемы) повышения эффективного использования земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения является передача земель в частную собственность и владение, создание и закрепление пастбищных земель за сельскими общинами на вечное пользование без права продажи и передачи (при-сельские пастбищные угодья), создание резервного фонда пахотных земель для перспективного развития населенных пунктов (10-15%) с правом передачи в краткосрочную аренду всем желающим (на конкурсной основе). Определение и закрепление паев (долей) за постоянно проживающими и занимающимися сельским хозяйством (пенсионерами и инвалидами) летних и зимних пастбищных угодий с правом передачи в аренду, субаренду пользователям с обязательной регистрацией в администрациях сел и районных земельных комитетах.

Для решения обозначенной проблемы, на наш взгляд, представляется необходимым:

- оптимизация структуры сельскохозяйственного землепользования на основе наиболее экономически выгодного и рационального использования резерва земель, производственного потенциала и инфраструктуры;

- создание условия для дальнейшей демократизации земельных и производственных отношений с целью предоставления хозяйствующим субъектам дополнительных возможностей проявления самостоятельности и инициативы;

- обеспечение формирования современного агробизнеса на основе равноправного представительства на рынке сельхозтоваропроизводителей не зависимо от организационно-правовых форм собственности и хозяйствования;

- осуществление государственной поддержки материально-техническими и финансовыми ресурсами специализированных и эффективно функционирующих предприятий, обеспечив строгий контроль за их целевым использованием и своевременным возвратом;

- осуществление регулярного государственного контроля над использованием и охраной сельскохозяйственных угодий и особенно пашни;

- разработка и реализация мер по стимулированию целевого использования земель с применением передовых технологий производства;

- использование земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению и по фактам не использования их, подвергать двух (и более) кратному обложению земельным налогом пользователей этих земель;

- создание по зонам республики машинно-технологических станций для проведения агротехнических работ по эффективному использованию земель;

- средства, поступающие в местные бюджеты от налога на землю направлять на повышение плодородия почв;

- производить залужение неиспользуемых площадей пашни, особенно орошаемых, путем посева люцерны и других, перспективных многолетних трав.

Бабаханов С. Г.

Совершенствование управления земельными ресурсами в Республике Дагестан

Управление земельными ресурсами всегда являлось важнейшей государственной задачей, так как во все времена успех экономических реформ зависел от решения вопроса о земле. Поэтому из-за государственной важности проблемы и в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе органов исполнительной власти создан орган специальной компетенции - Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, на который возложены функции управления земельными ресурсами.

Одним из ключевых направлений управления земельными ресурсами на современном этапе является обеспечение устойчивого функционирования рыночных механизмов в сфере земельных отношений. Решение данной задачи во многом зависит от эффективной работы системы государственного земельного кадастра (ГЗК) как информационной основы управления земельными ресурсами. Степень достижения цели, поставленной перед ГЗК, является главным экономическим критерием, оправдывающим его существование.

Государственный земельный кадастр, основной задачей которого является обеспечение информацией процессов управления земельными ресурсами, представляет собой комплекс мероприятий по сбору, обработке, накоплению, хранению и распределению кадастровой информации между пользователями.

Однако, обеспечивая информацией функции и задачи управления, информация формируется и актуализируется в ГЗК главным образом в процессе государственного учета. И в этом смысле объектом учета, а потому и объектом ГЗК (кадастрового описания) являются земельные ресурсы, выступающие как земельные участки и территориальные зоны.

Необходимость такого разделения вызвана новыми подходами к управлению земельными ресурсами на современном этапе, а потому и новыми требованиями, предъявляемыми к составу сведений и технологическому процессу ведения ГЗК.

Признание земли недвижимостью и введение ее в гражданский оборот ставит перед органами управления ряд задач, связанных с регулированием земельного рынка и налогообложением. Для их решения ГЗК должен содержать информацию о земельных участках как объектах недвижимости и объектах рыночных отношений. В то же время земля, являлась ограниченным стратегическим ресурсом государства, выступает как объект территориального управления.

Задачи такого управления, связанные с планированием развития территорий и использованием земель, реализуются в прогнозах, программах и проектах землеустройства, градостроительства, лесоустройства, охраны природы и др. Решение этих задач требует введение в систему ГЗК необходимой информ ации о территориальных зонах.

Итоги первого этапа земельной реформы показали, что несмотря на наличие ряда нормативных правовых актов, направленных на создание и ведение ГЗК, до настоящего времени отсутствует полное и единое понимание того, что должен представлять собой ГЗК на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ, какова его структура, какие сведения он должен содержать и решение каких задач должен обеспечивать. Все это заставляет пересмотреть концептуальные положения ведения ГЗК в целом, так как действующая система неадекватно отражает состояние земель Республики и серьезно затрудняет процессу реформ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. утверждено Положение о Государственном комитета Российской Федерации по земельной политике, которым установлено, что ведение ГЗК на федеральном уровне и уровне субъекта РФ возложено на Госкомзем Российской Федерации и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Указами Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России и от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», а также Указ Государственного Совета Республики Дагестан «О реализации конституционных прав граждан на землю» был обеспечен переход ко второму этапу земельных преобразований в России и в Республике Дагестан в основном экономическими методами. Эти указы представляют возможность организации гражданского оборота земельных долей и земельных участков на основе рыночных цен на землю, обеспечения перехода земли к эффективно работающим лицам и оптимизации землепользования, залога земель для привлечения инвестиций, приватизации земель под приобретенными объектами недвижимости.

Для обеспечения функционирования земельного рынка создается необходимая информационная инфраструктура - земельный кадастр, системы регистрации прав на недвижимое имущество, оценки земель и ипотечного кредитования.

Главная задача современного этапа состоит в системной разработке и освоении всех элементов правового и экономического механизма регулирования земельных отношений, включая все правомочия по распоряжению земельной собственностью, все варианты земельного оборота при государственном контроле за выполнением земельного законодательства.

Несмотря на ряд положительных итогов первого этапа земельной реформы, процессы этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и очень медленно.

Главным упущением в ходе реформ стало то, что до сих пор не создана система земельного законодательства.

Вместе с тем, необходима более глубокая дифференциация по видам использования земель и их качеству, учитывающая соотношение спроса и предложения на худшие, средние, лучшие и элитные земельные участки, что может быть выявлено только в процессе рыночного оборота земель.

До сих пор не проведено разграничение земель, находящихся в Федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и в муниципальной собственности, что приводит к муниципализации всех земель, снижает эффективность управления земельными ресурсами.

Земельная реформа достаточно длительный процесс особенно для такой страны, как Россия, который за два-три года невозможно полностью реализовать, что и подтверждается историческим опытом реформирования земельных отношений в России и в Республике Дагестан.

Список использованной литературы:

1. Положение о государственном земельном кадастре. Постановление СМ РД от 25.08.92 № 622.

2. Земельный вестник России № 1-2000.

3. Закон «О государственном земельном кадастре Российской Федерации» - принят Государственной Думой 24 ноября 1999 года; одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 года.

4. Постановление Правительства РФ от 3.08.96 г. № 932 «Об утверждении федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра».

5. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Республики Дагестан за 1998 год. Махачкала. Госкомзем РД 1999 год.

Шарипов Ш.И.

Земельные отношения и развитие личных подсобных хозяйств населения в Республике Дагестан

Анализ складывающихся в республике земельных отношений показывает, что за период радикальной экономической реформы произошли значительные изменения в формах ведения хозяйств, категориях землепользователей, площадях земель используемых сельскохозяйственными предприятиями и гражданами.

Более 299 тыс. граждан за период с начала реформы стали владельцами земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства , коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства, крестьянских (фермерских) хозяйств. Практически каждая семья в республике имеет земельные участки в пожизненно наследуемом ведении.

Количество и размеры индивидуальных землепользователей в республике ежегодно увеличивается и происходит резкое перемещение производства продукции сельского хозяйства из коллективных сельхозпредприятий преимущественно в ЛПХ населения (рис.1).

Рисунок 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.