Источники
1. Сазонов С.Н., Сазонова Д.Д. Техническое оснащение как фактор восстановления фермерских хозяйств // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2010. - № 5. - С.24-26.
2. Миндрин А.С. Технология как предмет системного анализа//АПК: экономика, управление. 2010. - № 2.-С. 26-33.
3. Сазонов С.Н. Современные тенденции в развитии фермерского движения -иллюзии и реаль-ность//Крестьяноведение. -М., 1996. _ С. 236-257.
4. Попова О.Н. и др. Обеспечение нефтепродуктами фермерских хозяйств//Наука в центральной России. -2013. -№ 1. _ С.44-50.
5. Сазонова Д.Д., Сазонов С.Н. Аллокативная эффективность использования производственных ресурсов в фермерских хозяйствах//Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2013. - № 3-4. -С. 33-54.
6. Сазонова Д.Д., Сазонов С.Н. О соразмерности
социальных платежей и результатов деятельности фермерских хозяйств//Человек и труд.-2013. - № 7.
7. Кузьмин В.Н. и др. Справочник фермера. М., 2013. - 616 с.
8. Ерохин Г.Н. и др. Моделирование показателей использования зерноуборочных комбайнов ACROS 530 и VECTOR 410.//Вестник ЧГАА. -2013. -Т. 65. - С.П4-П7.
9. Попова О.Н. и др. Первоочередные объекты производственной инфраструктуры в КФХ // Техника и оборудование для села. 2006. - № 12. -С.14-16.
10. Никитин А.В. и др. Учет и налогообложение фермерских хозяйств.Мичуринск, 2013. - 54 с.
11. Сазонов С.Н., Сазонова Д.Д. Оценка эффективности использования производственно-технических ресурсов в фермерских хозяйст-вах//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. - № 1.- С.96-103.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЕЙ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Семенов С.Н., д.э.н., гл.науч. сотр. ФГБНУ «Институт аграрных проблем РАН», Новинькова Ж.Л., к.э.н., доц. Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХ и ГС при Президенте РФ
г. Саратов
1. В современных условиях экономических санкций и продовольственного эмбарго Запада в отношении Российской Федерации особую актуальность приобретает проблема продовольственной безопасности и независимости страны и регионов, успешному решению которой способствует стратегия импорто-замещения в агропромышленном производстве, направленная на повышение конкурентоспособности и устойчивого развития отечественного АПК путем замещения импортируемого продовольствия, средств, технологий и методов производства.
К сожалению, проблема разработки и реализации стратегии импортозамещения в рамках АПК в теории и практике раскрыта недостаточно полно. Термин «импортозамеще-ние», например, отсутствует в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 120от 30 января 2010 года. Практически отсутствует научно обоснованный механизм импортозамещения в региональных АПК и агропромышленных предприятиях. Особенно мало разработанной является проблема управления стратегией импортоза-мещения на всех уровнях АПК, а также оценка эффективности реализации таких стратегий.
2. Импортозамещение в АПК является особым типом экономической стратегии и агропромышленной политики государства, направленной на защиту внутреннего производи-
теля всех сфер АПК, путем замещения импортируемой агропромышленной продукции продукцией национального агропромышленного производства, стимуляции внутреннего производства продовольствия.
Целью стратегии импортозамещения в АПК является создание благоприятной среды для его устойчивого развития как путем эффективной поддержки агропромышленного производства, активной инновационно-инвестиционной политики, так и с помощью антисанкций и ограничения и сокращения импорта.
3. Управление стратегией импортоза-мещения в АПК является процессом принятия управленческих решений и реализации прочих функций управления в рамках совершенствования механизма эффективного развития агропромышленных формирований за счет максимального использования существующих ресурсов и резервов с целью обеспечения импор-тозамещения, продовольственной безопасности и независимости.
4. По нашему мнению, стратегию им-портозамещения в АПК следует рассматривать как политику территориального развития, осуществления социально-экономической модернизации сельско-городских территорий. В этой связи стратегический блок импортозаме-щения должен занять ведущее значение в базовых программах социально-экономического развития регионов, охватывающих период в 15-20 лет и опирающихся на общенациональ-
ные программы макроэкономического научно-технического развития, структурную и институциональную модернизацию АПК, его кластерную организацию.
В противовес интенсивному развитию процессов урбанизации в рамках стратегии импортозамещения необходимо более ускоренными темпами осуществлять процессы аг-раризации региональных интеграционных структур, базирующихся на использовании возобновляемых природных ресурсов и трас-формирующих природную среду.
5. Стратегия импортозамещения в АПК не может быть эффективно реализовывана без целенаправленного развития процессов агропромышленной интеграции-достижения высшего уровня синтеза сельского хозяйства с промышленностью. При этом важное значение приобретает формирование его особой формы интегрированной системы «город-село», в рамках которых должно происходить расширение функций села (производственных, инфраструктурных, рекреационных), проникновение индустриальных технологий и стандартов в сельскую среду обитания. В условиях реализации стратегии импортозамещения в АПК необходим переход на новую модель агропромышленной интеграции, на ее интенсивный тип.
6. Переход на интенсивный тип агропромышленной интеграции в рамках стратегии импортозамещения диктует необходимость широкого вовлечения в эту деятельность разработчиков, проектировщиков, производителей, торговли и потребления.
В этой связи формируемые в регионах агропромышленные кластеры необходимо осуществлять на основе развития градостроительного проектирования и разработки проектов планов сельских населенных пунктов.
Необходимо серьезно организовать восстановление старых периферийных центров
групповых систем расселения (малых городов, поселков городского типа и сел-центров крупных развитых предприятий).
Большую роль в повышении конкурентноспособности и устойчивости развития сельских территорий должны сыграть формируемые на базе центров передовых хозяйств и районов агрогорода. Они должны взять на себя функцию организации импортозамещения на микроуровнях, сбыта отечественной агропромышленной продукции, развития агропромышленного лизинга современной техники и агротехнологии, повышения квалификации и подготовки кадров.
Целесообразно также в рамках программ импортозамещения шире использовать рекреативные возможности сельских территорий, размещение агротуристических, санаторных и спортивно-оздоровительных досуговых комплексов на сельской территории. Заслуживает внимания в этой связи опыт саратовских проектировщиков по реализации концепции многофункциональных общественных центров поселений сельского типа.
В целях сглаживания усиливающейся асимметрии в пространственном развитии сельских территорий, ликвидации депрессивных районов необходимо модернизировать и адаптировать к изменившимся условиям существующую методику социо-инфраструктурной оценки территорий, включив в нее социально-экономическое Форсайт-проектирование и дорожное картирование, с помощью которых формировать варианты возможного будущего (конкурентноспособного) российского села, определять сценарии его развития, достигать консенсус по выбору того или иного желательного сценария, предпринимать меры по его реализации.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В АПК В УСЛОВИЯХ ВТО
Баутин В.М., д.э.н., проф., засл. работник высшей школы РФ Воронежского государственного университета инженерных технологий Шаталов М.А., к.э.н., доц., нач. отд. Воронежского экономико-правового института
Переход от социалистического агропромышленного производства к рыночному оказался долгим и сложным. Намеченную в начале реформ простую и ясную схему преобразования колхозов и совхозов в фермерские хозяйства реализовать не удалось. Интерес к проблеме развития интеграционных процессов в АПК в пореформенное время в России стал
нарастать ввиду усиления воздействия множества внутренних и внешних факторов, среди которых особо выделяются:
- низкая конкурентоспособность продукции большого числа отечественных промышленных предприятий перерабатывающих отраслей экономики;