УДК 36.364
В.Б. Тасеев*
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Данная статья посвящена проблеме совершенствования системы управления социального обслуживания населения как фактора повышения уровня благосостояния граждан, нуждающихся в социальной защите.
Ключевые слова и фразы: социальное управление, социальная работа, система социального управления, социальная помощь, организационная структура, социальные группы, учреждения социального обслуживания.
Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.
Рассматривая совершенствование управления социального обслуживания населения, следует отметить, что оно направлено на оказание помощи, поддержки, защиту всех людей, особенно слабо защищенных слоев и групп.
Процесс управления социального обслуживания предполагает определенную организационную структуру, под которой понимается совокупность органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организационная структура управления в целом и в социальном обслуживании населения, в частности, должно содержать минимальное число звеньев и уровней управления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления [1].
Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления по оказанию
социальной помощи населения.
Современное государство может развиваться только при условии, что его социально-экономическая политика учитывает уровень и качество жизни своих граждан. Качество жизни, являясь интегральной характеристикой физического, пси-
♦ © Тасеев В.Б., 2008
Тасеев Виктор Борисович, кафедра государственного и муниципального управления государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова. 1.
хологического, эмоционального и социального функционирования человека, представляется важным ориентиром управления социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.
Созданная система управления социальной поддержки граждан позволяет оказывать социальную помощь, повысить уровень благосостояния граждан, нуждающихся в социальной защите. Для этого в Самарской области приняты законы «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», «О ветеранах труда Самарской области». В рамках этих законов меры социальной поддержки получают около 410 тыс. жителей губернии.
Большое внимание в Самарской области уделяется развитию нестационарных форм обслуживания. Это позволяет значительно снизить потребность в других, более затратных видах социального обслуживания. Об этом говорит тот факт, что на сегодняшний день численность пожилых граждан и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, составляет только 0,2% от общей численности населения Самарской области, тогда как по России этот показатель равен 0,6%. В развитых странах этот показатель составляет не менее 4% пожилых граждан.
В настоящее время в Самарской области проживает более 800 тыс. пожилых людей, из них в возрасте 75-89 лет - 1 79,9 тыс. человек; 90 лет и старше - 8,7 тыс. чел. Именно в этом возрасте пожилые люди наиболее уязвимы.
Система социального обслуживания Самарской области с учетом потребности различных возрастных групп пожилых людей в социальных услугах включает 73 государственных учреждения, из них - 47 центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и 26 пансионатов общего типа для ветеранов войны и труда.
В целях обеспечения прав пожилых людей и инвалидов на социальное обслуживание в регионе принят «Порядок предоставления социального обслуживания населению в Самарской области», который регламентирует деятельность учреждений социального обслуживания.
Наиболее востребованы у пожилых людей услуги, предоставляемые отделениями социального обслуживания на дому. Сегодня в области насчитывается 438 отделений надомного обслуживания. Основная цель их деятельности заключается в создании условий для максимально длительного пребывания пожилого
человека в привычной домашней обстановке.
Ежегодно постоянными клиентами отделений являются свыше 52 тыс. человек, что составляет 96,9% от числа обратившихся в социальные службы граждан. Это значительно превышает аналогичный показатель по России, который в соответствии с прогнозом в 2008 году должен составить более 80%.
Другим индикатором развития социальных служб является охват граждан пожилого возраста всеми видами социального обслуживания на дому. В Самар-
ской области этот показатель составляет 593,7 человек на 10 тыс. населения области, в то время как по России в 2007 году он составил 356 человек.
В целом по области перечень дополнительных платных услуг превышает 90 наименований. Так, 57% (1587 человек) граждан в возрасте старше 90 лет, которые относятся к долгожителям (2794 чел.), являются длительное время подопечными данных отделений.
Учитывая постоянно возрастающую потребность общества в надомных социальных услугах, на современном этапе развития социального обслуживания все большее значение приобретает вопрос о широком внедрении в практику работы социальных служб различных стратегий домашнего социального ухода. К ним можно отнести социальный патронаж, институт приемной семьи для одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов, институт сиделок.
Для решения этого вопроса в социальных службах Самарской области начинают создаваться хозрасчетные отделения социального обслуживания на дому, предоставляющие услуги сиделки на платной основе. Востребованность данных отделений объясняется доступными ценами, с другой стороны, сложившимся общественным мнением, что только государственные и муниципальные учреждения способны обеспечить правовую и физическую безопасность престарелых людей, гарантировать качество социального обслуживания независимо от уровня дохода человека, его социального положения и физического состояния.
Центры социального обслуживания являются многофункциональными учреждениями. Кроме надомного социального обслуживания все более актуальным в их деятельности становится обеспечение условий для сохранения физического и интеллектуального здоровья граждан в пожилом возрасте.
Для повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов центры социального обслуживания активно работают в направлении продления физической и социальной активности в пожилом возрасте.
В Самарской области работает 11 центров, оказывающих реабилитационные услуги для инвалидов и граждан пожилого возраста, в центрах социального обслуживания работает 9 социально-реабилитационных отделений.
В целях повышения возможностей самообслуживания, передвижения, обмена информацией в соответствии с постановлением Правительства Самарской области пожилые люди, являющиеся инвалидами, обеспечиваются за счет средств областного бюджета вспомогательными техническими средствами реабилитации.
В центрах социального обслуживания действуют комнаты социально-бытовой адаптации, где квалифицированные специалисты по социальной работе проводят обучение инвалидов и членов их семей применению технических средств реабилитации. Для всех нуждающихся создаются пункты проката технических средств реабилитации, куда при необходимости может обратиться пожилой человек.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг в Самарской области развивается служба «социального такси». Для этого в социальные службы области переданы специализированные микроавтобусы «ГАЗель», оборудованные специальным подъемником.
Одним из способов сохранения активного долголетия являются пропаганда здорового образа жизни, привлечение пожилых людей к занятиям физкультурой и спортом. Большое внимание развитию данного направления уделяется в отделениях дневного пребывания. Сегодня в области действует 71 отделение дневного пребывания. За первое полугодие 2007 года оздоровительные курсы в отделениях дневного пребывания прошли 29,2 тыс. человек.
В рамках реализации постановления Правительства Самарской области «Об утверждении мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний среди населения Самарской области на 2007-2009 годы» (от 15 сентября 2006 года) для занятий физкультурой и спортом предусмотрено оснащение 20 учреждений социального обслуживания населения городов и районов Самарской области различными спортивными тренажерами и вспомогательными техническими средствами.
Говоря о роли социального обслуживания в сохранении качества жизни на различных этапах старения, необходимо отметить взаимосвязь между данным понятием и возможностями пожилого человека свободно выбирать свой образ жизни в зависимости от состояния здоровья или других социальных показаний. Сегодня это право обеспечивается развитием в области не только нестационарных, но и стационарных учреждений социального обслуживания.
В настоящее время в пансионатах проживает свыше 2000 пожилых людей и инвалидов или 89% от числа обратившихся граждан. Однако наличие очередности (более 600 чел.) говорит о необходимости дальнейшего развития данной формы социального обслуживания.
В последнее десятилетие число пансионатов для ветеранов труда увеличилось с 9 до 26, а количество проживающих в них пожилых граждан с 1335 до 2140 человек. К 2010 году планируется ввод 5 новых пансионатов общей коечной мощностью 590 мест, что позволит увеличить обеспеченность коечными местами с 15,7 до 17,8 единиц в расчете на 10 тыс. населения и практически полностью удовлетворить потребность в данном виде социального обслуживания.
В Самарской области имеется опыт организации работы на базе пансионата для ветеранов труда геронтопсихиатрического отделения для пожилых граждан с не резко выраженными психическими расстройствами, обусловленными возрастными изменениями. Это позволяет избежать перевода данной категории пожилых граждан в учреждения психоневрологического профиля и связанных с ним адаптационных сложностей.
Стремление к созданию оптимальных условий для каждой категории получателей услуг привело к созданию специализированного учреждения для мо-
лодых инвалидов-колясочников. Они проживают в отдельно стоящих благоустроенных коттеджах, оборудованных пандусами, поручнями, имеются гаражи для личного транспорта. Получая полный комплекс гарантированных социальных услуг, большая часть граждан, проживающих в этом пансионате, ведет трудовую деятельность, получает высшее образование, является членами общественных организаций, принимает активное участие в разработке региональных социальных проектов.
Приоритетным направлением развития сети стационарных учреждений в Самарской области является создание пансионатов малой вместимости (от 25 до 50 чел.) в каждом муниципальном районе. Главное преимущество подобных учреждения заключается в возможности получения их жителями необходимых социальных услуг, не выезжая из родных мест, а так же легкой и быстрой адаптации к условиям проживания в пансионате. На сегодняшний день действует 19 подобных учреждений на 724 места в 19 городах и районах области. Наибольшую востребованность пансионаты малой вместимости получили в сельских районах области, процент местных жителей в которых в среднем составляет 49,3% от общего числа проживающих.
Важным достижением стационарного социального обслуживания является высокий показатель средней продолжительности жизни в пансионатах, который сегодня составляет 78 лет, в то время как по области она составляет всего 65,7 лет, а по Российской Федерации -65,3 года. Это напрямую связано с высоким уровнем социально-медицинского ухода и социально-бытовыми условиями проживания в пансионатах. Так, средняя стоимость содержания 1 подопечного в месяц в пансионатах составляет 11,8 тыс. руб., из них 10,4 тыс. (89%) -средства областного бюджета [2].
Эти данные еще раз подтверждают, что в обеспечении качества жизни пожилых людей одно из важных мест занимают учреждения социального обслуживания.
Учитывая, что формирование инфраструктуры социальных служб практически завершено, максимум усилий направляется на внедрение новых форм и методов работы, создание позитивного образа пожилого человека в обществе, развитие мотивации к здоровому образу жизни в различных возрастных группах.
Перспективной для дальнейшего применения считается работа по разработке и внедрению системы индивидуальной оценки нуждаемости граждан в социальных услугах в зависимости от степени потребности по классификации, включающей 10 степеней, определяемых с учетом функционального состояния клиента и социальных показаний. При этом каждой степени соответствуют определенный перечень социальных услуг и объем трудозатрат.
На сегодняшний день 1,2 млн человек, или 36% всего населения Самарской области получают различную социальную поддержку. Создание сети "Единых информационных окон по обслуживанию населения' позволит внедрить новые
стандарты государственных услуг по социальному обслуживанию населения Самарской об л ас i и
Одним из инновационных проектов социальной направленности в сфере информационных технологий является реализуемый в настоящее время н ( а-марской области проект "Развитие системы управления регионом с применением мультиагентных технологий" - СУПРЕМА. Проект разрабатывается специалистами управления развития информационных технологий Минздравсоц-развития области с 2003г. в рамках Федеральной целевой программы -Электронная Россия 2002-2010 гг." и областной целевой программы "Создание единой информационной системы адресной социальной помощи Самарской области 2004-2006 гг".
В развитие проекта 20 декабря 2006г. принято Постановление Правительства Самарской области № 186 Об утверждении мероприятий по развитию мультиагентной интегрированной информационной системы, направленной на оказание адресной помощи населению Минздравсоцразвития Самарской области на 2007-2010 годы".
Основная цель проекта - повышение качества жизни, расширение прав и возможностей человека путем реализации эффективного адресного взаимодействия населения и органов власти [3].
Рассмотренные яовые технологии и опыт работы в данном направлении показали, что^лх изменение имеет выраженный социально-экономический эффект, определяя оптимальное соотношение стоимости и качества работы социального работника. ' : % ; • h ^г^ИВ
Предоставление населению доступных социальных услуг высокого качества в конечном итоге является неотъемлемой частью деятельности социальных служб по повышению качества жизни пожилых людей и инвалидов, а основу этого как-раз и составляет совершенствование управления социального обслуживания.
Библиографический список
1. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года. - Самара: Издательский дом «Агни», 2007. - 235 с.
2. Экономическая энциклопедия регионов России. Самарская область под общ Ред. Ф.И Шахмалова. - М.: ЗАО Издательство «Экономика». 2007. - 495 с.
3 Информация о работе органов и учреждении социальной защиты населения С з-марской области за 2007 год. Администрация Самарской области Правителе ю Самарской области (Официальный сайт). - Последнее обновление 18.05 2008 г.
V.B. Taseev
THE IMPROVEMENT OF SOCIAL SERVICE SYSTEM SAMARA REGION
The paper is devoted to the problem of the improvement of social service system as a factor increasing well being of the people requiring social protection.
Key words and phrases: social management, social work, social management system, social help, managing structure, social groups, social service establishments.
Статья принята в печать в окончательном варианте 04.12.08 г.