Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
муниципальное образование / социально-экономическое развитие / municipal formation / socio-economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананян М.М.

Разработка и улучшение инструментов для управления социально-экономическим развитием местных территорий остается важной и долгосрочной задачей в сфере муниципального управления. В настоящее время, применение этих инструментов сопровождается различными трудностями, что делает их оптимизацию ключевым направлением для улучшения управленческих процессов. В статье подчеркивается, что гармоничное развитие муниципалитетов требует системного подхода, который включает в себя использование как правовых, так и финансовых механизмов со стороны органов местного самоуправления. Также в документе представлены обоснованные предложения по стимулированию экономического прогресса муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING MANAGEMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITY

The development and improvement of tools for managing the socio-economic development of local territories remains an important and long-term task in the field of municipal management. Currently, the use of these tools is accompanied by various difficulties, which makes their optimization a key area for improving management processes. The article emphasizes that the harmonious development of municipalities requires a systematic approach, which includes the use of both legal and financial mechanisms on the part of local governments. The document also presents sound proposals to stimulate the economic progress of municipalities.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 34

Ананян М.М.

Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: разработка и улучшение инструментов для управления социально-экономическим развитием местных территорий остается важной и долгосрочной задачей в сфере муниципального управления. В настоящее время, применение этих инструментов сопровождается различными трудностями, что делает их оптимизацию ключевым направлением для улучшения управленческих процессов. В статье подчеркивается, что гармоничное развитие муниципалитетов требует системного подхода, который включает в себя использование как правовых, так и финансовых механизмов со стороны органов местного самоуправления. Также в документе представлены обоснованные предложения по стимулированию экономического прогресса муниципальных образований.

Ключевые слова: муниципальное образование, социально-экономическое развитие.

Для достижения гармоничного прогресса в экономической и социальной сфере национального масштаба, ключевую роль играет усовершенствование управленческих практик на уровне муниципалитетов. Ведь именно эти структуры власти, обладающие тесной связью с гражданами, формируют костяк и динамику пространственного развития, и служат стержнем для всей социально-экономической системы страны.

В рамках Российской Федерации действует законодательство, которое устанавливает правила и нормы для муниципальных образований, охватывая большинство аспектов их работы Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1]. В документе изложены фундаментальные

принципы и уникальные аспекты деятельности муниципальных образований в рамках РФ. На рисунке 1 представлены ключевые аспекты регулирования процесса управления социально-экономического развития муниципального образования.

Рисунок 1. Особенности управления социально-экономическим развитием

муниципального образования [2].

Управление прогрессом социально-экономического развития на уровне муниципальных образований требует обновления и расширения используемых подходов и методов. Механизм такого управления объединяет ряд инструментов, обеспечивая при этом их комплексное взаимодействие.

В управлении социально-экономическим развитием на уровне муниципальных образований важно создание и улучшение двух основных системных подходов. Первый подход должен укреплять взаимодействие между местными властями, гражданским обществом и частным сектором, способствуя тем самым прозрачности и взаимному контролю, что служит надежной основой для всей структуры управления развитием муниципального образования. Такой

подход находит отражение в концепции «право на город». Второй подход ориентирован на обеспечение стабильного и продуктивного развития на долговременную перспективу. Это требует акцентирования роли стратегического планирования и ресурсного обеспечения внутри муниципальной системы управления.

Обязанностью сообщества, предприятий и городских властей является прозрачное управление, принимая во внимание доступные ресурсы для обеспечения общественных потребностей и задач управления. Они отвечают за предоставление услуг и должны открыто докладывать об их работе, сталкиваясь с возможными санкциями при несоответствующем выполнении обязанностей [3]. Это стремление к прозрачности и ответственности становится ключевым элементом в создании эффективного институционального устройства.

Ключевым аспектом является сложная организация механизма, который включает в себя множество информационных и контрольных элементов, движущихся в различных направлениях. Также критическое значение имеют ограниченные ресурсы, требующие их рационального использования, а также временные рамки, которые выступают важным элементом при внедрении другого ключевого механизма, ориентированного на стратегическое планирование.

Стратегическое планирование стоит на второй ступени в иерархии инструментов, предназначенных для руководства социально-экономическими изменениями на уровне муниципальных образований. Этот подход открывает возможности для внедрения инноваций и применения передовых методов, которые строятся на анализе конкурентоспособности и разработке различных моделей прогресса. Он предлагает переосмысление роли местного самоуправления в рамках широкого спектра территориального управления на государственном уровне. Такой механизм должен быть закреплен на основе открытости и обязательств перед общественностью, что способствует включению важных для сообщества заинтересованных лиц в процесс формирования долгосрочных стратегических направлений и приоритетов для

развития муниципального образования.

Кроме двух упомянутых инструментов, важно выделить и независимую систему наблюдения. Она играет ключевую роль, поскольку предоставляет анализ эффективности социально-экономического развития на уровне муниципальных образований за разные промежутки времени [5]. Эта информация критична для правильного использования различных управленческих решений и подходов.

Чтобы понять ключевые элементы общественной ответственности, важно изучить и оценить их развитие и изменения. Это включает в себя анализ проблем, возможностей, и инструментов, которые используются в данных механизмах. Для детализации было выполнено группирование основных управленческих инструментов, результаты которого представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные инструменты управления социально-экономическим развитием муниципального образования [4].

Следует подчеркнуть, что хотя разделения на группы кажется произвольной, эта гибкость способствует усилению взаимодействия между ними [3]. Взаимодействие и поддержка между различными инструментами управления усиливают общую производительность и способствуют более эффективному развитию социально-экономической сферы на уровне муниципальных образований.

Для улучшения управленческих процессов в сфере развития муниципальных образований важно признавать роль предприятий как важных элементов местной экономики. От эффективности их деятельности напрямую зависит экономическое благополучие жителей, включая уровни занятости и доходов, а также финансовые ресурсы местных властей через налоговые поступления. Производство товаров и предоставление услуг предприятиями играет первоочередную роль в повседневной жизни граждан и поддерживает реализацию проектов, направленных на привлечение инвестиций.

Руководитель администрации муниципальных образований должен стратегически подходить к организации взаимодействия между властью и предпринимателями. Его задача - обеспечить гармонизацию целей между муниципалитетом и частным сектором. Это должно способствовать совместной работе над улучшением экономического благосостояния и социальной сферы на местном уровне [6].

Рекомендуется предпринять различные шаги, которые нацелены на ключевые аспекты экономического прогресса в муниципальных образованиях региона.

1. Укрепление позиций и прогресс в сфере предприятий небольшого и среднего размера.

2. Содействие росту числа рабочих мест в компаниях малого и среднего бизнеса.

3. Развитие системы транспортного обслуживания.

4. Стремление к повышению среднемесячного дохода сотрудников,

осуществляющих свою деятельность на предприятиях среднего и крупного масштаба.

Для повышения эффективности управления социально-экономическим равитием на муниципальном уровне целесообразно не только увеличивать состав субъектов в процессе управления, но и обеспечивать, чтобы их реальная деятельность соответствовала заранее определенным задачам и целям развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023). // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г;

2. Агапов А.Б. Публичные процедуры управления государственным и муниципальным имуществом / А.Б. Агапов.// «Lex russica». - 2020 г;

3. Афанасьев Р.С. Понятие эффективности бюджетных расходов: теория и законодательство // Финансовый журнал. - 2021 г;

4. Бабун Р.В. Местное самоуправление в современной России: зигзаги государственной политики / Р.В. Бабун // Местное право. 2023 г;

5. Волкова Л.Г., Хатунцева А.Ю. Оптимизация бюджетного механизма муниципального образования в современных условиях Наука и Образование. 2021 г;

6. Кириллова С.С., Тишкова Ю.Е., Новичкова В.В. Достижение устойчивого развития территорий путем финансирования социальных расходов//Наука и Образование. 2022 г;

7. Лось Л.В. развитие местного самоуправления в России: теоретические аспекты / Л.В. Лось //Океанский менеджмент. 2021 г

Ananyan M.M.

Russian State Social University (Moscow, Russia)

IMPROVING MANAGEMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITY

Abstract: the development and improvement of tools for managing the socio-economic development of local territories remains an important and long-term task in the field of municipal management. Currently, the use of these tools is accompanied by various difficulties, which makes their optimization a key area for improving management processes. The article emphasizes that the harmonious development of municipalities requires a systematic approach, which includes the use of both legal and financial mechanisms on the part of local governments. The document also presents sound proposals to stimulate the economic progress of municipalities.

Keywords: municipal formation, socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.