Научная статья на тему 'Совершенствование управления проектами в органах государственной власти'

Совершенствование управления проектами в органах государственной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
916
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
управление проектами / проектные офисы / национальные проекты / органы государственной власти / участники проектов / project management / project offices / national projects / public authorities / project participants

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л Р. Добрина

В связи с переходом на реализацию национальных проектов в 2018 году крайне важно, чтобы выстроенная система проектного управления в органах власти работала корректно и эффективно. В данной статье автор уделяет внимание возможным мероприятиям по совершенствованию управления проектами: необходимости прохождения обучения по проектному управлению при назначении на реализацию национального, федерального или регионального проекта; упрощение процедуры поступления на государственную гражданскую службу в проектный офис; введение обязательной оценки квалификации и последующей сертификации для определенных проектных ролей; необходимость интегрирования информационных систем; развитие проектной культуры. Таким образом, правильная работа всей системы проектного управления будет способствовать достижению целей и показателей установленных национальными проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROJECT MANAGEMENT IN STATE AUTHORITIES

Due to the implementation of national projects in 2018, it is vital that a current system of project management in the authorities works correctly and effectively. In this article the author pays attention to possible measures to improve project management: the necessity to study project management if you are assigned to implement a national, federal or regional project; reducing the time for the procedure of entering the state civil service in the project office; the introduction of mandatory assessment of qualifications and subsequent certification for certain project roles; the importance to integrate information systems; development of project culture. Thus, proper operation of the entire project management system will contribute to achieving the goals and indicators set by national projects

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления проектами в органах государственной власти»

and reporting standards: A collection of works on the materials of the round table - Ed. V.G. Getman, S.N. Grishkina, V.P. Sydney. -2017. - P. 46-50.

9. Romanenko A.V. Methodological principles of management accounting in food service companies / A.V. Roma-nenko // International Accounting. - 2016 - No. 21 (411). - P. 19-35.

10. Shikhatov P.I. Development of management accounting at public catering enterprises / P.I. Shikhatov // Economics and Management: Problems, Solutions. -2018. - No. 12. - P. 92-96.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10147

Л.Р. Добрина - аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected],

L.R. Dobrina - post-graduate student of the department "Public and municipal administration", Financial University under the Government of the Russian Federation.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ IMPROVEMENT OF PROJECT MANAGEMENT IN STATE AUTHORITIES

Аннотация. В связи с переходом на реализацию национальных проектов в 2018 году крайне важно, чтобы выстроенная система проектного управления в органах власти работала корректно и эффективно. В данной статье автор уделяет внимание возможным мероприятиям по совершенствованию управления проектами: необходимости прохождения обучения по проектному управлению при назначении на реализацию национального, федерального или регионального проекта; упрощение процедуры поступления на государственную гражданскую службу в проектный офис; введение обязательной оценки квалификации и последующей сертификации для определенных проектных ролей; необходимость интегрирования информационных систем; развитие проектной культуры. Таким образом, правильная работа всей системы проектного управления будет способствовать достижению целей и показателей установленных национальными проектами.

Abstract. Due to the implementation of national projects in 2018, it is vital that a current system of project management in the authorities works correctly and effectively. In this article the author pays attention to possible measures to improve project management: the necessity to study project management if you are assigned to implement a national, federal or regional project; reducing the time for the procedure of entering the state civil service in the project office; the introduction of mandatory assessment of qualifications and subsequent certification for certain project roles; the importance to integrate information systems; development of project culture. Thus, proper operation of the entire project management system will contribute to achieving the goals and indicators set by national projects.

Ключевые слова: управление проектами, проектные офисы, национальные проекты, органы государственной власти, участники проектов.

Keywords: project management, project offices, national projects, public authorities, project participants.

В связи с тем, что в настоящее время реализуются национальные и федеральные проекты (Указ Президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях стратегического развития Российской Федерации на период до 2024 года»), цели которых должны быть достигнуты к установленному периоду крайне важно организовать эффективную работу по их реализации [1]. Для этого необходимо соблюдать соответствие компетенций государственных служащих исполняемым ролям в проекте.

В распоряжении Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» есть раздел, посвященный управлению компетенциями участников проектной деятельности (далее - ПД) (раздел 2.4). В данном разделе указано, что управление компетенциями участников ПД осуществляется путем обучения проектному управлению, которое состоит из подпроцессов (формирование потребностей в повышении уровня знаний и определение направлений обучения; определение групп обучения; определение учебных модулей; формирование плана обучения; формализация требований к обучению; проведение конкурсных процедур; проведение обучения; оценка квалификации).

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти (утв. Аппаратом Правительства РФ 12.03.2018 № 1937п-П6) указывают не только на необходимость проведения обучения «ключевых участников проектной деятельности» проектному управлению, но здесь уже имеется уточнение в части объема и содержания образовательных программ обучения.

Федеральные органы исполнительной власти регламентируют данный вопрос в рамках рассмотренных нормативно-правовых актов непосредственно в своих ведомственных документах. Рассмотрим на примере Минэкономразвития России, которое участвует в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и 5 федеральных проектов, входящих в него. Согласно приказу Минэкономразвития России от 10.07.2019 № 402 «Об организации проектной деятельности в Минэкономразвития России» проектный офис ведомства курирует работу в сфере развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих.

Решение о привлечении работника структурного подразделения Минэкономразвития России в проект в качестве участника принимается совместно руководителем ведомственного проекта и руководителем структурного подразделения ведомства, который является непосредственным руководителем привлекаемого работника [6]. Считаем, что необходимо дополнить данный пункт следующим: «...на основе подтверждающих документов об успешно пройденном обучении по образовательным программам в сфере проектного управления».

Аналогично примеру Минэкономразвития России считаем целесообразным включить данные изменения в ведомственные проектные акты, регламентирующие организацию проектной деятельности в органах государственной власти.

Рассмотрим регламентацию поступления на государственную гражданскую службу в проектный офис. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти (утв. Аппаратом Правительства РФ 12.03.2018 № 1937п-П6) утверждают, что участники проектной деятельности, подтвердившие свой уровень квалификации заносятся в реестр участников проектной деятельности [4].

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (далее - Постановление № 1288) с 2017 года центр проектного менеджмента РАНХиГС (центр компетенций проектной деятельности) проводит оценку квалификации в сфере проектного управления сотрудников органов исполнительной власти и организаций. Специалисты, успешно прошедшие испытания заносятся в Единый Реестр проектных специалистов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22 «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу» федерального закона от 27.07.2004 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление осуществляется по конкурсу или без его проведения в случае нахождения претендента в кадровом резерве [2].

Считаем целесообразным не проводить конкурс при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина) в проектный офис (проектный офис Правительства РФ, ведомственный проектный офис, региональный проектный офис), включенного в Единый Реестр проектных специалистов Российской Федерации. Благодаря данным изменениям руководство ведомств или структурных подразделений сможет принимать прозрачные решения о назначениях по понятным критериям. Для кандидатов это даст возможность приступить к выполнению своих должностных обязанностей гораздо скорее при упрощенной процедуре назначения. Кроме того, такие изменения позволят оперативно принимать кадровые решения, что в условиях временных ограничений по реализации национальных, федеральных и региональных проектов имеет очень важное значение.

Далее рассмотрим соблюдение соответствия квалификации государственных служащих исполняемым ролям в проекте. Согласно Постановлению № 1288 Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам «утверждает подготовленные проектным офисом Правительства Российской Федерации проекты методических указаний в сфере проектной деятельности и квалификационные требования в сфере проектной деятельности». Таким образом, в основополагающем нормативно-правовом акте, регламентирующем организацию проектного управления отсутствует информация по организации оценки компетенций участников проектной деятельности.

Проведение оценки квалификации в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации и проведению оценки квалификации государственных гражданских служащих в сфере проектной деятельности» (утв. Минтрудом России) направлено на повышение эффективности и результативности осуществления проектной деятельности гражданскими служащими, а также расширение осведомленности гражданских служащих о современных методах управления [4].

По результатам проведения экзамена при положительном решении о соответствии гражданского служащего установленным требованиям центр компетенций проектной деятельности оформляет бессрочный сертификат, регистрирует его в установленном порядке и включает информацию в единый реестр участников проектной деятельности, прошедших процедуру оценки квалификации.

В связи с тем, что национальные, федеральные и региональные проекты реализуются с помощью проектного подхода считаем необходимым ввести обязательную оценку квалификации и последующую сертификацию для ключевых проектных ролей в области проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Оценка квалификации и сертификация - подтверждение теоретических знаний, практического опыта, навыков и профессиональных достижений в сфере проектного управления и присвоение им соответствующего уровня квалификации проектного специалиста. Это способствует унифицированию требований к компетентности и уровню квалификации сотрудников в сфере проектного управления. Проведение сертификации будет способствовать повышению эффективности и результативности проектной деятельности, осуществляемой государственными гражданскими служащими. По ее результатам будет возможно осуществить материальную и нематериальную мотивацию персонала, стимулировать повышение профессионального уровня. Таким образом, сертификация позволяет повысить качество управления проектной деятельностью как необходимого условия для достижения национальных целей, установленных Президентом Российской Федерации.

Одной из организационных проблем ведомственных и региональных проектных офисов является недостаток ресурсов для проведения аналитической работы согласно исследованию Проектного офиса РФ и центра проектного менеджмента РАНХиГС.

Вся работа в рамках проектной деятельности осуществляется в рамках подсистемы управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» согласно Постановлению №1288.

Решить вышеназванную проблему возможно с помощью интеграции ведомственных информационных систем и аналогичных систем в региональных органах исполнительной власти. В настоящее время, в большей степени взаимодействие между «федерацией» и «регионами» происходит путем запросов и поручений от федеральных органов исполнительной власти субъекту РФ. Таким образом, сотрудники проектных офисов или участники региональных проектов помимо периодической отчетности вынуждены отвечать на разовые запросы, что значительно сокращает время на непосредственную реализацию мероприятий по проектам. Предлагается совершить переход от стандартных запросов информации к созданию и использованию региональной подсистемы в государственной автоматизированной информационной системы «Управление». Данная подсистема будет автоматически выгружать данные из информационных систем, используемых региональными органами исполнительной власти. Создание и использование и дальнейшее развитие такой системы позволит развивать принципы проектного управления, значительно сократить время на запрос и предоставление информации, что в условиях временных ограничений реализации проектов играет ключевую роль.

В связи со сложившимися институциональными особенностям органам государственной власти свойственна проблема «вертикальных колодцев» - типичный порядок прохождения процессов в организации, характеризующийся слабым взаимодействием подразделений на межфункциональном уровне. Государственные гражданские служащие внутри подразделения выполняют свою работу, а затем процесс идет «вверх» через несколько уровней управления. На них происходит рассмотрение руководителями результатов выполнения работы и принимаются решения, которые передаются «вниз», к сотрудникам. После этого результаты труда сотрудников могут быть переданы следующему по цепочке процессу. То же самое повторяется в другом подразделении, участвующем в общей цепочке процессов. В подобных случаях горизонтальная коммуникация и взаимодействия между сотрудниками различных подразделений затруднены.

Для решения данной проблемы в органах государственной власти необходимо развивать элементы культуры проектного управления, а именно навыки высокоэффективного «горизонтального» взаимодействия между участниками проектов. В результате, это поможет сократить время рассмотрения и принятия решений по вопросам реализации проектов и по возможности избежать их вынесения на уровень руководителей. Реализацию данной инициативы возможно организовать в рамках проведения обучения проектному управлению.

Таким образом, в данной статье представлены возможные мероприятия по совершенствованию различных аспектов управления проектами. Введение обязательного условия для государственных гражданских служащих при назначении на реализацию проекта - наличие подтверждающих документов о прохождении обучения проектному управлению. Данное изменение будет способствовать назначению квалифицированных кадров, готовых к работе в проекте и знающих специфику проектного управления. Упрощение процедуры поступления на государственную гражданскую службу в проектный офис - возможность оперативно назначать сотрудника в проектный офис без необходимости проведения конкурса, если государственный гражданский служащий занесен в Единый Реестр проектных специалистов Российской Федерации как специалист, подтвердивший свою квалификацию. Введение обязательной оценки квалификации и последующей сертификации для ключевых проектных ролей - это шаг к стимулированию непрерывного повышения квалификации и совершенствованию своих знаний и навыков проектного управления для ключевых ролей в проекте. Интегрирование информационных систем между федеральными и региональными органами исполнительной власти сможет избавить региональные органы власти от бесконечного числа запросов по реализуемым проектам, что позволит сосредоточиться на непосредственном исполнении проектов. Развитие проектной культуры, а в частности стимулирование горизонтального взаимодействия участников проектов и подразделений органов власти, будет способствовать значительному сокращению времени на согласование и улучшению взаимодействия в процессе реализации проектов.

Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-Ф «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

4. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти (утв. Аппаратом Правительства Российской Федерации 12.03.2018 № 1937п-П6).

5. Методические рекомендации по организации и проведению оценки квалификации государственных гражданских служащих в сфере проектной деятельности (утв. Минтрудом России).

6. Приказ Минэкономразвития России от 10.07.2019 № 402 «Об организации проектной деятельности в Минэкономразвития России».

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation of 7 May 2018 No. 204 "National goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024".

2. Resolution of the Government of the Russian Federation of 31 October 2018 "The organization of project activities in the Government of the Russian Federation".

3. Decree of the Government of the Russian Federation of October 31, 2018 "On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation".

4. Methodological recommendations on the organization of project activities in the federal executive authorities (approved by the Office of the Government of the Russian Federation on March 12, 2018 No. 1937p-Pb).

5. Guidelines for the organization and conduct of qualifications assessment of civil servants in the field of project activities (approved by the Ministry of Labor of Russia).

6. Order of the Ministry of Economic Development of Russia from 10.07.2019 No. 402 "On the organization of project activities in the Ministry of Economic Development of Russia".

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10148

Выполненные исследования были поддержаны РФФИ и Администрацией Краснодарского края (грант 19-410-230049 р_а)

Ю.И. Дрейзис - к.т.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет, [email protected],

Yu.I. Dreizis - dr. (Technical Sciences), ass. professor, Sochi, Sochi State University;

Е.В. Видищева - к.э.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет, [email protected],

E. V. Vidishcheva - dr. (Economical Science), ass. professor, Sochi, Sochi State University;

А.С. Копырин - к.э.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет, [email protected],

A.S. Kopyrin, dr - (Economical Science), ass. professor, Sochi, Sochi State University.

УЧЕТ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ INTEGRATION OF EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS INTO THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TOURIST REGIONS

Аннотация. Целью устойчивого развития регионов являются гарантии сохранения ресурсов региона для будущих поколений. В современном мире успешное развитие туристского региона невозможно вне концепции устойчивого развития. На развитие туристско -рекреационных территорий оказывается влияние со стороны различных внешних и внутренних факторов. Их роль и степень влияния на состояние устойчивого развития региона в разные периоды могут различаться, как по силе, так и по продолжительности, и по направлению их воздействия.

Систематизированы факторы, оказывающие влияние на устойчивое развитие туристских регионов.

Показано, что дальнейшее развитие экономики и инфраструктуры туристских территорий, создание условий для их ускоренного и устойчивого развития возможно только на основе региональных Стратегий устойчивого развития. Представлены этапы разработки и реализации стратегии устойчивого развития для ориентированных на туризм территорий.

Abstract. The goal of sustainable development of the regions is to guarantee the preservation of the resources of the region for future generations. In today's world, the successful development of the tourist region is impossible outside the concept of sustainable development. The development of tourist and recreational areas is influenced by various external and internal factors. Their role and impact on the region's sustainable development at different times can vary in both strength and duration and in the direction of their impact.

Factors affecting the sustainable development of tourist regions have been systematized.

It is shown that further development of economy and infrastructure of tourist territories, creation of conditions for their accelerated and sustainable development is possible only based on regional Strategies of sustainable development. The stages of development and implementation of the strategy of sustainable development for tourism-oriented territories are presented.

Ключевые слова: туристский регион, устойчивое развитие, внутренние и внешние факторы, стратегия развития

Keywords: tourism region, sustainable development, internal and external factors, development strategy

ВВЕДЕНИЕ

Главная идея концепции устойчивого развития различных регионов/территорий - это постоянное поступательное движение (рост), которое направлено на повышение уровня и качества жизни населения, включая рост региональной экономики и улучшение состояния региональной социальной среды. Одновременно с этим не должен наноситься вред для окружающей природной среды региона [1, 2]. На начальном этапе исследований в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.