Научная статья на тему 'Совершенствование управления инновационным развитием экономики Республики Узбекистан'

Совершенствование управления инновационным развитием экономики Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / НАУКА / SCIENCE / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ / INNOVATIVE WAY / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / NATIONAL MARKET / НОВШЕСТВА / INNOVATIONS / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Рано Рустамовна, Ядгаров Акрам Акбарович

Данная научная статья посвящена методу совершенствования управления инновационным развитием экономики страны, а также перспективам стратегии государственной инновационной политики до 2022 года, где повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства обеспечат выход инновационной продукции на мировые рынки, с целью повышения экономической эффективности. Современные научные теоретические разработки и методология инновационной политики позволяют сформулировать концептуальные основы инновационно-инвестиционной стратегии развития новой экономики, базирующейся на знаниях и инновационных разработках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления инновационным развитием экономики Республики Узбекистан»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

IMPROVING THE MANAGEMENT OF INNOVATION

DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN 1 2 Nazarova R.R. , Yadgarov A.A. (Republic of Uzbekistan)

Email: [email protected]

1Nazarova Rano Rustamovna - Doctor of Economics, Professor;

2Yadgarov Akram Akbarovich - Candidate of Economic Sciences, Docent, DEPARTMENT OF ECONOMICS OF INDUSTRY, TASHKENT STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to the method of improving the management of innovative development of the country's economy, as well as the prospects for the strategy of state innovation policy until 2022 where, increasing the technological level and competitiveness of production, will provide innovative products to the world markets, in order to increase economic efficiency. This article also describes the modern scientific and theoretical developments, and the methodology of innovation policy that allows us to formulate the conceptual foundations of innovation and investment strategy for the development of a new economy based on knowledge and innovative developments.

Keywords: innovation, science, innovative way, investments, national market, innovations, scientific and technical potential.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ

РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 12 Назарова Р.Р. , Ядгаров А.А. (Республика Узбекистан)

1Назарова Рано Рустамовна - доктор экономических наук, профессор;

2Ядгаров Акрам Акбарович - кандидат экономических наук, доцент кафедра экономики промышленности, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная научная статья посвящена методу совершенствования управления инновационным развитием экономики страны, а также перспективам стратегии государственной инновационной политики до 2022 года, где повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства обеспечат выход инновационной продукции на мировые рынки, с целью повышения экономической эффективности. Современные научные теоретические разработки и методология инновационной политики позволяют сформулировать концептуальные основы инновационно-инвестиционной стратегии развития новой экономики, базирующейся на знаниях и инновационных разработках.

Ключевые слова: инновация, наука, инновационный путь, инвестиции, национальный рынок, новшества, научно-технический потенциал.

Важнейшим показателем развития экономики при любых формациях является уровень развития инновационного процесса. Специфической его особенностью, как объекта управления, является рисковый характер инноваций. Опыт развитых стран свидетельствует, что вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте составляет около 10%. Из каждых 12 новых идей только одна доходит до последней

29

стадии - реализации. При столь рискованных условиях все же существуют побудительные мотивы инновационной активности, которые могут быть подразделены на внутренние и внешние. К числу внутренних мотивов инновационной активности следует отнести необходимость замены устаревшего оборудования, стремление разработчиков научно-технических новшеств реализовать свой творческий потенциал. Внешние мотивы обусловлены соответствующими мерами государственной экономической политики и направлены на создание благоприятного инвестиционного климата для осуществления инновационных процессов: государственные контракты на проведение НИР, обеспечивающие спрос на многие новшества; фискальные и другие элементы государственного регулирования; организация государством эффективного взаимодействия академической и прикладной науки; разработка разнообразных программ, направленных на развитие инновационных процессов и др.

С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на: продуктовые (применение новых материалов, комплектующих изделий, получение с принципиально новыми качественными характеристиками продукта); процессные инновации - связанные с внедрением новых технологий производства, достижение более высокого уровня автоматизации, применение новых методов организации производства и управления. Существует объективная взаимосвязь и взаимозависимость между инвестициями, инновациями и эффективностью экономики. Конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешнем рынках реализуются эффективнее, если преобладающая часть инвестиций систематически направляется на инновационную модернизацию и обновление производственно-технической базы реального сектора экономики.

Относительно выработки механизмов формирования и реализации инновационно-инвестиционной политики Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев отметил: «Сегодня мы переходим на путь инновационного развития, направленного на коренное улучшение всех сфер жизни государства и общества. И это закономерно. Ведь кто выигрывает в нынешнем стремительно развивающемся мире? Только то государство, которое опирается на новую мысль, новую идею, инновацию» [1].

Следует отметить, что инновационная деятельность - это не только фундаментальные и прикладные научные исследования, но и производственная составляющая экономики. Поэтому формирование и реализация инновационной политики предусматривает создание системы, способствующей развитию научно -технического потенциала страны, продвижению результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики. Существует многообразие форм организации инновационных процессов, которые представлены:

• фундаментальными исследованиями - это концепции и теории, которые разрабатываются в академических институтах, научных центрах, высших учебных заведениях, специализированных отраслевых лабораториях. Потенциал организаций, проводящих фундаментального характера исследования, обладает меньшей мобильностью и ориентированностью на конечный результат;

• исследованиями прикладного характера, ориентированными на создание новых машин, механизмов, приборов, агрегатов, прогрессивных материалов и технологий, новых видов энергии, решение специальных проблем, связанных с реконструкцией и модернизацией существующей производственно-технической базы предприятий;

• проведением опытно-конструкторских и экспериментальных разработок, осуществляемых в специализированных лабораториях, конструкторских бюро, опытных производствах. Эти разработки больше ориентированы на конечный результат, на получение готовых изделий и конструкций;

• процессом коммерциализации научно-технической сферы, т.е. выходом на рынок для внедрения научно-технических достижений в производство.

Появление и развитие коммерческого сектора в научном комплексе страны связано с развитием рыночных отношений в этой сфере. Данный сектор является самым мобильным и перспективным, и он больше всех ориентирован на конечный результат. В целях ресурсной поддержки инновационной деятельности необходимо создать соответствующую инвестиционную базу и определить сферы и источники финансирования инновационных программ и проектов. Важным условием в решении этих работ становится создание максимально благоприятных условий для привлечения надежных и ответственных инвесторов, принимающих на себя обязательства по техническому обновлению производства и выпуску высококачественной, отвечающей современным требованиям продукции.

В целях обеспечения ускоренного инновационного развития всех отраслей экономики и социальной сферы на основе передового зарубежного опыта, современных достижений мировой науки, инновационных идей, разработок и технологий, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021годах были образованы Министерство инновационного развития Республики Узбекистан и Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей. В целях совершенствования механизмов государственного регулирования инновационной деятельности, улучшения инновационной среды для дальнейшего внедрения в производство научных разработок и наукоемких технологий, повышения эффективности и качества научно-исследовательской деятельности, создания необходимых условий для получения конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках наукоемкой продукции научно-практических результатов было издано постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по созданию эффективных механизмов внедрения научно-инновационных разработок и технологий в производство» от 12.01.2018.

О научно-технических достижениях Узбекистана свидетельствуют результаты, проведенных в 2008- 2017 гг. Республиканских ярмарок инновационных идей, технологий и проектов. Целью их является создание условий для роста наукоемкого, высокотехнологичного производства, выявление и поддержка инновационных идей, эффективное использование научно-технического потенциала научно -исследовательских и проектно-конструкторских организаций республики, содействие повышению инвестиционной и инновационной активности предприятий, привлечение инвестиций в расширение инновационной деятельности. Реализация этой цели, с одной стороны, требует повышения восприимчивости производства и рынка к новой технике, современным технологиям, с другой - существенного повышения уровня фундаментальных и прикладных исследований, технических разработок и опытного производства. Отсюда ясно, что главный принцип инновационной политики в настоящее время заключается в необходимости создания при поддержке государства рыночных механизмов, сочетающих инновационные и экономические интересы науки и производства. На проходивших ярмарках были представлены новые научные разработки основных сфер экономического комплекса страны - промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, фармацевтики, науки, образования и др. Экспозиции ярмарок показали, что весьма перспективными являются исследования во многих областях гуманитарных, естественных и точных наук, таких как ядерная физика, теплофизика, гелиоматериаловедение, биология, микробиология, химия и химия природных соединений, сейсмология и др.

Однако от научно-исследовательской сферы затруднительно ожидать быстрой отдачи средств, так как от начала исследований до практического воплощения их результатов в производство проходит длительный период времени, связанный с выполнением опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и внедренческих работ. Представленные на ярмарках экспозиции показывают, что уже немало проектов, которые дают положительные результаты, значит, вложенные ранее

31

средства постепенно вовлекаются в хозяйственный оборот. Потенциальные возможности данной сферы позволяет рассчитывать на получение в перспективе весьма значимых оригинальных результатов. Основная цель в настоящее время -коммерциализация и создание рынка инновационных технологий, обеспечение их внедрения в производство, привлечение необходимых денежных и материально-технических средств для их дальнейшего развития. Основная часть финансовых вложений осуществляется за счет государственного бюджета. На его долю с учетом затрат на содержание вузов приходится около 1,5% всех средств, выделяемых на финансирование научной сферы. Кроме того, на современном этапе развитие и регулирование инновационной деятельности сталкивается с трудностями. Так, в республике еще не задействован широкий спектр обычно используемых механизмов и инструментов на инновационные процессы. Связано это, прежде всего, с тем, что не всегда представляется возможным обеспечить необходимый уровень комплексности их использования. Имеет место заметное отставание методического обеспечения применяемых механизмов регулирования инновационных процессов. Многие их аспекты не полностью обеспечены в законодательно-правовом плане. Также не всегда обеспечивается совместимость основных организационно-экономических инструментов (цены, ставки процента за кредит, налоги, таможенные платежи и др.) с общеэкономическими тенденциями развития, структурой и уровнем технологий реального сектора экономики страны [2].

Для выхода на передовые позиции по научно-техническим параметрам, наряду с другими источниками, необходимо включение в данный процесс такого важного источника, как кредиты коммерческих банков. В настоящее время данный источник для финансирования инновационной сферы еще не задействован. В связи с тем, что инновационный процесс имеет весьма длительный период времени и охватывает весь цикл «наука-производство» т.е. проходит долгий путь от возникновения идеи до ее внедрения в производство и получения готовой продукции, реализация же намеченных задач возможно только при вложении средств на долгосрочных условиях. Успешное инновационное развитие может обеспечиваться также возможностью привлечения финансовых средств предпринимательского и частного секторов. Для них наиболее привлекательной является прикладная наука. Необходимо также расширить сеть банков, занимающихся инвестиционной деятельностью, поощрять приобретение банками-инвесторами пакетов ценных бумаг инновационных предприятий, что позволит совместно управлять их экономической деятельностью [3].

На этапе углубления экономических реформ осуществление эффективных мер по развитию инновационно-инвестиционной сферы возможно при сохранении определяющей роли государства в решении проблем как исследовательского и научно-технического, так и производственно-технологического характера. При этом следует вести целенаправленную системную работу по развитию научно-технической и инвестиционной деятельности, обновлению производственного аппарата, активизации предпринимательской деятельности в инновационной сфере. Необходимо также регулировать деятельность нормативной сферы, регламентирующей систему поддержки и стимулирования трансферта технологий, «ноу-хау», обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. Требуется также комплексная поддержка инновационного предпринимательства, предусматривающая приоритетное развитие ресурсосберегающих технологий, осуществление гибкой налоговой и кредитной политики, предоставления таможенных льгот и др. Немаловажной задачей является подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность, обеспечение эффективного взаимодействия научно-технических центров и вузов страны с негосударственными структурами, поддержка деятельности малых инновационных субъектов. Необходимо активное содействие инициативам по созданию и развитию инновационной инфраструктуры. Целью инновационной политики должно стать создание эффективных механизмов использования отечественного инновационного

32

потенциала, а также привлечение современных иностранных технологий, которые в сочетании с отечественными природными ресурсами, человеческим и научно-техническим потенциалом способны повысить общую конкурентоспособность страны. Условиями такого развития должны стать:

• выделение нескольких основных точек роста среди конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей;

• привлечение транснациональных компаний в отечественную экономику;

• максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности;

• создание современной инновационной инфраструктуры (страховой системы, венчурных фондов, технопарков, инновационных центров, бизнес-инкубаторов и др.).

Широкое освоение инновационной технологий на основе передовых научно-технических достижений во всех сферах промышленного производства для большинства индустриально развитых стран мира является ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения. Для осуществления этих направлений в Республике Узбекистан нужна стратегия развития инновационной политики государства. Стратегия государственной инновационной политики строится с учетом, применения как к группам отраслей Узбекистана реального сектора экономики, так и к группам промышленных производств, то есть максимально использовать конкурентные преимущества, учитывая при этом «слабые места». Приоритетом в выбранной стратегии государственной инновационной политики являются высокоэффективные, достаточно быстро окупаемые инновационные проекты, в реализации которых государство может совместно участвовать на долевых началах, беря на себя часть рисков. При этом представляется важным создание условий для привлечения к этим работам частных инвесторов.

Перспективами стратегии государственной инновационной политики до 2022 года на наш взгляд является повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выходу инновационной продукции, а внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе; промышленного производства в стадию устойчивого экономического роста. Основу приоритетных технологий должны составлять способные к правовой охране результаты интеллектуальной деятельности, так как именно они могут обеспечить лучшие технические и потребительские характеристики продукции, конкурентоспособность на мировом рынке, высокую экономическую эффективность.

Список литературы /References

1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеёва Олий Мажлису, посвященное основным итогам работы, осуществленной в 2017 году, и приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2018 году. 22.12.2017.

2. Гулямов С.С., Абдуллаев А.М. и др. Инновационный потенциал и его влияние на конкурентное развитие экономики страны (теоретико-методологические аспекты) Т.: Фан ва технология, 2016. 884 с.

3. Антонова З.Г. Переход экономики на инновационный путь развития / З.Г. Антонова, 2015. Т. 322. № 6. С. 26-32.

4. Бозо Н.В., Доронина Е.В. Роль малых инновационных предприятий в развитии экономики региона. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. Т. 1. С. 114-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.