Научная статья на тему 'Совершенствование управления гостиничным хозяйством в современных условиях'

Совершенствование управления гостиничным хозяйством в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2150
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕРВИС / КАЧЕСТВО / УСЛУГА / МЕХАНИЗМ / MANAGEMENT / HOTEL ECONOMY / SERVICE / QUALITY / MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев К.А.

В статье обоснованы основные направления совершенствования системы управления гостиничным хозяйством в современных условиях. Исследования показали, что внедрение в практическую деятельность типизации предприятий гостиничного хозяйства позволит взвешенно подойти к решению ряда управленческих вопросов, связанных с созданием организационных структур управления гостиничным хозяйством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions of perfection of control system by hotel economy in modern conditions are proved. The researches have shown, that introduction in practical activities of typification of the enterprises of a hotel economy will allow weighed to approach to the decision of some the administrative questions connected to creation of organizational structures of management by hotel economy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления гостиничным хозяйством в современных условиях»

Список литературы

1. Кузнецова О.Н. Направления минимизации взносов во внебюджетные фонды для предприятий сферы сервиса и туризма // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3 (22). С. 47-53.

2. Кузнецова О.Н. Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее оптимизации // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3. С. 34.

3. Кузнецова О.Н. Организация управленческого учета на малых предприятиях // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 433-436.

4. Попова Л.В., Маслов Б.Г., Маслова И.А.Основные теоретические принципы построения учетно-аналитической системы // Финансовый менеджмент. 2003. № 5.

Об авторах

Кузнецова О.Н. - доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, olga-kuz-1979@mail.ru

Мишина М.Ю. - доцент кафедры финансов и статистики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, mar-mish@ya.ru

УДК 640.4.03

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

К.А. Лебедев

В статье обоснованы основные направления совершенствования системы управления гостиничным хозяйством в современных условиях. Исследования показали, что внедрение в практическую деятельность типизации предприятий гостиничного хозяйства позволит взвешенно подойти к решению ряда управленческих вопросов, связанных с созданием организационных структур управления гостиничным хозяйством. Ключевые слова: управление, гостиничное хозяйство, сервис, качество, услуга, механизм.

Гостиничное хозяйство представляет собой многофункциональное хозяйство, в которое в большинстве случаев входит значительное количество подразделов, являющиеся основными для сопредельных сфер деятельности. Это связано с тем, что по своему назначению, кроме основной услуги - предоставление ночевки, гостиничное хозяйство предоставляет значительное количество дополнительных услуг.

Проведенный анализ научной литературы показал неполноту рассмотрения, а в некоторых случаях практически полное отсутствие теоретических разработок и практических исследований по вопросам управления гостиничным хозяйством.

Кроме того, значительно затрудняет проведение анализа существующая несовершенная статистика по туризму и гостиничному хозяйству в России. Все это свидетельствует о недостаточном внимании как со стороны государства, так и научных работников к теоретическим и практическим проблемам развития гостиничного хозяйства. Все это требует научно обоснованного и комплексного рассмотрения проблем управления гостиничным хозяйством как составляющей сферы услуг с учетом присущих ей особенностей.

Исследования показывают, что современное состояние развития гостиничного хозяйства требует более взвешенной системы управления на всех уровнях и государственного регулирования, независимо от форм хозяйствования и собственности. В связи с этим возникает необходимость разработки программ развития гостиничного хозяйства и туризма на государственном и региональном уровнях, что нуждается в новом подходе к теоретическим и научно-обоснованным положениям развития и совершенствования системы управления предприятий гостиничного хозяйства.

Целью статьи является обоснование основных направлений совершенствования системы управления гостиничным хозяйством в современных условиях.

Современное состояние экономики проявляется, прежде всего, в несовершенстве рыночных преобразований, что связанно, в основном, с пассивным влиянием государства на процессы их формирования и становления. Поэтому имеется необходимость активизации роли государства в формировании рыночного механизма, регулировании и управлении как всем хозяйственным комплексом страны, так и отдельными направлениями деятельности, к которым относится и гостиничное хозяйство.

Гостиничное хозяйство представляет основную составную часть туризма и является одной из наиболее прибыльных сфер деятельности. Важным фактором развития туризма в целом, а также гостиничного хозяйства в частности является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал, который дает возможность странам, даже тем, которые считаются экономически слаборазвитыми, занимать значительное место на мировом туристическом рынке при обязательном условии активной государственной поддержки этой сферы деятельности.

Результаты показывают, что развитие гостиничного хозяйства тормозится рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Прежде всего, - это зависимость развития гостиничного хозяйства от влияния факторов внешней среды. Во-вторых, - это недостаточное количество современных гостиничных предприятий, низкий уровень сервиса и др.

Рынок услуг гостиничного хозяйства базируется на экономических отношениях, которые формируются в процессе производства, реализации и организации процесса потребления, что в свою очередь влияет на механизм функционирования и управления гостиничным хозяйством. Большая часть этих услуг в нематериальной сфере экономики существует независимо одна от другой. Анализируя роль гостиничного хозяйства в экономике Российской Федерации нами были определены и обоснованы такие его основные функции, как: доходная, занятости населения, внешнеэкономическая и региональная.

Повышение роли государства в регулировании макроэкономических процессов, приоритетное развитие сферы услуг, составляющей которой является гостиничное хозяйство, и роль, которую играет гостиничное хозяйство в экономике страны, свидетельствуют о необходимости качественного управления гостиничным хозяйством. Значимость решения данного вопроса возрастает, если учитывать все большее углубление процессов интеграции экономики в разветвленную социально-

экономическую, культурную и правовую мировую среду.

Исследования показали, что существует значительная перспектива стимулирования развития гостиничного хозяйства Российской Федерации на современном этапе проведения экономических преобразований. Учитывая то, что основное бремя экономических проблем приходится на материальное производство, доля сферы услуг, в том числе и гостиничного хозяйства, в ВВП постоянно возрастает, представляя абсорбент для всевозрастающего количества высвобожденных из других отраслей работников.

Сфера услуг, включающая в себя гостиничное хозяйство, все больше играет роль своеобразного предупредительного средства от возможного социального взрыва в условиях экономического кризиса, предотвращая массовую безработицу. Все это свидетельствует о необходимости более глубокого теоретического и практического исследования проблем управления гостиничного хозяйства.

Проведенный нами анализ показал, что главной особенностью гостиничного хозяйства является его многофункциональность, обусловленная сложностью и разнородностью направлений его деятельности в процессе производства, реализации и организации процесса потребления гостиничных услуг.

Результаты показали, что факторам, влияющим на управление гостиничным хозяйством отводится незначительное внимание. На наш взгляд, использование только такого фактора, как классификация предприятий гостиничного хозяйства, является недостаточным. Определение и обоснование основных типов предприятий гостиничного хозяйства дает возможность совершенствования теоретического и практического подхода к созданию организационных структур управления гостиничным хозяйством на макро- и микроуровнях, решению вопросов льготного налогообложения, инвестиционной политики со стороны государства и органов местного самоуправления, так как любые типы предприятий гостиничного хозяйства имеют разную социальную значимость.

Актуальной проблемой сейчас является совершенствование государственной, межрегиональных и региональных программ развития туризма и гостиничного хозяйства, которые нуждаются в научно обоснованном и комплексном, с учетом практического опыта, подходе к планированию и прогнозированию развития гостиничного хозяйства как страны в целом, так и отдельных ее регионов.

Управление гостиничным хозяйством на макроуровне зависит от факторов внешней среды, которые характеризуются, прежде всего, государственной политикой в сфере туризма и внедрением системы корпоративного туризма.

Н.А. Сорокина отмечает, что корпоративный туризм представляет собой перемещение индивидов, представляющих различные партнерские контактные группы корпорации (сотрудники, потребители и др.), за пределы их обычной среды, мотивированное профессиональными или досугово-рекреационными интересами, инициированное и финансируемое корпорацией и реализующее определенные корпоративные цели [3, с. 97].

Наибольшее влияние на управление гостиничным хозяйством имеют следующие факторы: рынок материально-технических средств необходимых для функционирования гостиничного хозяйства; сегмент рынка трудовых ресурсов для гостиничного хозяйства; рынок капитала; нормативные и законодательные акты; региональный фактор; потребители услуг гостиничного хозяйства; культурные, экономические и политические аспекты международных событий; социо-культурные факторы и др.

Анализом факторов внешней среды, на наш взгляд, должны в первую очередь заниматься вышестоящие органы государственного управления гостиничным хозяйством, что даст возможность более подробно прогнозировать перспективы развития внутреннего и международного туризма на региональном и государственном уровнях с учетом рекреационного и историко-культурного потенциала Российской Федерации.

Исследование влияния факторов внешней среды показало несовершенство действующей системы управления гостиничным хозяйством как на макро-, так и на микроуровне. Одним из главных показателей оценки качества процесса управления являются экономические результаты развития предприятия и их структура.

Наибольшее значение для повышения эффективности управленческой деятельности предприятий гостиничного хозяйства на данном этапе развития имеют структурные изменения, находящие отображение в совокупности приоритетов роста экономических показателей.

Для формирования состава показателей оценки гостиничного бизнеса нами был использован логический метод, основой которого являются учеты условий интенсивного типа развития предприятий гостиничного хозяйства. На его основе можно сформулировать нормативную структура (нормативный ряд) темпов роста (Т) показателей развития предприятий гостиничного хозяйства Российской Федерации на современном этапе:

Тзп < Тэ < Тдэ < Тп < Тдд < Ткр, (1)

где зп - затраты на оплату труда; э - затраты на эксплуатацию; дэ - доход от эксплуатации; п - прибыль; дд - доход от предоставления дополнительных услуг; кр - расходы на капитальный ремонт.

Данный нормативный ряд свидетельствует, что наиболее ограничительным показателем являются темпы роста затрат на оплату труда, а самым высоким - темпы роста капитальных затрат. Это связано и со спецификой современного развития гостиничного хозяйства в Российской Федерации.

Необходимость приоритетных темпов роста капитальных затрат обусловлена тем, что капитальные затраты на современном этапе являются не только следствием эффективности управления, но и проявлением адаптированности предприятий к влиянию факторов внешней среды, что проявляется, прежде всего в необходимости повышения качества основной услуги.

Проведенные расчеты показали, что наиболее отрицательные процессы происходили в предприятиях, подчиненных государственным структурам, о чем свидетельствуют значительные изменения коэффициента корреляции. Быстрое изменение коэффициента корреляции с «+» на «-« с большой амплитудой (от +0,80 до -0,77) свидетельствует об отрицательных тенденциях развития предприятий и их эффективности управления.

Такие интенсивные показатели развития предприятий гостиничного хозяйства, как повышение качества и количества дополнительных услуг практически не использовались. Все это свидетельствует о том, что в управлении данными предприятиями преобладающее значение имели текущие и оперативные управленческие решения, которые осуществлялись с учетом краткосрочных обстоятельств, что является свидетельством отсутствия определенной линии управленческого поведения.

Значение коэффициента корреляции со знаком «-» во всех предприятиях гостиничного хозяйства Российской Федерации за анализируемый период связано, на наш взгляд, как с общими кризисными явлениями, так и с неподготовленностью

гостиничных предприятий к функционированию в меняющихся условиях.

Другой наиболее весомой причиной является несовершенная адаптированность гостиничных предприятий к влиянию факторов внешней среды. Все это свидетельствует о необходимости изменения существующей системы управления путем создания единого органа государственного регулирования и координации развития предприятий гостиничного хозяйства Российской Федерации.

Исследования показывают, что главным фактором, характеризующим тип предприятия гостиничного хозяйства, является цель путешествия туриста, которая зависит от вида туризма. В зависимости от цели путешествия, предприятия гостиничного хозяйства можно разделить на транзитные, делового назначения и отели для отдыха.

В зависимости от интенсивности существующих туристических потоков внутреннего и международного туризма и имеющейся материально-технической базы предприятий гостиничного хозяйства нами предложена классификация основных регионов по сравнительно интенсивному развитию, среднему уровню развития, слабоинтенсивному развитию.

К основным направлениям развития механизма управления гостиничным хозяйством можно отнести: стимулирование развития предприятий гостиничного хозяйства за счет инструментов ценовой, налоговой и инвестиционной политики; организация гостиничных комплексов.

Создание гостиничных комплексов нами рекомендуется производить в такой последовательности: объединение предприятий гостиничного хозяйства одного типа; создание собственной или присоединение к гостиничному комплексу действующей финансовой структуры; объединение гостиничного комплекса с предприятиями и организациями транспорта, связи, действующими турагентствами, туроператорами, предприятиями и организациями других сопредельных отраслей, входящих в инфраструктуру туризма.

Модель организационной структуры управления гостиничным комплексом должна иметь три уровня: высший (стратегический); средний (функциональный); низший (операционный). К основным функциям высшего (стратегического) уровня управления мы относим: определение стратегических целей и задач гостиничного комплекса, стратегическое планирование и прогнозирование развития; решение коммерческих, ценовых и диспетчерских вопросов.

Основными функциями среднего (функционального) уровня управления гостиничного комплекса являются: руководство и контроль за производством и сбытом одного вида услуг гостеприимства и ответственность за него. На низшем (операционном) уровне управления должны быть положены функции принятия оперативных решений в рамках своих подразделов [2].

Проведенный анализ современного состояния гостиничного хозяйства в Российской Федерации показал, что в настоящее время по своим экономическим, социальным и культурным показателям эта составляющая инфраструктуры туризма направлена не на собственное развитие, а лишь на функционирование. Т.е. большинство гостиничных предприятий в России сосредотачивают свою деятельность на получении любых прибылей и простом воспроизводстве имеющегося финансово-экономического состояния и менее всего - на повышении своего качественного уровня, на улучшении качества услуг.

Анализ состояния современного рынка гостиничных услуг в Российской Федерации показывает, что, с одной стороны, терминологическое, типологическое и статистическое несогласование между этими видами, а с другой - отсутствие единого хозяина гостиничных предприятий и единых форм управления ими. Такое состояние вызвано подчиненностью гостиничных предприятий разным ведомствам (а, итак, разным нормативным требованиям), фактическим отсутствием разнообразия средств размещения туристов и монополизмом в предоставлении услуг, а также устаревшими стандартами, не отвечающими новым требованиям и реалиям туристской сферы, неразвитостью или отсутствием новейших технологий предоставления услуг.

Безусловно, дальнейшее развитие гостиничного хозяйства будет зависеть от многих факторов: роста доходов, а, значит, и туристской активности населения, колебания цен на услуги, темпов экономических реформ, насыщения товарного рынка, роста культуры обслуживания. Одним из определяющих факторов такого роста должны стать дальнейшая дифференциация и специализация предложения гостиничных услуг, отвечающего общемировой тенденции индивидуализации отдыха и развлечений.

Очевидно, эти процессы должны сопровождаться уникализацией предоставления услуг, так как именно это вызывает рост спроса на регионально-этническую уникальность развлечений и способов их обеспечения. Исследования показали, что лишь через понимание дифференцированного поведения потребителя и удовлетворение его потребностей можно рассчитывать на популярность предприятий гостиничного сервиса, так как центральной фигурой в гостиничном хозяйстве всегда был и остается гость (клиент, потребитель).

Одним из шагов к созданию адекватной модели потребления стало проведенное нами исследование на тему: «Маркетинговый анализ качества услуг гостиничного бизнеса». В соответствии с этим анализом установлено, что гостиничное хозяйство требует проведения необходимых преобразований.

Качественное состояние материально-технической базы средств размещения туристов, за исключением высококлассных отелей, можно охарактеризовать как неудовлетворительное по разнообразию помещений, техническому состоянию номеров, технологическому и инженерному оборудованию, инженерным коммуникациям, качеству обслуживания и т.п. По всем этим параметрам отечественные отели не отвечают международным требованиям.

Снижается показатель загрузки отелей, что приводит к уменьшению прибыли предприятий и сокращению численности персонала, т.е. рабочих мест. Отсутствие у руководителей гостиничных предприятий достоверной информации по удовлетворенности клиентов качеством услуг и обслуживания также не оказывает содействие решению проблем этого бизнеса.

В настоящее время без социологических исследований не может обойтись ни одно из гостиничных предприятий, поскольку их экономический успех в большей мере зависит от социокультурных и социально-психологических факторов, состояние и возможности использования которых могут быть выявлены лишь благодаря этим исследованием.

В заключении можно отметить, что состояние гостиничного хозяйства определяется общим уровнем экономического развития экономики Российской Федерации. Особенность гостиничного хозяйства, как объекта сферы услуг, проявляется во взаимосвязи с другими сферами деятельности, что влияет на его функционирование и управление, а также требует объединения разных отраслевых систем управления.

Внедрение в практическую деятельность типизации предприятий гостиничного хозяйства позволит взвешенно по-

дойти к решению ряда управленческих вопросов, связанных с созданием организационных структур управления гостиничным хозяйством, предоставлением льготного налогообложения в зависимости от социальной значимости гостиничных предприятий, внедрением инвестиционной политики со стороны государства и органов местного самоуправления, технико-экономическим обоснованием программ развития гостиничного хозяйства региона, местности.

The basic directions of perfection of control system by hotel economy in modern conditions are proved. The researches have shown, that introduction in practical activities of typification of the enterprises of a hotel economy will allow weighed to approach to the decision of some the administrative questions connected to creation of organizational structures of management by hotel economy. Keywords: management, hotel economy, service, quality, service, the mechanism.

Список литературы

1. Адашова, Т. А. Особо охраняемые природные территории России как основа формирования туристского природного пространства // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. №1. С. 45- 52.

2. Александрова, А.Ю. Мода и туризм в меняющемся мире // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 3. С. 31-42.

3. Сорокина, Н.А. Корпоративный туризм как вид делового туризма // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. № 17(2). С. 95-97.

4. Buckley R. Adventure Tourism and the Clothing, Fashion and Entertainment Industries // Journal of Ecotourism. 2003. Vol. 2, № 2. С. 41-42.

5. The International Association Meetings Market - 2010. ICCA Statistics Report. 2011 // Celebrat: onpoint: consulting & network. URL: http://www.celebrationpoint.ch/fileadmin/Content/PDFs/Eventplaner/ICCA_Statistics_Report_2010.pdf (дата обращения: 10.10.2014)

Об авторе

Лебедев К.А. - доктор экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Института туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУ ВПО "РГУТиС", qwer20003@rambler.ru

УДК 336.713

ФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РОССИИ. IPO БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

О.Е. Никонец, В.В. Мандрон, Е.А. Савинова

Статья посвящена проблемам поддержания ликвидности, увеличения размера нормативного капитала российских банков на уровне, соответствующем не только требования российского законодательства, но и потребностям реального сектора экономики РФ. В статье рассматриваются практика проведения IPO банковским сектором, методы формирования ресурсной базы коммерческих банков. Ключевые слова: банковские ресурсы, ресурсная база, капитализация, акции, рынок IPO, фондовая биржа.

Современное развитие банковских систем характеризуется взаимным проникновением капиталов банковской системы одной страны в другую. Во многом это обусловлено глобальными процессами в мировой экономике, совершенствованием банковских технологий, совершенствованием качества предоставляемых банковских услуг, развитием внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. В этой связи в большинстве развивающихся стран наблюдается значительное усиление конкурентной борьбы не только между национальными, но и зарубежными банковскими институтами. Последствия глобального финансового кризиса и российского экономического кризиса 2014-2015 гг., выявили глубокую взаимосвязь реального и финансового секторов экономики, а также важную роль устойчивости национальной банковской системы к внешним и внутренним факторам. В это время происходит снижения объемов кредитования в рамках государственных программ по поддержке развития экономики, многие российские компании и банки вынуждены корректировать планы развития собственного бизнеса и предусматривать в них использование иных альтернативных источников финансовых ресурсов для расширения деятельности и реализации инвестиционных проектов.

В качестве таких источников рассматриваются сделки A&M, привлечение внешних кредитов, выход на российскую валютно-фондовую биржу, а также международные биржевые площадки посредством эмиссии корпоративных облигаций, еврооблигаций и первоначального публичного предложения акций на бирже (IPO). Данный подход обуславливает целесообразность проведения более глубокого научного анализа теоретических и практических вопросов привлечения ресурсов банками, а также возможности использования такого способа формирования ресурсной базы как IPO.

В целях обеспечения устойчивости деятельности, а также эффективности оказания банковских услуг коммерческие банки нуждаются в постоянном увеличении объемов привлеченных ресурсов. В мировой и отечественной практике с этой целью применяют разнообразные способы, которые различаются в зависимости от причин и инициаторов их использования, методов осуществления и документального оформления. Состав и способы формирования ресурсной базы банка представлены на рисунке 1.

Структура банковских ресурсов зависит от многих факторов: типа и организационной формы банка; стадии жизненного цикла; наличия соответствующих банковских лицензий; состава клиентской базы; состояния рынка заемного капитала и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.