Научная статья на тему 'Совершенствование управления финансовой деятельностью таможенных органов на основе развития среднесрочного бюджетного планирования'

Совершенствование управления финансовой деятельностью таможенных органов на основе развития среднесрочного бюджетного планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2630
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕСРОЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шульга О.А.

Управление финансовой деятельностью таможенных органов в соответствии с проводимой в России бюджетной реформой должно опираться на принципы бюджетирования, ориентированного на результат. Для этого в статье предложены алгоритм управления финансовой деятельностью таможенных органов и методика оценки эффективности расходования бюджетных средств, позволяющая дать оценку деятельности субъекта бюджетного планирования исходя из достигнутых им результатов, а также качества управления бюджетными расходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления финансовой деятельностью таможенных органов на основе развития среднесрочного бюджетного планирования»

43 (181) - 2013

Государственные финансы

УДК 656.072/073: 336.145

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

О. А. ШУЛЬГА,

кандидат экономических наук, главный государственный таможенный инспектор отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга

E-mail: Infinity2002@bk.ru Центральная акцизная таможня

Управление финансовой деятельностью таможенных органов в соответствии с проводимой в России бюджетной реформой должно опираться на принципы бюджетирования, ориентированного на результат. Для этого в статье предложены алгоритм управления финансовой деятельностью таможенных органов и методика оценки эффективности расходования бюджетных средств, позволяющая дать оценку деятельности субъекта бюджетного планирования исходя из достигнутых им результатов, а также качества управления бюджетными расходами.

Ключевые слова: среднесрочное бюджетное планирование, программно-целевой метод бюджетного планирования; бюджетирование, ориентированное на результат; финансовая деятельность, организация.

Повышение эффективности бюджетных расходов — одна из ключевых задач нынешней экономической политики. От ее решения в значительной степени будут зависеть темпы роста и устойчивость национальной экономики.

Анализ мирового и отечественного опыта бюджетного планирования показал, что применение

среднесрочного бюджетного планирования, основанного на программно-целевых методах и бюджетировании, ориентированном на результат (БОР), дает положительные результаты для экономики страны. Развитие системы среднесрочного планирования способствует формированию системы индикаторов результативности расходов бюджета, повышает объективность оценки деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств, ускоряет подготовку и повышает качество проекта бюджета.

В этой связи особую важность приобретает развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций для совершенствования организации управления финансовой деятельностью государственных органов и оценки эффективности расходов на их содержание.

Таможенная служба является динамично развивающейся системой. В сложившейся ситуации на первый план выходит необходимость совершенствования управления этой сложной системой.

Условия развития таможенных органов России требуют изменения подходов и методов управле-

ния, таких как планирование, прогнозирование, внедрение программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат. В практике управления государственными финансами наиболее востребованным является программно-целевой метод, который предполагает использование ресурсов для достижения важнейших целей социально-экономического развития страны.

В настоящее время наиболее актуальными являются проблемы повышения эффективности бюджетных расходов на всех уровнях управления. Программно-целевой метод бюджетного планирования занимает важное место в системе управления расходами бюджета в зависимости от сложности задачи и организационно-технических возможностей.

Целевая программа представляет собой комплексный документ, направленный на решение приоритетной в данный период задачи. В зависимости от сложности задач программы принимаются на срок от трех до пяти лет.

Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к использованию средств для решения острых проблем в таможенной системе и является важным инструментом ее социально-экономического развития.

Внедрение БОР коренным образом меняет содержание всех стадий бюджетного процесса и саму концепцию управления бюджетными расходами. Данный метод предусматривает полный переход от директивного планирования к индикативному. Планирование и использование бюджетных ассигнований проводится на основании информации о результатах деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств.

Важной задачей при внедрении принципов БОР является разработка сбалансированного набора показателей, характеризующих оказанные услуги и результаты их предоставления, а также взаимосвязь деятельности и ее результатов.

В условиях внедрения БОР и программно-целевых методов бюджетного планирования особую актуальность приобретает повышение эффективности использования бюджетных средств распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Также важными являются вопросы оценки качества бюджетного планирования и организации управления финансовой деятельностью таможенных органов.

В настоящее время в таможенных органах (ТО) отсутствует единая методика оценки эффективности использования бюджетных средств, связывающая непосредственные результаты деятельности, конечные результаты и качество бюджетного планирования.

В настоящей статье предлагается алгоритм управления финансовой деятельностью таможенных органов, позволяющий обеспечить более эффективное управление финансами таможенных органов и включающий в себя методику оценки эффективности расходов, основанную на взаимосвязи показателей качества управления бюджетными расходами, непосредственными и конечными показателями деятельности. Предложенные практические рекомендации применимы не только в таможенных органах, но и у распорядителей (получателей) средств федерального бюджета.

Сегодня перед ФТС России, равно как перед многими главными распорядителями бюджетных средств, стоит задача — увязать затраты на содержание таможенных органов с результатами деятельности службы. Для решения этой задачи необходимо обратиться к стратегическому управлению.

Его методы, успешно применяемые в коммерческих организациях, постепенно внедряются в практику управления государственными финансами на уровне распорядителей и получателей бюджетных средств. Автор предлагает схему управления финансовой деятельностью в таможенных органах на среднесрочную перспективу, учитывающую применение методов стратегического управления и внедрение концепции БОР в управление общественными финансами (рис. 1).

На первом этапе с учетом утвержденных бюджетных данных на очередной финансовый год и плановый период проходит уточнение бюджетной заявки на содержание ТО исходя из изменившихся условий.

На втором этапе идет прогнозирование непосредственных и конечных результатов деятельности ТО.

На третьем этапе оценивается эффективность бюджетных расходов в соответствии с предлагаемой в настоящей статье методикой, учитывающей достижение таможней непосредственных и конечных результатов.

На четвертом этапе проходят анализ и оценка предполагаемой эффективности расходования бюджетных средств исходя из предполагаемых

Рис. 1. Алгоритм управления финансовой деятельностью таможенных органов

непосредственных и конечных результатов деятельности таможенного органа. Если планируемая эффективность бюджетных расходов соответствует ожиданиям руководства и значениям плановых показателей, утверждается смета ТО и начинается принятие и исполнение бюджетных обязательств. В противном случае весь цикл повторяется заново.

Аналогично выбирается наилучшая финансовая стратегия для первого и второго годов планового периода. В соответствии с предлагаемой схемой возможны не только стратегическое планирование финансовой деятельности ТО, но и тактическое, а также операционное.

В течение финансового года при необходимости возможна корректировка утвержденной бюджетной сметы для наибольшей эффективности расходования бюджетных средств.

Таким образом, стратегическое планирование в ТО представляет собой повторяющийся замкнутый цикл. Оценка эффективности функционирования органа, анализ изменений внешней среды одновременно являются началом и концом указанного цикла.

Важнейшей частью предлагаемого алгоритма является методика оценки эффективности расходов

таможенного органа. Она подготовлена с целью реализации основных принципов среднесрочного бюджетного планирования и БОР в части оценки эффективности расходования бюджетных средств на содержание этих учреждений.

Оценка качества планирования бюджетных расходов производится для повышения результативности и социально-экономической эффективности расходов на содержание ТО. Это позволит своевременно принять меры для повышения эффективности бюджетных расходов или прекращения неэффективных расходов.

Предлагаемая методика определяет общие правила и процедуры, выполнение которых является необходимым условием для оценки эффективности бюджетных расходов. По итогам анализа, проведенного с использованием разработанной методики, могут приниматься меры, повышающие действенность управления бюджетными расходами.

Данная методика может использоваться на этапах планирования расходов бюджета на основании прогнозных значений и контроля за расходами в отчетном периоде и достигнутыми результатами. Ее использование позволит своевременно выявлять

и анализировать риски, связанные с достижением стратегических целей, решением тактических задач и выполнением программ, включенных в доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

Целями предлагаемой методики являются:

- выявление и разработка показателей для оценки эффективности использования бюджетных средств с учетом специфики деятельности ТО (табл. 1);

- определение этапов, процедур и требований к организации и проведению оценки, выполнение которых обеспечит ее необходимый качественный уровень;

- разработка практических рекомендаций по организации и проведению оценки эффективности расходования бюджетных средств.

Группа 1. Под показателями качества бюджетных расходов на содержание ТО понимаются данные, характеризующие ресурсное обеспечение административной и управленческой деятельности органа, а также степень использования современных методов управления общественными финансами в условиях реформирования бюджетного процесса.

Показатели качества бюджетных расходов могут быть применимы к любому распорядителю и получателю бюджетных средств, так как не имеют специфики. Для них в работе предложены критерии оценки эффективности на основании анализа прошлых периодов. Информационной базой этой группы на этапе планирования расходов бюджета являются прогнозные показатели, а на этапе контроля за произведенными в отчетном периоде расходами и достигнутыми результатами служат ведомственная и бюджетная отчетности субъекта бюджетного планирования по соответствующим формам.

Группа 2. Под показателями непосредственных результатов понимаются сведения, характеризующие объем и качество государственных услуг, оказанных ФТС России и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных

средств внешним потребителям (юридическим и физическим лицам).

Автор предлагает использовать утвержденные контрольные показатели эффективности ТО с учетом специфики. При проведении контроля за эффективностью бюджетных расходов информационной базой служат фактические отчеты таможни об исполнении контрольных параметров эффективности за отчетный год.

При оценке эффективности расходования бюджетных средств на этапе планирования информационной базой служат соответствующие прогнозные значения. Целевые значения непосредственных результатов определяются ФТС России исходя из их реальной достижимости и необходимости обеспечения прогрессивной динамики значений в плановом периоде согласно соответствующим приказам ФТС России.

Группа 3. Под показателями конечных результатов понимаются данные, характеризующие эффект (социально значимые результаты) для внешних потребителей (юридических и физических лиц) от государственных услуг, оказанных ФТС России и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.

Критерием оценки показателей конечных результатов считается соответствие их достигнутых значений целевым. При проведении контроля за эффективностью бюджетных расходов информационной базой служат фактические отчеты таможни об исполнении контрольных параметров эффективности за отчетный год. При оценке эффективности расходования бюджетных средств на этапе планирования информационной базой служат соответствующие прогнозные значения.

В условиях отсутствия оптимальных решений оценки эффективности бюджетных расходов по причинам незавершенности реформы бюджетного процесса Российской Федерации использован подход, основанный на учете взаимосвязи динамики бюджетных расходов и показателей

Таблица 1

Группировка показателей оценки

Группа Наименование Применение

Группа 1 Показатели качества управления бюджетными расходами Применимы для всех направлений расходования бюджетных средств, к любому распорядителю и получателю бюджетных средств

Группа 2 Показатели непосредственных результатов Применимы исключительно для таможенных органов с учетом специфики деятельности на основании аналитических показателей эффективности деятельности таможен, утвержденных ФТС России

Группа 3 Показатели конечных результатов

Таблица 2

Коэффициенты увязки бюджетных расходов и показателей результатов

Динамика расходов и показателей за период оценки Улучшение Улучшение Стабилизация по- Ухудшение Ухудшение

показателей результатов более чем на 10 % показателей результатов в пределах 10 % казателей результатов (изменение в пределах 1 %) показателей результатов в пределах 10 % показателей результатов более чем на 10 %

Значительное (более 1,4 1,2 0,8 0,6 0,2

чем на 10 %) увеличе-

ние расходов

Незначительное увели- 1,5 1,3 0,9 0,7 0,4

чение расходов

(в пределах 10 %)

Стабилизация расходов 1,6 1,4 1,0 0,8 0,5

(изменение в пределах

1 %)

Незначительное сокра- 1,8 1,5 1,1 0,8 0,6

щение расходов

(в пределах 10 %)

Значительное (более 2,0 1,6 1,2 0,9 0,7

чем на 10 %) сокраще-

ние расходов

непосредственных и конечных результатов за изучаемый период. Данный метод заключается в сопоставлении и качественной оценке динамики результатов деятельности органа исполнительной власти и динамики бюджетных расходов. Результаты сопоставления и качественной оценки представлены в табл. 2 в виде условных коэффициентов, определенных экспертным методом и предлагаемых для ТО.

Критерием оценки показателей качества управления бюджетными расходами, непосредственных и конечных результатов считается соответствие достигнутых параметров их целевым значениям. Расчет отклонений производится по формуле

П - П О = —-ф х100%,

ПФ

где 0 — отклонение фактического значения показателя от планового (целевого), %; Пп — плановое (целевое) значение показателя в соответствующих единицах измерения; Пф — фактическое значение показателя в соответствующих единицах измерения. Расчетным отклонениям присваивается определенное количество баллов в соответствии с предлагаемой в табл. 3 шкалой. Выполнение или перевыполнение планового показателя соответствует максимальному количеству баллов, т. е. 10. Значительное (свыше 30 %) перевыполнение планового показателя по группе 1 говорит о ненадежности методов бюджетного планирования,

о воздействии внешних факторов и нуждается в специальной проверке с дальнейшим проведением соответствующих мер.

Под показателями интегральной оценки эффективности расходования бюджетных средств понимаются параметры, характеризующие эффективность опосредованным путем, т. е. за счет аналитического сведения значений по образованным группам. Данный подход представляется возможным и достаточным для заключения об уровне эффективности и разработки рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов.

Таблица 3

Шкала балльной оценки количественных показателей эффективности бюджетных расходов

Отклонение Величина отклонения от планового значения, %* Количество баллов

Положитель- 30 и более 10

ное 20—29 9

15—19 8

10—14 7

5—9 6

0—4 5

Отрицатель- 9—0 4

ное 14—10 3

19—15 2

29—20 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39—30 0

40 и менее 1

* В случае дробных значений отклонения следует округлять до целых чисел по законам математики.

Таблица 4

Вес группы показателей эффективности бюджетных расходов

Группа Обозначение Вес группы

Группа 1 Е1 0,34

Группа 2 Е2 0,27

Группа 3 Е3 0,39

Показатели образованных групп в совокупности позволяют оценить эффективность бюджетных расходов по конкретному направлению в целом. В табл. 4 представлен экспертно присвоенный удельный вес для каждой из рассматриваемых групп.

Для каждой группы показателей рассчитывается интегральный показатель оценки эффективности. Для группы 1 он складывается из суммы значений каждого параметра (в баллах), скорректированных на вес группы, по следующей формуле:

Э = Е £ щ,

1=1

где Э1 — значение интегрального показателя оценки эффективности для группы 1; Е1 — вес группы 1 (см. табл. 4); Р — количество показателей группы 1; 1 — показатель;

АП. — оценка отклонения фактического значения показателя от целевого (суммарная по всем показателям группы 1) в баллах (см. табл. 3). Для групп 2 и 3 этот показатель складывается из суммы значений каждого параметра (в баллах), скорректированных на вес соответствующей группы и учитывающих коэффициенты увязки бюджетных расходов и показателей результатов, по следующим формулам:

32 = Е2 £ АПк В,;

к=1

33 = Е3 £ АПп В,,

где Э2 и Э3 — значения интегрального показателя оценки эффективности для соответствующих групп;

Е2 и Е3—вес соответствующей группы (см. табл. 4); Н и К — количество показателей групп 2 и 3 соответственно;

k и п — показатели групп 2 и 3 соответственно; АПк и АПп — оценка в баллах отклонения фактического значения показателя от целевого (планового) групп 2 и 3 соответственно (см. табл. 3);

В,— коэффициент увязки бюджетных расходов и показателей результатов; определяется в зависимости от динамики бюджетных расходов ТО и показателей непосредственных и конечных результатов (, = 1—5).

Значение интегрального показателя оценки эффективности бюджетных расходов рассчитывается по следующим формулам:

Э = Э1 + Э2 + Э3 или

Э = £ Э,

где Э — значение интегрального показателя оценки эффективности;

Э1, Э2, Э3 — значения интегрального показателя оценки эффективности для групп 1—3 соответственно;

Э. принимает значения Э1, Э2, Э3; 1 = 1—3; п = 3.

Произведя интегральную оценку эффективности деятельности таможни по всем анализируемым группам, на взгляд автора, можно получить заключение об эффективности расходования бюджетных средств в ТО, сравнив его с предлагаемой шкалой оценки (табл. 5).

При этом максимальным значением интегрального показателя считается сумма максимальных значений всех показателей, скорректированных

Таблица 5

Шкала расчетных значений интегрального показателя эффективности бюджетных расходов*

п=1

Интервал расчетных значений, % от максимального значения Качественная оценка эффективности, общее заключение Оценка эффективности бюджетных расходов таможни в анализируемом периоде, баллы

0 и менее Деятельность неэффективна 0

1—9 Очень низкая эффективность 1

10—24 Низкая эффективность 2

25—49 Удовлетворительная эффективность 3

50—74 Средняя эффективность 4

75 и более Высокая эффективность 5

* В случае нецелых значений отклонения следует округлять до целых по законам математики.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 15

на вес соответствующей группы и учитывающих коэффициенты увязки бюджетных расходов и показателей результатов.

Разработанная методика позволяет дать оценку деятельности субъекта бюджетного планирования исходя из достижения показателей непосредственных и конечных результатов, а также качества управления бюджетными расходами. Подход соответствует концепции БОР, внедряемой в настоящее время путем установления взаимосвязи между показателями результатов деятельности и расходами бюджета. Таким образом, применение разработанной методики дает возможность оценить качество бюджетного планирования ТО и эффективность расходов.

Автор изучил на основании предложенной методики результативность расходования бюджетных средств Центральной акцизной таможней (ЦАТ). Расчеты и их анализ позволили сделать вывод о высокой эффективности использования ЦАТ бюджетных средств в 2011 г. Значение интегрального показателя оценки эффективности составило 78,37 %, что свидетельствует о весомых достижениях и о возможностях дальнейшего повышения эффективности расходования бюджетных средств. В 2012 г. значение интегрального показателя ЦАТ составило 61,73 %, что характеризует эффективность использования таможней утвержденных бюджетных ассигнований как среднюю.

На взгляд автора, повышение эффективности расходования бюджетных средств этим учреждением может быть достигнуто за счет активной работы должностных лиц по увеличению показателей группы 1. Росту интегрального показателя будут способствовать:

• увеличение в хозяйственных расходах ЦАТ доли бюджетных расходов по результатам конкурсов на размещение государственных (муниципальных) закупок;

• контроль состояния кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками и по платежам в бюджеты;

• минимизация поправок в утвержденный финансовый план таможни;

• обеспечение равномерного, целевого и полного использования утвержденных бюджетных ассигнований.

В условиях проводимой бюджетной реформы необходимо обеспечить взаимосвязь между расходами на содержание государственной организации и основными результатами ее деятельности. Автор

предложил алгоритм управления финансовой деятельностью бюджетной организации на примере таможенных органов. Представляется, что в управлении финансовой деятельностью организации должны принимать участие все структурные подразделения, что обеспечит большую достоверность составляемых планов-прогнозов и в конечном итоге достижение более высокой эффективности деятельности.

В настоящее время при составлении бюджетной заявки таможенными органами на очередной финансовый год и плановый период анализируют действующие расходные обязательства (ДРО) в отчетном и текущем финансовом году. На этой основе проводится опрос подразделений таможенного органа с предоставлением необходимых расчетов на предмет уточнения ДРО и при необходимости — выделения дополнительных расходных обязательств (принимаемых расходных обязательств, ПРО).

В IV квартале текущего финансового года таможенным органам доводят информацию об утвержденных бюджетных данных на очередной финансовый год и плановый период на основании ранее предоставленных бюджетных заявок. Для совершенствования управления бюджетными расходами и недопущения неэффективного использования бюджетных средств таможенные органы представляют ФТС России уточненные объемы бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

На рис. 2 приведена схема организации управления планированием расходов, предлагаемая автором для применения в государственных организациях. Она разработана на примере таможенных органов и учитывает установление четкой взаимосвязи в процессе планирования между структурными подразделениями.

В соответствии с предлагаемой схемой в основу организации управления среднесрочным планированием бюджетных расходов положен план-прогноз достижения таможенным органом непосредственных и конечных результатов, а также показателей качества управления затратами. Для этого структурные подразделения таможни должны предоставлять в организационно-аналитический отдел прогнозные значения показателей эффективности работы в соответствии с направлениями своей деятельности.

Организационно-аналитический отдел, наделенный полномочиями по анализу эффективности деятельности таможни и таможенных постов, организации планирования и организационному

Рис. 2. Схема организации управления среднесрочным планированием расходов на содержание таможенного органа

обеспечению деятельности ТО, на основании соответствующих методик и в тесной взаимосвязи с финансово-бухгалтерским подразделением составляет сводный план-прогноз достижения показателей непосредственных и конечных результатов. Указанный документ направляется в предлагаемую к созданию в таможенных органах комиссию по управлению финансовой деятельностью ТО (далее — комиссия).

В рамках предлагаемой схемы организации управления среднесрочным планированием расходов на содержание таможенного органа финансово-бухгалтерское подразделение занимается составлением финансовых планов деятельности таможенного органа. При этом готовят сводную заявку бюджетных данных, уточняют ее и представляют вышестоящему распорядителю средств федерального бюджета.

Подразделение на основе данных прошлых периодов, а также информации организационно-аналитического отдела прогнозирует показатели качества управления бюджетными расходами и представляет их комиссии, а также готовит руководству на утверждение проект бюджетной сметы после принятия соответствующего решения комиссией.

Постоянно действующая комиссия по управлению финансовой деятельностью ТО, создаваемая

для достижения необходимого уровня организации управления финансовой деятельностью, будет специальным органом, члены которого выбираются из должностных лиц ТО, обладающих достаточной квалификацией.

В настоящее время в таможенных органах такое подразделение отсутствует. В рамках управления финансовой деятельностью комиссия должна оценивать эффективность бюджетных расходов с учетом прогнозных значений показателей результативности деятельности ТО в соответствии с разработанной методикой. Это позволит изучить деятельность субъекта бюджетного планирования исходя из планируемого достижения им показателей непосредственных и конечных результатов деятельности, а также качества управления бюджетными расходами.

С учетом полученных данных готовятся соответствующие предложения по формированию финансового плана ТО, утверждаемого руководством. Для обеспечения непрерывности управления бюджетным планированием в таможенном органе на комиссию также будут возложены следующие обязанности:

• текущий контроль эффективности расходования бюджетных средств;

• корректировка планов по результатам текущего

контроля;

• последующий контроль эффективности бюджетных расходов.

После представления комиссией проекта финансового плана на утверждение руководству таможенного органа в случае согласия с выбранной финансовой стратегией начальник принимает решение об утверждении плана и бюджетной сметы учреждения на очередной финансовый год и плановый период. При необходимости руководство принимает решение о корректировке действующего финансового плана для обеспечения необходимого уровня результативности работы ТО.

Предлагаемая к созданию в таможенных органах система планирования расходов на его содержание должна эффективно функционировать, а также подвергаться систематической актуализации. Эффективность ее функционирования находится в прямой взаимосвязи с качеством разрабатываемых нормативных документов.

Плановый контроль за достигнутой эффективностью расходования бюджетных средств в соответствии с прогнозными значениями, представленными в составе плана-прогноза структурными подразделениями таможенного органа, и плановыми значениями показателей, утвержденными вышестоящей организацией, должен производиться не реже одного раза в квартал. Большое значение имеет и внеплановый контроль, который целесообразно проводить при появлении внешних или внутренних претензий к состоянию управления финансовой деятельностью учреждения.

Система контроля по решению руководства должна включать в себя планы мероприятий и протоколы соответствующих совещаний. Использование программных средств позволяет автоматизировать информирование руководства о состоянии исполнительской дисциплины на каждом этапе организации управления финансовой деятельностью таможенного органа.

Совершенствование информационного обеспечения среднесрочного планирования бюджетных расходов, несомненно, способствует повышению эффективности деятельности государственных органов. На взгляд автора, для этого необходима автоматизация процесса бюджетного планирования, расчета показателей непосредственных и конечных результатов работы учреждения, которые можно осуществить на основе первичной информации и

представляемых статистических сведений. Решение этого вопроса возможно путем дополнения существующего функционала программных средств, а также их доработки.

Стратегическое планирование в государственных органах представляет собой повторяющийся замкнутый цикл. Оценка эффективности функционирования организации, анализ изменений внешней среды одновременно являются началом и концом указанного цикла. На взгляд автора, применение методов стратегического управления в планировании бюджетных расходов является весьма перспективным, так как позволяет достичь лучших показателей работы бюджетных организаций при прежних объемах бюджетных ассигнований. Это крайне необходимо в условиях ограниченности финансовых ресурсов, а также способствует ориентации работы субъектов бюджетного планирования на измеримый, прозрачный и понятный обществу результат.

Совершенствование управления финансовой деятельностью бюджетных организаций на основе развития среднесрочного бюджетного планирования позволит повысить эффективность расходования средств и обеспечить взаимосвязь расходов с основными направлениями деятельности. Данная мера будет способствовать гармонизации затрат федерального бюджета путем отказа от неэффективных статей расходов и развития эффективных, способствующих пополнению доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Список литературы

1. АнсоффИ. Стратегический менеджмент / пер. с англ. под ред. А. Н. Петрова. СПб: Питер, 2009. 344 с.

2.АфанасьевМ. П. Модернизация государственных финансов. 2-е изд. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. 439 с.

3. Квинт В. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. Группа «Тейлор и Франсис». Нью-Йорк, Лондон, Москва, 2012. 629 с.

4. Климов А. А. Повышение эффективности бюджетных расходов: учеб. пособие. М.: Дело, 2009. 520 с.

5. Программный бюджет: учеб. пособие / под ред. проф. М. П. Афанасьева. М.: Магистр; Инфра-М, 2012. 384 с.

6. Сазонов В. Г. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: учеб. пособие. Владивосток: ТИ-ДОТ ДВГУ, 2001. 146 с.

7. Шульга О. А. Совершенствование управления финансовой деятельностью бюджетных организаций (на примере таможенных органов). М.: Изд-во «Спутник +», 2013. 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.