Научная статья на тему 'Совершенствование управления федеральной регистрационной службой в регионе'

Совершенствование управления федеральной регистрационной службой в регионе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / REGION / FEDERAL REGISTRATION SERVICE / MANAGEMENT / DEVELOPMENT / GOVERNMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочарникова Ольга Юрьевна

В статье рассмотрены особенности функционирования федеральной регистрационной службы, направления ее деятельности и структура, выделены рекомендации по совершенствованию ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бочарникова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Federal Registration Service management in a region

In the paper peculiarities of the Federal Registration Service functioning, directions of its activity and the structure are considered, ways to improve its development are recommended.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления федеральной регистрационной службой в регионе»

3. Книзе А.А., Романюк Б.Д. О двух точках зрения на российский лес и лесное хозяйство. М., 2005. С. 13.

4. Писаренко А.И., Страхов В.В. Лесное хозяйство России: от пользования к управлению. М., 2004. С. 144.

5. Починков С.В. Экономические основы устойчивого лесопользования: эффективное усвоение и воспроизводство лесных ресурсов. СПб., 2007. С. 6.

6. Щедровицкий П.Г., Княгинин В.Н. Территориальная проекция промышленной политики в России: кто оплатит издержки глобализации // Современная национальная политика России: сб. материалов. Вып. 2 (региональный аспект). URL: http://www.tur.samara.ru/ news.shtml. Загл. с экрана.

7. Клейнхоф А.Э., Клейнхоф И.А. Основные тенденции и перспективы лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов в России на пороге XXI века // Многоцелевое лесопользование на рубеже XXI века. М., 1999. С. 70-71.

8. Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства. М., 2006. С. 322, 383.

Поступила в редакции 21.10.2008 г.

Makar S.V. Development of the forest sector in Russian regions in the light of Kondratev’s cycles. The article is devoted to the problems of development of the forest sector in Russia. Here an attempt is made to coordinate the development of the forest complex with Kondratev’s long waves of the world’s conjuncture. The focus is on the necessity of synchronization of modern Kondratev’s cycle with processes that take place in the developed countries i.e. the develop-

ment of science, implementation of information, ecological, environment-friendly technologies, advancement to socially-orientated society. The author emphasizes that in modern conditions, the stable development of Russian forest sector is possible only when you rely on multipurpose, ecologically-orientated managing of forestry.

Key words: spatial analysis of economics, Kondratev’s cycles, usage effectiveness of forest potential, prospects of regional development, territorial clusters, multipurpose usage of forest potential, networking region.

Literature

1. Pantin V.I. Waves and cycles of social development: Civilized dynamics and modernization. Moscow, 2004.

2. Skufyina Т.P. Regional development of Russia in the context of global processes // Spatial Economics. 2007. # 4 (12). P. 26-39.

3. Knize A.A., RomanyukB.D. Two points of view on Russian forest and forestry sector. Moscow, 2005. P. 13.

4. Pisarenko A.M., Strakhov V.V. Russian forestry sector: usage and management. Moscow, 2004. P. 144.

5. Pochinkov S. V. Economical bases of sustainable forest management: effective usage and reproduction of forest resources. St. Petersburg, 2007. P. 6.

6. Schedrovitskiy P.G., Knyaginin V.N. Territorial pro-

jection of industrial politics in Russia: who is liable to pay globalization charges // Modern National Politics of Russia: collection of works. Issue 2 (regional aspect). URL: http://www.tur.samara.ru/news.shtml.

Title from the screen.

7. Kleinkhof A.E., Kleinkhof I.A. Main tendencies and perspectives of usage and reproduction of forest resources in Russia on the threshold of XXI century // Multi-purpose forest usage on the threshold of XXI century. Moscow, 1999. P. 70-71.

8. Moiseev N.A. Forestry Economy. Moscow, 2006. P. 322, 383.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ В РЕГИОНЕ

О.Ю. Бочарникова

В статье рассмотрены особенности функционирования федеральной регистрационной службы, направления ее деятельности и структура, выделены рекомендации по совершенствованию ее развития.

Ключевые слова: регион, федеральная регистрационная служба, управление, развитие, органы государственной власти.

Управление доходной частью бюджета требует особого внимания к эффективной организации работы федеральных органов и служб. При этом важное место занимают процедуры регистрации прав на объекты недвижимости, ведение коммерческой деятельности и работу политических организаций,

контроль нотариальных и саморегулируемых организаций, а также особенности их выполнения на территории региона.

Видами деятельности Федеральной регистрационной службы являются государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним; деятель-

ность по государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния; контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата; контроль деятельности саморегулируемых организаций.

Структурные подразделения центрального аппарата Росрегистрации взаимодействуют с ее территориальными органами, координируют их деятельность по реализации установленных полномочий.

Структурные подразделения центрального аппарата Росрегистрации взаимодействуют с территориальными органами по направлениям своей деятельности, а именно:

а) направляют запросы в территориальные органы Росрегистрации по вопросам непосредственной деятельности структурного подразделения и контролируют их исполнение;

б) проводят тематические проверки, обобщают практику деятельности территориальных органов, разрабатывают и принимают меры, направленные на ее совершенствование;

в) осуществляют подготовку организационных, информационно-аналитических

документов, а также, в соответствии с законодательством, методических рекомендаций по вопросам их деятельности;

г) организуют изучение отчетных и информационных материалов, статистических и иных данных об организации и результатах деятельности территориальных органов;

д) анализируют планы работы территориальных органов, принимают меры по совершенствованию планирования их деятельности;

е) рассматривают поступившие из территориальных органов предложения в план работы Росрегистрации, показатели по основным направлениям деятельности, план работы коллегии Росрегистрации;

ж) организуют участие территориальных органов в подготовке проектов нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Росрегистрации;

з) рассматривают предложения территориальных органов по совершенствованию законодательства Российской Федерации, правового регулирования деятельности территориальных органов;

и) осуществляют иные функции по управлению территориальными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России.

Координацию деятельности структурных подразделений центрального аппарата Росрегистрации по взаимодействию с территориальными органами Росрегистрации осуществляет Управление организационного обеспечения, планирования и контроля Росрегистрации.

Территориальные органы Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) действуют в границах регистрационных округов, образованных Министерством юстиции России.

В муниципальных образованиях действуют обособленные подразделения (отделы). Правовой статус и объем полномочий отделов (обособленных подразделений) определяются положениями, утверждаемыми руководителем территориального органа Росрегистрации. Директор назначает на должность и освобождает от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственных регистраторов, возглавляющих территориальные подразделения органов по государственной регистрации, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.

Следует рассмотреть основные функции Федеральной регистрационной службы.

Первая функция - осуществление государственной регистрации прав на имущество -связана с регистрацией недвижимого имущества и сделок с ним на объекты имущества, расположенные на территории регистрационного округа.

Вторая функция - осуществление руководства по общим вопросам - связана с защитой государственной тайны, техническим и программным обеспечением, работой кадровой службы, организационным, планово-контрольным и правовым обеспечением работы территориального регистрационного органа.

Третья функция объединяет деятельность по госрегистрации общественных и религиозных объединений, контроль в сфере адвокатуры и нотариата, а также надзор за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

Государственные служащие территориального органа Росрегистрации осуществляют свою деятельность на основе должностных регламентов, утверждаемых руководителем территориального органа Росрегистра-ции или его заместителями в соответствии с распределением обязанностей.

Территориальные органы Росрегистрации взаимодействуют со структурными подразделениями центрального аппарата Росрегистрации:

а) докладывают об исполнении поручений руководства Росрегистрации;

б) проводят по поручению Росрегистрации проверки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, находящихся на подведомственной территории, и направляют в Росрегистрацию материалы проверок;

в) представляют в Росрегистрацию копии решений судов Российской Федерации по вопросам деятельности общественных и религиозных организаций;

г) информируют о законодательных инициативах органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Росрегистрации;

д) докладывают о результатах деятельности по реализации законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

е) докладывают о результатах устранения недостатков и нарушений в работе, выявленных в результате проверок и изучений их деятельности;

ж) представляют в центральный аппарат Росрегистрации в установленном порядке и сроке отчеты о результатах своей работы;

з) направляют предложения в планы работы Росрегистрации, планы работы коллегии Росрегистрации;

и) направляют в установленном порядке копии документов, подготовленных в ходе информирования полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о положении дел в сфере деятельности Росрегистрации;

к) представляют в установленном порядке документы о результатах взаимодействия с территориальными органами Минюста России;

л) информируют о результатах проверок деятельности территориальных органов Росрегистрации, проведенных территориальными органами Минюста России, представляют руководству Росрегистрации предложения, направленные на совершенствование этой работы;

м) выполняют задачи, связанные с реализацией федеральных программ, планов, отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации и Правительства, Министерства, Росрегистрации;

н) участвуют в разработке организационных, информационно-аналитических документов, а также, в соответствии с федеральным законодательством, методических рекомендаций по вопросам деятельности территориальных органов Росрегистрации.

Все органы юстиции, подведомственные Минюсту России - Федеральная регистрационная служба (далее Росрегистрация), Федеральная служба судебных приставов России (далее ФССП России), Федеральная служба исполнения наказаний России (далее ФСИН России), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) -являются администраторами доходов федерального бюджета.

Администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Исходя из законодательного определения администраторов поступлений в бюджеты можно выделить следующие их признаки:

- администраторами поступлений в бюджеты могут быть только органы власти -федеральные, региональные, местные, причем органы как исполнительной, так и законодательной (представительной) и судебной власти (особенности субъектного состава);

- администраторы поступлений в бюджеты осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременно-

стью уплаты платежей в бюджет (контрольные полномочия);

- администраторы поступлений в бюджеты осуществляют начисление, учет, взыскание платежей в бюджет;

- администраторы поступлений в бюджеты принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов обеспечивают преемственность кодов администраторов поступлений в бюджет по доходам, распределяемым между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе в случае изменения функций федеральных органов исполнительной власти уточнять закрепленные за ними основные источники доходов бюджетов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе закреплять источники доходов соответствующего бюджета за администраторами поступлений в соответствующий бюджет, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В Указаниях о порядке применения бюджетной Классификации Российской Федерации отмечается, что задачами по совершенствованию бюджетной классификации являются:

- необходимость переориентации

бюджетных средств на достижение конечных результатов, в т. ч. путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств;

- приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и создание предпосылок для введения интегрированного с бюджетной классификацией единого плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего оценку финансового результата деятельности сектора государственного управления.

Существует три возможных направления учета поступлений доходов в бюджетную систему Российской Федерации, а именно:

1) билинговая технология, которая заключается в открытии лицевой карточки учета поступлений и начислений платежей. Но она не функциональна в системе Росрегистрации по причине того, что плательщик государственной пошлины является случайным физическим или юридическим лицом;

2) нанесение штрих-кодов, что требует дополнительных затрат как средств федерального бюджета Росрегистрацией, так и банком;

3) кодирование, при котором сформируется следующая информация: дата оплаты, номер отделения (операционной кассы), номер квитанции, общая сумма платежа, код бюджетной классификации, указанный на квитанции, ОКАТО, фамилия, имя, отчество плательщика (либо ИНН).

Предоставление такой информации также требует дополнительных трудозатрат, и кредитные организации не стремятся пойти навстречу и предоставлять информацию в той форме, которую требует администратор доходов. На сегодняшний день было заключено лишь два договора по информационному взаимодействию с кредитными организациями: между управлением ЗАО «Эталонбанк» и ООО «Россельхозбанк», согласно которому банки принимают на себя обязательства по приему через свои структурные подразделения, расположенные в г. Воронеже, денежные средства от физических лиц за действия, выполнение которых возложено на Управление законодательными и нормативно-правовыми актами, а также перечисление

принятых платежей в соответствии с условиями договора [1-3].

Проблема получения документов и информации о перечислениях в бюджеты Российской Федерации от коммерческих банков администраторами доходов может быть решена путем принятия соответствующего решения Правительства РФ, в котором будет указано, что информация должна быть предоставлена не только на бумажных носителях, но ив электронном виде. Это значительно упростило бы работу администраторов.

Необходимо отметить такую проблему, как получение Управлением Федеральной регистрационной службой по Воронежской области информации от отдельных административно-территориальных муниципальных

образований, т. к. используются различные системы учетов поступления платежей в бюджет («Администратор-Д» и «ТУРБО-Бухгалтер»). Необходимо применение единого унифицированного программного продукта по регистрированию и начислению доходов.

Важно и то, что полномочие по принятию решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним для многих администраторов поступлений в бюджет является новым и обременительным, т. к. не свойственно основному предназначению того или иного органа власти. Например, возврат или зачет государственной пошлины Конституционным судом Российской Федерации или Высшим арбитражным судом Российской Федерации ранее не осуществлялся. Выполнение полномочий администраторов поступлений в бюджеты требует дополнительных организационных мер (например, создания специального структурного подразделения, которое бы отвечало за выполнение возложенных полномочий по администрированию доходов бюджетов) и финансовых затрат. Практика показывает, что у налогоплательщиков возникают трудности с возвратом государственной пошлины.

Таким образом, в бюджетном законодательстве с 2005 г. появился новый правовой институт, объединяющий нормы права, регулирующие и определяющие правовой статус администраторов поступлений в бюджет. При этом нет единства в используемой терминологии в законах и подзаконных актах: действующее законодательство употребляет

три равнозначных между собой термина «администраторы поступлений в бюджеты», «администраторы доходов бюджетов», «администраторы бюджетных средств». Поскольку названный правовой институт является новым, он находится в стадии становления и развития.

В заключение можно отметить, что при организации деятельности федеральной регистрационной службы при решении совместных задач территориальные органы Росрегистрации обеспечивают необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Практика реализации бюджетных полномочий администраторами бюджетных поступлений покажет возможные пути совершенствования данного правового института, а также его жизненность и актуальность.

1. Инновационная система региона: монография / Ю.П. Анисимов [и др.]. Воронеж, 2007.

2. Бочарникова О.Ю. Совершенствование планирования структурных подразделений территориальной регистрационной службы // Управление инновациями и инвестиционной деятельностью: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2007. С. 44-47.

3. Дорош Н.В., Бочарникова О.Ю. Методические основы исследования влияния внешней среды на динамику региональной экономики // Регион. 2008. № 1. С. 64-70.

Поступила в редакцию 21.10.2008 г.

Bocharnikova O.Y. Improvement of Federal Registration Service management in a region. In the paper peculiarities of the Federal Registration Service functioning, directions of its activity and the structure are considered, ways to improve its development are recommended.

Key words: region, Federal Registration Service, management, development, government bodies.

Literature

1. Innovative system of the region: monograph / Yu.P. Anisimov, et al. Voronezh, 2007.

2. Bocharnikova O.Yu. Development planning of structural sub-divisions of territorial registration services // Department of Innovations and Investment Activities: materials of the International Research and Practice Conference. Voronezh, 2007. P. 44-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dorosh N.V., Bocharnikova O.Yu. Methodical bases of investigations of environmental effect on the regional economy dynamics // Region. 2008. # 1. P. 64-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.