Научная статья на тему 'Совершенствование управления агропромышленным производством в муниципальном районе'

Совершенствование управления агропромышленным производством в муниципальном районе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / MUNICIPAL AREA / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН / ADMINISTRATIVE AREA / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / STRUCTURE OF MANAGEMENT / ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ / AGRO-INDUSTRIAL MANUFACTURE / FORM OF GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аскеров Пулат Фазаилович

Основой развития агропромышленного производства являются муниципальные районы, потому что здесь, как правило, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположены предприятия агросервиса, переработки и реализации продукции. Именно в муниципальных районах управленческие структуры могут эффективно, экономическими методами воздействовать на механизм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF AGRARIAN PRODUCTION IN THE METROPOLITAN REGION

Basis of development of agro industrial manufacture are municipal areas because here, as a rule, except agricultural commoditv producers, the enterprises of agro service, processing and production realization are located. In municipal areas administrative structures can effectively, economic methods to influence the managing mechanism

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления агропромышленным производством в муниципальном районе»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

УДК 332

Пулат Фазаилович Аскеров

Доцент кафедры анализа и аудита,

ФГОУ ВПО РГАЗУ

Эл. почта: paskerov@vandex.ru

Основой развития агропромышленного производства являются муниципальные районы, потому что здесь, как правило, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположены предприятия агросервиса, переработки и реализации продукции. Именно в муниципальных районах управленческие структуры могут эффективно, экономическими методами воздействовать на механизм хозяйствования.

Ключевые слова: агропромышленное производство, муниципальный район, административный район, структура управления, формы управления.

Pulat F. Askerov

Assistant professor of the chair «Auditing and analysis», Russian state agrarian correspondence universitv E-mail: paskerov@vandex.ru

IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF AGRARIAN PRODUCTION IN THE METROPOLITAN REGION

Basis of development of agro industrial manufacture are municipal areas because here, as a rule, except agricultural commoditv producers, the enterprises of agro service, processing and production realization are located. In municipal areas administrative structures can effectivelv, economic methods to influence the managing mechanism

Keywords: agro-industrial manufacture, municipal area, administrative area, structure of management, the form of government.

1. Введение

В стабилизации и развитии агропромышленного производства особое место занимает управление аграрным сектором на уровне административного района. В то же время управление АПК на этом уровне дезорганизовано и практически предоставлено на усмотрение городских и районных администраций в качестве муниципальных формирований. Отнесение районов к объектам местного самоуправления не дало положительных результатов в формировании действенных структур государственного и хозяйственного управления в АПК.

В районах, как объектах местного самоуправления, управление агропромышленным производством сведено к функционированию технологических отделов, не имеющих возможностей реально воздействовать на управленческие хозяйственные структуры предприятий, на развитие экономики различных организационно -правовых форм производства. Поэтому районные управления сельского хозяйства выполняют в основном консультационные функции.

Формирование полновластных органов местного самоуправления, независимых от органов государственного и хозяйственного управления АПК, требует создания современной эконо-мической основы самоуправления. Принципиальное значение имеет при этом расширение муниципальной собственности и изменение механизма формирования районных и сельских бюджетов.

2. Административный район - как субъект управления

Основой развития агропромышленного производства являются административные районы, потому что здесь, как правило, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположены предприятия агросервиса, переработки и реализации продукции. Именно в административных районах управленческие структуры в непосредственном контакте со всеми хозяйственными субъектами агропромышленного комплекса могут эффективно, экономическими методами воздействовать на механизм хозяйствования с учетом решения наиболее актуальных проблем села. Именно сельские товаропроизводители районного уровня в первую очередь нуждаются в рыночной инфраструктуре, способной функционировать в их интересах и способствовать расширению производства продовольственных товаров. Органы управления районного уровня должны содействовать формированию внутрирайонного рынка, через областную службу маркетинга изучать возможности рынка за пределами района, давать хозяйствам необходимую информацию об этом, содействовать установлению взаимовыгодных отношений внутри агропромышленного комплекса района. Переход к рынку предопределил на районном уровне новую, более сложную систему финансовых, товарных и информационных взаимосвязей.

Чтобы снять накопившиеся противоречия между субъектами хозяйственно-экономических отношений на уровне района, нужна более тесная их интеграция и соответствующая им форма управления агропромышленным комплексом. Наиболее реальным путем осуществления этой цели является создание различных объединений, агрокомбинатов, агрофирм и совместных предприятий, обеспечивающих не только производство, переработку, но и обязательную реализацию продукции, а также развитие территорий административных районов. Чтобы быть достаточно экономически независимым и иметь определенные рычаги воздействия на партнеров по хозяйственно-финансовым отношениям, целесообразно развитие собственной товаропроводящей сети такого интегрированного предприятия, чтобы обладать возможностью реализации большей части конечной продукции.

Эти формирования могут брать на себя функции хозяйственно-экономического управления сельскохозяйственными, агросервисными и другими предприятиями, входящими в объединения, путем перераспределения акций, вкладов в уставном капитале созданных формирований. Здесь должно происходить повышение роли государства в управлении хозяйствующими субъектами посредством передачи контрольного пакета акций государственным учреждениям и организациям. [1]:

№6, 2011

22

При определении направлений совершенствования управления агропромышленным производством в муниципальных образованиях, по нашему мнению, необходимо:

1) Частично восстановить в муниципальных образованиях ранее ликвидированные районные управления сельского хозяйства в соподчинении региональному органу управления АПК.

2) Разработать положение об органе управления агропромышленным производством на муниципальном уровне и его типовую структуру с указанием целей и задач, выполняемых функций и полномочий.

3) В вертикальной структуре установить два вида связей управления: функциональные, имеющие рекомендательный характер и линейные - подчиненность нижестоящих уровней вышестоящим. (На принципы прямых вертикальных связей следует перевести в основном инспекции и службы, осуществляющие контрольно-инспекционную деятельность).

4) Определить порядок финансирования штата сотрудников муниципального органа управления АПК и его взаимодействие с региональным органом управления АПК.

Ушачев И.Г. [170] считает, что аппарат управления сельским хозяйством на районном уровне должен являться и органом муниципальной власти с закреплением за ним части функций по государственному регулированию и инспектированию, информационному и консультативному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей в районе, а также располагать материально-техническими и финансовыми ресурсами, чтобы иметь практическое воздействие на их производственно-экономическую деятельность.

Исследованиями автора установлено, что в практике имеют место различные варианты организации государственного, муниципального и хозяйственного управления АПК района.

Автором были идентифицированы, изучены и подробно интерпретированы 11 таких вариантов структур управления АПК района, внедрение которых может значительно уменьшить уровень дезорганизации в системе агропромышленного производства, имеющий место в текущий период времени.

3. Характеристика предлагаемых форм управления аграрным сектором муниципального района и условий их применения

1) Комбинированная форма управления аграрным сектором района. Данная форма представляет собой объединение ряда самостоятельно существующих форм с государственным, муниципальным и хозяйственным статусами. Она формируется за счет объединения ряда отраслевых подсистем управления. Ее применение оправдано при наличии сельхозорганизаций с различным уровнем развития; причем, ряд сельхозорганизаций могут сохранять организационно-правовую форму, а часть - терять экономическую самостоятельность

Хозяйственный статус данного объединения - предприятие, объединение. Оно может сочетать ассоциативный, кооперативный и акционерный типы управления. Характер организации - коммерческая и некоммерческая организации. Данное объединение дает возможность сформировать несколько отраслевых подсистем управления, обеспечивая повышение управляемости АПК муниципального района.

Недостаток: усложнение координации агропромышленного комплекса района.

Форма обладает повышенной адаптацией к рыночным условиям функционирования АПК.

2) Районная ассоциация (союз) сельских товаропроизводителей. Вариант: районныш потребительский кооператив как орган хозяйственного управления. Данные формы представляют собой системы хозяйственного управления, созданные на основе ассоциаций, союзов и других некоммерческих организаций, относящихся к так называемым «мягким структурам».

Ассоциации (союзы) могут осуществлять и отдельные государственные полномочия, передаваемые им на основе федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации.

В случае делегирования ассоциации части государстве нных функций по регулированию АПК, она может быть наделена следующими дополнительными полномочиями:

- выступать от имени государственных органов управления при решении хозяйственных вопросов;

- участвовать в комиссиях и комитетах, создаваемых законодательными и исполнительными органами власти, решающих проблемы развития отраслей АПК с законодательной инициативой;

- участвовать в распределении суб-

сидий из бюджетов всех уровней и других источников, направляемых на поддержку и развитие АПК (дотации, компенсации, федеральные и региональные программы, залоговые и лизинговые операции, кредитование и др.);

- получать государственный заказ на закупку продовольствия и сельскохозяйственного сырья с целью последующего его распределения между участниками ассоциации;

- совместно с органами государственного управления осуществлять контрольные функции за деятельностью участников, соблюдением договорных соглашений.

В районе при данном варианте управления АПК может быть один агро-холдинг (объединяющий убыточные хозяйства), многоотраслевая ассоциация и несколько отраслевых ассоциаций.

Данная форма хорошо адаптирована к рыночным условиям.

3) Районное агропромышленное объединение как орган хозяйственного управления (РАО). Исследованиями автора установлено, что в аграрной сфере России создаются самые разнообразные районные формирования. В этом отношении заслуживает внимания опыт создания агропромышленных объединений на основе экономической зависимости. В Волгоградской, Пензенской и других областях данная организационная структура получила название Районного агропромышленного объединения (РАО). Здесь на уровне муниципального района создается единая централизованная и подконтрольная администрации района управленческая структура, объединяющая сель-хозорганизации района (чаще всего, неплатежеспособные хозяйства).

Одной из задач РАО является установление контроля над деятельностью сельскохозяйственных предприятий-участников объединения. В этой связи учреждается сеть по своей сути дочерних, зависимых обществ.

РАО создаются в различных организационно-правовых формах: государственное или муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственный производственный кооператив, акционерное общество и др. Объединению придается статус сельхозпредприятия, что позволяет существенно снизить налогооблагаемую базу.

Суть создания объединения состо-

ит в безвозмездной передаче имущества сельхозорганизаций в РАО. РАО использует данное имущество для обеспечения залога по привлекаемым инвестициям (кредитам, займам и т.д.) и передаче их дочерним, зависимым предприятиям, отделениям, филиалам объединения.

РАО создаётся на базе одного из ведущих в районе сельхозпредприятий или предприятия переработки (мясокомбинат, молокозавод и т.п.), или предприятия технического агросервиса. Возможны и другие варианты. Например, в Пензенской области РАО создаются чаще всего на базе бывших районных машинно-технологических станций (МТС). В структуре базовой организации выделяется обособленный аппарат по руководству объединением. Он работает, как правило, во взаимодействии со специалистами базовой организации, которая преобразуется также в дочернее предприятие. В этом случае достигается экономия расходов на содержание обособленного аппарата.

Уровень адаптации данной организационной формы к рыночным условиям достаточно высокий.

4) Районныш агрохолдинг как орган хозяйственного управления муниципального АПК. Данная форма представляет собой так называемую «жесткую» систему хозяйственного управления на коммерческой основе. Вариант: межрайонный агрохолдинг.

Холдинговые структуры применяются в форме хозяйственных обществ и товариществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Ими могут быть агрофирмы, агроком-бинаты и другие формирования.

Перспективным направлением автору представляется создание районных агрохолдингов, как единого органа хозяйственного управления АПК района.

С точки зрения теории управления создание агрохолдингов, ассоциаций (союзов) и других корпоративных формирований приводит участников к взаимовыгоде за счет достижения синер-гического эффекта, то есть к ситуации, когда 1 + 1 >2. Это объясняется свойством эмерджентности, которое характеризуется тем, что созданная агропромышленная система приобретает новые свойства, которые до этого не были присущи этим (отдельным) элементам.

Уровень адаптации данной формы (и ее вариантов) к рыночным условиям достаточно высок, однако она мало восприимчива для инвесторов. Поэто-

му одним из условий ее успешного применения является наличие инвесторов.

5) Районное управление сельского хозяйства (РУСХ) как орган муниципального управления АПК. Вариант: Сельскохозяйственный отдел районной администрации. Данная форма выступает в качестве органа исполнительной власти местного самоуправления. Автор неоднократно подчеркивала выше, что отнесение райсельхозуп-равлений в систему местного самоуправления искусственно обрывает вертикаль государственного управления, усложняя реализацию единой государственной агрополитики. Недостаточно отлаженная система управления аграрной сферой экономики района во многом объясняется неполнотой и противоречивостью правового регулирования вопросов организации и деятельности местного самоуправления в области материального производства. Для этого следовало бы рекомендовать законодательным органам власти внести изменения в нормативные акты.

В связи с административной реформой в некоторых регионах России районные управления сельского хозяйства сейчас вообще ликвидированы, под предлогом саморегуляции хозяйствующих субъектов. Вместо них в районных администрациях созданы Отделы (группы) сельского хозяйства. Роль их сведена только к сбору информации. По сути, отраслевое управление в таких районах распалось, что существенно затрудняет стабилизацию и развитие АПК. Таким образом, предлагаемую организацию можно рассматривать для определенных условий как унифицированную модель муниципального управления АПК.

Данная форма хорошо адаптирована к рыночным условиям, однако, в связи с неотработанностью законодательной базы, четкая вертикаль управления АПК на всех уровнях нарушается, со всеми вытекающими отсюда последствиями для АПК страны.

6) Районное управление сельского хозяйства (РУСХ) как низовой орган государственного управления АПК. Варианты: Межрайонный (зональный) орган государственного управления АПК и Областной орган государственного управления АПК. Данная форма, - ее первый вариант, - рассчитана на то, чтобы районному управлению сельского хозяйства сохранить (или вернуть) государственный статус и включить его

в систему органов государственного управления АПК, предусматривающую жесткую вертикаль линейной субординации от федерального до районного уровня. В этом случае РУСХ не войдет в органы местного самоуправления, но будет работать с ними в четком взаимодействии.

В состав районных управлений сельского хозяйства должны включаться структуры, выполняющие государственные контрольно-инспекционные функции: инспекции по качеству продукции и техническому надзору; семенная инспекция; ветеринарная служба и др. Они, таким образом, должны находиться в двойном подчинении - РУСХ и вышестоящим отраслевым органам, финансироваться за счет бюджетов всех уровней. Это позволит сохранить единую вертикаль государственного управления аграрным сектором экономики, включив в нее те органы, которые осуществляют функции контроля и надзора за выполнением государственных стандартов.

Другая часть деятельности РУСХ должна быть направлена на консультационно-экспертную работу по внедрению в производство новой техники, технологии, современной организации производств, способствующих развитию экономики сельхозорганизаций, независимо от форм собственности. РУСХ должно создавать благоприятные условия для деятельности всех сельхозтоваропроизводителей в целях выполнения государственных, областных и муниципальных программ развития агропромышленного производства района.

Районное управление сельского хозяйства (РСУХ) постепенно должно преобразовываться в консультационный центр, после чего, возможно, в большинстве регионов сольется с информационно-консультационными центрами и службами рыночной информации. Целью райсельхозуправ-ленй в ближайшей перспективе станет методическое руководство этими консультационными службами и через них - налаживание связей науки с сельскохозяйственными организациями. Кроме того, высший орган управления АПК района будет осуществлять методическое и методологическое руководство органами местного управления по проблемам устойчивого развития сельских территорий.

В печати в последние годы рассматривается опыт совершенствования го-

№6, 2011

24

сударственного управления в сфере агропромышленного комплекса Тверской области. Сейчас в районах области формируются, вместо бывших райсель-хозуправлений, управления (отделы) по развитию агропромышленного комплекса с государственным статусом.

В некоторых регионах страны внедряется зональный вариант организации государственного управления АПК. Данная форма управления оставляет возможность к свертыванию адаптации к рыночным условиям, однако при разработке соответствующей законодательной базы такая возможность будет сведена к минимуму. Позитивной стороной внедрения данной формы автор считает снижение уровня управленческой анархии и криминального беспредела, захлестнувших муниципальный сектор АПК.

4. Заключение

Представленные формы управления районным АПК могут использоваться для решения различных организационно-экономических задач при совершенствовании системы управления аграрным сектором в связи с продол-

жающимися административными преобразованиями и реформой местного самоуправления. Они могут лечь в основу практической деятельности органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при выработке оптимальных решений на уровне районного ( муниципального) АПК.

Подробная характеристика форм управления районным (муниципальным) АПК представлена в таблице 1.

Литература

1. Отчет о научно-исследовательской работе «Системы управления АПК и сельскими территориями» / В .В. Мило-сердов, Р.Х. Адуков. Гос. Регистрации № 01.2006.08509. - Москва, 2008. - 183 с.

2. Романов А.Е. Теория и практика управления АПК. / А.Е. Романов - М. : - Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 1998, - 224 с.

3. Романов А. Е. Организационная структура государственного управления АПК / А.Е. Романов // Экономика сельского хозяйства России. - 1996, - № 11, - с. 27.

4. Drucker P. Management and the

World's Work//Harvard Business Review, Boston, 1998. №. 5.

5. Glueck W.F. Business Policy and Strategic Management. N.Y., Me Graw-Hill, 1998.

References

1. Research record «The systems of management of the agro-industrial complex and rural territories» / V.V. Miloserdov, R.H. Adukov, state registration №№ 01.2006.08509. -Moscow, 2008. - 183 p.

2. Romanov A.E. Theory and practice of management of agro-industrial complex / A.E. Romanov - M. - Mn. : Armita -Marketing, Menedgment, 1998, - 224 p.

3. Romanov A.E. Organizational structure of state management of agro-industrial complex / A.E. Romanov // Economy of agriculture of Russia - 1996, - № 11, - p. 27.

4. Drucker P. Management and the World's Work/Harvard Business Review, Boston, 1998. №. 5.

5. Glueck W.F. Business Policy and Strategic Management. N.Y., Me Graw-Hill, 1998.

Таблица 1. Характеристика форм управления аграрным сектором муниципального района

№ п/п ' Характерные признаки Формы у правления ^ Сущность варианта Преимущества Недостатки Условия применения Организационно-правовая форма объединения (организ. управления) Принципы создания объединения

1 2 3 4 5 6 7

1. РУСХ как низовой Функции управления Создается Не отработана При наличии Государствен- Сверху-

орган исполняются органом государственная законодательная бюджетных ное учреждение вниз

государственного государственного вертикаль база средств

управления управления управления АПК

2. Межрайонный Функции управления Экономится Теряется При Государствен- -«-

(зональным) орган исполняются бюджетные средства управляемость недостатке ное учреждение

государственного межрайонным органом объекта бюджетных

управления АПК государственного управления управления средств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Областной орган Функции управления Экономится Теряется При Государствен- -«-

государственного исполняются областным бюджетные средства управляемость недостатке ное учреждение

управления АПК органом государственного управления объекта управления бюджетных средств

4. РУСХ как орган Функции управления Создается Не отработана При наличии Муниципальное -«-

муниципального исполняются органом муниципальных законодательная муниципальн учреждение

управления АПК местного самоуправления субъект управления аграрным сектором района база ых средств

5. С ел ьскохозяйствен- Функции управления Экономится Теряется При Структурное -«-

ныи отдел районной исполняются отделом бюджетные средства управляемость недостатке подразделение

администрации районной администрации объекта управления муниципальных средств районной администрации

6. Районный Функции управления Создается «жесткая» Система не При наличии ОАО, ЗАО, -«-

агрохолдинг исполняются районным агрохолдингом система управления аграрным сектором района восприимчива для инвесторов инвестора ООО

7. Межрайонный Функции управления Создается «жесткая» Система не При наличии -«- -«-

агрохолдинг исполняются межрайонным агрохолдингом система управления аграрным сектором района восприимчива для инвесторов инвестора

8. Районное Функции управления Создается Снижается При наличии ГУП, МУП, Снизу-

агропромышленное исполняются районным товаропроизводи- инициатива у бюджетных ООО, ЗАПО, вверх

объединение агропромышленным объединением телями «жесткая» система управления аграрным сектором товаропроизводи телей средств ОАО, СПК и др.

9. Районная ассоциация Функции управления Создается система Нет ресурсов у При наличии Ассоциация -«-

(союз) сельских исполняются районной управления товаропроизводи средств у юридических

товаропроизводите- ассоциацией (союзом) сельхозтоваропро- телей товаропроизво лиц, ассоциация

лей изводителями на ассоциативной основе дителей и соответствую щих кадров кооперативов

10. Районный Функции управления Создается система Нет ресурсов у -«- Потребительс- -«-

потребительский исполняются управления товаропроизводи кий кооператив

кооператив как орган потребительским сельхозтоваропро- телей

хозяйственного кооперативом изводителями на

управления кооперативной основе

11. Комбинированная Представляет собой Создается несколько Усложняется При наличии Различные Снизу-

форма управления симбиоз трех моделей с отраслевых координация сельхозорга- организационно- вверх.,

аграрным сектором государственным, подсистем аграрного низаций с правовые формы сверху-

района муниципальным и хозяйственным статусов управления, повышается управляемость аграрным сектором сектора района различным уровнем развития объединений вниз

26

№6, 2011Д 26 | ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.