УДК 332.1 ББК 65.04 Б 48
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
(Рецензирована)
Бергер Юлия Александровна,
аспирант кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (844) 254 10 14, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проводится обзор научных публикаций, которые раскрывают проблему социально-экономического развития муниципальных районов Волгоградской области. Анализируются монографии, научные статьи исследователей Волгоградского региона. В исследуемых работах авторы наметили пути решения этой проблемы: через создание агрохолдингов, объединение учебно-научных центров и производственных баз, оптимизацию системы расселения, нахождение взаимосвязи между социально-экономическим развитием муниципальной территории и оценкой эффективной деятельности органов местного самоуправления.
Ключевые слова: муниципальные районы, сельские территории, социально-экономическое развитие, система расселения, сельское хозяйство, органы местного самоуправления, регион, региональная экономика, муниципальное управление.
THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL DISTRICTS OF THE VOLGOGRAD REGION
Berger Julia Aleksandrovna,
graduate student of department of economy and management of the Volgograd institute of business, Volgograd. Ph.: (844) 254 10 14, e-mail: [email protected]
Summary. This article provides an overview of scientific publications that reveal the problems of social and economic development of municipal districts of the Volgograd region. Analyzed monographs, research papers and research Volgograd region. The authors studied the works outlined the ways to solve this problem: through the creation of agricultural holdings, combining teaching and research centers and production bases, optimization of the settlement system, finding the relationship between socio-economic development of the municipal territory and evaluating the performance of local governments.
Keywords: municipal districts, rural areas, socio-economic development, the system of settlement, agriculture, local government, district, regional economy, municipal administration.
Не вызывает сомнений тот факт, что глобализация мировой экономики оказывает существенное влияние на развитие внутригосударственных экономических систем. Стремление нашей страны стать полноправным участником мировых хозяйственных процессов предполагает формирование новой системы институтов международного взаимодействия и создание более совершенных инструментов управления этими процессами. Совершенно очевидно, что без разработки продуманной
траектории развития регионов интеграция Российской экономики в мировую будет проблемной.
Как известно, устойчивое развитие региональных экономических систем напрямую зависит от уровня развития муниципальных территорий. Поэтому пристальное внимание необходимо уделять муниципальным районам региона, так как именно они являются непосредственными участниками решения вопросов развития территорий.
Сложившаяся за последние десятилетия тен-
денция снижения численности сельского населения за счет миграционного оттока в большие города постепенно стала причиной опустения сельских территорий муниципальных районов. Результат -критическое положение в сельском хозяйстве. Это стало основной причиной разработки мероприятий в области устойчивого развития села, т.к. «без сохранения и развития села невозможно гармоничное развитие нашей страны, рост ее конкурентоспособности». [1]
Власти пытаются решить эту проблему при помощи внедрения «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года». [2] Цель ее - выявление основных проблем развития сельских территорий, а также разработка мер правового, социально-экономического и административного характера. Однако для ее реализации Концепции необходимы не только новые стратегические планы развития территорий, но и новые научно-методологические подходы, интегральные показатели, комплексно характеризующие уровень развития муниципальных районов, создание системы оперативного мониторинга, привлечение системы информационных технологий в прогнозировании и планировании.
В связи с этим возникла необходимость в рассмотрении и систематизации различных взглядов волгоградских ученых на эту проблему.
Цель данного исследования - выявить наиболее актуальные вопросы, касающиеся перспективного развития муниципальных районов Волгоградской области, волнующие ученых региона.
В результате рассмотрения сформировалось несколько направлений исследований:
- проблемы социально-экономического развития муниципальных районов Волгоградской области;
- тенденции развития сельского хозяйства районов области;
- проблемы муниципального управления и оценка его эффективности
По первому направлению выделились авторы, которые занимаются рассмотрением проблем и перспективного развития сельских территорий Волгоградской области через призму системных подходов, метода кластеризации, геоинформационных технологий, КУБ - индикаторов.
Социально-экономическое развитие муниципальных районов авторы пытаются проанализировать с помощью выделения ряда показателей, характеризующих уровень их развития, группировки территории по определенным признакам, применения различных технологий для управления системами. Пытаясь оценить уровень социально-экономического развития муниципальных терри-
торий, исследователи используют статистические сборники ряда лет, паспорта муниципальных образований, различные программные продукты.
Группа авторов ВГАУ под руководством Поповой С.А., выявляет проблемы развития сельских территорий, разделив их на четыре блока: социальные, экономические, политические и проблемы сохранения природного и культурного потенциала.[3] Они в очередной раз подтверждают неутешительную статистику демографической ситуации в муниципальных районах, несоответствие в оплате труда, низкого уровня занятости сельского населения. Исследователи придерживаются мнения о том, что основная причина оттока сельского населения, и как следствие - сокращение его численности, связана с отсутствием перспектив в решении жилищной проблемы, а также неразвитой социальной и инженерной инфраструктуры. Решив эти проблемы, по их мнению, можно выйти на траекторию устойчивого развития сельских территорий.
Согласиться с мнением этой группы представляется возможным, но лишь с одной поправкой о том, что решение жилищных проблем и развитие социальной инфраструктуры не являются главными факторами улучшения положения в сельских поселениях. Все же первостепенно - это отсутствие мест приложения труда. Создавая на территориях муниципальных образований рабочие места, мы привлечем туда весь спектр социальной и инженерной инфраструктуры.
Представляется интересной работа А.В. Пля-кина, в которой предлагается совершенствовать технологии измерения уровня развития муниципальных районов, использовать геоинформационные технологии для управления региональными системами. Автор в своем исследовании произвел попытку создания системы комплексной оценки развития муниципалитетов, разработав группу КУБ-индикаторов, отражающих «обеспечение конкурентоспособности муниципальных хозяйств, устойчивости и безопасности их развития». [4]
Автор другой работы предлагает нам обратить внимание на транспортную инфраструктуру региона и ее влияние на социально-экономическое развитие муниципальных территорий. Он доказывает, что у поселений и районных центров с более выгодным местоположением гораздо больше возможностей успешного развития. Транспортная инфраструктура, по его мнению, напрямую выражает «степень закрепленности населения на территории области». [5]
Авторы ВГТУ предлагают для выявления проблем социально-экономического развития муниципальных образований использовать инструменты анализа данных DATA MINING. Исходными
данными исследования выступают паспорта муниципальных образований. На их основе с помощью метода кластеризации были построены так называемые «карты параметров, дающие возможность оценки ситуации и сравнения с другими сельскими поселениями». Целью анализа явилось выявление наиболее благоприятных поселений относительно развития малых форм хозяйствования. [6]
Немного с другой стороны к перспективному развитию муниципальных районов области подошли авторы Е.В. Михайлова и О.Г.Зубова. Они выделяют как первоочередную проблему оптимизации системы сельского расселения и предлагают решить ее за счет укрупнения поселений, путем объединения экономически неэффективных поселений с более сильными. Поскольку, по мнению авторов, крупные сельские поселения «располагают значительными производственными мощностями и концентрацией рабочей силы, они должны стать хозяйственными центрами, на территории которых размещаются крупные производства». Результатом таких преобразований станет повышение эффективности территориального управления, новая экономически обоснованная пространственная организация территории. [7]
Различные подходы авторов к решению проблем социально-экономического развития муниципальных территорий создают базу для формирования единой комплексной системы, элементы которой должны находиться в постоянной взаимосвязи.
Второе направление представлено работами ученых, занимающихся проблемами развития сельского хозяйства муниципальных районов области.
Без анализа использования земель сельскохозяйственного назначения рассмотрение тенденций развития сельского хозяйства Волгоградской области было бы неполным. По этому вопросу любопытно мнение Т.И. Мазаевой, которая рассматривает земельные ресурсы как основной объект социально-экономических отношений. Управление этим объектом, по мнению автора, должно иметь отличия от управления другими видами ресурсов. Негативная тенденция по снижению качества состояния земли подталкивает исследователей и практиков к разработке новых механизмов управления земельными ресурсами. [8]
Совершенно точно А.В.Беляков называет агропромышленный комплекс Волгоградской области «важным сектором экономики региона», играющим важную роль в его социально-экономическом развитии. Являясь одним из участников разработанной «стратегии по развитию сельских территорий и эффективному функционированию АПК Волгоградской области», автор утверждает, что ее
реализация будет способствовать развитию АПК и потребительского рынка Волгоградской области, поднимет на должный уровень кооперирование между районами и хозяйствами, что в свою очередь послужит устойчивому развитию сельских территорий региона. [9]
По мнению Оксанич Н.И., положительные сдвиги в развития сельского хозяйства региона должны быть связаны с созданием агрохолдингов, с помощью которых будет осуществляться «контроль за деятельностью сельхозпроизводителей», а также будут созданы «эффективные каналы движения зерновой продукции». [10]
К этому мнению присоединяется М.А. Тимошенко, связывая перспективное развитие сельского хозяйства Волгоградской области с созданием «крупного холдингового хозяйствования», способного вывести сельскохозяйственную отрасль региона на новый уровень развития. В свою очередь, эффективная аграрная система региона окажет положительное влияние на уровень жизни сельского населения. [11]
О.В. Завгороднева в своих исследованиях при освещении роли кооперации и интеграции в размещении отраслей сельского хозяйства выделяет их как определяющие факторы воздействия на размещение сельскохозяйственного производства. По ее мнению, в одиночку предприятия не смогут выйти из экономического кризиса, а их реструктуризация в процессе объединения создаст благоприятные условия для освоения новых технологий, расширения ассортимента продукции, выхода на новые рынки сбыта, что повлечет за собой новый уровень конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. [12]
Автор данной работы [13] видит решение проблем развития АПК Волгоградского региона путем объединения учебно-научных центров и производственных баз. Такое объединение, по его словам, позволит более продуктивно использовать оборудование, кадры, а также рационально использовать финансовые поступления.
Таким образом, если собрать воедино мнения авторов о проблемах развития сельского хозяйства Волгоградского региона, то оно должно найти свое отражение в разработанной стратегии по развитию сельских территорий и эффективному функционированию АПК Волгоградской области в условиях ВТО.
Третье направление представлено авторами, занимающимися оценкой эффективности и результативности работы органов местного самоуправления.
Обзор публикаций по проблеме оценки эффективности муниципального управления показал,
что авторы озадачились поиском и формированием новой системы оценки эффективности органов местного самоуправления, так как существующие методики оценки не раскрывают полной и четкой картины конечного уровня развития муниципальной территории.
В публикациях данного направления предпринята попытка нахождения взаимосвязи между социально-экономическим развитием муниципальной территории и оценкой эффективной деятельности органов местного самоуправления.
Одна группа авторов этого направления пытается установить эту взаимосвязь, используя коэффициент ранговой корреляции Спирмена. [14] Получившийся результат исследователей выявил отсутствие связи между этими показателями. Поэтому авторы настаивают на пересмотре применяемых методик оценки деятельности органов управления и предлагают использовать обобщающий индикатор, отражающий конечный результат экономических систем муниципалитетов.
Другая группа ученых предлагает модель оценки эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления, которая основывается на трех группах критериев: результативность, эффективность и адаптивность - и показывает зависимость возможности получения синергетического эффекта от стратегических инициатив органов местного самоуправления. С помощью выведенного авторами показателя прироста результативности, эффективности и адаптивности было проведено распределение региональных целевых программ Волгоградской области по данным показателям, которые указали на достаточно низкий уровень результативности и эффективности. Авторы связывают низкие результаты региональных целевых программ с недостаточностью ресурсного обеспечения, а также с нарушением принципа преемственности программных мер. [15.]
Третья группа исследователей считает, что решение проблемы оценки эффективности работы органов муниципальных образований необходимо начинать с повышения эффективности информатизации, так как это позволит обеспечить оперативность и своевременность предоставления информации о положительных и отрицательных процессах, происходивших на конкретных территориях. Это в свою очередь улучшит качество проводимого мониторинга и позволит определить приоритетные направления дальнейшего развития муниципального образования, оптимизирует процесс принятия тех или иных управленческих решений.[16]
Анализ по данному направлению выявил, что основной проблемой оценки эффективности работы органов местного самоуправления остается
разработка и обоснование группы показателей, способных оценить результативность работы этих органов. Подвести итог этому направлению помогает высказывание Шевандрина А.В. «качество муниципального управления проявляется в его воздействии на социально-экономическое развитие муниципальных территорий, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения». [17]
Таким образом, проведенный обзор показал, что проблемы, связанные с улучшением положения в сельских территориях муниципальных районов до конца не решены. Однако исследователи Волгоградской области прикладывают максимум усилий для разработки и реализации методов, механизмов, интегральных показателей, способных переломить критическую ситуацию в сельских территориях. В исследуемых работах авторы наметили пути решения этой проблемы: через создание агрохолдингов, объединение учебно-научных центров и производственных баз, оптимизацию системы расселения, нахождение взаимосвязи между социально-экономическим развитием муниципальной территории и оценкой эффективной деятельности органов местного самоуправления.
ИСТОЧНИКИ:
1. Аляев В.А. Транспортная инфраструктура и современная география сел Волгоградской области // Грани познания. - 2014. - №5(32). - С.53- 59.
2. Беляков А.В. Экономические аспекты и тенденции развития АПК Волгоградской области // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского Института Бизнеса. - 2014. - №4(29). - С.161- 164.
3. Завгороднева О.В. Роль интеграции и кооперации в размещении отраслей сельского хозяйства (на примере волгоградской области) // Известия Оренбургского Государственного Аграрного Университета. - 2011.- №31(1).- Т.3.- С.251-254.
4. Зайцева О.О. Сельские территории как объект управления: понятие, функции, типологии // Фундаментальные исследования. - 2013. - №6. -С.416- 420.
5. Зубова О.Г. Основные направления оптимизации системы расселения сельского населения // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - №7(129).- С.153-157.
6. Камаев В.А. Анализ социально-экономического развития муниципальных образований на примере Волгоградской области с использованием моделей DATA MINING //Известия Волгоградского государственного технического университета. -2010. - С.103-106.
7. Калинина В.В. Методологические проблемы и принципы формирования системы оценки эффективности территориального управления с учетом стратегических ориентиров развития // Экономика региона.- 2014. - №4. - С.261-269.
8. Ковалева Н.А. Разработка информационно-аналитической системы мониторинга информатизации
14. Попова С.А. Устойчивое развитие сельских территорий Волгоградской области: проблемы и пути решения // Известия Нижневолжского агроуни-верситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2013. -№ 3 (31). -С. 235-239
15. Тимошенко М.А. Эффективность функционирования региональной аграрной системы Волгоградской области // Журнал межгосударственного совета по аграрной науке и информации стран СНГ. Аграрная наука. - 2012.- №11.- С.2-3.
16. Цепляев А.Н. Инновационные направления в развитии АПК Волгоградской области на основе интеграции науки и производства // Вестник Брянской ГСХА. - 2010.- №2.- С.25-31.
17. Шевандрин А.В. Оценка социально-экономического развития муниципальных районов Волгоградской области // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2012. - №2. -С.92-100.
муниципальных районов волгоградской области // Вестник ВолГУ. - 2011. - №9.
9. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года / Сайт Минсельхоза РФ. [электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://шшш/шех.ги.
10. Мазаева Т.И. Анализ использования земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области // Бизнес. Образование. Право. - 2011.-№3(16).- С.97- 99.
11. Морозова Н. И. Качество жизни населения как необходимый критерий оценки общенациональной и территориальной системы планирования // Век качества. - 2011.- № 4.- С. 21-25.
12. Оксанич Н.И. Тенденция развития агрохолдингов в Волгоградской области // Никоновские чтения. -2006.- №11.- С.217- 219.
13. Плякин А.В. Комплексная оценка социально-экономического развития муниципальных районов в региональной геоинформационной системе: Препринт. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. - 63с.