Научная статья на тему 'Совершенствование управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний на основе использования виртуальной бизнес-среды и инфоком-менеджмента'

Совершенствование управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний на основе использования виртуальной бизнес-среды и инфоком-менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ БИЗНЕС-СРЕДА / ИНФОКОМ-МЕНЕДЖМЕНТ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ / VIRTUAL BUSINESS ENVIRONMENT / INFOCOM MANAGEMENT / BUSINESS MANAGEMENT PROCESSES / TELECOMMUNICATION COMPANIES / PROCESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Геворгян Размик Манвелович, Мартынов Ливон Михайлович, Старожук Евгений Андреевич

Статья посвящена исследованию возможностей применения преимуществ виртуальной бизнес-среды и принципов инфоком-менеджмента, которые используются для совершенствования управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний. Авторами проанализирована динамика показателей цифровой экономики за 2015-2018 гг. и сделан вывод о повышающемся росте спроса на услуги связи. В статье использован набор стандартных методов научного исследования: статистический анализ, монографический метод, матричный метод ранжирования бизнес-процессов. Выявлены основные неблагоприятные тенденции в развитии цифровой экономики на современном этапе. На основе открытых данных пяти наиболее крупных компаний телекоммуникационной отрасли РФ раскрыты особенности совершенствования их управленческих бизнес-процессов. В результате исследования авторами предложено использовать реляционную модель преобразования управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний, а также определены направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Геворгян Размик Манвелович, Мартынов Ливон Михайлович, Старожук Евгений Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MANAGEMENT BUSINESS PROCESSES OF TELECOMMUNICATION COMPANIES BASED ON VIRTUAL BUSINESS ENVIRONMENT AND INFOCOM MANAGEMENT

The article studies the possibilities of applying the advantages of virtual business environment and the principles of infocom management for improving management business processes of telecommunication companies. We have analyzed the dynamics of digital economy indicators for 2015-2018 and concluded that there is an increasing growth in demand for communication services. The following standard methods of scientific research were used in the article: statistical analysis, monographic method, matrix method of ranking business processes. We identified the main adverse trends in the development of the digital economy at the present stage. Based on the open data of the five largest companies in the telecommunications industry of the Russian Federation, the article revealed the features of improving their management business processes. As a result of the study, we proposed to use the relational model for transforming the management business processes of telecommunication companies, and the directions for its improvement.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний на основе использования виртуальной бизнес-среды и инфоком-менеджмента»

Р. М. Геворгян, Л. М. Мартынов, Е. А. Старожук. Совершенствование управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний

УДК 338.2

DOI 10.18101/2304-4446-2020-1-3-9

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНФОКОМ-МЕНЕДЖМЕНТА

© Геворгян Размик Манвелович

аспирант

E-mail: [email protected]

© Мартынов Ливон Михайлович

доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]

© Старожук Евгений Андреевич

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, проректор по экономическим вопросам E-mail: [email protected]

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1

Статья посвящена исследованию возможностей применения преимуществ виртуальной бизнес-среды и принципов инфоком-менеджмента, которые используются для совершенствования управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний. Авторами проанализирована динамика показателей цифровой экономики за 2015-2018 гг. и сделан вывод о повышающемся росте спроса на услуги связи. В статье использован набор стандартных методов научного исследования: статистический анализ, монографический метод, матричный метод ранжирования бизнес-процессов. Выявлены основные неблагоприятные тенденции в развитии цифровой экономики на современном этапе. На основе открытых данных пяти наиболее крупных компаний телекоммуникационной отрасли РФ раскрыты особенности совершенствования их управленческих бизнес-процессов. В результате исследования авторами предложено использовать реляционную модель преобразования управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний, а также определены направления ее совершенствования.

Ключевые слова: виртуальная бизнес-среда; инфоком-менеджмент; бизнес-процессы управления; телекоммуникационные компании; управление процессами.

Для цитирования

Геворгян Р. М., Мартынов Л. М., Старожук Е. А. Совершенствование управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний на основе использования виртуальной бизнес-среды и инфоком-менеджмента // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2020. № 1. С. 3-9.

Последние двадцать лет в телекоммуникационной отрасли наблюдается активное развитие, следствием которого стали фактически «революционные» из-

менения, сформировавшие современное состояние отрасли «с нуля»1. Главной причиной этого является постоянно повышающийся спрос на услуги связи (передачи информации), а логичным следствием — появление телекоммуникационных компаний, построенных исходя из необходимости обеспечения предложения возрастающего объема услуг на телекоммуникационном рынке. Данный вывод был сделан на основе анализа основных тенденций развития телекоммуникационного рынка и информационно-коммуникационных технологий, которые тесно связаны с указанным рынком (рис. 1-2)2.

Рис. 1. Динамика показателей цифровой экономики за 2015-2018 гг. Источник: составлено автором на основе2

Рис. 2. Доля сегментов цифровой экономики в сравнении с ростом интернет-пользователей в 2015-2018 г., % Источник: составлено автором на основе2

1 The State of digital in april 2019: all the numbers you need to know [Электронный ресурс]: We Are Social. URL: https://wearesocial.com/blog/2019/04/the-state-of-digital-in-april-2019-all-the-numbers-you-need-to-know (дата обращения: 10.12.2019).

2 Исследование: доля цифровой экономики в ВВП России [Электронный ресурс]: информационный портал Bloom chain. URL: https://bloomchain.ru/newsfeed/issledovanie-dolya-tsifrovoj-ekonomiki-v-vvp-rossii-uvelichilas-v-2-5-raza-v-2018-godu/ (дата обращения: 10.12.2019); Российский рынок телекоммуникационных услуг: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г. [Электронный ресурс] // NeoAnalytics. URL: http://www.neoanalytics.ru/pages/ telecom-market-2019/ (дата обращения: 10.12.2019); Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. M.: Росстат. Р76, 2018. 522 с.

Р. М. Геворгян, Л. М. Мартынов, Е. А. Старожук. Совершенствование управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний

Главной особенностью организации функционирования существующих телекоммуникационных компаний является их первоначальный акцент на процессную модель управления [3], это связано с ориентацией их деятельности на управление конкретными услугами и ресурсами, связанными главным образом с информационно-коммуникационными технологиями. Естественным следствием этой специфики организации деятельности является необходимость создания системы управления процессами для обеспечения эффективного функционирования телекоммуникационной компании. Именно это обстоятельство делает особенно значительным влияние виртуальной бизнес-среды на деятельность телекоммуникационной компании [2]. Поскольку телекоммуникационная отрасль изначально создавалась с высокой степенью автоматизации, технология бумажного регулирования бизнес-процессов, безусловно, неэффективна. Такая ситуация требует автоматизации целевых бизнес-процессов, в том числе управленческих, что подтверждает растущий интерес к инфоком-менеджменту [1, с. 266] у менеджеров в области информационных технологий, занимающихся ИТ-решениями для телекоммуникационной отрасли.

Еще одной важной особенностью телекоммуникационной отрасли является ориентация на высокотехнологичные услуги, т. е. относительно низкая материалоемкость и повышенная наукоемкость. Из этого следует, что телекоммуникационные компании широко используют высококвалифицированных специалистов в области информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ), что является основой максимального эффекта от ориентации управления на бизнес-процессы. Основной трудностью, сопутствующей телекоммуникационной отрасли, является необходимость постоянной и быстрой модернизации в связи с постоянно растущими потребностями рынка в информации, скорости и объемах ее получения. В то же время помимо технологических инноваций необходимо периодически реструктурировать бизнес-процессы основных видов деятельности, которые зависят как от используемого оборудования и программного обеспечения, так и от рыночных преобразований. Из этого следует, что система информационной поддержки (СИП) бизнес-процессов должна быть построена по принципам инфоком-менеджмента и учитывать постоянные изменения виртуальной бизнес-среды. При этом СИП должна содержать полный набор информации, которая необходима для функционирования бизнес-процессов управления и оперативно реагировать на изменения виртуальной бизнес-среды.

Развитие цифровой экономики, помимо очевидных преимуществ осуществления бизнеса, способствовало следующим неблагоприятным тенденциям:

1) высокий уровень конкуренции. Благодаря освоению сети Интернет любая организация может составлять конкуренцию, независимо от территориального расположения;

2) высокая изменчивость внешней среды. Развитие ИКТ привело к быстрому распространению информации, а следовательно, увеличило риски, связанные с конфиденциальной, коммерческой информацией, а также ускорило процесс устаревания информации. Своевременность получения необходимой для принятия решений информации стало критическим фактором успеха во многих отраслях, в том числе в телекоммуникационной.

3) короткий период жизни услуг в целом и услуг связи в частности.

Все вышеперечисленные факторы естественно отражаются на системе менеджмента компании и требуют учета влияния виртуальной бизнес-среды и принципов инфоком-менеджмента на бизнес-процессы управления при совершенствовании деятельности телекоммуникационных компаний.

В процессе проведения исследования были выделены типичные бизнес-процессы управления, характерные для современных телекоммуникационных компаний. Их основная характеристика представлена в таблице 1.

Таблица 1

Типичные управленческие бизнес-процессы в телекоммуникационной компании

Наименование Владелец биз- Вход Выход Управление Механизм

бизнес-процессов нес-процесса

БП1. Стратегиче- Генеральный Информация Стратегия Требования Планово-

ское управление директор о внешней и внутренней среде рынка, законодательство экономический отдел

БП2. Управление Директор по Сведения о Регламенты Устав и правила Отдел кадров

персоналом персоналу персонале управления персоналом внутреннего распорядка

БП3. Управление Финансовый Отчет по Финансовые Стратегия (стра- Финансовый

финансами директор анализу финансово-хозяйственной деятельности планы тегическим план) отдел

БП4. Управление Коммерче- Результат План маркетинга Стратегия (стра- Маркетинго-

маркетингом ский директор анализа рынка тегическим план) вый отдел

БП5. Управление Технический Отчет об Регламенты Стратегия (стра- Планово-

операционном директор основной основной дея- тегическим экономиче-

деятельностью деятельности тельности план), ГОСТы ский отдел

БП6. Управление Директор по Информация Проект развития ГОСТы Отдел разви-

проектами ком- развитию о внешней и тия

пании внутренней среде

БП7. Управление Директор по Сведения о Инновационные Стратегия (стра- Отдел разви-

инновациями развитию НТП в отрасли проекты тегическим план) тия

БП8. Управление Технический рекламации, Регламенты СМК регламенты ISO, Отдел обес-

качеством услуг директор отчеты по качеству ГОСТы печения качества

БП9. Управление Директор по Результаты Планы органи- Стратегия (стра- Отдел разви-

организацион- развитию бенчмаркин- зационного раз- тегическим тия

ным развитием га вития план)

БП10. Управле- Финансовый Отчет о со- Стратегия Стратегия (стра- Финансовый

ние активами директор стоянии активов управления активами тегическим план) отдел

БП11. Управле- Финансовый Отчет о рас- Регламенты Финансовым Финансовый

ние финансовой директор четах расчетов план, Стратегия отдел

информацией и управления

платежами активами

Р. М. Геворгян, Л. М. Мартынов, Е. А. Старожук. Совершенствование управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний

БП12. Управле- Коммерче- Анализ про- Регламенты Стратегия (стра- Отдел сбыта

ние взаимоот- ский дирек- даж продаж (план тегический

ношений с кли- тор продаж) план), план

ентами маркетинга

Источник: составлено автором

Из перечня бизнес-процессов управления, представленного в таблице 1, нами были выделены наиболее важные и проблемные бизнес-процессы управления на основе матрицы ранжирования бизнес-процессов1 (табл. 2).

Таблица 2

Матрица ранжирования бизнес-процессов управления телекоммуникационных компании2

1 2 3 4 5

Проблемность БП

Источник: составлено автором

Как видно из таблицы 2, бизнес-процессами управления, требующими преобразования, являются БП1, БП4, БП5, БП7, БП8, поскольку они находятся в критической зоне матрицы.

На основе выявленных особенностей развития телекоммуникационного рынка под влиянием тенденций развития цифровой экономики (ЦЭ), преимуществ виртуальной бизнес-среды и принципов инфоком-менеджмента нами была предложена следующая реляционная модель преобразования выделенных бизнес-процессов управления исследуемых телекоммуникационных компаний (табл. 3).

Таблица 3

Реляционная модель преобразования бизнес-процессов управления телекоммуникационных компании

Наименование бизнес- процесса управления (БПУ) Особенности развития телекоммуникационного рынка Преимущество виртуальной бизнес-среды Принцип инфоком-менеджмента Мероприятия по совершенствованию БПУ

БП1. Стратегическое Высокая изменчивость внешней среды Доступность глобальных рынков и Развитие организации в усло- Реинжиниринг бизнес-процесса

1 Анализ видов, последствии и причин потенциальных несоответствии [Электронный ресурс]: учеб. пособие. URL: http://new-quality.ru/lib/FMEA_new-quality.pdf (дата обращения: 10.12.2019).

2 Исследование проводилось на основе данных пяти крупнейших телекоммуникационных компаний РФ

управление информации о виях информа- в соответствии с

конкурентах ционно-коммуникационной среды (ИКС) этапом жизненного цикла компании

БП4. Управ- высокий уровень Высокий процент Взаимодействие Автоматизация

ление мар- конкуренции охвата потенци- с внешней сре- бизнес-процесса

кетингом альной целевой дой в условиях с помощью CRM-

аудитории через ЦЭ системы послед-

Интернет него поколения

БП5. Управ- высокая изменчи- Экономия на Функционирова- Наращивание

ление опе- вость внешней среды оборудовании и ние организации степени исполь-

рационной аренде в условиях ИКС зование «облач-

деятельно- ных» технологий

стью в операционной деятельности

БП7. Управ- короткий период Быстрый доступ к Развитие орга- Создание на базе

ление инно- жизни услуг связи инновационным низации в усло- компаний биз-

вациями разработкам, находящимся в свободном доступе виях ИКС нес-инкубаторов для активизации инновационной деятельности

БП8. Управ- короткий период Возможность Функционирова- Реинжиниринг

ление каче- жизни услуг связи перманентного ние организации бизнес-процесса

ством услуг мониторинга удовлетворенностью услуг связи (своих и конкурентов) в условиях ИКС в соответствии с этапом жизненного цикла компании

Источник: составлено автором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на основе модели преобразования бизнес-процессов управления телекоммуникационных компаний, представленной в таблице 3, можно адаптировать менеджмент телекоммуникационных компаний к современным условиям ведения бизнеса. При этом данная модель может быть положена в основу адаптационного механизма совершенствования менеджмента компаний, действующих на интернет-зависимых рынках, что является приоритетным направлением дальнейших исследований в данной тематике.

Литература

1. Мартынов Л. М., Геворгян Р. М. Основы менеджмента в виртуальной бизнес-среде с использованием информационно-коммуникационных технологий [Текст] // Молодой ученый. 2017. № 24. С. 266-269.

2. Мартынов Л. М. Сетевое управление в условиях изменений инфраструктуры экономики в современной материально-виртуальной бизнес-среде [Электронный ресурс] // Экономика и предпринимательство. №1 (ч. 3). 2014. URL: http://naukarus.com/setevoe-upravlenie-v-usloviyah-izmeneniy-infrastruktury-ekonomiki-v-sovremennoy-materialno-virtualnoy-biznes-srede (дата обращения: 10.12.2019).

3. Plakhotnikova M. A., Simonenko E., Pokramovich O. Global problems of increasing competitiveness of telecommunication organizations, opportunities provided by the digitalization of the economy // 18th International Scientific Conference Globalization and Its

Р. M. Геворгян, Л. M. Мартынов, Е. А. Старожук. Совершенствование управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний

Socio-Economic Consequences, University of Zilina, Faculty of Operation and Economics of Transport and Communications, Department of Economics, Part V. — Inequality in Society, Slovakia, 10th — 11th October 2018. — P. 2307-2315.

IMPROVEMENT OF MANAGEMENT BUSINESS PROCESSES OF TELECOMMUNICATION COMPANIES BASED ON VIRTUAL BUSINESS ENVIRONMENT AND INFOCOM MANAGEMENT

Razmik M. Gevorgyan Research Assistant E-mail: [email protected]

Livon M. Martynov Dr. Sci. (Econ.), Prof. E-mail: [email protected]

Evgeniy A. Starozhuk

Cand. Sci. (Econ.), A/Prof., Head of Management Department, Vice Rector for Economic Affairs E-mail: [email protected]

Bauman Moscow State Technical University 1/5 2nd Baumanskaya St., Moscow 105005, Russia

The article studies the possibilities of applying the advantages of virtual business environment and the principles of infocom management for improving management business processes of telecommunication companies. We have analyzed the dynamics of digital economy indicators for 2015-2018 and concluded that there is an increasing growth in demand for communication services. The following standard methods of scientific research were used in the article: statistical analysis, monographic method, matrix method of ranking business processes. We identified the main adverse trends in the development of the digital economy at the present stage. Based on the open data of the five largest companies in the telecommunications industry of the Russian Federation, the article revealed the features of improving their management business processes. As a result of the study, we proposed to use the relational model for transforming the management business processes of telecommunication companies, and the directions for its improvement. Keywords: virtual business environment; infocom management; business management processes; telecommunication companies; process management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.